Но так как послабления поста индивидуальны, мы публикуем постный календарь, соответствующий уставу. Это основа, которая дает нам представление о строгости поста в тот или иной день согласно  церковной традиции. В зависимости от своих жизненных обстоятельств вы сами вместе с духовником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — холодная гречка без масла или доеденная за ребенком молочная кашка. Календарь рождественского поста по дням Дополнительно можно учесть, что, если среда или пятница праздничный день — разрешается пища с растительным маслом. Типикон (богослужебный устав) назначает праздничными те дни, когда совершается полиелейный или бденый праздник (т. е. накануне него служится Всенощное бдение). 28 ноября, вторник, преподобного Паисия Величковского. Начало Рождественского поста. Разрешается рыба 29 ноября, среда. Апостола и Евангелиста Матфея. Пища с растительным маслом 30 ноября, четверг, преподобного Никона Радонежского. Разрешается рыба Весь календарь питания Рождественского поста по дням 1 декабря, пятница. Пища с растительным маслом 2 декабря, суббота. Святителя Филарета, митрополита Московского . Разрешается рыба 3 декабря, воскресенье. Разрешается рыба 4 декабря, понедельник. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Разрешается рыба 5 декабря, вторник. Разрешается рыба 6 декабря, среда. Благоверного великого князя Александра Невского. Пища с растительным маслом 7 декабря, четверг. Великомученицы Екатерины . Разрешается рыба 8 декабря, пятница. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Пища с растительным маслом 9 декабря, суббота. Разрешается рыба 10 декабря, воскресенье. Иконы Божией Матери, именуемой Знамение . Разрешается рыба 11 декабря, понедельник. Священномученика Серафима (Чичагова) . Разрешается рыба 12 декабря, вторник. Разрешается рыба 13 декабря, среда. Апостола Андрея Первозванного . Пища с растительным маслом 14 декабря, четверг. Разрешается рыба 15 декабря, пятница. 

http://foma.ru/kalendar-rozhdestvenskogo...

