По случаю гоголевского юбилея – в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения великого писателя – в издательстве Московской патриархии... ...готовится к выпуску полное собрание сочинений и писем Николая Васильевича Гоголя в 15-ти томах. Неординарность события подчеркивает тот факт, что во время своего пастырского визита в Украину Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Президенту Виктору Ющенко сертификат под номером один на получение полного собрания сочинений Гоголя. О подробностях русско-украинского проекта мы решили узнать, как говорится, из первых уст. Иеромонах Симеон (Томачинский) – директор издательства Сретенского монастыря, кандидат филологических наук, один из участников рабочей группы по изданию собрания сочинений. From-UA : – Отец Симеон, расскажите, пожалуйста, о российско-украинском проекте издания полного собрания сочинений Николая Гоголя и вашей работе в нем. Иеромонах Симеон: – Идея оформилась в Киеве, на Гоголевской конференции, которая проходила в марте 2009 года. Мы с профессором Владимиром Алексеевичем Воропаевым участвовали в ней, выступали с докладами и разговаривали с украинскими литературоведами, общественностью. Видели, насколько большая потребность в том, чтобы и для России, и для Украины было такое замечательное издание Гоголя. Потому что каждому поколению нужен свой Гоголь. А последнее научное академическое издание Гоголя, так называемое полное, было в 1953 году. То есть больше пятидесяти лет у нас нет своего Гоголя. Конечно, мы все очень остро ощущаем, особенно в год 200-летия, насколько Гоголь актуален, насколько он нужен и насколько важно по-новому посмотреть на его произведения, потому что с тех пор сделано множество научных открытий, найдены многие произведения Гоголя. В упомянутом академическом издании не было «Размышлений о Божественной литургии», одного из очень важных произведений Гоголя. Были найдены впоследствии его тома выписок из церковных книг, из богослужебных Миней, из святых отцов. Собственноручно переписывал, представляете? Великий художник слова считал для себя необходимым, чтобы его лира, как он говорил, набиралась бы высоких звуков из этой области. И конечно, в свете этих открытий и сам облик Гоголя предстает совершенно иным, чем его преподносили в советском литературоведении.

http://pravoslavie.ru/37685.html

Особенно это чувствуешь, когда оказываешься на «стыке» трёх областей - Вологодской, Тверской и Новгородской. Самая что ни на есть глубинка, но жизнь в ней «бьёт ключом». По крайней мере, было так несколько лет назад. Теперь не знаю, потому что «наступление правителей» на русскую глубинку продолжается с ещё большей силой. Город Пестово Новгородской области стоит на берегах полноводной реки Мологи и весь утопает в соснах. На литературной карте России Пестову принадлежит особое место. Здесь 3 августа 1933 года родился известный литератор, издатель, доктор исторических наук, профессор, автор повестей, рассказов, монографий Валерий Николаевич Ганичев. Почти четверть века (24 года!) он возглавлял Союз писателей России, сохранил, уберёг от распада уникальную творческую организацию. Валерий Ганичев подружился с Василием Беловым, когда они были в станице Вешенской на встрече молодых писателей с литературным корифеем Михаилом Александровичем Шолоховым. Много раз Валерий Николаевич приезжал в Вологду, проводил здесь выездные пленумы Союза писателей России, участвовал в торжествах в честь юбилеев Николая Рубцова и Василия Белова. В Пестове имя Валерия Ганичева присвоено Центральной районной библиотеке. Конечно, не только одним известным литератором славен «сосновый городок». Земляки пестовчан - заслуженный артист России Александр Корженков. На пестовской земле родился и вырос поэт, главный редактор журнала «Невский альманах» Владимир Скворцов, другие яркие личности. Но едва ли не самой значимой культурной особенностью Пестова стало литературно-творческое объединение «ЛИРА», которое 30 лет назад организовала Антонина Ефимова, поэтесса, писательница, сотрудница районной газеты. Кто только ни побывал в «ЛИРЕ» за минувшие годы! Писатели из Великого Новгорода и Петербурга, из Москвы и Старой Руссы, из Валдая и Боровичей, даже иностранные литераторы. В своё время с большим успехом выступал в «ЛИРЕ» замечательный поэт из Вологды Александр Александрович Романов. Он читал стихи, делился воспоминаниями о вологодских друзьях-писателях.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/22/...

