Покровский , общ., в г. Орске. Учрежден в 1898 г. из женской общины, существовавшей с 1888 г. При нем школа. Покровский , общ., близ г. Верхне-Уральска. Учрежден в 1903 г. из женской общины, существовавшей с 1896 г. Покровский , общ., близ деревень Верхней и Средней Каинкуловых (Исенгуловых тож), Оренбургского у. Учрежден в 1904 г. из женской общины, существовавшей с 1898 г. Успенский , общ., в Оренбурге. Основан в 1872 г. из существовавшей с 1866 г. женской общины. Здесь находятся местночтимые иконы Божией Матери: «Утоли моя печали», Иверская и Козельщинская. При мон. школа, живописная и чеканная мастерские, больница и приют для девочек-сирот. Уральский Покровский , единоверческий, общ., в 6 в. от г. Уральска, при р. Чагане. Учрежден в 1890 г. из существовавшей с 1880 г. женской общины. Орловская епархия Мужские: Белобережская Иоанно-Предтеченская пуст., зашт., общ., на урочище Белые берега, при р. Снежоти, в 15 в. от г. Брянска, в 30 в. от г. Карачева. Основана ок. 1661 г. иеромонахом Серапионом (в схиме Симеон). Здесь находится принесенная им Белобережская икона Божией Матери Троеручица, прославившаяся многими чудесами. Кроме 28 июня, в честь этой св. иконы совершается празднование 18 июля. В память избавления от холеры в 1831 г., эта св. икона приносится в гг. Карачев, Брянск и др. места. При мон. больница с амбулаторией и с бесплатной для бедных выдачей лекарств; в 4 в. от пуст. на монастырском хуторе при дер. Малое Полбино – школа грамоты и одноклассное училище. Одрин Николаевский , зашт., в 7 в. от г. Карачева. Первоначально находился при р. Одрине, затем перенесен был за 2½ в. на бер. р. Песочни. Основан в XIV в. по случаю явления здесь иконы св. Николая чудотворца, которая и находится в мон. до сего времени. В мон. находится также прославившаяся в 1844 г. чудотворениями икона Богоматери, именуемая «Споручница грешных» (т. е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница). Эта св. икона долгов время находилась между другими ветхими иконами в обветшавшей часовне за монастырскими воротами, оставаясь в неизвестности среди богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Karachev-city.ru В марте 1851 г. Синод дал согласие на строительство в О. Н. м. храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» (при участии архит. Н. Т. Ефимова), которое было начато весной 1853 г. Однако в 1858 г., при завершении строительства, собор обрушился. 18 нояб. 1858 г. обер-прокурор гр. А. П. Толстой сообщил Синоду о том, что на его докладе об этом происшествии имп. Александру II «в 15 день сего ноября благоугодно было собственноручно написать: «Не делает честь строителю…»» (РГИА. Ф. 796. Оп. 159. Д. 2022. Л. 4-4 об.). Орловский губ. архит. И. П. Лутохин, обследовавший храм, пришел к выводу, что для возобновления собора необходимо изменение всего проекта, после чего от строительства решили отказаться. У зап. монастырских ворот располагалась деревянная часовня, к-рая в 40-х гг. XIX в. возведена заново, а в 1889 г. перестроена в камне ( Черникова. 1996. С. 45). Вплоть до кон. 1-й четв. XIX в. все келейные корпуса и хозяйственные постройки обители были деревянными. В 1825 г. возведен 1-й этаж сохранившегося Дома игумена (Настоятельских келий). В совр. виде здание сформировалось к 1860 г., после постройки 2-го этажа (отремонтирован в 1887). Оно состоит из 2 корпусов, соединенных лестничной клеткой. Его парадный фасад украшает 4-колонный портик с 2-ярусными колоннами с мощными кубическими постаментами в обоих ярусах (СПАМИР. 