Можно привести много примеров подвижничес­кого служения духовенства храма. «Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел на работу, — вспо­минала балерина Кировского театра И. В. Дубровицкая о своем отце, протоиерее Никольского собора Владимире Дубровицком. — Бывало, качается от го­лода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь — упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: “Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, обо­дрить”. И шел в свой собор. За всю блокаду, об­стрел ли, бомбежка ли — ни одной службы не про­пустил» [iv] . Священнослужители, сами испытывая все невзгоды, понимали, как нуждаются люди в под­держке, утешении. А ведь некоторые из них уже бы­ли немолодые, жили далеко от храма. Ленинградские священники шли на службу в церкви даже во время бомбардировок города. Так, например, «двадцатка» храма святителя Николая 3 мая 1943 г. обратилась в общий отдел Ленгорисполкома с заявлением: «Никольский собор настоя­щим ходатайствует о выдаче пропусков на право хождения по улице во время воздушной тревоги для работающих в соборе служителей культа Н. И. Ло­макина, В. А. Дубровицкого, П. Ф. Маслова и пред­седателя 20-ки Н. Д. Успенского» [v] . Церкви Ленинграда постоянно подвергались фа­шистским обстрелам и бомбежкам. Поэтому среди оборонных мероприятий важное значение имела маскировка храмов, которые могли бы стать ориен­тирами и целями при воздушных налетах на город. Уже в августе 1941 г. началась маскировка их золо­тых куполов с помощью чехлов, специальных сетей и окраски в защитный цвет. 7 августа был состав­лен акт обследования пробной маскировки куполов Николо-Богоявленского собора. Было решено зак­рыть кресты и «верхние маковицы» куполов специ­альной тканью, на нижнюю часть куполов также по возможности надеть чехлы или маскировочные се­ти, окраску же применять в крайнем случае (так как она может испортить позолоту) [vi] . Маскиро­вочные работы в храме были в основном заверше­ны в сентябре 1942 г. Но на 1943 г. планировалось выделить еще триста тысяч руб. на ремонт крыш, пострадавших при артобстреле, окраску их в серый цвет, вставку выбитых стекол и рам (в том числе — в квартире митрополита на хорах собора) и допол­нительные маскировочные работы.

http://bogoslov.ru/article/2520765

- Приходят ли матросы, офицеры в ваш храм? Отец Богдан: Русский флот в отношении веры находится на ступени, ведущей к возрождению. Наши матросы и офицеры, собственно, уже верят, пусть во многом пока обрядово; однако, судя по внутренним флотским законам, они еще остаются советскими воинами. Хотя никому уже не запрещается веровать и молиться. Моряки всегда были в числе прихожан собора. Большое количество военных моряков бывает в памятные дни. Часто, приезжая в Санкт-Петербург, матросы и офицеры с других флотов заходят в собор, обычно зная о том, что он морской. Для них это очень важно… - Никольский собор - один из самых крупных православных храмов Петербурга. Чем отличается жизнь большого городского собора от, скажем, деревенской церкви? - Прежде всего, в сельской местности другое расписание. Люди, всю неделю работавшие, в воскресенье отдыхают и направляются в храм. Часто бывает, что в одну церковь ходят жители сразу нескольких окрестных деревень, расположенных далеко друг от друга. Поэтому там обычно служат не ежедневно, а в воскресные и праздничные дни. Ранние богослужения начинаются в шесть-семь часов утра, и все служители храма заняты целый день. Это, понятно, нелегко. В городе же почти каждый день такой трудный. Здесь и прихожан больше, и ходят они постоянно, обращаются за помощью. И огромный спектр вопросов, часто неожиданных: супружеские отношения, воспитание детей, проблемы с работой и учебой, выбор профессии… Но у нас дружный коллектив - шесть священников помимо настоятеля, диакон, протодиакон и псаломщики, - старшие помогают молодым и проблемы решаем вместе. Неслучайный свет Несмотря на нетипичный для православного храма архитектурный стиль (переходный между барокко и классицизмом), собор сохранил исконно русскую структуру: и могучее пятиглавие, и две церкви, зимнюю и летнюю. - И пусть, - не унывает отец Богдан, - раньше собору принадлежало место от Фонтанки до Мойки, а теперь, со времени принятого при Хрущеве закона, выделено всего 24 метра площади вокруг, сегодня люди чувствуют присутствие храма на гораздо большем расстоянии…

