Храм Великомученицы Екатерины на Всполье (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь во имя св. Екатерины Великомученицы, которой молятся об облегчении родов и защите детей. Документально церковь известна с 1612 г., деревянная же, причем в литературе встречаются сведения, что она поставлена на месте сражения русских войск с польско-литовскими. После поражения у Климентовского острожка гетман Хоткевич перевел свои войска сюда, устроив здесь укрепление. Сражение закончилось победой русских войск. С 1625 г. в церкви значится придел Феодора Студита, с 1636 г. — придел св. Николая. В 1657 г. церковь в документах показана каменной. В 1696 г. церковь была обновлена. В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II. После коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм во имя своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И.Бланку. Храм строился на казенные средства. Храмовую икону св. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем. Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г.Левицким совместно с В.И.Василевским. Старая трапезная была сохранена. Феодоровский придел разобрали, а Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм. Оба храма — старый и новый — были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма. Таким образом, Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов — «теплого» и «холодного» — с колокольней между ними, сблизив строения. Екатерининская церковь является редким для Москвы памятником позднего барокко. К центральной части, представляющей в плане квадрат со срезанными углами, примыкают со всех строн пониженные объемы трапезной, апсиды и притворов. Вместе с центральной частью они образуют как бы первый ярус; верх храма выступает как традиционный восьмерик, но невысокий, придавленный тяжелым аттиком и массивным куполом. Пластическая выразительность здесь выявлена ярче, чем его же вертикальная композиция. На полукруглых притоварх диагонально поставлены фланкирующие входы парные колонны. Высокие люкарны купола, стройная главка, нарядные крупные наличники и лепной декор дополняют богатство облика.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Великомуч...

Пожар 26 сентября 1824 года уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской церкви, все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М.М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П.Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 года состоялась закладка храма, 7 октября освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М.М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский художник Н.Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 году для Введенской церкви Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 году пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 году неизвестным благотворителем в Троицкий собор монастыря была передана написанная в Троице-Сергиевой лавре икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского В 1848-1852 годах монастырь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 году над святыми вратами в южной стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский». Варницкий Троицкий Сергиев монастырь. Литография. Нач. XX в. (ГИМ) 25 сентября 1892 года, когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в монастыре совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 монастырей. В том же году при монастыре были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии , училище. Обители принадлежало несколько часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 году в монастыре были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к началу XX века капитал монастыря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Многие благотворители монастыря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13678131.h...

Иконостас придела прав. Анны включает 2 иконы, написанные в кон. XVI в. Фомой Вафасом,- «Христос Вседержитель на престоле» и «Пресв. Богородица на престоле» - и икону «Прав. Анна с Пресв. Богородицей на руках» 1620-1630 гг. На царских вратах под «Благовещением» изображены небесные покровители ктиторов - свт. Герман, патриарх К-польский, и прп. Парфений, еп. Лампсакский. Некогда стены и свод придела были расписаны фресками со сценами Апокалипсиса, но красочный слой осыпался от влажности. К пещере и к приделу прав. Анны впосл. были пристроены нартекс и экзонартекс. Слева в нартексе находится могила дидаскала Даниила (Керамевса). Пещера Апокалипсиса окружена разновременными постройками. Парекклисионы вмч. Артемия и свт. Николая Чудотворца, кельи и сад были устроены в нач. XVI в. Кесарийским митр. Григорием с о-ва Нисирос, подвизавшимся и впосл. погребенным здесь. Позднее прп. Макарием Патмосским и затем Даниилом, митр. Визийским, были сооружены др. здания. Последние постройки были возведены в 1903-1905 гг. схолархом Патмиады иеродиак. Александром (Дипланасом; впосл. митрополит Кидонийский). О. В. Л. Библиотека Рукописи Сцена из жития прав. Иова. Миниатюра из Книги Иова. IX в. (Patm. 171. Fol. 44) Сцена из жития прав. Иова. Миниатюра из Книги Иова. IX в. (Patm. 171. Fol. 44) Ядро монастырской б-ки составили книги, привезенные на Патмос прп. Христодулом. В 1103 г. была сделана 1-я опись монастырской б-ки, сохранившаяся в копии 1200 г. Согласно этой описи, число книг достигало 330 единиц, из к-рых 267 были написаны на пергамене и 63 - на бомбицине. Среди них находились соч. «Категории» Аристотеля, неск. списков аскетических сочинений свт. Василия Великого, «Катехизиса» прп. Феодора Студита, «Евергетиноса» прп. Павла Евергетидского. Б-ка постоянно пополнялась за счет вкладов. Значительное число рукописей было подарено мон-рю, в т. ч. императорами, патриархами и знатными лицами. В XII в. в И. Б. м. поступили рукописи с Родоса, Хиоса и Крита. В XII в. в И. Б. м. существовал скрипторий, о чем свидетельствует запись 1180 г. в рукописи Patm. 175. Хранящееся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае Евангелие-тетр Sinait. gr. 157 (XII в.) было написано «на Патмосе в пещере Апокалипсиса монахом Иоанном при игумене Феоктисте», о чем говорится в колофоне ( Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Ms. Princeton, 1990. Vol. 1: 9th-12th Cent. Р. 163).