В 1664 году Крутицкий митрополит Питирим переведен был на кафедру новгородскую; Крутицким митрополитом сделан архимандрит Чудова монастыря – Павел 25 , а на его место был поставлен Иоаким 26 . С возвышением в сан архимандрита Чудова монастыря для Иоакима наступило время выйти из своей прежней неизвестности. Он должен был стать в близкие отношения к царскому двору и высшим властям церковным, уже по самому своему сану. С другой стороны как человек, обладавший глубоким практическим смыслом, он приобрел теперь дружбу придворных бояр 27 , а вместе с тем на его долю достались расположенность и доверенность и самого царя. Алексей Михайлович возлагал на него поручения по делу патриарха Никона , – делу имевшему тогда большое значение и близко касавшемуся царя 28 . Мало того, есть основание думать, что Алексей Михайлович интригуемый боярами относительно Никона, или сам по себе или по проискам тех же бояр, желал видеть на его месте, т.е. в сане патриарха – Иоакима, по крайней мере, нельзя думать, чтобы Никон по малодушию или даже и из-за опасности умереть «напрасною смертью » – малодушие и страх были не в характере Никона – показал пред архимандритом Павлом – посланным в 1676 году с Желябужским перевести Никона из Ферапонтова монастыря в Кириллов, что когда он при царе Алексее у допроса об отходе своем в Воскресенский монастырь был, в то время Государю говорил, что «за смирение в патриархах быть можно ему, Иоакиму» 29 . Если же Иоаким и не был возведен в сан патриарха после известного соборного в 1666 году низложения Никона и патриаршую кафедру занял Иоасаф, все-таки приезд в Москву восточных патриархов не прошел даром для Иоакима. Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский в бытность свою в Москве по назначению царя проживали в Чудовом монастыре, где «они и воспринимали всякое чести сотворение, страннолюбия, добродетель успокоения, благодеяние» 30 ; и в 1667 году в благодарность настоятелю этого монастыря архимандриту Иоакиму, а вместе с тем исполняя и желание царя, – дали ему грамоту, в которой ему и его преемникам в сане архимандрита Чудова монастыря усвоялось право носить мантию со скрижалями и употреблять архиерейский жезл: честь, какую до того времени имел в России только архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря 31 и какую получил в том же 1667 г. и от восточных же патриархов архимандрит Владимирского Рождественского монастыря 32 . Но и пред теми архимандритами Иоаким получил теперь особое преимущество: ему дозволялось носить архиерейский среброкованный жезл Александрийскаго патриарха Мелетия, подаренный Паисием Александрийским, тогда как ни Сергиевскому ни Рождественскому архимандритам не дозволялось носить среброкованных и они должны были иметь жезлы древянии 33 с позлащенным верхом (шинками). Иоаким, как видно, был любимцем властей: но при всем том во все время своего архимандритства он не заявил себя никаким родом самостоятельной деятельности, был только исполнителем велений власти. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Что вызвало в царе Алексее Михайловиче благочестивое желание перенести в Успенский собор мощи первосвятителей московских, страдальцев за веру и отечество, и тем содействовать большему прославлению их памяти, на этот вопрос историки дают разные ответы. Церковные историки объясняют это обстоятельство влиянием на царя и советами его друга, новгородского митрополита Никона 19 . С. М. Соловьёв дополняет их мысль и видит в перенесении мощей не только религиозное, но и политическое значение; он видит в этом личное дело митрополита Никона, личное стремление его возвысить положение церковной власти в государстве, заставить светскую власть принести торжественное покаяние в тех оскорблениях, какие прежде были нанесены ею власти церковной, и тем лишить последнюю возможности видеть эти оскорбления впоследствии 20 . Участие митрополита Никона в подаче государю мысли о большем прославлении памяти указанных первосвятителей московских и перенесении мощей их в Успенский собор несомненно; до приезда Никона в Москву в конце 1651 года и до личного свидания его с государем, этой мысли вовсе не было у государя, иначе бы день памяти святителя Филиппа 23 декабря отпразднован был в Москве торжественно. Можно предполагать, что в этот день и подсказана была Никоном государю мысль о необходимости усиления празднования в Москве святителю Филиппу, потому что в этот день государь почтил своего любимца особенным знаком своего внимания, дорогим денежным подарком на 600 рублей; а также царские подарки всегда указывали на то, что между царём и его любимцем происходили переговоры по какому- то важному занимавшему их вопросу и что эти переговоры пришли к взаимному между ними дружелюбному соглашению. Быстро начавшиеся затем соборные рассуждения царя с духовными властями о канонизации и открытии мощей преподобного Саввы Сторожевского и празднества при открытии этих мощей стояли в тесной связи с вопросом и о чествовании первосвятителей московских. Бывшие тогда в Москве празднества в честь святых митрополитов Петра и Алексия и наступившие затем пред концом рождественского мясопуста поминальные дни, когда в соборах отправлялись торжественные панихиды по прежним русским государям, московским митрополитам и патриархам, когда царь имел обычай ходить в эти дни прощаться с своими предками и русскими первосвятителями на их гробницах, все эти обстоятельства невольно напоминали государю о тех первосвятителях, гробы которых находились вдали от столицы, и естественно ускоряли решение возбуждённого вопроса о перенесении их в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

