В столетие кончины архиепископа Никона (Рождественского) братия Лавры отслужила панихиду на его могиле Сергиев Посад, 15 января 2019 г.      В Подмосковье есть село Чашниково - совсем, можно сказать, неизвестное село. Оно памятно разве тем, что в нем 4 апреля 1851 года в семье дьячка родился будущий архиепископ Никон. Семья была многодетной - двадцать два ребенка. Начальное образование будущий владыка Никон получил в Заиконоспасском, а затем в Перервинском духовных училищах. Затем обучался в Московской духовной семинарии. По её окончании исполнил свое заветное намерение – оставить мир. Стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря. В 1877 году был определен в послушники Троице-Сергиевой лавры и там проходил послушание помощника Лаврского библиотекаря. В 1880 году, находясь на излечении в монастырской больнице, принял монашеский постриг с именем Никон. 16 мая 1882 года посвящен в иеродиакона. А 23 мая того же года – в иеромонаха. Сначала в этом сане, а затем в сане архимандрита, исполнял обязанности казначея Лавры и начальника иконописного училища при монастыре.      Архиепископ Никон известен своей широкой издательской деятельностью: он основал знаменитое периодическое издание «Троицкие листки». За 30 лет до 1917 года они были изданы тиражом в 136 миллионов. Его перу принадлежат: «Троицкий цветок», «Троицкая народная библиотека», «Божья нива» и многие другие публикации. Архиепископ Никон издал также «Житие и подвиги преподобного Сергия», «Толковое Евангелие от Матфея», множество статей и дневников. С 1904 года стал епископом Муромским. С 1906 – архиепископом Волгодским и Тотемским. Был членом Священного Синода. С 1916 года на покое проживал в Троице-Сергиевой лавре. В годы революции выступал как резкий противник происходящего и защитник монархии.      Погребён в монастырской ограде, за алтарём храма Святого Духа. Прошёл целый век, и могила архиепископа Никона стала местом почитания лаврских паломников. Здесь 12 января братия Лавры - игумен Евтихий в сослужении иеродиакона Герасима - совершили панихиду, сообщает пресс-служба Лавры .      Пел братский хор под управлением чтеца Николая Дмитрука. После панихиды доцент Московской духовной академии П. К. Доброцветов сделал анонс о предстоящей конференции, посвященной жизни и наследию архиепископа Никона (Рождественского). Конференцию планируется провести в Московской Духовной академии 2 марта сего года. 15 января 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/118646.html

В пройшла друга присвячена Никона (Рождественського) 16 лютого 2021 р. 19:24 11 февраля 2021 года научная школа патрологических исследований кафедры богословия Московской духовной академии провела вторую историко-богословскую конференцию «Жизнь, деятельность и духовное наследие выпускника МДА и насельника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Никона (Рождественского) (к 170-летию со дня рождения)». Форум прошел в дистанционном формате на платформе Zoom. В начале конференции участники пропели «Вечную память» архиепископу Никону. Во вступительном слове ведущий конференции, секретарь научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА доцент П.К. Доброцветов приветствовал собравшихся и отметил увеличение числа участников на треть по сравнению с прошлогодней первой конференцией , а также особую актуальность наследия архиепископа Никона в свете недавних политических событий в России. С докладами выступили: В заключение ведущий конференции доцент П.К. Доброцветов отметил, что архиепископ Никон входит в плеяду известнейших представителей Русской Церкви начала ХХ века, таких как праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Владимир (Богоявленский) и другие новомученики и исповедники, которые пережили крушение вековых устоев Российской Церкви, православной духовности и государственности и все свои усилия прилагали к проповеди покаяния среди русского народа. Внешне эта проповедь как будто оказалась безрезультатной — прежняя Россия исчезла в кровавом тумане революции, гражданской войны и большевистского террора, однако на самом деле труды их не пропали даром — в период церковного возрождения в России в конце ХХ века сочинения этих авторов, в том числе архиепископа Никона, снова стали издаваться и являются ценнейшим источником для назидания новых поколений православных верующих и особенно актуальны сейчас. Конференция продлилась без перерыва шесть часов и вызвала большой интерес у участников, которые задавали вопросы докладчикам, вели дискуссию и обсуждали планы на следующую конференцию, которая пройдет в 2022 году. 17 апреля, в день 170-летия со дня рождения архиепископа Никона, на его могиле в Троице-Сергиевой лавре в 12.00 состоится панихида. Приглашаются все желающие. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5773892...

