Чудеса Николы Мирликийского Подготовка текста и комментарии И. И. Макеевой, перевод Л. В. Соколовой Николай Мирликийский – великий христианский святой. Его почитают католики, православные и даже мусульмане. Культ Николая Мирликийского, пришедший на Русь после принятия христианства, получил здесь широкое распространение. В основном он был известен на севере восточнославянской территории; на юге ему соответствовал культ св. Георгия. По народным представлениям, Никола, как обычно называли его на Руси, именно народный святой, прежде всего крестьянский, добрый угодник, защитник, «милостивый» в отличие, например, от Ильи. Весьма торжественное празднование Николина дня бывает два раза в году: Никола зимний отмечается 6 декабря по старому стилю, в день преставления; Никола вешний – 9 мая, в день прибытия мощей святого в город Бари. Культ Николы зимнего был известен всему христианскому миру. Праздник Николы вешнего, не признанный Византией, но поддержанный Римом, был установлен на Руси в честь перенесения в 1087 г. мощей святого разбойниками-купцами из Мир в южноиталийский город Бари. Там сначала они были положены в церкви св. Евстафия, а позднее – в специально построенном во имя св. Николая соборе. С Николиным днем в разных местах были связаны различные народные обряды и обычаи. Например, запрещение купаться до этого праздника. В Бессарабии Никола зимний – день денежных счетов и наймов; в Белоруссии на Николу вешнего происходил первый выгон лошадей в ночное; в Харьковской области 4, 5, 6 декабря, в «Николины святки», варили кутью и узвар, чтобы на будущий год был урожай плодов и ячменя. С Николой был связан и свадебный обряд; его чествовали в случаях эпидемии в деревне, он упоминается в заговорах, причем предназначенных для лечения любой болезни. Особо следует сказать о его роли покровителя мореплавателей. О жизни Николая, архиепископа Мирликийского, известно немного. По преданию, он жил в IV в. Существуют разные версии жития этого святого, есть по меньшей мере три варианта его биографии, один из которых сильно отличается от двух других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 декабря 2023: Николай Чудотворец 26 мин., 17.12.2018 Содержание Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний. Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы. В чем помогает Николай Чудотворец Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса ( Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово. Житие (биография) Николая Чудотворца Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Скачать epub pdf 48. Память святителя и чудотворца Николая. Великий ревнитель «Он имеет великую ревность и заботу о вас» ( Кол. 4:13 ) и ревность по Боге ( Рим. 10:2 ). Много верующих, братия и сестры, привлёк в храм Божий ныне празднуемый великий угодник Божий святитель Николай (Никола зимний). С таким же огромным стечением народа празднуется святитель Николай и весной (Никола вешний). И это потому, что он особо близок и особо дорог каждой верующей душе, будучи постоянно связан с ней скорой отзывчивостью на молитву о помощи. Несмотря на то, что прошло свыше 1600 лет со дня его смерти, в памяти и сердце верующего человека он и доселе также живёт, как и в отдалённые времена жизни на земле. Ведь недаром в церковной службе ему сказано, что он доселе духовно всех достигает, «всех предстатель и заступник, всех скорбящих утешитель, всех сущих в бедах прибежище» 169 , доселе «по Бозе и Богородице все наше упование» 170 . Чтобы лучше уразуметь это необычайно явление (явление в мир святителя Николая), обратимся к его житию. Родился он в конце третьего века в Малой Азии в городе Патаре, Ликийской области, в благочестивой семье. Был единственным сыном у родителей: ни до, ни после него детей у них не было. Всё благоговение, весь жар души религиозной, все духовные силы и всю жажду спасения родители как бы вложили, вдохнули в него. И не напрасно. С самых юных лет он воспламенился благодатной духовной силой: ревностью о Боге, любовью к Нему и людям и жаждой духовного и пастырского подвига. Родители отдали его для подготовки к служению Богу под руководством дяди, епископа Патарского Николая. Когда пришло время, епископа Николай посвятил племянника в сан священника. При этом пророчески сказал, что он будет великим пастырем, приведёт к Христу многих и даст утешение скорбящим. Вскоре, движимый любовью к Христу, святитель Николай предпринял путешествие в Палестину к Гробу Господню. И здесь, остановившись в одном монастыре, он так глубоко ушёл в подвиг молитвенного единения с Христом, что решил, было остаться в этом монастыре. Но, однако, ночью за молитвой услышал тайный голос: «Николай, войди во всенародный подвиг». Этот призыв показал, что надлежит ему быть не в монастырском уединении, а на всенародном общественном служении. Это подтвердилось тем, что через некоторое время особым Промыслом Божиим он был призван к епископскому служению в городе Мирах. Тут уже он сам сказал себе: «Николай, твой сан требует от тебя.., чтобы ты жил не для себя, а для других» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не главный — просто великий 19 декабря - память Свт.Николая Чудотворца 19.12.2021 603 Время на чтение 6 минут 19 декабря — «Никола Зимний», день преставления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, а на простонародном русском — Николы Угодника. Святителя почитают во всем христианском мире, но в России к нему отношение особое… И у него особое отношение к России — полагаю, не будет большой дерзостью так сказать. Говорит Господь с престола, Приоткрыв окно за рай: «О мой верный раб, Микола, Обойди ты Русский край. Защити там в черных бедах Скорбью вытерзанный люд. Помолись с ним о победах И за нищий их уют»… Это из стихотворения Сергея Есенина «Микола», оно написано двадцатилетним поэтом во время Первой мировой войны, в нем живет предчувствие грядущих бед. Архиепископ Ликийских Мир предстает перед нами в образе русского странника: На плечах его котомка, Стягловица в две тесьмы, Он идет, поет негромко Иорданские псалмы… «Слуга давнишний Богов» идет от деревни к деревне, появляется на сельском сходе, заходит в трактир, простым богомольцем приходит в монастырь, кормит из рук птицу и зверя… И молится, молится обо всех кроткому Спасу. Конечно, это лишь поэтический образ; но совсем не случайно именно этот образ занял свое место в космосе поэта-крестьянина. Помощи от Николы Угодника русский человек ждал во всех своих скорбях и бедах. Святителю Николаю молились ямщики, погибавшие в степных буранах, и моряки на гребне девятого вала, солдаты на поле брани и землепашцы в жестокую засуху, каторжники в сибирских острогах и матери с больными детьми на руках… Сотни тысяч русских православных храмов были освящены во имя святителя Николая. По Руси бродили и бродят тысячи рассказов о его чудесной помощи в самых разнообразных жизненных перипетиях; многим из читателей, полагаю, и самим есть что рассказать. «К сухому колодцу за водой не ходят» — верная пословица. Впрямь, верится, что русский человек на века вперед сугубым Божиим поручением вверен этому святому греку, отошедшему в вечность за несколько веков до формирования русской нации и государственности. Насколько же необходимо нам, немощным и уязвимым, такое небесное покровительство! Однако возникает вопрос: чем мы ответим на такую особую к нам милость? И он не пафосный, этот вопрос, он не ко всему народу — он к каждому из нас в отдельности.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/19/ne_gla...

