В истории обители началась новая страница, связанная с именем выдающегося церковного деятеля, будущего знаменитого митрополита Крутицкого и Коломенского. О. Николай был возведен в сан архимандрита и назначен наместником в 27 лет. Одной из важных причин назначения стало то, что 4 июля 1919 г. Свящ. Синод поручил Петроградскому митрополиту Вениамину организацию просветительной деятельности Лавры, и владыка понимал незаменимость в этом вопросе о. Николая – одаренного богослова и просветителя. Родился Борис Дорофеевич Ярушевич 31 декабря 1891 г. в г. Ковно в семье настоятеля местного собора (будущего депутата Государственной Думы). Юношей окончил с золотой медалью столичную гимназию и в 1914 г. – со степенью кандидата богословия Петербургскую Духовную Академию, также он прослушал один курс физико-математического факультета Петербургского университета. 23 октября 1914 г. Ярушевич был пострижен в монашество с именем Николай, на следующий день рукоположен во иеродиакона, а 25 октября – во иеромонаха. Вскоре после рукоположения в священный сан он выехал на фронт сопровождающим санитарный поезд, затем три месяца служил священником лейб-гвардии Финляндского полка. Вернувшись в Петербург, о. Николай в 1915–1918 гг. преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Духовной семинарии, а в середине 1917 г. был удостоен степени магистра богословия за труд «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.». Молодой иеромонах успел до Октябрьской революции приобрести известность в богословских кругах, опубликовав пять своих книг: «О проповеднической импровизации», «Гонения на христиан императора Декия», «Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов Древней Вселенской Церкви», «Испытание любви», «Путь к спасению по Святому Григорию Нисскому», кроме того многочисленные стихи, статьи и проповеди были напечатаны в 1913-1918 гг. в журналах «Вера и Разум», «Вера и Жизнь», «Голос Церкви», «Церковные ведомости» и др.

http://bogoslov.ru/article/3045404

Обширная по внешнему виду (660 печатных страниц), высокоценная по своим научным качествам, магистерская диссертация иеромонаха Николая была удостоена Макарьевской премии. Между тем молодому магистру было только 25 лет. Сколько известно, такой случай раннего магистерства в истории Духовных Академий – единичный. Как уже было сказано выше, с преподаванием в Духовной Семинарии иеромонах Николай соединяет и пастырские функции. Он неустанно выступает с проповедями и в печати, и с церковной кафедры. В то же время мы видим его в детской больнице, где он исполняет обязанности священника. После обхода врача о. Николай совершает свой обход юных пациентов, врачуя юные души. Не всегда легко было молодому пастырю получить доступ к сердцу юного пациента, часто, несмотря на молодые годы, исковерканному жизнью. При церкви Николаевской детской больницы о. Николай организовал Свято-Николаевское братство, с просветительными и благотворительными целями, и 18 марта 1918 г. был единогласно избран председателем сего братства. О. Николай сам составлял и издавал листки братства религиозно-нравственного содержания; он прочел ряд публичных интереснейших живых лекций-бесед на религиозно-нравственные темы, организованных братством. 22 апреля 1918 г. ко дню Св. Пасхи о. Николай награжден золотым наперсным крестом. В 1918 году иеромонах Николай был определен настоятелем Петропавловского собора в Петергофе, а в 1919 году возведен в сан архимандрита и в том же году назначен Наместником Александро-Невской Лавры. Вновь назначенному наместнику многолюдного монастыря было только 27 лет! В Лавре началось оживление и большая просветительная работа, и душою её, организатором и вдохновителем был сам молодой по своим летам Наместник Лавры. Невольно вспоминаются в данном случае слова, некогда обращенные ап. Павлом к своему юному ученику Тимофею. Призывая его к неустанной пастырской деятельности, апостол писал к нему: «Никто да не пренебрегает юностью твоею, но да будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». ( ITuм.4:12 ). Св. Тимофей выполнял завет своего учителя. Подобно ему поступал и молодой по возрасту, но добрый служитель Христа архимандрит Николай, действительно ставший образцом для порученных его попечению иноков, число которых доходило до 90 человек и среди которых были убеленные сединами старцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

