МЯСОПУСТ — день, в который церковь запрещает есть мясо, в частности воскресенье накануне масленицы. НИКОЛА ВЕШНИЙ — 9/22 мая. День, посвященный самому популярному у православных святому Николе (Николаю) — покровителю моряков, рыбаков, торговли и земледелия. Время начала многих полевых и огородных работ. «Пришел бы Никола, а тепло будет» , — уповали в народе. В «Первой любви» Тургенева дата прямо указана: «Мы переехали из города (на дачу) 9 мая, в самый Николин день» . НИКОЛА ЗИМНИЙ — 6/19 декабря, день рождения святого Николы. Рассказ Л. Толстого «Хозяин и работник» начинается с указания времени действия: «Это было в семидесятых годах, на другой день после зимнего Николы» . Кто сильно пьянствовал на Николу, про того говорили: «Прониколился до сумы» . В это время в России часто свирепствуют Никольские морозы. ОБЕДНЯ (официально литургия). Утренняя и дневная церковная служба. В «Станционном смотрителе» Пушкина отправилась Дуня на воскресную обедню, да так и не вернулась: ее увез гусар. ПРЕОБРАЖЕНИЕ — 6/19 августа. Во время моления Иисуса на горе Фавор облик и одежда его чудесным образом преобразились, а глас Божий возвестил, что Иисус — сын Божий. Предание подтверждало сущность Христа как богочеловека, явившегося, дабы спасти человечество… В стихотворении Б. Л. Пастернака «Август» читаем: «Вы шли толпою, врозь и парами,/Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня/Шестое августа по-старому,/Преображение Господне» . В крестьянском календаре — начало озимого сева. ПРЕПОЛОВЕНИЕ (буквально — половинка, середина). Праздник, приходящийся на половину срока между Пасхой и Троицей. В канун этого праздника отец Сергий, герой одноименного рассказа Л. Толстого, служит Всенощную в своей пещерной церкви. ПРИХОДСКИЙ, или ХРАМОВЫЙ, ПРАЗДНИК — местное торжество в день, когда отмечается церковный праздник или святой, в честь которого названа церковь. СПАС ПЕРВЫЙ (медовый) — 1/14 августа. Праздник установлен в честь поклонения кресту, на котором принял страдание Христос Спаситель (сокращенно Спас). У крестьян этот день совпадал с вырезкой сотов из ульев (отсюда медовый). В связи с началом сева была поговорка «Первый Спас — первый сев» .

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

НА КОРФУ И В БАРИ С ФОНДОМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ (БОГАТЫРЕВ А.В.) 14.01.2013 23:55:44 Александр Владимирович Богатырев      Всякий православный знает об особой любви в России к Николаю угоднику. Для русского человека он больше, чем святой. В Николин день в церквах собирается народу не меньше, чем на Пасху. Ему посвящены тысячи церквей. До революции в деревнях икон с его изображением было не меньше, чем икон Спасителя и Богородицы. В крестьянских избах в красном углу так и стояли они втроем: Спаситель, Божия Матерь и Никола. Многие полагали что это и есть Пресвятая Троица.     Иной и жития его толком не знал, но знал что Никола всегда поможет. И от неправедного суда спасет, и от лютой смерти, и от морского потопления, и от позора, и от разора.  Да не было такой беды, из которой бы не выручил великий Божий угодник. Спроси у народа - какой он? " Самый добрый. самый сердечный и самый простой " . К его молитвенной помощи прибегали гораздо чаще, чем к чьей- либо. Христа беспокоить боялись, а к Николе обращались бестрепетно, по-свойски, как к своему брату - мужику. А почему, собственно, мужику? И происхождения он был благородного, и сан имел архиерейский...   Однако, поди, обратись к архиерею! А к Николушке -запросто. Про архиерейство его мало кто помнил, а вот то, что он помогает скоро, не взирая на чины и звания, знал каждый. И хотя на иконах он изображен в епископском облачении с  благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке, трудно представить его за архиерейской службой с дикирием и трикирием. А вот с мешком с подарками в шубейке и валенках, как на некоторых  деревенских  иконах с подписью " Никола зимний " - очень даже просто.    А скажи, что про валенки не слыхали ни в Мирах Ликийских, где он архиерействовал, ни в италийском городе Бари, где почивают его мощи... Засмеют, не поймут, за клеветника примут. Кака така Италия-Ликия! Наш он и все тут! А новгородский или вологодский -устюжский эт мы сами разберемся...   Сейчас, конечно, от той наивной народной веры мало что осталось. И по телевизору показывают, как служат в крипте, у его мощей И паломники из России регулярно посещают Бар-град. Действительно, Италия. Только итальянцев на службе с полтора десятка на получасовой мессе, а русских  - сотни и на весь день: с литургией, молебнами и акафистами. А ведь не с соседней улицы пришли на престольный паздник. 