Черемисское. Часовня Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты День памяти Святителя Николая Чудотворца , празднуют: 22 мая (весеннего) и 19 декабря (зимнего).  19 декабря 2006 г. по воле Божьей и по благославлению Архиепископа Верхотурского и Екатеринбургского Викентия был благославлён (подписан) проект строительства часовни в с.Черемисском;   09 мая 2007 г.началось её строительство (стала открыта для всех желающих принять участие в её строительстве);  21.08.2007г.написано прошение в Екатеринбургскую епархию о назначении священнослужителя и об освящении и официальном открытии часовни;  29.09.2007 г. часовня официально открыта на общем собрании православных прихожан;  07.12.2007 г. восстановлен  православный Приход в честь Богоявления Господня;  19.12.2007 г. первое православное Богослужение и освящение часовни,  Приход окормляет (осуществляет духовное попечение) протоиерей Андрей Ефименко, настоятель прихода св. Иоанна  Предтечи  г. Реж.  часовня Николая Чудотворца Если обратиться к истории села Черемисского,  к  книге В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России», где  написано: «Кроме красавицы- церкви в селе действовали две действующие часовни….. Одна часовня стояла у лога, справа от ул. Подзаводской…  Выстроена она была  во имя Николая Чудотворца, день которого праздновался 9 мая…. Православной церковью почитался Никола Чудотворец, которому посвящены два праздника: Никола вешний и Никола зимний. В Черемисске часовня была построена в честь Николы вешнего» Часовня построена практически на том-же месте, справа по ул. Подзаводской (ныне ул.Ленина 100А).  Улица Подзаводская  так называлась потому, что находилась на дороге в Невьянский завод (под заводом). Первая часовня стояла на правом берегу р.Черемиска, а новая на левом. Параллельная дорога на правом берегу вела в д.Узяново, д.Марково (деревни Прихода).  На правом берегу в данное время находится ферма и народу просто неудобно было бы туда ходить, да и сегодняшнее место,  как будто ждало её (на пригорке и на выезде из села), место бывшей кузницы для лошадей.

