Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Скончался протоиерей Всеволод Чаплин 2 мин., 26.01.2020 Известный московский священник, настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот протоиерей Всеволод Чаплин скоропостижно скончался 26 января 2020 года на 52-м году жизни, сообщает сайт «Патриархия.ru» . Отец Всеволод родился 31 марта 1968 года в Москве. В 1990 году он окончил Московскую духовную семинарию, а в 1994-м – Московскую духовную академию. В МДА защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли». В диакона отец Всеволод был рукоположен 21 апреля 1991 года, а в пресвитера (священника) – 7 января 1992 года. С 1985 года протоиерей Всеволод Чаплин был сотрудником Издательского отдела, с 1990-го – Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Также священник возглавлял секретариат Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 годах он был заместителем председателя ОВЦС. В 1990-2000 годах отец Всеволод входил в Центральный комитет Всемирного совета церквей (ВСЦ) и Конференции европейских церквей (КЕЦ), был сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ, членом комиссии Церквей по международным делам ВСЦ. В 1999 году отец Всеволод был возведен в сан протоиерея. В 2009-2015 годах священник был председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2009-2016 годах – настоятелем столичного храма святителя Николая Чудотворца на Трех горах. Указом патриарха Кирилла от 11 февраля 2016 года отец Всеволод был назначен настоятелем храма преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот в Москве. Также священнослужитель был председателем Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, зам. главы Всемирного русского народного собора, входил в состав Синодальной библейско-богословской комиссии и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России.

http://foma.ru/skonchalsya-protoierej-vs...

Ему был 51 год 26 января. ПРАВМИР. На 52-м году жизни скоропостижно умер протоиерей Всеволод Чаплин. О смерти священника сообщает « Интерфакс » со ссылкой на прихожан. В пресс-службе храма эту информацию подтвердили . Отец Всеволод был настоятелем московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот. «Все произошло около 16:30. Отец Всеволод сидел на лавочке у своего храма, когда ему вдруг стало плохо, он упал, и через 15 минут приехавшая скорая констатировала смерть», — рассказал прихожанин храма Александр Петрунько. Протоиерей Всеволод Чаплин Протоиерей Всеволод Чаплин родился 31 марта 1968 г. в Москве. В 1990 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1994 г. — Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли». 21 апреля 1991 г. рукоположен в сан диакона, 7 января 1992 г. — в сан пресвитера. С 1985 г. — сотрудник Издательского отдела, с 1990 г. — Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Возглавлял секретариат ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 гг. — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей. В 1999 г. возведен в сан протоиерея. С 31 марта 2009 г. по 24 декабря 2015 г. — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. До декабря 2015 г. — заместитель главы Всемирного русского народного собора. В 2009-2016 гг. — настоятель храма святителя Николая Чудотворца на Трех Горах г. Москвы. 11 февраля 2016 г. назначен настоятелем храма прп. Феодора Студита (Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот г. Москвы. Член Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/umer-protoierej-vsevol...

