" Омыть душу " апреля 2018 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе В четверг Страстной седмицы, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Богдан Сойко с клиром и другие священнослужители. Чтец храма иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " на Лесном проспекте Александр Малышев был рукоположен во диакона. Был совершен чин освящения соли. Затем митрополит обратился к верующим с проповедью. " Великий четверг - особый день в Церкви, без которого не было бы и самой Церкви, и нашего спасения, - начал владыка. - В этот день Господь установил Таинство Евхаристии. Он и пришел с неба на землю ради того, чтобы мы могли вкушать Его Тело и Кровь. " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6:56). Господь исполнил последнее, что обещал - отдать Свою жизнь за нас. Показал, какая должна быть любовь в Церкви - жертвенная, когда мы полностью отдаем себя ближним " . " Если у нас половинчатая любовь, мы не ученики Христовы, не исполняем заповедь новую, которую Господь дал на Тайной Вечере ученикам: " Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин. 13:34), - продолжил архипастырь. - Но жертвенная любовь невозможна без смирения. Господь на Тайной Вечере, как последний раб в иудейской традиции, омыл Своими руками ноги Своих учеников, показав нам, как мы должны приступать к Таинству Причащения " . " Перед причащением нужно обязательно омыть душу - исповедоваться. С чистой душой, страхом, трепетом и благоговением приступать к пречистым Телу и Крови Господним, чтобы причащение послужило к вечной жизни " , - отметил митрополит Варсонофий. Он поздравил причастников, пожелал верующим как можно чаще прибегать к Чаше Господней, а настоятелю преподнес Страстное Евангелие. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву, поздравил его с 40-летием диаконской хиротонии и преподнес икону Спасителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Во время литургии это послание было доставлено в Захарьевскую церковь , где настоятельствовал о. А. Введенский . Выйдя причащать народ, он сообщил «о полученном от Митрополита отлучении» и сказал, что «кто смущается этим, пусть не подходит к св. чаше, а кто не смущается, пусть приобщается. Толпа отхлынула, и причастилось только 4 человека» 1116 . Уведомляя верующих о том, что три петроградских священника поставили себя в положение отпавших от общения с церковью, митрополит Вениамин указал и срок действия своего прощения – «доколе не принесут покаяния перед своим епископом». В этом отношении послание от 28 мая 1922 года повторяет Синодальный акт от 22 февраля 1901 года, касающийся Л.Н. Толстого. При редактировании последнего митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний настоял на том, чтобы после слов « церковь не считает его своим членом и не может считать» было добавлено: «доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею» 1117 . Литургия в Николо-Богоявленском Морском соборе, совершенная святителем Вениамином 28 мая 1922 года, стала последним его служением. Она пришлась на Неделю святых отцов Первого Вселенского Собора. Апостольское и евангельское чтения этого дня звучали как прощание митрополита с паствой, как его последний завет: «И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие./.../Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада/.../. Посему бодрствуйте...» ( Деян.20:25,29,31 ). «...Тех, которых Ты дал мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду...» ( Ин.17:12–13 ). Православный народ оказался не в состоянии вовремя и в полном объеме воспринять и исполнить слова митрополичьего послания. Случись это, Введенский остался бы с четырьмя прихожанами, и никакого обновленческого раскола в Петрограде не имело бы места. Не брезгуя никакими средствами, «сын погибели» кинулся в атаку на митрополита Вениамина. С 29 мая Введенский становится подручным следователя Ф.П. Нестерова, и его клевета и доносы легли в основу обвинительного материала по объединенному делу «петроградских церковников». В тот же день он сопровождал в Александро-Невскую лавру «почетного чекиста» И.П. Бакаева, который в ультимативной форме потребовал у митрополита снять отлучение с Введенского, Красницкого и Белкова. Обычно кроткий владыка ответил решительным отказом – подобный компромисс он рассматривал как предательство правды Божией, как отречение от Христа. В ожидании распоряжений из Москвы митрополит Вениамин был подвергнут домашнему аресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Евлогиевцы " были осуждены Тройкой Полно­мочного Представительства ОГПУ в Ленинградс­ком военном округе 25 февраля 1934 г. Владыку Сергия приговорили к 10 годам лагерей, его сестёр, как и большинство осужденных прихожан Николо-Богоявленского собора, отправили в ссылку. Про­тоиерей Владимир Рыбаков, перенесший пытки, в на­чале марта 1934 г. был освобожден в предсмертном состоянии, помещен в городскую больницу, где че­рез несколько дней, 20 марта, умер. Отпевание про­ходило в Николо-Богоявленском соборе, и целая демонстрация — более 2000 человек — сопровожда­ли тело до места похорон на Смоленском кладбище. Сохранился бюллетень, составленный работника­ми Ленгорисполкома по итогам наблюдения за про­ведением Пасхальных служб в 1934 г. В нем гово­рится и о реакции верующих на дело " евлогиевцев " : " Наши наблюдения фиксируют заметный рост фак­тической преданности церкви, выражавшейся в уве­личении количества предпасхальных «исповедающихся и причащающихся», в увеличении доходов церкви и проявления пассивной озлобленности по поводу закрытия ряда храмов и ареста церковни­ков... Такие же факты отмечались и во Владимир­ском соборе на Петроградской стороне, в Николо-Морском соборе, в Знаменской церкви и в ряде других церквей. Вследствие значительного сокраще­ния количества духовенства, наличные кадры... «ра­ботали» по 18-20 часов в сутки; бывали случаи, когда священники после окончания «работы» теря­ли сознание от переутомления. В соответствии с абсолютным увеличением количества причастни­ков и т. п. выросли и доходы духовенства, которые не поддаются даже ориентировочному подсчету. Основным моментом в настроениях верующих, напол­нивших церкви перед Пасхой, было выражение пас­сивного недовольства мероприятиями советской вла­сти: «Церкви закрывают, а ничего не дают взамен. В красные клубы мы никогда не ходили и не пойдем». «Литвинов говорил Рузвельту о том, что в СССР нет преследования духовенства, а ГПУ арестовывает лучших священников только за то, что они добро­совестно выполняли свой пастырский долг и вели работу по духовному воспитанию верующих». Груп­па «верующих», по внешнему виду интеллигентов, в Николо-Морском соборе пыталась устроить демон­страцию во время похорон священника Рыбакова, осужденного в ссылку по делу «евлогиевцев» и умершего вскоре после освобождения из ДПЗ. Рас­пространились слухи, что Рыбаков подвергался пыт­кам, и во время похорон вышеуказанная группа на­стаивала на том, чтобы «открыть и показать народу лицо батюшки-мученика»... "

