В марте в Советском Союзе по приглашению Русской Православной Церкви находилась делегация Национального совета христианских церквей США. В ходе визита делегацию принял председатель ОВЦС митрополит Николай (Ярушевич). Состоялся обмен мнениями по вопросу участия христианских церквей в движении по защите мира. Позиция митрополита Николая, выступившего от имени Русской Церкви, была ясной и твердой: " Следует искать мира и защищать его с христианских позиций без вмешательства в политические и дипломатические международные акции, что не может входить в компетенцию Церкви " . (Совет по делам Русской Православной Церкви продолжал думать и действовать в рамках " нового " курса. В февральской справке в ЦК КПСС указывалось, что из 14 Автокефальных Православных Церквей 11 в той или иной мере поддерживают Московский Патриархат. С тремя: Константинопольской, Греческой и Кипрской – отношения, по мнению Совета, носят формальный характер.) 15 марта у митрополита Николая состоялась отдельная встреча с председателем Центрального комитета ВСЦ доктором Франклином Кларком Фреем, входившим в состав делегации. Франклин Кларк Фрей был важной церковно-политической фигурой в протестантском мире, являясь также президентом Объединенной Лютеранской церкви в США, насчитывавшей свыше 2 млн. последователей. Фрея интересовало отношение Московского Патриархата к экуменическому движению; он также подчеркнул заинтересованность ВСЦ в присоединении к нему Русской Церкви. Митрополит Николай дал весьма дипломатичный ответ, сказав, что Русская Православная Церковь готова пересмотреть свою позицию в отношении ВСЦ, изложенную в документах Совещания глав и представителей Православных Церквей в 1948 году, но для решения данного вопроса Русской Церкви нужны консультации с Церквями, подписавшими этот документ, для чего потребуется время. С одной стороны, митрополит откладывал решение на неопределенное время, с другой – оценивая политическую ситуацию в стране, предвидел для Русской Церкви необходимость иметь международную трибуну. На заключительной встрече с американской делегацией, состоявшейся 20 марта, было принято совместное коммюнике, явившееся результатом собеседований, ранее имевших место, между членами делегации Национального совета христианских церквей США и представителями Русской Православной, Армянской, Лютеранской Церквей и Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов.

http://religare.ru/2_98579.html

Отправной точкой развернувшегося в 1940 -х годах процесса воссоздания системы богословского образования в Русской Православной Церкви следует считать встречу трех иерархов нашей Церкви (митрополитов Сергия/Страгородского/, Алексия/Симанского/и Николая/Ярушевича/) с главой правительства СССР И.В. Сталиным, состоявшуюся 4 сентября 1943 года. Среди самых насущных вопросов церковной жизни иерархами был поставлен вопрос о подготовке  кадров священнослужителей. И этот вопрос был решен положительно. Уже 29 октября 1943 года на встрече патриарха Сергия, избранного на патриарший престол Архиерейским Собором 8 сентября 1943 года, митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карповым, во время которой обсуждались важнейшие вопросы, связанные с воссозданием церковных структур, присутствовал архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), имевший огромный опыт церковно-педагогической деятельности в дореволюционные и послереволюционные годы. В связи с возобновлением образовательной деятельности Церкви владыка Григорий возглавил Учебный Комитет. Именно на этой встрече и было решено «определить количество мест для 1 -го курса института в Москве – 30 человек и для 1 -го года обучения на пастырско-богословских курсах до 25 человек» . Но в действительности первый набор института насчитывал 17 студентов, а на курсах в первом учебном полугодии обучалось 17 слушателей . При этом штат преподавателей состоял из 16 человек . Затем в течение 1944-1946 годов состав корпорации пополнили ещё пять человек. Большинство из них относилось к числу клириков г. Москвы и мирян, проживающих в столице, а потому не нуждались в предоставлении жилплощади на территории бывшего Новодевичьего монастыря. Казалось бы, выделенные правительством СССР помещения древней обители можно было бы считать достаточными. Но в реальности богословские школы буквально ютились в Лопухинском корпусе, и обитание в нём напоминало режим подводной лодки. К тому же следовало подумать о перспективах естественного роста и расширения учебного заведения. Надвратная же Преображенская церковь, где совершались регулярные уставные богослужения была мало вместительна, да и к тому же она не отапливалась, что создавало вполне понятные сложности в холодное время года. Часто поздней осенью, зимой и ранней весной учащиеся организованным порядком отправлялись на воскресные и праздничные богослужения на другой конец города в Богоявленский собор в Елохове. В связи с означенными обстоятельствами патриарх Алексий I решил обратиться в Совет по делам Русской Православной Церкви с ходатайством о передаче Богословскому институту ещё одного здания на территории бывшего Новодевичьего монастыря -- Успенской трапезной церкви. В письме Г.Г. Карпову от 14 апреля 1945 года патриарх обосновывал необходимость передачи Патриархии Успенской церкви следующим образом:

