Но в менологе Василия и в слав. прологе память Севера и друзей его – авг. 20. Из латинской записки делаем извлечение 169 Менолог говорит притом, что Север «был родом из Сиды памфилийской – и пришел в Филипополь фракийский, когда префект Апеллиан мучил там 36 мучеников» – В современной записке не сказано, где замучен Север: могло быть, что когда св. Филиппа и Гермеса послали в Одрин, Север выслан в Филиппополь. – Но несомненно, что Менолог ошибается, называя Севера пришельцем из Сиды. По современной записке, он – ученик и священник фракийского святителя. Мартирологи показывают, что в Одрине пострадал с св. Филиппом, кроме Гермеса, Евсевий. В Иеронимовом мартирологе: 29 сент. во Фракии страдание св. Евтихия, Плавта. Нояб. 12 «во Фракии мученическая кончина (natalis) св. Эдикта, Евтика, Феликса, Гермогена и Агиеста мучеников». 14 нояб. «в Ираклии, городе фракийском, страдание святых Климента, Климентина, Феодота, Филимона и многих других». Нояб. 16 «в гор. Ираклий страдание святых Григория, Виктора, Геммана». Нояб. 18 «в Ираклии страдание святой жены с 46 своими». Декаб. 20 «во Фракии, в гор. Гетдубе, страдание Юлия» – Гетдубу полагали на границах Болгарии и Романии, – но без доказательств. Гет-дуб скорее найдут по истории. 170 Бароний относил страдание св. Филиппа и Севера ко времени Юлиана. Ему последовал Вершинский в месяцеслове, стр. 128. Но в описании мученичества не только нет никакого основания для такой мысли, напротив, как сказано, оно ясно говорит о времени Диоклитиана. Гонение за книги у Лактанция de morte persecnt. с. 15. 18. Евсевия 8,2. у Руинарта записка о мученичестве св. Сатурнина начинается так: «при Диоклитионе и Максимиане диавол поднял такую войну против христиан, что требовал па сожжение святые заветы Господа и св. писания, разрушал храмы, запрещал богослужение и священные собрания». Acta 2, 378. 173 Шафарика древности V, 152. Славяне и в средние времена называли Адрианополь не иначе, как Одрином. Болгарский переводчик Манасииной летописи: „Крум князь брань състави под Одринем».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С 1201 г. завязались связи болгарского Царя Калояна с римско-католической церковью. Царь Калоян и Архиепископ Василий просили у римского папы государственного и церковного признания взамен церковного подчинения римской церкви. Их мотивы были политическими, впрочем, как и у сербов в их бесконечном кокетировании с католиками, но это был величайший грех , за который Калоян поплатился жизнью (был убит в результате боярского заговора). Начались длительные переговоры, на которых Калоян настаивал на признании царского титула (imperator) для себя и на патриаршеском достоинстве для Болгарской Церкви, а римский папа склонялся только на королевский титул (гех) и на primas для Архиепископа Василия. Одновременно с осени 1203 г. велись переговоры Царя Калояна со Вселенской Патриархией о признании Велико Терновской Архиепископии с патриаршеским достоинством и Патриарх Иоанн Каматир почти склонился к признанию Болгарской Патриархии (Ив. Дуйчев, Преписката на папа Инокентия III с българите, ГСУ ИФФ, т. 38, C., 1942, ер. 9). Однако непосредственные молниеносные последующие события отложили разрешение болгарского церковного вопроса на 30 лет. В суматохе событий 1204 г. (IV Крестовый поход, падение Константинополя и исчезновение Византии), 7 ноября 1204 г. в Велико Терново Калоян был коронован папским легатом, кардиналом Львом как болгарский король, a Архиепископ Василий был провозглашен primas " ом Болгарской Церкви. Но Калоян не считал себя королем, а императором, ровно как и Василий титуловал себя Патриархом (Ив. Дуйчев, Преписката на папа Инокентия III с българите, София, 1942 г.). Болгарская Церковь не приняла унию. Архиепископ Василий, несмотря на поддержку Царя, не сумел склонить большинство болгарских архиереев принять унию. Из всех болгарских Архиереев менее половины согласились присоединиться к унии. Такими были Митрополиты Велбужда и Преслава и Епископы Скопие, Ниша, Призрена и Видина, а позднее – Ловеча и Браничева. Сразу же после