Мы были в нескольких деревнях. Предлагаемая здесь беседа происходила в деревне Ликино; подолгу беседовали еще в деревнях Мальково и Титово, принадлежащих к Руднинскому приходу. В деревне Малькове беспоповцы на беседе добросовестно сознались во многих своих погрешностях; а в деревие Титово, напротив, старались криком заглушить беседу. Окружники следили за беседами весьма внимательно. Всего более на старообрядцев подействовало сличение старопечатных Потребников, указание находящихся между ними несходств. Известно, какое уважение имеют старообрядцы к старопечатным книгам; но когда теми же книгами были обличены в своей несправедливости, роптали, зачем привезли к ним на собеседование их любимые книги. Напротив, православные утешались, видя, как старообрядцы безответны пред обличениями, почерпнутыми из уважаемых ими старопечатных книг. 106 Бывший викарий Московской митрополии епископ Дмитровский, скончавшийся в сане архиепископа Ярославского. 107 Эти слова апостольского послания старообрядцы очень любят приводить в обвинение Церкви Православной. 108 В Братском Слове за 1875 г., в статье: «О просфорах на Проскомиидии» (отд. 2, стр. 214–236) раскрыто со всей подробностью и ясностью, что и по смыслу находящегося в старопечатных Служебниках наставления священнику о действии над Агнцем печать на просфорах должна быть с крестом четвероконечным и только с следующими надписями: хс, ин, ка. Старопечатные Служебники требуют, чтобы из четырех раздробленных частей Агнца, крестообразно располагаемых на дискосе, слово находилось на частице, полагаемой на высшей стране дискоса, слово хс – на частице, полагаемой долу, слово ин – на частице, полагаемой от святаго потира и слово ка –на частице, полагаемой справа. Такого расположения надписей на частицах никак не может быть, если просфора, из которой изъят Агнец, печатана печатью, какой требуют старообрядцы, – напротив, при такой печати, на верхней частице будут находиться слова и ин, на нижней, хс, и ка, а на правой и на левой изображение разделенных главы Адамовой, трости, копия с находящимися вокруг них надписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И если беспоповцы утверждают, что антихрист уже пришел и царствует духовно, то, очевидно, надлежит им доказать, что и пророки также приходили уже, и также духовно. А если свидетельства Священного Писания о приходе Илии и Еноха, по причине особенной их точности и определенности, объяснить в смысле иносказательном, духовном, они не могут, то и самое их учение о духовном антихристе теряет всю свою силу. Ибо если пророки приидут чувственным образом, во своей их плоти, на обличение антихриста, то и сам антихрист также должен явиться чувственным образом, в своем собственном лице. Беспоповские наставники хорошо знают это затруднение, и чтобы устранить его, прибегают к новой уловке. В беседах об антихристе и пророках Илии и Енохе они обыкновенно стараются не следовать тому порядку, который указан в Писании относительно времени явления пророков и антихриста, т. е. начинают говорить сначала о6 антихристе, чтоб потом уже, если будет нужно, сказать и о пророках, на основании сказанного об антихристе: если-де несомненно, что антихрист пришел, то не может быть сомнения, что и пророки уже приходили. И такая уловка часто им удается, особенно когда беседуют с людьми малосведущими. Оглушенный их толками о царствовании антихриста и страхом имени антихристова, простодушный слушатель уже не требует и доказательств о явлении пророков, даже нередко сам, упреждая наставника, говорит: «Стало быть и Илия с Енохом также пришли духовно, только люди их не познали». Эту уловку – изменять порядок в изложении учения о пророках Илии и Енохе и об антихристе, употребляемую беспоповскими наставниками в собеседованиях о семь предмете, один из них, Трофим Иванович Кинешемский, внес даже в книгу свою о приходе пророков и антихристе: сначала написал об антихристе, а потом о пришествии Илии и Еноха. Впрочем, побоявшись, как бы его не заподозрили, что проповедует явление антихриста прежде пришествия пророков, он, в свое оправдание, против воли проговорился, почему изменил порядок изложения в учении о пророках, и представил ту самую причину, которую я сейчас указал, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрошающий. Как разуметь слова: искупил еси Богови нас от всякого колена и языка и людей и племен? Отвещающий. Во Египте