http://bogoslov.ru/article/2518081

В России помянут погибших на подлодке " Курск " Санкт-Петербург, 12 августа 2009 г. В трех регионах Северо-Западного федерального округа - Мурманской и Архангельской областях, а также в Санкт-Петербурге - 12 августа почтят память экипажа подлодки " Курск " , погибшей девять лет назад в Баренцевом море. Подводный атомный крейсер " Курск " затонул 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска. На его борту находились 118 членов экипажа, все они погибли. Как сообщил РИА Новости председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, в северной столице погибших на " Курске " будут вспоминать родственники моряков, ветераны-подводники и представители ВМФ РФ и Ленинградской военно-морской базы. " В полдень родные и близкие погибших моряков соберутся в Николо-Богоявленском морском соборе, где настоятель храма, протоиерей Богдан отслужит панихиду по воинам, в море погибшим " , - сказал собеседник агентства. Затем в Военно-морском инженерном институте и в Нахимовском военно-морском училище состоится возложение цветов к памятным доскам, на которых увековечены имена выпускников этих учебных заведений, погибших на " Курске " . В 14.00 торжественно-траурная церемония с участием роты почетного караула и военного оркестра начнется на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 погибших на " Курске " моряка. Состоится возложение цветов и венков и воинский церемониал. После этого протоиерей Алексий, настоятель Чесменской церкви, отслужит на кладбище заупокойную литию, сказал собеседник агентства. На Серафимовском кладбище Петербурга похоронены 32 члена экипажа погибшей субмарины, в том числе и командир корабля, капитан 1 ранга Геннадий Лячин. Мемориал на Аллее Героев Серафимовского кладбища был открыт к третьей годовщине гибели " Курска " . В Северодвинске Архангельской области, где была построена подводная лодка, по традиции пройдет траурно-торжественный митинг в память о погибших, сообщает сайт администрации города.

