III. Описание собора А) По внешнему виду По внешнему своему виду, собор принадлежит к зданиям, стиля Возрождения, но устроенным в особом вкусе (рококо), существовавшем во времена Растрелли, в каком построены некоторые из важнейших зданий С.-Петербурга, каковы: Большой Императорский Дворец, Никольский морской собор, Пажеский корпус, дом графа Строганова у Полицейского моста и др. Основание собора крестообразное, но так, что средняя перекладина почти в 2 1 / 2 раза шире продольной, и при том, более надвинута к верхнему (восточному) концу. В угольных углублениях с западной стороны находятся довольно значительные выступы, а с восточной, по незначительности этих углублений, они маскируются вогнутой линией, которая углы верхнего конца соединяет с поперечной перекладиной. Неизвестно, как глубоко заложен бут, но фундамент идет слишком на 1 1 / 2 саж. ниже окружающей площади, и образует подвальный этаж в 2 1 / 2 саж. Высоты, до сводов; весь он разделен массивными стенами с пролетами и такими же столбами. На высоте 1 саж. 2 арш., под сводами, проделаны низкие, длинные, сверху скругленные, просветы, слабо освещающие. В подвал ведут четыре железные двери, по одной с северной и южной, и две с восточной стороны; для спуска устроены две гранитные лестницы о 12 ступеней и 2 чугунные, о 16 ступенях. Цоколь собора со вне одет гранитными тесаными плитами на 1 1 / 4 арш. от земли, с выступами для тумб, поддерживающих колонны. На этом основании возвышается самый корпус собора – массивное здание, разделенное антаблементом на два яруса; под архитравом расположены легкие колонны коринфского ордена, которые украшают все многочисленные углы и выступы храма, или по две, или по три, и по четыре на каждом 14 ; соответственно им, верхний ярус опоясывается рядом пилястр, упирающихся в карниз антаблемента фигурными консолями и украшенных, вместо канителей, головками херувимов, с спускающимися вниз гирляндами. За тем идет под кровельный карниз, на котором, по среди здания возвышаются небольшие фронтоны, на северной, восточной и южной сторонах – треугольные, а на западной – полукруглый, с лепными в тимпанах фигурами. Там, где возвышаются фронтоны, стены, исключая восточной, устроены небольшими выступами, среди которых в нижних ярусах устроены двери, а в верхних – большие овальные окна (розетты), рассекающие собой полукруглые фронтоны антаблемента. К трем входным дверям ведут открытые широкие гранитные лестницы, имеющие по 8 ступеней с трех сторон и наверху широкие площадки. Как двери, так и многочисленные окна собора украшены лепной работой – наличниками, над-оконниками и пр 15 . И у окон, и у дверей верхи полуциркульные. Высота корпуса собора до кровли 14 1 / 2 саж. Толщина наружных стен в крайних оконечностях креста 1 саж. 2 арш., в прочих местах от 1 саж. до 2 1 / 2 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Однообразное, как бы сжатое с обеих сторон пространство набережной канала Грибоедова внезапно раскрывается, и в перспективе пересечения с Крюковым каналом возникает Николо-Богоявленский Морской собор. Его величественность привлекает людей самых разных, и они тянутся сюда, будто угадывая свет. Об этих людях, с их судьбами и надеждами, печалями и памятью, и о самом соборе мы беседуем с его настоятелем, протоиереем Богданом Сойко. Дмитрий Жаворонков корреспондент Единственный морской Никольский храм - единственный морской собор Петербурга. Заложенный в 1753 году в старинной городской слободе, где издавна селились «корабельные люди», он с самого начала стал памятником морской славы России. С 1770-х гг. в соборе служили благодарственные молебны в честь побед российского флота, а в числе прихожан постоянно были матросы, офицеры, их жены, матери - все те, кому небезразлично море и чьим покровителем является святой Николай Чудотворец, в честь которого храм и назван. Отец Богдан: В соборе сохранились памятные доски, установленные в честь русских моряков, отдавших жизни в Русскояпонскую войну, и есть доски последнего времени - посвященные экипажам погибших подводных лодок. Как и столетия назад, сегодня мы молимся за тех, кто сейчас в море, и тех, кто уже никогда не вернется из плавания, а в памятные дни - 7 апреля (гибель АПЛ «Комсомолец» в 1989 году) и 12 августа (трагедия на подлодке «Курск» летом 2001-го) совершаются литии по усопшим. Поэтому мы помним и СпаснаВодах - петербургский храм, построенный на пожертвования в память о погибших в Русскояпонской войне и разрушенный большевиками. Думаю, с Божией помощью и он будет восстановлен, тем более что фрагменты его убранства сохранились и находятся в Русском музее и Военно-Морской академии имени Кузнецова. Самое главное - чтоб войны не было