1998. С. 268). К кон. XIX в. на территории О. Н. м. также располагались: сохранившийся 2-этажный каменный братский корпус (1855-1856), в к-ром к 1894 г. были кельи, трапезная, кухня, хлебопекарня и просфорная, а также храм во имя святителей Московских Петра, Ионы и Алексия (освящен 25 июля 1874 еп. Макарием) (Слово и Речь. 1874. С. 1099-1104; Путевые заметки. 1895. С. 111); каменный корпус, где размещались квасоварня и ледник; 2-этажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й - деревянный), в к-ром находились хлебный амбар, рухлядная, портняжная и сапожная мастерские; 7 деревянных флигелей с братскими кельями (Путевые заметки.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

С 1993 г. усилиями общины храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери г. Брянска во главе с игум. Никитой (Заиграйкиным; ныне архимандрит) велась работа по расчистке территории и сохранившихся построек - Игуменского дома и трапезной. На средства благотворителей игум. Никита приступил к благоустройству источника свт. Николая Чудотворца; в 1994 г. над источником возведена каменная сень, увенчанная куполом и крестом. 1994-2018 Сестринский корпус с храмом. 1856 г. Фотография. 2015 г. Фото: geocaching.su Сестринский корпус с храмом. 1856 г. Фотография. 2015 г. Фото: geocaching.su В кон. 1994 г. архиеп. Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев) принял решение о возрождении О. Н. м. как жен. мон-ря. В дек. 1994 г. в брянской ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери просфорница Мария Васильевна Шагарова была пострижена в мантию с наречением имени Мариам. Архиеп. Мелхиседек вручил ей настоятельский крест и благословил приступить к возрождению О. Н. м. 2 марта 1995 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мон-рь официально стал действующим женским. В сохранившемся здании бывш. братского корпуса была восстановлена Трехсвятительская ц., устроены ризница, трапезная и кельи. Вновь открытой обители вернули ряд икон, находившихся в монастыре до закрытия, в т. ч. образ Христа Спасителя из Николаевского собора, сохраненный местными жителями, в 1996 г.- один из списков чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», написанных в 40-х гг. XIX в. В 2002 г. началось строительство деревянной ц. в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», к-рая освящена 4 июня 2004 г. еп. Брянским Феофилактом (Моисеевым). Первая литургия была совершена на престольный праздник - 11 июня 2004 г., в этот день из Карачева к О. Н. м. отправился крестный ход. Для нового храма брянскими иконописцами, проживающими в Оптиной пуст., была написана точная копия иконы Божией Матери «Споручница грешных», к-рую в ночь на 18 сент. 2004 г. доставили в обитель. Возведен новый 3-этажный сестринский корпус на 40 келий. В 2012 г. началось восстановление Николаевского собора на старом фундаменте.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

1868. 20. Отд неофиц. С. 1559-1567). Одновременно с перестройкой трапезной было принято решение о перестройке и расширении самого собора, при этом в проекте была несколько изменена его ориентация ( Гурьянов. 2005. С. 13). Работы начались с закладки стен нового собора 25 июля 1874 г. (Слово и Речь. 1874. С. 1104-1106). Ставший 5-главым собор по своему облику приблизился к «типовым» проектам К. А. Тона . Перестроенный собор был освящен в 1879 г. еп. Орловским Ювеналием (Карюковым) и имел 3 престола: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Первой каменной постройкой обители стал надвратный храм во имя мученика Иоанна Воина с приделом преподобного Сергия Радонежского (придел освящен в 1702; см.: Холмогоров. 2010. С. 381), который просуществовал, по всей видимости, до 2-й пол. XIX в. В 1765 г. престол был перенесен в теплый храм Николаевского собора ( Пясецкий. 