преобразовательный ангел закланием своим дал избавление одним первородным израильским; Христос же смертью своею искупил весь мир, людей всякого колена и языка, от греха и смерти. Вопрошающий. Что означают слова: и сотворил еси нас Богови цари и иереи, и воцаримся на земли? Отвещающий. Толкование слов: и сотворил еси нас цари и иереи, уже предложено мною в объяснении на ст. 6-й первой главы; а слова: воцаримся на земли, означают победу христианина над страстями плотскими, а также и то, что христианство иметь будет царственное положение на земли. Откр.5:14 «И четыри животна глаголаху: аминь, и двадесять и четыри старцы падоша и поклонишася живущему во веки веков». Вопрошающий. Почему по окончании общего славословия четыре животные глаголаху: аминь? Отвещающий. Сим означается то, что всякое наше славословие Богу и исповедание наше о Боге и учение должно быть согласно с евангельским учением. Когда четыре животные на наше славословие и учение рекут: аминь, т. е. когда оно подтверждается евангельским учением, тогда спасительно для нас и несомненно для слушающего. Аще ли же наше учение и славословие не будет согласно с евангельским учением, т. е. с учением Спасителя, изложенным у четырех Евангелистов, когда четыре животных не отвечают нам: аминь, т. е. не подтверждают наше учение, тогда и славословие наше не приятно Богу и учение наше не спасительно людям. Потому и определения догматов веры на Вселенских Соборах утверждены согласно евангельскому учению; и не только определение догматов веры в Святой Церкви согласно евангельскому проповеданию, но и самое славословие церковное, как составлено? – Вникни! Всегда в нем умилостивляется Бог словами Евангелия, и все в нем говорится согласно Евангелию. Откр.6:1–2 «И видех, егда отверзе агнец едину от седми печатей, и слышах единого от четырех животных глаголюща якоже глас громный: гряди и виждь. И видех, и се конь бел, и седяй на нем имеяше лук: и дан бысть ему венец, и изыде побеждаяй, и да победит».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Откр.8:1–5 «И егда отверзе седмую печать, бысть безмолвие на небеси яко пол часа. И видех седмь ангелов, иже пред Богом стояху: и дано бысть им седмь труб. И другий ангел прииде и ста пред олтарем, имеяй кадилницу злату: и даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый сущий пред престолом. И изыде дым кадилный молитвами святых от руки ангела пред Бога. И взят ангел кадилницу, и наполни ю от огня сущаго на олтари, и положи на земли: и быша гласи и громи и блистания и трус». Вопрошающий. Что означает отверстие седьмой печати? Отвещающий. Отверстием седьмой печати совершается откровение о семи ангелах, имущих семь труб и хотящих вострубить. Вопрошающий. Какое значение имеют сии семь труб? Отвещающий. Семь труб возвещения означают семь событий, или семь наказаний, хотящих быти на неверных. Вопрошающий. Почему можно разуметь, что означаются здесь казни только на неверных? Отвещающий. О казнях, последовавших за трубным гласом шестого ангела, сказано: «иже не вреждени быша язвами сими, ниже покаяшася от дел рук своих, да не поклонятся демоном и идолом златым» ( Откр.9:20 ). Сим явственно доказывается, что показуются казни на неверных, кланяющихся идолам. Притом же верные пред сими наказаниями были запечатлены, да не коснутся их наказания. Вопрошающий. На кого, где и когда сии казни будут? Отвещающий. Что сии казни будут на неверных, это, как я сказал, видно из Откровения; а на какие народы, где и когда последуют они, это единому Богу ведомо. Вопрошающий. А какой смысл имеет то указание, что было на небеси молчание яко на пол часа, – и именно на полчаса, а не на час? Отвещающий. Молчанием на полчаса означается долготерпение Божие и к самим неверных, – указуется, что Господь и их не абие наказует, но долготерпит, ожидая их обращения. Полчаса же, а не час молчания, являет, что аще не обратятся во время ожидания, то постигнет их наказание, по слову пророка: «Аще не обратитеся, оружие свое очистит» ( Пс.7:13 ). Вопрошающий. Что означает явление нового ангела с кадильницей златой, которому даны фимиами мнози молитв святых?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрошающий. Некоторые мнят, что обе сии язвы, и пятая и шестая, означают еретиков, своим учением умерщляющих православных. Отвещающий. Еретики вредят православным, склоняя их от православия к ереси; а неврежденные их язвами остаются непоколебимы в православии, суть истинные сыны .