http://radonezh.ru/analytics/na-korfu-i-...

Николо-Ширь. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1792 и 1836. Адрес: Костромская область, Парфеньевский район, село Николо-Ширь Координаты: 58.571897, 43.53655 Проезд:асфальт, местами ямы, проехать можно на любой машине Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевская с. Никола Ширь (Николо-Ширь). В селе два каменных храма, с таковыми же колокольней и оградой, построенных - летний в 1792 г., зимний в 1836 г., на средства прихожан. Кладбище при церкви. Престолов 7: в летнем - а) в честь Рождества Пресвятой Богородицы, б) во имя святит. Николая Мирлик., в) во имя прор. Захарии и прав. Елизаветы, г) во имя прор. Илии; в зимнем - а) в честь Казанской иконы Божией Матери, б) во имя преп. Макария Унженского, в) во имя сщмч. Иануария. Расстояние от Костромы 187 в., от Кологрива 60 в. Ближайшие церкви: Ефремовская с. Шири в 3 в. и Богородицерождественская с. Матвеева в 7 в. В XVII в. село входило в состав Парфеневской осады Галичского уезда. В 1627 г. упоминается церковь " Николы Чудотворца в Парфеньевской волости " . В 1723 г. упоминается " Парфеньевской осады церковь Николая чуд. что в Шири http://old-churches.ru/kg_002.htm Село Никола-Ширь сначала было погостом, объединявшим ближние деревни и починки в церковный приход. На погосте была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Из-за ветхости ее перестроили и назвали уже Рождественской, в честь Рождества Пресвятой Богородицы; погост стал называться Рождественским, и в нем стояло 4 дома священнослужителей. Достопримечательность села — две полуразрушенные каменные церкви, построенные на месте деревянных церквей. Одна из них построена в 1792 г., другая — более поздняя. По описанию 1714 г., в селе Никола-Ширь стояло две деревянных церкви, одна была 2-х этажной. В нижнем этаже была зимняя церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; она «в землю встояла и стала низка в двери ходить и служить в ней стало за низостью нельзя». В верхнем этаже была Никольская церковь с папертью, летняя. Другая, стоявшая на погосте деревянная церковь называлась Ильинской, в честь Пророка Ильи. Иереи церкви писали в Патриарший приказ: «Церковь в честь пророка Илии стала ветха, служить в ней нельзя, стоит она от жилья и от хоромного строения в близости и просим вместо нижней настоящей церкви Рождества, на том же Рождественском погосте, поставить церковь Рождества же теплую с трапезой в особом месте и просим дать указ». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59020

