Ответы на вопросы – В своей книге вы разобрали довольно много насущных вопросов. Какой из них наиболее актуален сейчас? – Самое актуальное прямо сегодня – Рождественский пост. Как провести это время покаяния и самосовершенствования с детьми, особенно маленькими? Как сделать так, чтобы это было в духе православной культуры, чтобы пост не стал лишь тем временем, когда нельзя есть конфеты или смотреть мультики, и при этом не отвратить детей от Церкви? Как организовать пост, чтобы двигаться небольшими шажочками на пути к празднику? А ещё всегда возникает вопрос: а как же Новый год? Один из ответов на эти вопросы – сам Рождественский пост. Если в семье этот пост есть хоть в каком-то виде, то это уже ожидание Рождества, а Новый год сам собой уходит на второй план. Во время поста много интересных и важных детских праздников, например, день памяти святителя Николая Чудотворца («Никола Зимний» в русской традиции). Сегодня с нами на встрече отец Максим Первозванский . Благодаря его семье я узнала о такой живой традиции, как выставлять детские сапожки на ночь, а утром находить в них подарки. Вообще, в своей книге я стараюсь рассказать не только о том, как мы делаем что-то в своей семье, но и показываю, как в других семьях придумывают что-то интересное, важное, нужное. Рассказываю детям, что традиция с сапожками – в память о том, как святитель Николай помог бедным девушкам. Святой тайно подбрасывал деньги в окошко, чтобы отец мог честно выдать своих дочерей замуж. В память о щедрости святителя Николая, о том, что святой не выпячивал благотворительность и добрые дела, есть традиция – незаметно подкладывать детям подарки в сапожки, носочки, мешочки. Современные дети, конечно, знают о подобной традиции, но, к сожалению, в основном из мультиков, о том, что на Западе вешают носочки рядом с камином. Ночью-де приходит Санта Клаус (который уже давно не похож на святителя Николая) и раскладывает подарки. Когда мы, вслед за семьёй Первозванских и другими семьями, возрождаем подобные традиции, мы возвращаем исходные смыслы. В нашей семье сапожки не выставляют, мы раскладываем носочки. Конечно, день святителя Николая – повод рассказать детям о святом, почитать Его житие. В результате такого подхода оказывается, что жития святых – не что-то такое, чем мучают детей, заставляя их читать по-церковнославянски, не что-то далёкое, тёмное и странное. Дети ждут дня, когда будут носочки, сапожки или мешочки. У меня дети говорят: «Почему носочки: это же западная традиция? Давайте у нас будут мешочки». Я им рассказываю, что это могут быть и носочки, и мешочки, и сапожки – это неважно. Главное, чтобы была память о святителе Николае. Мы возвращаем смыслы, чтобы наши дети увидели жалкие остатки христианской культуры, всё ещё размазанные цивилизацией, чтобы это становилось частью их собственной культуры, частью детства - счастливого, богатого, наполненного такими вещами. Такие вещи сохраняются на всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/126562.html

В годы войны в храм вошла группа военных моряков во главе с капитаном, героем Советского Союза. Обращаются к священнику: «Отец, где икона Николы Морского?» Показал. «Да, похож!» Взяли свечи, поставили. Рассказали, что были на военном корабле. Налетел враг. Бомбежка. Повредило рубку, компас. Буря, темнота кругом. Куда плыть? Что делать? Не хочется пропадать, надо молиться. О Николае Угоднике почти все знают. В такие минуты уже не до стеснения. Видят – вроде кто-то у руля... Корабль набирает скорость. Через некоторое время показались свои корабли. Успели как-то отметить для себя: знакомое лицо... Откуда, как он здесь? Неужели Николай Угодник? Добрались до своих, рады спасению, вот и пришли поблагодарить. В детстве и через 25 лет… Отец Константин Ровинский в 1922 году говорил проповедь в одном из храмов за Та-ганкой, недалеко от Рогожского кладбища. Проповедь была посвящена святителю Николаю Чудотворцу. После службы подошел к нему мужчина лет сорока пяти и пригласил попить чайку у него, обещая рассказать два случая из своей жизни, из которых можно видеть, как действительно помогает святитель Николай. Вот что он рассказал. «Отец мой жил в небольшом уездном городе Воронежской губернии, занимался мелкой торговлей, скупая по деревням пеньку, лен, кожу и т. п. Мы жили бедно – у отца была большая семья. Однажды в декабре, когда мне исполнилось 10 лет, отец решил взять меня с собой, направляясь в селения, расположенные в верстах двадцати пяти от города для производства скупок. Стоял прекрасный зимний день. Солнце пригревало, дорога была хорошая, и мы не заметили, как отъехали от города более чем на десять верст. Местность там степная, и нам не попалось на дороге ни одного селения. Вдруг переменился ветер, набежали тучи и пошел дождь. Дорога почернела. Скоро вся наша меховая одежда намокла, и вода стала затекать нам под воротники. Также внезапно ветер перешел на северный, ударил мороз, и кругом загудела метель. Буран в этой местности очень опасная вещь, и мой отец, обеспокоившись, стал погонять лошадь, которая с трудом передвигалась из-за наметенного на дороге снега.