Сочетание древнерусских и византийских мотивов с морской символикой представляло благодатную почву для стилистики модерна. Мемориальный характер интерьеру придавали мраморные доски, на которых были высечены имена погибших моряков. Внутренняя отделка собора заняла гораздо больше времени, чем строительство. Новые репрессии на верующих обрушились в конце 1920-х годов, с окончанием эпохи нэпа и приближением " великого перелома " . Первым среди храмов Кронштадта в 1929 году закрыли именно Морской Никольский собор - он мозолил глаза руководству города своей торжественной огромностью и прямой связью с эпохой Николая. Впрочем, его судьбу ещё можно назвать относительно счастливой - большинство кронштадтских церквей были безжалостно разрушены; собор же уничтожать всё же не решились: его архитектурное значение было всем очевидно. " Национализированному " зданию, по обыкновению тех времён, пытались найти новое применение. Ещё до закрытия храма подумывали об устроении в нём дома культуры и кинотеатра. Специальная комиссия, осмотревшая собор, пришла к выводу, что его помещения годятся для проведения здесь массовых мероприятий, а также оборудования гардероба, буфета, курительных комнат и уборных. Тогда же приход обложили огромным налогом за пользование недвижимостью. 14 октября 1929 года, когда храм официально упразднили, его имущество передали городу. Настоятель собора протоирей Михаил Кравченко уехал жить в Ленинград. Несколько десятков предметов церковной утвари поступили в распоряжение Военно-морского и Русского музеев в Ленинграде, серебро пошло в казну, а книги, от которых отказались библиотеки, - на макулатуру. Был уничтожен уникальный резной мраморный иконостас, смыта позолота орнамента, закрашены мозайки и росписи, ликвидированы кресты. Собор превратился в провинциальный дом культуры. Шестнадцать из семнадцати соборных колоколов сбросили на землю при большом стечении народа. По воспоминаниям свидетелей, многие женщины рыдали и даже падали в обморок, когда огромные колокола с грохотом раскалывались, но в официальных источниках всё это было выдано за митинг трудящихся, вдохновенно протестующих против мракобесия. На своём месте остался лишь самый большой колокол - весом 1038 пудов. Во время Великой Отечественной войны Кронштадт разделил страшную участь Ленинграда, пережив тяжёлую блокаду. Все военные годы собор напрямую участвовал в боевых действиях - на его крыше (самой высокой точке города) был установлен наблюдательный и корректированный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время обстрелов несколько снарядов угодили в собор. Один из них можно увидеть и сейчас - пробив стену, он застрял в полу храма. При реставрации его оставили на месте " на память " , огородив и поместив под стекло. После войны собор отремонтировали.

http://sobory.ru/article/?object=00138

Благодаря отцу Иоанну Кронштадт получил свою главную архитектурную достопримечательность – Морской собор Святителя Николая Чудотворца, или, как в народе его называют, Никольский морской собор. Через годы дошли до нас слова священнослужителя: «Город наш, первая морская цитадель отчизны, так и не обзавёлся солидным храмом. А ведь церковь – тот же корабль, которым управляет сам Господь». В 1897 году Николай IInpukaзaл Морскому ведомству разработать архитектурный план собора в Кронштадте. 14 (1) сентября 1902 года на Якорной площади началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый Иоанном Кронштадтским.Дождаться окончания строительства собора ему не довелось... На портале Президентской библиотеки в электронной коллекции «Кронштадт – город морской славы России» можно ознакомиться с раритетными изданиями, посвящёнными Андреевскому собору, где служил отец Иоанн и который не существует в наши дни, например, с историческим очерком «Кронштадтский Андреевский собор» (1892), а также архивными материалами по истории строительства Морского собора – главного храма Военно-Морского Флота России, возведённого по инициативе Иоанна Кронштадтского. Благочестивые дела глубоко почитаемого народом священнослужителя не были забыты – Русская православная церковь канонизировала его в лике праведных в 1990 году. В предисловии к книге Иоанна Кронштадтского «Уроки благодатной жизни» (1894) написано: «Воистину – перед нами не книга, но сама жизнь. Духовные опыты, советы, наставления извлекаются из глубины сердца, всецело стремящегося к Богу. Потому – все, что вылилось из этого источника – сильно действует на душу христианина». Или того, кто всем сердцем желает стать таковым.   Седмица.ру Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/event/6168396

