Москва. Бывший Никольский единоверческий монастырь. Карта и ближайшие объекты Никольский единоверческий мужской монастырь открыт по представлению митр. Московского Филарета в 1866 г. на месте старообрядческой мужской обители Федосеевского старопоморского благочестия у Преображенского кладбища. Преображенское кладбище возникло в 1771 г. во время чумы. Одним из главных организаторов его был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин (1731-1809), перешедший в раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы. У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни. Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь находилась Федосеевекая беспоповская контора. В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране.  В 1806 г. была построена женская обитель, также обнесенная каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская. Для ограничения своеволия раскольников Николай I повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь. Потом по воле Александра II все призреваемые на мужском дворе переселены были на женский двор, а мужской двор отдан под Никольский единоверческий монастырь. Этому монастырю впоследствии А.И. Хлудов пожертвовал богатую библиотеку из древлеписаных и старопечатных книг. Библиотека помещается в устроенном для нее теплом помещении. Автор ансамбля Преображенского кладбища — архитектор Федор Кириллович Соколов. На мужском дворе, впоследствии ставшем Никольским единоверческим монастырем, им были выстроены: Успенская церковь в 1784 г., больничный корпус в 1798 г., надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм — 1805-1808 гг. Никольский единоверческий монастырь открыт по Высочайшему соизволению и по представлению митр.

http://sobory.ru/article/?object=20626

Сызрань. Церковь Николая Чудотворца (единоверческая). Никольская единоверческая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Существующая сегодня в сильно повреждённом состоянии Никольская церковь (отсутствуют перекрытия) является редким примером использования в местном культовом строительстве форм допетровской архитектуры. Кроме данного памятника эта особенность характерна лишь для старообрядческого Крестовоздвиженского храма (1909 г.). Необходимо упомянуть, что в других типах сооружений Сызрани 18 - нач. 20 в. тенденция решения эклектичных зданий в древнерусской стилистике вообще не нашла сколько-нибудь значительного отражения. Своеобразие Никольской церкви заключается в том, что в качестве образцов для стилизации в данном случае были выбраны выполненные в лицевой кладке раннесредневековые храмы, восходящие к византийской традиции. Монолитный характер и повышенные пропорции главного объёма постройки, плоскостность её фасадов, наличие крупной гранёной апсиды и высокие арочные окна, контуры которых в верхней части подчёркнуты плоскими полуциркульными архивольтами. Никольская церковь расположена в центральной части города, недалеко от бывшей крепости. Храм, выполненный в лицевой кирпичной кладке, возвели неподалёку от Казанского собора в соседнем (ближе к Волге) квартале. Также как и собор, единоверческую церковь поставили в восточном углу квартала, зафиксировав место пересечения улицы и переулка. Первоначально здесь находилась деревянная Никольская церковь (освящена 4 декабря 1859 г.), появление которой было обусловлено политикой российского государства в отношении старообрядцев, предпринимавшего попытки примирить последних с православием. Симбирская губерния не упоминается среди крупных центров старообрядчества (в Поволжье в этом отношении лидировала Саратовская губерния), но его приверженцы жили и здесь, причём подавляющее их большинство сосредоточивалось именно в Сызрани. Данные 1859 г. свидетельствуют о том, что из 723 раскольников обоего пола Симбирской губернии, непосредственно в Сызрани проживало 477 человек.