http://pravenc.ru/text/471591.html

Молитесь за меня. Как ни радостно принимаю я свое изгнание, но я человек, и часто без слез и душевного волнения не могу переживать здесь праздники и особенно вечера пятницы и воскресения. Молитесь за меня в эти мои дни, как молились вы до сего времени. Я чувствовал ваши молитвы, поднимали они меня на крыльях в трудные минуты. Молитесь за меня, чтобы дал мне Господь силы для нового служения Ему, ради вас и от вас. Вы же все в моем сердце и стали еще ближе, еще дороже. Простите меня за все злое, содеянное мною в мимошедшее десятилетие совместной с вами жизни. Поручаю вас всех Божией Матери, нашим святым угодникам Божиим и друг другу. От всего сердца поздравляю вас с наступающим великим праздником Рождества Христова. Храни вас Господь молитвами Пречистыя Своея Матери, предстательством святых ангелов, иже во святых отец наших Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, преподобных Сергия Радонежского, Феодосия Тотемского, Серафима Саровского , Пимена Великого , Феодора Студита , Алексия человека Божия. Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. 1929 г. Письмо второе Дорогим моим милым деткам шлю сердечный привет. Земно кланяюсь каждому в отдельности и прошу прощения за все. Не плачьте, не тоскуйте. Радоваться нужно, что и мне Господь уделил нечто из общей чаши страдания. Бог даст, найдутся и у вас, и у меня силы перенести это новое испытание. Душа моя всегда с вами. Мне очень больно, что вы начинаете вести рассеянную жизнь. Понимаю, что не все могут сидеть дома. Можно похаживать и в гости, но зачем же, родные, там обедать, раз есть прекрасные столовые, где добросовестно приготовляют пищу. Пускай далеко – но ведь и вы не маленькие, не больные, не престарелые. Зачем оставлять без крайнейшей нужды надлежащий путь? Не осуждайте других, делающих это. Сами блюдите себя. Теперь и слепые-то начинают видеть. Зачем же видящим терять очи? В кротости, смирении, терпении идите на предлежащее вам, как детям отца вашего. Не покидайте его своим единомыслием, и Господь даст ему возможность утешиться этим в труднейшие минуты грядущих лет. Ведь и ему трудно. Простите, милые. Простите, дорогие, простите, любимые. Нездоров сейчас, поэтому пишу несвязно. Сердца же ваши любящие связуют слова мои воедино. Христос с вами. Помню, люблю, молюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Minneapolis, 1996. Базилика свт. Николая в Мирах Ликийских. V - XI вв. Интерьер Стимулирующее воздействие на развитие рус. А. х. оказала византинистика, важной частью к-рой являлись специальные дисциплины археологического круга ( хронология , нумизматика , палеография и др.). РАИК под рук. Ф. И. Успенского организовал экспедиции на правосл. Восток, создал музей древностей и начал натурные работы в К-поле, где была изучена базилика прп. Феодора Студита, V в. (Б. А. Панченко ); в Палестине зафиксировали мозаики 2-й пол. VI в. (Мадаба, см. Медева ) с изображением главных пунктов паломничеств в Палестине, Сирии и Египте; экспедиция во главе с Успенским (1900) занималась изучением жизни христ. общин V в. С 1915 г. ППО работало над проектом «Института палестиноведения» и Рус. археологического ин-та в Иерусалиме, к-рый не был осуществлен. После Октябрьской революции 1917 г. работы на Ближ. Востоке надолго стали недоступны ученым из России. В Сирии и Палестине интересы России в большой мере представляла Русская духовная миссия в Иерусалиме во главе с еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) , позже архим. Антонином (Капустиным) и архим. Леонидом (Кавелиным) . Они активно собирали церковные древности и проводили важные для развития А. х. работы. Создание ППО расширило в 80-х гг. XIX в. возможность отправки экспедиций, публикаций источников и периодики (Православный Палестинский сборник, Сообщения ППО). Стремление к протекторату над святыми местами и созданию сети паломнических центров выразилось в приобретении земель в местах возможных раскопок: Мамре, участки с гробницами «жены царя Соломона» в дер. Силоам и «гробами пророческими» в Иерусалиме, с древнеевр. гробницами Эр-Румание и др. Рус. А. х., т. о., вошла в круг международной религиозно-научной жизни, а ее представители стали участниками дискуссии наряду с учеными - протестантами и католиками. Работы 1883 г. на «русском месте» положили начало археологическим исследованиям храма Гроба Господня. Для палестинской А. х. основополагающими стали путешествия, организованные ППО и РАИК.