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере декабря 2014 Родной собор К престольному празднику Николо-Богоявленского морского собора . Среди прихожан Никольского собора можно встретить людей разного возраста, профессии, социального положения: от старушки, живущей неподалеку, до государственных служащих и моряков, выбравших для себя этот храм за его благолепие и «морское» предназначение. Наш корреспондент поговорил по душам с полковником медицинской службы, офицером Военно-морского флота Олегом Александровичем Карауловым, давним прихожанином собора. Олег Александрович Караулов Вера от души — Олег Александрович, расскажите, пожалуйста, о своем пути в Церкви. Наверное, в вашей семье были верующие? — На всю жизнь я запомнил, как в детстве ходил в церковь с прабабушкой. Она умерла, когда мне было 12 лет. Это было еще в Сталинграде, впоследствии Волгограде. Мои бабушка и дедушка, прабабушка, мама и папа были верующими: ходили в церковь, причащались, отмечали праздники. В нашем доме всегда праздновались и Рождество, и Крещение, и Пасха. Они относились к этому не пафосно, а от души. Никто не собирался демонстрировать свою веру, и в то же время всё, связанное с Церковью, почиталось. Мы с братом были крещены в раннем детстве. Самым большим учителем и советчиком для нас был отец. С одной стороны, он был жесткий и строгий человек, а с другой — очень любил людей, любил детей. Для меня он был эталоном честности и порядочности, человеком, который в жизни мог все — и физически, и интеллектуально. Папа — путеводная звезда, о котором мы знали, что на 110% это наша защита, помощь и правильные наставления. Мама — милая, нежная, просто святой человек, которую надо было только ценить, любить и уважать. У нас не было принято перечить отцу. Семья жила дружно. — Что вас привело в Никольский собор? — Впервые в Николо-Богоявленский собор я пришел, еще будучи слушателем Военно-медицинской академии. Я тогда заканчивал факультет подготовки врачей для Военно-морского флота и был рад тому, что правильно выбрал свой жизненный путь. Я окончательно понял, что медицинская стезя — это мое призвание, ведь сразу после школы я окончил медицинское училище. На нашем факультете мы гордились тем, что для нас, моряков, когда-то, в 1759 году, по повелению императрицы Елизаветы Петровны был построен особый храм.

http://aquaviva.ru/journal/rodnoy-sobor?...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере мая 2012 Протоиерей Богдан Сойко: «Никольский собор был мне родным с юности» Мы много раз говорили о переменах в церковной жизни нашей страны в конце ХХ века. Не надо забывать, что эти перемены произошли благодаря не только священноначалию, но и простым священникам, и в первую очередь — настоятелям храмов. Это по их инициативе в 1990-е начинали работать воскресные школы, проводились катехизические беседы, организовывалось социальное служение. Одним из первых стал развивать приходскую деятельность настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Богдан Сойко. Скоро 25 лет, как отец Богдан находится на капитанском мостике этого славного «корабля». О том, какие перемены произошли за это время в жизни храма, наш разговор. Мы много раз говорили о переменах в церковной жизни нашей страны в конце ХХ века. Не надо забывать, что эти перемены произошли благодаря не только священноначалию, но и простым священникам, и в первую очередь — настоятелям храмов. Это по их инициативе в 1990-е начинали работать воскресные школы, проводились катехизические беседы, организовывалось социальное служение. Одним из первых стал развивать приходскую деятельность настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Богдан Сойко . Скоро 25 лет, как отец Богдан находится на капитанском мостике этого славного «корабля». О том, какие перемены произошли за это время в жизни храма, наш разговор. От акафиста  до реставрации — Отец Богдан, что Вы испытывали в душе, когда стали во главе этого совершенно особого для нашего города храма? — Я был назначен настоятелем 25 августа 1987 года, очень этому обрадовался. Собор был для меня родным, особое место занимал в моем сердце и раньше. Когда я учился в Духовной академии, с 1960 по 1964 год, всегда посещал здесь акафистное пение, которое совершалось по средам. Настоятелем в ту пору был протоиерей Александр Медведский, который замечательно говорил проповеди. Народу на акафистное пение приходило очень много, все с трудом помещались в нижнем храме. Акафисты проходили всегда молитвенно, возвышенно, это на меня, молодого человека, производило очень большое впечатление.

