6 дек. 1828 г. Доброхотов был пострижен в монашество с именем в честь свт. Николая Чудотворца, рукоположен во иерея и причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры. С окт. 1829 г. профессор богословских наук и инспектор СПбДС, с апр. 1831 г. ректор Пензенской ДС и настоятель Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовского монастыря в сане архимандрита, с мая 1835 г. ректор Ярославской ДС и с 8 апр. 1836 г. настоятель Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . С 5 июля 1837 г. Н. был исполняющим должность ректора СПбДА, а 20 дек. того же года был утвержден в этой должности и получил звание профессора богословских наук. Состоял присутствующим в С.-Петербургской духовной консистории, членом Комитета по рассмотрению богословских учебников, а с 1841 г.- председателем Особого комитета по рассмотрению новых конспектов по предметам семинарского курса. В марте 1844 г. в связи с деятельностью прот. Г. П. Павского Н. получил строгий выговор от Синода по делу о «противозаконном налитографировании ветхозаветных книг». В определении Синода говорилось о расследовании, проведенном директором Духовно-учебного управления при Синоде А. И. Карасевским , в ходе к-рого выяснилось, что студенты СПбДА делали литографирование перевода ВЗ и пользовались им на лекциях евр. языка, не скрывая этого от академического начальства. Н., как бывш. ректору, и св. Филофею (Успенскому) , инспектору, Синод объявил «за очевидную небрежность по надзору за воспитанниками академии… строгий выговор» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 3. С. 11). Сам Н. в объяснениях в Синод по этому делу писал, что литографирование перевода книг ВЗ было от него скрыто ( Чистович. 2012. С. 176-177). 31 марта 1841 г. в Александро-Невской лавре Н. участвовал в отпевании и погребении архиеп. Подольского и Брацлавского Кирилла (Богословского-Платонова) . 12 апр. 1841 г. в столице состоялось назначение, 25 апр.- наречение, а 27 апр. в Казанском соборе была совершена хиротония Н. во епископа Тамбовского и Шацкого, которую возглавил митр. Новгородский и С.-Петербургский Серафим (Глаголевский) . По распоряжению начальства Н. был оставлен в С.-Петербурге до окончания учебного года в академии. 12 авг. того же года прибыл в Тамбов.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

Храм Казанской иконы Божией Матери села Осиновая Гора (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Казанской иконы Божией Матери села Осиновая Гора (Тула) – памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней. Содержание История [ править править код ] Приход Осиновой Горы состоит из села и деревень Петелино, Таптыково, Никитино, Еловая и Малое Криволучье. Когда и как образовался приход с. Осиновая Гора, неизвестно. Приход стал известным, по местным церковным документам, с 1784 года. Свое название «Осиновая Гора» село получило по месторасположению как населенный пункт на горе, покрытой прежде осиновым лесом. Существующий до сих пор в селе храм во имя Казанской Божией Матери с предельными алтарями во имя Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского построен в 1805 году местным помещиком секунд-майором Димитрием Алексеевичем Хрущевым вместо бывшей деревянной церкви, неизвестно, когда и кем построенной и почему упраздненной. По своей архитектуре храм был величественный, а внутри благолепно украшенный. С 1886 года действовала церковно-приходская школа, которая размещалась в благоустроенном двухэтажном церковном доме. Храм является типичным представителем сельской храмовой архитектуры. В 1920-е годы церковь была закрыта, позже разграблена и использована под хранилище зерна и фасовку ядохимикатов. Современное состояние [ править править код ] В 2011г. местные жители по благословению митрополита Тульского и Белевского Алексия (Кутепова) создали общину. Здание храма было передано в долгосрочное пользование приходу. Началось восстановление храма. В 2014г. настоятелем назначен протоиерей Вячеслав Ковалевский. 21 июля 2014 г., в престольный праздник, отслужена первая Божественная литургия. Далее богослужения совершалось раз в месяц. С 2016г. настоятелем храма назначен протоиерей Ярослав Миронюк. С этого времени по в храме регулярно совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням. В настоящее время восстановлена крыша алтаря, окна, железные двери колокольни и двери боковых входов. Возведен временный алтарь, престол и жертвенник. Частично восстановлены полы, электрическое отопление. Восстановление продолжается, помощь доброхотов и жертвователей необходима. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

