Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Димитрий Беневоленский 7 мин., 27.11.2019 7 января, в день праздника Рождества Христова, колхозные активисты пришли в храм во время богослужения и, став посреди храма, стали кричать: — Нам церковь не надо! Звону тоже не надо! Давайте снимем колокола! Мы вам все равно служить не дадим! Прихожане на это ответили им: — Церковь наша, так что вы сюда не мешайтесь, — и, обращаясь к отцу Димитрию, сказали: — А вы, батюшка, служите. Тогда пришедшие приступили вплотную к священнику и стали кричать: — Мы вам служить не дадим, мы сейчас вашу церковь закрываем! — У вас есть разрешение РИКа на закрытие церкви? — спросил отец Димитрий. Этот вопрос сбил их с толку. Разрешения не оказалось, и активистам пришлось удалиться. После этой неудачной попытки закрыть церковь власти устроили в клубе общее собрание, чтобы, начав обсуждение, подвести к тому, что колокола надо снять, а церковь закрыть. И вопрос был поставлен на голосование. Но как только он был произнесен вслух, прихожане тут же решительно заявили: «Не хотим обсуждать закрытие церкви и не дадим ее закрывать». В тот день отцу Димитрию и прихожанам удалось защитить свой храм. Но уже вскоре священника ждали тяжелейшие испытания… Священник Димитрий с женой Анной Ивановной и сыновьями Сергеем, Михаилом и Иваном, июль 1929 Священномученик Димитрий родился в 1883 году в городе Вышнем Волочке Тверской губернии в семье священника Михаила Беневоленского. В 1909 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и поступил учителем в школу при Николо-Столпенском монастыре Тверской епархии. В 1911 году он обвенчался с дочерью инженера-путейца Ивана Алексеевича Тихомандрицкого Анной и был рукоположен во священника ко храму великомученика Димитрия Солунского в селе Островно Вышневолоцкого уезда. В 1919 году отец Димитрий был переведен в Троицкий храм в селе Паношино Удомельского уезда. Издавна здесь сложилась традиция — в конце октября ходить по приходу с иконой Николая Чудотворца, которую в это время с крестным ходом приносили монахи из Николо-Теребенского монастыря. В село Паношино крестный ход с иконой прибывал 28 октября. В этот день служился молебен, а затем с иконой и молебнами ходили по домам. Это было великое торжество и праздник для всех его жителей. Однако в середине октября 1928 года распространился верный слух, что Николо-Теребенский монастырь будет закрыт и монахи с иконой больше не пойдут.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-dimit...

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем. От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения. К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г. В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского. Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