получения признания легитимности болгарского государства и новоучрежденной Болгарской Церкви перед Царем Калояном встала задача справиться с крестоносной угрозой со стороны нововозникшей Латинской империи в Константинополе. В своем благодарственном письме римскому папе Иннокентию III по поводу его государственного признания он с еле прикрытой угрозой заявлял, что считает себя свободным в отношении к Латинской империи. Весной 1205 г. в связи с восстанием во Фракии против латинян вспыхнула война между Болгарией и Латинской империей. Болгария успела овладеть всей Фракией. В битве у гор. Адрионополя (Одрин) 14. IV. 1205 г. болгарские войска одержали блестящую победу над крестоносцами. Погиб цвет крестоносного воинства. Латинский император Балдуин (Бодуэн) был взят в плен и отправлен в Велико Терново, где вскоре был казнен Калояном. После потери Иерусалима в 1187 г. это было первое поражение, понесенное крестоносцами в Европе. После этого они не могли больше восстановить свою былую силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Афоне он пробыл около семи лет. В Зографском монастыре он поселился в древней башне Иоанна Селины. Однако здесь его постигло испытание. В 1365 г. турки захватили Адрианополь (Одрин) и сделали его своей столицей. В 1369 г. Император Иоанн V Палеолог объезжал Западную Европу в поисках помощи и средств против турок. Категорическим условием Западной католической Европы предоставления помощи была уния. 18 октября 1369 г. в Риме Император принял унию и перешел в католичество, подписав самолично унию с Римско-католической церковью. На обратном пути его пленили венецианцы, требуя уплаты долгов, грозя ему долговой тюрьмой. Еле выкупленный, в октябре 1370 г. он возвратился в Константинополь. Отчаянно нуждаясь в деньгах, по навету какого-то монаха, что болгарский монах Евфимий происходит из знатной фамилии и у него много денег, Император не поленился съездить на Афон, чтобы выудить деньги у Евфимия. Кроме того, в ходе вымогательства, между Евфимием и Императором породилось и прение об унии и Император угрозами пытался заставить Евфимия как авторитетного монаха одобрить и принять унию. Св. Евфимий остался непреклонным в православном исповедании. Император сослал его на заточение на о-в Лемнос, надеясь, что родные Евфимия в Болгарии выкупят его. Дело кончилось Божественным вмешательством – Императору было «некое угрожающее видение» и он отпустил Евфимия. В 1371 г. через Константинополь Евфимий возвратился на родину, в родной город Велико Терново. В Велико Терново Евфимий поселился в монастыре св. Троицы и здесь развернул кипучую литературную деятельность. Основной его целью было всецелое исправление церковной болгарской жизни. Он продолжил дело своего учителя св. Феодосия Терновского и в результате его многосторонней деятельности создалась Терновская книжная школа. Его трудами и прилежанием, его личной заслугой является орфографическая реформа – скорее этимологическое упорядочение норм правописания болгарского языка в сторону архаизации Кирилло-Мефодиевского наследия, чем сообразование с уже довольно изменившейся грамматической структурой болгарского языка; исправление и унификация богослужебных книг, что позднее было перенесено его учениками на Русь и было положено в основу русского исправления книг, начатого задолго до Патриарха Никона ; новые переводы житий святых и особенно составление житий болгарских святых и похвальных слов к их праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскорости после того родители мои решились отпустить меня, хотя и с великою скорбью, и взяли для меня увольнительное свидетельство. Собираясь выбыть из Болхова, я обратился к подвизавшейся там схимнице м. Глафире, старице высокой духовной жизни, и просил у нее рекомендательного письма к кому-либо из старшей братии в Богородичной Площанской пустыни. Она написала для меня письмо тамошнему старцу о. иеросхимонаху Иосифу. И тогда я отправился туда в сопровождении моего товарища и был там принят в июле 1850 года. Там я проходил разные предварительные послушания в течение