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Таким образом, в апреле 1918 г. собор перешел из Морского ведомства в разряд приходских. В об­разованный приходской совет вошел 21 человек, в том числе все члены причта: 4 протоиерея, 2 диако­на и 2 псаломщика; его председателем был избран рабочий Василий Феофанович Андреев. Настояте­лем храма с 1914 г. служил митрофорный протоие­рей Александр Иоаннович Преображенский. 7 ок­тября 1918 г. В. Ф. Андреев известил совет 2-го Городского района об изменениях в статусе собора и указал, что территория прихода простирается с востока на запад от Прачечного переулка до Англий­ского проспекта, а с юга на север — от Фонтанки до Мойки, число же обращающихся за удовлетворени­ем религиозных нужд в храм ежегодно колеблется от 8 до 15 тыс. чел. Андреев также передал в рай­совет приходской устав и попросил разрешения на устройство 20 октября общего собрания прихожан. На этом собрании решался вопрос об использо­вании помещений в квартирах причта домов 127 и 129 по набережной Екатерининского канала для при­ходских нужд — устройства в них библиотеки, ком­наты бесед на религиозные темы, зала для спевок соборного хора и заседаний приходского совета, орга­низации обучения религиозным и церковно-историческим предметам и т. д. Ранее все это проводилось в доме приходского благотворительного общества по адресу: Никольская пл., 1, но в июне 1918 г. он был передан в распоряжение Комиссариата по со­циальному устройству. В первые годы после рево­люции преподавание Закона Божия и духовного пе­ния частным образом не запрещалось, и на соответствующий запрос приходского совета ( " двад­цатки " ) городской отдел юстиции ответил, что осо­бого разрешения на это не требуется. Иначе обстояло дело с церковным имуществом и капиталами, все они в соответствии с декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церк­ви подлежали национализации. И 6 мая 1919 г. Пет­роградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал немедленно представить все бан­ковские документы. Назначенный к тому времени настоятелем и избранный председателем приходс­кого совета протоиерей Александр Николаевич Бе­ляев передал 10 мая в отдел юстиции опись на ка­питалы в размере 147392 рублей, хранившиеся в Народном банке, и 31 августа все эти деньги были переданы в доход казны, о чем настоятеля извести­ли 11 сентября 1919 г.

http://bogoslov.ru/article/2518081

Тем не менее, Санкт-Петербург и его центральный Невский проспект символизируют толерантность, присущую его народу. Если вы посмотрите на панораму С.В. Садовникова, представленную в витринах, вы убедитесь в этом. История города неотделима от истории страны и тесно связана с историческими датами России. Именно Казанскому собору суждено было стать первым в России памятником победе в Отечественной войне 1812 года. Здесь среди трофеев, любимых икон нашел свое упокоение фельдмаршал М.И. Кутузов. Центральная часть экспозиции посвящена этой теме. Казанский собор явился центральным местом чествования 300-летия Дома Романовых, которое широко отмечалось в России, и именно к этой дате были освящены Государев Феодоровский собор и Никольский Морской собор в Кронштадте, заложен храм Феодоровской иконы Божией Матери – все это можно увидеть на стенде. Грядущим событием 2013 года является 300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, этому событию посвящен отдельный стенд. В экспозиции отдельно выделены две зоны: читальный зал, в котором посетители выставки смогут ознакомиться с лучшими изданиями, отражающими тему " Православный Петербург " , и видеосалон, где можно посмотреть фильмы о храмовой архитектуре, святых покровителях города, святынях Санкт-Петербурга. Экспозиция подготовлена при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Автор и руководитель проекта – Наталья Феофанова, архитекторы проекта – Наталья Маслова, Михаил Помецко. Экспозиция 1150 лет Российской государственности В 2012 г. исполняется 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII-XIX вв. получило название " призвание варягов " , " рождение российской государственности " . Экспозиция раскрывает ключевые моменты истории России, рассказывает о ее исторических, церковных деятелях, деяниях святых покровителей, отражает симфонию Церковь-государство-народ. Экспозиция посвящена важной роли Русской Православной Церкви в деле становления и укрепления русской народности и русской государственности, а также влиянию Церкви на формирование национального характера, нравственного облика и психологического склада народов исторической Руси.

