3) Собрание сочинений архимандрита Павла (прусского), в 3-х частях. В своих сочинениях о.Павел, будучи по преимуществу практическим миссионером, затронул вопросы по всем предметам, которые изложены им в форме бесед. 4) «Руководство по истории и обличению русского раскола» К.Плотникова , в 2-х частях. 5) То же профессора Н.Ивановск ого , в 3-х частях. 6) Почтенную литературу по части раскола оставил покойный профессор Московской Духовной Академии, он же редактор журнала «Братского слова», Н.И.Субботин . Им собраны и изданы: 1) Материалы для истории раскола, 2) Материалы для истории так называемой австрийской, или белокриницкой иерархии, 3) История так называемого австрийского, или белокриницкого священства (в двух частях или выпусках), 4) «Переписка раскольнических деятелей» (в 3-х выпусках) и 5) «Летопись раскола» (в 2-х выпусках). Вообще, как старопечатные книги, так и все нужные книги и пособия по обличению раскола, желающие могут приобрести из Никольского единоверческого монастыря в Москве: первые – из единоверческой типографии, а вторые – из Братства святителя Петра митрополита. 28. Чем каждый христианин может служить делу миссии Молимъ вы, вразмлйте безчинны ( 1Фес.5:14 ). Сия заповедь святого апостола обязательна для всех христиан. Итак, никто не говори: «Для вразумления заблуждающих есть нарочито избранные лица, на которых лежит долг возвещать истину Божию и обличать всякое уклонение от истины; а мне какое дело до того, что заблуждается тот или другой?» И при апостолах были нарочито избранные лица, были епископы, поставленные Духом Святым пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжал Он кровию Своею, – были пресвитеры церковные, которым вменялось в обязанность проповедывать слово истины благовременне и безвременне, настоять, обличать, запрещать; но, несмотря на то, святой апостол и всем верующим вменяет в обязанность «вразумлять бесчинно-ходящих». Как тело одно, но имеет многие члены, и члены одного и того же тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. «И вы – тело Христово, а порознь – члены. Страдает ли один член – страждут с ним все члены; славится ли один член, – радуются с ним все члены. Так устроил Сам Господь, чтобы не было разделения в теле, а все члены заботились друг о друге» ( 1Кор.12:14–27 ). Вот учение апостольское о союзе всех членов церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

А я, выслушавши Кельсиева, стал говорить: «Для меня вот что удивительно: вижу, что вы русский человек (хотя и не знаю вашего имени и фамилии), а духа русского человека совсем не понимаете. Вы говорите: крестьяне не довольны, господа не довольны; но все они, как русские, против неудовольствия вооружены терпением и против власти никогда не решатся что-нибудь сделать, разве только за исключением каких-нибудь немногих, которые в массе русского народа ничего не значат. Между черным и белым духовенством какая и сколь сильная распря, я того не знаю; но то хорошо понимаю и верю тому, что в случае опасности здесь личности будут все забыты, и все будут действовать заодно. Вы сказали еще, что нас более 10-ти миллионов; но в сущности нас нет и половины этого. А притом простой народ, как бы тяжело ему ни было, всегда готов умереть за царя. Если австрийские архиереи, как вы говорите, дали вам слово быть заодно с вами: так, я думаю, говоря это, они озирались, нет ли кого постороннего в комнате, и как бы не подслушал кто! И говоря так с вами, они почеловекоугодничали 47 . А я человек прямой; вам человекоугодничать не стану. Вы в нас с собой согласия не найдете. А притом и еще скажу вам одно слово откровенно: если б я и хотел с вами иметь какое согласие, но этого сделать не могу по той причине, что я разладился теперь с федосеевцами, и у нас между себя идет сильная борьба, которой мне будет на мой век, лишь бы еще кончить. При такой распре, можно ли нам иметь единомыслие и совет в деле, какое вы предлагаете? Да и у поповцев с беспоповцами может ли быть мир? Вы сказали, что нам нужно междоусобные споры до времени оставить и между себя соединиться: да разве это может быть, чтобы мы, разделившись из-за религиозных предметов, теперь, из политических видов, оставили эту рознь? На это рассчитывать невозможно и неосновательно. Ваших дел я не знаю, потому и говорить о них ничего не могу; а свои, о которых говорю, знаю, и говорю об них с убеждением». Выслушав это, Кельсиев сказал: «Если вы и не будете с нами согласны и не станете нам помогать, а мы все-таки в вашу пользу будем работать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрошающий. Как