Закрыть itemscope itemtype="" > Он возвращал нам любовь О том, как по-разному поминали батюшку Николая Гурьянова на годовщину его смерти 16.09.2003 552 Время на чтение 15 минут Мытарства Приезжая на о.Залит или слыша очередное " откровение " некоторых духовных чад о.Николая Гурьянова, все время вспоминаю сон, увиденный на 9-й день после смерти батюшки одной женщиной. Она рассказывала так: " Стою я в Никольском храме во время службы и вижу: недалеко от алтаря с левой стороны, около чудотворной иконы Богородицы, стоит батюшка Николай. Попервоначалу я его даже и не признала: одет в какой-то рваный зипун, волосы всклокоченные, слипшиеся, на ногах невесть что... Весь изможденный, чуть не шатается, по лицу пот градом катится. " Батюшка, родненький, что с вами!? " Он медленно повернулся ко мне, помолчал (Господи, в глазах-то у него такое...): " Натворили грехов чада мои духовные... Теперь за них мытарства прохожу... " " С креста не сходят - с креста снимают " . Вся жизнь о.Николая была восхождением на Голгофу. И остров Залит стал тем местом, где батюшка последний раз вознес молитву к Создателю, где принял кончину. Тайна смерти о.Николая, его жизнь и служение в последнее время стали, к сожалению, темами, на которых все больше и больше спекулируют, зарабатывают определенный авторитет и известность. Понимая всю ответственность каждого слова о старце Николае, мне бы не хотелось присоединяться к многочисленной когорте этой пишущей братии... Но " молчанием попирается Бог " . Владыка все решит... На годовщину смерти о.Николая я приехал на 3-4 дня раньше. Приезжих еще не так много, на острове спокойно. Никто не ходит по улицам, не ищет, где бы переночевать, около могилки батюшки пустынно. Зайдет одинокий прохожий, поклонится, помолчит и, мысленно попросив благословение у старца, отправится по своим делам. Но это внешнее. Внутренняя жизнь на острове не прекращалась никогда. Все время что-то бурлит, что-то решается... Знакомлюсь с очередной петицией на имя владыки Евсевия. Не так давно на остров привезли большой мраморный крест из Риги, сделанный на средства одной из духовных чад. Народ против. На кресте в надписи упоминается о.Залит: " Не надо нам рядом с именем батюшки писать большевиков! " (Залит - это фамилия революционера, в честь которого переименовали остров).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Л.А. Ильюнина Три года кончины отца Николая Гурьянова 52 Сергей Серов «Как вы съездили на Псковщину?» – спросила меня одна сестра, с которой мы не виделись с лета. «Хорошо, – говорю, – даже 24 августа, на три года со дня смерти отца Николая, удалось у него побывать». – «Ну, так напишите об этом». – «Да уж сколько времени-то прошло». – «Все равно напишите! Что там сейчас, на острове?» Конец августа. Мы с моим другом иеромонахом Иосифом, приехавшим ненадолго из Греции, опять здесь, на нашей бедной и благословенной Псковщине. Как и два года назад, мы путешествуем не столько по псковским местам, сколько по псковским отцам (см. очерк «Псковские отцы» в журнале «Истина и Жизнь», 2005, 2 и 3). Но времени на этот раз еще меньше, и потому к отцу Николаю опять, видно, не попадем. Хоть завтра – как раз трехлетие его кончины. Да завтра на остров и не попасть, говорят местные. Там столпотворение будет. Лодочники по тысяче рублей с человека уже берут, у них этот день год кормит. Да и ветер вон как разгуливается... Но назавтра ветер стихает. Тепло, солнечно. Утром – служба в огромном гдовском соборе, по дороге из Гдова мы все же решаем попробовать попасть на остров, сворачиваем к Толбе. На берегу – десятка два машин, три экскурсионных автобуса. Совсем немного. Навстречу бросаются лодочники, предлагая свезти на остров всего за сто рублей с человека. Вполне по-божески... На острове я никогда не был. В 80-е приезжал к своему другу и духовнику отцу Иосифу, который провел здесь – в Псково-Печерском монастыре, в Пушкинских Горах, в Кобыльем Городище, в Теребенях и на других псковских приходах – более десяти лет. Отец Николай Гурьянов был его духовным отцом... Я даже и представить себе не мог, как долго мы будем петлять по камышовым протокам, прежде чем выйдем в открытые воды Псковского озера! Чуть позади – еще один такой же старенький, ржавый катер. А кто-то из паломников вон уже едет навстречу. Ветерок на воде все ж чувствуется, и волна время от времени громко хлопает в днище нашего убогого четырехместного катерка. Ветровое стекло – из исцарапанного плексигласа. В нескольких местах мутный, полупрозрачный пластик сшит голубой проволокой крупными