http://sobory.ru/article/?object=29990

Братство св. Петра митрополита, неустанно трудящееся над изданием и распространением разного рода сочинений против раскола, в истекшем 1888 году оказало всем, занимающимся изучением и обличением старообрядства, особую услугу. Почти все статьи достопочтенного настоятеля Никольского единоверческого монастыря архимандрита Павла, справедливо считающегося одним из лучших знатоков раскола, явившиеся в свет по напечатании (в 1883 г.) двух первых томов его сочинений и помещавшиеся в разных духовных журналах и преимущественно в “Братском Слове”, оно собрало воедино и издало отельной книгой, под заглавием: “Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Часть третья”. Нет нужды говорить о том, какой дорогой подарок сделало братство этим изданием всем, кто ревнует об интересах православия, и особенно тем, кто призван вести беседы с глаголемыми старообрядцами. Глубокое знание раскола и всех его заблуждений, уменье поставить спорный вопрос, как следует, полное спокойствие при обсуждении самых странных мнений противника, отсутствие полемического раздражения, любовное отношение к заблуждающим и искренняя скорбь об их удалении от св. церкви, простой, но ясный и доступный пониманию самого неразвитого человека язык, – вот главные качества, которыми отличаются все произведения достопочтенного о. архимандрита и которые делают литературные труды его симпатичными многим даже из самих старообрядцев. Те же качества мы находим и во вновь изданных сочинениях о. архимандрита, за исключением одной статьи (под 20), в которой достопочтенный настоятель Никольского единоверческого монастыря допустил немало неверных сужденией, не сумел соблюсти свойственного ему душевного равновесия и позволил себе такие выражения, о которых теперь, вероятно, сам сожалеет 1 . Впрочем, входить в подробный разбор вновь изданных сочинений о. архимандрита мы считаем излишним, так как все статьи, вошедшие в третью часть, были, как мы уже сказали, раньше напечатаны в разных периодических изданиях, и особенно в журнале “Братское Слово”, и следовательно должны быть знакомы всем, кто интересуется вековым недугом русской церкви и неравнодушен к его исцелению. Цель настоящей заметки нашей – другая. Нам кажется, что о. архимандрит Павел, при всем знании раскола, в одной из напечатанных в третьей части статей допустил историческую и хронологическую погрешность, которую мы считаем не лишними исправить.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neskolko...

В.И. Карпец Архимандрит Павел Прусский, Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке Скачать epub pdf Доклад на секции «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» в рамках XXIV Рождественских чтений (26 января 2016, Москва) Карпец Владимир Игоревич, кандидат юридических наук, член Союза писателей России. «Архимандрит Павел Прусский , Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке». Дворы и камни Из истории Единоверия и усилий по преодолению церковного раскола в XIX веке. Архимандрит Павел Прусский (Петр Иванович Леднев) родился 16 января 1821 года в городе Сызрани в старообрядческой семье и сам в первую половину жизни принадлежал к старообрядцам-федосеевцам, занимая среди них весьма видное положение как хороший, видимо, лучший, начётчик. Федосеевсий (феодосиевский) безпоповский толк возник в конце XVII- начале XVIII столетий на новгородчине.. Его основателем был бывший диякон деревни Крестецкий Ям, близ Новгорода, Феодосий Васильев (1661–1711), сам коренной Рюрикович, из рода князей Урусовых, основавший первую общину. Согласие оформилось чуть позже, в начале 90-х годов XVII в. «Так как и после Никона гонения на христиан не прекращались, то многие из народа продолжали веровать, что действительно наступили последние времена – рассказывал в Своей Истории древлеправославной (старообрядческой) Церкви знаменитый наставник Феодор Евфимиевич Мельников – Возникло новое верование, что антихриста нужно понимать духовно: антихриста как исключительной личности не будет. Учение об антихристе – это ложное учение, нечестивое заблуждение, как и все последователи этого заблуждения. Антихрист стал какой-то собирательной личностью, существующей искони веков, с апостольских времен, ибо тогда уже, при апостолах, появились и ложные учения, и последователи их, страшные гонения и жестокие тираны христиан. Это новое учение о таком соборном и многовековом антихристе (его еще называли «расчлененным антихристом» – ВК) и о воцарении его в мире вызвало в старообрядчестве разделение Вместе с новым понятием об антихристе возникло и новое учение о священстве. Некоторые старообрядцы начали утверждать, что священство окончательно прекратилось и безвозвратно погибло, ибо не стало истинных священников, все они превратились в слуг антихристовых. Можно поэтому жить и без попов. Таким образом в старообрядческой среде возникло безпоповство. Впрочем, пока живы были «старые попы» (в некоторых мествх они сохранялись до начала XVIII в), ими пользовались всен старообрядцы. Но дальше…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Москва. Бывший Никольский единоверческий монастырь. Надвратная церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1811. Архитектор:Ф.К. Соколов Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, Преображенский вал, д. 25 стр. 1 Координаты: 55.79106, 37.71626 Проезд:1. Метро " Преображенская площадь " . 2. От станции метро " Семеновская " трамваи 11, 36, 46. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Пятиглавый храм Воздвижения Креста Господня построен в 1801 году над западными воротами. Теплый, центральная часть всего здания 2-этажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля. Храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом московским, 19 декабря 1854 года. Церковь была устроена из бывшей федосеевской беспоповской Крестовоздвиженской молельни в связи с открытием в 1866 году на территории мужского отделения беспоповщинского Преображенского богадельного дома монастыря. Именовался Московский Никольский единоверческий монастырь. В храме остались те же древние иконы, что были в молельне. В нижнем этаже располагалось мужское начальное народное училище для мальчиков, открытое в 1855 году на средства монастыря. С 1883 года в примыкающем к церкви двухэтажном здании находилась знаменитая библиотека древнерусских рукописей и книг, завещанная монастырю А.И. Хлудовым. После закрытия монастыря храм какое-то время был действующим. После декрета об отделения Церкви от государства и школы от церкви, бывшая приходская школа перешла в ведение государственного образовательного комитета и храм был закрыт в середине 1920-х годов. Некоторое время храм использовался как помещение для существовавшей в пристроенном здании школы. В дальнейшем и храм, и пристроенное к нему здание, использовались как общежитие, все пять глав были сломаны. А в 1960-е годы внутри закрытого храма помещались жилые квартиры, ограда была сломана, за исключением небольшого фрагмента с северной стороны храма. В 1980-е годы в здании храма находился трест " Росдорстройматериалы " , в 1990 году - одна из организаций " Росдориндустрии " Минавтодора РСФСР.