понимать слова: дондеже запечатлеем? – Почему сказано дондеже? Отвещающий. Под словом: дондеже, не должно разуметь время, требуемое для запечатления, ибо в сем действии укоснения быть не может; но сим показуется великий промысл Божий о рабах Божиих, так что прежде даже не запечатаются они, не будет послан гнев Божий и на неверных, ради совокупного с ними пребывания праведных; а притом и самый гнев Божий на неверных удерживается ради праведных, как и Аврааму сказано о содомлянах: аще бы в них обрелося десять праведных, не были бы погублены ( Быт.18:32 ). Вопрошающий. Что здесь означает запечатление? Отвещающий. Запечатление означает здесь знамение благодати Божией, которая запечатлеваемого сохраняет во всех бедственных обстоятельствах чрез особый о них промысл Божий. Откр.7:4–8 «И слышах число запечатленных, сто четыредесять четыре тысящи запечатленных от всякого колена сынов Израилевых. От колена Иудова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Рувимова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Гадова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Асирова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Неффалимля дванадесять тысящ запечатленных: от колена Манассиина дванадесять тысящ запечатленных: от колена Симеонова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Левиина дванадесять тысящ запечатленных: от колена Иссахарова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Завулоня дванадесять тысящ запечатленных: от колена Иосифова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Вениаминова дванадесять тысящ запечатленных». Вопрошающий. Почему от каждого колена Израилева назначено по дванадесяти тысящ запечатленных? Отвещающий. Одинаковое число, по дванадесяти тысящ, запечатленных от каждого колена Израилева, соответствующее самому числу дванадесяти колен, означает, как надобно полагать, не собственно число дванадесять, а вообще совершенное число спасаемых от всякого колена. Вопрошающий. Почему при исчислении колен не упомянуто колено Даново? Разве из этого колена не будет спасаемых?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрошающий. Какой смысл имеет пришествие агнца и приятие им книги от руки седящего на престоле? Отвещающий. Сим является, что Отец и Сын имеют единую волю, якоже и сам Господь во Евангелии глаголет: «снидох, не да творю волю мою, на волю пославшаго мя Отца» ( Ин.6:38 ). Откр.5:8–13 «И егда прият книгу, четыре животна и двадесять и четыри старцы падоша пред агнцем, имуще кийждо гусли, и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых: и поют песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу, и отверсти печати ея: яко заклался и искупил еси Богови нас кровию своею от всякого колена и языка и людей и племен: и сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи: и воцаримся на земли. И видех, и слышах глас ангелов многих окрест престола и животных и старец: и бе число их тысяща тысящами, глаголюще гласом великим: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси и на земли, и под землей, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле и агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков». Вопрошающий. Почему славословие агнцу воздается от животных и старец, от всех сил небесных, и от всякого создания на небеси и на земли? Отвещающий. Потому, что чрез страдание Господне, имже искупися от первого преступления человеческий род, и небесная и земная, и ангели и человецы совокупишася воедино, по слову апостола ( Еф.1:22 ): «и того даде главу выше всех церкви»; и паки: «яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим.8:21 ). Вопрошающий. Что означают слова: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение? Отвещающий. Всеми сими словами является, что заколенный агнец, по Божественному своему естеству, единосущен есть Отцу, ибо все сии слова свойственны Богу. Честь, слава и благословение потому принадлежат агнцу, что он есть Бог благословенный во веки. Ему же принадлежат сила и крепость, и сим является, что верующая в него Церковь не имать побеждена быти во веки, ибо Создатель ее непобедим. Ему принадлежат также богатство и премудрость, и сим является, что неизреченной своей мудростью и щедротами он вся устрояет к нашему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Жертвоприношения воспрещено было совершать иудеям не без храма, а только на ином месте, кроме избранного Богом (т.