Состав: поучения: 1) Григория Нисийского о исповедающихся, иже истиною хотящему прийти на исповедание ко отцу духовному, без начала (1–5об.). Конец: «Еще же и се не забуди аще скажет яко брань имеет с кем или гнев на кого, а будет сам виновен, то прежде вели смиритися и потом во общение приемли». Напечатано в единоверческом Потребнике московской печати 1877 году; 2) ведати достоит восприемлющим исповеди иереом како должни по божественым правилом духовная своя чада расматряти и связовати и разрешати (5 об.–24). Начало: «От книги толкования заповедей Господних, от шестьдесять третьяго слова и от слова третьяго книги тактиона рекше чиновныя законное правило»; напечатано в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года; 3) чин исповеданию православным царем и князем и вельможам и всем християном мужеска полу и женьска и иноком и священником и дияконом на отгнание грехов, на очищение души по преданию красотоделателей человеческим душам богоносных отец, како подобает кающагося приимати (24–156); 4) устав како подобает Причастие больному вборзе дати страха ради смертного (150–164); 5) чин бываемый на одеяние рясы (164–175 об.); на лл. 171– 175 об. имена калугером; 6) последование малаго образа еже есть мантия (175 об.–201); 7) чин бываем вели ангельского образа (201–254); 8) святаго Василия о постничестве, како подобает украшену быти иноку (254–259). Начало: «Достоит иноку прежде всех нестяжательно житие имети, телесе тихость, украшение образа»; 9) чин пострижению инокиням вели образа ангельского (259 об.–315 об.); 10) чин бываемый о коем-либо христолюбцы иже добрым произволением пришедшему где во обитель и просящему быти духовным братом, тамо сущим братиям в той святей обители (315 об.–319); 11) чин бываемый на разлучение души от тела (319 об.–343); 12) последование погребению мирским человеком (343–385); 13) служба и устав како подобает пети над умершим младенцем (385–394); 14) последование бываемо о усопших иноках (394–440); 15) подобает ведати аще кто преставится в который день Светлыя недели до недели Фомины ничто же над ним поется усопшее (442–443 об.); 16) чин погребению священническому (443 об.–477); 17) подобает ведати о еже како бывати о усопших вследованию, без конца (477– 480 об.). Все перечисленныя чинопоследования те же, что и в помянутом выше единоверческом Потребнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

867 на 152 л.; 24) врачевныя болящим человеком (62 об.–75 об.), всех тринадцать: а) та же, что в 868 на 251 л.; б) та же, что в 868 на л. 251 об.; в) та же, что в 868 на 252; г) та же, что в 868 на л. 252 об.; д) та же, что в 867 на л. 129 об.; е) та же что в 867 на 131 л.; ж) «Боже великый и страшный и силный и сотворив всяческая», без конца; з) только конец; и) «Господи помози главе под главою на лобнем месте»; и) та же, что выше (пятая); к) «Знаменует Господь главу твою якоже знаменал еси вся немощныя»; л) та же, что в 867 на 131 об.–132 лл.; м) та же, что в 868 на 269 л. 885. Требник , в четвертку, неполный, 176 лл., полууставом разных почерков XVII–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка скорописью: «Сия книга глаголемая Полууставья от Требника церкви Всемилостивого Спаса, что в Шухтове». Состав: 1) устав, како подобает причастие болному вборзе дати страха ради смертного (1–6); от изданного в единоверческом Потребнике 1877 года отличается следующим: в нем есть молитва от лица больного: «Очисти мя Господи от грех моих иже грешных ради пролиял еси кровь свою»; на 6 листе указ о испове(да)нии немому и глухому. См. 877 на л. 135; 2) последование малаго образа еже есть мантия (7–18 об.); 3) указ вкратце вели образа (19–33 об.); 4) чин пострижения инокиням вели образа (34–48). Чинопоследования под цифрами 2, 3 и 4 отличны от изданных в Потребнике 1877 года; 5) кафизма 17 (49–57); 6) последование погребению мирским человеком (58–81 об.); 7) служба и устав како подобает пети над умершим младенцем (81–об.–86 об.); 8) чин погребения в Светлую седмицу (87–88); 9) последование бываемо о усоппшх иноках (89 –127 об.); на лл. 126 об.