6. Прот. Александр САЛТЫКОВ (ПСТГУ) — «Глобализация и национальная культура». 7. Доктор исторических наук НАЗАРЕНКО Александр Васильевич (Институт всеобщей истории РАН,Научный Совет РАН) — «Идея Царства на Руси до Русского царства». 8. Доктор философских наук, проф., ДОБРОХОТОВ Александр Львович (МГУ, ПСТГУ) — «Проблема духовного смысла войны в русской философии серебряного века». 9. Д. ф-м. н., проф. ЛИСИЦА Юрий Трофимович (ПСТГУ, РУДН) — «О сопротивлении злу силой по И. Ильину». 10. Проф. Козырев Алексей Павлович (МГУ) — «В.С. Соловьев о смысле войны». 11. Доктор филологических наук НЕБОЛЬСИН Сергей Андреевич (Институт мировой литературы им. Горького РАН) — «Александр Блок о Куликовом поле и судьбах России». 12. Прот. Николай СОКОЛОВ (ПСТГУ, настоятель храма свт. Николая в Толмачах при Третьяковской Галерее) — «Церковь и музей в современной России в контексте становления единого духовного и культурного наследия». 13. МЕЛИКОВА Людмила Дмитриевна (ПСТГУ) — «Проблемы сохранения церковного и культурного наследия в условиях рыночных отношений». 14. ПУЦКО Василий Григорьевич, зам. директора Калужского областного художественного музея — «Сакральное искусство Древней Руси времени Куликовской битвы». 15. ЧУГРЕЕВА Наталия Николаевна, старший научный сотрудник (Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева) — «Икона «Спас Нерукотворный» XIV-XIX вв. из Спасо-Андроникова монастыря». 16. Д. ф-м. н., проф. ЕФИМОВ Андрей Борисович (ПСТГУ, ВЦ РАН) — «Русское Национальное сознание о государственности, Церкви и культуре». 17. ПЛЯКИН Максим Евгеньевич, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии «Церковное почитание мучеников Куликовской битвы: от XIV в. к XXI в.». 5 октября 2005 г., среда. Зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя 10.00-11.30 — Пленарное заседание Церковно-общественного Форума «Единением и любовью спасемся» —  Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. —  Приветствия Форуму.    Доклады: 1. Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ.

http://patriarchia.ru/db/text/50785.html

К концу 1864 основная тяжесть трудов по монастырским делам легла на ее плечи. М. М. Киселева добилась того, чтобы 20 июля 1865 Св. Синод открыл при ключах сестринскую общину. Чтобы обеспечить ее материально, Киселева передала инокиням принадлежавшие ей 20 десятин пашни под Пайгармой, то же самое сделали еще несколько богатых крестьян: Василий Губков из Болдова, Николай Росланкин, Дмитрий и Петр Костины, Семен и Степан Захаровы из Мордовской Пишли. Всего за общиной оказалось 46 десятин пашни и леса. в 1878 внес вклад император Александр Второй - 75 десятин земли в семи верстах от монастыря (т. н. «Царская дача»). Избранная попечительницей новой общины М. М. Киселева поручила устройство монастыря рясофорной инокине из Керенска Пелагее Степановне Смирновой. Весной 1865 началось строительство храма над источниками. За несколько месяцев число сестер увеличилось до 20 человек, потом к ним пришли еще десять «черничек». В 1882 община достигла численности 220 чел. В 1895 постоянный штат состоял из 47 монахинь, 8 указных послушниц, 271 живущих на испытании, на иждивении жили 15 стариц и 36 сирот из семей священнослужителей. По некоторым данным, к 1915 число монахинь, послушниц и иждивенцев достигло почти 600 чел. В Петербурге пайгармские сестры нашли поддержку в лице графа А. С. Апраксина и его жены графини Марии Дмитриевны. В Апраксином Дворе существовала часовня Пайгармского монастыря. Деньги в Пайгарму поступали от жертвователей из Тобольска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Саранска, из Области Кубанского войска, Псковской, Астраханской, Казанской губ. В конце XIX в. открылись подворья в Саранске, Пензе, Инсаре и С.-Петербурге (вторая). Инсарское подворье в 1909 стало самостоятельным Свято-Ольгинским монастырем. До 1865 в Пайгарме стояла небольшая часовенка над источником и две полуразрушенные кельи. В 1866 была освящена обновленная часовня - Параскево-Пятницкая. На пожертвования многих доброхотов в 1874 была возведена Вознесенская церковь, позднее значительно расширенная. Окончательный ее вариант - трехпрестольный храм с центральным престолом во имя Вознесения Господня и придельными в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, с пятью главами и колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=17594