http://sobory.ru/article/?object=10558

Монастырь немноголюден. Управление игуменское. Малицкий Николаевский монастырь в Тверском уезде. Этот заштатный необщежительный монастырь расположен при ручье Малице, в 6 верстах от г. Твери, недалеко от левого берега р. Волги. Кем был основан монастырь, – неизвестно; есть вероятно думать, что он существовал уже в конце XVI столетия. Драгоценной святыней обители является образ Св. Николая Чудотворца, оставшийся неповрежденным после пожара 1675 года. Монастырь немноголюден. Управление игуменское. Николаевская Теребенская пустынь в Вышневолоцком уезде. Эта необщежительная пустынь находится в 100 верстах от уездного города Вышнего Волочка, близ р. Мологи. Основание ее относится к половине XVII века. Помещик села Теребина Обухов имел старинную икону Св. Николая Чудотворца. Для нее он построил церковь . Во время нашествия литовцев церковь эта была разграблена. В 1641 году сюда пришел из Заонежья инок Авраамий и поселился на развалинах ее; к нему в скором времени присоединился сподвижник Артемий. Желая построить часовню, они начали расчищать место и вот, во время раскопки на развалинах, они обрели икону Св. Николая, которая сохранилась совершенно неповрежденной. На этом месте они и выстроили церковь и кельи. Икона Св. Николая Чудотворца впоследствии прославилась многими чудесами. Так, заступничеством Св. Николая была прекращена моровая язва, распространившаяся в тверских пределах в 1654 году. В память этого события ежегодно совершается крестный ход с 23 июня по 12 июля в город Бежецк и окрестные селения. При монастыре есть приют для бедных и престарелых священнослужителей. Обитель немноголюдна; управляет ею архимандрит. Николо-Столбенская пустынь в Вышневолоцком уезде. Николо-Столбенская заштатная пустынь расположена в 10 верстах от уездного города Вышнего Волочка, на левом берегу р. Тверцы. Время основания ее неизвестно; тем не менее, есть вероятно полагать, что она уже существовала в 1581 году. Тогда в ней было две церкви: Покрова Богородицы и Николая Чудотворца. В 1764 г. она была оставлена за штатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В документе приведены также и условия труда, материалы и оплата: «Всю оную работу производить ему своими рабочими людьми из своего материала, исключая извести, алебастру и лесов для помостков, которые он должен намостить своими рабочими людьми, лес и прочий материал монастырской, квартира и отопление монастырское. За свою работу просит он Семин ассигнациями четыре тысячи пятьсот рублей, а на серебро тысяча двести восемьдесят пять рублей семьдесят одна копейка и три седьмых деньги; получить ему с монастыря при заключении контракта серебром двести рублей, по отделке нескольких сводов картин двести рублей серебром, по окончании половинной работы серебром двести рублей, по окончании всей работы получить серебром сто рублей, остальные же ассигнациями две тысячи пятьдесят рублей, а на серебро пятьсот восемдесят пять рублей семдесят одна копейка и три седьмых,.. к работе приступить в июле месяце сего года». 28 июня 1843 г. Консистория выслала обратно условия и «рисунки стенной живописи» вместе с указом, разрешающим работы. В завершении разговора о непростой строительной истории Никольского собора следует сказать, что представленный материал был составлен на основе многочисленных архивных источников, большая часть из которых была представлена впервые. На данном этапе мы можем на основании архивных документов с уверенностью говорить о том, что в росписи Никольского собора не участвовал А.Г. Венецианов. Летний храм был расписан художником из г. Корчевы Иваном Алексеевичем Берестовым, зимний храм первым этапом расписал живописец из г. Бежецка Иван Семенович Мешатов и его кисти принадлежат росписи портиков Никольского собора, вторым этапом трапезную расписывал «новоторжский мещанин» Семен Николаевич Семин. Остаётся загадкой только роспись «Тайная вечеря», которой не было в соборе на момент освящения (на горнем месте стоял киот). Но на основании некоторых общих черт можно предположить, что эту роспись писал также С.Н. Семин. Среди же картин, хранившихся в Никольском соборе, были картины самого Алексея Гавриловича Венецианова и его учеников Никифора Крылова и Григория Сороки. Причём о том, что на заказах монастыря работал Григорий Сорока, мы узнаем впервые. Данная работа не только позволила выявить основные этапы строительства Никольского собора, но и установить имена подрядчиков, занимавшихся постройкой величественного памятника. Но это исследование было бы не полным без предшествующих исследований А.М. Салимова и М.А. Салимовой, которым удалось установить имя архитектора собора – Авраама Ивановича Мельникова и опубликовать документы о более раннем соборе XVII в. Мы продолжаем исследовать историю Николо-Теребенского монастыря и уверены, что нас ждут впереди новые нераскрытые страницы его истории. Денис Ивлев, историк.  Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22021