SPb., 1890. T. 1. S. 64). О других вкладах кн. К. И. Острожского в Борисоглебский собор в Новогрудке в 1518–1519 гг. см.: Ярушевич. Ревнитель православия. С. 147–148. Подлинность грамоты кн. К. И. Острожского церкви св. Николая в Смолевичах вызывает сомнения. Явно недостоверна дата документа, язык его заметно отличается от того, которым написаны другие грамоты князя (Ярушевич. Ревнитель православия. С. 183). Вкладная запись кн. К. И. Острожского Дерманскому монастырю не может датироваться 1507 г., так как в ней Константин Острожский фигурирует как «пан виленский», каким он был между 1513 и 1522 г. В рамках этого временного промежутка употребленный в записи «8 индикт» указывает на 1520 г. Подлинность грамоты монастырю в Тороканях вызывает сомнения: в 1517 г. не существовало еще уряда «каштеляна волынского», позднее среди волынских каштелянов не было Пясечинских. По мнению М. С. Грушевского, язык грамоты дает основания утверждать, что это фальсификат 2-й пол. XVIII в. (Грушевський. Icmopiя Т. 5. С. 264). Грамота 1507 г. была затем дополнена новым пожалованием Сигизмунда I 1511 г., по которому кн. К. И. Острожскому предоставлялось право в монастыре «общину въстановити и ряд справити подлуг их закону греческого». Особенность этого документа в том, что он определяет порядок выборов игумена обители — кандидата на игуменство должны были предлагать королю «князи, панове и земяне Волынское земли» вместе со старцами монастыря. При этом игумен обязывался дать королю 60 золотых «челобитья» (Архив Юго-Западной России. 1907. Ч. 8. Т. 4. 34. С. 289). Эта попытка поставить Жидичинский монастырь под коллективный патронат Волынских владык — одно из первых проявлений стремления сословных объединений шляхты и мещанства подчинить своему контролю церковные учреждения, находившиеся ранее под великокняжеским патронатом. Полоцкий привилей содержит ряд статей, определявших статус и характер отношений между разными группами местного духовенства. Так, подтверждалось право владыки получать с попов в свою пользу налог — «куница соборная шерстью» (аналогичная норма есть и в витебском привилее — там же.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Итак, статья митрополита Николая (Ярушевича) , которая прозвучит особенно актуально сейчас – «Голос свидетеля» в «Литературной газете» за 6 марта 1952 года. Действительно, репрессии все нарастают. Сталин проводит репрессии не только по отношению к Церкви, он проводит репрессии в целом в стране, готовится полная ротация коммунистических кадров, что, собственно, и побудило спасавших свои жизни членов Политбюро избавиться от Сталина. Как вы, наверное, знаете, историки до сих пор спорят, каковы же были подлинные обстоятельства смерти Сталина, было ли это убийство, была ли это естественная смерть. А была ли это – и, скорее всего, эта точка зрения справедлива, смерть от неоказания помощи, потому что целые сутки Сталин был лишен возможности получать медицинскую помощь. И это была позиция членов Политбюро, таким образом спасавших свои жизни. Вот такая была атмосфера в стране, в которой Церковь находилась, увы, на переднем краю всех треволнений и всех потрясений. И вот в это время появляется «Литературная газета», в которой – статья митрополита Николая (Ярушевича) «Голос свидетеля». Он как член Комиссии по расследованию немецко-фашистских преступлений – даже злодеяний, как она называлась, делится своими впечатлениями о том, какой клевете подвергается его Родина на Западе в связи с тем, что вновь начинают говорить о Катынском деле. «Правящие круги США, в своем безудержном стремлении клеветать на мою Родину, выступили с новой чудовищной провокацией. Своей акцией по поводу так называемого «Катынского дела» они хотят – как это правильно понял весь наш народ – реабилитировать гитлеровских преступников, организовавших убийство в Катыни тысяч польских офицеров и солдат. Катынское злодеяние – одно из самых подлых, самых омерзительных преступлений, совершенных немецко-фашистскими изуверами в их походе против человечества, рожденном бредовыми мечтаниями о господстве над земным шаром. На вечные времена вошло это злодеяние в историю, как бессмертный обвинительный акт против тех, кто поведение свое строил на лжи, ненависти, высокомерии, расчетливом, «научно обоснованном» человекоистреблении. И грозные страницы этого акта не смыть никакими химическими реактивами, не выбить никакими атомными взрывами, не выжечь никаким металлом, даже золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В послевоенные годы по роду своей деятельности митрополит Николай посетил страны Европы и Ближнего Востока. Русские люди в зарубежье принимали его с редкой теплотой и сердечностью как посланца утраченной Родины. Его встречи с русскими эмигрантскими общинами помогли многим священнослужителям и мирянам вернуться под омофор Московского Патриарха. Помимо руководства ОВЦС (с 4 апреля 1946 г.) митрополит Николай также редактировал «Журнал Московской Патриархии», писал статьи для него, был блестящим проповедником и умел найти путь к сердцам и богословски просвещенных слушателей, и светски образованных мирян, и благочестивых простых людей. С 1947 по 1952 г. в четырех томах были изданы проповеди, речи и статьи митрополита Николая на миротворческие темы. Как митрополит Крутицкий и Коломенский владыка Николай был постоянным членом Священного Синода.    