61. 1666 г., ноября 30. Отписка ездившего в Воскресенский монастырь Владимирско-Рождественского монастыря архимандрита Филарета, на основании царского указа и соборного постановления, и речь Филарета к патриарху Никону 175 году, Ноября в 30 день, по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и по благословению всесвятейших вселенских патриархов и всего преосвященного собора, посылан бых аз, Владимирского Рождественского монастыря архимандрит Филарет, в Воскресенский монастырь к святейшему Никону патриарху , того ради, чтоб он, святейший Никон патриарх, к царствующему граду Москве к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, и к святейшим вселенским патриархам, и ко всему освященному собору ехал вскоре. И аз, архимандрит Филарет, Воскресенского монастыря не доезжая, встретил его, святейшего Никона патриарха , за селом Черневым, шесть вёрст отъехав. Декабря против первого числа, в начале четвёртого часа ночи. А каковы речи говорил, и то писано здесь: Благочестивейший, христолюбивейший великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, и всесвятейший кир Паисий, папа и патриарх великого града Александрии и вселенной судия и всесвятейший кир Макарий, Божия града Антиохии и всего Востока патриарх, советом всего преосвященного собора, посылали к тебе, нынешнего 175 года, Ноября в 29 день, преосвященного Арсения, архиепископа Псковского и Изборского, с архимандритами, и указали тебе сказать, чтоб ты ехал к Москве вскоре. И ты великого государя указа и святейших патриархов повеления не послушал, к Москве не поехал, отказал нечестно, и тем непослушанием великому государю учинился непослушен, и святейших патриархов и весь собор обесчестил. И великий государь, за премногое своё беззлобие и долготерпение, и святейшие патриархи и преосвященный собор, презревши твои досады и непослушание, прислали к тебе второе: архимандрита из Владимира Рождественского монастыря Филарета, да Чудова монастыря соборного старца, священника Лаврентия, и ехать к Москве, чтоб тебе, приехав к Москве нынешнего 175 года, Декабря во 2-м числе, в другом или в третьем часу ночи, а чтоб не ранее другого и не позже третьего часа; а въехать стоять на архангельское подворье, в Кремле городе, у Никольских ворот; а ехать тебе смирным образом, в десяти человеках, или меньше. Читать далее Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Решение это и факт состоявшегося приезда Никона очень важны, ибо подтверждают самым делом многократные заявления Никона о том, что он не отрекался от престола, а только от непокорной паствы, под которой разумелись первый сын Церкви – царь и окружавшие его бояре. Прежде, чем ехать в Москву, Никон пережил большия сомнения и бури душевные, проистекавшия с одной стороны от недоверия к перемене царя, а с другой из таких сообщений Зюзина, которыя ставили его в положение не желающего возвращаться тогда, когда причина его отсутствия отпала – прекратился гнев царя. Сообщение от Зюзина совпало с усиленными размышлениями Никона о состоянии Патриаршего престола, которыя начались еще с начала Рождественского поста 1664 года. Никон начал молиться в уединении, чтобы найти выход из тупика, в который зашло церковное дело. Вот, как передает сам Никон о том, что его окончательно побудило поехать в Москву. «Слыша смятение и молву большую о Патриаршем престоле, удалился я 14 ноября в пустыню, вне монастыря, на молитву и пост, дабы известил Господь чему подобает быть; молился долго со слезами и не было мне откровения. Декабря от 13 дня уязвихом перед Господом Богом молитву к молитве и слезы к слезам и бдение к бдению, и пост к посту, и постихомся даже до 17 дня; начал поститься со вторника и постился до субботы, ничего не ел, даже и воды не пил, но хлеб заменил молитвою и питье слезами, не ложился спать, а только, утомясь, садился на час в сутки; но трудился и молился со слезами, доколе известит мне Господь Бог, что подобает сделать и что угодно Его святой воле. От многого труда сел я в церкви на своем месте и, так как все четыре ночи и три дня я не отходил ко сну, то несколько воздремал и вижу, что я нахожусь в Соборной церкви; из живых никого в ней не было, а были прежде почившие святители и священники в священных одеждах, ставшие по сторонам, где гробницы Митрополитов и Патриархов; один из них муж святолепен и сединою украшенный обходил Святителей, подносил им хартии и киноварницу с киноварем, и все они подписывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