е., кроме Иерусалима), как о том пишется в 5-й книге Моисеевой, во главе 12: «И будет место, еже изберет Господь Бог наш, призвати имя его тамо, ту принесете вся, елика Аз заповедаю вам днесь: всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и начатки рук ваших, и всяк избран дар ваш, елика обещаете Господеви Богу вашему… Внемли себе, да не принесеши всесожжений твоих на всяком месте, еже аще узриши, токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, в едином от племен твоих, тамо да принесши всесожжения твои, и тамо сотвориши вся, елика Аз заповедаю тебе днесь» (11:13–14). Зри о сем пространно у св. Златоуста, в Маргарите, на Иудея в слове втором (л. 88 на об.). Согласно сему закону Моисея человека Божьего, возвратившиеся из плена Вавилонского иудеи начали совершать жертвоприношения праздничные и ежедневные в Иерусалиме еще прежде сооружения храма, даже прежде его основания, как о том повествует явственно Ездра в первой своей книге, во главе третьей: «Пришедшу же месяцу седьмому (по возвращении из Вавилона) и бяху сынове Израилевы во градах своих, и собрашася люди аки человек един во Иерусалим. И воста Иисус сын Иоседеков, и братия его священники, и Зоровавель сын Салафиилев, и братия его, и создаша алтарь Богу Израилеву, да принесут на нем всесожжения, якоже писано есть в законе Моисея человека Божьего. И уготоваша алтарь на основании его, понеже страх бе на них от людей земных; и вознесоша на том всесожжение Господеви утро, и вечер. И сотвориша праздник кущей, якоже писано, и всесожжения на всяк день числом по повелению, дело дня в день свой. И посем всесожжения непрестанные, и в новомесячия, и во вся праздники Господеви освященные, и о всяком добровольно приносящем со усердием Господеви. От первого дня месяца седьмого начаша возносити всесожжения Господеви, дом же Господень не бе еще основан… И в лето второе, внегда приити им к дому Божьему во Иерусалим, месяца второго нача Зоровавель сын Салафиилев, и Иисус сын Иоседеков, и прочие о братии их священники и левиты, и все, иже приидоша от пленения во Иерусалим… И основаша созидающе дом Господень, и сташа священники во украшении своем с трубами, и левиты сынове Асафовы, в кимвалах да хвалят Господа, по уставу Давида царя Израилева» (ст. 1–6, 8, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И двадесять и четыри старцы, пред Богом седящыя на престолех своих, падоша на лица своя и поклонишася Богу, глаголюще: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый, яко приял еси силу Твою великую и воцарился еси. И языцы прогневашася, и прииде гнев Твой, и время мертвым суд прияти, и дати мзду рабом Твоим пророком и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и растлити посмраждшыя землю. И отверзеся храм Божий на небеси, и явися кивот завета Его в храме Его: и быша блистания, и гласи, и громи, и трус, и град велик». Вопрошающий. Что означают гласи велицы на небесех и вопияние их: бысть царство мира Господа и Христа Его, и воцарится во веки веков? Отвещающий. По гласе трубы седьмого ангела кончается господство, или царство языческого идолопоклонства, настает царство Господа и Христа Его, то есть царство христианское, господство христианства над идолопоклонническим язычеством, освобождение христианства от гонительного положения. Это самое и возглашают гласы на небесех, глаголюще: бысть царство мира Господа нашего и Христа Его, и воцарится во веки веков, то есть мирское языческое царство соделалось царством Господа и Христа Его, идолопоклонство к тому обладающим не будет, но весь мир исполнится разума Божия, как о сем предсказывает и Исаия пророк, глаголя: «наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море. И будет в день оный корень Иесеов востая владети языки: на того языцы уповати будут» ( Ис.11:9, 10 ). Сему далее радуются, воспевая Бога, и двадесять и четыре старцы, падшие поклониться Богу и славословящие Его, что он принял силу свою великую и воцарился, по слову архангела: «и воцарится в дому Иаковли вовеки, и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Вопрошающий. Как разуметь слова старцев: и воцарился еси, и языцы прогневашася, и прииде гнев Твой? – О каком царстве говорится здесь и о каком гневе? Отвещающий. Здесь говорится не о царстве будущего века и не о гневе Божием во время страшного второго пришествия Христова и суда, ибо тогда языком уже не время гневатися, о чем здесь же упоминается: и языцы прогневашася.