http://sobory.ru/article/?object=03449

Астрахань. Кремль. Церковь Николая Чудотворца на Вратах. Никольская церковь на Вратах Карта и ближайшие объекты В 1728 году по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена Никольская церковь за ветхостью была сломана, а иконостас с утварью были перенесены в Успенский собор. Новый, настоящий храм был построен по инициативе астраханского купечества. 15 апреля 1729 года их представитель купец Афанасий Крашенинников обратился к Астраханскому епископу Илариону с просьбою выдать ему храмоздательную грамоту для закладки церкви. К 1739 году строительные работы были закончены, и в этом же году новосооружённый храм был освящён епископом Иларионом. Никольские ворота получили свое название во время возведения каменного Астраханского кремля по расположенной на этой северной проездной башне церкви во имя Св. Николая Мирликийского. Возведение надвратных церквей на крепостных стенах подразумевало в соответствии с христианской символикой покровительство и защиту населению от того святого, чьим именем назывался надвратный храм. Размещенный на проездных вратах со спуском, ведущим к узкой береговой полосе Волги, храм назывался астраханцами " Никола на воротах " . Рядом с ним был главный причал Астрахани, получивший название Никольская пристань.  К 1728 году Никольская надвратная церковь обветшала и по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена была разобрана. Грамота на возведение нового надвратного храма была выдана в 1730 году, а строительство завершено в 1738 году. За период своего существования церковь неоднократно меняла свое назначение. Известно, что в 1839 году она была передана Астраханской инженерной команде, в 1890-х годах храм передается старообрядцам-единоверцам и именуется в местной прессе " единоверческой Никольско-Кремлевской церковью " , а в 1895 году, после возведения в городе специального единоверческого пятиглавого храма во имя Вознесения Господня, Никольская церковь вновь становится никонианской. В советское время Никольская надвратная церковь использовалась некоторое время для нужд астраханского кремлевского гарнизона и претерпела значительные изменения и утраты в интерьере и планировке. Строения Никольского храма носят в себе характер русской средневековой архитектуры: массивные стены, проездные ворота с монументальными каменными сводами, с малой главой над шатровым покрытием и нарядным архитектурным декором западного фасада, выполненного из белого камня. Внутреннее убранство было утрачено в послереволюционный период, до наших дней сохранились только потолочные росписи, реставрированные в 1980-е годы...