1). Послание Никона царю о Романе Боборыкине по форме – собственно челобитная-просьба с двухчастной структурой, без мотивирующей просьбу части 109 : с предельной лаконичностью патриарх просит царя помиловать Романа и отдать его на поруки – «Милостив буди Роману Бабарыкину и намъ. Изволь ево, великий государь, на поруки выкинуть» 5, л. 1). Некоторые послания отчасти напоминают «грамотки» – особый вид частной переписки друг с другом близких или хорошо знакомых людей 110 , где повествование ведётся в плане личной беседы. «Аще ли изволите, государи, про мене, смиренаго своего богомольца? Февраля во 2-й де[нь] во 2-й час дня приволокся в Кубенское жив» – так спрашивает у незримых собеседников Никон и сам отвечает им 3, л. 1); в форме беседы с царём, с которым недавно расстался, начинает Никон рассказ об опустошённой моровым поветрием столице: «По отшествии от вас, государей, приволокся во царьствующий град Москву февраля въ 3-й день часа за два до свта, в суботу» 4, л. 2); как учительное слово строится послание Никона к царю из Владимирского Рождественского монастыря: Никон разъясняет государю суть евангельского высказывания о любви и начинает письмо с цитаты: «Спасово слово воистину непогршно. якоже глаголет...» 1, л. 1); наконец, в одном из писем из Иверского монастыря Никон, обращаясь к великим государям, рассказывает о бывшем там чудесном явлении: «Посемъ хощу вамъ, великим государемъ, дивно нечто Богом содеянное вкратце исповедати. И не не вруйте, Господа ради, не буди ми на Бога лгати» 2, л. 1). Ярко выраженная здесь сказовая манера повествования – в русле традиции эпистолярного жанра, важной особенностью которого являлось присутствие такого обязательного компонента послания, как беседа, мнимый диалог 111 : «Письмо создавало иллюзию непосредственного общения разлучённых расстоянием людей» 112 . Яркая параллель к этим письмам патриарха Никона – в посланиях патриарха Филарета и членов царской семьи Романовых друг другу. «Аще ли, великий Государь, пожалуешь, похочешь спросити о нашем пребывании?» – спрашивал патриарх Филарет у царя Михаила Фёдоровича в своих письмах 5 июня 1623 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Докладчик отметил высокие отзывы владыки Никона о святителе Макарии (Невском), святителе Тихоне, Патриархе Московском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, святителе Феофане Затворнике и других, с кем тот общался лично или в переписке. Докладчик указал на тесные контакты и переписку владыки Никона с митрополитом Арсением (Стадницким), и в то же время — на напряженные отношения с митрополитом Антонием (Вадковским). Также критические отзывы встречаются у него в отношении архиепископа Сергия (Страгородского) и некоторых других архиереев. В вопросе о духовном образовании докладчик отметил, что архиепископ Никон выступал в Синоде против введения автономии Духовных академий, поскольку, скорее в преподавательском составе, а не в самой идее автономий, видел в Академиях угрозу вольнодумства, ересей и революционных настроений. Он писал: «Уже и теперь некоторые академические издания проповедуют открыто толстовщину, розановщину и всякий рационализм, уже и теперь можно слышать отклики из Духовных академий: " Только дайте нам полную свободу, и в три-четыре года от вашего Православия ничего не останется " » (Никон (Рождественский), архиеп. На страже духа. Сборник писем. М, 2007. (Далее — Письма.) С. 103–104). Когда же в 1917 году этот вопрос вновь встал на повестку дня в связи с февральской революцией, владыка Никон писал решительно: «Академий надо бы с введением автономии лишить средств церковных, пусть им дает средства [государственная] власть, так оскорбляющая церковную власть. А на освободившиеся средства открыть хотя одну, но настоящую Академию православную. Хотя на всю Русь одну. Собрать в нее цвет профессоров-изгнанников, поставить апологетику на высоту доселе небывалую и давать Церкви ревностных борцов» (13 апреля 1917 года) (Письма. С. 191). Докладчик отметил, что среди профессуры положительных отзывов архиепископа Никона удостаивались профессора Алмазов, Остроумов и Беляев, а резко отрицательных — Налимов и Каптерев. В письмах владыки Никона встречается даже такое выражение как «каптеревщина». Он пишет: «Отрава идет в массы, и от Православия нашего, как обещал когда-то… Каптерев, останутся лишь клочья… Надо сохранить хоть то, что есть еще, в чистоте». (Письма. С. 195). О состоянии Московской духовной академии во время революции 1905 года владыка Никон свидетельствовал так: «В Академии великий раскол. Либералы выходят из берегов. Студенты, не пожелавшие пристать к стачке, мучатся на репетициях, им грозят единицы на экзаменах. Обидно за Церковь, за власть. Сумасшедший дом…» (12 мая 1905 года) (Письма. С. 152). О нравах профессуры МДА в письме к Феодору (Поздеевскому), ректору МДА, в 1906 году епископ Никон писал резко: «Пора очистить духовные школы от преподавателей-негодяев, отбивающих друг у друга жен, пьянствующих без просыпу, ходящих с красными тряпками, подбивающих молодежь на бунты, отравляющих ее всякой современной мерзостью. Надо быть к таким негодяям положительно беспощадными» (16 октября 1906 года) (Письма. С. 163).

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/27/...

Отношение к Царской власти в России архиепископ Никон, как убежденный монархист, высказал достаточно ясно: «Мы имеем у себя идеальнейшую власть в лице Божия Помазанника»… «Церковь жила и при республиках, и при деспотах, и при языческой власти… Мне думается, что было бы грешно не сказать, что монархия есть лучшая из всех форм» (Письма. С. 196). Докладчик отметил, что среди литераторов похвал у владыки Никона удостаиваются классические русские писатели, например, «великий Гоголь». Несмотря на сильные идейные расхождения, владыка Никон относился вполне терпимо и деликатно к известному литератору и философу В.В. Розанову. А вот Л.Н. Толстой вызывал особую критику и неприязнь архиепископа Никона, возмущавшегося, что «в типографиях враги Церкви беспрепятственно печатают миллионами экземпляров, явно издеваясь над Церковью, богохульное лжеевангелие безбожника графа Льва Толстого» (Письма. С. 114). В письме генералу Брусилову 12 июня 1917 года владыка Никон пишет о захвате революционными солдатами Временного правительства лаврской типографии для печатания революционной литературы, в т.ч. Толстого: «Но ведь это уж насилие, соединяемое с издевательством; мыслимо ли, чтоб преподобный Сергий печатал Толстого?» (Письма. С. 261). Докладчик указал на актуальность для нынешнего времени слов архиепископа Никона относительно революционных деятелей тогдашней эпохи: «О, если бы знали наши несчастные рабочие, кто ими руководит, кто подсылает к ним смутьянов подстрекателей, то с ужасом отвернулись бы от них, как от гадин ядовитых… Главное гнездо их — за границей… Берегите же себя, возлюбленные братия, берегите себя и детей своих от этих льстецов, ради Бога, ради вашего вечного спасения берегитесь их!». При этом докладчик заметил, что не стоит обращать внимание лишь на критический тон текстов владыки Никона. В своей статье «Берегите сокровища народного сердца!» владыка Никон описал то, что ему было близко и дорого в русском народе: «Сердце радуется, когда приобщаешься молитве народной, когда становишься в ряды вот этих смиренных сердцем и нищих духом простых русских людей… Вглядитесь поближе в эти добрые, умиленные лица: сколько отражается в них сердечного умиления, сколько смиренной простоты: преданности Богу, Его святой воле, сколько духовной, неописуемой словами красоты!».