В. Ф. Ноябрь 2003 г. Чудотворный образ из Крупицкого монастыря Весной 2003 года в Москву привозили чтимый образ святителя Николая из Крупицкого Батуринского женского монастыря, находящегося на Украине. С утра до вечера шли к храму, где находился образ, москвичи и приезжие. Стояли в очереди к иконе, прикладывались к ней и уходили, утешенные и окрыленные. В притворе храма были вывешены напечатанные свидетельства людей, которые получили помощь от этой чудотворной иконы святителя Николая. В одном из них написано, как один мужчина имел долг. После того как он помолился у чудотворной иконы святителя, на следующий же день ему пред- дожили хорошую работу и дали большой задаток благодаря чему он сразу же смог отдать задолженные деньги. Были там описаны и другие случаи благодатной помощи Николая Чудотворца, в основном, исцеления от различных болезней. Помощь люди получали после молитвы перед чудотворной иконой святителя Николая и помазания святым маслицем. Сподобилась поклониться святому образу и я, с верой молилась святителю Николаю о том, чтобы он помог нам с мужем. И действительно, через некоторое время жизнь наша стала намного лучше: муж устроился на работу, у нас наладились хорошие отношения, и я вижу, что Господь, по молитвам святителя Николая, благословляет нас до сих пор, по прошествии полугода, оказывая нам многие милости, которых мы не заслужили. Долгое время я не могла заняться своим лечением, то денег не хватало, то просто не получалось ничего. И вот в день святителя Николая, 22 мая, мне наконец-то сделали операцию. Сейчас, оглядываясь назад, думаю – это не простое совпадение, что именно в день Николая Чудотворца я решила одну из своих наболевших проблем. Один знакомый священник как-то говорил: «В церкви случайностей не бывает». Благодарю святителя Николая и верю, что в трудную минуту он всегда поможет. А. Н. На летнего Николу Все знают, что праздник святителя Николая чтится весной – «вешний Никола» и зимой – «зимний Никола». Есть и еще один день летом – 28 июня, когда праздновать память любимого святителя собирается вся округа. Этот праздник отмечается на Рязанской

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

4 Вселение в Великий Устюг …Наш Мороз эволюционировал своим путем. После революции о нем, как и вообще о рождественских торжествах, елке, вертепах, подарках и прочих «буржуазных пережитках», надолго забыли, пока в 1935 году 28 декабря в газете «Правда» не появилась статья кандидата в члены Политбюро и 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началось возрождение, а во многом и придумывание новых новогодних традиций. И через два года к детям впервые вышли вместе Дед Мороз и Снегурочка. Веселые, нарядные, но идеологизированные, вышколенные и, разумеется, никаким намеком не отсылающие ребятню ни к событиям Рождества, ни вообще к христианству. Окончательно спутал карты Великий Устюг, когда в 1998 году объявил себя родиной Деда Мороза. Под это дело за двадцать с лишним лет в городе образовалась мощная инфраструктура. У Мороза есть городская резиденция с Тронным залом, «Книгой добрых дел», Домом моды, Музеем поздравительной открытки и так далее. Есть Почта Деда Мороза, куда ежедневно приходят более тысячи писем со всех концов России и из-за рубежа. В городе открыт Музей новогодней и рождественской игрушки. Есть и огромная Вотчина в 11 километрах от Великого Устюга. Там зоопарк, зимний сад с тропическими растениями, ледяной дом и масса возможностей потратить деньги на фото, сувениры, различные увеселения… Похожая «новогодняя индустрия» складывается сегодня в Костроме, которая, вслед за Устюгом, назвала себя «родиной Снегурочки». Там тоже уже есть и терем Снегурки, и ее модный дом, и скульптуры, и музеи… 5 Христианский вектор И все же, «Санта» в переводе — «святой». А Клаус — это Николай. И наш Дед Мороз тоже многое перенял у своего христианского прототипа — и доброту, и милосердие, и любовь к детям… Он помогает слабым и защищает их. Николу Угодника на Руси любили и почитали, пожалуй, как никакого другого святого. Был у нас свой Никола Вешний, Никола Зимний (малограмотные люди даже считали, что это два разных святых). Образов Николая Чудотворца, храмов и монастырей, посвященных ему, — великое множество. Святитель считался покровителем путешествующих, паломников, моряков, рыбаков, воинов, купцов, детей, да вообще всего русского народа. И вот уж от него, от Николая Чудотворца, Угодника как раз всегда ждали и добра, и помощи, и милости, и… подарков! Поэтому связь Николая Чудотворца и Деда Мороза несомненна.

http://sever.foma.ru/otkuda-v-velikom-us...