мужскими стежками. Спрашиваю у нашего перевозчика про эти шрамы. «Волной, блин, разбило», – скупо отвечает парень за штурвалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Разделы портала «Азбука веры» ( 22  голоса:  4.3 из  5) Оригинал Предисловие В древнем «Отечнике» мы читали об ученике, который пришел к старцу и не мог задать ему никакого вопроса, а только смотрел на него. И на вопрос святого: «Почему ты ни о чем у меня не спрашиваешь?» — ответил: «Мнедостаточно на тебя смотреть». То же чувство мы испытывали рядом со старцем Николаем. И теперь лучше, чем всякие велеречивые слова, говорят о старце его портреты. Милостью Божией их собралось достаточно много. Можно смотреть на них и проникаться благоговением перед тем духом смирения, кротости и чистоты, который исходит даже от фотографического изображения старца. Старец Николай был немногословен, часто говорил стихами. Поэтому в этой книжице кроме фотографий мы поместили стихи, которые любил батюшка, и его краткие изречения. Молитвами приснопоминаемого протоиерея Николая помилуй нас, Господи. Даты жизни протоиерея Николая Гурьянова 24 мая 1909 г. — рождение Николая в селе Чудские Заходы Гдовского уезда, на Псковщине, в семье купца Алексея Ивановича Гурьянова и Екатерины Стефановны (в девичестве Крыловой). 1914—1921 гг. — служение алтарником при храме св. Михаила Архангела в с. Кобылье Городище. Встречи со сщмч. Вениамином (Казанским). 1917—1921 гг. — обучение в четырехклассной начальной школе в с. Чудские Заходы. 1921 г. — Николай приехал в Петроград и временно поселился у родной сестры матери, а вскоре переехал в город Малая Вишера Новгородской области, где поступил учиться в школу- семилетку. 1924 г. — после окончания семилетки в 15-летнем возрасте поступил на учительские курсы в том же небольшом городке Малая Вишера неподалеку от Петрограда (переименованного в Ленинград). 1926 г. — после окончания курсов, движимый любовью к учительскому труду, Николай Гурьянов поступает в педагогическое училище в городе Гатчина (в то время Красногвардейск). Часто посещал город на Неве в это время — ходил в музеи и на концерты, общался с творческими людьми. 1927 г. — учащийся Гурьянов выступил в защиту готовящегося к закрытию Гатчинского Покровского собора и был исключен из училища, которое он все-таки позднее окончит.

http://azbyka.ru/fiction/rodnusha-moya-i...

7 фактов о Московском епархиальном доме В этом здании решалась судьба Церкви 27 июля, 2015 В этом здании решалась судьба Церкви В июле 2015 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Князь-Владимирский храм восстановленного Московского Епархиального дома в Лиховом переулке. Об истории этого дома можно писать многотомные исследования. Мы же приведем лишь несколько интересных фактов. Дом-памятник  Московский епархиальный дом был построен в 1901–1902 гг. по проекту архитектора Петра Виноградова, автора десятков церковных и общественных зданий по всей России. Среди наиболее известных — собор Иверской иконы Божьей Матери Николо-Перервинского монастыря в Москве, Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря, Здание реального училища во Владимире (ныне — один из корпусов Владимирского государственного университета), не сохранившаяся Церковь Трех Святителей московского Скорбященского монастыря. Московский епархиальный дом построили двухэтажным, в формах «нововизантийского» стиля с элементами русского церковного зодчества, с полуподвалом, колокольней со стороны переулка и церковью во имя В здании находились административные и лекционные помещения, Соборная палата (получившая название в ходе Поместного Собора 1917–1918 годов). Князь-Владимирский храм расписывали знаменитые иконописцы О. Чириков, М. Дикарев и В. Гурьянов. Осип Чириков — автор хранящихся ныне в Эрмитаже и других музеях икон для дворцовых церквей Петербурга, основатель иконописной мастерской Чириковых в Москве. Именно в этой мастерской реставрировали Донскую икону Богоматери, и еще более древнюю – Владимирскую. Михаил Дикарев – придворный поставщик Императорского Двора, создавший в числе прочего по заказу императора Николая II иконостас в храме Христа Спасителя города Уральска и иконостас в усыпальнице Романовых в Новоспасском Преображенском монастыре Москвы. Василий Гурьянов – придворный иконописец, по заказу Николая II украсивший своими иконами раку и сень над мощами св. Серафима Саровского, расписывавший Новоспасский монастырь, церкви Петергофа, Оптиной пустыни, Андреевский скит на Афоне. Дом святых

http://pravmir.ru/sem-obrazov-moskovskog...

