Алешин А.А. Проблемы развития духовного образования на страницах «Журнала Московской Патриархии» в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 годы//Вестник Челябинского государственного университета. 2014. 8 (337). С. 79-87. См., напр.: Страгородский С., патр. От святейшего патриарха Сергия ко дню нового 1944 года//ЖМП. 1944. 1. С. 5. Ярушевич Н., митр. От митрополита Киевского и Галицкого Николая из г. Киева//Там же. С. 6. Городцев В., архиеп. От архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея//Там же. 8. С. 39. Сталин И.В.: 1) Архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею//Там же. С. 10; 2) Сергию епископу Кировоградскому//Там же. 12. С. 10. Ломакин Н., прот. Немецкие зверства в г. Старом Петергофе близ Ленинграда//Там же. 1943. 2. С. 40. См. об этом: Шкаровский М.В. Город на все времена. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. С. 254. Будучи секретарем Ленинградских митрополитов, о. Николай выезжал на места для изучения фактов немецких злодеяний в данных областях. Цит. по: Ломагин Н.А. Неизвестная блокада: в 2 кн. Кн. 2. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С. 102. Корреспонденции с мест//ЖМП. 1944. 3. С. 45-46. Вручение медалей «За оборону Москвы»//Там же. 1945. 1. С. 14. Осуждение изменников вере и отечеству, принятое там же//Там же. 1943. 1. С. 16. Страгородский С., Патриарх Московский и всея Руси. Послание Патриарха Сергия к 26-й годовщине Советского государства//Там же. 3. С. 3-4. Ярушевич Н., митр. Обращение митрополита Николая к клиру и верующим Украины//Там же. С. 5-6. Симанский А., митр. Архипастырское послание митрополита Ленинградского и Новгородского к пастырям и пастве в местностях, освобожденных от вражеской оккупации фашистского гнета//Там же. 1944. 4. С. 5-8. Там же. С. 7. Ярушевич Н., митр. Танковая колонна Русской православной церкви имени Димитрия Донского//Там же. 1943. 2. С. 30-32. Симанский А., митр. Христианство и война с гитлеризмом//Там же. 3. С. 18-19. Ярушевич Н., митр. Фашисты — злейшие враги культуры//Там же. С. 20-21.

http://patriarchia.ru/db/text/6025689.ht...

м м Василий 13 декабря 2015, 22:07 Спаси вас Господь! Благодарю за публикацию. Присоединяюсь к предыдущим высказываниям, так как тоже хотелось бы прочитать или прослушать последнию проповедь митрополита Николая. НН 13 декабря 2015, 19:15 Мне посчастливилось быть знакомой с крестником митрополита Николая, названным в его честь, внуком знаменитого московского протоиерия Павла Цветкова (Царствие Небесное и Вечный покой им всем троим). Конечно, сам крестник мало что помнил, но рассказов много слышал. Дедушка (О.Павел) говорил, что владыка очень рано поседел до белизны, много страдал и в ссылке, и особенно в войну, приобрёл целый букет болезней; очень любил служить в Преображенском благочинии, в храме Илии Пророка, который никогда не закрывался, а о.Павел Цветков был в нём настоятелем. Доставалось владыке и от своих, и от власти. Владыка безоговорочно был на стороне митрополита Сергия(Страгородского), и если к власти были претензии - он их не скрывал... Последний год жизни владыка жил очень скромно, много болел и умер в Боткинской больнице " то ли от сердца, то ли от отёка лёгких " . Присоединяюсь к просьбам опубликовать последнюю проповедь митрополита Николая. Дмитрий Зубцов 13 декабря 2015, 13:56 Поддерживаю просьбу о публикации проповеди... Самому найти не удалось. Владислав 12 декабря 2015, 23:13 Фотографии с магнитофонами явно недостаточно. Евгений 12 декабря 2015, 19:26 Где найти эту проповедь, которую записал Епископ Василий (Родзянко)? Проповедь митрополита Николая (Ярушевича) Наталья 12 декабря 2015, 15:24 Спаси Вас БОГ! Молите Бога о нашей России. Нельзя ли проповедь Николая (Ярушевича) опубликовать на Вашем сайте и на православном канале " Союз " ? Евгений 12 декабря 2015, 14:06 Дайте ктонибудь ссылку на предсмертную проповедь митрополита Николая (Ярушевича). Где её можно послушать, почитать? С уважением. Марина 12 декабря 2015, 13:25 Спасибо огромное за эту публикацию. Да. только благодаря подвигу новомучеников, подвигу служения действующих тогда отцов Русской Православной Церкви. мы имеем при всей непростой жизни сегодняшний благодатный день церковный. Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/88600.html