Необходимость постройки кафедрального собора в городе-герое Новороссийске обоснована и статусом города как первого кафедрального города Новороссийской епархии и малым количеством храмов. Выбор наименования кафедрального собора в Новороссийске в честь святителя и чудотворца Николая неслучаен. Николай Чудотворец является небесным покровителем моряков. Кроме того, до революции в Новороссийске был действующий Никольский собор (построен в 1846 году). В 1930 году собор был закрыт и на его территории располагался гарнизонный клуб, а в 1931 году собор был полностью разрушен. Новый морской кафедральный собор в честь святителя и чудотворца Николая будет возведен на Малой земле — значимом месте не только в истории Новороссийска, но и в истории всей России. Здесь во время Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. На окраине мыса Мысхако советские войска вели длительную героическую оборону с 4 февраля по 16 сентября 1943 года. В итоге именно из этой обороны выросло контрнаступление, и Новороссийск был освобожден от фашистских захватчиков. Это сыграло ключевую роль во всей битве за Кавказ. После победы под Новороссийском враг был значительно ослаблен, и советские войска развивали успешные наступательные операции. Напротив будущего собора расположен Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова — крупнейшее учебное заведение водного транспорта и единственное высшее учебное заведение на Юге России, выпускающее морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/3806207.ht...

В названиях дней Светлой седмицы слово «Светлый» пишется с прописной, день недели – со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т. д. В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название – с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, Лазарева суббота (но: родительская суббота); особое написание – Суббота Акафиста. 10. Названия храмов и монастырей Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского, Благовещенский собор (но с прописной буквы пишется Собор в смысле собрания архиереев – Вселенский Собор, Поместный Собор, а также Собор святых, имеющих в календаре общую память – Собор Владимирских святых, Собор Синайских преподобных и т. д.). Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм. Имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский ). Некоторые храмы имеют дополнительные названия, отражающие географические, исторические и иные реалии; эти названия пишутся с прописной буквы: Десятинная церковь (для которой св. Владимир дал десятину по всей земле Русской), Кулич и Пасха (храм–ротонда похож на кулич, а пирамидальная звонница – на пасху), Никольский Морской собор, Князь–Владимирский собор (так названный, чтобы отличать его от Владимирских храмов в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы). Со строчных букв пишутся слова «крестовый храм» – общее название домовых храмов в архиерейских резиденциях. Напротив, прописными буквами в последние годы пишется название главного храма нашей страны: Храм Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В малом, недельном, кругу богослужений есть свои чтимые святые. Подвиг апостолов и свт. Николая мы чтим четверг. На Руси Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых святых. Широко известны памятники русской архитектуры – храмы, носящие имя святого Николая, например, Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский ставропигиальный Морской собор) – последний и самый крупный из морских соборов, построенных в Российской империи. Он сооружен в неовизантийском стиле, по проекту архитектора В. А. Косякова, в 1903–1913 гг. в Кронштадте. Почитали святого и русские воины. Известен орден свт. Николая Чудотворца — награда времен гражданской войны, Временное положение о которой было учреждено генералом бароном Врангелем 17 (30) апреля 1920 г. Предназначался для награждения чинов Русской Армии (как офицеров, так и нижних чинов) за выдающиеся воинские подвиги, проявленные в борьбе с большевиками. Вокруг изображения святого был начертан девиз: «Верой спасется Россия». Запоминающимся является случай, имевший место в советские безбожные годы. В Куйбышеве (ныне Самара) зимой 1955–1956 гг. девушка Зоя Карнаухова, которая однажды решила на вечеринке потанцевать с иконой свт. Николая Чудотворца, «окаменела» на 128 дней. Ее невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук – она будто приклеилась намертво. О событии быстро узнал весь город, но помочь девушке ничем не могли. Умерла она на третий день Пасхи. Почитают св. Николая не только на Востоке, но и на Западе. Но если на Востоке он считается покровителем моряков и путешествующих, то на Западе – покровителем детей. Св. Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трем дочерям разорившегося человека, произошли рождественские подарки. Правильных ответов:  Ошибочных ответов:  Вы неправильно ответили на следующие вопросы:  Похожие тесты 1 Комментарий Популярное Сейчас в разделе 48  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 344 Подписка на рассылку