Л.А. Ильюнина Исповеднический путь По словам старца, записанным духовными чадами, причиной ареста было его смелое слово в защиту веры и поруганных святынь. В конце двадцатых годов в городе, получившем имя главного революционера, стали разрушать храмы. Николай Гурьянов однажды оказался свидетелем этого святотатства и не мог смолчать: «Что вы делаете? Ведь это храм, святыня. Если вы не уважаете святого, поберегите хотя бы памятник истории и культуры и подумайте о Божием наказании, которое за это будет!» Студента Гурьянова вскоре исключили из института. Это был 1929 год – начало особо яростной борьбы с «религиозной пропагандой». Николай покинул город на Неве и какое-то время служил псаломщиком в церкви во имя святителя Николая в селе Ремда Середкинского района Псковской (тогда Ленинградской) области на родной Гдовщине и преподавал математику, физику и биологию в школе. Те пожелания, которые он когда-то высказал своей любимой учительнице, он сам стал исполнять на поприще учительского служения, – и вскоре был арестован. Начались мытарства: питерские «Кресты», потом еще три тюрьмы, лагерь. По словам старца, неизвестный архиерей, встреченный им в тюрьме, сказал про него: «Вот цветок только распустился – сорвали и топчут его в грязь...» «Так было с нашей Святой Русской Православной Церковью , – говорил батюшка, всегда со слезами вспоминая страдания миллионов людей, – ее распинали». Теперь эти муки народа получили название «Русской Голгофы». Благодаря подвижническим изысканиям печорской исследовательницы Т. Зотовой стали известны подробности первых страдальческих лет тюремных и лагерных испытаний, которые пережил будущий старец. Суд над ним состоялся 7 мая 1930 года в Ленинграде и постановил «Николая Алексеевича Гурьянова выслать на два года за контрреволюционную агитацию». 8 Ссылка была назначена в село Сидоровичи Розважеского района Киевского округа. Бог милостив – к ссыльному с состраданием отнесся местный священник – и он стал служить псаломщиком в храме. Но в скором времени, не прошло и года со времени поселения будущего старца в Сидоровичах, как на него был написан донос. И 20 марта 1931 года он был вновь арестован. Состоялся очередной суд, и вместе с еще тремя обвиняемыми по делу «контрреволюционной агитации» он получил срок в три года. Суд был скорым (благодаря местным лжесвидетелям), приговор был подписан 24 марта 1931 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Л.А. Ильюнина Военные годы и начало священнического служения Из лагеря будущий старец был освобожден 23 марта 1934 года, но еще на два года был оставлен на поселении. 10 После полного освобождения в 1936 году Николай Алексеевич Гурьянов учительствовал в Тосненском районе Псковской области. Страшный 1937 год удалось пережить чудом, в это время некоторые родственники матери были арестованы, другие уехали из села (после раскулачивания, боясь преследований), она сама осталась в разграбленном доме. Во время войны 11 он был перемещен в Прибалтику – сначала в Ригу, потом в Вильнюс. Здесь произошла его встреча с будущим новомучеником – митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским). От него 8 февраля 1942 года батюшка принял рукоположение в диаконы, а вскоре, в том же месяце, во священники, целибатом. Первые два месяца в священном сане отец Николай служил в Свято-Троицком Рижском монастыре, а потом вернулся в Вильнюс. В Вильнюсе батюшка поступил на пастырско-богословские курсы, проживая в это время в Свято-Духовом монастыре. С этим временем связаны самые загадочные страницы его жития. Сохранилось несколько фотографий, на которых он запечатлен в монашеском облачении. Существуют разные объяснения этого факта в воспоминаниях насельников монастыря. Одни из них говорили о том, что он принял полный постриг в мантию, хотя на всех вышеназванных фотографиях батюшка запечатлен в рясе. По воспоминаниям других (главной свидетельницей тут является тогдашняя игумения монастыря Нина (Баташева), рассказала она об этом пюхтицкой игумении Варваре) – монашеское облачение, приготовленное к постригу, сгорело во время бомбежки в том доме, где оно хранилось. И батюшка больше к постригу не стремился, считая это знаком того, что воли Божией на его пострижение нет. Как бы то ни было, мы знаем одно – разным людям уже в конце жизни батюшка говорил: «Зовут меня Николай. Молитесь за митрофорного протоиерея Николая». И подписывался всегда так: «протоиерей Николай». Пожалуй, не так уж и важно, принял ли батюшка постриг от руки земного человека или не принял, ведь по духу он был всегда истинный монах, выполнял все монашеские обеты – целомудрия, нестяжания, послушания. И недаром свою священническую жизнь он начинал в двух монастырях, недаром потом по его молитвам были открыты многие обители и у него окормлялись настоятели монастырей и многие монашествующие. Кроме того, батюшка нес еще и подвиг юродства Христа ради, а среди юродивых немного мы найдем монашествующих, это подвиг особенного чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

