Вообще Ленин и Хрущев, при всех их внешних различиях очень близки внутренне. Это прежде всего яростные разрушители духовной, да и материальной жизни народа. Вспомним хрущевскую политику по отношению к деревне, добивающую крестьянские хозяйства, внешнеполитические авантюры, разрушение целых родов войск в армии... Одним словом, сатанинскую идею по скорейшему построению «коммунизма» Хрущев проводил по всем направлениям с присущей ему энергией. Однако, чаша терпения вскоре переполнилась. И что, конечно, не может быть случайностью, смещение «кукурузника» со всех постов произошло на Пленуме ЦК 14 октября 1964 года, причем именно в ночь, когда Русская Православная Церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы! Ведь наша Церковь и является воплощением идеи – Дом Пресвятой Богородицы, причем сам Покров – праздник преимущественно русский национальный. Сам Андрей Юродивый, которому в X веке в Константинополе явилась Пресвятая Богородица, держащая Свой Покров над молящимися в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых, был славянином, македонцем. Причем, так торжественно, как у нас на Руси, этот праздник нигде не отмечается, даже в братских Церквях Сербии и Болгарии. Храмов в честь Покрова в России – бесчисленное множество... Тема хрущевских гонений неразрывно связана с именем великого святителя Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) , о котором и хотелось бы рассказать. По национальности он был белорус, его отец служил настоятелем Ковенского кафедрального собора. Этот храм и сейчас стоит в Ковно (Каунасе), но в начале 1920-х годов он был превращен в костел. Что интересно, роспись стен осталась прежней, над органом и сейчас находятся изображения Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Алексия, митрополита Московского и Всея Руси... В начале века это был гигантский для западнорусского края собор. Юноша (в миру Борис Дорофеевич Ярушевич) с детства проявлял незаурядные способности к математике. Еще когда он заканчивал гимназию в Ковно, всех поражало его уникальное дарование. Протоиерей Дорофей хотя и желал, чтобы сын наследовал священство, сдался перед уговорами и отдал сына на математический факультет Петербургского университета. Однако, молодой Борис не пошел по пути, который ему предсказывали. Закончив, причем с блестящими успехами, первый курс университета, он поступает в Петербургскую Духовную Академию, экстерном сдав экзамены за Семинарию. По окончании курса Академии он принимает монашество с именем в честь Святителя и Чудотворца Николая. Вот эти решительность, бесстрашие и ярко выраженное волевое начало были свойственны Владыке от начала его жизни и до конца, когда он единственным из всех русских святителей открыто выступил против хрущевских гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Не стало Бориса Дорофеевича, но появился на ниве Христовой в качестве одного из делателей ее инок Николай. А на другой день 11 (24) октября в храме-усыпальнице Иоанновского женского монастыря, что на р. Карповке за Божественной литургией тот же Преосвященный Анастасий рукоположил инока Николая в сан иеродиакона. Таким образом, первая степень священнослужителя о. Николаем получена под сводами того св. храма во имя св. прп. Иоанна Рыльского, где почивает честными останками своими Всероссийский молитвенник, батюшка отец Иоанн Кронштадтский . Здесь у дорогой гробницы Кронштадтского отца, воплотившего в себе идеал православного пастыря, молодой о. иеродиакон получил благословение на новый жизненный путь, дабы и ему быть идеалом пастырства и красою архипастырства. В воскресенье 12 (25) октября опять в родном храме своей Alma Mater – Духовной Академии – за Божественной литургией Преосвященный Анастасий, рукоположил иеродиакона Николая в сан иеромонаха с причислением его к церкви 12-ти Апостолов, что при СПб Духовной Академии. В совершении этой литургии принимал участие протоиерей Дорофей, который стоял первым одесную архиерея, а потому самому родителю пришлось принять во св. Царских Вратах ставленника от диаконства и, обведя его трижды вокруг св. престола, подвести сына своего к пресвитерскому сану. Монашеский подвиг может выражаться в двух видах. Одни монахи несут свое служение Богу в строгом и внешнем уединении от мира, не выходя из стен монастыря. Другие, отвергнув свое «я», живут в гуще народной жизни и, как возжженный светильник на свещнице, светят миру своею высоконравственной жизнью. Тот и другой вид монашеского подвига равноценен. Иеромонах Николай поднял на себя второй вид монашеского подвига. Христиански настроенный, воспитавший себя на традициях отцов и учителей Церкви, в частности, св. Григория Нисского , иеромонах Николай начал «подвизаться добрым подвигом веры» вне монастыря. Он предается своей личной молитве и самоуглублению, желая опять погрузиться в свои ученые занятия, но высшая церковная власть налагает на него первое монашеское послушание: определением Святейшего Синода от 18 октября 1914 года он командируется на театр военных действий в санитарный поезд в качестве духовника-проповедника, с сохранением звания профессорского стипендиата. Приказом же о. протопресвитера военного и морского духовенства от 27 ноября того же года переведен исполняющим обязанности полкового священника Лейб-гвардии Финляндского полка. В тяжелых условиях походной жизни о. Николай получил простуду в тяжелой форме и, ввиду болезни, освобожден приказом от 27 декабря 1914 г. от обязанностей полкового священника и возвращается к научным занятиям при Академии, где продолжает работу над магистерской диссертацией. В 1915 году