Наконец, письма Никона необходимо точно датировать: ни в одном из них нет точной даты составления; вероятно, поэтому при издании текстов посланий Никона в XIX в. неверно названы годы их написания. Между тем по содержанию и указанным в посланиях месяцам и населенным пунктам, через которые проезжал патриарх, время составления писем можно точно определить. Первое письмо помечено в тексте 26 января: Никон написал царю из владимирского Рождественского монастыря, где он находился вместе с неким попом Стефаном 82 1, л. 1). Согласно записям в книге расходов патриаршего Казенного приказа, поход патриарха Никона во Владимир состоялся 23 – 29 января 1653 г.: 26 января, в четверг, Никон ходил из Владимира в монастыри Боголюбов и Покровский, а 27 января патриарх служил литургию в Рождественском монастыре, после чего кормил братию и раздавал монастырским властям денежную милостыню 83 . Таким образом, первое письмо Никона можно датировать 26 января 1653 г. 84 . Второе письмо – из Иверского монастыря – в содержании не имеет дат, но в записи на обороте об отправлении письма с Федором Ртищевым есть помета – 27 февраля 2, л. 1 – 2). Никон рассказывает царю о чудесном явлении огненного столпа над Иверским монастырем «от четвертка против пятка в нощи в третий час», свидетелями которого были жители окрестных деревень. О своем месте пребывания в момент составления письма Никон говорит: «...добро есть нам зде быти, и сени сотворены есть». Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (еще в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы; в селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 2016. Арх.: РГБ НИОР. Ф. 765: Никон (Рождественский); ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 373. Лит.: Рождественский В., прот. Троицкие листки: [Отз. на кн.:] Духовно-нравственное чтение для народа. Вып. XXI-XXV. Изд. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896-1899 г.: По случаю соискания издателем их Макарьевской премии//ХЧ. 1902. 1. С. 156-164; Перемены в составе рус. иерархии//ПрибЦВед. 1904. Г. 17. 11. С. 400-401; Наречение и хиротония архим. Никона во еп. Муромского//Там же. 12. С. 428-431; 30-летие священнослужения преосв. Никона//Там же. 1912. Г. 25. 21. С. 866-867; Прощание преосв. Никона с вологодской паствой//Там же. 27. С. 1123-1128; К рисункам и портретам: Преосв. Никон, еп. Муромский//Рус. паломник. СПб., 1904. Г. 19. 15. С. 259-260; ЭС. Доп. Т. 2. С. 285; Айвазов И. Г. Новый постоянный член Святейшего Синода епископ Никон//Голос Церкви. М., 1912. 7. С. 158-162; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 250-261; Зеленская Г. С. Материалы к жизнеописанию архиеп. Никона (Рождественского)//ДанБлаг. 1992. 1/2. С. 62-71; 2/3. Ч. 2. С. 59-75; Христианство: ЭС. 1996. Т. 2. С. 219; Смолич. История РЦ. 1996-1997. Ч. 1. С. 244; Ч. 2. С. 56, 396; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 2. С. 283; Губонин. История иерархии. 2006. С. 109-110, 315, 446, 749; Лескин Д., свящ. Спор об имени Божием : Философия имени в России в контексте афон. событий 1910-х гг. СПб., 2004. С. 13-16, 58; Никон, архиеп. Вологодский (Рождественский Николай Иванович) (1851-1918)//Биографический словарь миссионеров РПЦ. М., 2004. С. 173-177; Липовецкий В. В. Архиепископ Никон (Рождественский): администратор и публицист на Вологодской кафедре, 1906-1912//Благовестник. Вологда, 2009. 10/12. С. 36-37; он же. Вклад архиеп. Никона Рождественского в развитие церк. публицистики и книгоиздательской деятельности Вологодской епархии в начале ХХ в.//В помощь библиотекам. Вологда, 2010. 38. С. 129-137. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам

http://pravenc.ru/text/2577559.html

8) В течение целого года (кроме первой недели Великого поста, Страстной и Светлой седмиц, двунадесятых праздников и их отдания) отправляются соборно: по вторникам (пред поздней литургией) на гробе святейшего патриарха Никона панихида; по пятницам на Голгофе у креста (по литургии) акафист Страстям Христовым, а по субботам пред чудотворной иконой Божией Матери Троеручицы (по литургии) акафист Пресвятой Богородице. В Богоявление Господне в Воскресенском монастыре крестный ход совершается в скиту патриарха Никона , что на берегу Истры, где бывает великое освящение воды. Крестный ход в Преполовение бывает к Силоамской купели. Кроме того, крестные ходы совершаются в обители: в Сретение Господне – вокруг монастыря по ограде; в Благовещение – там же; 4 апреля, в день преп. Иосифа, – к Елеонской горе; в пятницу Светлой седмицы, в праздник Живоносного Источника, – в подземную церковь свв. Константина и Елены, где находится кладезь, именуемый «Живоносным Источником»; в Вознесение Господне – в часовню, что на Елеонской горе; в неделю Всех Святых – к Елеонской горе; июня 29-го, в день св. апостолов Петра и Павла, – из соборного храма Воскресения Христова в скит патриарха Никона ; 1-го августа – на реку Истру и в день Рождества Христова – из Рождественского собора в нижний ярус храма, где находится подобие Вифлеемского вертепа и яслей. Торжественный панихиды по святейшему патриарху Никоне при его гробе, кроме вышеупомянутых вторников, совершаются: 23-го марта, в день преп. муч. Никона (день тезоименитства патриарха); 24-го мая, в день преп. Никиты Столпника (мирское имя патриарха Никона и день его рождения); 17-го августа – день кончины патриарха Никона. в октябре, в Дмитриевскую субботу и в понедельник Фоминой недели). Читать далее Источник: Никон - святейший патриарх Всероссийский, и основанный им Новый Иерусалим/[Г.П. Георгиевский]; Ред. В.И. Шемякина. - Москва : тип. И.Д. Сытина, 1897. - 275 с. (Приходская библиотека). (Авт. в кн. не указан). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Одни послания Никона по стилю напоминают летописные записи; сухо и без лишних подробностей он сообщает о кончине Стефана Вонифатьева: «Инок Саватей, что был ваш духовник, ко Господу отъиде ноября 11-й день» 6, л. 1); или о своем здоровье: «А я, богомолец ваш, и Стефан поп еще живы генваря в 27-й де[нь] в 7-й час отчине во граде Владимере, в ») 1, л. I). Послание Никона царю о Романе Боборыкине по форме – собственно челобитная-просьба с двухчастной структурой, без мотивирующей просьбу части 108 : с предельной лаконичностью патриарх просит царя помиловать Романа и отдать его на поруки – «Милостив буди Роману Бабарыкину и нам. Изволь ево, великий государь, на поруки выкинуть» 5, л. 1). Некоторые послания отчасти напоминают «грамотки» – особый вид частной переписки друг с другом близких или хорошо знакомых людей 109 , где повествование ведется в плане личной беседы. «Аще ли изволите, государи, про мене, смиренаго своего богомольца? Февраля во 2-й де[нь] во 2–й час дня приволокся в Кубенское жив» – так спрашивает у незримых собеседников Никон и сам отвечает им 3, л. 1); в форме беседы с царем, с которым недавно расстался, начинает Никон рассказ об опустошенной моровым поветрием столице: «По отшествии от вас, государей, приволокся во царствующий град Москву февраля в 3-й день часа за два до света, в суботу» 4, л. 2.); как учительное слово строится послание Никона к царю из владимирского Рождественского монастыря: Никон разъясняет государю суть евангельского высказывания о любви и начинает письмо с цитаты: «Спасово слово воистину непогрешно, якоже глаголет...» 