По мнению ряда исследователей, сказание о Н. выделилось как отдельное агиографическое произведение из Жития прп. Николая Студита (BHG, N 1365 - PG. 105. Col. 893-897; архиеп. Сергий (Спасский) ошибочно указал на Житие прп. Феодора Студита), где содержится весьма близкий по содержанию рассказ о воине, не названном по имени, к-рый участвовал в походе имп. Никифора I против болгар ( Лопарев X. М. Византийские Жития Святых VIII-IX веков//ВВ. 1910. Т. 17. С. 194; Афиногенов Д. Е. Повесть о Николае Воине: этиологическая легенда?//Индоевропейское языкознание и классическая филология-Х: Мат-лы чт., посвящ. памяти проф. И. М. Тронского. СПб., 2006. С. 9-12). Напротив, Д. Уэртли считает, что в основу вставной новеллы из Жития прп. Николая Студита легла устная легенда о Н. ( Wortley J. Legends of the Byzantine Disaster of 811//Byzantion. 1980. Vol. 50. P. 533-562). Сказание о Н. написано в форме душеполезного поучения, поэтому основное место в нем занимают эпизод о том, как святой противостоял искушению, и описание его сновидения. Рассказ о поражении визант. армии составлен, вероятно, на основе хроник Феофана Исповедника и Георгия Амартола ( Theoph. Chron. P. 490-491; Georg. Mon. Chron. P. 774-775), где это событие датируется 26 июля 811 г., но содержит дополнительные сведения: первоначально византийцы победили болгар числом 15 тыс. чел. Рус. паломник Антоний Новгородец ок. 1200 г. видел в К-поле недалеко от Влахерны мощи св. Николая, названного Новым, под к-рым, возможно, следует понимать Н. (Книга Паломник. С. 22). Частица мощей преподобного находится в монастыре Пресв. Богородицы (Панагии Турлиани) на о-ве Миконос ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 225). Греч. сказание о Н. было переведено на слав. язык и включено под 24 дек. в состав т. н. Тырновской редакции стишного Пролога (XIV в.); в болг. переводе указано, что имп. Никифор победил 20 тыс. болг. воинов; в мон-ре Н. стяжал дар прозорливости ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2010. Т. 4. С. 96-98). Имя святого не было включено в ВМЧ митр. Макария, однако свт. Димитрий Ростовский поместил в «Книге житий святых» под 24 дек. сказание о Н., составленное на основе греч. источников с нек-рыми незначительными изменениями и добавлениями: святой назван воеводой, битва византийцев и болгар описывается более подробно и в конце говорится, что имп. Никифору удалось бежать с поля брани с небольшой дружиной ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 187 об.-188 об.). В более поздней переработке Житий святых свт. Димитрия Ростовского и в совр. календаре РПЦ память преподобного не обозначена. Архиеп. Филарет (Гумилевский) указал на слав. происхождение святого, однако архиеп. Сергий (Спасский) подверг критике это утверждение; по мнению исследователя, греч. сказание о Н. было составлено не позднее XII в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 519).