–127 указ о службе по умершем и аще есть священник в обители да бывает служба по нем на третины, на девятины, на получетыредесятницы, на четыредесятницы и годичныя усопших»; 10) чин исповеданию иноком и инокиням и священно-иноком и черным дияконом на отгнание грехов, на очищение души, по преданию красотоделателей человеческим душам богоносных отец, како подобает кающагося приимати (128–153 об.), имеет некоторыя отличия от изданного в единоверческом Потребнике 1877 года. 886. Чинопоследования из требника Петра Могилы , в четвертку, 149 лл., скорописыо половины XVIII в., в бумажном переплете. Читать далее Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2/[Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т./Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - XX, 632, 66 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глупый пингвин хорош, если его разместили в храме, а если он попался на пути Патриарха — это уже перебор Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 16 февраля отклонило заявку Русской Православной Церкви на владение зданием Никольской единоверческой церкви, в которой в настоящее время находится Музей Арктики и Антарктики. Комментирует президент «Медиасоюза» Елена Зелинская. Елена Зелинская Разгорелся в Петербурге спор о здании, которое принадлежало Никольскому единоверческому храму до того, как, по скромному эвфемизму, употребленному на сайте Музея Арктики, оно не «отошло» полярному делу. С изумлением наблюдаю, как увлекшись детскими воспоминаниями, питерская интеллигенция борется за право хранить чучело белого медведя в реквизированном — еще один эвфемизм — разбойнически отнятом у верующих храмовом здании. До того увлеклись, что с умилением трясут фотками «настоящего полярника» Папанина — крымского палача, чью биографию они с таким же экстазом разоблачают, когда речь заходит на другую тему. То есть и Папанин, и чучело,- все хорошо, лишь бы не досталось Церкви. А тут еще пингвины подвернулись. То есть глупый пингвин хорош, если его разместили в храме, а если он попался на пути Патриарха — это уже перебор, деньги, потраченные на фотку с пингвином, нужно было отдать голодающим Поволжья. И пусть там еще никто не голодает, главное, чтобы не Церкви. Гордо реют наши буревестники. Конфликт  из-за здания Никольской единоверческой церкви, в стенах которого располагается музей Арктики и Антарктики продолжается с 1997 года.  В очередной раз скандал разгорелся в 2014 году, когда Росимущество отказалось передавать здание в долгосрочную аренду Русской Православной церкви.Росгидромет тогда поддержал РПЦ. Директору музея Виктору Боярскому предлагали перевести музей в здание на 23-й линии Васильевского острова, однако тот наотрез отказался покидать помещение. Противостояние длилось два года, а в начале 2016 года Росгидромет принял решение не продлевать с Боярским контракт, и 31 января тот был официально снят с должности, но остался работать в музее как заместитель директора по связям с общественностью.

http://pravmir.ru/bitva-za-chuchelo/

—120— 3) Приходорасходные, кассовые и вспомогательные книги редакции найдены нами в порядке и исправности: все листы, шнуры и печати в целости. 4) Записи в них прихода и расхода ведены чисто, без помарок, а где таковые встречаются, там они оговорены по надлежащему; страничные итоги и транспорты показаны правильно. 5) На все расходы, произведённые редакцией, имеются счета, расписки и другие оправдательные документы». Определили: Принять к сведению. XI. Отношение Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 16 мая за 495: «Согласно отношению от 20 Апреля за 591 Совет С.-Петербургской Духовной Академии имеет честь препроводить в Совет Московской Духовной Академии для научных занятий профессора А.А. Спасского, сроком на 3 месяца следующие книги Академической Библиотеки: 1) Iahnius. Basilius Magnus. Bernae, 1838. И 2) Hatch. Griechentum und Christentum. При этом Совет Академии имеет честь сообщить Совету Московской Духовной Академии, что других книг, перечисленных в вышеупомянутом отношении, в Библиотеке СПБ. Духовной Академии не имеется“. Справка: Означенные в отношении книги получены и переданы для пользования экстраординарному профессору академии А.А. Спасскому. Определили: Принять к сведению. XII. Прошение Г. Почётного Члена Академии, заслуженного ординарного профессора Гр. А. Воскресенского: «Покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященным Владимиром, Митрополитом Московским и Коломенским, о высылке из библиотеки Московского Никольского Единоверческого монастыря на трёхмесячный срок в академию следующих девяти, требующихся мне для учёных занятий, рукописей Апостола – собрания А.И. Хлудова 28, 31, 33, 35, 36, 37, 39, 40 и 49 (по Описанию А. Попова , М. 1872).“ Определили: Просить Его Высокопреосвященство сделать распоряжение о высылке в Академию на трёхмесяч- —121— ный срок необходимых для научных занятий заслуженного профессора Г.А. Воскресенского рукописей библиотеки Московского Никольского Единоверческого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псковский миссионер единоверческий священник, о. Константин Голубов. 