Учился он хорошо, но временами неохотно. Эпинус, преподававший ему физику и алгебру, говорил, что он имеет геометрический ум и точность ума. «И подлинно, когда Его Высочество не заленится, то провождаемые с ним в учении часы неописанное приносят услаждение: с такою остротою и основательностью вникать изволит» (1765). Рассказывает Порошин о том, как Великий Князь спорил в марте 1765 г. с графом Григорием Орловым о гремящем золоте и деланные им замечания по физике «служили к общему удовольствию всех его доброхотов». Закон Божий преподавал иеромонах Платон (Левшин) , будущий выдающийся митрополит Московский. Он укрепил в Павле религиозное чувство и преданность Православию. Владыка Платон впоследствии свидетельствовал: «Высокий воспитанник всегда был, по счастью, к набожности расположен, и рассуждение ли или разговоры относительно Бога и веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было со млеком покойной Императрицей Елисаветой Петровной, которая его горячо любила и воспитывала приставленными от нее набожными женщинами». Подтверждением сказанному служит запись Порошина в октябре 1764 г. о впечатлении от урока, вынесенного Павлом: «Окончивши учение, изволил Его Высочество пойтить в опочивальню и, идучи, изволил сказать: «Хорошо учитца-та – всегда что-нибудь новенькое узнаешь». Я говорил Его Высочеству, что лишь бы вскучать не изволил, а то в таких новостях недостатку не будет». Через два дня о. Платон поднес Павлу от Синода разных священных книг до сорока и рассуждал о церковной печати. В ноябре имеется такая запись: «Отец Платон поднес Государю диссертацию своего сочинения о Мелхиседеке, о котором Его Высочество давно уже требовал подробного изъяснения. Его преподобие весьма связно в диссертации своей изобразил все известное по Священному Писанию о Мелхиседеке». Порошин 15 августа 1765 г. пишет: «Успение Пресвятыя Богородицы. Его Высочество встать изволил в исходе седьмого часа. Одевшись, изволил читать с его преподобием отцом Платоном Священное Писание. Потом разбирали мы книжку, в которой служба на сегодняшний праздник, и пели оттуда стих «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева чистая» и проч.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– Поехали с о. Сердцевым и добыли еще 1200 рублей, именно – 200 рублей от Обидиной, продержавшей долго нас под лестницей, и 1000 рублей от Спиридонова – с вопросами очень надоедливыми; у него – маленькая Тамара, внучка; деньги заготовлены в кармане; жена его – сестра адмирала Осланбекова. От странного генерала, не мывшегося десять месяцев болезни (он был когда-то Товарищем Министра внутренних дел), получил десять рублей для раздачи бедным. Филиппова, булочника, не нашли дома; Лабутина, фабриканта лакированных вещей, нашли, но праздно поораторствовали, а он показал свои лакированные ящики. Оказалось, что о. Сердцев всех предупредил, что мы будем. Чрез него всего Миссиею получено 1950 рублей. Спаси его, Господи! Если б побольше таких доброхотов! С ним были и у Николая Федоровича Самарина, пожертвовавшего четыре тысячи на Женскую школу (уже посланные о. Анатолию из Миссионерского общества в конце года); но и он, и вечером встреченный у княгини Черкасской Дмитрий Федорович Самарин отказываются от благодарности, говоря: «Это – не я». – Вернувшись домой и пообедавши, к семи часам отправился к княгине Катерине Александровне Черкасской; заехал, было, к Гавриилу Григорьевичу, чтобы вместе с ним – к княгине; но не застал его; сонно было, устал очень. У княгини собралось довольно большое общество: А. Н. [Александра Николаевна] Бахметева, Алексей Михайлович Иванцев-Платонов, оба Самарины, княгиня Долгорукова Наталья Владимировна (вручившая мне тут же тридцать шесть рублей, собранных