Церкви, запечатленные рабы Христовы. Здесь же, не уязвленные от такой язвы остаются не покаявшимися от идолопоклонства. Ясно, что здесь разумеются не духовные, от еретиков, язвы, а чувственные, состоящие в чувственных наказаниях. И язвы сии посылаются на исправление и обращение неверных к истине; ереси же и учители ересей ведут ко отвращению от истины к прелести. Разумевающие под сими язвами еретиков и ереси, разумеют о них не согласно и самому Откровению, ясно сказующему, что подвергшиеся сим язвам суть идолопоклонники, поклоняющиеся из различного металла сотворенным идолам, не могущим чувствовать, т. е. слышать и видеть и ходить, а не поврежденные ересями, не последующие ересеучителям; и оставленные ненаказанными, по долготерпению Божию, до времени седьмой трубы, суть такие же идолопоклонники, как и подвергшиеся казни, а не православные, избегшие ересей и поклонения еретикам. Откр.10:1–4 «И видех иного ангела крепка, сходяща с небесе, оболчена во облак, и дуга над главою (его), и лице его яко солнце, и нозе его яко столпы огненны, и имеяше в руце своей книгу разгибену, и постави ногу свою десную на мори, а шуюю на земли. И возопи гласом великим, яко лев рыкая: и егда возгласи, глаголаша седмь громов гласы своя. И егда возгласиша седмь громов гласы своя, хотех писати: и слышах глас с небесе глаголющ ми: запечатлей, яже глаголаша седмь громов, и сего не пиши». Вопрошающий. Кто есть сей ангел? Отвещающий. Ангел сей есть один из служебных ангельских сил, ибо далее о нем сказано: клятся живущим во веки. Вопрошающий. Что означает в руце ангела книга разгибена? Отвещающий. Разгнутая книга в руке ангела, которую он дал потом для снедения Богослову, означает открытие ему чрез ангела таин Божиих. Вопрошающий. Что означается тем, что ангел поставил едину свою ногу на земли, а другую на мори?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Откр.8:10–11 «И третий ангел воструби, и паде с небесе звезда велика, горяща яко свеща, и паде на третию часть рек, и на источники водныя. И имя звезде глаголется аксинфос: и бысть третия часть вод яко пелынь: и мнози от человек умроша от вод, яко горьки беша». Вопрошающий. Сим видением что означается? Отвещающий. Сим означается наказание смертельной язвой на человеков чрез повреждение вод речных. Вопрошающий. Что значит сказанное о водах, что они стали яко пелынь? Отвещающий. Полынь мы пьем, и не умираем от нее; но здесь уподоблением вод полыни означается смертоносность их. Апокалипсис, гл. 8, ст. 12. «И четвертый ангел воструби, и уязвена бысть третия часть солнца и третия часть луны, и третия часть звезд, да затмится третия часть их, и дня третия часть да не светит, и нощь такожде». Вопрошающий. Что означает явившееся по гласу трубы четвертого ангела? Отвещающий. Светила небесные служат к плодоносию земли, ибо без солнечной теплоты ничто не может произрастать: посему затмением третьей части светил означается оскудение плодоносия на земле. Отрк.8:13 «И видех и слышах единого ангела, паряща посреде небесе, глаголюща гласом великим: горе, горе, горе живущим на земли от прочих гласов трубных триех ангел, хотящих трубити». Вопрошающий. Что означает глас сего нового ангела: горе, горе, горе от прочих гласов трубных? Отвещающий. Господь, по человеколюбию своему, ожидая исправления человеческого рода, не абие наказует нас сильнейшими язвами, но прежде врачует меньшими наказаниями, каковыми и являются последовавшие после трубных гласов первых четырех ангелов, ибо в них повреждается точию третья часть стихий, которых касалась казнь. По трубных же гласах последних трех ангелов последуют более тяжкие наказания людям, о чем и возвещает новый ангел, парящий посреди небеси. Троекратно возглашая горе, он выражает сим сожаление о неисправлении людей, не вразумившихся предшествовавшими легкими наказаниями после гласов четырех ангелов, не уразумевших, что они свидетельствовали о грядущих величайших Божиих попущениях на людей, аще не обратятся к истине, по слову Псалмопевца: «Аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела ( Пс.7:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Откр.18:9–10 «И возрыдают и восплачутся ея цари земстии, любы деявшии с нею и разсвирепевшии, егда узрят дым запаления ея, издалеча стояще за страх мук ея, глаголюще: горе, горе, град великий Вавилон, град крепкий, яко во един час прииде суд