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Научу беззаконныя путем твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Здесь пророк, обращаясь к Богу, как бы так говорит: когда воздашь мне радость спасения крестом Сына твоего, и всесильным Духом твоим утвердишь меня в добродетели, тогда я предукажу ясно пути твои – вочеловечение, распятие, воскресение и вознесение Сына твоего, и сим путям научу беззаконных, то есть незнающих закона язычников, и нечестивые к Тебе обратятся. Отсюда видно, что пророк и во время самого покаяния своего уже получает Дух откровения, ибо уже пророчествует о будущем обращении языков ко Христу. Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего. Хотя пророк, во извещение милости Божией к нему, и озарился уже светом откровения о путях царствия Божия, но навыкши опытом не надеяться на свои силы, трепетать за свое будущее, страшится, как бы не впасть в горшее беззаконие, и потому просит помощи от Бога, вопия: избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего! – Избави мя от убийств, якоже убив Урию; на себя я уже не надеюсь, чтобы впредь того не сотворить; Ты сохрани меня Боже, Боже спасения моего! Ты только мой охранитель! Возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Здесь пророк свидетельствует, что когда Господь избавить его от кровей, то есть сохранит от беззакония, то тем самым отверзет уста его, и язык его с радостью будет предвозвещать оправдающие нас страдания Христовы. А если не будет сохранен Богом от падения, если будет жить не сообразно дару пророчества, то не возможет возвещать и хвалу креста Христова, по сказанному им самим: грешнику же рече Бог: векую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими ( Пс.49:16 ). Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Если бы в Ветхом Завете за такие великие грехи, как прелюбодеяние и убийство, установлены были жертвы и всесожжения, то, говорит пророк, я принес бы Тебе, Боже, всесожжения и жертвы; но всесожжения не благоволиши, то есть в законе Ты не установил всесожжения за такие грехи, установил же за них только наказания, а жертвы повелел приносить лишь ради очищения плотской нечистоты, как-то от прикосновения к мертвецу и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Честь возобновления миссионерской борьбы с расколом Иркутской епархии принадлежит Высокопреосвященнейшему Вениамину. Еще в бытность викарием Иркутской епархии (1862–1868 г.) владыка вполне познакомился с состоянием раскола и единоверия в Забайкалье; еще тогда он с прискорбием видел, что раскол, оставленный без внимания, продолжает коснеть в своих заблуждениях, а единоверцы нисколько не приближаются к совершенному примирению с православием . Вступив (11 августа 1873 года) в самостоятельное управление Иркутской епархией, Архипастырь решился, среди забот о нравственно-религиозном совершенствовании православной паствы и просвещении христианской верой инородцев-язычников, начать борьбу с заблуждениями старообрядческого мира. Умудренный опытом миссионерского служения, владыка признал необходимым прежде всего удовлетворить немощных совестью единоверцев, чтобы расположить их к искреннему и полному единению с православной церковью, дабы затем примером их успешно действовать и на раскольников. Вызов из внутренней России единоверцев для поступления в священники единоверческих приходов Неудовлетворительность единоверческих приходов состояла в том, что в большинстве из них не было необходимого единения между пастырями и паствами. Священники у единоверцев были из воспитанников духовного училища и семинарии, выросшие в обстановке мало сходной с старообрядческим бытом. И в отправлении Богослужения и в отношениях житейских им трудно было соблюдать все требования старообрядческого тона. А единоверцы на счет новшеств, разумеется, очень строги. От того священники, не пользовавшиеся полным расположением своих прихожан, не могли простирать на них своего пастырского влияния, и единоверцы не сближались с православием , а напротив крепче замыкались в своем кругу. Для устранения этого неблагоприятного обстоятельства в единоверческих приходах владыка признал необходимым менее способных священников из семинаристов заместить достойными священниками из среды единоверцев. Но между местными единоверцами лиц достойных священства не оказалось; потому он в 1875 году вошел в сношение с настоятелем Московского Никольского единоверческого монастыря игуменом (впоследствии архимандритом) Павлом Прусским , приглашая через последнего известных ему благонадежных единоверцев для поступления в священники единоверческих приходов Забайкалья. И так как из рекомендованных отцом Павлом лиц только одно могло получить увольнение от своего общества для поступления в духовное звание, то владыка в следующем 1876 году сносился еще с калужским Архиепископом Григорием, который и обещал отпустить в Иркутскую епархию одного диакона от единоверческого прихода. Миссионерское путешествие архипастыря с 21 января по 6 февраля 1876 года