ею, и взявшая расписку), княжна Катерина Павловна Баранова, ее сестра и прочие; дольше, чем до девяти часов, пришлось ораторствовать об Японии, что очень скучно; в начале десятого часа с Гавриилом Григорьевичем, пришедшим сюда же, поехали к Катерине Александровне Свербеевой, где ожидал и Дмитрий Александрович, сын знаменитого Хомякова, полный брюнет с умным лицом; вопросы его об Японии были все дельные, хотя о католической дисциплине, будто бы образцовой, понятие не совсем верное, кажется. Обещался пожертвовать богословские сочинения своего отца, ныне печатаемые, и другие его книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

17 . Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня от возникавшей во мне злобы на [домашних] моих поутру (тут была Анна Константиновна, свояченица моя), когда я воззрел ко Господу в покаянии, сидя за утренним чаем, которого мне не надо пить поутру. Потом, когда я шел к капитану Михаилу Максимову в Песочную улицу. Николая Шляпникова послать к доктору Доброхотову. Матери его дать двадцать рублей. Благопоспеши им, Господи! Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя [ Мф.6:3 ]. Шуйца означает ветхого человека, находящегося в нас. Ведает шуйца, что творит десница тогда, когда я подаю милостыню без веры, скупо, неохотно, с гневом и неудовольствием, или с презорством, или с тщеславием, или когда думаю, что я очень одолжаю милостынею принимающих ее, а не сам принимаю от них одолжение, когда думаю, что подаю свое, а не Божие, когда подаю не усердно, а с небрежением, когда не считаю милостыню своим священным и неотъемлемым долгом. Таким образом, почти всякий раз я творю милостыню не так, как должно, как хочет Господь, всякий раз шуйца моя ведает, что творит десница; всякая правда моя яко руб 168 поверженный жены нечистой. Увы мне, грешнику, творящему дело Божие с небрежением, без веры, без усердия, неохотно, с укоризною, с поруганием, скупо, с завистию к принимающему, с неуважением к лицам принимающим, не сознавая, что они члены Христовы и члены мои. Служа всенощную у госпожи адмиральши Боиль (вчера 16-го числа) и детей ее, я отчего-то испытывал смущение и боязнь, особенно при обращении лицом к предстоящим на молитве (при чтении Евангелия). Надо всему быть в Боге и как бы не видеть предстоящих. 18-го числа вечером. Сегодня, идучи к вчерне, я тяжко согрешил, разъярившись на нищих, во множестве собравшихся к церковному забору, то есть ко мне, и хотя я подал всем, но сильно кричал на них, почти скрежеща зубами! Вот безумие! Вот неблагодарность пред Богом! За двадцать минут я благодарил Господа (как и жена моя со мною) за кружку – двадцать один рубль в неделю, а как пришлось на деле показать благодарное сердце – я забыл благодарность и явился крайне неблагодарным, пожалев дать небольшую сумму (один рубль) нищим, в лице коих Сам Господь приемлет подаяние. О, сколько противоречий в человеке почти в одно и то же время! И благодарность – и неблагодарность! Тяжко я уязвил душу свою гневом, смутился, воспалился от геенны, впал в тесноту и срамоту. Но милостиво и скоро Господь принял мое покаяние и даровал мне прощение и мир. Не победило Его милосердия множество беззаконий моих. Замечаю, что чем более я нарушаю пост и воздержание, тем я делаюсь яростнее, грубее, жестокосердее, а я сегодня нарушил пост, да и вчера, евши скоромный суп, молоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кубанская. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В самом центре станицы Кубанской находится Свято-Троицкая церковь, построенная в 1874 году казаками хутора Кубанского и станицы Кубанской. Храм деревянный. Стены и основание из дубовых срубов. Основание храма крестообразное. Храму в 2014 году исполнилось 140 лет, но стены, доски прочные. В прошлом это был очень красивый храм, отличался своим благолепием, неповторимой красотой. Своей красотой поражал красивый резной иконостас и великолепное резное деревянное паникадило, которое опускалось во время богослужения с зажженными свечами. Первым священником этого храма был по архивным данным Петр Доброхотов. В 1964 году храм закрывали. Все иконы, богослужебная утварь были вывезены. Крест, купол, колокольня были разобраны. Иконостас по частям был разобран. Колокола были увезены в неизвестном направлении. Первое богослужение было совершено в 1991 году. С приходом священника Николая Бабенко в 1992 году началось восстановление храма. По своему историческому строению и редкой красоте храм вошел в историю. Он помещен как историческая редкость в книгу «Красавица Кубань». http://ekaterinodar-74.cerkov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49507