1, л. 1); наконец, в одном из писем из Иверского монастыря Никон, обращаясь к великим государям, рассказывает о бывшем там чудесном явлении: «Посем хощу вам, великим государем, дивно нечто Богом содеянное вкратце исповедати. И не не веруйте, Господа ради, не буди ми на Бога лгати» л. 1). Ярко выраженная здесь сказовая манера повествования – в русле традиции эпистолярного жанра, важной особенностью которого являлось присутствие такого обязательного компонента послания, как беседа, мнимый диалог 110 : «Письмо создавало иллюзию непосредственного общения разлученных расстоянием людей» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приговор, произнесенный теперь над Никоном, был только словесный и указывал лишь главные вины его. Необходимо было, чтобы приговор был изложен в письменном, с возможной полнотой определял виновность Никона и подписан был всеми членами собора. И патриархи, еще перед выходом из последнего заседания, дали приказ: написать соборный приговор этот на двух языках – греческом и русском. Спустя два дня, именно 8 декабря, патриархи, как замечено в современной записи, сидели у государя три часа наедине. О чем совещались они – неизвестно. Но вечером того же числа, точнее ночью под 9 декабря, Павел, митрополит крутицкий, с доклада великого государя, писал архимандриту рождественскому Филарету да дьяку Авраму Кащееву следующее: «Ведомо учинилось святейшим патриархам и всему освященному собору, что Никон, бывший патриарх, находясь в монастырях Воскресенском, Иверском и Крестном, чинил градское наказание старцам тех монастырей, службникам, крестьянам и сторонним людям, приказывал бить из кнутом, ломать им руки и ноги, а иных пытать и казнить казнями градскими, так что иные пытанные и казненные померли. И вам бы разыскать накрепко тихим обычаем, чтоб нешумно было: кому именно из старцев и других людей в тем монастырях Никон чинил градское наказание, кого бил кнутом, у кого ломал руки и ноги, кого пытал и казнил градскими казнями, где ныне те люди и не умер ли кто из них, да и разыскать бы про все тихим образом и подлинно». Архимандрит Филарет и дьяк Кащеев отправились в Воскресенский монастырь, и скоро прислан был оттуда в Москву один из старцев, испытавших на себе тяжелую руку Никона, и представлен патриархам и всем архиереям. Это был духовник Никона, старец Леонид, уже расслабленный и с избитыми ногами, около двух лет содержавшийся. по приказанию Никона в сырой тюрьме под стражей, в тяжелых оковах и терпевший истязания. Он трогательно рассказывал, как и за что подвергнут был таким страданиям, и все не без слез внимали его рассказу. Это обстоятельство послужило новым обвинением против Никона, которое и внесли в составлявшийся тогда письменный о нем приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Эта статья признается у Никона подлинным сочинением Анастасия и приводится под его именем в 57 гл. пандект. Позднейший составитель, взяв у св. Анастасия эту основную мысль, подробно развил ее в применении к постам Рождественскому и Петрову и обставил свое изложение доводами историческими. 