http://religare.ru/2_97677.html

Экспозиция подготовлена Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Православный Петербург Экспозиция отражает основную идею выставки: обретение единства Церкви, власти и народа на основе исторического опыта государства. Санкт-Петербургу выпала особая миссия. С самого основания город формировался как столица православная, о чем говорят уникальные соборы и храмы, представленные на центральном фасаде экспозиции. Их красота, величие и те святые и святыни, ради которых они воздвигались, создают особую атмосферу Петербурга. Тем не менее, Санкт-Петербург и его центральный Невский проспект символизируют толерантность, присущую его народу. Если вы посмотрите на панораму С.В. Садовникова, представленную в витринах, вы убедитесь в этом. История города неотделима от истории страны и тесно связана с историческими датами России. Именно Казанскому собору суждено было стать первым в России памятником победе в Отечественной войне 1812 года. Здесь среди трофеев, любимых икон нашел свое упокоение фельдмаршал М.И. Кутузов. Центральная часть экспозиции посвящена этой теме. Казанский собор явился центральным местом чествования 300-летия Дома Романовых, которое широко отмечалось в России, и именно к этой дате были освящены Государев Феодоровский собор и Никольский Морской собор в Кронштадте, заложен храм Феодоровской иконы Божией Матери – все это можно увидеть на стенде. Грядущим событием 2013 года является 300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, этому событию посвящен отдельный стенд. В экспозиции отдельно выделены две зоны: читальный зал, в котором посетители выставки смогут ознакомиться с лучшими изданиями, отражающими тему " Православный Петербург " , и видеосалон, где можно посмотреть фильмы о храмовой архитектуре, святых покровителях города, святынях Санкт-Петербурга. Экспозиция подготовлена при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Автор и руководитель проекта – Наталья Феофанова, архитекторы проекта – Наталья Маслова, Михаил Помецко.

http://religare.ru/2_97677_1_21.html

Я хотел бы выразить особую благодарность настоятелю сего святого храма протоиерею Богдану Сойко и огласить Патриаршую грамоту: «Во внимание к многолетнему служению в священном сане и в связи с 250-летием со дня освящения Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга настоятель и председатель приходского совета Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Богдан Сойко награждается орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского I степени». Аксиос! С этим храмом связано очень многое у меня лично. С отрочества, с юных лет я регулярно посещал этот храм, молился, очень любил пение хора, который в то время был лучшим хором Ленинграда. Возглавлял его регент Шишкин, известный многими своими деяниями, но, наверное, более всего он вошел в историю нашей Церкви как замечательный церковный композитор и регент. Здесь служили прекрасные священники, замечательный проповедник отец Александр Медведский, замечательные диаконы, которые услаждали нас своими голосами. Храм был всегда переполнен, потому что в городе оставалось всего 14 храмов, а Никольский собор близок к вокзалам и многие жители области приезжали сюда. Продвинуться поближе к алтарю не было никакой возможности — люди стояли так плотно, что нередко перекреститься было невозможно; но в этой давке, в этой духоте особенно чувствовалась наша общая принадлежность к Церкви, наша общая способность сохранять веру Христову в тяжелейшие годы лихолетья. Я хотел бы в день, когда мы празднуем 250-летие сего святого храма, вручить в качестве подарка этому собору свой келейный образ Божией Матери «Оранта». Пусть Царица Небесная, воздевающая руки к Господу и Спасителю, в своих молитвах помнит град Петров и сей Свято-Николо-Богоявленский Морской собор. Также Вам, отец настоятель, вручаю пасхальное яйцо с благодарностью за Ваши труды. А всем участникам сегодняшнего торжества хотел бы передать небольшую иконочку святителя и чудотворца Николая с Патриаршим благословением. Храни вас Господь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/2237528.ht...

