Н.Н. Миловский Богоявленский Уметский А. Орлов Уфимской духовной семинарии: И. Назарьев Харьковской дух. семинарии: Н. Смирнов Холмской дух. семинарии: Арх. Варлаам А. Троицкий И. Смараг М. Кобрин Корпорации Боровинского духовного училища: А.Б. Дубенский Н. Гиляревский П. Храповицкий Белевского духовного училища: В. Благовещенский И. Беляев Свящ. Д. Силин Бирюченского духовного училища: А. Знаменский Д. Цитович Владимирского духовного училища: Ив. Альбицкий А. Постников И. Соловьев Вологодского духовного училища: Прот. П. Рукин С. Седов Воронежского духовного училища: А.Г. Борис В. Н. С. С. Попов Прот. В. Д. Вятского духовного училища: П.С. Чулков А. Меньшиков И. М. О. М.В. Бельский С.С. Липягов Вяземского духовного училища: А.П. Малыгин М. Ильинский И. Постников Дмитровского духовного училища: И. Купленский П. Никольский Н. Осецкий Единецкого духовного училища: Екатеринославского дух. училища: К. Перевозчиков Жировицкого духовного училища: Н. Лысаковский И. Волошин Арх. Аркадий Валериан К. Задонского духовного училища: От корпорации Звенигородского духовн. училища: А. Халанский С. Модестов М. Скворцов А. Морев Ишимского духовного училища: Ф. Токарев В. Попов Князев Поддьяков Коломенского духовного училища: А. Снегирев А. Недумов А. Смирнов Покровский Кременецкого духовного училища: Прот. И. Оснецкий Иеромонах Никон П. Беляев Мингрельского духовного училища: Архим. Стефан И.Ф. Санеблидзе Мстиславского Духовного училища: Л.И. Постников М.Ф. Сушков И. Глаголев Николаевского духовного училища: Н. Драганчул Никольского духовного училища: Свящ. Анатолий Попов С. Аремович Озургетского духовного училища: Свящ. Т.А. Лавров А. Хорбаладзе П. Уаров Оршанского духовного училища: А. Виноградов —52— 46. Пензенского духовного училища: Прот. В. Васильев А. Прозоров Петровского духовного училища: Иером. Нифонт Э. Колтунов Переяславского духовного училища: А.М. Ванпаков Г.А. Дементьев И. Федоровский А. Павловский С. Бельский Свящ. Андреев Г.И. Мищенко И. Стефанович И.С. Пономаренко Пинского духовного училища:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царь Алексей Михайлович пробыл на войне с 18 мая 1654 г. по ноябрь 1655 г. и эти полтора года лагерной жиз­ни, проведенные вне Москвы, покинутой первый раз в жизни, в совершенно новой обстановке, оставили глубокие следы в характере царя. Он сбросил с себя прежнюю сдержанность и из богатого помещика, каким он в сущности был первые годы после отца, постепенно превратился в царя; не изменяясь в своем обычном добродушии, Алексей Михайлович сделался недоверчивее, реже стал появляться народу и после московских мятежей принял целый ряд предо­сторожностей; так, между прочим, царское жилище постоян­но охранялось вооруженными воинами, никто не смел подой­ти к дворцовой решетке, никому не дозволялось подавать прошение царю лично, при выезде царя окружали стрельцы. В заключение всех мер был создан приказ тайных дел, положивший начало тайной полиции. Между тем, лагерная жизнь, где господствовала большая дисциплина, чем в боярской думе, приучила царя быть самостоятельнее, он проникся убеждением, что он верховный властелин земли русской, тем более, что успехи оружия покрывали его сла­вою, а регент, оставленный в Москве, по всем важным вопросам посылал гонцов в лагерь к царю. Идея самодержавия развивалась при самых благоприятных условиях, а особенно после провозглашения царя в Вильно великим князем Литвы. По возвращению в Москву Алексей Михайлович был искренно убежден, что в нем одном Россия имеет залог своего благоденствия и дальнейшего развития, что он один, самодержавный царь, может справиться с тяжелою задачею управления