http://pravenc.ru/text/76478.html

При старцах Макарии и Амвросии были изданы книги: «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника , поучения преподобного Аввы Дорофея , преподобного Феодора Студита , преподобного Петра Дамаскина , святого Анастасия Синаита , преподобных Варсануфия и Иоанна, «Двенадцать слов» преподобного Симеона Нового Богослова , преподобного Максима Исповедника , преподобного Исаака Сирина , преподобного Марка Подвижника , преподобного аввы Фалассии и другие. Кроме творений святых отцов, были составлены и изданы жизнеописания – Молдавского старца Паисия Величковского , положившего через своих преемников начало старчеству в России, его ученика схимонаха Феодора, Оптинского архимандрита Моисея и его брата игумена Антония, старцев Леонида и Макария, а также письма их к монашествующим и мирянам. В последние годы были изданы жизнеописание и письма старца Амвросия, старца Анатолия (Зерцалова) и архимандрита Исаакия. Кроме книг и брошюр, монастырь издавал «листки» – коротенькие статейки духовного содержания, главным образом выдержки из святоотеческих сказаний и житий святых. Некоторые из книг, как, например, «Лествица», « Авва Дорофей » и ряд других, переиздавались несколько раз. В конце февраля 1908 года Николая назначили быть помощником библиотекаря в связи с переносом библиотеки в новое помещение – верхний этаж храма Святого Льва Катанского. Одновременно его назначили петь на клиросе и читать. Он обладал хорошим голосом, у него был мягкий, бархатистый бас. Несмотря на то, что горло у него было слабое и он не мог долго петь, он никогда не отказывался петь на клиросе, но и не напрашивался сам. Впоследствии, будучи иеромонахом, он и своим духовным детям внушал это, преподанное ему старцем Варсонофием, правило – не напрашиваться самому на какое-либо дело во избежание самонадеянности и тщеславных помыслов и не отказываться, если назначают или просят, под предлогом мнимой болезни, ибо замечено опытными в духовной жизни людьми, что инок, отказывающийся от нежелательного для него дела под предлогом болезни, впоследствии действительно заболевал этим недугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