1894. 24. С. 764). В 1852 г. игум. Серапион получил разрешение на перестройку храма ( Зубова. 2002. С. 274-275), а в 1888-1889 гг., возможно, на месте этого храма были выстроены св. ворота (Путевые заметки. 1895. 4. С. 111; Черникова. 1996. С. 44). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», возведенная в 1704-1707 гг., серьезно пострадала во время разорения обители в 1720 г. К нач. 60-х гг. XVIII в. тщанием игум. Гавриила она была перестроена, над ней сооружена колокольня с 7 колоколами и с «боевыми, росписной работы, ветхими часами» ( Пясецкий. 1871. С. 49; Он же. 1894. 24. С. 763). Однако уже к 1764 г. она имела «опасные разседины» ( Он же. 1871. С. 49) и была отреставрирована при игум. Ювеналии (Воейкове). В 1868 г. престол в честь иконы Божией Матери «Знамение» перенесен в трапезную Николаевского собора, а в помещении храма устроены ризница и б-ка (Путевые заметки. 1895. 4. С. 110). В 1898 г. на колокольню поднят колокол весом 368 пудов (свыше 6 т). Дом игумена. 1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Karachev-city.ru Дом игумена.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Теперь к иконе этой постоянно стекаются богомольцы, и еженедельно по субботам соборне отправляется молебен с акафистом. Происхождение этой иконы видно из сделанной на ней надписи: «1718 года месяца декембрия в шестнадцатый день, написан сей св. образ московскими жителями иконописцами, Артемием Федоровым, да Афанасием Ивановым, по обещанию по родителех своих». Если строитель о. Серапион успешно совершил предположенное им дело и обеспечил пустыне самостоятельность, то вскоре ему пришлось много пострадать за то же дело. Происками своих недоброжелателей он был обвинен в самовольной отлучке из пустыни (когда ездил по делу в Петербург и Москву), в присоединении уже давно к расколу, в самовольном устроении пустыни, в самочинном принятии на себя звания строителя, между тем как в этом звании он был утвержден по представлению настоятеля Петропавловской пустыни. 54х летнего старца вызвали к суду, публично приводили к присяге. Затем он вытребован был в Москву, в духовный приказ. Разумеется, им были представлены все доказательства своей невиновности. Но тем не менее его не оправдали и поступились ним жестоко. Старец закован был в цепи и отправлен в Спасо-Андроньев монастырь, где ему назначили самое тяжелое послушание — печь хлебы. Тяжело было невинному страдальцу. Но Бог испытывает человека лишь в меру сил его. Тяжелые бремена возлагает он лишь на плечи сильных, и лишь великой вере посылает великие испытания. Гонение за правду есть один из высших, лучших венцов, который Бог может послать человеку, и в жизни многих подвижников можно приметить, что, лишь тогда, как душевные силы их вполне развились, Господь, как бы для завершения пройденного ими пути отречения, посылает им случай — невинно пострадать за правду. Только месяц о. Серапион носил цепи. Настоятель Андрониева монастыря с братией очень скоро убедились в высоких качествах о. Серапиона, которые одни уже вполне доказывали лживость возведенных на него обвинений. Он был оправдан начальством, ему дань чистый паспорт, а местом жительства ему назначен Николаевский Одрин монастырь, где он начал некогда свою иноческую жизнь. Вскоре затем он был опять возвращен в Белые Берега и утвержден строителем этой пустыни.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Софроний Хижняков 1776 перев. из Глинской пустыни, а 1779 – обратно. Феодосий Маслов определён 12 янв. 1779, из игум. Тисманского монастыря, в Валахии; в 1787 возведён в архим-та; † 9 дек. 1802. Герман Ингул , в 1803–5. Исихий Карманов , в 1806 и 7. Иоасаф Волошин , 1807–14. Варлаам Зенович-Кащенко определён 8 июля 1815; с 25 янв. 1838 игум.; в авг. 1840 перев. в Обоянский Знаменский. Макарий Иващенко определён 2 мар. 1841; с 25 дек. 1844 архим.; † 28 апр. 1846. Арсений , игум., 1846–69. 