составитель Людмила Ильюнина Военные годы и начало священнического служения После заключения Николай Алексеевич Гурьянов учительствовал в Тосненском районе под Ленинградом. А во время войны перебрался в Прибалтику – сначала в Ригу, потом в Вильнюс. Здесь произошла его встреча с будущим новомучеником – митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским). От него 8 февраля 1942 года батюшка принял рукоположение в диаконы, а вскоре, в том же месяце, во священники. В городе Вильнюсе батюшка поступил в Духовную семинарию... Крестоношение старца в последнее десятилетие жизни В 1990-е годы по всей стране получило развитие массовое паломничество к православным святыням, что, конечно же, можно назвать отрадным явлением. Паломничество в наше время – одно из самых ярких средств православной миссии. Но для старца Николая это «паломническое движение» оказалось новым крестом. Паломники устремились на остров «организованным порядком» – в день ему иногда приходилось принимать по нескольку автобусов – от 250 до 500 человек. В любую погоду – в летний зной, мороз, под дождем – старец выходил к народу с иерусалимским маслицем, и ни одного человека не отпускал без утешения. От помазания этим маслицем получали облегчение телесных недугов и душевных скорбей. …Открывалась заветная дверца маленького зеленого домика в одно окошко, и навстречу нам выходил тот, о ком хотелось сказать, как о Создателе, «ветхий деньми», – высшее благолепие и мудрость являлись в блистающей седине, ярких голубых глазах и смиренной фигуре. Батюшка поднимал ручку к полочке над дверью, доставал оттуда маленькую бутылочку, в которую была вставлена разогнутая большая канцелярская скрепка, и начинал помазывать ожидающий этого помазания, как дара небесного, народ. «Драгоценные мои!» – обращался батюшка к паломникам, и было такое ощущение, что под его рукой обычное помазывание маслицем превращается в «печать дара Духа Святого». К некоторым паломникам он обращался с кратким словом; с поразительной легкостью, иногда даже с шуткой, юродствуя, он развязывал, разрешал самые запутанные узелки душевных смущений и кривых мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1707. Год утраты:1930 (разобран основной объём, колокольня снесена в конце 1940-х) Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино Изменить описание объекта Фотографий пока нет Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана. До революции 1917 года в обители были собор святителя Николая с пятью куполами и пятью приделами: во имя святителя Николая, во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», во имя Воздвижения Креста Господня, во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707), на которой в 1898 году был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Главным храмом обители являлся Николаевский собор. В 1703 г. было получено разрешение на его строительство, к 1710 г. оно было завершено, в дек. состоялось освящение главного престола, в преддверии которого, 1 дек., иером. Харалампий получил антиминс для него (Холмогоров. 2010. С. 381). С XVIII в. в соборе существовал придел во имя митр. Московского свт. Алексия. 20 июня 1755 г. собор пострадал от сильного пожара (РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 427. Л. 1), но вскоре был восстановлен. В 1765 г. в трапезную собора был перенесен из надвратной ц. во имя мч. Иоанна Воина престол во имя прп. Сергия Радонежского (Пясецкий. 1894. 24. С. 764), в кон. XVIII в. там же устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Во 2-й пол. XVIII или нач. XIX в. к трапезной собора была пристроена 2-ярусная колокольня. В 1815 г. собор был расписан на средства Рогозиной (Кизимова, Зубова. 