страною; это было тем более справедливо, что его окружали бездарности и посредственно­сти, умевшие только спорить о местах и алчно кидаться на царские подачки. Очень естественно, что первое же столкновение с «собинным» другом оставило в царе неприятное впечатление и если он не распорядился круто, во вкусе Ивана IV, то виною была его нерешительность, от которой он не мог избавиться во всю свою жизнь и чем умело пользовались окружающие. Столкновения же, между прочим, были по следующим поводам: какой-то дворянин совершил убийство, за что был осужден на казнь, и прибегнул к защите царского духовника Лукиана; тот стал про­сить у Алексея Михайловича помилования для преступника, но получил резкий отказ и за это не допустил его к причастию; царь пожаловался Никону, но патриарх оправдал поступок духовника. Вскоре затем Алексей Михайлович задумал развестись с Марьею Ильинишною; хотя царица никогда не благоволила особенно патриарху, но последний энергично стал противиться разводу и царь вынужден был, во избежание соблазна, уступить. За то Богоявленский мона­стырь в Полоцке, зависевший непосредственно от патриарха, был отдан царем в управление епископа полоцкого Клалиста, не смотря на все протесты оскорбленного самоуправством Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Увлечение звуковыми “эффектами” в храме Патриарх Алексий считал кощунственным нарушением самого духа православного богослужения и при всей своей безмятежной незлобивости достаточно сурово обличал некоторые проявления нецерковного поведения в наших храмах. «Нельзя без негодования видеть,– говорил он, — как часто эта “публика” устремляется вон после так называемого “концерта” на Литургии перед самым явлением Святых Даров, поклониться которым она считает для себя совершенно излишним. В угоду такой “публике”, а не богомольцам, регенты изощряются друг перед другом в подыскании и исполнении самых вычурных, самых по их мнению эффектных “номеров”, в которых главное место отводится исполнению солистов, причем ради этих мнимых музыкальных эффектов иные композиторы даже имеют дерзость жертвовать текстом песнопений, пропуская слова или наоборот — вводя слова, не имеющиеся в данном песнопении, или же повторяя некоторые слова, хотя на них нет логического ударения» 28 . Надо сказать, что на практике Святейший Патриарх старался, где возможно, образно говоря, сдерживать порывы регентов, готовых блеснуть мастерством исполнения “партеса”. Об этом повествует следующий случай. «В Елоховском Богоявленском соборе, — вспоминает игумен Никон, — шло праздничное всенощное бдение. Патриарх задержался по непредвиденным техническим причинам (не была вовремя подана машина) и выехал из своей резиденции, что в Чистом переулке, с запозданием. Его ожидали у входа в алтарь. По своему обычаю, еще не переступив порога храма, Святейший спросил у иподиакона, в какой момент службы он вступает в алтарь. Ответ был: “Блажен муж”, “Господи воззвах”. Когда его под руки ввели в алтарь (в то время Первосвятителю было уже свыше 90 лет, но он сохранял поразительно светлый разум и трезвое рассуждение), происходил вход, во время которого поется песнопение “Свете тихий”. Иподиакона, коему надлежало выйти на амвон с крестом и свечой, чтобы оповестить о присутствии Патриарха, в тот момент на месте не оказалось. Известный патриарший регент Виктор Степанович Комаров, воспользовавшись отсутствием Святейшего, решил блеснуть исполнением многоголосного произведения, да еще с сольной партией. На шестопсалмии Патриарх вызвал Виктора Степановича и сделал ему в резкой форме предупреждение и резкое внушение за пение многоголосия, тем более с соло» 29 .