В 1890 году было, наконец, было принято «Положение», согласно которому все армейское духовенство объединялось под началом одного священнослужителя, должность которого получала название «протопресвитер военного и морского духовенства». Стоит ли удивляться, что первым в истории армейским протопресвитером стал Александр Алексеевич Желобовский. Вступив в эту не имевшую аналогов в мировой истории должность, о. Александр в полной мере проявил свой незаурядный организаторский талант. Применив ряд нестандартных решений, он добился превращения армейского духовенства в одну из самых процветающих групп населения. При нем наблюдалось невиданное доселе церковное строительство, а престиж военных священников вырос настолько, что в 1899 году пришлось объявить: «отныне в ведомство протопресвитера будут брать преимущественно лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому (высшему) разряду». В рядах армейских священников сочли за честь служить даже профессора духовных академий (характерный пример о. Евгений Аквилонов ). За свою деятельность Александр Желобовский удостоился множества государственных наград. В частности, он чуть ли не единственный из белых священнослужителей стал полным кавалером орденов святой Анны и святого Владимира. Характерно, что на указе о его награждении одной из высших российских наград – орденом св. Владимира I степени, Николай II помимо положенных слов «неизменно к Вам благосклонный» дописал от руки «и благодарный Николай». Эта приписка многого стоит, ибо русскому Императору с высоты его общественного положения лучше, чем кому-либо другому, было видно подлинное значение деятельности протопресвитера. Александр Желобовский успел сделать так много, что даже большевики, несмотря на все старания, оказались не способны уничтожить его труды. Украшением г. Кронштадта до сих пор служит величественный Морской собор, построенный по инициативе о. Александра. Туристы, посещающие г. Павловск, с восхищением любуются Никольским собором, освященным протопресвитером.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

В начале войны в Ленинграде оставалось 5 действующих православных церквей: Никольский Морской собор, Князь-Владимирский и Преображенский соборы и две кладбищенские церкви. Храмы города были переполнены молящимися и причастниками. Даже в будние дни подавались горы записок о здравии и о упокоении. Температура в храмах опускалась часто ниже нуля. Певчие пели в пальто, в валенках, от голода едва держались на ногах. Из-за несмолкаемого обстрела, от взрывов бомб окна в храмах нередко бывали выбиты воздушной волной, и по церквам гулял морозный ветер. Митрополит Алексий жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье, часто без диакона. Своими проповедями и посланиями он вливал в души исстрадавшихся питерцев мужество и надежду. В вербное воскресенье в ленинградских церквях было прочитано его архипастырское обращение, в котором он призвал верующих самоотверженно помогать воинам честной работой в тылу: «Победа достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъема и могучей веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружие правды, «спасающего» нас «от малодушия и от бури» (Пс. 54, 8). И само воинство наше сильно не одною численностью и мощью оружия, в него переливается и зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет теперь весь русский народ». По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы. Ежедневно за богослужением возносилась молитва «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов...» В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение колонны имени Димитрия Донского. В ответ на призыв Первоиерарха в Московском Богоявленском соборе духовенством и мирянами собрано было более 400 тысяч рублей.