На стенах одного из храмов Тверской области непостижимым образом засияли яркими красками выцветшие старые фрески. Корреспонденты «Итогов» отправились взглянуть на чудо собственными глазами. В Никольской церкви Николо-Теребенского монастыря, что в Тверской области, не увидишь ни рабочих, ни специалистов-реставраторов, ни красок, ни выстроенных лесов. Там пусто, только ветер гуляет под сводами. И все же храм живет своей загадочной жизнью. День ото дня все ярче и красочнее становятся старинные фрески, украшающие стены церкви, хотя к ним уже много лет не притрагивается рука человека. Насельники монастыря считают такое чудесное «самовосстановление» росписей Божьим знамением. Говорят даже, что это напоминают о себе призраки прошлого – монахи, погребенные в подземельях храма. Старая обитель Чтобы собственными глазами увидеть то, о чем судачит вся губерния, нам пришлось изрядно потрястись по дорогам Подмосковья и Тверской области – монастырь находится примерно в трехстах километрах от Первопрестольной и в сорока – от райцентра Максатиха. Пока ехали, ведущий специалист по туризму Максатихинского района Геннадий Быков рассказывал нам о местных достопримечательностях. Его послушать, так здесь, в окрестностях Максатихи, чуть ли не всероссийская здравница. «Тут рядышком есть святой источник Параскевы Пятницы, – показывал наш спутник в сторону от дороги, – в нем вода целебная, помогает от всех желудочных заболеваний. А в обитель часто приезжают люди, которые не могут завести детей. Слух об иконе, которая от бесплодия помогает, распространился далеко. Многие потом возвращаются сюда, чтобы поблагодарить икону». Но мало этого, теперь к целебному источнику и чудотворной иконе могут добавиться «самовосстанавливающиеся» фрески. По дороге мы видели не одну полуразрушенную церковь. И на первый взгляд Николо-Теребенская обитель немногим от них отличается. Судьба ее схожа с историей десятков других монастырей и храмов, разбросанных по российским просторам. Существует красивое предание, согласно которому еще в конце XV века икона Николая Чудотворца указала место для строительства главной церкви монастырского ансамбля – Никольской. Несколько раз храм разрушали, но потом вновь возрождали. В нынешнем виде – с живописными фресками и высокой колокольней – церковь была отстроена и освящена в 1838 году. После революции храм надолго превратился в склад, а поэтому настенные росписи пришли в полное запустение. Восстанавливать комплекс начали в середине 90-х годов прошлого столетия. Подремонтировали церковь Благовещения, привели в порядок подземную церковь Александра Свирского. Никольской повезло меньше – то ли руки до нее не дошли, то ли денег не хватило. Впрочем, церковь сама напомнила о себе.

http://pravoslavie.ru/36662.html

Почти год потребовался на исполнение задуманного. В ноябре того же года иеромонах Серафим отправил новое прошение новому Тверскому архиепископу Ионе, где чётко расписал проведённые в храме работы: «В оной пустыни церковь во имя преподобнаго Александра Свирскаго возобновлена, то есть внутри вся оштукатурена, окна прибавлены и зделаны в симметрию и учинено по местам стенное писание с приличною уборкою». Запомним факт росписи храма, к нему мы ещё вернёмся. В том же прошении строитель монастыря предлагает переосвятить храм в честь Владимирской иконы Божией Матери: «Но как на престол и жертвенник срачицы от долговременности перетлели, то самая необходимость требует оныя срачицы снять и устроить новыя, а по сему и престол и жертвенник освятить снова. Желательно же нам оную церковь переименовать во имя Владимирския Божия Матери празднуемыя 23 июня, а тем сделать день сей гласным и торжественным потому, что в оный день каждогодно с чудотворным образом Святителя Николая начинается крестный ход из сея обители в г. Бежецк, а что б преподобному Александру Свирскому празднование не учинилось, то наименовать придельной в соборной церкви храм Якова Боровицкаго храмом Якова Боровицкаго вместе и Александра Свирскаго, а более потому, что оне и на местном старинном образе в сем храме написаны вместе, а не раздельно». Прочитав прошение, владыка Иона распорядился так: «Возобновленную церковь устроить, срачицы переменить и вместо Александра Свирскаго переименовать в честь Владимирския Божия Матери и придельный храм наименовать по желанию о освятить по чиноположению». Освящение бывшего Александро-Свирского храма было совершено строителем иеромонахом Серафимом 19 февраля 1822 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Особо нас интересует вопрос о росписи храма, а также о написании икон для него. В этот период в монастыре трудился художник Никифор Крылов. Он родился в 1802 г. в Калязине и трудился, по имеющимся сведениям, в артели странствующих иконописцев. В 1821 г. Никифор Крылов уже трудится в Николо-Теребенском монастыре на росписи церкви Александра Свирского, а также и на других живописных работах в обители. В 1825 г. в «Книгах записи прихода и расхода церковной суммы» имеется следующая запись: «Генварь, 10. Живописцу Никифору Крылову за росписание во Владимирской церкви паперти, за написание девяти картин чудес Святителя Николая и двух местных образов заплачено денег семь сот рублей. Оныя деньги получил живописец Крылов и всеручно расписался». По некоторым сведениям, за год до этого Алексей Гаврилович Венецианов заметил талантливого художника и пригласил его в Петербург, куда Крылов отправился, видимо, по получении денег за свою работу.