Устранением митрополита Николая чистка епископата не ограничилась. 15 сентября 1960 г. по требованию Совета по делам Русской Православной Церкви от управления Ташкентской и Среднеазиатской епархии был устранен архиепископ Ермоген (Голубев), который мужественно защищал Церковь, препятствуя закрытию приходов в своей епархии. Совет обвинил его в том, что он «взял на себя функции религиозных обществ по ремонту и охране молитвенных зданий, создав при епархиальном управлении специальный аппарат во главе с инженером-строителем». В указе о его увольнении употреблена своеобразная формулировка: не «на покой», как обычно, а «с предоставлением ему отпуска», срок которого, правда, Синодом не был ограничен и продолжался до июня 1962 г., когда владыка Ермоген получил назначение на Омскую кафедру. Святейший Патриарх и члены Синода высоко ценили этого архипастыря, велика была его популярность и в церковном народе.    В марте 1960 г. от управления Казанской епархией был устранен и уволен на покой архиепископ Иов (Кресович). Он ездил по городам и селам и призывал свою паству твердо стоять за храмы Божии и не допускать упразднения приходских общин. Архиепископ Иов был арестован, и ему предъявили обвинение в сокрытии доходов и неуплате налогов. В июне 1960 г. Верховный суд Татарской АССР приговорил его к лишению свободы и конфискации имущества за неуплату налогов с так называемых «представительских сумм», которые по закону и не подлежали налогообложению. Это был просто предлог, и митрополит Николай (Ярушевич) не скрывал этого в беседе с архиепископом Брюссельским Василием (Кривошеиным): «Архиепископ Иов предложил все уплатить, что с него требуют. Тем не менее его приговорили к трем годам!» Через десять лет сам владыка Иов, в то время занимавший Уфимскую кафедру, рассказывал все тому же архиепископу Василию: «Знаете, когда я попал в тюрьму, все меня бросили, все отреклись от меня... Испугались. Один митрополит Николай (Ярушевич) не испугался. И до суда и после осуждения поддерживал меня чем мог, писал мне. Он один!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Петроградская Автокефалия Епископ Петергофский Николай – молодой обаятельный архиерей, сделавший «блестящую карьеру», пользовался популярностью в народе за свою мягколирическую манеру служить, за свои изящные по отделке, хотя и строго традиционные по содержанию проповеди, за свою вежливость, «приятность», доступность и простоту в обращении. Рукоположенный всего лишь три месяца назад в епископа, Преосвященный Николай занимал в то время должность Наместника Александро-Невской Лавры. Основываясь на праве ставропигии, которым обладают Лавры, епископ Николай вел непосредственные переговоры с ВЦУ. Следует отметить, что тактика отсрочек и оттяжек применялась им необыкновенно умело и ловко, чему в значительной мере способствовала природная уклончивость Владыки-дипломата . Обновленческий епископ Николай Соболев нанес официальный визит в Лавру. И на этот раз епископ Николай (Ярушевич) , Наместник Лавры, остался верен себе: он осыпал Николая Соболева ласками, комплиментами, любезностями, так что тот уехал совершенно очарованный и, возможно, в первый момент не заметил одной лишь детали: Наместник не пригласил его служить в Лавре, а без этого вся его любезность не имела ровно никакого значения и ни к чему его не обязывала. Затем на протяжении месяца епископ Николай вел все ту же ловкую и умную дипломатическую игру, и, наконец, когда эта тактика недомолвок и проволочек стала совершенно невозможной, потребовалось заявить ясно и недвусмысленно о признании ВЦУ и войти с Николаем Соболевым в евхаристическое общение, епископ «разыграл финал»... Он умудрился одновременно и уйти, и остаться; и все признать, и не признать ничего. В этом легко убедиться, прочтя следующий документ: «В Петроградское Епархиальное Управление Епископа Николая (Я). Будучи вполне и безусловно лояльным в отношении ВЦУ и Петроградского Епархиального Управления, прошу Петроградское Епархиальное Управление об оставлении меня в должности Настоятеля Лавры, чтобы я мог продолжать свою посильную работу на пользу Церкви в новых условиях ее существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