В Московском доме музыки проходит XI Рождественский фестиваль духовной музыки Москва, 18 января 2021 г.      14-24 января 2021 года в Москве проходит XI Рождественский фестиваль духовной музыки.  Ежегодный Рождественский фестиваль знакомит слушателей с многовековыми традициями христианской музыкальной культуры. В программе нынешнего фестиваля представлена европейская духовная музыка разных веков и стилей — от традиционных напевов до сочинений современных композиторов: русская и западноевропейская духовная музыка, народные песни, рождественские колядки, хоралы и гимны, сообщает Патриархия.ru . 14 января, в день открытия фестиваля, в Московском международном доме музыки выступил Московский Синодальный хор, отмечающий в этом году свое 300-летие. Он был образован по указу царя Петра I на основе хора патриарших певчих дьяков. На протяжении всей своей истории коллектив участвовал как в главных церковных богослужениях, так и в важных государственных церемониях; для него писали музыку П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов; попечение хора осуществлял генерал-губернатор Москвы великий князь С.А. Романов. В первой части концерта 14 января приняло участие детское отделение Московского Синодального хора, представившее программу рождественских песнопений и духовных стихов. Солировали: Мария Шенталинская (колесная лира), диакон Димитрий Коростылёв (рояль), Марина Воинова (орган), дирижер — Наталья Асмус. Затем на сцену поднялся Молодежный Синодальный хор под управлением Михаила Котельникова. Коллектив исполнил песнопения А. Вискова, протоиерея Николая Ведерникова, А. Шнитке. Состоялась премьера произведения «Слава в вышних Богу» (автор М. Котельников). Солистами выступили Анастасия Зубкова (сопрано), Анастасия Артамонова (сопрано), Анна Половинкина (сопрано), Маргарита Калинина (меццо-сопрано), Илья Хардиков (тенор), Чингис Баиров (бас), Селена Поденная (дискант). Во втором отделении концерта Московский Синодальный хор исполнил свою юбилейную программу шедевров русской духовной музыки разных веков — от знаменного распева до сочинений митрополита Волоколамского Илариона. В Большой состав Московского Синодального хора под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова вошли 80 профессиональных певчих. Солистами выступили Варвара Федотова (сопрано) и Евгения Кузнецова (меццо-сопрано), дирижеры — Александр Майоров и Алексей Пузаков. Этот концерт стал первым в ряду юбилейных мероприятий, приуроченных к 300-летию Московского Синодального хора.

http://pravoslavie.ru/136775.html

У проходить XI фестиваль музики 18 2021 р. 11:07 14-24 января 2021 года в Москве npoxoдum XI Рождественский фестиваль духовной музыки.  Ежегодный Рождественский фестиваль знакомит слушателей с многовековыми традициями христианской музыкальной культуры. В программе нынешнего фестиваля представлена европейская духовная музыка разных веков и стилей — от традиционных напевов до сочинений современных композиторов: русская и западноевропейская духовная музыка, народные песни, рождественские колядки, хоралы и гимны. 14 января, в день открытия фестиваля, в Московском международном доме музыки выступил Московский Синодальный хор, отмечающий в этом году свое 300-летие. Он был образован по указу царя Петра I на основе хора патриарших певчих дьяков. На протяжении всей своей истории коллектив участвовал как в главных церковных богослужениях, так и в важных государственных церемониях; для него писали музыку П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов; попечение хора осуществлял генерал-губернатор Москвы великий князь С.А. Романов. В первой части концерта 14 января приняло участие детское отделение Московского Синодального хора, представившее программу рождественских песнопений и духовных стихов. Солировали: Мария Шенталинская (колесная лира), диакон Димитрий Коростелёв (рояль), Марина Воинова (орган), дирижер — Наталья Асмус. Затем на сцену поднялся Молодежный Синодальный хор под управлением Михаила Котельникова. Коллектив исполнил песнопения А. Вискова, протоиерея Николая Ведерникова, А. Шнитке. Состоялась премьера произведения «Слава в вышних Богу» (автор М. Котельников). Солистами выступили Анастасия Зубкова (сопрано), Анастасия Артамонова (сопрано), Анна Половинкина (сопрано), Маргарита Калинина (меццо-сопрано), Илья Хардиков (тенор), Чингис Баиров (бас), Селена Поденная (дискант). Во втором отделении концерта Московский Синодальный хор исполнил свою юбилейную программу шедевров русской духовной музыки разных веков — от знаменного распева до сочинений  митрополита Волоколамского Илариона . В Большой состав Московского Синодального хора под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова вошли 80 профессиональных певчих. Солистами выступили Варвара Федотова (сопрано) и Евгения Кузнецова (меццо-сопрано), дирижеры — Александр Майоров и Алексей Пузаков. Этот концерт стал первым в ряду юбилейных мероприятий, приуроченных к 300-летию Московского Синодального хора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5753922...