http://sobory.ru/article/?object=22023

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иконы на катамаранах: Крестный ход по Мологе 2 мин., 13.09.2013 В Николо-Теребенский монастырь, что в Максатихинском районе Тверской области, я приезжаю несколько раз в год. Самое главное событие для обители — это начало Большого Бежецкого крестного хода, которое всегда приходится на 6 июля.  История возникновения Большого Бежецкого крестного хода уходит корнями в 17 век. В 1654-м году в Бежецком краю началась эпидемия моровой язвы. Жители округи пришли в Николо-Теребенскую обитель, взяли чудотворный образ святителя Николая и прибыли с ним по Мологе в Бежецкий верх. Икону с великими почестями встретили в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня, когда чудотворная икона прибыла в Бежецк, моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святую икону проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил " Большой Бежецкий Крестный ход " .  По преданию, холера ещё неоднократно вспыхивала в Бежецком крае, но как только приносили Теребенский чудотворный образ, эпидемия прекращалась. Поскольку образ прибывал не сухим путем, а плыл по реке Мологе, непременную принадлежность этого хода составляло особое судно - большая раскрашенная лодка с построенной на ней часовней о пяти главах и с флагом. На ней образ заезжал почти во все прибрежные селения, а из них, в свою очередь, его носили по окрестностям. Таким образом, святая икона шествовала с великим торжеством и по земле, и по воде. С 2 по 12 июля, день и ночь, крестный ход был в движении. Селения одно у другого отбивали честь принятия иконы у себя. 13 июля ладья приближалась к самому Бежецку, и начиналось ликование города.

http://foma.ru/ikonyi-na-katamaranax-kre...

на основании представленных проектов церкви и оранжереи Мельников был удостоен звания профессора Петербургской академии художеств. В источнике не указано, чертежи какой церкви были предложены на рассмотрение. Существует предположение, что это был проект Никольского единоверческого храма в Петербурге, который А.И. Мельников выполнил в 1818 г. Однако в свете последних изысканий это мнение не представляется бесспорным». К произведениям Авраама Ивановича Мельников, созданным одновременно с собором в Николо-Теребенском монастыре, относятся: кафедральный Христорождественский собор в Кишинёве (1830-1836), кафедральный Преображенский собор в Нижнем Новгороде (1830-1834), Преображенский храм в Мозоловском монастыре в Мстиславле (1830-е гг.), Преображенский собор в Болграде (1833-1838), Благовещенский собор в Пскове (1832-1837), Троицкий собор в Липецке (1834-1848), Благовещенская церковь на Волковом кладбище Санкт-Петербурга (1835-1836), колокольня Успенского собора в Ярославле (1831-1836). Проектирует в этот период он и множество гражданских зданий. Воплощение идеи строительства растянулось на десятилетия. В 1821 г. «означенной пустыни на соборной церкви и на двух корпусах настоятельских и братских келий крыши покрашенные ярью медяною от долговременности полиняли» и новый строитель пустыни иеромонах Серафим испросил разрешение их выкрасить. В 1825 г. в документах обители отмечается ещё одна большая трата – решено отлить новый колокол. В своём прошении строитель Серафим обосновал эту необходимость тем, что «большой колокол имеет в себе весу шестьдесят два пуда, а во всех колоколах сто двадцать восемь пудов. Звон в нашей пустыни самой беднейший, желательно нам купить колокол от ста двадцати пудов». В августе колокол весом 127 пудов был куплен у тверского заводчика Степана Капустина и повешен на колокольню. Всё это время параллельно шла подготовка к строительству собора. В апреле 1828 г. с крестьянином Василием Фёдоровым «составлено условие», согласно которому он обязался «с колокольни колокола снять, сделать для них деревянный на столбах шатер и покрыть его тесом».