μραν ψφς Термин τρισσοφεγγς присутствует в каноне Иоанна Дамаскина (или Иоанна Арклийского) на Пятидесятницу: τρισσοφεγγς τς Θεαρχας τπος ib. – PG. 96. 837A; Πεντηκοστριον χαρμοσυνν. θναι, 1992. Σ. 224. Само сочетание «трисиятельного мира» говорит о явлении синестезии. У Иосифа Песнописца в каноне апостолам 8-го гласа (3-я песнь, 2-й тропарь) присутствует близкий термин – τρισσοφας. Этот образ проявляется также в первом кондаке св. Николаю: μυρζων πντας τος σοι προστρχοντας τ μρ τς χριτος το παναγου πνεματος, σιε, μρ νοητ, μρ φωτζοντι Умащая всех к тебе прибегающих миром благодати Всесвятаго Духа, преподобне, миром духовным, миром просвещающим. (Kond. 77. Sect. 6). μυρισθς εοδασαν Буквально – русла рек. Возможная аллюзия на Быт. 2: 10 – река, вытекающая из Эдема и орошающая землю. Ин. 7: 39. Возможная аллюзия на праздник Преполовения. Термин крайне редкий. Впервые встречается у греческого Ефрема Сирина: Δσποινα, περαγα μου Θεοτκε, κεχαριτωμνη Θεογενντρια («Владычице, Пресвятая моя Богородице, благодатная Богородительнице»). Ephraem Syrus. Precationes ad Dei matrem. 4. P. 362. βομος Редкое слово. Впервые встречается в Сивиллиных оракулах: τν Λυκης μυρον κα τν μυρπνουν ποτε χρσον («ликийский терновник и мироблагоухающую некогда сушу»). Oracula Sybillina. 5. Встречается также у св. Григория Богослова в «Нравственных поэмах»: Επες ν, ς « πατρ ν καλς, μυρπνους» («Скажешь ты: “Отец был прекрасен или миродышущ”«). PG. 37. 851. φ’ τν Применительно к иерарху встречается в письмах св. Феодора Студита: λλ’ ελογητς θες, ς ν τοιοτ σεισμ σεβεας τηλικοτον πρμαχον μο κα κυβερντην τ αυτο κκλησ δωρσατο («Но благословен Бог, Который в таковом землетрясении нечестия даровал Своей Церкви такого поборника и кормчего»). TheodorusStudites. Epistula 423. 3. Nicetae hegumeno. Fatouros. Vol. 2. P. 592. Возможная аллюзия на 10-й псалом: τι δο ο μαρτωλο ντειναν τξον, τομασαν βλη ες φαρτραν το κατατοξεσαι ν σκοτομ ν το ς εθες τ καρδ («Ибо се, грешники напрягли лук, приготовили стрелы в туле стрелять во мраке правых сердцем»). Пс. 10: 3. См. также у св. Феодора Студита: Γενομεθα, δελφο, ν τ γενε τατ τ σκολι κα διεστραμμν ς φωστρες αγζοντες τος ν σκοτομν τς αρσεως («Да будем, братие, в роде сем лукавом и извращенном как светильники, сияющие тем, кто пребывает во мраке ереси»). Epistula. 301. 6. Fatouros. Vol. 2. P. 440.

http://pravoslavie.ru/61693.html

Здесь видно влияние Феодора Студита: φωστρα ειλαμπ τος ξ γνοας κα μαρτας νυκτομαχοσιν γνωριζμενον («Светильник вечносветлый, распознаваемый теми, кто борется с ночью неведения и греха». – TheodorusStudites. Epistula. 11. (Anastasio episcopo Cnosiae). 67. Fatouros. Vol. 1. P. 36). Ср.: ωσφ περιβοητς πανταχο… («Иосиф, восхваляемый повсюду»). AndreasCretensis. Encomium in s. Nicolaum//PG. 97. 1196. Редкое слово, обозначающее помощь. ωγ βοθεια] Hesychius. A 7744. Слово, употребительное в студийской среде. См. письмо Феодора Студита к Михаилу царю: κραται χερ το θεο σζοι σε, τν κοσμοπθητον κα θεοφιλ, τν βασιλα τν χριστιανν. («Крепкая рука Бога да спасет тебя, мировожделенного и боголюбивого царя христиан». – Epistula. 429, 45). Слово, нигде более не зарегистрированное. Буквально – от обстояния. Термин, типичный для Ареопагитик. Встречается также в кондаке на Иоанна Златоуста, приписываемом Роману Сладкопевцу: τος πντας φωταγωγν, δηγν κα συνετν («Всех световодительствующий, наставляющий и вразумляющий»). Romanus (Dub.). Hymn. 63. 4. 12. in Johannem Chrysostomum. Аллюзия на 22-й псалом: «Если и пойду посреди тени смертной (ν μσ σκις θαντου), не убоюсь зла». (Пс. 22: 4). Намек на избавление св. Николаем трех граждан и двух воевод от смерти. Буквально – световодительствующий». Participium Praesentis Activi. В Новом Завете образ звезды – христологический: «Я есмь звезда светлая и утренняя» (Откр. 22: 16); в гимнографии – один из символов Пресвятой Богородицы: χαρε, στρ μφανων τν λιον· («Радуйся, звезда, являющая Солнце») (Акафист, 1-й икос). См. RomanusMelodus. Hymnus in Joannem Theologum: το ς ν βυθ π ω λε α ς κα σκ τ καθε δοντα ς κα ζλ μαρτημτων κρατουμνους νελκυσας, νδοξε («Во глубине погибели и тьме спящих и бурей грехов одержимых, ты извлек, славнее»). Hymnus 60. 22. Пс. 22: 2. δι κα τ γεννμενον κ σο γιον κληθσεται υς θεο, σμμορφος, συνομοοσιος, συναδιος τ πατρ («Посему и рождаемое от Тебя святое наречется – Сын Божий, сообразный, соединосущный, совечный Отцу»). Gregorius Nyssenus. In Annuntiationem. L. 49.