http://bogoslov.ru/article/1259980

38. Речь митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) перед воинами танковой колонны имени Димитрия Донского 39. Докладная записка архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова) в Совет по делам Русской Православной Церкви о внесении средств на нужды, связанные с войной 40. Резолюция конференции епископов святой автономной православной Белорусской Церкви о разрыве канонической и духовной связи с Московским патриархом и непризнании решений Московской Патриархии 41. Письмо партизана А. Г. Голицына митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) о важной роли агитационного листа митрополита, распространявшегося на оккупированной территории 42. Из отчета Курского епархиального управления – «О ходе подписки на 3-й государственный военный заем и сбора средств на оборону, помощь семьям раненых воинов и инвалидам» 43. Письмо управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и епископа Дмитровского Иллария (Ильина) И. В. Сталину с просьбой о принятии в фонд помощи детям-сиротам денежных пожертвований 44. Заявление группы верующих председателю Ленгорисполкома с просьбой открыть часовню Ксении Блаженной 45. Справка канцелярии митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) о несвоевременности возбуждения ходатайства об открытии часовни Ксении Блаженной 46. Письмо И. В. Сталину митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) в связи с назначением его Патриаршим местоблюстителем ввиду кончины патриарха Сергия (Страгородского) 47. Справка митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия о патриотической деятельности священника Ф. А. Пузанова в период оккупации 48. Доклад Л. Н. Парийского уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Ленинградской области д. И. Кушнареву об обследовании церквей Волосовского, Гдовского и Кингисеппского районов Ленинградской области и притеснениях духовенства и верующих со стороны местных властей 49. Распоряжение управляющего Ленинградской епархией архиепископа Григория (Чукова) о недействительности наград экзарха Латвии и Эстонии митрополита Сергия (Воскресенского), выданных им в период оккупации 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.). Возобновлено в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии в 2006 г. 2 июля 1917 г., при 1-м богослужении новоизбранного архиеп. Петроградского и Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского ; с 13 авг. 1917 митрополит) в Петропавловском соборе Петергофа, передаваемом из придворного ведомства в епархиальное, у прихожан появилась надежда на то, что когда-нибудь «собор явится кафедральным собором уездного епископа» ( Посунько Н., свящ. Петергофское торжество//Изв. по Петроградской епархии. 1917. 32/33. С. 11). В этот день Петроградскому архиерею сослужил преподаватель столичной семинарии иером. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит). В июле 1920 г. Петроградскому митр. сщмч. Вениамину поступило ходатайство приходского совета петергофского Петропавловского собора о передаче патриаху свт. Тихону (Беллавину) просьбы об учреждении в Петергофе епископской кафедры; в документе подчеркивалось, что все храмы Нов. Петергофа (вост. часть Петергофа) присоединились к этой инициативе. Кандидат на должность викария в обращении не назывался, но подразумевалось, что таковым будет наместник Александро-Невской лавры архим. Николай (Ярушевич). Благочиннический совет Петергофского уездного окр. это начинание встретил скептически: «Насколько благочинническому надзору известно настроение общин на местах, то в таковых, как находящихся вблизи своего архипастыря, вопрос о епископской кафедре не только не обсуждался, но даже и не возникал, как не вызываемый никакой необходимостью» (ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1339. Л. 6). Тем не менее последовало повторное ходатайство правосл. петергофцев и жителей окрестных сел. Митр. сщмч. Вениамин в итоге принял решение ходатайствовать перед патриархом свт. Тихоном о рукоположении архим. Николая во епископа Петергофского по достижении последним канонического 30-летнего возраста с оставлением на должности наместника лавры. Резолюцией патриарха от 27 марта 1922 г. было учреждено П. в. Петроградской епархии, 7 апр. того же года состоялась архиерейская хиротония архим. Николая. На территории вик-ства действовало не менее 35 храмов. Кафедра викария располагалась в Петропавловском (бывш. придворном) соборе Петергофа (1895-1905, архит. Н. В. Султанов). Резиденция архиерея в 1922 г. находилась в Александро-Невской лавре, в 1926-1938 гг. Петергофский архиерей проживал в комнате коммунальной квартиры по адресу: Петергоф, Красный (ныне С.-Петербургский) проспект, 40, предоставленной викарию кнг. А. И. Бебутовой, членом приходского совета собора.