http://pravenc.ru/text/2565646.html

Женам же скажет [Христос]: «Не слышали вы, как в церкви читали и произносили «Житие святой Пелагии, в прошлом блудницы», «Житие преподоб­ной Марии Египетской, в прошлом развратной», «Феодоры, прелюбодейцы, а затем чудотворицы», «Евфросинии девы, назвавшейся Смарагдом», и «Ксении, поистине странной и дивной»... Почему же и вы... не подражали им?» 701 А мужей, которые были царями и правителями, Христос спросит, почему они не подражали святым Ветхого Завета, таким, как Давид, который после об­личения Нафана «не переставал плакать и проливать слезы день и ночь», а также Моисею, Иисусу Навину и многим другим добродетельным «царям, властителям и богатым» 702 . Патриархам Христос противопоставит Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Григория Бо­гослова, Игнатия, Мефодия и Тарасия; митрополи­там – Василия Великого , Григория Нисского , Григо­рия Чудотворца, Амвросия и Николая 703 . Богатых будут судить те святые, которые в жизни были богаты, бед­ных – те, что были бедны, женатых – женатые, а безбрачных – те, что не состояли в браке. Короче, «каждый человек грешный в страшный день Суда на­против себя в жизни вечной и в неизреченном том свете увидит подобного себе и будет осужден им» 704 . Б. Современные святые Еще одна тема Феодора Студита – о том, что надо подражать «не только древним святым, но и тем, кото­рые [состоят] в нашем братстве», 705 то есть современ­никам – получила дальнейшее развитие в творениях Симеона. Перед глазами Симеона всегда стоял образ «живого и сияющего святого» – Симеона Студита, ко­торый был его современником, однако по святости не уступал древним подвижникам. Именно вопрос о почи­тании Симеона Студита стал камнем преткновения во взаимоотношениях между Симеоном и церковными властями его времени и сделался причиной конфликта, который закончился изгнанием Симеона из византий­ской столицы.  Впрочем, Симеон Новый Богослов не только Студи­та считал живым святым. Он посвятил 21-е Огласи­тельное Слово некоему Антонию, молодому иноку, ко­торый умер, проведя в монашестве недолгие годы: Слово написано в виде надгробной похвалы и напоми­нает выдающиеся образцы агиографической литерату­ры, такие, как «Житие Досифея», автором которого является Дорофей Газский 706 . В этом Огласительном Слове Симеон сравнивает последние слова Антония со словами древних святых:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

79 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 234–235, 272–276. 80 Пентковский А. М Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. М., 2001. No5. С. 69–80. 81 Количество тропарей каждого канона не указывается. 82 Ср. окончание паннихис в Евергетидском Уставе. 83 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 84 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 248. 85 Протоиерей К. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313. 86 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 87 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 88 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. 89 Этот греческий монастырь был основан монахом Иосифом в конце XI века около Отранто и получил типикон от третьего своего игумена Николая (2я половина XII века). 90 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. Р. 283. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 128–129. 91 Основан Варфоломеем Симерийским, возобновившем Мессинский монастырь, в Калабрии в начале XII века. 92 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 129. 93 Дмитриевский А. А . Цит. изд. Т. 1. С. 889–892, 912. 94 Пентковский А. М Студийский устав… С. 69–80. 95 Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 168–169. 96 Устав М., 1610. Л. 185 об. 97 Устав М., 1610. Л. 185 об.–192. 98 Устав. М., 1641. Л. 88 об.–92 об. 99 Скабалланович М. Пятидесятница. С. 169–170. 100 Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας ομοον καθ λα. [б. г.]. 101 Проскинитарием называется особо устроенное для праздничной иконы место в храме. (Ср. с аналоем). 102 Афонская особенность богослужения. Почти за каждой вечерней поется молебный канон Богородице. 