5 . Περ τς νηστεας περενδξου θεοτκου Анастасия Кесарийского издано Котелером в Monum. eccl. gr. 432 – 437, затем перепечатано у Миня Patr. С. compl. t. 127 р 519 и Ралли, и Потли IV р. 585. Перечень греческих списков этого сочинения – Fabr. X р. 607 пот. Фабриций относит Анастасия Кесарийского к самому концу XI в. и приписывает ему еще слово о посте арцивуриевом Оно помещается в конце греческих старопечатных типиков вместе с другими правилами о посте и у Миня Patr. Т. I р. 655 in notis ad Consmimm. Aposm. и о семи неделях поста (Bibl. Gr. X р. 606 – 607) 5 . Не имея ничего сказать против действительности Анастасия Кесарийского как исторического лица, сомневаемся, однако, в его авторских правах на цитируемое слово и признаем его произведением Никона Черногорца. Эту мысль высказали еще описатели слав. рукоп. Синод. библиотеки, указав на источник, из которого оно заимствовано (Опис. II. 3. стр. 35). Действительно, эта статья читается буквально в 10 слове тактикона под именем «того же (т. е. Никона) к вопросившему о посте Преславной Богородицы». Лицо, к которому адресовано это письмо, называется духовным братом, а место, откуда оно написано, – монастырем, в котором был храм в честь Богородицы. Это вполне идет к Раифской обители, где подвизался Никон. Автор послания представляет себя жителем Антиохии и ссылается на авторитет антиохийских патриархов, которых признает своими руководителями. Палестинский епископ не мог бы относиться таким образом к представителям иной патриархии и всего естественнее должен был бы обратиться к практике своей церкви. Напротив, совершенно понятны подобные ссылки со стороны Никона, который принадлежал к антиохийскому патриархату и часто руководился авторитетом его представителей. Поименованные в этом послании патриархи совпадают с временем деятельности Никона Черногорца и упоминаются в других его сочинениях. Таковы антиохийские патриархи: Петр, Феодосий (1057 – 1076 г.), Иоанн IV (1092 – 1098 г.), которого автор слова называет своим современником ( κα νυν πατριρχης κριος Ιωννης γιτατος. Греческий текст слова совпадает с славянским текстом названного Никонова послания и только на конце читается несколько короче. Что касается источников, которыми пользовался при его составлении автор, то между ними очень видное место занимает католикос Исаак. Кроме ссылки на него под именем Иоанна Никейского, Никон заимствует из его трактата самый способ аргументации и, вероятно, имеет в виду это лицо, ссылаясь на некоего отца, крепко опровергающего ложные и опасные посты противников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ПЕЧЕРСКИЙ (Адриан; † нач. 70-х гг. XVII в.), монах, справщик московского Печатного двора. Происходил, по-видимому, из духовного сословия. Сведений о раннем периоде жизни и деятельности А. П. не найдено. В 1640 или 1641 г. был назначен священником соборной ц. Рождества Богородицы, «что у государя на сенях», с окладом «за годовые и причастные сукна» 4 р., в это время он не был еще монахом, писался в документах под мирским именем. С 1647/48 г. стал протопопом той же придворной церкви. В период церковных реформ являлся сторонником Патриарха Московского Никона (Минова). На Соборе в июле 1653 г. записывал «спорные речи» Ивана Неронова с Патриархом Никоном, причем Неронов укорил его: «Что ты, брате Андрияне, мои речи пишешь-де все? А что вы говорите с Патриархом всякие неподобные речи, и тех ни единой речи не пишешь» (МДИР. Т. 1. С. 50). С сент. 1655 г. Патриарх Никон назначил А. П., «рождественскому протопопу», «быть у книжного печатного дела» с окладом 40 р. Справщиком Печатного двора А. П. служил ок. года, затем удалился в нижегородский Печерский муж. мон-рь , где принял монашество. Во вкладной книге обители записан его вклад, возможно сделанный в связи с принятием монашества: 19 авг. 1656 г. «дал вкладу старец Александр, прежде бывший рождественский протопоп Андреан, что был у государя на сенях», однорядку, ферязи с золочеными пуговицами и охабень всего стоимостью 20 р. ( Титов. С. 24). Уже в нач. 1661 г. А. П. снова находился в Москве, вероятно в Чудовом Алексиевском муж. мон-ре. За ним закрепилось прозвище, образованное от названия места, где он принял монашество,- Печерского мон-ря в Н. Новгороде. Предположение о «западнорусском» происхождении А. П., на основании его прозвища высказанное К. В. Харламповичем , неверно. С 1 марта 1661 г., теперь уже старцем, А. П. вновь был зачислен в справщики Печатного двора, на сей раз с окладом 130 р., с 1663 г.