Видя, как патриарх поступал с иконами, подумали, что он сольно грешит, пришли в смущение и волнение и сочли его противником икон. В это время случилась моровая язва и солнце померкло перед закатом 2-го августа. Они подумали: „все случившееся с нами есть гнев Божий на нас за надругательство патриарха над иконами“. Образовались скопища, враждебные патриарху, которые покушались убить его, ибо царя в это время не было в Москве и в городе оставалось мало войска. В таком положении находилось дело, когда было получено патриархом повеление от царя увезти царицу со всею семьей в Троицкий монастырь, дабы она там оставалась во избежание моровой язвы. Они уехали, и царица пробыла в Троицком монастыре до наступления рождественского поста. Патриарх же, расставшись с нею, провел все это время в горах и лесах, скрываясь от лютости моровой язвы, удаляясь от людей, проживая в палатке под дождем и снегом, не имея себе иного утешения кроме огня. Так как у них более ста лет не было моровой язвы, то они сильно испугались. Большинство вельмож также бежали из города, и по Промыслу Божию большая часть их уцелела. Царь, приехав из Смоленска в Вязьму, послал повеление патриарху прибыть к нему с царицей. Они отправились и оставались там, пока не прекратилась язва в Москве, как об этом мы раньше упомянули. В этот день патриарху представился удобный случай для беседы в присутствии царя, и он много говорил о том, что такая живопись, какова на этих образах, недозволительна. При этом он сослался на свидетельство нашего владыки патриарха и в доказательство незаконности новой живописи указывал на то, что она подобна воображениям франков. Патриархи предали анафеме и отлучили от церкви и тех, кто станет изготовлять подобные образа, и тех, кто будет держать их у себя. Никон брал эти образа правою рукою один за другим, показывал народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь. Царь стоял близ нас с открытою головой, с видом кротким, в молчании внимая проповеди . Будучи человеком очень набожным и богобоязненным, он тихим голосом стал просить патриарха, говоря: „нет, отче, не сожигай их, но пусть их зароют в землю“. Так и было сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всероссийский Патриарх Иоасаф II (1667–1672) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 В истории XVII века были два Первосвятителя, возглавившие Русскую Церковь, которые не только носили одно имя, но и их судьба была аналогичной. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Феодоровиче, во главе Церкви стоял его отец — Патриарх Филарет, носивший титул Великий государь. После его кончины был избран Патриарх Иоасаф I, который был гораздо мение влиятелен. В середине XVII века возглавлял церковь Патриарх Никон. Подобно отцу царя Михаила, он также носил титул Великий государь. После него Русской Церковью управлял Святейший Патриарх Иоасаф II. Оба патриарха с именем Иоасаф оказались в тени своих более известных предшественников и, следовательно, остались менее известны в истории. По низложении Патриарха Никона царь Алексий Михайлович в связи с долговременным вдовством Московского Патриаршего Престола повелел российским архиереям избрать в присутствии Восточных Святителей достойного кандидата в Патриархи. По имевшемуся порядку Восточным Предстоятелям были представлены три кандидата, в числе которых был Троицкий архимандрит Иоасаф, который и был избран на первосвятительскую кафедру. Это был уроженец Тверской земли, о чем свидетельствует его именование “новоторжец”. Первоначально он был настоятелем древнейшего Борисоглебского монастыря в Торжке, затем с 1654 года по 1656 являлся настоятелем Владимирского Рождественского, а с 1656 по 1666 год — Троице-Сергиева монастыря. В перечне Троицких настоятелей во Вкладной книге обители читаем о нем: “Архимандрит Иоасаф, взят из Володимера из Рожественского монастыря и поставлен апреля в 25 день 164 (1656)-го году. И повелением Великаго государя царя и Великаго князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по благословению великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии даны ему на мантию скрижали да святительский посох” 1 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-patriarh...