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21-23 НОЯБРЯ 1944 г. Созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) как подготовительный к Поместному Собору, к-рому предстояло избрать нового Патриарха. Заседания проходили в здании Патриархии в Чистом пер. в Москве под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола Ленинградского митр. Алексия (Симанского) , в Соборе участвовали 50 архиереев РПЦ. Во вступительном слове митр. Алексий отметил, что условия для развития церковной жизни благоприятны и что со стороны правительства Церковь видит полную поддержку в церковных и патриотических начинаниях: за последний год было открыто более 200 храмов, Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы в Москве, Патриархией издается журнал, отражающий церковную жизнь. Далее митр. Алексий напомнил, что в своей деятельности архипастыри РПЦ должны строго придерживаться церковных канонов и установлений и не допускать их нарушения, это является залогом существования твердой церковной власти. В заключение своей речи митр. Алексий изложил программу предстоящего Поместного Собора, отметив главную его задачу - избрание Патриарха. По докладу митр. Крутицкого Николая (Ярушевича) А. С. принял в общение с МП РПЦ архиепископа правосл. карпатороссов в Америке Адама (Филипповского) , в 1939 г. лишенного сана за непослушание Патриархии. Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Ленинградский Алексий (Симанский) (справа) и митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) во время заседания Архиерейского Собора 1944 г. Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Ленинградский Алексий (Симанский) (справа) и митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) во время заседания Архиерейского Собора 1944 г. На вечернем заседании 22 нояб. А. С. заслушал доклад архиеп. Псковского Григория (Чукова) по проекту «Положения об управлении Русской Православной Церкви» . Положение должно было заменить большую часть определений Поместного Собора 1917-1918 гг. , к-рые не могли применяться ввиду их радикального противоречия советскому законодательству. Затем митр. Алексий выступил с докладом о патриотическом служении Церкви в годы войны. С докладом о деятельности Богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов выступил назначенный ректором Богословского ин-та проф. прот. Тихон Попов , в недавнем прошлом обновленческий архиерей. Отчет о деятельности редакции «Журнала Московской Патриархии» представил ее ответственный секретарь прот. Александр Смирнов .

http://pravenc.ru/text/76502.html

поиск:   разделы   рассылка Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 2. 1956–1958 годы Источник:  Православие.ру " Холодная война " оставалась стержнем международных отношений и в конце 1950-х годов. Баланс сил зависел от наличия современных средств вооружений. Создание в августе 1953 года водородной бомбы давало нашей стране военно-стратегическое преимущество. После событий в Венгрии осенью 1956 года обеспечение мира " с позиции силы " стало ведущей внешнеполитической линией обеих супердержав, каждая из которых продолжала наращивать свое влияние. Только за 1957–1964 годы Советский Союз заключил более 20 соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами. Победа кубинской революции 1959 года наглядно показывала притягательность социализма в мировом масштабе. В те годы появилась даже удивительная шутка: слово " Куба " расшифровывалось по первым буквам как " коммунизм у берегов Америки " – и это точно передавало дух времени. По-прежнему укреплялось и развивалось движение за мир. Как известно, на XX съезде партии Н.С. Хрущев провозгласил мирное сосуществование государств с различным общественным строем основным принципом советской внешней политики. Из этого следовало, что возможно сотрудничество со странами Запада, а война, если даже к ее развязыванию и будет стремиться капитализм, теперь не разразится с фатальной неизбежностью. В программе партии, принятой в 1961 году на XXII съезде, эти теоретические установки нашли свое дальнейшее отражение: " Либо мирное сосуществование – либо катастрофическая война " . Но в реальности мирное сосуществование с Западом понималось и принималось как новая форма противостояния, допускающая широкий спектр внешнеполитических мер: от мирных инициатив до силового давления. Но по-прежнему неизменным оставалось желание людей жить в мире. Миротворческое движение ширилось и укреплялось. И на фоне " хрущевской церковной реформы " , правда о которой станет известной лишь в начале 1990-х годов, Русская Православная Церковь продолжала свое миротворческое служение под твердым водительством председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Николая (Ярушевича).