17 Глинская Богородицкая пустынь, от Путивля в 40 верстах, основана, вероятно, в исх. XVII века. Ныне заштатная. [III, 696.] Строители Арсений , до 1766. Севастиан , в 1767 и 8; уволен на покой. Гаий , 1768–73, перев. в Одрин Николаевский мнтрь, но чрез три месяца тут же †. Софроний Хижняков , c 1773–76, перев. в Софрониеву пустынь. Пантелеймон , преемник. Арсакий перев. из Карачевского Одрина; в 1779 удалён. Софроний (паки), из Софрониевой пустыни, с 1779; † 4 сент. 1781. Вениамин , в 1781–84. Поликарп , в 1784 – (четыре месяца). Гавриил определён 11 февр. 1790; в 1792 отказался. Александр , с 1792; в 1798 перев. в Обоянский Знаменский. Тихон , в 1798–1800, перев. в Оренбургскую епархию. Александр (вторично)... (Была большая путаница). Парфений , с 1 мая 1809; ... удалился на покой. Филарет определён 11 мая 1817; находился ещё в 1837. Иоасаф , игум., 1858–62. Ювеналий Поливцев , игум., определён 10 нояб. 1861, а в авг. 1862 перев в Коренную пустынь (sic). Иннокентий , игум., 1863–69. Требует большего исправления. 18 Волновский Троицкий основан в 1685 г.; упразднён. [III, 609.] Строит. Алфимий , 1685–92. – Феофан , 1694. – Феодосий , 1697. Игум. Ефрем , 1709. – Иларион , 1729 и 30. – Варлаам , 1765. 19 Белгородского Рождественского (Богородицы) [III, 472]: Игуменьи Парасковия , строит-ца, 1635. Таисия Волкова , 1765–71. Вирсавия , 1771–80. Анфия 1801 перев. из Борисовской пустыни. Елисавета , 1840–49. Рафаила Черемисова , 1850–64. Людмилла Мясоедова , 1864–68. 20 Борисовская, Тихвинской Богородицы, пустынь, от Белгорода в 30 верстах, у слободы Борисовы, на иждивении гр. Шереметевых, основана гр. Б. И. Шереметевым в 1714 г. [III, 414.] Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одрин Николаевский, от города Карачева в 3 верстах; заштатный. [V, 360.] Игумены Игнатий , строит., в янв. 1702. Варнава , 1715–22, † ... Макарий , 1722–25. Иоасаф , 1734–38, 13 янв. перев. в Калужский Лаврентиев. Гавриил , 1757 и 58. Ювеналий Воейков в 1767 перев. в Новосильский Духов. Строители Гаий в 1773 перев. из Глинской пустыни, но †. Арсакий в 1777 перев. из Мценского Петропавловского; после в Глинской пустыне. Дионисий Цветаев определён 15 мар. 1804, а 25 дек. перев. в Свенский. Амвросий 30 июня 1805 перев. из Мценского Петропавловского, а 19 февр. 1807 – в Площанскую пустынь. Вассиан 9 мая 1815 перев. из Мценского Петропавловского; 25 нояб. 1831 уволен. Серапион , игум., 1845–57. Израиль , игум., 1858–60. Нифонт , игум., 1861–67. 12 Белобережская Брянская пустынь, от города 15 вёрст, основана в 1721 г.; ныне заштатная. [III, 468.] Строители Серапион , 1726–39. Корнилий , 1749. Аарон , 1762. Руф в 1766 настоятель Дятловицкий. Василий определён 1800 и 1801 отказался. Леонид определён 1801; 10 мар. 1808 отказался. Мельхиседек Сокольников определён 10 мар. 1808; 9 июля 1810 отказался; с 12 нояб. 1811 строит. Раненбургской Петропавловской пустыни. Серафим определён 11 июля 1810. Моисей , игум., 1845–48. Пимен , 1849. Анастасий , 1850–56; игум. 1859–64. 13 Троицкий, в городе Ельце, по штатам третьеклассный; после пожара в 1775 г. уничтожен, монахи переведены в Лебедянский Троицкий. [IV. 83.] Возобновлён в 1836 г. Игумены Авраамий , 1636–38. Моисей , 1648–51. Леонид , строит., в июне, окт. 1656. Павел , 1661–65. Евфимий , строит., в сент. 1672; игум. в июле 1677. Иоасаф , 1686. Варсонофий , 1692, 1702–4, 1714. Иринарх , архим., 1763, отставлен. Гавриил Спичинский , архим., 1764–69, перев. в Миропольский (Курской епарх.). Климент Белошапкин в 1769 перев. из Миропольского; до 1780. По возобновлении: Архим. Флавиан , 1838–62. – Дионисий в янв. 1862 перев из Нового Иерусалима; до 1867. – Флорентий , 1867–71. 