«На страже духа». Письма и дневники. Часть 13 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архиепископа Никона (Рождественского) " На страже духа " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Письма и послания 1890–1918 годов Митрополиту Арсению (Стадницкому) Архиепископ Никон. 1900 г. Воистину Воскресе Христос, Ваше Преосвященство, возлюбленный о Христе Брат. Уже и Пятидесятница преполовилась, а я, пользуясь Вашим позволением не спешить с ответом, еще не ответил Вам… Вы ждете от меня «сатисфакции» за сие, а мне приходится просто просить у Вас смиренно прощения… Ведь все еще болею – вот уже почти год (28 мая), как малярия меня захватила, а тут – экзамены отнимают время, иногда с 9 утра до 6 вечера… Кое-как не умею делать, а как следует – еще не научился, а хочется и частичку души вложить в это дело… Сего ради простите. Живем в каком-то бреду. Сегодня, наприм[ер], ночью – вдруг сильнейший взрыв, и никто не может сразу даже понять: что и где? Думается: уж не на вулкане ли? А наши либералы мутят и мутят и все дерзостнее становятся, и неведомо, что будет завтра. За Великий пост целую войну я выдержал за говенье учащихся в городских школах: и плодом было то, что дух антихриста повеял воочию… Читаете ли «Моск[овские] вед[омости]»? Конечно, читали мой дневник? Это мой ответ преосв[ященному] Исидору – либералу из епископов. Читали и заметку Православного ? Она имела плодом то, что премия не утверждена. В академии великий раскол. Либералы выходят из берегов. Студенты, не пожелавшие пристать к стачке, мучатся на репетициях, им грозят единицы на экзаменах. Обидно за Церковь, за власть. Сумасшедший дом… Мой цензор говорит: «Прежде я подписывал статьи о[тца] Никона, не читая, теперь прочитываю каждую строчку». И изволит иногда вычеркивать… Вот Вам и мое архиерейство: попал в неблагонадежные, в школьники, коим тетрадки черкают… Но суть-то в том, что хочется меня уколоть чем-нибудь. В угоду Тихомировым, Каптеревым, Кареевым и комп[ании], им же имя легион. Старичок подслуживается, либеральничает, кокетничает с либералами, будто те старички, что в театр ходят… Ох, время! Преосв[ященный] Евдоким собирается в Палестину. Я так измучился за зиму с своею болезнью, что только и мечтаю на подножный корм. Нервы никуда не годятся.

http://pravoslavie.ru/3173.html

Замечательное место в жизни Московской духовной академии послереволюционных лет занимает бывший инспектор, а в 1918 г. помощник ректора архимандрит Иларион (Троицкий) , впоследствии архиепископ. Как видно из публикуемого дневника, архимандрит Иларион часто служит и произносит проповеди . Он неравнодушен к судьбам Церкви и народа, стремится молитвой, делом и словом противостоять трагедии, постигшей страну. Профессор А. Д. Беляев относится к отцу Илариону иногда как внимательный наставник к прилежному и способному ученику (по его молодости), делает критические замечания относительно его проповеди . Так, 24 декабря по поводу прочитанного отцом Иларионом «Слова на Рождество» святителя Григория Богослова он замечает, что оно «для народа слишком искусственное, да и произнесение было довольно спешное, не ораторски рассчитанное. Лучше было бы произнесть каждое речение увесистее, сокративши его наполовину». Впрочем, впечатление от служения отца Илариона у него осталось хорошее... 9 Александр Дмитриевич отмечает, что помощник ректора Академии говорит в своих проповедях «о православной вере как надежной защите от теперешней разрухи» 10 , не боится констатировать бедственность времени, призывая молиться 11 . Живой отклик в дневниках А. Д. Беляева находит смерть архиепископа Никона (Рождественского) 12 , известного публициста и церковного деятеля, с 1916 г. жившего на покое в Троице-Сергиевой лавре. Автор передает обстоятельства кончины архипастыря, отзываясь о нем с большой симпатией: «Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих кельях. Будто бы ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил; вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз. Думал ли тогда, что это уже последнее его служение, трудолюбец и талантливый, но мало любимый за строгость» 13 . Перед кончиной владыка болел «своею аортною болезнию» 14 . Александр Дмитриевич был на выносе тела и первой панихиде, отслуженной наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым) 15 , казначеем архимандритом Досифем (Андреевым) и бывшим ризничим архимандритом Аполлосом (Беляевым) . Лицо почившего было закрыто «плисовым черным одеянием с белыми словами и изображениями». Открытая правая рука, держащая крест, «была бледна, но как живая, не опухшая, не измененная ни в чем» 16 . Отпевание архипастыря совершалось 2 января в Трапезной церкви после обедни. Богослужение возглавил митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) в сослужении наместника и братии Лавры. После отпевания архимандрит Кронид в надгробном Слове тепло отозвался о почившем: «Его считали скупым, это неправда: он помогал нищим, но тайно. Его листки оказали благотворное влияние. Никон прославил Лавру, и она благодарит его...» 17 . Последними словами архиепископа Никона были: «Да будет воля Господня». 16 декабря. Воскресенье