В 1996 году, в год 35-летия со дня кончины и 105-летия со дня рождения, в ряде периодических изданий печатаются проповеди Владыки и воспоминания о нем современников. В частности, газета «Православный Санкт-Петербург» публикует проповедь митрополита Николая и в этом же номере в рубрике «Люди Твоя, Господи» статью Л. Самариной «Митрополит Николай» (с. 4). В ней есть слова: «Мы знаем в XX веке множество примеров мученичества за веру – в лагерях, тюрьмах, пытках и изгнании, но были среди духовных лиц люди, жизнь которых выглядела как цепь компромиссов, а была незримым миру мученичеством. И особое место в этом ряду «мучеников совести» занимал... митрополит Николай (Ярушевич) ... На его могиле и по его молитвам происходят чудеса». В следующем году та же газета публикует воспоминания духовной дочери митрополита Николая монахини Евангелии где также приводятся красноречивые факты из его биографии, в частности, содержание диалога, бывшего между Митрополитом Николаем и Н. С. Хрущевым в 1959 году в самолете по пути в Индию. «Он состоял всего из нескольких фраз. Никита Сергеевич подсел к Митрополиту и спросил: «Николай Дорофеевич, а Вы уже подумали о своей замене?» – «О замене? Мы умираем на своем посту.» – «А я все же настоятельно рекомендую подумать Вам о своей замене " ». В 1998 году выходит в свет книга М. Яковлева «Жизнеописание скитоначальника Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры схиархимандрита Феофила (1929–1996)». Киев, 1998. В ней неоднократно идет речь о Митрополите Николае, который рукополагал о. Феофила в иеромонахи. Для нас интересен архивный документ, который приводится автором книги. Это письмо в ЦК КПСС от руководителя Совета по делам Российской Православной Церкви (РПУ) генерал-лейтенанта КГБ Г. Карпова, которое во многом проливает свет на события последних лет жизни Владыки Николая. В нашей книге письмо приведено в Приложении. В канун сорокалетия со дня кончины Митрополита Николая выпущены сразу две книги. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II выходит совместное издание, подготовленное издательской группой «Аксяос» (Одесса) и издательством Московской Патриархии – «Митрополит Николай (Ярушевич) . О православии (из проповедей)», тираж 6000 экземпляров, с предисловием составителя книги протоиерея Бориса Шишко и очерком Т. Веселкиной и М. Анфимовой «Жизненный путь выдающегося иерарха». Автор очерка «О составителе» Юрий Леонов пишет: «В последний период жизни протоиерей Борис Шишко лелеял мечту об издании своего многолетнего труда – сборника избранных проповедей глубоко чтимого им Митрополита Николая (Ярушевича) . О степени почитания сего праведника и яркого проповедника – нового русского Златоуста – свидетельствует обширное и любовно составленное вступительное слово отца Бориса. Помолись за него, читатель!» (с. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Сильно развитое чувство формы в сочетании с тонким эстетическим вкусом является душой того порядка, который окружает Патриарха в домашнем и церковном быту. Его мудрая осторожность в действиях каким-то образом соединяется с прямолинейностью характера, мало склонного преувеличивать добродетели окружающих». 536 По роду своей деятельности Святейшему Алексию приходилось опираться на штат сотрудников, среди которых были не только иерархи, но и священнослужители и миряне. Среди его ближайших сотрудников следует особо отметить его многолетнего личного секретаря Даниила Андреевича Остапова, человека большой энергии и замечательных деловых качеств, пользовавшегося особым доверием Патриарха. Сподвижники Патриарха Алексия Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (1892–1961 гг.) 537 Митрополит Николай, в миру Борис Дорофеевич Ярушевич родился 31 Декабря 1891 г. (13 Января 1892 г. по новому стилю) в г. Ковно (нынешний Каунас) в семье протоиерея-настоятеля Ковенского Александро-Невского собора. Семья была большая – шесть человек детей. Борис был средним. Учился он в гимназии в Ковно, а затем в С.-Петербурге, когда отца перевели туда настоятелем церкви Ксеньинского института. Столичное духовенство считало тогда зазорным отдавать своих сыновей в семинарию, состоявшую в основном из детей псаломщиков да деревенских батюшек. Гимназию в С.-Петербурге Борис окончил с золотой медалью. Уже в эти годы он определил своё намерение посвятить себя духовной деятельности. Биографы митрополита Николая отмечают, что такому решению значительно способствовало влияние матери. Однако, блестящие способности сына к математике побуждали родителей настаивать сначала на светском образовании. Борис Ярушевич поступил на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Но его по-прежнему влекла Духовная Академия. Влекла настолько неудержимо, что родители видя такое горячее стремление молодого человека благословили его на этот путь. За три месяца Борис подготовился к экзаменам за курс Духовной семинарии и в Августе 1910 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В октябре 1922 года Ярушевич возглавил Петроградскую автокефалию. Церковные историки А. Левитин и В. Шавров так характеризуют