http://aquaviva.ru/journal/protoierey-bo...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор). Глава 3 Во время Великой Отечественной вой­ны Русская Православная Церковь заботилась о защите Родины. Верующие как могли участвовали в оказании помощи обороне страны. Не были исключением и прихожане Николо-Богоявленского собора в Ленинграде. В центре внимания М.В. Шкаровского – жизнь священнослужителей и причта собора во время войны, а также их подвиг во время блокады города. Автор прослеживает историю храма вплоть до наших дней. Статья Глава 3. Николо-Богоявленский собор во второй половине XX века С первых же дней Великой Отечественной вой­ны Русская Православная Церковь безоговорочно посвятила себя защите Родины. Уже 22 июня Патриарший Местоблюсти­тель Сергий обратился с посланием к православ­ным верующим и благословил их борьбу за Оте­чество. Ленинградский и Новгородский митрополит Алексий узнал о начале войны, вернувшись из Князь-Владимирского собора, где в воскресный день он совершал Божественную литургию, в свою квар­тиру при Никольском соборе. Получив вскоре по­слание Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Алексий сразу же сделал его достоянием всех пра­вославных города. А 26 июля и сам написал обраще­ние к верующим и духовенству «Церковь зовет к защите Родины», в котором отмечалось: «...война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идет вслед мученикам к нетленно­му и вечному венцу. Поэтому Церковь и благослов­ляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества... Церковь неумолчно зовет к защите Матери-Родины. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над вра­гом» .

http://bogoslov.ru/article/2520765

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере августа 2012 Канонический и современный Привычная оценка архитектурного облика Николо-Богоявленского морского собора относит его к шедеврам «русского барокко». Чего же в нем больше, исконного русского или модного b XVIII beke барочного? Какие идеи хотели вложить создатели собора в его архитектурный образ? И что при этом бралось за образец? Привычная оценка архитектурного облика Николо-Богоявленского морского собора относит его к шедеврам «русского барокко». Чего же в нем больше, исконного русского или модного b XVIII beke барочного? Какие идеи хотели вложить создатели собора в его архитектурный образ? И что при этом бралось за образец? Прообразы Никольский собор был заложен в 1753 году повелением императрицы Елизаветы Петровны по образцу собора Успения Пресвятой Богородицы в астраханском кремле. Чем был обусловлен выбор именно этого образца? В первую очередь, тем, что императрица любила и почитала своего отца, Петра Великого. По свидетельству Ключаревской летописи, однажды Nemp I после Литургии в Успенском соборе воскликнул: «Во всем моем государстве нет такого лепотного храма!» Произошло это в 1722 году, когда, после принятия императорского титула, государь посетил Астрахань, форпост предстоящего Персидского похода, в котором должна была принять участие Каспийская флотилия. По благополучном окончании похода в Успенском соборе был отслужен благодарственный молебен и храм стал почитаться как Морской. Фасад Никольского собора, чертеж Гр.Макарова, 1780-е годы Собор Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани строился трудами митрополита Сампсона, руками зодчего Дорофея Мякишева в 1698–1710 годы. Свое именование он унаследовал от прежнего собора, сильно обветшавшего и разобранного b kohцe XVII beka. И для старого, и для нового храма главным иконографическим образцом был пятиглавый Успенский собор (1475), святыня царского града Москвы, именовавшегося «домом Пресвятой Богородицы». К кремлевскому Успенскому собору восходит план шестистолпного с пятью апсидами астраханского храма. Однако в остальном собор отвечал иконографической программе митрополита Сампсона, которая перекликалась с архитектурными решениями современных ей храмов московского круга — Успенским собором Иосифо-Волоколамского монастыря и со-именным собором в Рязани. В столичном зодчестве в то время получил развитие «нарышкинский стиль» (названный так по фамилии основных заказчиков, родственников Наталии Кирилловны Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича). Он отличался помимо прочего ярусным построением и нарядностью декора, соединившего традиционное русское узорочье с переосмысленной орнаментацией западного (польского, голландского и пр.) маньеризма.