390 Так между Фотием и его многочисленными учениками образовался тесный духовный союз, содействовавший распространению в обществе авторитета Фотия как учёного, и подготовляющий почву для научного оживления в Византии, родоначальником которого он был. Одновременно Фотий занимался и научно-литературными трудами. Как учёный, обладавший разнообразными познаниями, Фотий превращал их в живой капитал, который приносил большую пользу современному обществу. Так, имея солидные сведения по юриспруденции, Фотий принимал участие в законодательной работе императора Василия Македонянина. Как сведущий в медицине, Фотий охотно оказывал врачебную помощь нуждавшимся в ней. Как философ и богослов, Фотий обладал могучим синтетическим умом и громадной эрудицией. Вообще это был подлинный учёный, стремившийся к знанию из любви к нему, занимавшийся научными исследованиями ради достижения истины. И учёная слава Фотия – общепризнана, даже его врагами. Византийские историки в своих эпитетах, прилагаемых к Фотию, оттеняют ту или иную сторону в его редкой эрудиции. Так, Лев Грамматик называет его λογιτατος πνυ, Продолжатель Феофана – π σοφ γνριμος, Кедрин и Зонара – ν λγοις νομασττατος, Ефремий – πανοργος κα σοφτατος λαν, автор жития св. Николая Студита – γνσει πλ φημιζμενος и пр. 391 Из новейших учёных с большой похвалой о Фотии, как учёном, отзываются (кроме Гергенрётера), 392 например, Крумбахер и Эрхгард. «После мрачной пустыни, господствовавшей в духовной жизни византийцев в середине VII b. до конца иконоборства, – говорит Крумбахер, – сразу встаёт, как гордый утёс над пустынной равниной, самая величественная фигура, какую знает история византийской литературы, патриарх Фотий. После двух самых тёмных столетий Средних веков Фотий является перед историком как могучая величина, труднообъяснимая в своём возникновении». 393 Эрхгард, в свою очередь, говорит, что Фотий мог бы служить украшением какой угодно литературы, что он является в истории византийской литературы единственной исключительной личностью, занимает особое место, а в связи с практической своей деятельностью должен быть поставлен в ряду великих мужей всемирной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Но суеверие жителей заставляло их верить в покровительство божества, присутствовавшего при упомянутом камне. – Здесь в жертву этому божеству или, может быть, самому камню идолопоклонники оставляли одного коня, когда на зимнее время уводили скот к своим жилищам. От этого суеверного обычая камень получил название «Конь-камень», а затем и самый остров 18 прозвали Коневым или Коневцем. – Так продолжалось до Преподобного Арсения. Ныне на вершине Камня, высота коего 7 аршин, находится деревянная часовня, куда входят по лестнице, прикрепленной к одной из боковых сторон Камня; все это устроено очень просто, но соответствует дикости места. Великий Князь Константин Николаевич, бывший здесь в 1844 году, видел Конь-камень; надпись, вырезанная на дощечке из белого мрамора, прикрепленной к Камню, сохраняет память сего посещения. Отдел второй. Книги печатные и рукописные; древние свитки. К числу замечательных книг библиотеки 19 Коневского монастыря должны быть отнесены весьма немногие, заслуживающие внимание по древности или по месту издания в типографиях, ныне несуществующих. Именно: Общая Минея, с прибавлением особых служб некоторым святым и праздникам. Печатана в 1654 году во второй год Патриаршества Никона и в 9-й царствования Государя Алексея Михайловича. – По листам книги сделана следующая надпись: «Лета 7171 (1663) году, февраля в 26 день, дарю сию книгу Минию общую в церкви Воскресения Христова, Николы Чудотворцу в Деревяницкий монастырь, Новгородской посадской человек Иван Тимофеев Демидов, по своей души в вечное поминание». – Очевидно, книгу эту принесли с собой деревяницкие иноки – возобновители Коневской обители. Скрыжаль, изъяснение на Литургию и прочее. – Переведена вновь с греческого языка и издана в Москве при Патриархе Никоне в 1656 году. Сверх изъяснения Литургии и других священных действий и вещей, здесь присовокуплены: Послание Патриарха Константинопольского Паисия к Патриарху Никону «о неких нужнейших винах церковных»; Вопрос Патриарха Никона к Патриарху Антиохийскому и Сербскому о сложении перстов для крестного знамения; Дамаскина монаха, иподиакона и студита Слово на поклонение Кресту в третию неделю Поста; Трактат о сложении перстов для крестного знамения; «Николая священнаго, Малакса, протопопа Навилийскаго о знаменовании соединяемых перстов руки священника, внегда благословити ему христоименитые люди»; «Максима монаха Грека» – трактат о Символе веры ; «Соборное деяние», бывшее при Патриархе Никоне. Святого Афанасия Александрийского трактаты о разных предметах; его же толкование притчей Евангельских; его же вопросы о Божестве и воплощении Сына Божия; «Смиреннаго Гавриила, Митрополита Филадельфийскаго, иже от монемвании севирския, сочинение о Святых Тайнах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Даже не его поступки. Только он сам. И смотрит Бог на его сердце, и все понимает. Господь Своих узнает. А лично отец Всеволод не был злым никогда. Остроумный и доброжелательный. Царствие Небесное. Пожелал не разочаровываться ни в Церкви, ни в вере Елена Жосул — Дорогой, дорогой отец Всеволод! Я не успела сказать Вам вслух «спасибо» за Ваше пожелание персонально мне в один из рождественских вечеров: «А Вам, Лена, я желаю никогда не разочаровываться — ни в Церкви, ни в своей вере. Какие бы издержки, уродства и изъяны церковной жизни Вам ни довелось видеть. Не разочаровывайтесь». Мы в тот вечер Рождества сидели теплой маленькой компанией в ресторанчике в окрестностях Рождественки, балагурили и острили на сотни тем — но именно эти Ваши слова я почему-то забрала в свое сердце. И опираюсь на них все эти годы. И отбиваюсь ими от всех издержек, уродств и изъянов, которые пытаются разъесть мою веру наподобие кислоты. И, Вы знаете, Ваши слова — отличный нейтрализатор. Вы умеете как никто. Не хочу писать в прошедшем времени. Ведь вот это вот все, что и Вы, и мы делаем, — оно для того, чтобы можно было однажды не писать в прошедшем времени? И все же я не успела сказать Вам вслух. И говорю сейчас. Спасибо Вам, дорогой батюшка. Отпевал Володю Блаженного и опекал Новеллу Матвееву Игорь Евдокимов  — Умер отец Всеволод. Человек, приютивший некогда изгнанную из ЦДРИ АртЭрию и не требовавший за это дани ни деньгами, ни правом власти. Священник, отпевавший Володю Блаженного, веселого юродивого из храма св. Николая на Трех Горах. Человек, опекавший, насколько я знаю, Новеллу Матвееву в последние годы ее жизни. Вдумчивый любитель Псоя Короленко. Мне очень повезло в октябре познакомиться с ним лично, иначе бы он так и остался бы для меня человеком-мемом из сети, про которого я СЛЫШАЛ, что он бывает и другим. В октябре я эту его другую сторону увидел воочию — нужно было видеть и слышать, например, как о. Всеволод рассказывает о розысках имен монахов, подвизавшихся когда-то в маленьком монастыре на месте нынешнего храма св. Феодора Студита —  розысках для того, чтобы составить синодик и молиться о них. О незнакомых ему абсолютно людях.