двух лет. Потом поставили меня на правый клирос, и я был канонархом. Также был я посылаем из монастыря с чудотворной Иконой Казанской Богоматери в г. Севск и окрестные села. На 30-м году жизни я был пострижен в монашество в 1858 году, посвящен в иеродиакона в 1861 году, в иеромонаха, Преосвящ. Епископом Поликарпом. в 1864 году. В 1865 году я был утвержден в должности Благочинного монастыря. В 1868 г. я был перемещен в Болховский Троицкий монастырь и в 1869 г. был утвержден там в должности казначея. В 1871 г. я был перемещен в Карачевский Одрин монастырь настоятелем, в 1872 году возведен в сан игумена, в 1873 году награжден золотым наперсным крестом. Моим старанием, при помощи Божией, в этом монастыре выстроены новая колокольня, трех-престольная церковь и церковь трапезная, возобновлены прежние и поделаны новые серебряные ризы на чудотворные Иконы Святителя Николая Чудотворца, Божией Матери Споручницы грешных и Утоления печали, и вообще монастырские храмы Божии изящно благоукрашены. Трапезную церковь освящал Преосвященнейший Епископ Макарий, а большую – Преосвящ. Епископ Ювеналий в 1880 г. Произведены были мною по монастырю и другие постройки. В 1880 г. я был Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени. В том же году я был перемещен Настоятелем в Мценский Петропавловский монастырь. В 1885 году Преосвящ. Епископом Симеоном возведен в сан архимандрита и в том же году назначен Благочинным монастырей Орловской епархии, от каковой должности по собственной просьбе был уволен в 1891 году и получил благословение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Вошел его отец в нашу комнату. «Не можно ли сегодня отправить нас?» – «О, нет, отвечает тот; какую радость получили мы! целую неделю не отпустим!» Потом смотрит на о.Анастасия и говорит ему: «Ты наш сын». 0.Анастасий встал, поклонился ему, и ничего не говорит, будто не понимает. Я говорю, что «иногда человек на человека походит». – «Позвольте, говорит, снять вашу камилавку?» Посмотрел, нет, не он, и вышел. Потом опять входит и обращается к нему: «Богом тебя заклинаю, скажи: сын ли ты наш?» 0.Анастасий тут уже не устоял и сказался. Тотчас начали рассылать письма к родным о его приезде, уведомляли своих знакомых. Мы целый месяц прожили тут. «Отпусти хоть меня-то», «Нет, – говорит, – я без тебя не остаюсь». А брат его, который теперь архиепископом-то, приехал из полку; 25–ти лет, а уже майором был; он все плакал, после убежал в Молдавию, в лесу жил; имя ему было Иаков Петрович; 9 лет пропадал; уж теперь и ему, слышно 70–ть лет , а он меньшой был. О. Анастасий после в Александро-Невской лавре жил, был отенским игуменом. Когда Самойлов выехал из Петербурга, он выпросил его в Одрин монастырь белоградской епархии, – там у него вотчины были; я, говорит, тебя не оставлю. Тут о.Анастасий и скончался. Даже никто не знал в монастыре до самого дня его смерти, что он Потемкин. Старец он был добродетельный, премудрость исходила из уст его. В иеродьяконы меня произвели таким образом: когда мы приехали просить Софрониевой пустыни, – это было в первую турецкую войну, – тогда остановились в Саровской пустыне; туда приезжает преосв. Иероним Владимирский и требует кого-нибудь из братии к посвящению. Строитель говорит: никого нет; на меня и указали. Сколько я ни отговаривался, не мог отговориться. Синодским указом определили меня там жить; я и жил тут, но только на время, – дожидался выезда в Тисман. Синодским же указом перевели меня оттуда в Софрониеву пустыню; там жил около полутора года. Потом я очутился в Невской лавре. Назначали в Пекин охотников, – я и согласился; мне не хотелось жить в лавре-то.