http://pravoslavie.ru/31539.html

В северо-западных епархиях проходят памятные мероприятия, посвященные девятой годовщине гибели АПЛ «Курск» 12 августа 2009 г. 13:00 В трех регионах Северо-Западного федерального округа — Мурманской и Архангельской областях, а также в Санкт-Петербурге — 12 августа почтят память экипажа подлодки «Курск», погибшей девять лет назад. Подводный атомный крейсер «Курск» затонул 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска. На его борту находились 118 членов экипажа, все они погибли. Как сообщил РИА «Новости» председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, в северной столице погибших на «Курске» будут вспоминать родственники моряков, ветераны-подводники и представители ВМФ РФ и Ленинградской военно-морской базы. «В полдень родные и близкие погибших моряков соберутся в Николо-Богоявленском морском соборе, где настоятель храма отслужит панихиду по воинам, в море погибшим», — сказал собеседник агентства. Затем в Военно-морском инженерном институте и в Нахимовском военно-морском училище состоится возложение цветов к памятным доскам, на которых увековечены имена выпускников этих учебных заведений, погибших на «Курске». В 14.00 торжественно-траурная церемония с участием роты почетного караула и военного оркестра начнется на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 погибших на «Курске» моряка. Состоится возложение цветов и венков и воинский церемониал. После этого протоиерей Алексий, настоятель Чесменской церкви, отслужит на кладбище заупокойную литию, сказал собеседник агентства. На Серафимовском кладбище Петербурга похоронены 32 члена экипажа погибшей субмарины, в том числе и командир корабля, капитан I ранга Геннадий Лячин. Мемориал на Аллее Героев Серафимовского кладбища был открыт к третьей годовщине гибели «Курска». В Северодвинске Архангельской области, где была построена подводная лодка, по традиции пройдет траурно-торжественный митинг в память о погибших, сообщает сайт администрации города.

http://patriarchia.ru/db/text/718116.htm...

Девица опять занемогла, но другим образом: нога ее стала сохнуть, потом начало вести ей ногу так, что ее должно было положить в постель, и потом до того сведена была у нее нога, что пяткою касалась лядвия (бедра); нога вся высохла и девица пришла в большое расслабление – многие самовидцы мне то рассказывали. В один день она, закрыв глаза, говорит хозяйке: подайте образ. Спрашивают: какой? Она отвечает только: подайте образ. Наконец, по нескольким вопросам она выговорила тот образ, который она велела написать. Посылают к живописцу, но, к огорчению всех, находят у живописца одну деку, но ничего еще не было написано, и он извинялся недосугами. Возвращается посланный с сим известием, ей сказывают и она повторяет, что ежели образ не будет к вечеру, то она должна умереть. Примечали в ней, что во весь день кровь поднялась у нее в голову, краснота в лице и волнение крови необыкновенное. Что делать? Написать масляными красками, как заказан был образ, невозможно в несколько часов; решают послать карету за живописцем, чтобы его привезть в дом и заставить на приготовленной деке написать хотя углем, ежели только он помнит, как она ему рассказывала о своем видении. Привозят живописца; он сказал, что помнит, и что ежели угодно углем, он сделает образ скоро. Когда таким образом готов был образ, его поставили в постель болящей пред ее глазами. Она тотчас начала молиться и при всех присутствующих начала чувствовать облегчение от волнения крови, которая начала опускаться из головы ее; потом нога начала отходить (при сем нужно сказать, что так сведена нога была, что нельзя было полотно пропустить между ногой и лядвием), понемногу и наконец совсем выпрямилась, и девица стала здрава и ходит без устали. Я ее видел и слышал, как она все вышеописанное рассказывала с большою простотою и чувствительностью; я ее спросил о чувстве, которое она должна была ощущать, видя Спасителя в видении, и находила ли она какой образ, похожий на тот лик, который ей был показан? Она отвечала мне, что в век не изгладится сей лик из ума ее и что она могла бы его нарисовать, ежели бы умела; но что ни один лик из писаных она не находит похожим и что это почти невозможно по Божественности и красоте; но что немного похоже положение тела и главы в соборе Николы МорскогоНиколо-Богоявленском морском кафедральном соборе Санкт-Петербурга).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