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

  …Черусти… – Железнодорожная станция и посёлок на границе Московской области, в двадцати пяти километрах от Тальнова-Мильцева (с. 137).   …на Крещенье… – 19 января.   …ходила она за пять вёрст в церковь на водосвятие… – Чин великого освящения воды совершается 18 (в Крещенский сочельник) и 19 января.   …на Ивана Постного… – 11 сентября.   Ещё в тот год обещали искусственные спутники Земли. – Первый искусственный спутник был запущен 4 октября 1957 г. Поскольку в «Новом мире» действие в рассказе отодвинуто в прошлое на три года, приведённая фраза заменена другой, не так жёстко привязанной ко времени: «Передавали, как облака разгоняют с самолётов…»   …не было в живых ни свекрови, ни старшей золовки незамужней… – Свекровь – мать мужа, золовка – сестра мужа.   Он за меня первый сватался… раньше Ефима… Он был брат – старший… Мне было девятнадцать, Фаддею – двадцать три… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну. – Если в 1914 г. было Матрёне 19 лет, то родилась она в 1895 г.   Говорят у нас: умная выходит после Покровá, а дура – после Петровá. – Покров приходится на 1 (14) октября. И если, по поговорке, «Петров день – проводы весны», то «Покров – первое зазимье». После Петрова дня начинается главная сельская страда. К Покрову, напротив, заканчиваются полевые работы, и с Покрова держат дома скотину.   …к Миколе зимнему – вернулся. – Никола зимний приходится на 6 (19) декабря.   Двадцать первый скорый чуть с рельс не сошёл, вот было бы. – Нечётные поезда через Черусти следуют в Москву.   …а с другой стороны, от станции нашей, шли два паровоза сцепленных – без огней и задом. – От станции Нечаевской. Матрёна называла её Нечаевкой (с. 128).   Всю пятницу, субботу и воскресенье – от конца следствия и до похорон – на переезде днём и ночью шёл ремонт пути. – В свидетельстве о смерти Захаровой Матрёны Васильевны записано, что она умерла 21 февраля 1957 г. Эта дата пришлась на четверг.   …повезли покойников на церковное кладбище за две деревни от нас. – Матрёна Васильевна Захарова похоронена на кладбище села Палищи недалеко от Ильинской церкви. 1 сентября 1994 г., вскоре после возвращения из изгнания, А. С. побывал в Мезиновской школе, в деревне Мильцево, встретился с земляками в поселковом клубе, отстоял панихиду на могиле Матрёны Васильевны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

«Иноческая милостыня – помочь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением; душевная милостыня настолько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придет к нам странник, – успокоим его по силе, и если требует хлеба, – подадим ему и отпустим его», – говорил прп. Нил. Новая, до этого невиданная на Руси, жизнь скитская, часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг и старание, по возможности, исправлять их, конечно, возбуждали против преподобного неудовольствия, но он терпеливо шел своим путем и был в уважении добрых святителей и даже вел. князей. Прп. Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491. Сам ревнитель Православия, архиеп. Геннадий Новгородский , в 1492 желал лично видеть и слышать суждения прп. Нила о предметах недоумений, по делу о них. Даже вел. князь содержал Нила (Майкова) и учителя его Паисия (Ярославова) в великой чести. По окончании Собора 1503 о вдовых попах и диаконах старец Нил, как имевший доступ к самодержцу, по своей крепкой жизни и по великой добродетели, и как уважаемый самодержцем, предложил, чтобы не было сел у монастырей и жили бы монахи трудами рук своих. С ним согласны были все Белозерские подвижники. В своем предсмертном завещании прп. Нил, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни в пищу зверям или закопать его в яму с презрением, написал: «Оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения», а затем прибавил: «Сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни, так пусть будет и по смерти». Память прп. Нилу отмечается 7/20 мая. Архим. Иустин Нил Столбенский (Нил) Народное название дня прп. Нила Столбенского, 7/20 дек. В этот день заканчивали зимний праздник уходящего года. Девушки и молодые женщины принимались за шитье с молитвой, приговаривая: «Наперед стежка – Богу молись, наперед шитья – Бога славь». Нифонт Преподобный, еп. Кипрский (IV в.), празднуется 23 дек./5 янв., у русского народа почитался заступником от козней и наваждений нечистого духа. В «Сказании о святых» ему назначается особая молитва о прогнании лукавого духа от людей и скота. Верование это основывается на жизнеописании преподобного, который всю свою жизнь боролся с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимний праздник. Никола. 1950-е гг., бумага, акварель, белила. Собрание семьи художника. - С.80; Поругание Христа. 1950-е гг., бумага, гуашь. Собрание семьи художника. - С.80; Апрель . 1964-1970 гг., холст, масло. Частное собрание. - С. 82-83; Портрет внука (у окна). Середина 1960-х гг., холст, масло.Собрание семьи художника. - С.83. Семейное чтение: Наталья Харпалёва . Христос в пустыне. Как Спаситель встретился с врагом всех людей. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой//Фома. - — март 2022. - С.84-91. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение») . Строфы: Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир». Константин Шакарян (г. р. 2000). Любовь надо всем . Подборка стихотворений («Всё привычнее мало-помалу...», 2020; «О жизни не грусти, дружок...», 2016; Всемирный карантин/«Я сижу под домашним арестом...»/, 2020; «Настали дни Великого поста...», 2021; «На ослёнке Всевышний...», 2017; «Быть ровесником этого века...», 2018). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото. Рисунок Анны Тененбаум//Фома. - – март 2022. – С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Вопросы о церковном искусстве : Коптские иконы: какие они? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Излюбленная сцена коптских икон — встреча преподобных Антония Великого и Павла Фивейского, египтян, подвизавшихся в Фиваидской пустыне, основателей отшельнического монашества. XVIII в.//Фома. - – март 2022. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Необычные святые. Заметила, что некоторых святых изображают в необычной светлой одежде, украшенной крестами. Что это значит? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас» («это значит, что на такой иконе изображен святитель — епископ, причисленный Церковью к лику святых»). Ил.//Фома. - – март 2022. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Реклама: С.95-97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, педагог Григорий Прутцков . Фото//Фома. - — март 2022. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-227-...

В писцовых книгах XVII столетия, в записях от 1625 года, упоминается летняя Никольская церковь и зимний, тёплый храм, освящённый в честь Рождества Христова. Они и стали предшественниками Николо-Зарецкой церкви, а в числе их прихожан значатся представители известной купеческой фамилии Демидовых. Туляки издавна именовали эту церковь как по основным алтарям - Никольский, Христорождественский, так и по местоположению - " за Упою рекою " или " в Казённой слободе " . На исходе XIX столетия утведилось официальное название - храм Рождества Христова " на Оружейной стороне " , однако в обиходе Божий дом продолжали именовать и Николо-Зарецким, и даже Николой Богатым. В советском краеведении 1920-1930-х годов эта церковь часто именовалась " Николой Казённым " по имени слободы; в числе её редких названий (1930) - " Никола Зелёный " , поскольку так были выкрашены её фасады. Тридцатые годы XVIII века стали порой радикальных перемен в духовной жизни слободы тульских оружейников. Две деревянные церкви было решено заменить каменным двухэтажным храмом. Его строили с 1729 по 1735 год в стиле петербургского барокко благодаря финансовой помощи Акинфия Никитовича Демидова, наследника знаменитого хозяина как металлургических заводов на Урале, так и оружейных предприятий в Туле. Новое здание имело два этажа: в тёплом нижнем обустроили престолы во имя святителя Николая Чудотворца и апостола Андрея Первозванного, а в летнем верхнем храме освятили престол в честь Рождества Христова. Есть предположение, что