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/27/...

Продолжили конференцию доклады гостей из Вологды. А.Н. Красиков, проректор по научно-методической работе Вологодской духовной семинарии, выступил с источниковедческим докладом «Письма протоиерея Николая Малиновского епископу Никону». Докладчик отметил, что данный комплекс писем владыки Никона ректору Вологодской семинарии, известному догматисту, автору монументального труда «Православное догматическое богословие», является ценным источником по истории этой семинарии. Комплекс документов не опубликован и слабо введен в научный оборот. Письма дают информацию о роли епархиального архиерея в жизни духовной семинарии в непростые революционные годы. Доклад иеромонаха Ферапонта (Широкова), магистра богословия, старшего преподавателя кафедры церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии, «Архиепископ Никон (Рождественский) и Вологодская духовная семинария» был посвящен анализу деятельности архиепископа Никона (Рождественского) по отношению к Вологодской духовной семинарии в период его пребывания на Вологодской кафедре. Согласно Уставу духовных семинарий 1884 года, епархиальный архиерей являлся высшим начальником духовно-учебных заведений епархии и имел наблюдение за учебно-воспитательной деятельностью. В период пребывания епископа Никона на Вологодской кафедре система духовного образования Русской Православной Церкви испытывала кризис, связанный с массовыми протестными движениями среди учащихся духовных школ. Правильная постановка учебно-воспитательного дела в семинарии способствовала тому, что Вологодская семинария за достаточно короткий срок смогла выйти из кризисного положения. Основными источниками по рассматриваемому вопросу являются дневниковые записи многолетнего помощника инспектора семинарии Никифора Ильинского, а также письма ректора семинарии протоиерея Николая Малиновского Н.Н. Глубоковскому и непосредственно самому епископу Никону. На основании имеющихся материалов автор показал вклад епископа Никона в развитие духовного образования и просвещения в Вологодской епархии.

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/27/...

Пребывание Никона в Ферапонтовской ссылке, также немало способствовало разорению монастыря. Сосланный сюда после низложения его церковным собором, Никон не хотел считаться со своим падением и требовал воздаяния себе патриарших почестей. Опальный владыка не переставал надеяться на скорое возвращение, а монастырские власти вынуждены были считаться с капризами избалованного властью старца. Для Никона выстроили по его указаниям какие-то особые хоромы - «кельи многие житей с двадцать пять», со «сходами и всходами», на строительство которых истратили 672 рубля, по тем временам сумму немалую. Также среди Бородавского озера соорудили искусственный каменный остров, имевший форму креста. К его столу доставлялись осетры, яблоки, арбузы. С девяти монастырей на его содержание ежегодно взимались всяческие припасы, а позднее – деньги в размере 839 рублей. В 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким, давний враг Никона, предъявил ему многочисленные обвинения, в том числе и в сношениях с посланцами Степана Разина. Никона перевели под усиленный надзор в Кириллов монастырь, где он пробыл еще пять лет, почти до самой смерти. С конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими. В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам, многие из них сломали. В 1857 году вместо деревянных монастырских стен их обнесли невысокой оградой, частично сохранившейся до наших дней. В начале ХХ века, в связи с 500-летием со времени основания, монастырь вновь ненадолго открыли, но уже как женский. При подготовке к открытию начали новую перестройку, приостановленную вмешательством Императорской археологической комиссии. В 1908-1915 годах в монастыре проводились значительные восстановительные работы, завершенные уже в 1920-е годы. Особое внимание было уделено фрескам Дионисия Рождественского собора, которые частично укрепили. После этого реставрационные работы надолго прекратились и были возобновлены только в 1970-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=00501

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010