103 На Афоне в храмах имеется множество светильников, и существует сложная система возжжения свечей на них во время богослужения. Хорос – металлический обруч диаметром чуть меньше купола храма, на который ставятся свечи разного размера. В определенные моменты службы хорос для придания торжественности богослужению раскачивается.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Деятельное участие учеников и почитателей Ф. Студита в эпоху восстановления православия весьма выразительно отмечается в литературе житий. Здесь следует напомнить тот мотив, слабо помеченный в летописи, что инициатива в деле восстановления православия принадлежала регенту Мануилу, который под влиянием студийских монахов, исцеливших его от болезни, неоднократно делал представления царице о необходимости восстановления православия. Этот мотив, будучи, по всей вероятности, заимствован из житий, развит в агиографической литературе, и именно – в чудесах, приписываемых подвижникам Студийского монастыря. Так, в жизнеописании Николая Студита сообщается чудо, содеянное святым над патрицием Мануилом. Раз Мануил, приговоренный врачами к смерти, обратился за помощью к святому. Этот предсказал ему выздоровление и присовокупил, что его ожидает высокая служебная карьера 48 . Подобная же черта отмечена в жизни Ф. Студита. Благодать исцеления здесь сообщена, впрочем, Варде, брату царицы Феодоры, когда он был военачальником на Востоке 49 . В литературе житий отмечен, далее, тот факт, что святым подвижникам на Олимпе открыто было заранее имеющее вскоре последовать восстановление православия 50 , вследствие чего они, по внушению свыше, отправились в Константинополь и рассказали о видении патриарху Мефодию, убеждая его принять зависящие от него предварительные меры. Здесь благочестивые сказания сосредоточиваются около имени пророчественного Иоанникия и Арсакия. Первому приписывается дар предсказания во многих случаях. Он предсказал Игнатию возведение его в высший духовный сан 51 ; Святой Ирине, посетившей его на пути в Константинополь, предсказал он поступление в иноческий сан 52 , что в особенности свидетельствовало о его даре прозрения, так как Ирина была вызвана по царскому приказу, повелевавшему явиться в Константинополь всем знатным и красивым девицам для выбора из них невесты царю Михаилу. В житиях, наконец, главнейше развит с особенными подробностями едва намечаемый в летописи мотив о предсмертном раскаянии и посмертном прощении Феофила. Мы видели уже развитие его в жизнеописании царицы Феодоры, встречаем его также в жизни святой Ирины 53 . Окончательную обработку получил этот мотив уже в синаксарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Прп. Феодор Студит , один из выдающихся деятелей своей эпохи, родился в Константинополе в знатной семье 225 . В 759 г. по примеру своего дяди Платона он избрал монашеский путь 226 и в 794 г. стал вслед за ним игуменом Саккудиона, из которого вскоре перебрался в Студийский монастырь. Опуская другие подробности жизни прп. Феодора в столице, можно сказать, что он стал одним из лидеров иконопочитательской оппозиции политике Льва V, приняв подвиг исповедничества 227 . Из ссылки он вернулся в 821 г., а скончался в 836 г. 228 Три изданные версии жития прп. Феодора Студита обыкновенно обозначают литерами A, В и С 229 . Первой по времени написания редакцией считается житие В (BHG 1754), автором которого является некий монах Михаил 230 . Житие, написанное Михаилом, тем не менее, не было самым первым житием Студийского игумена. Д. Краусмюллер полагает, что оно является переработкой более раннего жития прп. Феодора, принадлежащего перу патриарха Мефодия. То, что Михаил не был первым биографом Студита, ясно из его собственных вступительных слов к житию. Косвенными доказательствами в пользу авторства свт. Мефодия можно считать наименование создателей житий прп. Феодора «τν τς κκλησας μυστν» (в житии Николая Студита, тоже предположительно написанного Михаилом) 231 и сравнение текстов житий свт. Николая Мирликийского, принадлежащих патриарху и Михаилу 232 . Долгое время считалось, что свое житие Михаил написал во второй половине IX в., возможно после 868 г. 233 , однако Д. Краусмюллер показывает, что этот текст стоит относить к первой четверти X в. 234 4 Текст, созданный монахом Михаилом, был переработан неизвестным автором. Результат этой работы принято