– Батюшка, расскажите немного о себе. Как вы пришли к вере? – Пожалуй, первый шаг – это крещение в 17 лет, в конце школы. Хотя это было неосознанное крещение. Мы шли мимо храма, и мама просто предложила зайти. Смотрим: очередь стоит. Мама – советский человек: раз очередь стоит, нужно занять, потом уже выяснять зачем. Уже в середине очереди обнаружилось, что это очередь на крещение. При том что стоявшие в храме тоже не знали, зачем стоят.      – А в каком храме это было? – В Николо-Богоявленском Морском соборе. Мама была крещеная. Говорит мне: «Столько времени отстояли! Давай тебя покрестим, ты же некрещеный у нас». Так меня и покрестили. Это был первый шаг серьезного соприкосновения с Церковью, хотя я ничего не понимал: что? зачем? почему? Скорее некая дань моде, которая в то время появилась, потому что рухнул советский режим. 1990 год, люди начали хвататься за что-то такое старое. А серьезным шагом к вере стало то, что я прочитал Евангелие от Марка. Оно тогда публиковалось в журнале «Литературная учеба». В 1992–1993 году уже таких проблем не было, а вот в 1990 году еще были проблемы, еще не было Библии в свободном доступе. И тут напечатали Евангелие! Я решил для себя, что просто нужно прочитать для общего развития. А то приходишь в Эрмитаж, висят картины, а чего на них нарисовано, что за сюжеты, я понятия не имею. Когда я прочитал, то понял, что это как-то не похоже на мифы Древней Греции, что явно за тем, о чем я читаю, стоят реальные истории, реальные люди; в общем, есть повод подумать, что всё не так-то просто. Многие истины, о которых Евангелие говорит, совпадали с моими мыслями. Я думал на эти темы, но не находил никакого внутреннего основания, почему так, а не сяк. Пожалуй, тогда я впервые начал по-настоящему пытаться молиться. – А что вы заканчивали? – По образованию я геофизик. Сначала закончил Горный институт, потом – семинарию в Санкт-Петербурге. Сейчас учусь в Москве в аспирантуре святых Кирилла и Мефодия. Хочу написать работу по богословию брака, но из-за обилия дел и послушаний вообще времени нет.

http://pravoslavie.ru/78863.html

Для подавляющего большинства молодых людей музыка в храме - это что-то устаревшее. Это музыкальные формы, которые не звучат в ушах подавляющего большинства наших современников. А что звучит? Рок, рэп… Вы мыслите литургию в стиле рэп? Я - нет. Но если бы сложилась христианская община, которая воспринимает только рок, почему бы не создать, используя канонический текст, музыкальную форму для этой общины? На первый взгляд, мысль скандальная. Но, с другой стороны, у нас существует музыка, написанная Стравинским, Гречаниновым и другими композиторами, которые совсем не боялись смелых музыкальных красок. Недавно в переписке с одним благочестивым мирянином я столкнулся с тем, что он не видит проблемы, какая музыка исполняется за литургией. Как человек музыкально индифферентный, он отличает разве что какофонию от условно благородного звучания. Понятно, что на такое отношение к клиросу нельзя ориентироваться. Понимает человек музыкальные формы или не понимает - они должны создавать у него определенное настроение. Станет ли для наших соотечественников такой музыкой знаменное пение - это вопрос, на который сейчас нельзя дать ответ. Мне лично ближе музыка Византии, я отдыхаю, когда слышу исон, мне легче вникнуть в тексты богослужебных песнопений. В Санкт-Петербурге есть чудесный храм - подворье Оптиной пустыни, там поют знаменный распев, но интонационно выше, чем обычно, и он звучит, как григорианский хорал. И это великолепное оживление храмового пространства. Храм перестает восприниматься как концертный зал. Это очень хороший молитвенный опыт, мне кажется, но слепо его копировать и использовать везде бесполезно. Во многих соборах сложилась традиция полифонического пения. Например, рекомендовать использовать знаменный распев в Николо-Богоявленском морском соборе было бы глупостью. Архитектура, внутреннее устройство храма говорит о необходимости использования других музыкальных форм. Другой вопрос, что петь в храмах, построенных недавно и с новым взглядом на храмовую архитектуру, а таких довольно много... Ответ кажется очевидным - музыку современных композиторов. Но еще раз подчеркну: что бы мы ни выбирали для пения на клиросе, цель одна - собрать всех вокруг Чаши. И поэтому подбор репертуара в каждом случае должен происходить не сразу, это длительный процесс. Ведь то, что кажется молитвой, может молитвой не являться - этому учит православная аскетика. И на эти вопросы мы можем отвечать еще много десятилетий.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Панихида по экипажу атомной подводной лодки «Комсомолец» совершена в Санкт-Петербурге 8 апреля 2009 г. 14:28 Панихида по морякам, погибшим 20 лет назад на атомной подводной лодке «Комсомолец», совершена 7 апреля в Санкт-Петербурге. На заупокойном поминовении в Николо-Богоявленском морском соборе присутствовали около 2 тыс человек. Помолиться об упокоении своих близких и сослуживцев пришли родственники погибших моряков и оставшиеся в живых члены экипажа. На богослужении присутствовали ветераны ВМФ, представители командования Ленинградской военно-морской базы. По словам оставшихся в живых, трагедия в Норвежском море поделила их жизнь на две части — до и после этого события. «Трудности, которые встречает человек, приводят его к духовному развитию, к пониманию мира и смысла своей жизни», — сказал бывший инженер дивизиона живучести АПЛ «Комсомолец» Андрей Зайцев. В тот же день на Серафимовском мемориальном кладбище были возложены цветы на могилы командира подлодки Евгения Ванина, членов экипажа Олега Аванесова и Сергея Маркова. Все трое погибли героически. Капитан 1 ранга Ванин мог покинуть тонущую лодку, но спустился вниз, чтобы помогать матросам и ушел на дно вместе с ними, оставшись до конца верным долгу. Как говорят ветераны «Комсомольца», в момент, когда лодка накренилась и стало ясно, что она уйдет на дно, они запели песню «Варяг», прощаясь с оставшимися на борту. Те, кто спасся, полтора часа держались в ледяной воде, цепляясь за перевернутый вверх дном плот и помогая друг другу не уйти под воду. Несколько моряков погибли «за други своя» — утонули, спася других. Катастрофа АПЛ «Комсомолец» произошла 7 апреля 1989 года, когда субмарина возвращалась с боевой службы в нейтральных водах. В одном из отсеков произошел пожар, шесть часов экипаж вел самоотверженную борьбу за спасение, но подлодка затонула. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. Планы подъема лодки не осуществились. Она до сих пор лежит на глубине 1645 метров. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/610181.htm...