http://pravenc.ru/text/2580080.html

Хотелось бы немного сказать об упоминаемом Вами письме митр. Сергия (Страгородского). Данный документ представляет собой историческую справку под заголовком «Американская епархия». И впервые он опубликован, действительно в ЦИВ М.И. Одинцовым  ( Одинцов, М.И. Неизвестный документ митрополита Сергия (Страгородского)//Церковно-исторический вестник. 1999. 4-5. С. 152.)  Однако М.И. Одинцов датирует его осенью 1941-го года  ошибочно . В Государственном архиве Российской Федерации в деле «Материалы по православной церкви в Америке (январь 1945 – октябрь 1946)» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 11-13) сохранился подлинник этого документа с подписью патриарха Сергия (Страгородского). В тексте документа патриарх предлагает послать в Америку архиерея-заместителя из СССР, «ввиду опасной болезни митрополита Вениамина». О своей болезни и просьбе послать себе помощника-заместителя митрополит Вениамин говорил в докладе патриарху Сергию 30 марта 1944 году (См.: ГА РФ Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 24. Л. 112). О.Ю.  Васильевой опубликовано частное письмо к митрополиту Вениамину от 1944 года, в котором говорится о его недавнем выздоровлении (Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 1998. С. 239.). Несомненно, что Владыка болел и ранее, но не так опасно, как в 1944 году. Здесь опасались даже его кончины. Кроме того, ничего не известно о том, чтобы митрополит Вениамин просил себе заместителя в 1941 году или ранее.  В докладе от 29 октября 1943 года он впервые говорит о необходимости патриаршего посланника в Америке для помощи в деле воссоединения Североамериканской митрополии с Московской Патриархией. И в качестве такого посланника предлагает кандидатуру митрополита Николая (Ярушевича). Известна также записка В.Н. Меркулова И.В. Сталину от 25 февраля 1944 года, где последний санкционировал отъезд в США архиепископа Николая (Ярушевича). Однако американское посольство в Москве в те годы так и не выдало ему визу. (См.: Курляндский, И.А. Сталин, власть, религия. С. 544; Болотов, С.В. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е – 1950-е годы. М., 2011. С. 53.). Исходя из этого, можно смело утверждать, что опубликованный М.И.  Одинцовым  документ следует датировать не осенью 1941-го, а концом 1943-го - началом 1944 года.

http://bogoslov.ru/article/2624722

В 1944-1946 гг. православным были возвращены 2 храма в Москве и 52 в Московской обл. В Москве в 1945 г. были возвращены Всехсвятский храм на Ленинградском ш. и Успенский собор Новодевичьего монастыря. На 1947 г. в М. е. насчитывалось 210 действующих церквей, из них 33 в Москве и 177 в Московской обл. Имелись 1292 недействующие церкви: 174 в Москве, 1118 в Московской обл. 351 храм в Московской обл. был разрушен или сильно поврежден в ходе боевых действий. В 1945 г. несколько храмов Москвы получили статус кафедральных. 25 февр. патриарх Алексий I подписал указ об усвоении Богоявленскому собору Москвы статуса кафедрального, этим же указом настоятель храма прот. Николай Колчицкий был возведен в сан протопресвитера. C 1946 г. первым викарием М. е. с титулом «епископ Дмитровский» являлся Виталий (Введенский) , принятый в 1944 г. из обновленчества. Его кафедральным храмом стала Воскресенская ц. в Сокольниках. С кончиной еп. Виталия в 1950 г. Воскресенский храм утратил статус кафедрального. Преображенский (Петропавловский) храм являлся кафедрой Крутицкого митр. Николая (Ярушевича). Статус кафедрального имел и Воскресенский храм в Брюсовом пер. Патриах Сергий скончался 15 мая 1944 г. в своей резиденции в Чистом пер. В тот же день Синод в соответствии с завещанием почившего патриарха от 12 окт. 1941 г. назначил на должность местоблюстителя Патриаршего престола митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). 18 мая местоблюститель в сослужении митр. Крутицкого Николая (Ярушевича) и митр. Киевского Иоанна (Соколова) с сонмом пресвитеров и диаконов в Патриаршем Богоявленском соборе совершили литургию и отпевание патриарха Сергия и его погребение в Никольском приделе собора. Период местоблюстительства длился 265 дней. В это время продолжалась активизация церковной жизни в Москве, 14 июня в столице были открыты Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы, ставшие на мн. годы основными учреждениями по подготовке духовенства. М. е. в 1945-1990 гг. Патриарх Алексий I был избран на Поместном Соборе, проходившем 31 янв.- 2 февр.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