его дипломатическую политику в то время: «Основываясь на праве ставропигии, которым обладают Лавры, епископ Николай вел переговоры непосредственно с ВЦУ; следует отметить, что тактика отсрочек и оттяжек применялась им необыкновенно умело и ловко, чему в значительной мере способствовала природная уклончивость его характера». О чувствах же владыки в это время можно судить по рапорту уполномоченного Петроградского губернского отдела ГПУ своему начальству от 15 июля 1922 года. В нём говорится, что 12 июля в Петергофском соборе при большом скоплении верующих епископ Николай провёл богослужение с участием приезжего и местного духовенства. Все присутствующие молились за Патриарха Тихона и митрополита Вениамина и в заключение пропели им «многая лета». Уполномоченный отмечал, что настроение у собравшихся было антисоветское, и просил принять строгие меры. Ярушевич был близок владыке Вениамину. Расстрел митрополита Вениамина стал для владыки Николая огромным потрясением и укрепил желание бороться. Более полугода наместник Невской лавры дипломатически лавировал, желая спасти обитель, оттягивал время, не идя на уступки. Невзирая на усиливающееся давление, он не вступал в евхаристическое общение с обновленцами. Однако в своих страстных проповедях он неустанно обличал безбожников-коммунистов. На Ярушевича поступало множество доносов в ГПУ - и они не могли остаться без внимания. В феврале 1923 года владыку арестовали по обвинению «Организация помощи международной буржуазии, заключающаяся в том, что он, Ярушевич, будучи реакционно настроен против государственной власти, умышленно давал разрешение своим подчиненным на служение молебнов на квартирах верующих, где последние вели антисоветскую агитацию». Комиссия по отделению Церкви от государства при ЦК РКП(б) под председательством Емельяна Ярославского рассмотрела комплекс вопросов, связанных с подготовкой обновленческого собора. Была проанализирована деятельность ВЦУ, изучены предложения по оказанию ему помощи в борьбе с «тихоновщиной». Основное внимание уделялось Петрограду - именно здесь у обновленцев существовали серьёзные противники. Комиссия поручила «намеченных ГПУ питерских священников во главе с епископом Ярушевичем арестовать и выслать».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Ввиду отсутствия в Русской Церкви канонического центра, авторы заявления от своего имени и от имени своих сторонников объявляют об образовании автокефальной (независимой) Петроградской Церкви и просят зарегистрировать ее в Петроградском Совете». Епископ Алексий (Симанский) вскоре «переселился» на три года за Урал. Главным вождем автокефалии стал епископ Николай (Ярушевич) . Отдадим должное этому человеку: автокефалия не могла найти себе более талантливого, более умелого и более умного руководителя. Находясь в невероятно трудном положении: не признанный Смольным, травимый обновленцами, испытывающий недоверие со стороны крайне правых элементов в своей собственной среде, молодой епископ осторожно лавировал между Сциллой контрреволюции и Харибдой обновленчества и сумел в короткий срок организовать в Петрограде централизованную организацию. Пользуясь огромной популярностью среди верующих, епископ сумел привлечь на свою сторону также большинство петроградского духовенства... Автокефалия была великим практическим выходом из положения, так как она давала верующим то, что им было более всего нужно: несомненную каноническую церковь вместо обновленческой путаницы... Расширялась популярность Владыки, но вместе с тем мрачные тучи собирались над его головой. В феврале 1923 г. епископ Николай был арестован и выслан в Коми-Зырянский край. Его дело, однако, не прошло даром: автокефалии распространились по лицу всей российской земли 6 . А. Э. Краснов 6 В эти годы положение было такое, что все епископы подвергались арестам, и Петроградская епархия временами оказывалась совсем без епископов. Так, например, в 1923 г. после ареста епископов Алексия и Николая больше никого из епископов не оставалось, и тогда Патриарх Тихон прислал епископа Мануила (Лемешевского) , очень энергичного, пламенного, деятельного епископа, проведшего большую работу по борьбе с обновленчеством. Читать далее Источник: Златоуст XX века (Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников) — СПб: «Нева-Визит», 2003. - 256 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