и деревянные предтечи нового храма были освящены так же: летняя - Никольская, а зимняя - Христорождественская, и к тому же у них был общий приход. Потому и сменившую их каменную церковь в народе называли и храмом Рождества Христова, и Никольским, что в Оружейной слободе. В честь храма был назван и тамошний Никольский переулок, который в 1924 году власти переименовали в Оружейный. Со временем в Христорождественской церкви появился ещё один придел, освящённый во имя святого Тихона, Калужского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Спустя некоторое время у нас с женой произошел серьезный раздор. Как мне казалось, прав был я, к тому же гдето подспудно вспоминались батюшкины слова о женщинах. Сами помириться не могли, пошли к батюшке. Я чувствовал, что он должен стать на мою сторону. Но услышал твердые и определенные слова: «Для меня одинаково дороги вы оба. И занимать ничью сторону я не собираюсь. А вас благословляю попросить друг у друга прощенья и помириться...» Что мы и сделали. А вечером уже сидели рядом с ним в гостях у отца Николая Парусникова (был «Никола зимний», 19 декабря 1996 года), он время от времени заботливо оглядывал нас, а однажды сказал мне: «Видишь, какая она у тебя послушная...» Вроде, шутил, а в то же время — сглаживал углы, лечил наши болячки... Были у батюшки любимые слова. Например, он никогда не скажет: «зачастую», а всегда — «подчастую». Не скажет «если», а скажет — «ежели». Ну а насчет «брат ты мой», «братцы мои дорогие» — это всем в память врезалось. И было во всех этих словах что-то такое родное, даже домашнее. А «брат ты мой» — вообще стало классическим выражением многих его чад. Но случайно ли? Ведь эти «братцы» и «братья» шли, мне кажется, от ощущения братства — братства каждого из нас со всеми людьми. Он был смиренным, поэтому уничижаться для него было не унизительно, а нормально. Помню, перед его последним Рождеством (1996-го–97-го года) мы с ним вдвоем пошли по окрестным магазинам побираться. Вообще-то ходил староста, ходил помощник старосты, но тут никого из них рядом не оказалось, и сопровождающим стал я. Приходим в магазин, проходим к заведующей. Кабинетик — метр на полтора. Батюшка кое-как втискивается на стул, я стою в дверях. Она заметно напрягается, а наш огромный батюшка начинает сокрушенно качать головой, заикаться, спрашивать о здоровье... Но вот переходит к делу: «Марья Ивановна (Анна Петровна)... Вот, Рождество приближается... Хотелось бы порадовать детишек... Уж вы, может быть, нам чего-нибудь пожертвуете, хоть немножко?..» Я смотрю на него — и мне его жалко. Обидно за него. А ему — нормально. Это мне кажется, что он унижается. А он просто просит. Для своих детей. Чтобы у них был праздник.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/17/blazhe...

Трудно быть христианином? Тем, кто извратил своим мудрованием и умничаньем Евангелие и в жизнь свою вводит его через призму плотских вожделений и навыков... Именно наше-то время и есть время благоприятное для проявления в нас Человека. Именно наше время, когда огнем искушается подлинное Добро , дает столько возможностей для проявления Христа, живущего в тебе, для обретения чистой радости, получаемой через восприятие жизни как послушания Богу и служения человеку. Правы Вы, дорогая Е.Д., тяжеловато иногда бывает мне в служении пастырском. Причина сего «тяжеловато» лежит, прежде всего, в отсутствии во мне самом достаточной, нужной глубины и в обывательском христианстве большей части современных христиан, в отсутствии понимания Церкви как Тела Христова и вселенского Организма благодати – во вторых. В нашей (квази)интеллигенции все еще чувствуется «Петровское, Екатерининское, Аннинское» восприятие Церкви как одного из департаментов государственного аппарата. Отсюда и к священнику нездоровое отношение, требование подчинения, служения чьим-то вкусам и т.