Епископ Митрофан освятил храм святых Петра и Февронии Муромских в г. Тосно июля 2016 За богослужением архипастырь рукоположил в сан диакона Кирилла Васильева. 8 июля 2016 года, в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин великого освящения храма в честь святых князей в г. Тосно и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Преосвященству сослужили: благочинный Тосненского округа протоиерей Николай Аксенов; благочинный Гатчинского районного округа протоиерей Владимир Вафин; настоятель храма иер ей Михаил Ромадов , духовенство Тосненских храмов и гости в священном сане. В  храме присутствовала  председатель комитета по местному самоуправлению и межконфессиональным связям Лира Бурак, а  также представители администрации и  депутаты Тосненского района. За богослужением архипастырь совершил хиротесию во чтеца певчего храма Александра Колгана  и рукоположил в сан диакона Кирилла Васильева . На малом входе в благословение за усердные труды Преосвященнейший владыка наградил  иер. Николая Медведева, клирика храма святых князей Петра и Февронии, правом ношения набедренника. После сугубой ектении архиерей вознес молитву о мире на Украине. По  окончании богослужения было совершено славление  святым и освящение монумента, расположенного  на приходской  территории и  посвященного святым Петру и Февронии. В благословение за усердные труды по воздвижению храма Его Преосвященство наградил члена Общественной Палаты Ленинградской области  Спартака Чхетию и главу администрации Тосненского района Владимира Дернова  медалью  преподобного Серафима Вырицкого " За жертвенные труды " III степени. Архиерейских грамот были удостоены Ирина Смирнова, Николай Рачков,  Андрей Зубов и настоятель храма иерей Михаил Ромадов. От лица Правительства Ленинградской области прихожан храма поздравила председатель комитета по местному самоуправлению и межконфессиональным связям Лира Бурак. Лира Викторовна подчеркнула большое значение церкви в деле укрепления семьи и продвижении высоких нравственных идеалов в нашем обществе. В память об освящении храма высокой гостье была подарена картина с изображением новоосвященного храма. Свое поздравление не только прихожанам но и всем тосненцам направила депутат Государственной Думы, российская конькобежка и олимпийская чемпионка Светлана Журова. Поделиться 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 15 января 2021 13 января 2021 10 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance " От одной из 700 Шамординских дур " 2 мин., 30.11.2016 Мария Николаевна Толстая , сестра Льва Николаевича Толстого, в один из моментов своей жизни могла повторить судьбу Анны Карениной. Но после скоропостижной смерти единственного сына Николая, умершего от тифа, посещая Оптину пустынь, встречаясь со старцем Амвросием Оптинским, она решила принять монашество. После пострига монахиня Мария могла бывать в Ясной поляне только по благословению. Однажды Лев Николаевич уговаривал ее задержаться в гостях, но она сказала: «Я этого не могу без благословения старца Иосифа. Без его благословения наши монахини вообще ничего не предпринимают». «А сколько всех монахинь в Шамордине?» — поинтересовался Толстой. «Семьсот». — «И ни одна из вас, семисот дур, не может жить своим умом! Для всего нужно благословение старца!» Мать Мария с кроткой улыбкой парировала: «Мы за вас молимся, не все же мы дуры». И в следующую встречу она подарила брату вышитую подушечку с надписью: «Одна из семисот Ш-х дур». На подушечке на красно-черном фоне белым крестиком монахиня Мария обозначила главные православные символы. Вот некоторые из них: Вифлеемская звезда, возвестившая о рождении Спасителя крест — символ скорби, болезни и прочих тягот земной жизни, посылаемых Богом пальма — символ мученичества ключи — от Царствия Небесного якорь — надежда на спасение корона — Царский венец, уготованный тому, чье сердце всецело принадлежит Богу замок символизирует хранение уст от многословия лира - славословие Бога бабочка символизирует тех, кто живет, не заботясь о завтрашнем дне петух — напоминание христианам об отречении апостола Петра и милости Божией, прощающей грехи раскаявшимся грешникам До сих пор эта подушечка хранится в комнате писателя в его музее-усадьбе «Ясная Поляна». При подготовке материала использованы работы Татьяны Васильевны Комаровой " В скорбях мира нам спастись. Жизнеописание схимонахини Марии (Толстой) " и «Одна из Шамординских монахинь. Мария Николаевна Толстая», где впервые была дана расшифровка православных символов на подаренной сестрой Льву Толстому подушке.   Читайте также: Сестра Льва. Отчаяние и раскаяние Марии Николаевны Толстой Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/ot-odnoy-iz-700-shamordin...