3. Города Новоалександровска, Ковенской губ., единоверческий священник о. Артемий Сухоруков. Из беспоповских наставников были следующие: 1. Города Режиц – Иван Иванов. 2. Исаак Александров (из евреев). 3. Деревни Тискат – Андрей Ефпмов. 4. Деревни Сканделишек – Сампсон Парфеньев. 5. Деревни Штыкон – Григорий Федотов. 6. Деревни Войново – Федот Аптипов. 7. Деревни Липушек – Григорий Назаров. 8. Деревни Ломов – Евстратий Иванов. 9. Деревни Пударево – Карп Федотов. 10. Деревни Гурилишек – Тарасий Григорьев. 11. Деревни Андроново– Нестор Федоров. 12. Деревни Кристель – Гордий Григорьев. 13. Деревни Исмер – Гавриил Федоров. Собеседования происходили в зале градской думы, где вокруг стола занимали места православные священники с одной стороны и безаоповские наставники с другой. Посреди стола было положено св. Евангелие, а по краям лежали старопечатные книги, привезенные мной из Москвы. Зал был наполнен народом. Беседы начинались в час пополудни, а кончались не ранее семи часов вечера. Каждую беседу православные начинали молитвой: Царю небесный. Беседа первая Пред началом беседы я объяснил условия, который необходимо соблюдать с обеих сторон во время собеседований, – именно: 1) что беседы должны происходить непременно в один голос, – когда одни беседуют, тогда другие не должны прерывать речи, пока первые не окончат; 2) не кончивши рассуждений об одном предмете к другому не переходить, и вообще о многих предметах одновременно не рассуждать, дабы не было слияния смысла и непонятия; 3) из народа самовольно, без дозволения своих наставников, в беседу никто вступать не должен, и все присутствующие должны слушать, что говорится, с молчанием. Наставники все эти условия приняли и одобрили. Потом я еще заявил наставникам и народу, что я с ними обязан беседу вести кротко и приводить доказательства только из священных и отеческих книг, каковым образом и они должны поступать, и что на все, высказанное ими, не должен и не буду иметь никаких претензий, – вообще беседа моя для них не будет иметь никаких вредных последствий, не подвергнет их ни малейшей пред кем-либо ответственности, кроме ответственности пред праведным Судией за то, как о слышанном на беседах каждый будет рассуждать в своей совести, – последует ли гласу истины, или, не внимая истине, будет упорно держаться неправых и погибельных учений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Состав: 1) чин исповеданию православным царем и князем и вельможам и всем християном мужеска полу и женьска и иноком и священником и дияконом на отгнание грехов, на очищение души по преданию красото-делателей человеческим душам богоносных отец како подобает кающагося прииматя сице предаша (1–132 об.); 2) поучение иерея детем духовным (132 об,– 137), то же, что в 868 на лл. 288 об.–290 об. Начало: «Се сыну, заповедаю ти аз грешный прежде всего, бойся Бога всею душею»; 3) поучение священником и священноиноком и дияконом (137–142 об.), то же, что в 878 на 502–510 лл. Начало: «Отче сыну брате господине помыслим на какову высоту жития возвани быхом»; 4) устав како подобает Причастие болному вборзе дати (144–152 об.); 5) чин бываемый на одеяние рясы (152 об.– 160); 6) имена калугером (160 об.–164); 7) имена инокиням (164–165 об.); 8) последование малаго образа еже есть мантия (165 об.–192 об.); чины: 9) бываемь вели ангельского образа (193–255); 10) пострижению инокиням вели образа ангельского (255–316 об.); 11) бываемый на погребение мирским человеком, без конца (317 об.– 356 об.); 12) погребения иноков, без начала (357– 412 об.). Все указанныя статьи находятся в единоверческом Потребнике московской печати 1877 г. 875. Требник , в четвертку, без начала и конца, 232 л., полууставом XVII в., с разрисованными буквами и заставкою (104 л.), в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 3 и 4. На полях внизу листов 167–195 приписка скорописью: «Сию книгу Всемилостивого Спаса строитель Селиверст благословил сына своего архидьякона своего Ивана Отефанова сына а подписал сию книгу строитель своею рукою». Состав: 1) чин исповедания (1–99 об.), неполный, напечатан в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. На лл. 100–120 поучения: а) без заглавия и начала (100–103 об.). Конец: «А который человек отца своего духовного слушает и волю Божию творит, той приимет царство иебесное и избавлен будет от вечныя муки о Христе Иисусе Господе нашем, ему же слава ныне и присно и во веки веков аминь»; б) всем християном (104–120 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже один слух о том, что мысль о гражданских для раскольников священниках пользуется сильным покровительством, по влиянию многочисленных, богатых, сильных раскольников, произвел то, что