- 16 февраля 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение патриарх Алексий (Симанский) выступил с речью, в которой говорил об особой роли Русской Православной Церкви в истории России. Какой практический смысл был в этом выступлении, не было ли оно напрасным? - Здесь важно понимать, что перед этим выступлением патриарх Алексий (Симанский) говорил с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Григорием Карповым. Интересна эволюция этого человека. С 1943 года он был рядом с архиереями, и это время не прошло для него даром. 21 февраля 1960 года, через пять дней, после выступления патриарха Карпов был уволен на пенсию, он знал о своей скорой отставке и дал свое согласие на это выступление патриарха Алексия, поскольку у них были очень хорошие человеческие взаимоотношения.   Интересно окончание этой речи, которую услышали многие люди и получили надежду на то, что верующие переживут и эти гонения: «Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его». Мирополит Николай (Ярушевич) - Одной из самых известных жертв хрущевских гонений стал митрополит Николай (Ярушевич). Как Вы оцениваете роль этого иерарха в истории Церкви и насколько обоснованы предположения о том, что митрополит Николай умер не без помощи других людей? - У патриарха Алексия и митрополита Николая были довольно сложные отношения в означенные годы, отставка митрополита Николая (Ярушевича) с поста председателя ОВЦС МП была вынужденной, как и его последующее отстранение с кафедры. Вскоре первый председатель Отдела внешних церковных сношений умер при странных обстоятельствах, приходили даже телеграммы от верующих с просьбой представить доказательства о том, что митрополит Николай не был отравлен. Что касается оценки его личности. Это был один из выдающихся архиереев ХХ века. Как и патриарх Алексий, митрополит Николай прожил долгую и трудную жизнь, и они правильно и глубоко оценивали то, что происходило в стране. Во многом он был прагматиком, и использовал любую возможность для укрепления Церкви даже в тяжелейших условиях.

http://pravoslavie.ru/69978.html

Воспоминания о дорогом незабвенном Митрополите Николае На веки веков сохранится память о Владыке Николае Разве можно забыть доброго, любвеобильного нашего дорогого Пастыря. Мы, Стрельнинские жители (в основном, юные), не пропускали службы Владыки в Петергофском соборе святых апостолов Петра и Павла. Мы наслаждались проникновенной службой Владыки Николая. Его чудные проповеди входили в наши юные сердца с глубокой любовью к Богу. По воскресным дням Владыка читал акафисты: «Иисусу или Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Эти акафисты Владыка Николай читал с большим чувством, произнося с любовью каждое слово. В моей памяти эти чтения акафистов остались навсегда. Часто Владыка служил в пригородах Петергофа, а также у нас в Стрельне. Мы старались встретить нашего Владыку с большой любовью и при встрече у входа в храм буквально осыпали Владыку цветами. Сила молитвы Владыки Николая была велика. У меня тяжело заболел папа, и я с глубокой скорбью попросила Владыку помолиться о нем. Вскоре мой папа выздоровел от своего тяжелого недуга. В 1938 г. собор святых апостолов Петра и Павла был закрыт, и Владыка Николай жил и служил в Ленинграде. Последнее служение его было в Москве. Иногда Владыка Николай приезжал в Ленинград. В 1950 г. Митрополит Николай служил литургию в Никольском соборе. После службы Владыка всех благословлял. Благословил и меня с сыном (3 года), а потом долго держал руку на его головке, молясь о сыне. Владыка Николай был ко всем очень внимателен и ни в чем никому не отказывал. После войны Владыка Николай ежемесячно высылал одной бедной женщине (прихожанке Стрельнинской церкви) 200 рублей. Мне по почте Владыка прислал 4 тома «Слова и речи». Всегда поздравлял меня с праздником и днем Ангела. Владыка Николай заочно благословил наш новый дом. В 1989 г. в Петергофе открыли собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Для меня это была великая радость. Я благодарю Господа за Его Милость ко мне, грешной, что я могу присутствовать и молиться в нашем соборе, в котором горячо молился наш незабываемый Владыка Николай, и сейчас мы чувствуем, что дух Владыки с нами здесь, в соборе. Скончался Владыка 13 декабря 1961 года. Вечная память! Царство Небесное, дорогой Митрополит Николай! Нива Сергеевна Конькова Читать далее Источник: Златоуст XX века (Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников) — СПб: «Нева-Визит», 2003. - 256 стр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Так, например, прихожане и монахини Иоанновского монастыря не допустили 1 ноября — в день ангела отца Иоанна Кронштадтского служить в храмах обновленцев и пригласили епископа Нико­лая (Ярушевича). 26 октября приходской совет из­вестил об этом заведующего районным церковным столом. Владыка выразил свое согласие, но власти запретили его службы. 30 октября протоиерей Иоанн Орнатский и игуменья Ангелина получили извещение: " Отдел Управления Петроградского рай­она настоящим предлагает Вам не допускать к со­вершению богослужения в Вашем монастыре 31 октября и 1 ноября сего года епископа Николая Пе­тергофского (Ярушевича). В случае неисполнения настоящего распоряжения настоятель и игуменья будут привлечены к ответственности, вплоть до аре­ста " Одновременно милиции было предписано проследить за исполнением указания. После полу­чения запрещения прихожане и монахини " обош­лись силами " своего причта, но так и не допустили обновленческих " архиереев " , пытавшихся пробрать­ся в обитель. Одним из ближайших помощников епископа Ни­колая был протоиерей Александр Беляев, он прини­мал покаяния переходивших от обновленцев священников. В этот период владыка Николай часто совершал богослужения в Николо-Богоявленском соборе. Так, 18-19 декабря 1922 г. в день храмового праздника он служил всенощное бдение и позднюю литургию. Причем за бдением епископ предложил поучение на тему " Уроки из жизни Святителя Ни­колая " . В этот день на квартире у о. Александра Беляева по адресу наб. Екатерининского канала, 127-4, состоялся обед для духовенства на 40-50 чело­век. С августа протоиерей А. Беляев был уже толь­ко почетным председателем приходского совета, так как по требованию властей всех священнослужите­лей вывели из его состава. Новым председателем избрали врача больницы им. 25-го Октября В. П. Виноградова. В состав приход­ского совета входило много известных и уважаемых в городе людей: артистки Государственной оперы (бывшего Мариинского театра) Е. Л. Боголепова и В. А. Буллин, секретарь Балтийского пароходства М. Р. Зотов, кассир Петроградского губфинотдела Ф. С. Акентьев, архивариус Политического управле­ния Балтийского флота А. Ф. Петерсон, комендант Финляндских казарм Д. Я. Рожков и другие.