http://sobory.ru/article/?object=02863

Москва. Бывший Никольский единоверческий монастырь. Церковь Николая Чудотворца с Успенским старообрядческим приделом. Карта и ближайшие объекты Церковь святителя Николая (Успения Пресвятой Богородицы) на Преображенском кладбище на территории бывшего Никольского единоверческого мужского монастыря была построена в 1784- 1790 гг. Архитекторами считают или Федора Соколова, или даже Василия Ивановича Баженова. Церковь являлась соборной в старообрядческой общине федосеевского направления, но в 1857 году была освящена как единоверческий храм и уже с 1886 года является соборной, учрежденного единоверческого Никольского монастыря. В 1920 гг. церковь переходит беспоповцам поморского брачного согласия (старообрядческое направление). В настоящее время трапезная и два придела этой церкви принадлежат единоверцам, а все остальные помещения церкви Успения Пресвятой Богородицы - беспоповцам. Соседствующие две общины старообрядцев в одной церкви – уникальнейший случай в истории русской церкви. К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода Радио, а в 1930-х годах его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов власти передали храм во владение обновленцам. Но существовавшая единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Церковь была разделена на две части, так что главная ее часть с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой трапезной части. В отделенной трапезной части в дополнение к уже существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский придел. К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма, практически перестала существовать. В том же году, в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковском переулке, единоверческая - Успенская часть храма была передана властями старообрядцам беспоповского Новопоморского толка, которые занимают ее и поныне. Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами, принадлежит православному приходу. В интерьерах обеих частей храма сохранились иконы XV-XVIII веков.

http://sobory.ru/article/?object=03338

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения (единоверческая). Никольская единоверческая церковь Карта и ближайшие объекты В 1819 году император Александр I дал разрешение на постройку на углу Кузнечного переулка и Грязной улицы, недалеко от Владимирской церкви и Кузнечного рынка, единоверческого храма. Постройка по проекту мастера классицизма Авраама Ивановича Мельникова была начата в августе 1820 г. и завершилась в 1827 году. Церковь была поставлена на возвышенную площадку - стилобат; перед ней была устроена площадь, с которой на стилобат вела широкая каменная лестница. В церкви было устроено пять престолов. Главный алтарь был освящен во имя Преображения Господня 14 июня 1831 года, правый придел - во имя Тихвинской иконы Божией Матери - 7 августа 1827 года, левый - во имя Святителя Николая Чудотворца - 24 июля 1828 года. На хорах церкви, под главным сводом, был устроен придел во имя Сошествия Святого Духа, освященный 27 мая 1828 года, а под юго-западным куполом - придел, освященный в честь святого Антония Великого 15 января 1866 года. В 1832 году в ограде церкви возвели две часовни в память избавления от холеры. Внушительное, крестообразное в плане здание церкви расчленено карнизом на два яруса. К нижнему ярусу примыкает портик с шестью дорическими колоннами, верхний ярус оформлен четырьмя угловыми башнями, связанными друг с другом открытой колоннадой. Здание завершалось большим центральным куполом на четырехгранном основании и четырьмя малыми, увенчанными восьмиконечными крестами. Храм был устроен по образцу древних русских церквей. В нем было много старинных икон, среди них иконы новгородского и псковского письма в золотых и серебряных ризах, пожертвованных прихожанами; находились там и древние святые антиминсы и Евангелия, печатанные при патриархах Филарете и Иосифе, и богослужебные печатные книги XVI - XVII веков. Богослужение в храме совершалось с соблюдением обрядов, существовавших в России до патриарха Тихона. Вскоре после постройки новый храм стал не менее известной единоверческой церковью, чем Миловская церковь на Захарьевской улице. Вплоть до 1917 года эти два храма оставались главными единоверческими церквями Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=01575