- 16 февраля 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение патриарх Алексий (Симанский) выступил с речью, в которой говорил об особой роли Русской Православной Церкви в истории России. Какой практический смысл был в этом выступлении, не было ли оно напрасным? - Здесь важно понимать, что перед этим выступлением патриарх Алексий (Симанский) говорил с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Григорием Карповым.  Интересна эволюция этого человека. С 1943 года он был рядом с архиереями, и это время не прошло для него даром. 21 февраля  1960 года, через пять дней, после выступления патриарха  Карпов был уволен на пенсию, он знал о своей скорой отставке и дал свое согласие на это выступление патриарха Алексия, поскольку у них были очень хорошие человеческие взаимоотношения. Интересно окончание этой речи, которую услышали многие люди и получили надежду на то, что верующие переживут и эти гонения: «Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».   Митрополит Николай (Ярушевич) -Одной из самых известных жертв хрущевских гонений стал митрополит Николай (Ярушевич). Как Вы оцениваете роль этого иерарха в истории Церкви и насколько обоснованы предположения о том, что митрополит Николай умер не без помощи других людей? - У патриарха Алексия и митрополита Николая были довольно сложные отношения в означенные годы, отставка митрополита Николая (Ярушевича) с поста председателя ОВЦС МП  была вынужденной, как и его последующее отстранение с кафедры. Вскоре  первый председатель Отдела внешних церковных сношений умер при странных обстоятельствах, приходили даже телеграммы от верующих с просьбой представить доказательства о том, что митрополит Николай не был отравлен. Что касается оценки его личности. Это был один из выдающихся архиереев ХХ века.  Как и патриарх Алексий, митрополит Николай прожил долгую и трудную жизнь, и  они правильно и глубоко оценивали то, что происходило в стране. Во многом он был прагматиком, и использовал любую  возможность для укрепления Церкви даже в тяжелейших условиях.