немалое число новых единоверцев поколебалось и даже, вопреки ясным доказательствам и собственноручным подпискам, против совести объявило себя не присоединенными к единоверческой церкви. Посему, когда сии многочисленные, богатые, сильные раскольники откроют свое богослужение в двух огромных и великолепных часовнях рогожского кладбища, нельзя не опасаться, что не многочисленные прихожане малой единоверческой Никольской церкви, притесняемые и теперь, как известно Св. Синоду, подвергнутся крайнему искушению. Действие же такого перевеса раскола над единоверием не может не отозваться во всей России. И сему опытное уже доказательство видится в письме Екатеринбургского единоверца: рогожские раскольники отправляют благодарственное богослужение за внесение в ревизию незаконных браков, a Сибирские единоверцы страждут; а Сибирские раскольники ободряются в своем упорстве». 1005 Другое, не менее сильное, опасение м. Филарета от удовлетворения просьбы раскольников о даровании им священников на предлагаемых ими условиях, это опасение такого расстройства церковной дисциплины, которое, хотя и в малых размерах, наблюдалось уже при даровании им беглых попов. «Для расстройства дисциплины в каком бы то ни было управлении, писал митрополит Московский еще в 1838 году, трудно выдумать средство, как то, чтобы открыть дорогу подчиненным уходить из-под власти своего начальника, даже не спросясь у него, и переходить туда, где выгоднее, где больше воли и меньше надзора и отчета». «Сие средство, прибавляет он к этому, употребляют уже раскольники против дисциплины церковной, принимая беглых попов, и теперь домогаются даже узаконить сие средство» 1006 . «От епархиальных архиереев, пишет он в 1857 году при новом возникновении этого вопроса, о просимых у гражданского начальства священниках, предполагается только требовать сведений и, таким образом, не предоставляется православному архиерею права изъявить согласие или несогласие на увольнение священника к раскольникам; полагается просто брать у него одобренных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2. Ответы на возражательные против «Воззвания» вопросы беспоповца Когда в самый день присоединения нашего к церкви православной явилось напечатанное в виде отдельной книжицы мое «Воззвание» к старообрядцам беспоповского согласия, и было роздано тогда же участникам и свидетелям нашей духовной радости, один из таковых, уважаемый попечитель Московского Единоверческого общества А.Е.С., послал книжицу «Воззвания» к некоему из замосковных беспоповских начетчиков, имеющему немалое влияние в своем беспоповском кругу. Он ответствовал пославшему пространным рукописанием, исполненным крайне погрешительных мыслей и укоризненных против меня выражений (за сии последние да простит ему Бог, якоже и аз недостойный от чистого сердца ему прощаю!); вместе с сим рукописанием прислал он вопросы «от местных христиан» (по его выражению), которые вопросы просил передать мне для надлежащего на оные ответствования. При помощи Божьей, по мере сил моих ответствую на каждый из сих вопросов в отдельности; в заключение же скажу нечто и о послании беспоповского вопросителя к лицу, от которого получил он мое «Воззвание». Предисловие вопросов Почтеннейший и многославный инок Павел! Воззвание ваше, в образе пастырского гласа написанное ( Мф.23:10 ) к старообрядцам беспоповского согласия, хотя не сходно с правилами, не дозволяющими учение простолюдинам при исполнении церковного чиноначалия (в непреложности его существования буквально вами уверяемого), но фамилование ваше за наставника, в заголовке напечатанное 36 , понуждает испрашивать от вас в непостижении по следующим вопросам правого наставления. Ответ на сие предисловие Почтенный беспоповец замечает, якобы «Воззвание» мое носит образ пастырского гласа, а между тем правила воспрещают простолюдину учить при существовании пастырского чиноначалия, каковое существование принимается мной в полной его силе. Этим указанием на правила, возбраняющие простолюдину учительство при полноте церковного чиноначалия, желая обличить меня в незаконном усвоении мною якобы учительского звания, он вместе дает заметить, что будто бы, напротив, согласно правилам и законно поступают беспоповские наставники-миряне (к числу которых и сам принадлежит), когда принимают на себя звание учителей и пастырей, так как они церковного чиноначалия в церкви теперь не признают и священства не приемлют. Мне правила возбраняют учительство (на которое, впрочем, я и не дерзаю), потому что я признаю постоянно существующую в церкви Христовой полноту священства: а им те же самые правила будто бы дозволяют иметь власть учительства, потому что они священства в церкви Христовой нынешнего времени не признают. Такова сокровенная мысль в начале предисловия вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