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово " Неделя " в значении " воскресенье " пишется с прописной буквы (во множественном числе тоже - чтобы отличить от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне. Слово " седмица " всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц только слова " Страстная " , " Светлая " и " Троицкая " пишутся с прописной буквы: седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная. В названиях дней Страстной седмицы оба слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В названиях дней Светлой седмицы слово " Светлый " пишется с прописной, день недели - со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д. В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название - с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, но: Суббота Акафиста, суббота родительская. Названия храмов и монастырей Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона. Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм. Примечание: имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский). Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский). Крестовый храм. Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь. Слово " Лавра " всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

В Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец протоиерей Николай Русанов, храм оказался на несколько месяцев захвачен обновленцами. 22 июля 1923 года обновленческие священники были изгнаны из собора. Однако вскоре опять обрушились репрессии и этим воспользовались обновленцы. В сентябре настоятелем опять стал протоиерей Н. Н. Русанов. Из храма были изъяты уникальные ценности: Евангелия в серебряных окладах, иконы, серебряные оклады, комплект серебряных сосудов. Нижний храм не отапливался, что приводило к сырости. В январе 1924 года храм вновь вернулся под омофор патриарха Тихона, а в марте настоятелем храма стал протоиерей Николай Кириллович Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий. Его трудами была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. 23 ноября состоялось торжество «обновления храма». 9 июля 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом 20 408 килограммов. При этом продолжалось изъятие церковных ценностей и не прекращались аресты священнослужителей. Середина и вторая половина XX века В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным. Почти весь период Великой Отечественной войны вплоть до момента восшествия на патриарший престол, здесь проживал и служил митрополит Алексий (Симанский). В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет. Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года. С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены ответственные дежурные ПВО для охраны храма. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля его, чтобы он сохранил храм и город от разрушения. За время войны собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками. Окончательно храм был восстановлен к 1953 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