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

Настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин в своем выступлении отметил, что христианство до сих пор остается одной из самых гонимых религий в мире, не только на Ближнем Востоке, где доминирует ислам, но и в Европе. По его мнению, сегодня христианским правозащитникам необходимо владеть мощной теоретической базой рационального обоснования вероучения. Апологетика могла бы стать одним из направлений деятельности ХПЦ.  Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев подчеркнул, что сейчас в России защита прав верующих в основном носит стихийный характер. Сделать ее более планомерной и эффективной поможет деятельность Христианского правозащитного центра, который выполняет очень важную функцию консолидации усилий граждан, экспертного сообщества и законодателей. Координатор движения в защиту инициативы строительства двухсот храмов в Москве «Защитим " Программу-200 " » Людмила Рябиченко  рассказала о деятельности организации и выразила готовность присоединиться к правозащитной деятельности ХПЦ. В дискуссии приняли участие руководитель центра правовой экспертизы Российского православного университета Игорь Иванишко, а также гости из Сербии Джессик Лазо и Паник Веселин, представитель Болгарии православный предприниматель Кирков Янко Пантелеймонов и другие эксперты. В завершающем выступлении духовник движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон (Белавенец), подводя итоги обсуждению, подчеркнул, что Христианский правозащитный центр будет выполнять еще одну важную функцию — содействовать преодолению атомизации православной паствы и, в том числе, оказывать помощь прихожанам православных храмов в решении правовых проблем в обыденной жизни. Ранее, комментируя идею создания Христианского правозащитного центра, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов заявлял: «В России уже давно назрела необходимость в планомерном, систематическом развитии деятельности по защите прав и свобод  верующих. Мы видим, как в последнее время ситуация значительно обострилась: набирает обороты открытая кампания против Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий России... Недавние террористические акты у нас в стране и в Европе показали, что идет настоящая война радикальных течений против всего общества». Пресс-служба Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/3998161.ht...

Там же: слова «Запрещает ти, диаволе, Господь наш Исус Христос пришедыи в мир и вселивыися в человецех» (старый текст) были заменены на «Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедыи в мир и вселивыися в человецех». В чине Богоявленского освящения воды в ектении были такие слова: «О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную»: стало – «О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную». Удивительный перевод! Но удивление исчезает, когда начинаешь сличать переводы с подлинниками. Оказывается, все венецианские и парижские издания греческих богослужебных книг, по которым и проводилась никоновская «справа», в текстуальном отношении весьма сильно разнятся между собой. При этом разница между изданиями может состоять не только в нескольких строках, но иногда в странице, двух и больше... «Трагедия расколотворческой реформы в том и состояла, что была предпринята попытка «править прямое по кривому», провозгласив содержавшие погрешности формы религиозного культа позднейшего времени древнейшими, единственно верными и единственно возможными, а всякое отклонение от них – злом и ересью, подлежащей насильственному уничтожению» 550 . Священник Никита Добрынин, написавший объемистую челобитную с перечислением разнообразных новшеств, отмечал масштабность церковной «справы»: «Нет ни единаго псалма, ни молитвы, ни тропаря... ниже в канонах всякаго стиха, чтобы в них наречие изменено не было» 551 . Со временем стало ясно, что Никон и царь хотят не просто исправления каких-то погрешностей переписчиков, а изменения всех старых русских церковных чинов и обрядов в соответствии с новыми греческими, причем зачастую грекофильство царя и патриарха оказывалось достаточно поверхностным. Уже в марте 1653 года царь Алексей Михайлович издал указ о том, чтобы иконы в иконостасе Успенского собора были переписаны. Впервые в России в деисусном чине вместо традиционных святителей и мучеников появились изображения 12 апостолов, обычные для иконостасов Греции и Балканских стран. В мае того же года для Никона была изготовлена митра с двумя надписями на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