твой». Вопрошающий. Как может быть, что цари, которые разорят град, сами будут плакать о нем? Отвещающий. Не невозможно и сие. Ибо и Тит, римский кесарь, сам разорил Иерусалим, и сам же соболезновал о таковом разорении: правосудие Божие побуждало его к тому, чтобы разорить Иерусалим, хотя сам он, по человеческому чувству, скорбел о наводимых Иерусалиму бедствиях. Этим показуется также и великость бедствия, имеющего постигнуть град, когда и сами разорители его содрогнутся о внезапной его пагубе. Откр.18:11–19 «И купцы земстии возрыдают и восплачутся о нем, яко бремен их никтоже купует ктому, бремен злата и сребра, и камения драгаго, и бисера, и висса, и порфиры, и шелка, и червени, и всякого древа Фиинна, и всякого сосуда из кости слоновыя, и всякого сосуда от древа честнаго, и медяна и железна и мраморна, и корицы и фимиама и мира и Ливана, и вина и елеа, и семидала, и пшеницы и скота и овец, и коней и колесниц, и телес и душ человеческих. И овощи похотей души твоея отидоша от тебе, и вся тучная, и светлая отидоша от тебе, и ктому не имаши обрести их. Купцы сими обогащшеся от нея, издалеча станут за страх мучения ея, рыдающе и плачущеся, глаголюще: горе, горе град великий, облеченный виссом и порфирою и червленицею, и позлащенный златом и каменем драгим и бисером, яко во един час погибе толико богатство. И всяк кормчий, и всяк плаваяй в кораблех, и всяк, елик в мори делаяй, издалеча сташа, и вопияху, видяще дым раждежения его, глаголюще: кий подобен граду великому? И положиша персть на главах своих, и возопиша плачущеся и рыдающе, глаголюще: горе, горе град великий, в немже обогатишася вси имущии корабли в мори, от чести его, яко единым часом запусте». Вопрошающий. Что означает сие описание плачущихся? Отвещающий. Этим означается и величие града того, и страшная, внезапная кончина его, и велий на него гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрошающий. Ради чего попущены будут таковому сосуду сатаны таковые действия? Отвещающий. Св. Златоуст также предлагал себе сицевый вопрос: «почто убо попусти Бог сему быти, и каково се есть смотрение? Кий же прибыток оного пришествия, на пагубу нашу приходящего»? И сам на него ответствовал так: «Не бойся, возлюбленне, но слыши того глаголюща: в погибающих возможет, иже, аще бы и не пришел он, не быша веровали». Итак, антихрист в тех возможет, то есть те его примут, которые, «аще бы и не пришел он», такожде бы в неверии пребыли. Он придет не к верным, а к неверным, и примут его только ожесточенные, которые и без его пришествия пребыли бы в неверии. За сим св. Златоуст полагает другой вопрос: так как неверные пребыли бы также неверными, если бы антихрист и не пришел, то какой же прибыток из его пришествия? И ответствует: «Зане сии истыи погибающии заустятся. Приидет убо обличая их, да не имут бо глаголати, яко понеже Бога себе быти глаголаше Христос, понеже слышахом, яко един есть Бог, из него же вся, сего ради не веровахом. Сие их непщевание (мнение) антихрист отъимет. Егда бо приидет он и ничтоже повелевая здраво, но вся законопреступная, от знамений точию ложных уверится, зашиет им уста. Аще бо Христу не веруют, много паче не подобаше антихристу веровати. Он убо (Христос) глаголаше от Отца послан быти, сей же сопротивное (сиречь о своем имени приидет). Сего ради глаголаше Христос: Аз приидох о имени Отца Моего, и не приясте Мене; аще ин приидет о имени своем, оного приимете. Но знамения видехом, рече. Но и от Христа быша многая знамения и велия: темже много паче веровати подобаше. Аще и о сем убо многая прежде рекошася, яко беззаконный, яко сын погибели, яко пришествие его по действу сатанину, о оном же противная, яко Спас, яко бесчисленная благая приносит. Зане бо любве истинныя не прияша, воеже спастися им, сего ради послет им Бог действо льсти, воеже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии о неправде. Да суд приимут. Не рече, да муку приимут (ибо и кроме сего имяху муку прияти), но да суд приимут, сиречь, да будут осуждени на страшном судищи воеже быти им безответным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Это согласие Филипповцев первоначально появилось в Орле, потому Филипповцы этого согласия и прозваны «орловскими». Они отделились от прочих Филипповцев за производимую ими в праздники торговлю и за некоторые изменения в одежде, как-то: за ношение молодыми картузов, модных шапок, больших воротников у тулупов и смазных сапог. Филипповцы стали допускать в этом послабление, а орловские вздумали поддержать прежнюю строгость относительно покроя платья, потому и сделали с Филипповыми разделение. Однако же указанные послабления являются и у них. Общество орловских Филипповцев очень небольшое; есть часть их в Одессе. 