http://aquaviva.ru/journal/kanonicheskiy...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " 27 октября Морской Никольский собор в Кронштадте впервые наполнится звуками классической музыки. На концерте «Море и Музыка» прозвучат шедевры русской и европейской классики, посвященные морю и водной стихии " , - радостно извещала афиша. А организаторы выражали надежду, что собор , это " невероятное пространство, наполненное светом, историей, памятью и душой, оно словно создано для музыки и приобщения человека к прекрасному. Уверен, что шедевры классики, исполненные в стенах собора, глубоко тронут слушателей и сделают их постоянными гостями наших концертов». Об этом прискорбном событии написала журналист Е. Смирнова. А ведь самый большой морской храм и самый последний собор Российской империи называли " русской Софией " . Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы его пытались уничтожить, но не смогли. И вот теперь отреставрировали и освятили, в том числе и для концертов вместо службы? Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 27.11.2019 - 14:41 С чувством глубокой : С чувством глубокой признательности благодарю отца Алексия Бачурина за мудрый, истинно православный комментарий к моему сообщению о светском концерте, который прошел в Морском Никольском соборе Кронштадта 27 октября 2019 г. Настоятелем собора является архимандрит Алексий (Ганьжин). В храме звучала светская музыка, в том числе Штраус. Вместо вечернего богослужения. По дорогим билетам. С аплодисментами в храме. В электронной версии " Кронштадтского вестника " за 28 октября корреспондент в вос торженных тонах описывала это действо, нисколько не смущаясь тем, что оно происходило в святом месте, где подобает молиться. Более того, ей не только хотелось танцевать в святом месте, но, как она выразилась, ей казалось, что она причастилась:  " Это было трогательно. Это было красиво. Будто создатели концерта перекинули хрустальный мост, соединив русскую и европейскую культуры, светскую и духовную музыку, православных и католических авторов, пение, исполнительское искусство и неповторимое творение архитектора Василия Косякова, взрослых слушателей и юных музыкантов, профессионалов и тех, кто только в начале постижения классической музыки – на первом концерте «Русских музыкальных сезонов» в Кронштадте всё это соединилось в единое – вечное! " .

http://radonezh.ru/radio/2019/11/26/20-2...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июля 2017 Петербург святого Николая Николай Чудотворец всегда пользовался особой любовью верующих на Руси. Не удивительно, что и храмов, посвященных этому святому покровителю путешествующих и сирот столь много в России. В одном только Петербурге два десятка никольских храмов. Мы расскажем вам о самых интересных из них. Храм святителя Николая Чудотворца в Кронштадте Храм святителя Николая Чудотворца в Кронштадте (Николаевский морской собор) История: заложен по указу Императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия Российского флота. Собор построен в неовизантийском стиле по проекту Василия Косякова. Освящен в 1913 году. В 1929 был закрыт. В разные годы в храме размещался кинотеатр, концертный зал, филиал Центрального военно-морского музея. Богослужения возобновились в 2005 году. Храм был полностью отреставрирован. Настоятель: архимандрит Алексий Ганьжин . Расписания богослужений: открыт ежедневно с 9.00 до 19.00 , в субботу — до 20.30. Начало богослужения: литургия ежедневно в 10.00, вечернее богослужение ежедневно в 18.00 Приходская жизнь: Храм считается главным храмом Военно-морского флота России. Ежегодно на площади перед собором проходит церемония принятия присяги моряками 907-го Объединенного учебного центра. Среди прихожан собора много курсантов. Матросы не только молятся за богослужением вместе с прихожанами, но и поют молебны после Литургии под управлением регента Дмитрия Иванова. Основная сложность занятий с курсантами в том, что большинство не знают ни музыкальной грамоты, ни церковно-славянского языка. Другой нюанс — в «учебке» каждый из них находится лишь полгода, потом ребят распределяют по кораблям, и приходится набирать новых певчих. Настоятель архимандрит Алексий (Ганьжин), подключивший матросов-«срочников» к пению на клиросе, рассказывает: — Идея даже не моя — это была идея Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы в храме пели матросы. Мы просто воплотили замысел в жизнь. Ребята поют неплохо, но задача совсем не в том, чтобы научить всех профессионально петь. Да это и нереально: они в Кронштадте недолго, научиться как следует не успеют. Главное — большинство ребят до службы на флоте даже не думали ни о Боге, ни о храме.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=119289