И все же, повторюсь, историк Русской Церкви должен с ним ознакомиться. Хотя бы потому, что на страницах его неоднократно появляются выдающиеся православные мыслители начала XX в., хотя бы потому, что Тихомиров переписывается с митрополитом Владимиром (Богоявленским), архиепископом Арсением (Стадницким), епископом Гермогеном (Долгановым), регулярно общается с архиепископом Никоном (Рождественским) и хотя бы потому, что сын его - иеромонах Тихон (Тихомиров). В связи с последним в " Дневнике " иногда приводятся любопытные штрихи к истории Русской Церкви предреволюционных лет, например о волнениях в новгородской семинарии в конце 1915 г. (С. 161 - 162, 184). Ценны и некоторые свидетельства Тихомирова-обывателя, например, когда он неоднократно отмечает то, что в 1916 г. храмы Москвы и Сергиева Посада были " набиты битком " (С. 218). Или вот любопытная зарисовка, сделанная 1 июля 1916 г.: " Вся эта проза монашеского быта мне очень нравится. У них тут, в глуши - такая демократия, как нигде. За простым деревянным столом сидят: архиепископ, архимандрит - казначей, и двое послушников, один, впрочем, пострижен в монахи, - пьют вместе чай и беседуют, как равные. А ведь Никон - член Синода и Государственного Совета " (С. 252). Одновременно весьма ценными для исследователя политической истории России начала XX в. можно считать записанные в " Дневник " личные воспоминания Тихомирова об А. А. Нейгардте (С. 171 - 181) и П. Н.Дурново (С. 124 - 135). " Дневник " Тихомирова за 1915 - 1917 гг. фрагментарно печатался ранее, а в интерпретации А.В. Репникова частично опубликован в Uhmepheme[iv]. Но все же, думается, комплексное впечатление от Тихомирова-личности и Тихомирова-мыслителя можно получить лишь при полном прочтении источника за указанные годы. Поэтому в завершение несколько слов о самом издании. Публикация выполнена на высоком археографическом уровне. Тексту источника предшествует обстоятельная вступительная статья А. В. Репникова. Главный недостаток публикации, пожалуй, в том, что комментарии публикатора носят почти исключительно биографический характер и, при этом, сделаны достаточно избирательно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Архив Пн Ректор Алма-Атинской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев): «Мне бы хотелось, чтобы семинария стала самым крупным в Алма-Ате молодежным центром и самой большой дискуссионной площадкой» 19 сентября 2010 г. 11:00 В интервью сайту Митрополичьего округа в Республике Казахстан ректор Алма-Атинской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев) рассказал о деятельности новой духовной школы Русской Православной Церкви. — Ваше Высокопреподобие, на заседании Священного Синода 26 июля 2010 года было принято решение о создании в Алма-Ате высшего богословского учебного заведения. — Действительно, сегодня в Семиречье впервые создается православная духовная семинария. До революции в нашем крае были основаны прекрасные монастыри, построены замечательные храмы, но духовных учебных заведений не было. В 90-х годах XIX века преосвященный епископ Никон (Богоявленский), находясь на кафедре в г. Верном, начал было хлопотать об открытии семинарии в Туркестане, но его внезапная кончина не позволила осуществиться этим планам. Лишь в 1991 году, стараниями архиепископа Алексия (Кутепова) в Алма-Ате было открыто епархиальное духовное училище, на базе которого мы открываем нынешнюю семинарию. Создание полноценного высшего богословского учебного заведения — насущнейшая необходимость сегодняшнего дня. Как известно, в Казахстане создан Митрополичий округ Русской Православной Церкви — каноническая структура, наделенная правами самостоятельности. Было бы очень странно, если бы округ не имел своей семинарии. Убежден, что у нас есть все возможности успешно заниматься подготовкой пастырей Православной Церкви Казахстана непосредственно в Казахстане, а не пользоваться услугами богословских школ России. Ведь образование будущих священнослужителей для приходов Казахстана должно иметь определенную специфику, которую возможно понять и воплотить в жизнь непосредственно здесь. — Какие требования предъявляет к современной семинарии церковная жизнь? — Во всей Русской Православной Церкви сегодня понимают: систему духовного образования, которая зачастую следует стандартам 40-х годов прошлого века, а иногда еще более ранним, необходимо реформировать и приблизить к потребностям сегодняшнего дня. Где в мире вы видели вузы, в которых пользуются конспектами XIX века? Не как материалом для научных исследований, а как учебным пособием. Сколько можно заучивать формулировки катехизиса святителя Филарета (Дроздова)? К слову, мы с нетерпением ожидаем появления в свет нового, современного катехизиса Русской Православной Церкви, который недавно анонсировал митрополит Иларион (Алфеев) .