обозначать как житие С (BHG 1755d). Его текст был издан В. В. Латышевым 235 . Текст жития А (BHG 1755) 236 был создан на основе этой версии. Его автором считается Феодор Дафнопат, писатель середины Х в. 237 Св. августа Феодора родилась в Пафлагонии около 815 г. Как сообщает биограф будущей императрицы, детство ее прошло в семье, сочувствовавшей гонимым почитателям икон и активно им помогавшей 238 . Около 830 г. стала женой императора Феофила, после смерти последнего стала регентшей при сыне Михаиле III, окончательно восстановила иконопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Вторая группа песнописцев VIII–X веков примыкает к Константинопольскому Студийскому монастырю и имеет своим представителем знаменитого настоятеля этого монастыря– Феодора Студита (760–826†). В этой группе мы встречаем имена Иосифа Солунского, брата Феодора Студита , Иосифа песнописца, одного из самых плодовитых гимнографов, Николая, Климента и Симеона Студитов. Сюда же относится целый ряд менее известных песнописцев, о которых с похвалою отзываются позднейшие писатели, а их имена читаются во главе разных последований. Литургическая деятельность в Студийском монастыре, вообще говоря, была в большом ходу и составляла занятие более книжных иноков. Биограф Феодора Студита говорит, что многие из них, предпочитая подвигам внешнего благочестия деятельность ума, составляли поучения и другие сочинения религиозно-нравственного содержания, служившие достойным памятником их деятельности. Другие занимались церковными песнями, мелодиями и псалмами. А так как по опыту известно, что большая польза бывает для присутствующих в храме тогда, когда вся церковь устроена стройно (складно) и чинно, то они это прекрасное занятие обратили на пользу себе и на благо другим. Уровень богословского образования в Студийской общине, вообще говоря, был очень высок, и эта обитель в ее лучшую цветущую пору привлекала к себе лучшие силы со всех концов тогдашней империи. Ее обширная библиотека служила складом сочинений по разным отраслям церковной литературы. Монахи занимались не только послушанием, но в часы досуга чтением книг из монастырского хранилища. Студийский монастырь находился в близких отношениях с замечательнейшими монастырями востока, а его практика считалась образцовою. Благодаря этому обстоятельству, каноны и стихиры, вышедшие из-под пера его представителей, вскоре получили обще-церковное значение и принимались в употребление. Точно таким же путем в Константинополь и Малую Азию переходили труды святоградцев. Древнейшие уставы, триоди и минеи показывают, что этот обмен происходил очень· живо, и произведения отдаленного востока, Сирии и Иерусалима, входили в содержание студийских уставов и миней с именами первых составителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Приношу Вам сердечную благодарность за экземпляр вновь изданной книги преподобного Феодора Студита . Сообразно тому, как Вы изволите писать, Высокопреосвященный митрополит Московский Филарет благоволил написать мне, что он желает напечатания книги преподобного Исаака Сирского. Все монашество российское обязано благодарностию этому архипастырю за издание отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак бы не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится. В свое время книги, изданные Вашею обителию, будут весьма дороги и редки. Я совершенно согласен с Вами, что для монашества, которое жительствует по книгам святых отцов, необходим точный перевод с подлинников посредством лица, вполне знающего монашескую жизнь. Таковым лицом, без сомнения, был старец Паисий. Русские же переводы не имеют этого достоинства. Заключу сии строки покорнейшею моею просьбою к Вам о разрешении Наталии Петровне 3 выслать к нам по 12 экземпляров Феодора Студита и Симеона Нового Богослова , всего 24 экз., с означением цены за них. Препровождаемую при сем записочку и деньги потрудитесь передать старцу схимонаху Леониду. Поручая себя Вашей отеческой любви и испрашивая Ваших святых молитв, с чувством искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником архимандрит Игнатий. 