А Достоевский, остепенившись с годами, смог сочетать и литературное творчество, и счастье в семейной жизни. И многие славянофилы могли. Прекрасные семьи были у Сергея Аксакова, у Хомякова и Киреевского. В советские времена писатели на страстях уже не делали такой сильный акцент, потому что брак называли «ячейкой общества». И получилось, что советская литература, в частности писатели-деревенщики, вернула тему семьи. – А как вы сами пришли к вере? – У меня была верующая бабушка, она молилась за нас. В советские времена у нее в доме собирались православные люди; помню, как они пели церковные песнопения. Местные власти бабушке это пытались запретить. Она сказала: «Никого не буду слушать». И ни на кого не обращала внимания, все двунадесятые праздники отмечались в ее доме. Бабушка давала мне читать Евангелие, когда я учился в 3–5 классах. А потом наступило время юности, и все, что связано с бабушкой, ушло в сторону. Моя молодость – это 1970-е годы, время государственного атеизма. В ту пору я не встречал священников, не открывал Библию. А потом пришла перестройка, все вокруг зашаталось. И передо мной встал главный вопрос: зачем мы живем? Если не коммунизм, то тогда что же нас ждет впереди? Ответы находишь тогда, когда задаешь вопросы. А вопросы помогала задавать литература – мой любимый предмет в школе. И любимая учительница Лира Михайловна была преподавателем литературы. – Именно поиски смысла жизни привели вас в Церковь? – Да, я как-то от головы шел. Стал много читать. Специально ездил в областной город Нижний Новгород, скупал церковную и философскую литературу, всё жадно проглатывал. А потом к нам в село Просек Лысковского района приехал прекрасный батюшка из Москвы . В храме святителя Николая Чудотворца появился отец Владимир Антипин, он – духовное чадо отца Михаила Труханова. Наш батюшка начинал на Ваганьковском кладбище, алтарничал, когда преподавал в Лесотехническом московском институте начертательную геометрию. Потом он сознательно уехал из столицы в глубинку. Он – прекрасно образованный. Если бы не его помощь и наставления, не было бы и моей книги «Записки сельского учителя». Он большой аскет. Сейчас ему уже 80 лет, а я четверть века – его духовное чадо.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/02/kak_ur...

В рукописи Ath. Iver. 975, выполненной между 1448 и 1453 гг., придворный статус М. Х. подтвержден на л. 173: «Сочинено Мануилом Хрисафом маистором священного царского клира». Это единственный известный случай использования М. Х. в автографе выражения «царский клир» применительно к себе самому. Возможно, М. Х., работая с рукописью Ath. Iver. 1120 в 1458 г., через 5 лет после падения К-поля, не считал необходимым упоминать уже не существовавший имп. двор. В рукописи Ath. Iver. 975 термин «маистор» неск. раз сопровождает имя М. Х., обычно в составе подписи «Мануила маистора Хрисафа» (Μανουλ μαστορος το Χρυσφου). Термин «лампадарий» не употребляется с именем мелурга в рукописи Ath. Iver. 975. Напротив, в рукописях Ath. Iver. 1120 и Ath. Xeropot. 270 М. Х. называет себя только лампадарием (в 1-й рукописи термином «маистор» он называет только Иоанна Кукузеля (ок. 12 раз), а также Мануила Аргиропула (дважды), Давида Редестского и Николая Кукуму ). Изучение списков придворных певцов показывает, что маистор был начальником обоих придворных хоров. Поскольку в самой ранней и в самой поздней из рассмотренных рукописей (Hieros. Patr. 31 и Ath. Iver. 1120) М. Х. назван лампадарием, в то время как в рукописи, выполненной, вероятно, в период между ними (Ath. Iver. 975),- маистором, невозможно определить годы, когда М. Х. носил эти титулы, одновременно или последовательно; тем не менее эти источники свидетельствуют о важной роли музыкантов в придворной жизни поздней Византии ( Antonopoulos. 2015). М. Х.- автор музыкально-теоретического трактата, являющегося одним из наиболее значительных визант. текстов такого рода, особенно благодаря содержащейся в нем информации о фторах и об особенностях богослужебного пения и сочинения музыки в поздней Византии. Известный по 2 автографам и неск. поствизант. спискам трактат был впервые напечатан К. Псахосом в 1903 г. в афинском ж. «Лира» (Θρμιγξ). Позднее появилось издание с англ. переводом и музыковедческим комментарием Д. Кономоса в сер. «Monumenta musicae Byzantinae» (подсер. «Corpus scriptorum de re musica») ( Conomos. 1985). Трактат М. Х. также является важным источником по истории деятельности визант. маисторов (певцов-мелургов) палеологовского периода, многие из к-рых перечислены здесь в хронологическом порядке и чьи произведения цитируются автором ( Antonopoulos. 2015).