Черемисское. Часовня Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты День памяти Святителя Николая Чудотворца , празднуют: 22 мая (весеннего) и 19 декабря (зимнего).  19 декабря 2006 г. по воле Божьей и по благославлению Архиепископа Верхотурского и Екатеринбургского Викентия был благославлён (подписан) проект строительства часовни в с.Черемисском;   09 мая 2007 г.началось её строительство (стала открыта для всех желающих принять участие в её строительстве);  21.08.2007г.написано прошение в Екатеринбургскую епархию о назначении священнослужителя и об освящении и официальном открытии часовни;  29.09.2007 г. часовня официально открыта на общем собрании православных прихожан;  07.12.2007 г. восстановлен  православный Приход в честь Богоявления Господня;  19.12.2007 г. первое православное Богослужение и освящение часовни,  Приход окормляет (осуществляет духовное попечение) протоиерей Андрей Ефименко, настоятель прихода св. Иоанна  Предтечи  г. Реж.  часовня Николая Чудотворца Если обратиться к истории села Черемисского,  к  книге В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России», где  написано: «Кроме красавицы- церкви в селе действовали две действующие часовни….. Одна часовня стояла у лога, справа от ул. Подзаводской…  Выстроена она была  во имя Николая Чудотворца, день которого праздновался 9 мая…. Православной церковью почитался Никола Чудотворец, которому посвящены два праздника: Никола вешний и Никола зимний. В Черемисске часовня была построена в честь Николы вешнего» Часовня построена практически на том-же месте, справа по ул. Подзаводской (ныне ул.Ленина 100А).  Улица Подзаводская  так называлась потому, что находилась на дороге в Невьянский завод (под заводом). Первая часовня стояла на правом берегу р.Черемиска, а новая на левом. Параллельная дорога на правом берегу вела в д.Узяново, д.Марково (деревни Прихода).  На правом берегу в данное время находится ферма и народу просто неудобно было бы туда ходить, да и сегодняшнее место,  как будто ждало её (на пригорке и на выезде из села), место бывшей кузницы для лошадей.