http://bogoslov.ru/article/2518081

Когда-то, читая «Братьев Карамазовых», Сталин оставил пометки рядом с поучениями старца Зосимы. Старец говорил и о том, что любовь Божия так велика, что нет человеческого греха, которого бы Бог не простил. Может, именно поэтому такая сатанинская злоба по отношению к нему - враг не хочет признать здесь своего поражения? Так что не будем осуждать Патриархов Сергия и Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича) за то, что они называли его «Богодарованным вождем». Они говорили, как есть. Они знали о нем, о нашей Церкви больше, чем мы. Про этот постриг Патриарх Алексий II мог узнать от Патриарха Алексия I, ближайшим сотрудником которого он был много лет. По свидетельству Католикоса-Патриарха Грузии Илии II, Патриарх Алексий I «очень почитал и очень любил Сталина». Александра Ивановича Иванова я не стал спрашивать, почему Патриарх Алексий II рассказал об этом именно ему. Это и так понятно: Святейшему было легко общаться с этим простым, добрым, верующим человеком, любящим нашу Родину, уважающим того великого человека, тайну которого он ему открыл. Поделиться ею с кем-либо другим Патриарху было бы труднее, а то и просто невозможно. А здесь было самое неофициальное общение, когда не нужно обдумывать каждое слово, когда Святейший, как не трудно догадаться, действительно получал отдохновение от своей ответственной и многотрудной деятельности. Также и Александр Иванович легко принял и сохранил эти слова Патриарха как истину. И передал отцу Валериану, который тоже принял их без тени сомнения, до этого уже зная многое о вере Сталина. Когда я упомянул в разговоре с ним имя матери Иосифа Виссарионовича - Екатерины Георгиевны (ей, молитвеннице, нам еще предстоит воздать должное в истории нашего Отечества), Батюшка отметил просто: - Так он, значит, принял постриг с именем деда... Так же точно отнеслась к этому сообщению и ныне покойная Мария Борисовна, матушка протоиерея Виктора Шиповальникова (1915-2007), который был духовным чадом митрополита Николая (Ярушевича), дружил с Патриархом Пименом. Святейший Пимен передал отцу Виктору на хранение икону Божией Матери «Умиление» преподобного Серафима Саровского, его личные вещи, которые и хранились в советские годы в их доме, у нас в Кратово, до открытия монастыря в Дивеево. И когда я спросил у Марии Борисовны, не слышала ли она об этом постриге, матушка ответила:

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010