http://religare.ru/2_98579.html

В одном из таких рапортов, от 6 янв. 1923 г., говорилось: «В последнее время автокефалисты особенно энергично начали свою работу... На Рождественских святках ходят по приходам, агитируют против обновленческого движения и соввласти… На подобную агитацию Николай Ярушевич дает благословение протодиакону Князь-Владимирского собора, запрещенному в священнослужении обновленцами за контрреволюционную агитацию. В подтверждение получения заграничных инструкций служит их теперешняя очень сильная агитация выборных Петроградского митрополита - выбрать Николая Ярушевича. При агитации Ярушевич выдвигается как человек высокого ума и надежный в политическом отношении». 11 янв. 1923 г. в Петроград прибыл с инспекцией начальник 6-го (антицерковного) отд-ния Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучков . По результатам поездки он представил 26 янв. своему руководству доклад, в к-ром объяснял провал в Петрограде «работы по расколу среди церковников» тем, что «проведением работы всецело ведал отдел управления Губисполкома в лице тов. Кондратьева и его 2 помощников, которые конечно наших директив не читали и проводили свою политику, заключающуюся в осоветизации церкви и поддержке наиболее популярных и видных среди мирян попов - в данном случае - автокефалистов, в лице... епископа Ерушевича (так в документе.- Ред.). Такого же взгляда очевидно держался и Губком, в частности тов. Зиновьев». Тучков докладывал: «После того, как мною на специально созванном совещании в Губисполкоме была сделана информация и выражена точка зрения Центра, тов. Питерцы согласились и решили передать всю работу Губотделу ГПУ... Автокефалию же ликвидировать путем ареста 4-5 человек». 30 янв. вопрос о положении в Петрограде был рассмотрен на заседании Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) (см. Комиссия по проведению отделения церкви от государства ). Комиссия после сообщения Тучкова осудила местные органы власти, к-рые не проявляли должной жесткости по отношению к «тихоновщине». В частности, было признано «вопиющей ненормальностью», что «церковная политика в Питере ведется не ГПУ под контролем и руководством парторганизации, а отделом управления Петросовета».

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Митрополит Николай – первый настоятель и организатор прихода Петропавловского собора в Петергофе Резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина от 20.11.1918 г. исполняющим должность настоятеля Петергофского Петропавловского собора был назначен отец иеромонах Николай (Ярушевич) . Петропавловский собор как бывший придворный, не имел своего прихода. Богослужения совершались только в воскресные и праздничные дни по придворному этикету («по-скору»). Для организации прихода требовалась упорная ежедневная работа и отцу Николаю пришлось начинать все сначала. Со свойственным ему организаторским талантом принимается о. Николай за пастырское делание и организует приход согласно приходскому уставу 1918 года. Каждое приходское начинание благословлялось им как инициатором той или другой стороны приходской жизни, и в каждом деле он сам принимал активное участие: обходил квартиры православных жителей Нового Петергофа, заполнял опросные карточки для составления приходской книги, лично знакомился со своими прихожанами, ободряя и утешая их в эти трудные годы (1918–1920 гг.). Много потрудился о. Николай при организации церковного любительского хора и кружка декораторов при храме. С начала 1919 г. начинаются уроки Закона Божия. Старшими группами руководил лично о. Николай. Постепенно вводятся ежедневные богослужения, на которые собиралось множество верующих. Особенно привлекали богомольцев вдохновенные проповеди молодого настоятеля. За каждым богослужением он с особым подъемом благодатно поучал свою паству. И уже тогда за ним укрепилось звание «Новый Златоуст». Если для иного священнослужителя проповедничество является трудным делом, то для о. Николая это его стихия, его призвание: «Живым глаголом жечь сердца людей». 15.12.1919 г. о. Николай был возведен в сан архимандрита и назначен Наместником Александро-Невской Лавры. Петергофцы были рады столь высокому положению своего любимого батюшки и, чтобы закрепить не только духовную связь с ним, но и официальную, избирают его почетным настоятелем своего собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