30 апреля 1853 года Письмо 23 Ваше Преподобие, многоуважаемый и многолюбезнейший старец, отец Макарий! Приношу Вам искреннейшую благодарность за почтеннейшее письмо Ваше и за присылку 12 экземпляров оглашений Студита и 12 экз. слов Нового Богослова. Если будут напечатаны сочинения Григория Паламы и Максима Исповедника , то благоволите снабдить и оными. Рекомендую Вам сего письмоподателя Николая Николаевича Голохвастова. Он служит полковником в артиллерии, которая стоит в трех верстах от обители нашей, и во время служения своего он весьма часто посещал храм Божий, удалялся от увеселений и от самого общества с товарищами своими, вина же вовсе не употребляет. При таком жительстве начала являться в нем постепенно мысль о вступлении в монастырь, о чем внушилось ему посоветоваться со мною. Я дал ему совет посетить Оптину пустыню, познакомиться с отцом игуменом и с Вами. Ему очень понравился Валаамский монастырь, но я очень понимаю, что он пленился одною наружностию и что это очарование, если бы он там поместился, должно не только миноваться, но даже превратиться в смущение, ибо тамошнее окормление, сколько могу понимать, не может быть для него удовлетворительным Если Богу будет угодно и он останется в святой обители Вашей, то он, имея значительное состояние, не будет для нее в тягость и по материальному отношению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Стоит еще отметить и употребление у прп. Феодора более редкого для обозначения изображений слова «νδαλμα». Его нет в житии В, но в житии прп. Николая Студита оно встретилось нам несколько раз, также его использовал и Феодор Дафнопат. У Феодора Дафнопата, как и у автора письма из жития Михаила Синкелла, можно видеть весьма интересные примеры апологий, выстроенных по историческому принципу. Эти агиографы доносят до читателей житий традиционные для иконопочитателей примеры, обращение к которым может быть иллюстрацией использования изображений их предшественниками. Прочие авторы, произведения которых мы рассмотрели в данной главе, хотя и не уделяют пояснениям о смысле иконоборческого спора столько внимания, как это делают биографы прп. Феодора, однако, предоставляют читателю жития довольно интересный материал для размышления. С помощью которотких фраз, включенных в текст жития, они обращаются и к только что упомянутому аргументу церковной традиции, и к проблеме соотношения образа и первообразного, и к учению о Боговоплощении. Рядом с темой образа и первообразного в житиях дважды появляется упрек иконоборчеству как «императорской» ереси. Эта идея, которую, как мы видели, особенно выделял Феостирикт и продвигал в жизнь Игнатий Диакон, оказалась в более поздних житиях гораздо менее популярна. Подробно на ней останавливается лишь монах Михаил, у которого это могло быть отражением содержания настоящей речи Феодора Студита на аудиенции императора. Среди прочих авторов темы «царского происхождения» иконоборчества касается лишь анонимный автор житии прп. Иоанна Психаита, вскользь сообщивший об обвинении своего героя в пренебрежении царским учением (τ βασιλικν δγμα). Легко предположить, что для писателей, лично не соприкасавшихся с политикой императоров-иконоборцев, это обвинение было гораздо менее актуально. Учение о Боговоплощении как аргумент в пользу иконы, хотя и находит подробное обоснование все у тех же биографов Феодора Студита , но в большинстве житий, в которых мы можем его обнаружить, превращается в обвинение иконоборцев в принадлежности различным сектам, общей чертой которых является докетизм.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

1. Симеона Столпника. Стихира Германа, канон I. Дамаск. (Неан. нет). 2. Муч. Маманта. Канон Феоф. 8. Рождество Богородицы. Канон Андрея. 9. Свв. Богоотец Иоавима и Анны. Канон Феоф. 14. Воздвижение Честного Креста. Канон и стих. Андрея. 15. Муч. Нивиты. Канон Феоф. 16. Муч. Евфимии. Стихира Андрея. 20. Великомуч. Евстафия. Стих. Германа. 24. Первомуч. Февлы. Стих. Андрея. 26. Св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Стих. Германа. 30. Св. Григория Великия Арнении. Канон Иосифа. Октябрь. 3. Св. священномуч. Дионисия. Стихиры Андрея и Германа. 6. Св. ап. Фомы. Стих. Студита. (Неап. 21 дев. согласно с римскими). 7. Свв. мучч. Сергия и Вакха. Стих. Германа. 18. Св. ап. и ев. Луки. Канон Феофана. 21. Пр. Илариона. Канон Феофана. (Неап. нет). 25. Свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). Стих. Германа. 