- 40 р. «серебряными деньгами». 19 дек. 1664 г. с него были взяты показания о переписке боярина Н. А. Зюзина с оставившим Патриаршество Никоном. (В своих письмах с целью примирения царя и Патриарха Зюзин добился приезда Никона 18 дек. из Новоиерусалимского муж. мон-ря в Москву.) А. П. указал в «сказке», что был в «мире» духовником семьи Зюзина, поэтому боярин обратился к нему с просьбой сказать, кто посещает Никона. А. П. «чаял, что то все по указу великого государя», и назвал подьякона Никиту Никитина, к-рый и доставлял письма Зюзина Патриарху; сам же А. П. ничего «не писывал», поэтому был оправдан (Дело о Патриархе Никоне. С. 190-194). Об этих событиях с упоминанием А. П. поведал и биограф Патриарха Никона Иоанн Шушерин (Шушерин И. Известие о рождении и воспитании и о жизни святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. М., 1890. С. 47-53), а также Федор Константинов в своей «сказке» (Дело о Патриархе Никоне. С. 178).

http://pravenc.ru/text/64386.html

74 Там же. 44. Царским наказом от 20 июня на имя двинского воеводы предписывалось ему уплатить расходы Никона в Соловках по возвращении его с мощами (Там же. 45). 78 Подробное донесение митрополита Никона и Хованского царю о поднятии мощей из Соловков по рукописи архива иностран. дел (за 47) издано в Собрании государственных грамот и договоров. Ч. III. С. 474–476; но в печатном издании опущена помета о получении этого донесения в Москве: “июня 20 дня с Олексеем Еропкиным”. 80 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. IV. СПб., 1841. С. 245. 84 Рук. архива юстиции. Л. 25 и отписка царю воеводы каргопольского Михаила Иванова Наумова (Рук. архива иностран. дел. 6). 85 Издана в Собрании государственных грамот и договоров. С. 476–477; на обороте подлинной рукописи арх. иностран. дел 48) пометка о получении в Москве отписки: “июня 29 с Олексеем Тимофеевым сыном Киреевским”. 87 Отписка о том Никона и Хованского по рукописи архива иностран. дел издана в Собрании государственных грамот и договоров. С. 477–478; на подлиннике отметка о получении: “июля во 2 день с Ливонтием Лопухиным”. Из отписки видно, что митрополит Никон ехал так быстро, что предупредил распоряжения государя на имя угличского воеводы о заготовке судов от села Рыбного до Углича и далее реками Дубною и Яхромою; памятки о том разосланы были только 30 июня (Там же. 49, 50 и 51). О числе судов, на которых везены мощи по Шексне до Ярославла, см. грамоту, изданную в “Древней и Новой России” за 1881 г. Т. XIX. С. 200. 88 Отписка издана там же (С. 478); в подлинной рукописи архива 53) отметка: “июня 4 с Сергеем Владыкиным”. 91 Царская грамота о том на имя митрополита Никона и Хованского от 3 июля (Рук. архива иностран. дел. 56). 92 Велено прибыть в Москву трем архиепископам — рязанскому Мисаилу; суздальскому Серапиону и тверскому Ионе, архимандритам — вологодского Рождественского монастыря Варсонофию, суздальского Спасо-Евфимиева Питириму, ростовского Богоявленского Ионе, Саввино-Сторожевского Гермогену; можайского Лужицкого Моисею и игумену Боровского Пафнутьева монастыря Павлу (Рук.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010