17. Филипповцы нечадородные (и чадородные) В Филипповом согласии первоначально постановлено было приходящих от православной церкви так называемых «староженов», то есть супругов, поженившихся до перекрещивания, принимать с обещанием на чистое житие: после перекрещивания они были допускаемы на совокупное моление без разлучения однодомовного сожития, но если случится у супругов чадородие, то повелевалось разлучать их от единодомного сожития. Потом однако же Филипповы приняли от Федосеевых обычай – староженов, то есть поженившихся до перекрещивания, за чадородие не отлучать навсегда, а лишь некоторое время наказывать епитимией, постом и поклонами, и паки принимать в свое общение, не лишая их однодомовного сожития. В селе Кимре (Тверской губ.) наставники Филиппова согласия возревновали против такого нарушения прежнего обычая и требовали от московских Филипповцев, чтобы «староженов» после чадородия не принимать в общение без разлучения однодомовного сожития. Московские Филипповцы не восхотели исполнить сие требование кимрских, за что и сделалось в недавнее время у Филипповых еще новое разделение: кимрские московских Филипповцев прозвали «чадородными», а московские кимрских «нечадородными». 18. Филипповцы, не молящиеся с приглашенными У Филипповцев и Федосеевцев есть обычай, когда кто несет пост к перекрещиванию, то во время поста не допускается таковой к совокупному ядению, до совокупной же молитвы допускается. Против этого обычая – готовящихся к перекрещиванию допускать до совокупной молитвы и восстали некоторые из Филипповцев, требуя не молиться вместе с приглашенными, или с готовящимися к перекрещиванию, и за то отделились от прочих Филипповцев и от Федосеевцев. Таким образом явился еще толк в Филипповщине – «не молящиеся с приглашенными». Они существуют во Владимирской губернии; но ныне уже вконец оскудевают. 19. Брачные беспоповцы, т. е. приемлющие браки

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Я походил по месту развалин, возносясь мыслью к подвигам великого отца; потом прочитал тропарь преподобному и поклонился ему до земли, на месте его жительства, прося его молитв на исправление своей жизни. Потом владыка митрополит предложил нам трапезу от взятых им с собою припасов. Получив потом от митрополита Анфима благословение, мы отправились в путь ко св. Савве, а владыка поехал восвояси. Путь от обители преп. Феодосия ко св. Савве От обители преп. Феодосия мы спустились с горы к потоку Кедрон, или в юдоль Иосафатову, называемую также геенной. Действительно, хотя были последние числа сентября, но в юдоли охватил нас жар, как в печи. Я подумал: если в конце сентября здесь такой жар, то что же в июле и августе месяцах? Порядочно мы проехали по этой огненной юдоли, не имея с собой воды: тогда я узнал, чтó значит в тех местах жажда. До этого времени, как северный житель, я не имел и понятия, чтó значит настоящая жажда и как дорога бывает во время такой жажды чаша студеной воды. Тогда мне стало понятно писанное в житии преподобных отец, как они, ходя по пустыни, изнемогали от жажды. Помянул я и слова митрополита вифлеемского Анфима, который мне сказывал о монахах обители св. Саввы, что они не ходят никогда без воды, но в пути всегда имеют при себе воду. Когда шли, изнемогая от жажды, одна бедуинка, и без просьбы нашей, подала нам воды, и этим оказала нам великую услугу. С каким удовольствием я дал ей несколько монет за чашу воды! Когда мы стали ближе подъезжать к обители св. Саввы, тогда широкая и глубокая между гор долина превратилась в узкую, глубокую скалистую пропасть. Для удобства пути край пропасти окладен несколькими камнями, чего, говорят, прежде не было. Обитель св. Саввы отстоит от Иерусалима верст двадцать пять или тридцать. Обитель святого Саввы Обитель св. Саввы подобна птичьему гнезду, прилепленному к крутизне скал над глубокой пропастью; окружающая ее природа летом вся мертвая, жара среди скал пекущая, в воздухе прохлады ниоткуда нет. Мы подошли к воротам, – ворота всегда бывают заперты, и жен в обитель по уставу св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010