14 Сергиев, в городе Ливнах, упразднённый. [V, 13.] Игум. Харлампий , 1613, 14, 26, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Умелым и мудрым обращением с подчиненными о. Феодосий врачевал души вверенных ему насельников обители. Как ученик Глинских старцев, он очень осторожно располагал души обращавшихся к нему к покаянию и исправлению. Ласковый, отеческий подход о. Феодосия к душе человека несомненно всегда оказывал на нее благое воздействие. Очень скоро этот воспитанник Глинской пустыни стал старцем — руководителем совести всей братии Одрина монастыря.    Глубокая и самоотверженная любовь старца к духовным детям обнаруживалась в живом сострадании, в самом реальном переживании того, что в духовном возрастании случалось с его чадами. Они чувствовали, что старец готов на все ради их спасения. Его поступки, благодатные слова и сам вид его вдохновляли учеников на еще более суровые подвиги благочестия. Епископ Орловский и Ливенский Серафим писал: «Отец Феодосий — прекрасно настроенный, монашески воспитанный духовный старец, которого я всегда глубоко уважал и уважаю» .    По отзывам современников, «Одрин монастырь под мудрым управлением... о. Феодосия достиг благолепия. Он совершенно сохраняет тип древних монастырей православной Руси. Службы отправляются здесь с таким благолепием и в то же время с такой трогательной простотой, что невольно располагают к молитве. Это действительно служение Богу «сердца смиренного и духа сокрушенного». И каждого посетителя встречают здесь такой мир и тишина, что, переступив порог обители, забываешь все треволнения и бури житейские. Кажется, даже от самих стен обители веет миром и спокойствием» .    Отец Феодосий развил активную благотворительную деятельность монастыря. Монастырь имел только 30 десятин земли, и удивительно было, как о. Феодосий находил средства не только содержать около 100 человек братий, поддерживать в порядке все постройки, но еще и питать от монастырской трапезы всех приходящих богомольцев и предоставлять им всякие удобства.    За высокоподвижническую жизнь архимандрит Феодосий в 1898 г. был назначен благочинным монастырей Орловской епархии и 20 лет исполнял это послушание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

    Отец Феодосий родился в 1843 г. в глубоко верующей и благочестивой крестьянской семье. Условия семейной жизни способствовали формированию у него таких черт характера, как сосредоточенность, постоянная серьезная настроенность, трудолюбие. Здесь же в семье он впервые узнал и христианские добродетели: кротость, смирение, терпение, преданность воле Божией и, наконец, любовь, которая постоянно проявлялась во взаимоотношениях членов семьи. Отец Феодосий унаследовал от родителей все их добрые качества.    От юности возлюбив Христа, двадцатилетним юношей он поступил в Глинскую пустынь.    Высокие примеры истинно христианского подвижничества Глинских старцев, их пламенная вера в Бога зажгли в душе о. Феодосия огонь ревности Божественной. Он всецело занялся духовным деланием, всемерно понуждал себя к самособранности чувств; как правило каждый вечер с сокрушением сердца исповедовал старцу свои помыслы. Отец Феодосий неустанно трудился над усовершенствованием своей души, и вся дальнейшая жизнь его, полная сурового самоотвержения, определилась именно в Глинской пустыни. Годы, проведенные им в этой святой обители, обогатили его духовно и явились подготовительным периодом к его церковно-общественному служению. Здесь он принял монашество и под руководством великих Глинских старцев прошел строгую школу духовного делания. Физический труд, пост, непрестанная молитва, изучение творений святых отцов — все это возвело его «в мужа совершенного» (Еф.4:13). Поэтому в 1865 г. он был назначен настоятелем известного Карачевского Одрина Николаевского монастыря Орловской епархии, и 33 года подряд неустанно состоял на «божественной страже» вверенной ему паствы.    