  По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Митрополит Николай (Ярушевич) (1892–1961) – один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX века, чья жизнь была, по определению одного из наших современников, «незримым миру мученичеством» за веру. Предлагаемая вниманию читателей книга основана во многом на оригинальных материалах, предоставленных духовными чадами Владыки. «Господь наградил его многими талантами духовными, и он эти таланты не зарыл в землю. Поэтому мы имеем возможность думать, что Господь, указавший пределы его земной жизни, примет его в Свои отеческие объятия и даст ему то место в Своем Царствии, которое он заслужил своими земными подвигами...» Святейший Патриарх Алексий I «В словах и поучениях митрополита Николая прозрачным ключом бьет его чистая вера, искренняя преданность Богу, благочестие, и это завладевает душой, потому что действует на нее непосредственно, с силой убеждения, превосходящей земной разум» Патриарх Болгарский Кирилл «Мы обязаны помнить тех, кто до конца прошел свой крестный путь, возделывая ниву Христову. Ныне они со Христом воскресают, прославленные в сонме святых новомученников, список которых еще далеко не закрыт» Н С. Георгиевский От издателей Несмотря на то, что время все больше отдаляет нас от земной жизни Митрополита Николая (Ярушевича) – прошло более сорока лет, – тема значимости жизни и творчества этого человека продолжает нарастать. Об этом говорит непрекращающийся поток людей, приезжающих к нему на могилу в Троице-Сергиеву Лавру, об этом же говорит и все увеличивающееся число публикаций о нем. Патриарх Алексий II на одной из панихид на могиле Владыки сказал: «Митрополит Николай жил в сложное время, и писать о нем было нельзя». Последние же десятилетия знаменательны изменением ситуации. Было широко отмечено 30-летие со дня кончины и 100-летие со дня рождения Владыки Николая. Организована фотовыставка и конференция в СПб Духовной Академии, опубликованы проповеди и очерк жизни в Журнале Московской Патриархии в 1992 году 1 – отчеты об этом см. в 1 части 5 тома «Слова и речи» Митрополита Николая (Ярушевича) : «Светлой памяти Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая» Константина Комарова (с. 4–8) и «Вечер памяти» архимандрита Сергия (с. 10–11). В 1994 году появляется сборник – часть 5-го тома «Слов и речей» (1957–1960) Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) Первые четыре тома вышли еще при его жизни и были переведены на многие иностранные языки. В 5-й том вошли не только собственно «Слова» Владыки Николая, но и «слова» о нем его современников и духовных чад. Эта книга, вышедшая тиражом 10000 экземпляров, сразу разошлась. В Приложении этого тома уместно воспроизведен некролог из Журнала Московской Патриархии за 1962 год «Памяти митрополита Николая» А. Ведерникова. В этом скорбном очерке вся жизнь митрополита Николая отражена как непрерывная цепь трудных и разнообразных послушаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Говоря об исключительной проникновенности проповедей Митрополита Николая, отец Борис не может отделить их от личности самого Владыки: «Наше представление о проповедях Митрополита Николая, однако, было бы не полным, если бы мы не отметили личных качеств самого проповедника, которые являются главным источником силы и воздействия его проповедей. Эти качества отражены в его проповедях...» (с. 8). В том же году издательство «Правило веры» выпускает в 600 с лишним страниц сборник «Свидетель Православия» состоящий из двух частей: 1. Слова, речи, выступления Митрополита Николая (Ярушевича) и 2. Церковная печать о деятельности Митрополита Николая. В первую часть вошло многое, не публиковавшееся ранее. Вторая часть сводит воедино статьи и отзывы о деятельности Митрополита Николая, напечатанные в разные годы в ЖМП и других периодических изданиях, в том числе и иностранных. В 2001 году – в год сорокалетия со дня смерти Митрополита Николая – альманах «Православный летописец Санкт-Петербурга» в разделе «Петербургский отечник» начал публикацию рукописи православного писателя Валерия Филимонова «Святитель Божией Милостью», которая начинается такими словами: «13 декабря 1961 г. при не выясненных до сих пор обстоятельствах предал свою душу Господу Митрополит Николай (Ярушевич) . Дивный учитель Церкви и блестящий проповедник Слова Божия, которого называли «Златоустом нашего времени», более четверти века отдал служению в северной столице. По сей день с любовью и благоговением вспоминают о нем ныне здравствующие его духовные чада: «Поминая сегодня Владыку, веруем, что он молится за нас во Царствии Небесном», – говорят они, не скрывая искренних слез...» (с. 83). В том же году «Московский журнал» в рубрике «Свет памяти» публикует воспоминания Н. С. Георгиевского «Да ведают потомки православных...». Н. С. Георгиевский – крестник личного секретаря Владыки Алексея Ивановича Георгиевского – говорит: «...