о. Николай стал преподавателем в Петроградской Духовной Семинарии, где ведет предметы: литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира от 26 февраля 1915 г. о. Николай награжден набедренником за «отличное несение пастырских обязанностей на театре военных действий». С 9 мая 1915 года о. Николай начинает посещать в г. Новый Петергоф церковь св. мученицы царицы Александры для богослужения и проповедничества, вначале из-за отсутствия священника при этой церкви, а с сентября 1915 г. для совместного с ним служения. 26 сентября 1915 года молодой ученый о. Николай выступает в семинарском храме со словом поучения перед своими питомцами – юными богословами. А вскоре эта проповедь появляется в печати в виде отдельной брошюры «Испытание любви». В 1916 г. выходит новый богословский труд «Путь ко спасению по св. Григорию Нисскому » и издается отдельной книгой. Многие его статьи, заметки и проповеди печатались в журналах, газетах, церковных ведомостях: «Сеятель», «Колокол» и др. периодических изданиях. В духовных журналах печатались и его стихотворения: «Осенний вечер», «Зеленецкой обители», «Вечная славная память» и др. В 1915–1916 гг. о. Николай законоучительствовал в Реальном училище Черняева. 12 декабря 1916 г. был назначен митрополитом Питиримом настоятелем церкви св. Николая Чудотворца при Николаевской детской больнице в Петрограде, с сохранением преподавательской деятельности при Семинарии. С мая по июнь 1917 г. о. Николай состоит членом комиссии при Св. Синоде по делам монастырей и монашества. С 5 июля 1917 года братией Александро-Невской Лавры – академическим монашеством, он избирается членом Духовного собора Лавры. В 1917 году он завершает свой капитальный труд и пред. ставляет его в Совет Петроградской Духовной Академии как магистерскую диссертацию. Труд «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)» получает вид законченной и тщательно обработанной монографии (главнейшие источники и пособия, использованные при написании диссертации: на русском языке – 488, на немецком языке – 48, на латинском – 17, на французском – 15, на греческом – 8, на английском – 3, на польском – 3 и на украинском языке – 1). Защита иеромонахом Николаем отпечатанной в Синодальной типографии магистерской диссертации представляла праздник богословской науки. Так именно назвал эту защиту присутствовавший на диспуте профессор П. Н. Жукович в письме к своему ученику, ждавшему очереди для защиты своей диссертации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

«Мне хочется всем вам сказать: “Христос Воскресе!”» Монахиня Магдалина (Некрасова) о митрополите Николае (Ярушевиче) Николай Бульчук Митрополит Николай (Ярушевич) (1891–1961) – первый председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, пастырь, богослов, дипломат. На протяжении многих лет он оказывал сопротивление давлению безбожной власти. Монахиня Магдалина (Некрасова), насельница Марфо-Мариинской обители милосердия, поделилась с нами своими воспоминаниями об этом выдающемся владыке, о его роли в соединении трех юрисдикций РПЦЗ, а также о своей непростой судьбе.    Митрополит Николай (Ярушевич)      – Матушка, вы были знакомы с владыкой Николаем с детства, нам очень интересны ваши воспоминания… – Спасибо большое, я рада вашему горячему интересу и отношению к личности владыки Николая. Да, владыка приезжал в Париж, где я родилась, жила и выросла, в 1945 году. Это было сразу после войны, мне к этому времени еще не исполнилось 12 лет. Конечно, это было давно, поэтому многие впечатления стерлись, но владыку я запомнила прекрасно! – Детские впечатления ведь обычно очень яркие? – Да, впечатления неизгладимые. Но впечатления обычно переживают, а как о них рассказать, чтобы их могли хотя бы отчасти пережить другие?.. Не знаю. То, чем владыка Николай был для меня тогда, осталось и сейчас во мне, хотя мне уже вот 83 года. Я никогда ничего не забуду… Вы спросили о впечатлениях, которые он оставил – это были впечатления от его приезда в Париж. Остальные впечатления – когда уже мы вместе с родителями вернулись в Россию и видели владыку на Родине. Мы приехали в СССР в 1947 году… Недавно было где-то опубликовано письмо Сталина, в котором говорилось, что бывшие эмигранты (если только они не участвовали в военных действиях на стороне немцев во время Второй мировой войны) могут совершенно спокойно возвращаться на Родину и никаких проблем у них не будет из-за того, что они попали за границу во время первой эмиграции. В общем, они могут не бояться… – Расскажите немного о своей семье, о родителях. Как попали родители во Францию?