http://sobory.ru/article/?object=13332

В конце одиннадцатого века все жители итальянского города Бари перевезли по морю мощи святителя. Остатки жителей Мир Ликийских плакали так, что плач былслышен далеко окрест. В утешение им оставались благоуханное миро и чудотворная икона. Перенесемся на матушку Русь. Нигде нет такого почитания угодника Божия Николая Чудотворца, как в России. И все ее народы глубоко чтят святителя. Мне случалось быть у часовни святителя Николая в Тункинской долине Бурятии. Ее ставили казаки, но, говорит предание, и ламаисты, и шаманисты благоговейно поклоняются «батюшке Михоле», или же по-монгольски «Сагану Убукгуну» – белому старику. И если мы встанем перед картой России и наугад бросим взгляд, то обязательно там будет храм, монастырь, часовня, посвященная святителю Николаю. А уж сколько поговорок и пословиц о Николе зимнем, о Николе вешнем! Вот хотя бы немного: «Егорий с водой, Никола с травой», «Сена у дурня до Юрьи, а у разумного до Николы». «До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки». «На Николу зима с гвоздем ходит», «Никольский торг цены стоит», «Никола зимний лошадь на двор загонит, а Никола вешний лошадь откормит»... Когда мы шли Великорецким крестным ходом, старухи часто пели дорогой бесхитростное, помогающее идти песнопение, в котором повторялись сердечные слова: " О, святитель наш угодник чудотворец Николай, рабам грешным, недостойным руку помощи подай». А святитель отвечает: «Вы идите, не горюйте, вот вам правая рука. Вера чистая, святая, вас веде прямо туда». Туда, то есть к месту обретения чудотворной иконы. Сразу замечу, что Покровский собор, храм Василия Блаженного на Красной площади, долгое время назывался Никольским, как раз по имени чудотворной иконы Великорецкой, принесенной в Москву при Иване Грозном. На всяком месте, во всякое время из глубины сердецнаших возносится благодарность Господу за то, что дал нам такого заступника и молитвенника. Слава Тебе, Господи! Слава тебе, отче Николае! Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Что такое дед мороз, дед холод? Давайте тогда летом будем ждать дед теплая погода или дождливый дед. Вот они взяли деда мороза, нам навязали, тем более было от чего отталкиваться. Но в любом случае во всем мире ожидают именно Святого Николая, который принесет подарки, поможет, поддержит, защитит. В русском народе Святого Николая вспоминают так, как не вспоминают в другом никаком народе. У нас есть Никола летний и Никола зимний. Когда нас, священников спрашивают, а почему у греков такого нет? Даже у католиков тоже такого нет, хотя они тоже почитают Святителя Николая. А почему -  то у русских есть. Есть такая легенда, как однажды на русскую землю с неба сошли двое святых, это Касиан, мученик и святитель Никола, архиепископ  Мирликийский. Вот они идут по русской земле и видят: у русского мужика телега застряла в грязи. И святитель Николай говорит мученику Касиану: давай, мы залезем в эту грязь и поможем русскому мужику телегу вытащить. А Касиан посмотрел на свои драгоценные хламиды и  говорит: да нет, я не полезу, мне Христос дал удивительные хламиды, ты уж сам. Но святитель Николай говорит: как знаешь. И залез в самую грязь, помог русскому мужику телегу вытащить. И когда русский мужик поехал, с неба прозвучал приговор божественный, за то, что святитель Николай не побрезговал этой грязи, залез, помог русскому мужику, на Руси его будут праздновать и зимой и летом. А за то, что Касиан этого не сделал, его будут праздновать один раз в четыре года, Високосный год. И Касиану так и не везет, его вспоминают один раз в четыре года. В понимание русских людей со святителем Николаем осуществляют и некую строгость. Строгость в церковно-славянской традиции  - это справедливость. Сейчас это слово имеет немножко другую эмоциональную окраску. Например, слово грозный, Иван III назывался Грозный, Иван IV, он назывался тоже Грозный. Что значит Грозный?  Это значит: справедливый. Не было эмоциональной окраски у этого слова, как сейчас. Справедливость святителя Николая описывается в разных действиях.

http://radonezh.ru/text/a-pravda-chto-go...