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

В нашем городе мощи находились в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, где за три с половиной дня к ним пришло более пятидесяти тысяч человек. Возвращение Тихвинской иконы Божией Матери было еще впереди, и долгие десятилетия мы не знали доселе такого всенародного духовного подъема. Собор не закрывался на ночь, три дня и три ночи священники, сменяя друг друга, непрерывно служили молебны и акафисты у честной главы. Очередь, растянувшаяся по набережной Невы вдоль Никольского кладбища лавры, представляла собой также непрерывную молитву, чтение акафистов и песнопений. Известны случаи исцелений. Многотысячные и многочасовые очереди поразили афонских монахов, сопровождавших мощи. Один из них сказал, что такое невозможно ни в одной стране мира, даже в Греции. Это все, конечно, неслучайно, ведь святой целитель наряду с Первоверховными апостолами Петром и Павлом издавна является небесным покровителем города на Неве как морской столицы России. Именно святой великомученик Пантелеимон дважды споспешествовал знаменательным победам русского флота, что окончательно утвердило его мощь. Гангут - это русское название финского полуострова Ханко. Во время Северной войны около Гангута авангард русского галерного флота под командованием Петра I 27 июля 1714 года (по старому стилю), когда Православная Церковь чествует вмч. Пантелеимона, разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н. Эреншельда и захватил все десять вражеских кораблей, одержав первую в истории русского флота крупную морскую победу. В 1718 году по велению императора Петра, желавшего приучить жителей столицы к морскому делу, на Фонтанке, напротив расположенного в Летнем саду дворца Петра I, была основана Партикулярная верфь для строительства малых гребно-парусных судов для личных нужд петербуржцев с небольшой часовней во имя святого великомученика Пантелеимона. Тем временем завершалась Северная война и в день вмч. Пантелеимона в 1720 году около Гренгама (острова в южной группе Аландских островов) отрядом русского галерного флота под командованием генерала М. М. Голицына была разбита шведская эскадра вице-адмирала Шеблата. Эта победа ускорила заключение долгожданного Ништадтского мира со Швецией.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

Камчатский мишка. Курильское озеро. – С.54-55. У вас будет ребенок: Совместный проект:  журнал «Фома»,  рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.   Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru//Фома. - – май 2018. – С.56-57. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Артем, Даниил и Анжела ,  видеопаспорта 5a5q, 53u6, 5qha.         Артем родился в мае 2002 года, Даниил - в августе 2003 года,        Анжела - в феврале 2006 года (Наши          достижения; О нас; Мы любим). – C.56,57.  – Детей можно забирать в семью только       вместе!   Максим , видеопаспорт isv9, родился в августе 2003 г. (Мои         достижения; Обо мне; Я люблю). – С.57. Куда обращаться будущим родителям Артема ,  Даниила ,  Анжелы и Максима.– С.57.   Добрая воля:   Специальная рубрика журнала «Фома» для тех, кто находится в местах заключения.   Виктор Бендеров « Никто из моих друзей не может умереть, или Кого я встретил в колонии для несовершеннолетних ». [Виктор Бендеров – петербургский художник, иконописец. Уже 17 лет он посещает Колпинскую колонию для несовершеннолетних. Там, в художественной студии при храме, он занимается с детьми рисунком, музыкой, ставит спектакли. А еще – много разговаривает с ними. О жизни, искусстве, Боге. Виктор Константинович рассказал «Фоме» о детях, которых встретил в колонии, и о тех, которые уже после освобождения приходят к нему, чтобы поделиться своей радостью или болью]. Подготовила Елена Куршук . Фото Алексея Олдина, Вячеслава Боброва. Ил.: Гоголь. Рисунок Виктора Бендерова; Работы Виктора Бендерова: икона Спасителя и картина «Храм Воскресения»//Фома. - – май 2018. – С.58-65. – (раздел « Люди », рубрика « Добрая воля »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.   Морской собор: что нужно знать о «русской [Иллюстрированная информация.  Вехи истории ; Досье собора ; Архитектурные особенности ; 8 фактов о Никольском Морском соборе ; План собора ]. Подготовила Алена Душка . Редакция благодарит за консультацию и помощь в подготовке материала руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову, профессора кафедры русского искусства Российской академии художеств Нину Кутейникову и руководителя иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко . Инфографика. Фото: Станислав Забурдаев/ТАСС; архивные фотографии, предоставленные Музеем истории Кронштадта и другие исторические снимки; Peter Porai-Koshits/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0; Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси; www.lori.ru ; Юлия Маковейчук//Фома. - – май 2018. – С.66-73. – (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-181-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010