http://pravoslavie.ru/61693.html

10 νπερ ( μονν) μγας Θεδωρος, πνοις πολλος πρ ην κθρψας πλθυνε κα τν χιλιοςν ριθμν ξισωθναι μικρ» δεν τν πληθν κατεσκεασε (Vit. Nic. Stud. Patr. Т. 105, p. 901). 11 Μον νματος λαμπροττ τετχηκε κα τος δλοις περισημοττη γεγνηται (Vit. Theod. с. XXX p. 145). В биографии Николая Студита, этот монастырь называется τ περιφανς κα περδοξον τς ρετς παιδευτριον· τ μγα φημ κοιν βιον το Στ δ (Patr. Τ. 105, р. 869). 15  Таковы были Иван и Добрила, соотечественники Стефана Новгородца, которых он нашёл здесь за списыванием книг. Митрополит Киприан переписал здесь лествицу. 17  Путешествия диакона Игнатия ibid. 100. О его реликвиях упоминает Антоний Новгородец Cf. Riant. Exuviae Sacrae Cplitanae T. II, p. 225 19  Vit. Theod. p. 128. В письме к одному Готскому архимандриту Феодор Студит называет сочинение Василия Великого о монашеской жизни „ θεοχαρκτον” и признаёт его руководством высокой важности, без которого не может обойтись ни настоятель, ни братия (Patr. Т. 99, р. 1520) В завещании он даёт наставление игумену не преступать заповедей и правил отцов и преимущественно ( πρ γε πντων) – Василия Великого . (Ibid. p. 1820). С именем Феодора Студита известен схолий к аскетическим сочинениям Василия Великого , где доказывается их подложность Σχλιον ες τ μερικ σκητικ το μεγλ Βασιλε. Fabr Harl. Vol X, p. 472. Patr. 99 p. 1683–1688. Matthaei. Lectiones Mosqvenses vol. II. Lips. 1779. 23  В печатном издании они начинаются с четвёртого ямба и продолжаются без перерыва до 19 в следующем порядке: 4-й ямб к игумену, 5-й – к подчинённому, 6-й – к помощнику игумена, занимающему второе место в управлении ( ες τν δευτρα φροντα), 7-й – к эконому, 8-й – эпистомонархам, 9-й – наблюдателям за братией ( ριτηρται), 10-й – к канонарху, 11-й – к таксиарху (лицо, наблюдающее за поведением в церкви), 12-й – к келарю. 13-й – наблюдателю во время трапезы, 14-й – повару, 15-й – портным, 16-й – будильникам,17-й – больничному надзирателю, 18-й – к больным, 19-й – сапожникам, 26-й – к привратнику, 27-й – к брату, отправляющемуся на службу вне монастыря, 28-й – к нему же, возвращающемуся со службы, 29-й – к странноприимнице (монастырская гостиница) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Феодора Студита , но на этот раз начнем с жития В. Несмотря на то, что речь прп. Феодора у Михаила монаха в отношении разнообразия тем иконопочитательского богословия оказалась значительно беднее по сравнению с той же речью в житии А, в нашем распоряжении есть еще исповедание веры Михаила монаха, которое было приведено во второй главе исследования в таблице 5. Основной темой этого исповедания становится отличие иконы и идола, которое агиограф раскрывает с помощью учения об образе и первообразе. Михаил поясняет: произведенное от первообразов, имеющих противоположные свойства (ς ν τ πρωττυπα ντικειμνην πληψιν χουσιν) также противоположно. Свойства благого или худого изображения (τ παργωγα) получают от первообразов, с которыми их объединяет общее имя (τ λγ τς μωνυμας τος πρωτοτποις παρεοικτα). Славное изображение Христа (τ τοτου εκλες κμαγεον) принимает от своего первообраза свойство быть чуждым идолу (λλτριον σται…τς εδωλικς πολψεως). Начертание противоположного по природным качествам ( γρ κατ’ναντωσιν φυσικς ποιτητος τν ρχετπων γραφ 649 ) влечет за собой наименование и действие (κλσν τε κα ργασαν) первообраза. Различие идола и иконы можно усмотреть из самого происхождения слов. Агиограф сопоставляет звучание слова «идол» (εδωλον) со словами «εδος δλου», вид обмана, и затем подробно поясняет опасность удаляющего от Творца идолослужения. Слово «икона» происходит от сходства с архетипом (παρ τ οικναι τ ρχετπ) 650 , поэтому может быть названа священной (σα) и святой (γα). Это сходство таково, что икона и архетип отождествляются по наименованию (τ το παραδεγματος ταυτζεται προσηγορ) и икону царя называют просто царем, как и изображения святых и любое настенное изображение. Различие их – по сущности (κατ τ τς οσας μογενς). Та же самая апология повторяется в сокращенном виде в житии преемника Феодора, Николая Студита (она также была приведена в таблице 5). Если принять гипотезу о том, что автором этого жития был также Михаил монах, мы имеем дело с авторским конспектом исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Монастырь святого Николая Японского (Адзиро) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь святого Николая Японского (яп. или яп. ) — православный