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Я спросил: А вам какого желательно иметь епископа, – викарного, или самостоятельного? Купец ответил: Викарий без своего епископа, которому будет подчинен, ничего делать сам не может; посему нужно иметь епископа самостоятельного. Я сказал: И викарий для того места, в которое посвящен, есть самостоятельный епископ; только в епархии без воли епархиального епископа ничего делать не может. Потом я спросил купца: А как вам желательно иметь епископа, – на основании правил святых соборов, или вне уставов и правил св. соборов? Купец ответил: Вестимо на основании правил св. соборов; а с нарушением правил мы не согласны иметь епископа. Если будет нарушение правил, какое тогда может быть единоверие! Я сказал: Теперь укажите вы мне местность, куда бы мог быть поставлен единоверческий епископ, так что мог бы именоваться града того епископом. Купец ответил: В Москву бы желательно его поставить. Я сказал: В Москву невозможно, потому что в Москве есть епископ; а двум епископам не достоит в едином граде быть, якоже и в толковании 8 правила первого всел. соб. глаголется. И если бы в Москве были поставлены два самостоятельные епископа, это было бы событие, какого во св. церкви не допускалось и не бывало. Нет, вы покажите такой город, в котором живут одни единоверцы или, по крайней мере, большинство жителей состоит из единоверцев. В таком городе, пожалуй, мог бы находиться единоверческий епископ, и пределы его паствы и власти заключались бы той именно заселенной единоверцами местностью. Купец ответил: Когда несогласно с правилами, чтобы два епископа в одном городе были и именовались того града епископами, то можно, действительно, выбрать небольшой город, где изобильно единоверцев: епископом этого города и будет именоваться единоверческий епископ. Но если установить, чтобы пределы паствы и власти его заключались только областью того города с окрестностями, таковое епископство для нас никакой пользы не составит, потому что большинство единоверцев вне пределов его паствы будет находиться. Нет, ему нужно поручить, чтобы он заведовал единоверцами по всей России и поставлял им священный сан; а ежели одному везде не управить, то и более поставить бы таких епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

—120— 3) Приходорасходные, кассовые и вспомогательные книги редакции найдены нами в порядке и исправности: все листы, шнуры и печати в целости. 4) Записи в них прихода и расхода ведены чисто, без помарок, а где таковые встречаются, там они оговорены по надлежащему; страничные итоги и транспорты показаны правильно. 5) На все расходы, произведённые редакцией, имеются счета, расписки и другие оправдательные документы». Определили: Принять к сведению. XI. Отношение Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 16 мая за 495: «Согласно отношению от 20 Апреля за 591 Совет С.-Петербургской Духовной Академии имеет честь препроводить в Совет Московской Духовной Академии для научных занятий профессора А.А. Спасского, сроком на 3 месяца следующие книги Академической Библиотеки: 1) Iahnius. Basilius Magnus. Bernae, 1838. И 2) Hatch. Griechentum und Christentum. При этом Совет Академии имеет честь сообщить Совету Московской Духовной Академии, что других книг, перечисленных в вышеупомянутом отношении, в Библиотеке СПБ. Духовной Академии не имеется“. Справка: Означенные в отношении книги получены и переданы для пользования экстраординарному профессору академии А.А. Спасскому. Определили: Принять к сведению. XII. Прошение Г. Почётного Члена Академии, заслуженного ординарного профессора Гр. А. Воскресенского: «Покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященным Владимиром, Митрополитом Московским и Коломенским, о высылке из библиотеки Московского Никольского Единоверческого монастыря на трёхмесячный срок в академию следующих девяти, требующихся мне для учёных занятий, рукописей Апостола – собрания А.И. Хлудова 28, 31, 33, 35, 36, 37, 39, 40 и 49 (по Описанию А. Попова , М. 1872).“ Определили: Просить Его Высокопреосвященство сделать распоряжение о высылке в Академию на трёхмесяч- —121— ный срок необходимых для научных занятий заслуженного профессора Г.А. Воскресенского рукописей библиотеки Московского Никольского Единоверческого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010