– «Пусть мне покажут воскресшего мертвеца. – говорит язычник. – Феофил отвечает: – «я показал бы тебе Воскресшего, Который и теперь жив; но ты не поверишь и тому» ... и затем указывает ему в самой природе уроки о воскресении; собственным примером убеждает верить учению о воскресении свящ. Писания; просит читать его, угрожая судом Божиим на непокорных воле Божией (§ 18–20) 124 . После 13-ти летнего управления Церковью, св. Феофил скончался около 181-го г., пережив гонение, бывшее при Марке Аврелии. 104 Никон. л. III, 76–77. Полоцкий епископ Иаков писал в Ригу: «был есмь не дома, во отца своего митрополита. – Любовь ваша правая с сыном моим, с Витеном» (Грам. о снош. Рос. с Ригой 6). Это без сомнения было в 1284 г., тем более, что Витен заступил место Тройдена с 1282 г. (Ист. Русск. Ц. 2, пр. 56). Потому и грамота напрасно отнесена к 1300 г. 111 Слава Богоматери 3, 40. 41. Μ. 1853. Талыча ограбил Владимир в 1410 г. при св. Фотии. См. июля 1 Максимовская икона Богоматери прославлена чудесами. См. слава Богоматери, 2, стр. 41. В степ. кн. 1, 378 днём прибытия блаж. Максима во Владимир показано 18 апр. 1299 г., т. е. в Пасху. След. в 18 день апр. было и явление Богоматери. 112 Собр. л. I, 288. II, 345· III, 221. Никон. л. III, 96. У Доброхотова (древ. Владимира, стр. 118. Μ. 1849 г.) сказано, что м. Максим «взял в управление епархию Владимирскую, Суздаль же, принадлежавший Владимиру, и Нижний Новгород составили особую епархию». Нет летопись говорит: «и сяде в Владимире и в Суздале, и в Новгороде Нижнем и прочия тамо прилежащие места». Никон. л. III, 96. 115 Муз. Румянцева, стр. 304 и 321. Митрополит определяет, когда разрешается пост среды и пятка; назначает кроме великого поста, посты: Апостольский, Успенский и Рождественский. «Пишу и о том детям моим, чтобы вы, чада мои, рождённые в купели, новосвящённые, принимали жён от св. соборной и Апостольской Церкви, – жена – для спасения человеческого. – Если же держите их в блуде, без венчания: что это за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молоды они, венчаются в Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Шарлык. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1888 году на месте деревянной церкви закладывается трехпрестольный храм. В 1896 году тщанием прихожан, на средства прихожан и жертвы доброхотов в Михайловском/Шарлык/воздвигнут величественный каменный трехпрестольный храм с таковою же колокольнею и оградой вокруг храма. Самый большой колокол весил 366 пудов, в него звонили в годовые праздники, во время пожаров, для сбора жителей и в плохую погоду для путников. Язык колокола весил 17 пудов. Освящен храм был: главный придел в честь св. Архангела Михаила освящен — 13 октября 1896 года, правый придел в честь св. Чудотворца Николая – 26 октября 1898 года, левый придел в честь св. благоверного князя Александра Невского – 21 мая 1901 года. Стоимость нового храма простирается до 70 000 рублей, а иконостаса в нем 12 000 рублей. Старанием и тщанием церковного совета, открытого в селе Михайловском старшим священником о. А. Полотебновым в 1909 году, храм расписан внутри живописцем из Оренбурга господином Дмитриевым по условию за 5 100 рублей. В 1932 году храм закрыли. Были сняты кресты, разрушена колокольня и купол. Здание храма было переоборудовано под клуб. Здание храма было передано в 1993 году. На момент передачи храм находился в аварийном состоянии, за время эксплуатации здание не ремонтировалось. В марте 1993 года распахнулись двери не дома культуры, а церкви. А уже на Пасху в тот же год в храме Михаила – Архангела на радость верующих, да и всех Шарлычан, прошла первая служба. Ее провел приехавший из Оренбурга земляк – схиархимандрит Серафим (Томин) Сайт прихода Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35746

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010