http://pravenc.ru/text/2561926.html

Только в новейшее время библейская и в частности новозаветная Исагогика, как критическая история Библии, взошла на степень науки отдельной и самостоятельной, хотя прежде и приготовлен был для нее богатый, может быть даже с излишком, материал. I. В древней Церкви и в средние века Ни в древней Церкви ни в средние века историко-критическое Введение в Библию , как наука, не было известно. – Религиозно-научный интерес богословов тех времен сосредоточен был по преимуществу на самом содержании священного Писания, на раскрытии и оправдании истин веры, на защите догматов против еретиков и язычников. – Относительно вопросов об истории самих книг священных делаемы были лишь более или менее краткие замечания. Более других замечательные в сем отношении деятели суть: бл. Иероним, в истолковательных сочинениях которого, а особенно в предисловиях к ним и в книге De viris illustribus, находится много очень полезных и важных для Исагогики замечаний. Кроме его занимался довольно вопросами, относящимися к библейской Исагогике, бл. Августин в своем сочинении De doctrina christiana 14 . После них известны Юнилий (Iunilius) епископ Африканский (†550) 15 и Кассиодор(†562) 16 . После этих начальных трудов, в продолжении целого тысячелетия не сделано было ничего существенно важного в области Исагогики, и только немногие предметы, принадлежащее к ее области, получили некоторое разъяснение. В этом отношении имеют для нас преимущественное пред другими значение сочинения следующих трех средневековых писателей: Алкуина (Alcuin †804) Dispulatio puerorum (нечто в роде катихизиса) в 8-й главе de novo testamento; далее – Николая Лира (Nicolaus von Lyra †l340) предисловие к библейским и в частности к новозаветным книгам, в его Postilla 17 . Тот и другой на Западе. На Востоке патриарха Фотия (†890) сочинение Αμφιλχια 18 , изданное в первый раз Анжело Маи (Angel о Mai) 1825 г. В конце этого периода Доминиканец Сант-Пагнин (Santes Pagninus), прозванный Lucensis (из гор. Лукки †1541), издал два сочинения под названием введений: Isagoge ad sacras literas и Isagogae ad mysticos sacrae scriplurae sensus. Из них первое (ed. Lugd. 1536) обнимает весь запас средневековых исследований о Библии на основании трудов Августина и Иеронима. II. С реформации до 18-го века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Например, многие ли знают, когда и где произошло рождение рифмы в русской поэзии? Оно зафиксировано в службе святым Варлааму и Иоасафу, царевичу Индийскому, написанной в XVI веке. Автор этого глубоко оригинального и самобытного произведения — игумен Маркелл Безбородый, выдающийся композитор, распевщик, гимнограф и поэт. Ради художественного творчества он даже в 1557 году покинул должность настоятеля новгородского Хутынского монастыря, после чего и создал упомянутую службу, оригинальный памятник древнерусской словесности. Ярким доказательством органической связи русской литературы с церковной словесностью становится творчество Николая Васильевича Гоголя. Собственно, он сам в «Выбранных местах из переписки с друзьями» говорил о церковном наследии так: «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его» . Церковные песни и каноны являются, по мысли Гоголя, важнейшим источником вдохновения. Он пишет так: «Ещё тайна для многих этот необыкновенный лиризм — рожденье верховной трезвости ума, — который исходит от наших церковных песней и канонов и покуда так же безотчётно возносит дух поэта, как безотчётно подмывают его сердце родные звуки нашей песни» . Поэтому Гоголь прямо советовал своим друзьям, в частности В. М. Языкову: «В продолжение говения займись чтением церковных книг. Это чтение покажется тебе трудно и утомительно, примись за него, как рыбак, с карандашом в руке, читай скоро и бегло и останавливайся только там, где поразит тебя величавое, нежданное слово или оборот, записывай и отмечай их себе в материал. Лира твоя наберётся там неслыханных миру звуков и, может быть, тронет те струны, для которых она дана тебе Богом» . Гоголевская лира сама активно напитывалась звуками и смыслами из литургической поэзии. Не случайно Гоголь занимался собственноручным переписыванием богослужебных книг, в частности Миней, в специальные тетради. Сейчас, благодаря многолетним трудам проф. Владимира Алексеевича Воропаева и Игоря Алексеевича Виноградова эти выписки изданы в полном собрании сочинений Гоголя.

http://bogoslov.ru/article/6174276

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010