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

– А разве возможно было в короткое время перечитать все книги и сличить с русскими, или славянскими? – Читать всю какую-либо книгу едва ли и требовалось. Довольно было справиться в некоторых местах, относительно того, в чем по нашим книгам встречалось недоумение. – А кроме Иверских были ли другие собрания? – Да. Сербский патр. Гавриил, прибывший к нам в Москву, привез книгу, в которой были напечатаны все три литургии; патриарх Антиохийский Макарий привез с собой несколько богослужебных книг; затем, патриархи Иерусалимский и Александрийский прислали в Москву не менее 200 книг. – Кому же поручил патр. Никон столь серьезное дело, – разобраться в таком множестве книг и отыскать в них то, что было нужно для сличения славянского перевода? – При энергии самого патр. Никона, в лицах, знающих книжное дело, недостатка не было; он еще в сане митрополита, когда был в Соловецкой обители за мощами святителя Филиппа, тогда обратил внимание на грека Арсения, который, находясь в обители «для исправления православной греческой веры», заслужил о себе доброе мнение. А когда Никон сделался патриархом и задумал приступить к исправлению книг, тогда он и вспомнил об Арсении греке; с соизволения государя вызвали его в Москву, сделали библиотекарем патриаршей библиотеки и главным справщиком, и переводчиком греческих церковно-богослужебных книг, так как Арсений, кроме своего греческого, знал несколько и других языков, а в Соловецкой обители в три года, он научился славянской грамоте и русскому языку 1 . – Помнится мне, что у митр. Макария сказано и о других деятелях по исправлению книг, но теперь я имена их забыл. В истории (т. XII) у митр. Макария действительно упомянуты Епифаний Славеницкий, Киевский ученый иеромонах, вызванный в Москву еще до патр. Никона в 1649 г., архимандрит Иверского Афонского монастыря Дионисий; а по записям раздачи жалованья справщикам известны еще старец Евфимий, хорошо знавший не только греческий язык, но и латинский, польский и еврейский, – старец Новоспасского монастыря Матфей, – и протоиерей Богородице-рождественской церкви Адриан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

А Вы вот не были в Почаевской Лавре, ни в Житомире, а если бы пожаловали, то были бы встречены с любовью. Говорят о моем вызове в Синод, хотя я вовсе не желаю служить духу праздности и уныния, в чем именно и заключается присутствование там. Но если придется ехать не с экстерностью (у меня в Новгородской епархии весьма больна мать 70 лет), то воспользуюсь Вашим братским приглашением. Сейчас пишу ночью, возвратившись с обеда – ужина у губернатора в честь министра Глазова. Видимо это хороший господин, но едва ли хороший руководитель школьного просвещения. Посылаю Вам номер «Китайского вестника» с замечательной и весьма симпатичною передовицей епископа Иннокентия [Фигуровского]. Прошу святительских молитв и остаюсь Вашего Преосвященства преданный во Христе собрат епископ Антоний 26 октября 1904 года 23 Друже и святителю! Выход Владимира Карловича [Саблера] из Духовного Ведомства и замена его Ширинским-Шихматовым есть факт. Крайне недружелюбное отношение Константина Петровича [Победоносцева], побудившего Владимира Карловича подать в отставку 7-го апреля. Меня и Никона [Рождественского] Константин Петрович вымарал из заготовленного по его же указанию наградного списка (архиепископа), — на что я бы с… хотел, — а вообще, почти никто из архиереев награды не получил, хотя черед был и трем митрополитам и Наследник родился и они его крестили. Вызываются (это секрет) Гурий [Охотин] Новгородский, Лаврентий [Некрасов] и Вениамин [Муратовский] Калужский — аховые ребята — два. Мы с киевскими святителем [Флавианом (Городецким)] поедем вероятно 22-го — раньше не пускают Никона 15, а Никон завтра — после общего съезда у митрополита Антония [Вадковского]. Здесь Преосвященный Димитрий (Абашидзе), Алексий [Баженов] Таврический, ожидается 6-го епископ Платон [Рождественский] ( барыши из Ялты). Преосвященный Алексий с Преосвященным Димитрием были за последние полгода в русско-японских отношениях. Саша М. был у меня: зубрит и тает от умиления. К великой радости моей на стороне патриаршества оказался и протопресвитер Янышев: Господь да будет милостив к нему. Ваш ректор новый получил орден 2-й степени, а отец Алексий — крест. Поздравляю их. Прошу Ваших святых молитв, благодарю за гостеприимство, ожидаю Вас в Почаевскую Лавру, где пробуду 24 мая — 8 июня и 13 августа — 26 сентября.