АПЛ «Курск» затонула 12 августа 2000 года, участвуя в учениях Северного флота. Тогда на глубине 100 метров взорвалась торпеда. Неделю вся страна, а вместе с ней мир надеялись, что экипаж будет спасен, что хоть кому-нибудь удастся выжить. 12 августа. ПРАВМИР. Памятные мероприятия, приуроченные к 11-ой годовщине гибели экипажа атомной субмарины «Курск» в Баренцевом море, проходят сегодня в России, сообщает Интерфакс. В городе, именем которого была названа подлодка, поминальная служба и возложение венков прошли на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны, где находятся могилы 12 из 118 членов экипажа. Почтить память моряков-подводников куряне приходят также и к памятному знаку из фрагментов атомной субмарины, расположенному в Северо-западном микрорайоне города, где высажено 118 берез по числу членов экипажа, затонувших в Баренцевом море Панихида «по воинам, в море погибшим» была отслужена и в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга. В часовне собора установлена мемориальная доска с именами всех 118 погибших моряков АПЛ «Курск». Также в Петербурге на Серафимовском кладбище сегодня будет освящен новый поклонный киот Николаю Чудотворцу в память о всех погибших на водах. На Серафимовском мемориальном кладбище похоронены 32 члена экипажа подлодки. Напомним, что АПЛ «Курск» затонула 12 августа 2000 года, участвуя в учениях Северного флота. Тогда на глубине 100 метров взорвалась торпеда. Неделю вся страна, а вместе с ней мир надеялись, что экипаж будет спасен, что хоть кому-нибудь удастся выжить. Но через несколько дней ситуация была объявлена критической, а 21 числа стало понятно, что погибли все. В те дни, командующий Северным флотом Вячеслав Попов, прося прощение у родственников экипажа, сказал, что, — не смог уберечь их мужиков, добавив, — почти все они погибли в первые минуты катастрофы. Читайте также: «Курск» ушел в небытие для того, чтобы мы вернулись из небытия Гибель «Курска»: последнее интервью капитана подлодки Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-rossii-vspominayut-e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010