http://patriarchia.ru/db/text/1278100.ht...

В русском обществе еще раньше сложилась слепая преданность обрядам в связи с безусловным уважением и доверием к церковным книгам, как священным. Самый характер тогдашнего просвещения воспитывал в обществе такой именно склад, а общее невежество благоприятствовало ему укорениться. Отсюда-то и произошло подозрительное отношение ко всякому проявлению критицизма, отсюда-то и явился протест против книжных обрядовых исправлений Никона, которые были введены со всей решительностью, и новопечатными книгами настойчиво заменялись старые. Скоро дело дошло до того, что расколоучители с невежественной толпой своих последователей открыто заявили, что Никон совершенно истребил всю веру, что теперь церкви стали не церкви, архиереи не архиереи, тайны не тайны, и что долг христианина – отказаться от никонианских еретических служб и храмов и оставаться верными древнему благочестию, т.с. старым книгам и обрядам, по которым-де угодили Богу все русские святители и чудотворцы. Так, вследствие неразумной приверженности к некоторым из прежних обрядов, образовалось «старообрядчество». Главные вожди этого раскола, отторгшие от Церкви многих простецов, были осуждены на соборах 1666 г. и 1667 г. Все наши старообрядцы одинаково согласны между собой в следующих пунктах своего учения: должно служить Богу по старым книгам, а не по новым, креститься двумя перстами, а не тремя, употреблять сугубую аллилуйю, а не трегубую, осьмиконечный крест, а не четвероконечный, совершать литургию на семи просфорах, а не на пяти, творить ход посолон, а не против солнца, читая в Символе о Святом Духе и «истинного», произносить и писать имя Спасителя Исус, а не Иисус и проч. Но они разногласят во многих других отношениях, а потому и делятся на много толков и согласий. Стефановщина Это согласие беспоповского толка основано дьяконом Стефаном, который учил гнушаться браком, жить в наружном девстве и блуд считать любовью, – если же родятся дети, бросать их в лесу на съедение зверям и птицам. Известно под тем же именем другое согласие – поповского толка. Оно основано беглым священником Стефаном, который учил, что хлеб пасхальный и богоявленская вода – то же, что евхаристия, и потому нет нужды домогаться евхаристии. Странники, или бегуны, иначе подпольники

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4 Свв. Зосима и Савватий Соловецкие Архангельский край «Скупой рыцарь» Трехмастная структура воскресных лекций на мануфактуре Коншина не была традиционной для большинства народных чтений, что говорит о желании организаторов расширить общую программу. Однако сюжеты из церковной истории, жития святых, литературные отрывки и сведения по гигиене не были объединены в систему и представляли для рабочей аудитории лишь познавательное значение. В архивных документах сохранились ценные впечатления наблюдателя за чтениями, которые передавались в правление мануфактуры после окончания бесед: «Имею честь донести, что духовную беседу 2 марта 1905 г. «Новозаветная религия или христианство» вел священник Богоявленской церкви В. В. Смирнов. На беседе присутствовали рабочие второй смены, около 150 человек. Беседа велась очень вяло, а иностранные слова, употреблявшиеся в беседе, делали ее малопонятной для слушателей, почему до конца беседы осталось около 50 человек. Духовную беседу 9 марта вел священник с. Борки В. Смирнов. На беседе присутствовали рабочие 1-й смены, около 400 человек. Живой, увлекательный рассказ приковал внимание слушателей, несмотря на то что беседа затянулась до 8 час. 40 мин. Слушатели оставались до конца беседы. Духовную беседу 16 марта « Патриарх Никон и раскол в Русской Церкви» вел диакон Покровской церкви Боголепов. На беседе присутствовали рабочие второй