http://pravoslavie.ru/5541.html

Великий государь, смилуйся, пожалуй! 497 Всероссийский патриарх Иоасаф II (1667–1672) 498 В истории XVII века были два Первосвятителя, возглавлявшие Русскую Церковь , которые не только носили одно имя, но и их судьба была аналогичной. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Феодоровиче, во главе Церкви стоял его отец – Патриарх Филарет, носивший титул Великий государь. После его кончины был избран Патриарх Иоасаф I, который был гораздо менее влиятелен. В середине XVII века возглавлял Церковь Патриарх Никон . Подобно отцу царя Михаила, он также носил титул Великий государь. После него Русской Церковью управлял Святейший Патриарх Иоасаф II. Оба Патриарха с именем Иоасаф оказались в тени своих более известных предшественников и, следовательно, остались менее известны в истории. По низложении Патриарха Никона царь Алексий Михайлович в связи с долговременным вдовством Московского Патриаршего Престола повелел российским архиереям избрать в присутствии Восточных Святителей достойного кандидата в Патриархи. По имевшемуся порядку Восточным Предстоятелям были представлены три кандидата, в числе которых был Троицкий архимандрит Иоасаф, который и был избран на первосвятительскую кафедру. Это был уроженец Тверской земли, о чем свидетельствует его именование «новоторжец». Первоначально он был настоятелем древнейшего Борисоглебского монастыря в Торжке, затем с 1654 года по 1656 являлся настоятелем Владимирского Рождественского, а с 1656 по 1666 год – Троице-Сергиева монастыря. В перечне Троицких настоятелей во Вкладной книге обители читаем о нем: «Архимандрит Иоасаф, взят из Володимера из Рожественского монастыря и поставлен апреля в 25 день 164 (1656)-го году. И повелением Великаго государя царя и Великаго князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по благословению великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии даны ему на мантию скрижали да святительский посох» 499 . Во время его настоятельства царь Алексий Михайлович неоднократно посещал Троице-Сергиеву обитель и полюбил архимандрита Иоасафа. Во время войны России с Польшей однажды, возвращаясь в Москву из богомольной поездки в Троицкий монастырь и получив утешительные вести об успехах русского оружия, царь немедленно возвратился с дороги назад в монастырь, где принес благодарение Богу и, отходя, заповедал настоятелю и братии трехдневный пост и молитву о даровании победы и ниспослании мира. Во время заповеданного государем поста и молебствий была одержана еще новая победа над поляками, за которую царь почтил архимандрита Иоасафа и братию 500 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В книге около тысячи иллюстраций. Это и редкие фотографии, и знаменитые картины, и «документы эпохи», по крупицам собранные из государственных и частных коллекций. Изобразительный ряд энциклопедии сам по себе дает впечатляющий образ XX века. 23 января 2008 года энциклопедия получила премию в номинации «Лучший книгоиздательский проект года». Среди учредителей премии – Русский биографический институт, Российская государственная библиотека, редакция «Литературной газеты». В 2007 году особо следует выделить издание миссионерского Рождественского календаря-сборника «Мир вашему дому». Этот цветной буклет был выпущен тиражом 2 миллиона экземпляров и разослан жителям России, главным образом по регионам (Архангельская, Иркутская, Калужская, Кемеровская,  Нижегородская и другие области) в качестве подарка к Новому году и Рождеству. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах буклет распространялся среди представителей государственной администрации, чиновников, журналистов, общественных деятелей. Подарочное издание получили также детские дома, приюты, больницы. В мае 2007 года произошло эпохальное событие –  воссоединение двух частей Русской Церкви. В этом контексте особое значение приобрела серия «Духовное наследие Русского зарубежья». В минувшем году в ней вышли сборники митрополита Филарета (Вознесенского), архиепископов Анастасия (Грибановского), Иоанна (Шаховского), епископа Василия (Родзянко), архимандрита Киприана (Керна), протопресвитера Василия Зеньковского, иеромонаха Серафима (Роуза), Николая Бердяева, Владимира Лосского. Была продолжена полюбившаяся читателям серия «Письма о духовной жизни», в которой вышли эпистолярные сборники священномученика Андроника (Никольского), святителя Макария Невского, митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Никона (Рождественского). В серии «Духовная сокровищница» вышли следующие книги: «Избранные творения» святителя Григория Нисского, «Душеполезные поучения» преподобного Аввы Дорофея, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, «Избранные творения» преподобного Ефрема Сирина.