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей посетили Никольский Морской собор в Кронштадте [gallery link=" file " ] Ранним утром 29 мая 2010 года завершилось пребывание Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви на Валааме. Святейшего Патриарха Варфоломея провожал на пристани наместник Спасо-Преображенской Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий. На пристани города Приозерска Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви и сопровождающих его лиц встречал епископ Гатчинский Амвросий, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ. Далее Святейший Патриарх Варфоломей, митрополит Австрийский Михаил, митрополит Мириофитский и Перистасийский Ириней, митрополит Галльский Эммануил, генеральный секретарь Священного Синода Константинопольского Патриархата архимандрит Элпидофор (Ламбриниадис), архимандрит Виссарион (Комзиас), архидиакон Максим (Вгенопулос) и другие направились в Кронштадт. Святейшего Константинопольского Патриарха Варфоломея с делегацией сопровождают председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук и другие сотрудники ОВЦС. В Кронштадте у входа в восстанавливаемый Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Святейшего Патриарха  Варфоломея приветствовала председатель Попечительского совета Целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», член Попечительского совета по реконструкции Никольского Морского собора С.В. Медведева. Супруга Президента России рассказала о ходе реставрации храма - памятника морской славы России.

http://mospat.ru/ru/2010/05/29/news19677

Протодиакон Константин Маркович: выбор с детства мая 2016 Один из старейших храмов города - Николо-Богоявленский морской собор - можно назвать кузницей кадров санкт-петербургского духовенства. Многие священнослужители нашего города состояли в клире или проходили богослужебную практику после рукоположения в Никольском соборе. Но есть люди, которые навсегда связали свою жизнь с этим храмом, и среди них - протодиакон Константин Маркович . 2 мая исполнилось двадцать лет его диаконского служения, с чем мы сердечно поздравляем отца Константина. - Что произошло за эти двадцать лет, что изменилось? - Для меня эти двадцать лет пролетели как один день, поскольку я служу в Никольском соборе, сам дух которого, молитвенная атмосфера - вне времени. У меня такое ощущение, что я пришел сюда всего несколько лет тому назад. Можно сказать, что счет времени потерял (смеется). - Никольский собор и в советское время был оплотом православия... - Да, это уникальный храм. Здесь совершалась молитва, причем ежедневная - на протяжении всей его более чем 300-летней истории. Кроме того, этот храм никогда не был захвачен обновленцами, в отличие от многих храмов нашего города, которые тоже не закрывались, но такая страница в истории у них была. А Никольский собор оставался бастионом православия. Атмосфера непрерывной традиции здесь ощущается, можно сказать, витает в воздухе. Я это чувствовал даже когда приходил сюда ребенком, вместе с мамой. Учился я недалеко отсюда, в переулке Матвеева. Это была специальная музыкальная школа при Консерватории. Я не справлялся с тем высоким уровнем учебной нагрузки, который был в этой школе, и когда меня корили: " Костя, мы по большому блату устроили тебя в эту школу, а ты так плохо учишься. Чем ты будешь заниматься, когда вырастешь? " , я отвечал: " Поступлю в семинарию и буду служить в церкви " . - Но это не было, очевидно, серьезным, сознательным решением... - Нет, конечно. Мне было восемь-девять лет, это была некая защитная реакция против взрослых, которые на меня давили.

http://mitropolia.spb.ru/docs/protodiako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010