26. Св. великомуч. Димитрия. Стих. Сивеллиота Георгия 669 и Андрея. Ноябрь. 6. Св. Павла исповедника. Стих. Германа. 7. Свв. мучч. р Мелитине. Канон Дамаскина. 8. Собор арх. Михаила. Канон Дамаскина. 11. Св. муч. Мины. Канон I. Дамаскина нет). 13. Св. Иоанна Златоустог о. Стих. Германа. 14. Св. ап. Филиппа. Стих. Германа. (Неап. 1 мая). 16. Св. ап. и ев. Матфея. Канон Феофана нет). 17. Св. Григория чудотворца . Канон Феофана 38 . 25. Свв. священномуч. Климента римского и Петра александрийского . Каноны Феофана. 30. Св. ап. Андрея. Стих. Андрея. нет). Декабрь 4. Св. великомуч. Варвары. Стих. Дамаск. 5. Пр. Саввы. Канон Феофана. 6. Св. Николая чудотворца. Стих. Германа 13. Св. Евстратия и иже с ним. Стих. Германа нет). 20 Св. священномуч. Игнатия. Стих. Андрея. 25. Рождество Христово. Стих. Софрония. Кондак Романа. 27. Св. первомуч. и архид. Стефана. Канон I. Дамаск. 29. Свв. младенцев. Стих. Андрея нет). Январь. 1. Св. о. н. Василия и Обрезание Господне. Стихиры Германа. нет Обрезания). 6. Богоявление. Кондак Романа, стих. Герм. 7. Собор Предтечи. Канон Феофана. 14. Свв. отец на Синае. Стих. Студита (Неап. нет). 17. Пр. Антония. Стихира Феодора Сикеота (монахов множество, по надписанию греч. минеи). 18. Св. отец Афанасия и Кирилла. Стих. Германа. 20. Пр. Евфимия Великого. Стих. Германа. 23. Свв. мучч. Климента и Агафангела. Канон Феофана (42 нет). 25. Григория Богослова . Канон Космы (42 нет). 27. Пренесение Иоанна Златоустог о. Стих. Германа (42 нет). 29. Пренесение мощей св. Игнатия. Стих. Студита. 30 или 31. Свв. Кира и Иоанна. Февраль

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Достаточно и простого беглого обзора содержания Постной Триоди, чтобы можно было видеть, что настоящий свой вид постная Триодь получила не сразу. В нынешней Триоди мы встречаем творения Андрея Критского , Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина , Феодора Студита , Льва Премудрого, Феофила – греческого императора, Симеона Студита – ученика Феодора Студита , Феофана Начертанного, девицы инокини Кассии, Марка монаха – впоследствии епископа Идрунтского, Сергия – патриарха Константинопольского, Симеона Метафраста , Иоанна – митр. Евхаитского, Филофея – патр. Константинопольского, Никифора Каллиста Ксанфопула, некоего Георгия – автора канона в Неделю мытаря и фарисея, Христофора Протосинкрита, Никиты – архидиакона константинопольской Великой церкви, Феодосия – епископа Сиракузского и Николая, которого считают протоиереем Навплийским XIV в. Таким образом, наша нынешняя Триодь постовая есть живой свидетель поэтического творчества св. отцов на пространстве от VIII в. до XIV века, после которого, кажется, нового добавления не было сделано. Трудно указать на определенное лицо последнего редактора этой Триоди, но достоверно известно, что первыми составителями ее или, вернее, собирателями были патриарх Иерусалимский Софроний († 644 г.) и монахи Студийского монастыря Феодор, Иосиф и др. Впрочем, о трипеснцах св. Софрония и о Триоди его узнали только в первой половине (1840 г.) настоящего столетия, а доселе о них ничего не было известно. Триодь эта заключает в себе, кроме песней патр. Софрония, песни Иоанна Дамаскина , Иосифа, Феодора и Елимента Студитов, Сергия Иерусалимского, современника исповеднику Мефодию. Таким образом, старший из песнописцев этой Триоди – св. Софроний, а самый младший принадлежит последней половине IX века. Число трипеснцев св. Софрония так значительно, что их достанет почти на все дни Четыредесятницы. Последний трипеснец воспевает Воскресшего Спасителя, все прочие оплакивают падшую душу. Все они дышат искренностью и глубиной чувства и вполне прекрасны. В нынешней Триоди – ни в греческой, ни в славянской – нет ни одного из них. Песни имп. Льва, помещенные в ватиканской Триоди, показывают, что в Х веке трипеснцы св. Софрония еще были в церковном употреблении. Они постепенно стали изглаживаться из употребления, без сомнения, с того времени, когда в Студийском монастыре было принято употреблять не иначе, как песни Студийских отцов, а после того [дело] шло в ряд с тем, как обычаи студийские более и более распространялись на другие обители и храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010