200-ЛЕТИЕ ЕДИНОВЕРИЯ ОТМЕТИЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ декабря 2000  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.      Ее открыл священник Петр Чубаров, сделавший доклад об истории возникновения единоверческого движения вплоть до его официальной организации в 1800 году. По его словам, вплоть до XX века история единоверия складывалась неоднозначно. Единоверческие приходы имели ряд сложностей, несмотря на их нахождение в лоне Русской Церкви: вплоть до второй четверти XX века не были отменены клятвы на старые обряды; существовали препятствия для перехода православных на единоверческий приход; единоверцы не имели своего епископата. Все эти проблемы были решены в XX веке, на поместном Соборе 1917-19 годов или чуть позже, но в годы советской власти ознаменовались жестокими гонениями на единоверцев. В результате к 1960-м годам единоверческое движение " практически замерло " . Открытие новых приходов началось лишь в последние 10-15 лет.      Два интересных и информативных доклада на темы " История единоверческих монастырей в России " и " Единоверческие епископы " прочитал зам. зав. библиотекой СПбДА А. А. Бовкало. Об академике А.А. Ухтомском как прихожанине Никольской единоверческой церкви Петербурга, большом знатоке и ценителе древнерусской иконы и традиционного церковного знаменного роспева рассказал В. Н. Павлов. Л. В. Соколова представила доклад о научной деятельности акад. А. А. Ухтомского. Головщик Сергей Чиж сделал доклад о знаменном роспеве. От имени Комитета мэрии по связям с религиозными объединениями к присутствующим обратилась Э. Н. Парецкая, рассказавшая о проблемах с передачей единоверческому приходу церковного здания, которое сейчас занимает музей Арктики и Антарктики (решением суда правый придел должен быть теперь передан приходу). В заключение от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского с юбилеем единоверия участников торжеств поздравил благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин, сказавший о важности дальнейшего развития единоверческого движения в лоне Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

893. Молитва за душа преставльшихся християн с перечнем имен для поминовения, из синодика старообрядческого, 8 лл., полууставом XIX в., без переплета. На лл. 6 об.–8 об. список умерших схимников, иноков и инокинь с указанием времени смерти их. (Преимущественно начала XIX в.; позднейшая дата 7328–1820 год). 894. Молитва на выетавление пчел на весну и лето , в восьмушку, 6 лл., полууставом XIX в., без переплета. Начало: «Сам владыко Иисусе Христе рекл своими пречистыми усты без мене не может творити ни чесоже». Эта молитва отлична от изданных в Требнике московской печати 1889 г. и в дополненном Требнике Киевской печати 1902 г. В единоверческом Потребнике московской печати 1877 г. нет молитв на указанный случай. Апокрифическая молитва «на пчелы» приведена у Красносельцева в «Описании славянских рукописей патриаршей библиотеки в Иерусалиме. Казань. 1889 г.»; стр. 29. См. Т. Беленький: «Народныя заклинания над пчелами. Каменец-Подольск, 1880 г.». 895. Молитвы утренния, вечерния и преподобного Нифонта , «преданная от списателя и ученика его на пользу всем христианом, читаемая с верою над хотящи(м) отходити сего света», в восьмушку, 29 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, в бумажной обложке: 1-й лист чистый. Начало молитвы преподобного Нифонта: «Господи Боже, великий и страшный, богатый и преблагий и щедрый, приклони ухо твое». За нею следует особое молитвословие. В единоверческом Потребнике 1877 г. молитвы на исход души иныя. 896. Молитвы пред обедом и ужином, после обеда и ужина в обычное время и в Светлую седмицу, в восьмушку, 19 лл., полууставом XVIII в., без переплета. 897. Молитва: «Владыко человеколюбче избави нас от вся зла и обстояния и от сея ужасныя и смертоносныя язвы», на поллисте, скорописью XIX в. Пред молитвою объяснение: «Молитва сия написана Воронежским архиепископом Антонием по случаю. В 1844 году во время божественной литургии в Иерусалиме на Троицу был слышан глас с небеси всем людем: поражу весь мир бедцием. Кто сию молитву с верою будет читать хоть один раз в день, тот будет избавлен от вели бедствия. По этому случаю молитва эта выслана Антонием Воронежским; имеющим сию молитву должен передать ее 9-ти человекам, но если кто этого не исполнит, тот будет подвержен бедствиям».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010