мужской монастырь Токийской епархии Японской Православной Церкви, расположенный в Адзиро, в префектуре Сидзуока в Японии. Содержание История [ править править код ] В 2005 году, в ответ на обращение предстоятеля Японской православной церкви митрополита Токийского Даниила (Нусиро) с просьбой к священноначалию Московского патриархата об оказании содействия в возрождении монашеской жизни в Японии, решением Священного Синода Русской православной церкви от 16 июля 2005 года (журнал 47) насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Герасим (Шевцов) был направлен в юрисдикцию Японской православной церкви для устроения монашеского братства. В 2006 году при Воскресенском соборе в Токио митрополитом Токийским Даниилом были освящены временные помещения для мужского монастыря, а также принято решение о наименовании монастыря в честь святого равноапостольного Николая Японского. 22 июня 2018 года в Адзиро, в префектуре Сидзуока, на средства, завещанные Григорием и Галиной Хаттори, был приобретён участок земли для устроения монастыря. 3 июля насельниками обители архимандритом Герасимом (Шевцовым) и иноком Соломоном (Кавасима) был совершён первый молебен на месте предполагаемой закладки храма новой обители. Состоявшийся 7-8 июля Собор Японской православной церкви выразил одобрение началу строительства первого монастыря в Адзиро. 5 ноября 2018 года в домовой церкви обители в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» предстоятель Японской православной церкви митрополит Токийский Даниил (Нусиро) вместе со всем духовенством Токийской епархии совершил благодарственный молебен, а в ночь с 23 на 24 ноября, в день памяти преподобного Феодора Студита, архимандритом Герасимом при сослужении протодиакона Иоанна Фануракиса и поддержке Николая Одзимы и алтарника Воскресенского кафедрального собора Токио («Николай-до») Гавриила Йокоямы была совершена первая Литургия. Престольные праздники [ править править код ] Николай Японский (Касаткин), равноапостольный — 16 февраля Как добраться [ править править код ] Адрес: 627-904 Ajiro, Atami, Shizuoka 413-0103, Япония Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Страница монастыря в соцсети " Facebook " Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_свят...

Неизвестно только, преемник его Сисиний II, в мире магистр, т. е., начальник придворных чинов, пострижен ли был в монашество пред возведением в патриарший сан, как святые Никифор I и Фотий и другие из высоких сановников. Патриарх Николай перенес немало скорбей. Дела патриаршие приняты были им в расстроенном виде, так как после удаления Антония Студита в продолжение четырех лет было междупатриаршество. Из стихословия патриарху Николаю в синаксаре видно, что он больше дал престолу (то есть, патриаршему), нежели получил от него 36 . При нем продолжались споры и распри в духовенстве о четверобрачии по случаю брака Льва Мудрого с Зоей. Но в конце его патриаршества это дело решено соборным осуждением четверобрачия и решение собора обнародовано уже при Сисинии 37 . При патриархе Николае (в 986 г.) было страшное землетрясение в Константинополе, а в империи были возмущения против законных императоров братьев Василия II и Константина и войны Василия с внешними врагами. Но он имел утешение принимать хотя и не лично, но деятельное участие в великом деле крещения великого князя русского Владимира и чрез него Русского народа и в устроении дел новой русской церкви (988 г). Хронология жизни патриарха Николая Хрисоверга может быть согласована с житием святого Андрея. Если святый Андрей родился около 870 года, куплен Феогностом около 887 года, начал юродствовать около 894 года, и юродствовав 66 лет, скончался около 960 года, имея около 90 лет, а Епифаний с именем Николая постригся в монахи в 962 году на 32 году своей жизни или несколько позднее (возраст пострижения в монашество Епифания не показан), то от кончины Андрея до возведения Епифания, в монашестве Николая, в патриарха (в 982 году), остается около 20 лет, время более чем достаточное для прославления в монашестве. Святой Николай скончался в 994 году, имея около 64 лет от рождения. Мы означили время патриаршества Николая Хрисоверга летами 982–994 на следующем основании. По свидетельству Иоанна Скилицы и Георгия Кедрина, по смерти Николая Хрисоверга, управлявшего константинопольской церковью 12 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Известие о якобы допущенном свт. Николаем заушении Ария возникло