http://sobory.ru/article/?object=22021

Это подтверждают и архивные документы. Почти чудом уцелела в фонде Николо-Теребенского монастыря грамота митрополита «Новгородскаго и Великолуцкаго Иова данная строителю Теребинской пустыни Адриану об освящении в монастыре вновь выстроенной каменной церкви» от 29 декабря 1699 г. В грамоте сказано о том, что строитель пустыни Адриан «били челом» митрополиту о том, что «построена в том монастыре над святыми вратами церковь камена во имя преподобнаго Александра Свирскаго Чудотворца и ко освящению во всем приготовлена». В ответ на челобитную «Великий Господин Преосвященный Иов митрополит Великаго Нова Града и Великих Лук пожаловали их строителя с братиею благословить тое новопостроенную церковь преподобнаго Александра Свирскаго ему строителю Адриану с братиею … соборно по чину по новоисправленному требнику на антиминсе освятить». Сразу же возникает вопрос о том, почему церковь названа надвратной. Территория монастыря, что в XVII столетии, что сейчас имеет форму прямоугольника. Вот только в XVII столетии она по своей площади была меньше, чем сейчас. Позднее расширению территории поспособствует строительство огромного каменного Никольского собора, который украшает территорию и доныне. Именно тогда, в первой половине XIX в., восточные границы монастыря будут отодвинуты примерно на 30 метров восточнее. Восточный вход сохранился на территорию обители и поныне, тогда же он был куда ближе к храму, и в последующих документах описывались при храме «малые» врата. Кроме даты освящения и материала строительства, в конца XVII в. до нас не дошло никаких сведений о храме. Первое обстоятельное описание церкви Александра Свирского мы находим упомянутом в описи монастырского имущества за 1792 г. Указывается её точное место расположения и состав самого здания, которое было весьма любопытным: «С восточной стороны (территории монастыря – Д.И.) церковь во имя преподобнаго Александра Свирского Чудотворца каменнаго же строения, крыта тесом, глава опаяна жестью, крест железный вызолочен. В оной церкви иконостас сделан новой столярной работы и поставлен на место с святыми образами ещё не написан». Упоминаются и восточные ворота при храме: «На восточной стране в ограде святые врата над ними восемь святых образов писаны красками, шпиль крыт тесом, по сторонам две кельи, крыша весьма ветха».

http://sobory.ru/article/?object=22023

Из документа видно, что западная часть «погреба» была выстроена в 1886 г., тогда же появился и выход на южную сторону. Но тогда не ясным остаётся назначение западного окна с решёткой, которое выходит на лестничный спуск и восточных окон с решётками, которые засыпаны землёй. Зачем в погребе делать таковые? Изучая этот вопрос, мы всё же склоняемся к выводу о том, что мы имеем дело не с простым погребом, а с цокольным этажом храма Александра Свирского – позднее Владимирской церкви. Бытовавшая легенда о том, что это храм, тому тоже косвенное подтверждение. Есть и ещё одно косвенное подтверждение. Священник Геннадий Севастьянов рассказывал, что именно отсюда по подземному ходу отправлялся на берег Мологи крестный ход в часовню. Конечно, вряд ли по подземному ходу. И всё же не является ли это предание отголоском того, что в день Владимирской иконы Божией Матери большой Бежецкий крестный ход начинался здесь – в стенах Владимирской церкви? В архитектурном паспорте Николо-Теребенского монастыря описывается следующим образом: «Погреб расположен в центральной части монастыря, между Никольской и Благовещенской церквями. Сооружение кирпичное, снаружи засыпано землёй. В внутренняя планировка необычна для погреба: два одинаковых, прямоугольных, изолированных друг от друга помещения (северное и южное), которые сообщаются дверными проёмами в западной стене с прямоугольной камерой. Из камеры наружу ведёт кирпичная лестница. В восточных стенах основных помещений устроены по одному окну и нише. В западной стене южной камеры сделано ещё одно окно, выходящее на лестницу. Все помещения погреба перекрыты коробовыми сводами, стены не оштукатурены, полы земляные. В окнах сохранились решётки из кованных железных прутьев». При этом в документах, говорящих о погребе, особо подчёркивается, что это «по преданию подземная церковь». Также в фондах Главного управления по охране памятников истории и культуры Тверской области хранится документ, датированный 1 августа 1996 г. Это акт осмотра памятника архитектуры. В нём сказано: «Общее состояние памятника аварийное. Внутренняя планировка необычная для погреба. Кирпичное сооружение засыпано землёй. Все помещения перекрыты коробовыми сводами. Стены не оштукатурены». Уже тогда были замечены провалы и частичные обрушения памятника. Ныне своды упали почти полностью. С каждым годом размываются их остатки. Хотя даже в таком состоянии заметны характерные особенности здания – две камеры, окна на восточной стороне и окно на западной. Сейчас требуются раскопки сооружения и срочные противоаварийные работы – накрытие сооружения защитным колпаком от снега и дождя. И изучение сооружения. Ведь, возможно, мы имеем дело с остатками храма конца XVII столетия, которых на всём северо-западе области больше нет.

http://sobory.ru/article/?object=22023

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010