Реставрация зимнего храма началась с конца 90-х гг. XX века. Служба на постоянной основе ведётся с мая 1999 г. В настоящее время настоятелем храма является о. Владимир (Казаков). Силами о. Владимира и прихожан храма проводятся работы по восстановлению храма Николо-Мера: частично отремонтирован зимний храм, сооружён и установлен зимний иконостас, перекрыта кровля, воздвигнут новый крест. Однако невосстановленными остаются алтари зимнего храма, летний храм, колокольня, церковная ограда со святыми вратами; зимнему храму требуется новая система отопления и оштукатуривание стен и др. Сил и средств на проведение указанных работ не хватает. Сведения из буклета, 2008 г. На территории Храмового комплекса, помимо зимнего Храма Никольской церкви, рядом находился летний Храм - Святой Троицы, имевший высокую колокольню. Никольская церковь построена на деньги прихожан в 1775 году, Троицкая церковь была построена на деньги купца Бертнева (если не ошибаюсь) в 1800 году. На территории церкви располагалось кладбище, ныне затоптанное и разровненное тракторами в советское время. Осталось одно гранитное надгробие. Под Никольской церковью находится подвальное помещение, засыпанное в 1971 году, " для безопасности " . Расположение входа в этот приезд определить не удалось. Раскопки будут продолжены в следующий приезд инициативной группы. В подвальном помещении располагалась котельная, которая обогревала храм, через воздуховоды, тёплым воздухом. Информацию направляйте nvv@mail.ru с пометкой Никольская церковь. И возвышается храм над рекой Сельский храм, построенный в 1775 году на средства простых прихожан, в наше время вновь обретает новый облик благодаря пожертвованиям обычных людей. Год назад во время урагана у святилища был поврежден купол. На пожертвования жителей Заволжского и Кинешемского районов, а также людей из других городов и областей купол был восстановлен и установлен на место в мае этого года в день сельского престольного праздника в честь святителя Николая Чудотворца. Непокрытым остался только алтарь. Но жесть уже закуплена, теперь дело за жестянщиками. Преображение храма на кровельных работах не остановилось. В сентябре церковь была обшита лесами. С древних стен был снят пришедший в негодность слой старой покраски, буквально за неделю она была выкрашена заново и засияла ослепительно белым светом, за что сразу получила у прихожан сравнение с белой лилией и невестой.

http://sobory.ru/article/?object=04029

В «Метрической книге» этой церкви за 1918 год записи вели те же протоиерей Николай Воронцов и псаломщик-дьякон Павел Лазаревский. С 1908 года церковным старостой был 54-летний князь Алексей Дмитриевич Оболенский, член Государственного Совета. В «Ведомости о церковном старосте» есть запись: «Пожертвовано в пользу церкви в 1911 году один вагон цемента и других потребностей для ремонта церкви на сумму 500 рублей». Имеется небольшое озеро в селе, называемое в народе «Святым». На праздники Николая Чудотворца устраивался заказной молебен, крестный ход и совершались таинства Водоосвящения. Престольные праздники - Никола вешний (22 мая), Никола зимний (19 декабря). Ближайшие церкви: на юге Покровская в селе Хозцы в 5 верстах, на северо-западе Предтеченская в селе Губино в 5 верстах. Закрыта церковь была в 1931 г. Зимой при немецких властях в 1941 г. храм открыли для Богослужений. Небольшая группа прихожан сумела в короткое время собрать по селу многое из церковного имущества. Активно участвовал в сборе икон, утвари и церковной одежды Кирилл Нестерович Лаврушин. По решению Святого Синода было тогда запрещено вести какие-либо моления в пользу немцев. Сразу после освобождения села от немецких войск службы прекратились. До 1970-х годов церковь использовали как склад химических удобрений. Храм передан Калужской епархии 26 декабря 1990 года. Иконостас зимнего придела пожертвован храму иконописной мастерской «КАНОНЪ» Информация с сайта http://www.kozelsk.ru/relig/5.htm Храм построен в 1845 г. князем А.Д. Оболенским. Каменный, с каменной колокольней и оградой; выбелен известью, а внутри оштукатурен и окрашен масляной краской. Длина храма с колокольней составляла 19 саж., ширина - 18 арш., высота карниза - 10 арш. В храме было 3 внешних двери и 4 внутренних, дневной свет проникал в него через 16 окон. Отопление храма было печное. Храм отличался строгостью, упорядочностью архитектуры, некоторой тяжеловесностью пропорций, простотой архитектурного убранства. Храм был двухпрестольный, теплый придел освящен во имя вмч. Екатерины. Во второй половине XIX века храм Николая Чудотворца вместе с храмом Иоанна Предтечи, что в с. Губино и храмом в честь Покрова Прсвятой Богородицы, что в Хостцах вошли в Березиченско-Губинский приход. В храме хранилось Евангелие напечатанное в 1682 г. при патриархе Иоакиме.

http://sobory.ru/article/?object=07406

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010