Носитель духа и традиций Глинской пустыни, архимандрит Феодосий за годы своего настоятельства в полном смысле преобразил Одрин монастырь и внешне и духовно. Епископ Орловский и Ливенский Серафим отмечал, что о. Феодосий «благоукрасил своими трудами Одринскую обитель» . При этом, безусловно, основное внимание настоятель обращал на духовное воспитание иноков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Щедрыми благотворителями Глинской пустыни были: в XVI – начале XVII века князья Глинские, в XVIII веке – князь А. Д. Меншиков, в XIX веке – князья А. А. Суворов и В. А. Долгоруков, граф А. Н. Толстой, графиня А. А. Орлова-Чесменская, граф С. П. Потемкин. В синодике Глинской пустыни были записаны также такие благотворители обители, как: бояре Чарторыжские, Аракчеевы, Трубицыны; роды князей Барятинских, Голицыных, Мещерских, Щербатовых, Шаховских, Оболенских, Волконских и других, графов: Орловых-Давидовых, Прозоровских, Чернышевых и проч. Глинская пустынь занимала особое место в ряду православных монастырей и по своему воздействию на духовную жизнь России. Своей подвижнической жизнью и деятельностью Глинские старцы оказывали огромное влияние не только на иноков, но и на все слои общества. Многочисленные паломники со всех концов России устремлялись к ним с целью укрепления своих духовных сил, за советом и наставлением. Обитель поистине была центром духовного просвещения. Религиозно-воспитывающей духовной силой были и богослужения Глинской пустыни. Протоиерей Сергий Четвериков называет богослужение православных русских обителей, в том числе и Глинской пустыни, «духовной школой, в которой постоянно получали духовное православное воспитание… слушатели разных слоев русского общества… Оптина пустынь… дивная Киево-Печерская Лавра, своеобразная Глинская пустынь, величавая Троице-Сергиева Лавра, пустынный Валаам – все они делали одно общее всенародное, духовно-просветительное дело» 9 . Многие воспитанники Глинской пустыни за высоту духовной жизни избирались на начальствующие должности в другие монастыри для утверждения там истинно монашеского жития. Только в XIX – начале XX в. более 30 Глинских иноков 10 были назначены настоятелями в другие обители, причем не только в центральных, но и в самых отдаленных уголках страны: в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой; Обоянский Знаменский, Хотмыжский, Рыхловский Николаевский монастыри и Коренную пустынь Курской епархии; Болховский Троицкий и Одрин Николаевский монастыри Орловской епархии; Святогорскую пустынь Харьковской епархии; Петропавловский монастырь Черниговской епархии; Якутский и Киренский Свято-Троицкий монастыри Иркутской епархии; Чуркинскую пустынь Астраханской епархии; Бузулукский Преображенский монастырь Самарской епархии; Фрумошский, Гербовецкий монастыри Кишиневской епархии и др. Еще большее число Глинских монахов подвизалось в других монастырях в должностях наместников, казначеев, духовников, ризничих, благочинных и экономов 11 . В ХХ веке из Глинской пустыни вышли иерархи: схимитрополит Тетрицкаройский Серафим (Мажуга) и митрополит Одесский и Херсонский Леонтий (Гудимов).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009