http://pravoslavie.ru/100251.html

Верный идеям " нового " курса, искренне считавший, что это можно и нужно делать, Г.Г. Карпов вновь поднял вопрос о возможности созыва Всеправославного Собора. Он услышал в ответ, что право на созыв принадлежит Вселенскому патриарху, " первому среди равных " . Это председатель Совета знал хорошо. И все же в конце беседы Г. Карпов попросил патриарха и митрополита Николая рассмотреть вопрос о возможности созыва конференции или совещания Православных Церквей в 1960–1961 годах, при этом он подчеркнул, что место проведения может быть и вне СССР. 19 мая в журнале " Темпо " за подписью неизвестного в СССР журналиста Ламберто Фурно была опубликована статья " Примут ли русские участие во Вселенском соборе? " . Клеветническая статья сообщала миру о том, что русские примут участие в работе собора, что договоренности по этому вопросу уже есть. Автору трудно было смириться с ростом авторитета Русской Церкви, с ее противостоянием давлению Ватикана в послевоенные годы. Жажда взять верх была видна в каждой строке: " Восточные раскольники переживают в настоящее время самый серьезный кризис в своей истории, и, таким образом, призыв папы к единству пришел в тот весьма благоприятный психологический момент, когда доктрина " Москва – Третий Рим " зашла в тупик " . По мнению автора, " сближаться " отказывается только православная иерархия, верующие же этого желают. Подтверждением такого тезиса стала очередная ложь: " В последние дни пришло сообщение о враждебной настроенности Сербского патриарха Германа, который угрожает суровыми репрессиями верующим и духовенству, благоприятно относящимся к процессу сближения " . Реакция Московского Патриархата на статью была быстрой и жесткой. Опровержение подготовил митрополит Николай (Ярушевич). Председатель Отдела внешних церковных сношений назвал статью бредом и подчеркнул, что Русская Церковь рассматривает собор как католический, и ни в одном из подобных, созываемых папами с 1054 года, Русская Православная Церковь не принимала и не предполагает принимать участие.

http://religare.ru/2_98591.html

Власть поддержала решение Церкви дать опровержение через советскую центральную прессу. Особо важно подчеркнуть, что весной 1959 года власть разделяла позицию Русской Православной Церкви, которая исключала любую форму ее участия в католическом Что касается внутренней политики властей по отношению к Церкви, то она становилась все более жесткой. Развернувшаяся кампания против духовенства и верующих, ее методы и формы напоминали то, что происходило в годы воинствующего атеизма. 31 мая Святейший Патриарх Алексий и председатель ОВЦС митрополит Николай (Ярушевич) направили в адрес Н.С. Хрущева письмо, в котором привели примеры клеветы и оскорблений духовенства и верующих советской печатью. Вспомним только некоторые из них. В Ивановской газете " Рабочий край " 12 апреля 1959 года опорочены имена священников – Андрея Сергеенко, Лозинского и других. Редакция отказалась печатать опровержение, хотя ей были предоставлены данные, подтверждающие ее неправоту. В газете " Северная правда " от 29 апреля 1959 года проповеди митрополита Николая были названы " ярким примером современного религиозного мракобесия " . Цитаты были вырваны из контекста, сам тон статьи был издевательским, искажающим мысли митрополита, высказанные в проповедях. Газета " Правда " 10 апреля опубликовала чудовищную статью " Житие отца Терентия " , в которой был оклеветан архиепископ Ставропольский Антоний, " давший якобы распоряжение разрыть могилу умершего священника и снять с него крест. Следствие этого не подтвердило... " Письмо осталось без ответа. В декабре в Совете по делам Русской Православной Церкви патриарх Алексий и митрополит Николай вновь подняли вопрос об оскорблении верующих и духовенства на страницах советских газет. Чудовищная клевета дискредитировала духовенство в глазах народа. Трагичным был и тот факт, что ни одна редакция не принимала священнослужителей и не печатала опровержения о не подтвердившихся фактах. В декабре 1959 года состоялся визит в СССР руководства Всемирного Совета Церквей во главе с генеральным секретарем Виссерт-Хуфтом. Цель приезда – желание договориться о вступлении Русской Православной Церкви в экуменическое

http://religare.ru/2_98591.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010