http://foma.ru/romantik-xrushhev-i-ego-c...

4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль иерархов Русской Православной Церкви – митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). Все трое сполна хлебнули арестов и лагерей, но, освободившись из них, продолжали вести православную, патриотическую работу. Сталин сам завёл речь о необходимости возрождения Церковной жизни и скорейшего избрания Патриарха. В ходе двухчасовой беседы обсуждались многие вопросы Русской Православной Церкви: о проведении Собора для избрания Патриарха, об открытии храмов и духовных учебных заведений, возобновлении издания церковного журнала и организации свечных заводов, расширении прав духовенства и снятии ограничений на деятельность религиозных общин. «Русская Церковь, – подчеркнул Сталин, – может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР». По указанию Сталина при Совнаркоме СССР создаётся специальный орган – Совет по делам Русской Православной Церкви, которому отводилась роль посредника между правительством и Церковью. «На этой встрече, – пишет Д. Поспеловский, – был заключён своего рода устный конкордат между патриархией и Сталиным, по которому Сталин обещал благосклонную политику и невмешательство во внутреннюю жизнь Церкви, а церковное руководство брало на себя поддержку Советской политики, особенно внешней политики. Функции квазиминистра иностранных дел Церкви были возложены на митрополита Николая (Ярушевича), ставшего митрополитом Крутицким, по положению и традиции – правой рукой Патриарха. (…) Сталин свои обещания сдержал. Массовых гонений на Церковь уже до самой его смерти не было…». Поместный Собор был проведён в кратчайшие сроки. «Собор состоялся 8 сентября 1943 года, и на нём Сергий (Страгородский) был официально избран Патриархом Московским и всея Руси, хотя он уже 17 лет фактически исполнял эти обязанности. Собор также избрал Священный Синод Русской Православной Церкви. Многие священники были возвращены из тюрем и лагерей. Собор 1943 года завершил процесс послереволюционной перестройки РПЦ, распавшейся в начале 20-х годов на несколько враждовавших между собой ответвлений. На очереди стояла консолидация Церкви по всей территории Советского Союза» (Сергеев А.Г. «Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет»).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ko...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы Источник:  Православие.ру 1959 год станет годом, который совпадет с подготовкой ухода Г.Г. Карпова с поста председателя Совета по делам Русской Православной Церкви и с отстранением митрополита Николая (Ярушевича) от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Г. Карпов будет отправлен на пенсию в феврале 1960 г., а новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви уже в июне подвергнет резкой критике внешнюю деятельность Церкви, назвав митрополита Николая виновником ее неиспользованных возможностей: " Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных Церквей вокруг Русской Православной Церкви ...и усилению борьбы за мир " . Всё это было предвестником нового государственного курса в отношении Церкви, известного как " хрущевские гонения " . 1959 год 25 января папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической церкви. В условиях глубочайшей законспирированности была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. " Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к собору и к тем решениям, которые на нем были приняты " , – эти слова советский дипломат Ю. Карлов, чья служба в те годы проходила в советском посольстве в Италии, скажет 34 года спустя означенных событий. 22 февраля – первая реакция Русской Православной Церкви на объявление о соборе Католической церкви: на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха), патриарх Алексий подчеркнул, что " Русская Православная Церковь не может участвовать в соборе католиков и не считает такой собор Вселенским " . Его поддержал приглашенный на прием греческий посол (обо всем увиденном и услышанном Г. Карпов в секретной записке доложил ЦК КПСС тремя дням позже).

http://religare.ru/2_98591.html

18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, состоялись торжества в Троице-Сергиевой лавре, в которых приняли участие: Патриарх Александрийский и всей Африки Христофор, Католикос и Патриарх всей Грузии Мелхиседек, Патриарх Румынской Православной Церкви Юстиниан, Митрополит Пражский и всей Чехословакии Елевферий, Митрополит Варшавский и всей Польши Макарий, представители Антиохийской Православной Церкви митрополит Илиопольский Нифон и епископ Сергиопольский Василий, представитель Болгарской Православной Церкви архимандрит Максим. Делегации восьми Православных Церквей приняли послание " К христианам всего мира " , в котором звучали призывы поддержать мирные чаяния и надежды человечества. Особое внимание было уделено Александрийскому патриарху Христофору. (В мае 1955 года Совет Министров СССР принял решение о выделении ему 5 тыс. египетских фунтов; для создания подворья передавался храм в Одессе). Материальная поддержка Восточных Патриархатов была традиционной в истории Русской Церкви. В 1955 году упрочение связей с Египтом стало и государственной внешнеполитической В августе 1955 года митрополит Николай (Ярушевич) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Представление о награждении от Совета по делам Русской Православной Церкви было внесено в ЦК КПСС еще в декабре 1954 года. Интересны, на наш взгляд, аргументы Совета: " В период окончания его [митрополита Николая] работы в Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний обещали наградить, но не наградили... за два-три последних года ждал присуждения Международной Сталинской премии " За укрепление мира между народами " ... " И далее интересный текст: " Несмотря на отрицательные качества, им проделана большая патриотическая работа, и в этом направлении он будет использоваться еще долгое время. С целью ослабить нездоровые настроения митрополита Николая и имея в виду предстоящие в 1955 году его поездки в капиталистические страны – Англию, Западную Германию, – по мнению Совета, было бы целесообразно отметить его патриотическую деятельность и в связи с исполнившимся 13 января 1952 года 60-летием " . О каких отрицательных качествах и настроениях писал Г.Г. Карпов? О твердой убежденности, о желании поставить перед властью вопросы о созыве Поместного Собора, об увеличении количества духовных семинарий и академий, о проповеднической деятельности духовенства. Он всегда был неудобен власти, но она с уважением относилась к этому выдающемуся пастырю и большому международному деятелю.

http://religare.ru/2_98541.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010