выбор имени для меня был обусловлен личностью Митрополита Николая» (с. 25). В своих воспоминаниях Николай Сергеевич особое внимание уделяет влиянию на паству проповедей Митрополита Николая, «собиравших буквально «всю Москву " » (с. 24); приводит ранее не публиковавшиеся сведения о последних годах жизни Владыки Николая и заканчивает статью знаменательными словами: «Мы обязаны помнить тех, кто до конца прошел свой крестный путь, возделывая ниву Христову. Ныне они со Христом воскресают, прославленные в сонме святых новомучеников, список которых еще далеко не закрыт» (с. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы Ольга Васильева Части 1 , 2 1959 год станет годом, который совпадет с подготовкой ухода Г.Г. Карпова с поста председателя Совета по делам Русской Православной Церкви и с отстранением митрополита Николая (Ярушевича) от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Г. Карпов будет отправлен на пенсию в феврале 1960 г., а новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви уже в июне подвергнет резкой критике внешнюю деятельность Церкви, назвав митрополита Николая виновником ее неиспользованных возможностей: «Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных Церквей вокруг Русской Православной Церкви …и усилению борьбы за мир». Всё это было предвестником нового государственного курса в отношении Церкви, известного как «хрущевские гонения». 1959 год Митрополит Николай (Ярушевич) 25 января папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической церкви. В условиях глубочайшей законспирированности была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. «Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к собору и к тем решениям, которые на нем были приняты», – эти слова советский дипломат Ю. Карлов, чья служба в те годы проходила в советском посольстве в Италии, скажет 34 года спустя означенных событий. 22 февраля – первая реакция Русской Православной Церкви на объявление о соборе Католической церкви: на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха), патриарх Алексий подчеркнул, что «Русская Православная Церковь не может участвовать в соборе католиков и не считает такой собор Вселенским». Его поддержал приглашенный на прием греческий посол (обо всем увиденном и услышанном Г. Карпов в секретной записке доложил ЦК КПСС тремя дням позже).

http://pravoslavie.ru/58101.html

У морга собралась толпа верующих, кричавшая людям, приехавшим за телом: «Убийцы». Сохранились анонимные письма в адрес Верховного Совета и правительства СССР с требованием расследовать это «несомненное убийство». Все они пересылались для выявления авторов в КГБ. Кроме того, вскоре был снесен дом, где жил Митрополит Николай, и закрыт храм, в котором он служил. Выдержка из книги М. Яковлева «Жизнеописание скитоначальника Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры Схиархимандрита Феофила (1929–1996)» Стр. 48–50 Думается, что в настоящее время пора прекратить бояться и, сбросив оковы страха, посмотреть правде в глаза. Для того, чтобы до конца оценить ту обстановку, в которой приходилось работать о. Пафнутию, необходимо вспомнить текст «Открытого письма», написанного отдельными священниками в декабре 1965 года. Дело в том, что после опалы и трагической смерти Митрополита Николая Крутицкого, официальная Церковь перестала оказывать видимое сопротивление существующему политическому режиму. Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) не смог стерпеть надругательство над Церковью со стороны советской власти и стал открыто выступать в защиту Православия. Богоборцы всячески пытались устранить его от дел религии. Этому свидетельствует тот факт, что о. Николай (Ярушевич) с 1922 года по июль 1923 года по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде содержался в Бутырской тюрьме, будучи епископом Петергофским, викарием Петербургским, а с 1923 по 1925 год – в ссылке в Коми АССР. В 1957 году, когда здоровье восьмидесятилетнего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия резко ухудшилось, в ЦК КПСС от руководителя Совета по делам Российской Православной Церкви (РПУ) генераллейтенанта КГБ Карпова Г. 18 апреля 1958 года поступила следующая информация: «Представляя медицинское заключение о состоянии здоровья Патриарха Алексия, Совет докладывает, что впервые, кроме болезни ног, он стал жаловаться на сердце. Это обстоятельство ставит перед Советом вопрос о перспективе дальнейшего руководства церковью на случай смены Патриарха, поскольку согласно Положению об управлении РПУ на случай смерти, или иных обстоятельств, в силу которых Патриарх не сможет управлять церковью, местоблюстителем Патриарха становится митрополит Крутицкий и Коломенский, которым ныне есть Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010