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Умиление (третья), явилась юродивому Тимофею 1563г., Июня 17, в Псковской епархии, где и основан был в 1569г. Святогорский мужской монастырь; в церкви Любитовского погоста, Псковской епархии; в Полтаве, в Сретенской церкви; в Дивеевском женском монастыре, Нижегородской епархии, пред этой последней иконой на коленях скончался преподобный Серафим Саровский чудотворец (1833г.). Умиление, что на Чёрных горах (в Красногорском монастыре?). Умягчение злых сердец. Богоматерь стоит на облаке, с семью воткнутыми в сердце мечами. Иногда изображается с Христом (умершим) на коленях. Празднование в неделю Всех Святых. Усвятская, см. Цезарская. Услышательница, на Афоне, в Зографе, в алтаре; от неё был глас святому Косьме о пути ко спасению; празднование 22 Сентября. Успение, см. Владимирская-Ростовская, Гербовецкая, Далматская, Киево-Печерская, Овиновская, Псково-Печерская, Пюхтицкая, Седмигородная, Тупичевская, Яхромская. Успение, в Москве, в Успенском соборе две; в Аносиной Глебовской пустыни, Звенигородского уезда, Московской епархии; во Флорищевой пустыни, Владимирской, епархии в г., Шуе, 1567г.; в Михайловском погосте, Великолуцкого уезда, Псковской епархии. Устьнедумская, 1603г. 28 Июля, в Сольвычегодского уезда, Вологодской епархии. Устюженская-Смоленская, в Устюжине, Новгородской епархии. Устюжская (Благовещение), 1290г., Июль 8, источала миро; празднование 25 Марта; в 1567г. перенесена в Москву, в Успенский собор; список в Устюге, Вологодской епархии (Кормчий. 1896г., Утоление печали, семейная икона графа Самойлова, прославлена чудотворениями в его доме в Москве, в конце XVIII в., пожертвована им в Одрин монастырь, Орловской епархии, где находится и ныне. Утоли моя печали, 1640 годов; Январь 25; в Шклове, Могилёвской епархии; в Москве; в церкви Чудотворца Николая на Пупышах, в приделе её имени; в церкви святого Тихона Амафунского, у Арбатских ворот; в церкви Петра и Павла, в Ново-Басманной; в церкви великомученика Никиты в Толмачах; в церкви Успения на Полянке; в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни (Церковные Ведомости 1893, В руках Спасителя свиток с надписью: «суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо искреннему своему». Слева тропарь Богородице: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея»... (Русский Паломник 1891, с 561; Кормчий 1896,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Другая почитаемая икона этого типа находится ныне в Москве, в храме Воскресения словущего на Успенском вражке. Прежде она пребывала в церкви Рождества Христова в Палашах. Последний ее владелец овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в Рождественский храм в Палашах. В 1812 году этот храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным; приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях; с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. Многие люди прибегали к этой иконе, как к последнему прибежищу, своей последней надежде. И Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку. После закрытия Рождественского храма в Палашах чудотворную икону «Взыскание погибших» перенесли в храм Воскресения словущего в Брюсовом переулке. Ныне эта икона — жемчужина верующей Москвы. Бого-младенец изображен на ней в коротком хитоне, стоящим во весь рост на коленях Матери; лик Его нежно обращен к Ней, обеими ручками Он держит Деву Марию за шею. Владычица, поддерживая Младенца Иисуса сплетенными руками, склонила к Нему главу, преисполненная материнской любви и небесной кротости. Но проникновенный взор Богородицы устремлен на предстоящего перед Ней, Матерь Божия как бы готова ободрить грешную душу, поднять ее и привлечь к Себе. И трогательная надежда на помощь не покидает молящегося, у него крепнет вера, что Богоматерь — дерзновение всех, даже погибших, и великое знамение Божиего милосердия грешным поддерживает его в битве за жизнь. «Споручница грешных» Впервые икона «Споручница грешных» прославилась чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской (ныне Брянской) епархии в середине XIX века. Из-за своей ветхости эта древняя икона не пользовалась должным почитанием, стояла среди других икон в старой часовне у монастырских ворот. Она так потускнела и покрылась пылью, что невозможно было прочесть надписи на ней. Но в 1844 году в Одрин монастырь летом пришла жена купца Почепина с двухлетним своим сыном Тимофеем, сильно страдавшим припадками, которые никто не мог не только вылечить, но даже