сравнительно поздно и вероятнее всего в результате следующего недоразумения. Около времени падения Константинополя (1453 г.) как в житийной, так и в гимнологической письменности намечается тенденция сообщать о борьбе свт. Николая с Арием на Никейском Соборе в иных, чем прежде, и притом значительно более резких выражениях. Так, например, в одной из поздних редакций жития свт. Николая (возможно XV века) составитель, пользуясь сведениями Метафраста и так называемого «Синаксарного жития», добавляет от себя следующую фразу: «И, ниспровергнув () хульника – Ария, снова руководит своей паствой». Выражение мы не встречаем ни в одном более раннем житии. Нет его и в церковных песнопениях, за исключением самых поздних, к каковым относятся, например, «ины стихиры» на «Господи, воззвах» в службе 6 декабря, означенные в Уставе Великой Константинопольской Церкви именем Николая Малакса, песнотворца XVI века. Во второй из этих стихир читаем: «Киими песненными пении похвалим Святителя... потребителя Ариева и пламеннаго противоборца, имже сего гордыню Христос ниспроверг ()». Конечно, употребление других слов и выражений само по себе не меняло существа дела: смысл текста оставался прежним. Но на устное предание об эпизоде со свт. Николаем на Соборе эти новые выражения оказали, к сожалению, очень серьезное влияние. Слово до известной степени синонимично со словом в смысле: «повергать, сокрушать, ниспровергать», поэтому в устной речи выражение легко могло заменяться более простым выражением . А отсюда был уже один шаг до существенного повреждения самого смысла сказания, ибо в обыденном, житейском смысле слово часто обозначало «поразив», «ударив». Так, по-видимому, произошло искажение первоначального сказания, нашедшее в XVI веке отражение и в письменности: сначала в латинском «Каталоге святых» Петра де Наталибуса, а затем в двадцатом слове (О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца) Дамаскина, «иподиакона и студита, Фессалоникийского».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Св. Никита Патрикий был родом из Пафлагонии 209 . Он служил при императорском дворе. Д. Папахрисанфу, издавшая сохранившийся в единственной рукописи XII в. фрагмент его жития (BHG 1342E) 210 , отождествляет Никиту с тем стратигом Сицилии, который в 797 г. 211 отправил посольство к Карлу Великому 212 . В правление Никифора I и Ставракия Никита удаляется в один из константинопольских монастырей, который был вынужден покинуть с началом иконоборческого гонения в 815 г. До своей кончины 6 октября 836 г. Никита жил в различных монастырях, в том числе монастыре Катесия, насельник которого и написал упомянутое житие. Лично знаком со святым этот монах не был, но пользовался воспоминаниями племянника и преемника святого в монастыре Катесия, также Никиты 213 . Это позволяет отнести житие к ближайшему после смерти патрикия Никиты и прп. Григорий Декаполита , житие которого использовал анонимный автор, времени, середине IX в. Прп. Николай Студит , ученик прп. Феодора Студита . Его житие (BHG 1365) 214 не несет подписи автора. Прп. Николай, как и его знаменитый учитель, был игуменом Студийского монастыря вслед за прп. Феодором и наследовавшим ему Навкратием 215 . В 848 г. 216 прп. Николай был вынужден удалиться в изгнание в связи с конфликтом патриархов Игнатия и Фотия 217 , вернулся в 867 г., а в следующем 868 г. скончался, прославившись даром исцеления 218 . Также прп. Николай был известен как переписчик книг. Он создал самую раннюю из сохранившихся минускульных рукописей, Евангелие 835 г., принадлежавшее еп. Порфирию Успенскому (1804– 1885) 219 . О книжных трудах своего героя упоминает и автор жития прп. Николая 220 . Молодые годы прп. Николая пришлись на иконоборческое время. Он претерпел заключение и бичевание вместе со своим наставником, прп. Феодором 221 . Поэтому автор жития, некий насельник студийского монастыря 222 , касается и истории спора о священных изображениях. Составители агиографической базы данных Дамбартон Оукс датируют житие 910950 гг. 223 К этому заключению исследователи приходят по причине того, что автор упоминает о посмертном чуде исцеления ученика прп. Николая, бывшем за сорок лет до написания жития и по завершении игуменства Климента, преемника прп. Николая. 224 Как было сказано выше, Д. Краусмюллер полагает, что автором этого жития был монах Михаил, биограф прп. Феодора, что означает чуть более раннюю датировку.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010