http://pravoslavie.ru/5922.html

Ввиду продолжающихся баталий (причем, не только богословских, но уже и телесных) между иноками русских монастырей, Афонский кинот, центральный соборный орган управления Святой Горы, почти полностью греческий по своему этническому составу, дружно принял сторону «имяборцев», отказавшись признавать нового игумена, выбранного русскими монахами. А попутно отверг от церковного общения о. Антония (Булатовича), к тому времени уже направившегося в Россию в надежде найти поддержку у обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера и других иерархов Русской церкви. Однако Синод сразу же и безоговорочно поддержал «имяборцев», помимо Храповицкого те получили еще одного покровителя и защитника в лице архиепископа Никона (Рождественского), известного публициста, ригоричного сторонника «Русской идеи», ярого антисемита и твердого по убеждениям монархиста. То, что Рожественский, как и Храповицкий, являлся членом Святейшего Синода, уже само собой предопределяло характер грядущих событий. В короткое время все враги исихастов сошлись «в одной лодке» и действовали довольно дружно: новый Константинопольский патриарх Герман V (1913-1918) своим посланием подтвердил «ересь» «имяславцев», а Храповицкий с Рождественским потребовали от русских афонитов подчиниться актам патриарха. Им делом помогли правительственные лица из российского МИДа. Всю весну 1913 г. шли активные предуготовительные мероприятия, наконец 30 марта вышел «Отзыв Халкинской богословской школы» (еще один) об учении «имяславцев», в котором исихасты были обвинены в пантеизме. Правда, не обошлось без откровенных нелепиц – греческие богословы отметили в «Отзыве», что не имели времени прочитать книгу о. Антония (Булатовича), но поняли ее дух (!), основываясь на различных материалах и рукописях, переданных им для анализа. Уже 5 апреля того же года Герман V направил на Афон послание, в котором назвал «имяславие» «новоявленным и неосновательным учением» . Вслед за тем, 16 мая 1913 г., на своем экстренном заседании заслушав доклады Рождественского, Храповицкого и С.В. Троицкого, преподавателя Санкт-Петербургской Александро-Невской духовной школы, Святейший Синод рассмотрел проект Послания, подготовленный архиепископом Сергием (Страгородским). Проект без долгих дебатов был утвержден всеми присутствующими членами. В Послании о. Антоний (Булатович) со своими единомышленниками обвинялся в магизме (!), заблуждениях и богословских измышлениях. Архиереи дружно отрицали веру в благодатную силу Имени Божия, поскольку-де она ведет к механическому повторению «Иисусовой молитвы». В заключении синодального Послания наши архиереи солидаризировались с Посланием патриарха Германа V о том, что «имяславие» есть ересь, и потребовали от всех исихастов «смиренно покориться голосу Матери-Церкви» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/17/...

В Сретенской духовной академии пройдет конференция о жизни и духовном наследии архиепископа Никона (Рождественского) Конференция состоится 3 марта 2022 года МОСКВА.  3 марта 2022 года в Сретенской духовной академии в 14:00 состоится Третья историко-богословская конференция Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова на тему «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиеп. Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века». ПРОГРАММА Список участников и темы выступлений: В очном формате конференция пройдёт в аудитории «Святая Русь» Сретенской духовной академии. Желающим присоединиться к конференции дистанционно необходимо обращаться за ссылкой на подключение по электронной почте: patrolog.sda@list.ru Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/10096466.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010