http://pravmir.ru/prichashhal-v-pni-priv...

Рассуждение об иконах Михаила монаха послужило материалом для небольшого исповедания веры во святые иконы в тексте жития прп. Николая Студита 431 . В нем агиографу понадобилось лишь две-три фразы для изложения той же самой идеи противопоставления иконы и идола на основании противопоставления их первообразов. Автор жития 432 прп. Николая Студита не переписывает, а, скорее, пересказывает исповедание, которое хочет переработать. Приведем сравнение отрывков из двух житий в таблице, во-первых, для того, чтобы наглядно показать соотношение текстов, во-вторых, дабы еще раз обратить внимание на описанный выше фрагмент, что небесполезно будет сделать также и по причине относительной сложности исповедания, анализ которого будет приведен ниже. Таблица 5 Житие Феодора Студита B (VThSB. Col. 276277) 433 Οκ εδς παρφρων, ς ν τ πρωττυπα ντικειμνην πληψιν χουσιν, τοτων προδλως κα τ παργωγα προσηγορας ποσεται τς ναντας · κα ν περ γαθν τ νματα λαμβνομεν πρωτοτπως(ν), ναιρετικ πντως πεφκασιν τν ρχετπως(ν), λαμβανομνων πονηρν νομασιν τς παραπληξας! Ο γρ συνκε τ τς ασχνης γαλμα, ς τ πρωττυπα προδλως τν ντικειμνην πληψιν χουσι τοτων δλον κα τ παργωγα. Τ γρ ναντως λλλων, νανταν πντως κα τν κοινωναν εσφρει πρς λληλα. «Не разумел он, безумный, что и изображения тех первообразов, которые имеют противоположные свойства, очевидно получают противоположные наименования, и когда мы берем имена первообразов хороших, то они непременно исключают собою названия первообразов худых. «О сумасбродство! Ведь не сообразил же он, образ позора, что если прообразы чего-то явно обладают противоположными свойствами, ясно, что и образы; а то, что противоположно друг другу, всегда вносит и противоположное друг другу соотношение. τογαρτοι κα τοτων παργωγα τ λγ τς μωνυμας τος πρωτοτποις παρεοικτα, τν κενων ξουσιν νομασαν δπουθεν, γαθν γαθο, κα πονηρο πονηρν · Так точно и их изображения, сходные с первообразами по единству наименования, заимствуют и названия от них, от хорошего хорошее и от худого худое

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010