http://sobory.ru/article/?object=13332

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Сарафанов Вот тебе, бабушка, и Николин день Государственный музей передал Московскому Патриархату старообрядческие иконы Источник:  НГ Религии Московский Патриарх получил в дар от музея иконы староверов. Это не первый случай передачи РПЦ имущества, принадлежавшего старообрядцам. Николай Чудотворец – любимейший святой русского народа. Издревле у нас почитаются его праздники " Никола Вешний " (22 мая) и " Никола Зимний " (19 декабря). В прошлом году на " Николу Зимнего " Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил литургию и молебен в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. После праздничного богослужения обители был сделан удивительный подарок. Людмила Петровна Колесникова, директор Московского государственного объединенного музея-заповедника (более известного москвичам, как музей " Коломенское " ), передала монастырю в дар (в безвозмездное и бессрочное пользование) святыни XIX века: икону-мощевик и складень-мощевик из фондов музея. Принимая реликвии, Патриарх, номинальный настоятель Николо-Угрешской обители, заметил: " Еще в бытность мою на Ленинградской кафедре, мы договорились с директором Музея истории религии, что мощи не являются предметом музейных экспозиций. То, что эти святыни возвращаются Церкви, свидетельствует об осознании этой истины " . Уникальные иконы были выставлены для поклонения, и к ним сразу же потянулись желающие " приложиться " к святыне. Праздничное торжество и передача икон были освещены многими СМИ и даже показаны по телевидению. Немало было сказано о самоотверженных сотрудниках музея, сохранивших реликвии, о закономерном возвращении христианских святынь Церкви и о торжестве исторической справедливости. Но почему-то никто из комментаторов не обратил внимания на то, что некогда эти мощевики принадлежали не Русской Православной Церкви (РПЦ), которую представляет Алексий II, а старообрядцам. Иконы, переданные Патриарху, находились в одном из старообрядческих молитвенных домов подмосковного села Коломенского. Он был закрыт в 1939 году, а конфискованные иконы и книги поступили в музей. Среди них были и мощевики XIX века: икона и складень-триптих с частицами Гроба Господня, Гроба Божьей Матери, ризы св. Николая и мощами многих святых.

http://religare.ru/2_37110.html

Валаамскому монастырю передан ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца 14 декабря, 2013. Новостная служба Передача святыни состоялась в пятницу на Московском подворье Валаамского монастыря в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. 14 декабря, ПРАВМИР. Ковчег с частицей мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, передан в дар Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному монастырю, святыня будет храниться на острове Валаам постоянно, сообщает РИА Новости со ссылкой на  пресс-служба обители. Николай Чудотворец, которого также называют Николаем Угодником, — один из самых почитаемых христианами святых. Торжества в его честь совершаются дважды в год: 19 декабря — в день его кончины и 22 мая — в память перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бар (сейчас Бари в Италии). В народе эти праздники именуются «Никола зимний» и «Никола летний». Николай Угодник совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, он считается покровителем всех странствующих. Передача святыни состоялась в пятницу на Московском подворье Валаамского монастыря в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. В мероприятии приняли участие игумен Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий, благотворители и братия обители. «Мощевик с частицей мощей великого христианского подвижника и одного из самых почитаемых во всем мире святых — Николая Чудотворца — будет пребывать на Московском подворье до 25 декабря. Затем ковчежец переправят на остров Валаам, где он будет находиться постоянно», — говорится в сообщении. Двадцать второго мая 2014 года, когда Русская православная церковь будет вспоминать перенесение мощей святителя Николая Мирликийского в Бар, на Валааме пройдет традиционный Крестный ход по водам Ладоги с перенесением переданных мощей в Никольский скит. Ежегодный весенний праздник святителя Николая Чудотворца знаменует официальное открытие паломнического сезона на острове Валаам.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/valaamskomu-monastyryu...

Никола-на-Мере. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учет в 1971 г. Она была закрыта в начале 1930-х гг. и сразу же подверглась сильному разрушению. Была обрушена колокольня, разобраны на кирпич трапезная и алтарь. А также до основания снесена стоявшая рядом Рождественская церковь, построенная " попечением " Петра Андреевича Бартенева в 1800 г. В 1971 г. во время сильного урагана с барабана восьмерика была сорвана луковичная главка с крестом. В настоящее время от церкви сохранились лишь стены холодного храма и его купольное перекрытие, лишенное металлического покрытия, с полуразрушенным барабаном, которые находятся в аварийном состоянии. По материалам Ополовниковой Е.А. 1971 г. www.ivanovo.ru «Цepkbu VIII-ro Кинешемского округа. Николаевская села Никольского, что при устье реки Меры, имеет два храма: зимний и летний, оба каменные; при летнем каменная колокольня. Первый построен в 1775 году на средства прихожан, второй в 1800 году на средства помещика Петра Андреевича Бартенева. Ограда каменная. Кладбище в 100 саженях от церкви, окопано рвом и обнесено деревянной изгородью. В зимнем храме 3 престола: а) Пресвятой Троицы; б) Казанской иконы Божией Матери; в) святителя Николая чудотворца. В летнем храме 1 престол – в честь Рождества Христова. Постоянные средства церкви – проценты с капитала общего назначения в 1052 рубля 80 копеек. Расстояние от Костромы 90 вёрст, от Кинешмы с железнодорожной и почтово-телеграфной станциями, пароходной пристанью и торговым пунктом 9 вёрст, от больницы в селе Шеломове 4 версты. Ближайшие церкви – с. Воскресенского в 8 верстах и починка Ананьина Конца в 7 верстах. Причт: 2 священника, дьякон и 2 псаломщика. Постоянные средства его: а) жалованье от казны: 1-му священнику 105 рублей 84 копейки, 1-му псаломщику 35 рублей 28 копеек, 2-му псаломщику 23 рубля 52 копейки (второму священнику и дьякону не положено); б) проценты от общего причтового капитала в 730 рублей. 