облегчить, и после Литургии попросила отслужить молебен пред стоявшею в часовне иконою. Молебен отслужили, и больной сын выздоровел. После этого чуда икону взяли из часовни, промыли и поставили в монастыре в приличном месте. От этой иконы вскоре последовали другие чудесные знамения, она стала почитаться чудотворной, к ней начали стекаться верующие и просить об избавлении от своих печалей и болезней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась на берегу р. Снежеть в урочище Белые Берега Брянского у. Орловской губ. Поводом для основания послужил указ Петра I 1706 г. об укреплении крепости Брянск в ходе Северной войны. В результате были снесены неск. городских зданий, а часть братии брянского Белопесоцкого мон-ря переведена в брянский во имя апостолов Петра и Павла мон-рь , к к-рому их обитель была приписана еще при Патриархе Иоакиме . Др. насельники Белопесоцкой обители отделились и основали на берегу р. Снежеть в урочище Белые Берега скит, первоначально называвшийся Песоцким. После постройки деревянной часовни братия стала служить вечерню, утреню, часы, монашеское правило, причащались же в Петропавловском мон-ре. В 1712 г. белобережские иноки во главе с иером. Исаией испрашивали благословение на строительство вместо часовни храма, но разрешения не получили (ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Д. 227. Л. 15). Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева. 1830 г. (ГМИИ) Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева. 1830 г. (ГМИИ) В 1717 г. настоятель брянского Петропавловского мон-ря архим. Питирим поручил управление Белобережским скитом опытному старцу мон. Серапиону (см. Симеон , прп. Белобережский), ранее подвизавшемуся в брянских лесах. Мон. Серапион ввел в Б. п. строгий устав, запретил братии употреблять мед, пиво, вино и ходить за продуктами в окрестные селения. Сам старец не гнушался тяжелой работы: колол дрова, вручную молол зерно, пек на всех хлеб. В февр. 1721 г. архим. Питирим исходатайствовал указ Синодального казенного приказа о строительстве в скиту деревянной ц. Рождества Иоанна Предтечи, к-рая была возведена в 1722 г. Строительство храма в Б. п. явилось поводом для белобережских иноков обособиться от Петропавловского мон-ря, старец Серапион подал прошение в Синод о предоставлении пустыни самостоятельности, что стало полной неожиданностью для архим. Питирима. Одновременно строитель соседней Полпиной пуст., насельником к-рой некогда был мон. Серапион, наблюдая в 6 км от своего мон-ря возрастание новой обители, стал добиваться ее закрытия. Старец Серапион был оклеветан, отстранен от настоятельства и отправлен в Андроников мон-рь в Москву. Б. п. в 1724 г. была приписана к Петропавловскому мон-рю. В деле белобережской братии принял участие настоятель Андроникова мон-ря архим. Герасим. Разобравшись в возводимых на старца Серапиона жалобах, он сообщил 15 июня 1726 г. Духовной декастерии о его невиновности. Мон. Серапион был оправдан и направлен в Одрин мон-рь Орловской губ., а бывш. вкладчики Б. п. подали прошение о ее восстановлении.

http://pravenc.ru/text/77920.html

В 1418 г., напр., по случаю междоусобной распри в Новгороде, когда вече разделилось на две враждебных одна другой партии, а выборные правители были не в состоянии утишить волнение, последнее было усмирено владыкой Симеоном, который велел разойтись вечу, обещаясь рассудить дело нарочитыми мужами. Вообще участие владыки на вече было явлением самым обыкновенным, и его голос имел такую силу, что он останавливал приговоры веча или заставлял вече медлить с их исполнением до тех пор, пока не улегались страсти враждебных сторон. В числе членов одрина суда мы опять видим владыку; здесь присутствовали обыкновенно посадник и тысяцкий или их судьи, владыка или его наместник и владычные судьи. Из новгородских грамот видно, что суд посадничий производился на дворе архиепископа, точно так же, как одрин в его палате. Даже наместник князя для производства судных дел должен был являться на двор архиепископа. Будучи земским администратором и судьей, новгородский