Празднование пятидесятилетней годовщины Московского Никольского Единоверческого монастыря Война помешала совершить юбилейный праздник Никольского Единоверческого монастыря в объеме, первоначально предполагавшемся и требовавшемся историческою ролью, значимостью и положением монастыря. Но, и при наличности подобных непреодолимых препон, обитель целых 4 дня посвятила молитвенными прошениям и благодарениям за 50 протекших лет своей жизни. Совпадение 16 мая 1866 г., когда произошло открытие монастыря, с Духовым днем, а 16 мая 1916 г., хотя также с понедельником, однако самым обычным, совершенно естественно, считаясь с рядом условий, указало временем, а тем более хронологическим центром, и для юбилейных торжеств не 16 число мая, но именно день Св. Духа. Принятое, в таких случаях, поминовение почивших само собою, следовательно, отодвигалось на пятницу и субботу пред Троициным днем. В 7 ч. в. пятницы (27 мая) была совершена очередными священнослужителями в главном монастырском храме заупокойная утреня. На 17 кафизму, по 6 песни канона и в конце утрени, на средину храма, выходил соборне о. Настоятель монастыря. Особливое поминовение совершалось по Императоре Александре II, Державной волей которого был основан монастырь; – Наследник Цесаревич Николай Александрович, в честь которого, как посетившего за 10 лет до возникновения обители ее храмы и умершего почти накануне (12 апреля 1865 г.) этого последнего, монастырь получил наименование Никольского 1 ; Митрополите Московском Филарете, (Дроздов), в виде Никольского монастыря осуществившем, при первой возможности (присоединение к Св. Церкви 23 июня и 21 июля 1865 г., а также, в ближайшее, к этим числам, время, нескольких иноков – виднейших членов Белокриницкой епархии 2 , свое давнее желание устроить в Москве мужской единоверческий монастырь; – Архиепископ Леонид (Краснопевков) , подъявшем, в бытность викарием Московским, на себя, ради преклонного возраста и недугов Святителя Филарета, труд открытия обители; – Боярине Димитрии (Толстом), тогдашнем ОберПрокуроре Св. Синода, принимавшем, полустолетие назад, в воспоминаемом событии самое деятельное участие; – Алексее и Михаиле (Хлудовых), подаривших и украсивших монастырь, помимо всего прочего, целым учреждением (так называемой, Хлудовской Библиотекой рукописей и старопечатных книг); – настоятелям; – братии, не исключая послушников, закончившей свою жизнь в стенах этого монастыря, и всем, вообще, создателям, начальствовавшим, благодеявшим, служившим, учившим, учившимся 3 , трудившимся и подвизавшимся в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

16. Кратное описание моего путешествия во св. град Иерусалим и прочие святые места, в 1881 году Предисловие Я не намерен подробно описывать святые места, за некоторыми исключениями, но буду говорить о них вкратце, потому что самой целью моего путешествия ко св. местам было не исследование, или подробное их описание, а только поклонение святым местам, удовлетворение моим религиозным чувствам. Притом же я и был во свв. местах короткое время, какое потребно для удовлетворения влечению сердца поклониться святыне. Даже и написать сие краткое воспоминание моего путешествия я решился более для своего утешения, дабы воспоминанием тех свв. мест, которые посещены мною, описанием их, возобновить внутренние мои впечатления при посещении оных. А притом подумал, что некоторые из моих воспоминаний, может быть, будут не бесполезны и некоторым из простейших христолюбцев, желающим поклониться свв. местам. В моем описании я не мог пропустить и некоторых свиданий с лицами, достойными особого внимания и принесшими мне пользу в моем путешествии. Кроме того, я не преминул сказать и о предметах, касающихся недоумения так именуемых старообрядцев. Путешествие от Москвы до Одессы В путешествии моем я имел спутником Никольского единоверческого монастыря иеродиакона Иоанна. Из Москвы мы отправились 27 августа. На пути до Одессы мы нигде не останавливались, устремляясь к заданной себе цели. В Одессу прибыли 30 августа поутру: кроме царского торжества это еще был день воскресный. Поэтому прямо со станции железной дороги мы пошли в собор, в котором совершалась божественная литургия высокопреосвященным Платоном, архиепископом Одесским. 151 По окончании литургии я приступил получить благословение от владыки. Высокопреосвященнейший Платон пригласил меня к сослужению молебна, и потом к себе в архиерейский дом квартировать. Он принял нас, как и всегда прежде того принимал меня, отечески. Черное море От берегов России, из Одессы, в Константинополь по Черному морю мы отправились 1-го сентября в два часа пополудни, на русском пароходе «Нахимов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010