смены, около 200 человек. Простое изложение беседы делало ее вполне понятной слушателям, до конца чтения оставалось около 100 человек» 472 . Примером чтений, проходивших по инициативе приходского духовенства в самой Москве, является просветительская деятельность на заводе К. Тиль и К о . Аудитория характеризовалась организаторами как «неграмотная масса, привыкшая проводить свой досуг в трактире или в бесцельной толкотне перед воротами завода, а нередко в кулачных боях» 473 . Желавшие послушать лекцию собирались в заводской мастерской, вмешавшей 1500 человек, за два часа до начала чтений. Атмосфера публичных чтений описана свидетелем следующим образом: «Я еше издали увидел толпу в несколько сот человек и с любопытством оглядывал собравшуюся публику. Это был настоящий рабочий люд: мастеровые, ремесленники, фабричные – словом «чернь» в полном смысле этого слова... мне пришлось побывать в других читальнях и всюду я встречал одно и то же: толпы «серого» и «черного» народа, рвущегося в читальни, залы, переполненные слушателями... и глубокое сосредоточенное внимание к чтению» 474 . Проведение чтений имело также свой отклик среди рабочих, как выразился один из них: «Хорошо-то хорошо, только что ж нам пустяки-то слушать, нам бы что-нибудь подельнее» (о лекции про Мольера. – М. Г.) 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо сказать, что на практике Святейший Патриарх старался, где возможно, образно говоря, сдерживать порывы регентов, готовых блеснуть мастерством исполнения «партеса». Об этом повествует следующий случай. «В Елоховском Богоявленском соборе – вспоминает игумен Никон, – шло праздничное Всенощное бдение. Патриарх задержался по причине не поданной вовремя машины, выехал из своей резиденции, что в Чистом переулке, с запозданием и приехал лишь к моменту пения «Господи, воззвах». Когда его под руки вводили в алтарь (в то время Первосвятителю было уже свыше 90 лет, но он сохранял поразительно светлый разум и трезвое рассуждение), происходил Вход, во время которого поется песнопение «Свете тихий». Иподиакона, которому надлежало выйти на амвон с крестом и свечой, чтобы оповестить о присутствии Патриарха, в тот момент на месте не оказалось. Известный патриарший регент Виктор Степанович Комаров, воспользовавшись отсутствием Святейшего, решил блеснуть исполнением многоголосного произведения, да еще с сольной партией. На шестопсалмии Патриарх вызвал Виктора Степановича и сделал ему в резкой форме предупреждение и резкое внушение за пение многоголосия, тем более с соло» . Озабоченность и беспокойство слышатся в речах Патриарха, когда он говорит о судьбе подлинных богослужебно-певческих традиций, связанных с антифонным пением. «Что особенно прискорбно, – читаем мы в одном из посланий, – правые хоры считают своей обязанностью только нотное исполнение некоторых песнопений, а пение стихир, в которых излагается сущность праздника, предоставляется торопливому, невнятному и неумелому исполнению левого клироса, по большей части любителей, поющих без всякой предварительной подготовки, по одной, в большинстве случаев, книге, с трудом разбирая славянский текст. И так как исполнение «номеров» правого хора занимает много времени, то опускается большая часть стихир и производятся недопустимые сокращения церковного богослужения» . «В то время как правый хор по большей части, видимо, подготовился к праздничному богослужению, левый хор кое-как справляется с пением ектений и остающихся на его долю песнопений. Это производит жалкое впечатление и, конечно, нарушает торжественность службы. Необходимо в таких случаях так разделять хор, чтобы и правый и левый были более или менее однородны» .

http://bogoslov.ru/article/5171059

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010