владыка был, в то же время и политическим деятелем. Ни одна война Новгорода не начиналась без благословения владыки. Рядом с новгородскими земскими ратями сражался, обыкновенно, и владычный полк. В политических сношениях Новгорода с Москвой и иностранными землями владыка являлся всегда во главе общины. Он был представителем ее стремлений и политики, защитником ее интересов. В затруднительных случаях внешней политики он уполномочивался вечем хлопотать за город перед великим князем и отправлялся в Москву в челе новгородских послов. В Москве очень хорошо понимали политическое значение новгородского владыки, и когда нужно было склонить Новгород на свою сторону, обыкновенно задабривали владыку. Так, например, в 1335 г. Калита звал к себе в Москву владыку «на честь» вместе с посадником, тысяцким и нарочитыми боярами и владыка Василий «много чести в Москве видел». С другой стороны, когда великий князь по чему-либо гневался на Новгород, то зло, обыкновенно, срывал на владыке. Так, например ,в 1398 г. во время несчастной для Новгорода войны с Москвой, начатой по благословению владыки Иоанна, митрополит, по настоянию великого князя, вызвал Иоанна в Москву, обличил его здесь в недостатке смирения, более трех лет держал его в одном московском монастыре и, наконец, заставил отказаться от кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Старец-строитель имел утешение защитить и охранить свою пустынную обитель, но за это с 1725 г. он подвергался жестоким преследованиям: его обвиняют в самовольной отлучке из пустыни для подачи прошений в Москве и Петербурге (по нужде бывает и закону применение), в присоединении его к расколу с давнего времени, в самовольном устроении пустыни, в самовольном принятии на себя звания строителя, тогда как он был утвержден в этом звании по представлению архимандрита Петропавловского монастыря Питирима. В 1726 г. он призывается к суду, его приводят публично к присяге, после чего он вызван был к допросу в дух. дикастерию и, несмотря на все показания его в доказательство своей невиновности, отрешен от настоятельства и, закованный в цепи, отправлен в московский Спасо-Андрониев монастырь для прохождения самого трудного послушания – он проходил послушание хлебопека. Но Провидение Божие не попустило долго страдать избранному своему и посрамило врагов его. Начальник Андрониева монастыря архимандрит Герасим, с братией, вскоре убедился в невинности его и 15 июня донес об этом дикастерии. Ровно месяц страдалец носил цепи на себе. Начальство признало его невинным и правым, ему дан чистый паспорт и он отправлен на жительство в Николаевский Одрин монастырь, в котором полагал начало своего монашества, а в следующем году, указом из дух. дикастерии от 9 февраля, с Высочайшего соизволения Императрицы Екатерины I-й, его опять назначили строителем в Белобережскую пустыню, о чем и дано знать игумену Одринского монастыря Макарию. Небесное Провидение посылало испытания, оно же охраняло праведного мужа и обитель его, рассеивало все клеветы врагов его. Впоследствии возникали жалобы, что он будто принимает в пустынь беглых беспаспортных людей и самовольно, без разрешения начальства, постригает в монашество, но в последнем случае он поступал так еще до получения состоявшегося по этому предмету Высочайшего указа. Монашествующих наставлял он и словом, и примером своей жизни. Прежде всего он дал им строгое и подробное правило, касательно отправления служб церковных, и требовал неопустительного исполнения царских указов. Его собственной старческой рукой написано следующее: «Образ жития хранити по уставу. Излишних вещей, кроме установленныя – нужные потребы, не иметь. Пищи и пития, кроме общия трапезы, не употреблять. Кто в сем изобличится и в противность сему поступит, ему без пощады наложится епитимья по уставу». Кроме того, старец заповедует строгое воздержание от напитков и угрожает невоздержному строжайшим, беспощадным наказанием в пример прочим. По глубокому смирению он уклонился (так вероятно) от принятия иеромонашеского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009