http://sobory.ru/article/?object=41313

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тот, с кем не надо прощаться: Святитель Николай, Дед Мороз и наша жизнь 2 мин., 18.12.2022 19 декабря мы празднуем память святителя Николая Чудотворца. На Руси этот день часто называют просто «Никола Зимний» (есть еще и « Никола Летний» ), и праздник этот теснейшим образом оказался связанным с традицией Рождества Христова. Причем в первую очередь — не в России, а в Западной Европе и Соединённых Штатах. Произошла парадоксальная вещь: на Западе реальное историческое лицо — архиепископ Мир Ликийских — превратился в Санта-Клауса, символ Рождества, раздающий праздничные подарки. В России эта традиция не прижилась. У нас есть Дед Мороз, в которого верят дети, а есть Николай Чудотворец — святой заступник Руси, добрый старец, который всегда выручает в беде, но который — все же персонаж вовсе не сказочный, не фольклорный. Конечно, и западные христиане прекрасно знают, кто такой Санта Николаус, они остались верны ему, но общеевропейское сознание прочно записало Санта Клауса в сказку. А со сказкой рано или поздно приходится расставаться — как приходится рано или поздно распрощаться с милым и добрым Дедом Морозом. Я хорошо помню те зимние сумерки, когда, подъезжая в стылом троллейбусе к школе, мы с друзьями обсуждали, есть ли на самом деле Дед Мороз или нет. Эти споры готовили нас к потере новогоднего чуда... И на Западе многие люди тоже теряют Санта-Клауса навсегда. Санта-Клаус уходит, уходит и Дед Мороз. Но Святитель Николай — остаётся! Мы взрослеем, давно отспорили мы о том, кто кладёт подарки под ёлку. Но чем больше живу, тем яснее я понимаю, что Святитель Николай, епископ небольшого города Миры Ликийские в Малой Азии, заступник обиженных, помощник терпящих бедствие, противник лишь тому, кто лжет на Христа — не просто жил когда-то. Он — здесь, он в нашей реальности, он со-присутствует нам. И Его пребывание с нами — еще одно свидетельство того, что есть Сам Христос, ради которого Николай Угодник жил и помогал людям.

http://foma.ru/tot-s-kem-ne-nado-proshha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сорок дней до Вифлеемской звезды Начался Рождественский (Филиппов) пост 05.12.2005 358 По народному поверью, в Святые дни - Святки, наступающие после Рождества, - никакая нечисть не может ходить по земле. Может, оно так бы и было, если бы все христиане достойно подготовились к величайшему празднику явления в мир Спасителя, который сказал о бесах: " Род сей не изгоняется иначе как молитвою и постом " . Потому, прежде чем радостно праздновать, Церковь велит сорок дней пребывать в посте, молитве и покаянии. Второе название этого поста - Филиппов, поскольку он начинается после дня апостола Филиппа (27 ноября). Устав его не столь строг, как у Великого поста. По монастырскому уставу, до дня святителя Николая (Никола зимний, 19 декабря) - строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом. После дня святителя и до предпразднества Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднество (с 1 января) нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. В этом году он выпадает на воскресенье, потому рыба разрешена в любом случае. В сочельник (6 января) нельзя вкушать " до первой звезды " (то есть до наступления темного времени суток). После чего отнюдь не начинается празднование Рождества - разговение происходит на следующий день после литургии. Пища сочельника - сочиво, варенные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Несоответствие между церковным и светским календарями вводит многих во грех в новостильном конце года. С искушением надо бороться. Причем не только в отношении воздержания от скоромной пищи, но и скоромных мыслей, слов и поведения. В этом и заключается смысл любого поста. Впервые празднование Рождества было введено в IV веке в Константинопольской церкви и быстро распространилось по всему православному Востоку. Святой папа Лев Великий (V в.) назвал этот пост " жертвой за собранные плоды " , подразумевая нашу благодарность Богу за то, что Он даровал нам минувший год, за все случившиеся в нем радости.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010