д. 7 сентября 1954 года Редактору газеты «Русская мысль» Париж Сегодня, 7 сентября, одна моя прихожанка – русская дама, отдающая все свои силы делу святому религиозно-национального воспитания своих четырех детей-подростков и приходской детворы, посещающей четвергово-воскресную школу, передала мне 685 Вашей газеты от 18 августа 1954 г. и просила прочитать статью некоего г. Анатолия Маркова «Престольный праздник. Зимний Никола». По свидетельству сей моей прихожанки, эта статья г. А. Маркова вызвала возмущение среди многих национально и религиозно настроенных родителей, пекущихся о воспитании детей своих в духе веры православной и любви к Руси, Родине-России. Прочел я статью г. А. Маркова, невольно пришла мысль: из духовно и нравственно уродливой деревни Курской губернии вышел урод писатель. Только личное духовное уродство и незнание России Православной, незнание духовных глубин народной души могли заставить или побудить писца- г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Как-то давно один знакомый батюшка задал мне каверзный вопрос, как различается иконография зимнего и летнего Николы на Руси? …И, видя моё смятение в тщетных потугах найти ответ, весело продолжил: – «Вешний» Никола, – летний, тот, что празднуется в мае, – пишется без «шапки», то есть без митры. А «зимний», который мы празднуем в декабре, с митрой, – потому что зимой холодно, и ему шапка нужна, чтоб не замерз, – батюшка рассмеялся. Тут и я развеселился, когда понял юмор этого нехитрого образчика народного фольклора. И только значительно позже мне стало известно, что греки празднуют только зимнего Николу, а перенесение мощей – тема для них закрытая, так как связана с горьким и трагическим эпизодом истории. Разбитый каменный саркофаг в древнем храме, где был погребен святитель Николай, пуст уже почти тысячу лет: как известно, в мае 1087 года венецианцы, выкрав мощи, увезли их в Италию. Киликия, перестав быть прибежищем пиратов, спустя тысячу лет сама стала лакомой добычей. Вместо этого греки в августе празднуют день рождения Святителя, – стали с недавних пор его праздновать и у нас. Основанные в V веке до Р.Х. Миры долгое время входили в мощный Родосский союз городов-государств. Гробницы знатных граждан союза испещряют стены отвесных скал вокруг древнего города. Гегемония Рима положила конец экономической свободе греков, но наступившая новая эра христианства сделала возможной свободу духовную. Миры Ликийские – иллюстрация моих ожиданий. Исполненное желание. Место идеального паломничества, в котором соединялось все вышесказанное, как ответ на поставленный вопрос. Став первой остановкой в четвертом путешествии апостола Павла на Пути в Рим, Миры заслужили упоминания в Деяниях Апостольских (см. Деян. 27:5-6). Позже, в эпоху гонений, камни города обагрились кровью мученников Крискента, Диоскора, Фемистокла и многих других. И лишь среди городов Апокалипсиса Миры Ликийские не упомянуты. И, как бы компенсируя молчание апостола, великий толкователь Апокалипсиса святитель Андрей Критский писал:

http://pravoslavie.ru/59234.html

Село Никола-Перевоз замечательно тем, что тут в 1434 г. великий князь Василий Темный был разбит дядею своим князем галицким Юрием Дмитриевичем. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Комментарии и обсуждение " ...Никольское на перевозе Богородицкая Церковь 1796. Тщанием князя А. М. Голицына. Село стоит на горе‚ на берегу р. Устье. В приходе 1146 муж. и 1250 жен. Козлово‚ Новоселки, Меленки, Белогостицкая слобода, Нажеровка, Кладовицы. " 24 декабря 2007. Храм был был построен в честь Николая Чудотворца в 1777 году. Сейчас охраной храма занимается местный житель, замечательный человек - Николай Михайлович, знающий историю храма от начала его возникновения. Он старается сделать всё, чтобы сберечь то, что осталось от храма. В храме были уникальные фрески. Некоторые из них сохранились. Так, при входе в храм можно увидеть изображение благоверного князя Владимира и Равноапостольной Великой княгини Ольги. Пол был деревянным, зимний храм был очень тёплым, потому что было в нём две печи. В настоящее время храм нуждается в реставрации. Николай Угодник был покровителем всех путешествующих, поэтому, вероятнее всего, в здешних названиях распространена " никольская " тема, рядом проходил Ростово-Суздальский тракт, да и по рекам Вёкса, Устье и Которосль, купцы везли свои товары из Ростова в Ярославль. К старому названию села Николо добавилось слово Перевоз по древнему занятию жителей, перевозивших путников через реку. По легенде, село основал, построив церковь святителя Николая, ростовский князь Константин Всеволодович - на том месте, где его сокольника Богдашку, искавшего улетевшего сокола, перевёз через реку сам святитель Николай. Спустя некоторое время, на этом месте, был чудесным образом обретён и его образ. Из книги: Сударушкин М. Дорогое моё Семибратово, дорогие мои земляки. - Ярославль: Русь, 2003 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=12438

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010