е. между улицей большой Офицерской и Екатериненским проспектом, от Крюкова канала до западной границы прихода, т. е. до малой Мастерской улицы, заключавшая в себе 56903 квадр. сажен., до 1758 г. была пустым лугом и в первый раз в этом году роздана была, в количестве 38 участков, разных чинов адмиралтейским и морским служителям. Из сделанного нами описания местности прихода Никольского собора ясно видно, что как до построения этого собора, так и во время строения его с 1752 по 1762 год, жителями этой местности были исключительно морские служители высших и низших чинов, и что в этом характере населения заключается причина того, почему новая каменная церковь строилась под наблюдением адмиралтейств коллегии и для адмиралтейских морских служителей. Так как Большая и Малая Коломны населены были с 1740-х годов морскими адмиралтейскими нижними чинами, то весьма естественно было причислить их к новопостроенному собору. Таким образом Коломны эти принадлежали к приходу Николаевского Собора весьма долгое время, именно большая до 1798, а Малая до 1848 г. В настоящее время в приходе Никольского собора состоит домов 120, в том числе церковных – 2, военных – 24, дворянских – 40, купеческих – 12, разночинцев – 2, иноверческих – 28, казенных – 12. По исп. росписям за 1869 г. жителей в приходе значится – по сословиям: духовных м. 19, ж. 34; военных м. 539, ж. 612; штатских м. 306, ж. 373; купцов, мещан и других городских обывателей м. 680, ж. 967; крестьян госуд. м. 418, ж. 234; временно-обязанных м. 629, ж. 226; всех м. 2585, ж. 2537; обоих полов 5122. Местоположение Собора Еще по высочайшему утвержденному 20 апреля 1738 г. плану принадлежащих Адмиралтейской Коллегии в С.-Петербурге мест назначено было на юге от новопостроенных светлиц морского полкового двора, осталась площадь длиной начиная от означенных светлиц, 110 саж., по направлению к глухой речке, а шириной 130 саж. 12 Согласно этому назначению площадь эта и оставалась ничем не застроенной до половины прошлого столетия, и служила сборным местом для морских служителей. По настоящему делению С.-Петербурга, она находится в 3 – м участке Казанской части, Екатерининского канала, там, где канал этот, после крутого своего поворота к югу, принимает западное направление, и, пересекаемый Крюковым каналом, образует род полуострова. В самой середине этой площади стоит Морской Богоявленский Собор. V. История построения Собора. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В1819 году ему удалось, впрочем, выхлопотать пристройку к собору, так что в ней и служба начала, было, совершаться безостановочно даже и при производстве работ. Но года через два после этого, по свойству производимых в соборе работ, уже нельзя было продолжать более в нем богослужение, и преосвященный викарий Санкт-Петербургский Владимир, резолюцией от 17 апреля 1821 года, приказал причту Исаакиевскому, по прекращении богослужения, престол, иконостас, образа и всю утварь переместить для хранения до востребования в Морской Никольский собор, а священнодействие отправлять и церковные суммы хранить опять в смежной с ними Сенатской церкви, чередуясь в священнослужении с местным этой церкви причтом. Но на этот раз уже само начальство Сената решилось не допускать Исаакиевский причт в свою церковь . Высочайше учрежденному из трех архитекторов комитету, как мы сказали, повелено было только осмотреть поврежденные места в прежнем соборе, и принять меры к немедленному исправлению; но собор и без обстоятельства 9 апреля 1816 г. не соответствовал общему ожиданию и вкусу. Теперь же это обстоятельство и осмотр комитета ускорили дело: государь окончательно решил перестроить собор совершенно, и в 1817 году повелел архитектору Монферрану составить план и рисунки для этой постройки. При этом, ему поставлялось непременным условие  сохранить в первоначальном виде возможно большую часть существующего здания, в особенности же алтари, которые были освящены, и в которых совершалось богослужение. Архитектор Монферран составил план, которым предположено было Исаакиевский собор, против первоначального плана Ринальди, увеличить на третью часть, так, чтобы он представлял собой параллелограмм в 43 саж. длины и 25 саж. ширины, чрез что он будет находиться в самом центре занимаемой им площади. Над собором, согласно с первоначальным планом, предположено устроить величественный купол, окруженный четырьмя же меньшими. Внешнюю обшивку собора и колонны двух папертей, южной и северной, – сделать из ревельского белого песчаного камня на гранитном цоколе в одну· сажень вышины по всей окружности собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В ходе визита Его Блаженство побывал в Санкт-Петербурге, где возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе, посетил Казанский кафедральный собор, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Троицкий собор Александро-Невской Лавры, Никольский морской собор в Кронштадте, встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургской духовной академии, осмотрел достопримечательности города. Блаженнейший Архиепископ Иероним побывал в Посольстве Греции в Москве. Состоялось посещение Предстоятелем Элладской Церкви художественно-производственного предприятия " Софрино " , Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии, где он встретился с преподавателями и студентами. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Предстоятеля Русской Православной Церкви и Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима. 2. Отметить важность состоявшегося визита Предстоятеля Элладской Православной Церкви для укрепления связей между двумя Церквами. 3. Выразить удовлетворение результатами переговоров между Предстоятелями Русской и Элладской Православных Церквей. ЖУРНАЛ 26 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в Санкт-Петербургскую митрополию. Справка: В период со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Санкт-Петербургскую митрополию 18-19 апреля и 21-22 мая 2012 года. Вечером 18 апреля Святейший Владыка прибыл в Санкт-Петербург и посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. 19 апреля, в четверг Светлой седмицы, Его Святейшество совершил чин малого освящения Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, а затем возглавил в храме служение Божественной литургии. Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, наместник Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий, избранный во епископа Лодейнопольского архимандрит Мстислав (Дячина), клирики Санкт-Петербургской митрополии.

http://religare.ru/2_94998.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010