1999. С. 125). В 1852 г. престол во имя прп. Сергия Радонежского был перенесен во вновь построенную приходскую ц. свт. Николая Чудотворца в с. Одрине. К 60-м гг. XIX в. трапезная собора обветшала и была перестроена в 1867-1868 гг. Еп. Макарием в 1868 г. были освящены 2 престола: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (11 сент.) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (12 сент.; престол перенесен из церкви, располагавшейся под колокольней) (Орловские ЕВ. 1868. 20. Отд неофиц. С. 1559-1567). Одновременно с перестройкой трапезной было принято решение о перестройке и расширении самого собора, при этом в проекте была несколько изменена его ориентация (Гурьянов. 2005. С. 13). Работы начались с закладки стен нового собора 25 июля 1874 г. (Слово и Речь. 1874. С. 1104-1106). Ставший 5-главым собор по своему облику приблизился к «типовым» проектам К. А. Тона. Перестроенный собор был освящен в 1879 г. еп. Орловским Ювеналием (Карюковым) и имел 3 престола: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и в честь Воздвижения Честного Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=57120

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Евангельская притча говорит нам о Христе-сеятеле, Который вышел сеять семя Слова Божия, для того, чтобы оно взошло и дало великий плод – плод Божественной жизни, плод соединения человеческих душ с Богом. Божественное семя падает в землю – в сердце человека. А вот дальше все зависит от нас, от нашего сердца. Сможем ли мы отдать всего себя этому Божественному семени или не сможем. Спаситель говорит, что на одной земле семя было поклевано птицами, другое семя заросло тернием, третье пало на каменистую почву. Все это – те люди, которые не способны были воспринять слово Божие. А вот иное зерно дало плод в 30, в 60 или в 100 раз больший. Сегодня мы приехали посетить великое семя Божие, положенное в землю здесь на острове Залит – старца Николая, протоиерея Николая, нашего батюшку. Смотрите какое поле выросло здесь, на этом острове – поле живых семян, колосьев, ради которых и трудился отец Николай. Живые колосья, рабы Божии, друзья Божии, люди, которые возрождены к жизни с Богом от жизни греховной, от жизни, ведшей к диаволу и вечной смерти, от жизни, которой в конце концов должно было потерять смысл. Вот поле, которое взошло от одного семени – раба Божия протоиерея Николая. И в 30, и в 60 и в 100 крат оно дало урожай нивы Господней. Что можно сказать? Можно только поблагодарить Господа, поблагодарить отца Николая за его великое терпение, за его мудрость подвижничества, а самое главное – за его великую любовь, которую он являл каждому без исключения, приходящего к нему. Эта любовь была равной и одинаковой, как яркий солнечный свет. И более чем 40 лет назад, когда я первый раз побывал у батюшки, и незадолго до его смерти, он был абсолютно одинаков в выражении любви. Но эта одинаковость была не единообразием. Это было проявление неоскудевающей силы. Это было поразительное, когда-то полученное им от Бога дарование любви к людям. Как часто сейчас понятие любви пытаются третировать: «Ну ладно, хватит об этом, давайте о чем-нибудь более конкретном – о подвижничестве, об исполнении канонов и правил, о борьбе с нашими врагами». Все это так. И таких задач, наверное, немало. Но все они второстепенны.

http://pravoslavie.ru/115328.html

Возвращение царя Св. Царь-мученик Николай II Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года - величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых. Токи духовной преемственности, нисходящие к нам от небывалого в истории сонма наших " свидетелей " , ныне торжествующих со Христом, вопреки скверне окружающего нас падшего мира, вселяют в нас смиренную и в то же время дерзновенную надежду. Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся - не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов " мира сего " . Пример тому - небывалые чудеса и исцеления от простой бумажной иконки святого царя Николая, ставшие ныне уже несомненной и славной страницей в новейшей истории русской Церкви. Икона царя-мученика написана русским художником Павлом Тихомировым в США. В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из литографий попала в Рязань, где в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Оформленная в раму и кивот ксерокопия была подарена рабу Божию Олегу 15 марта 1998 года. На иконе образ царя-мученика Николая II в великокняжеском одеянии со скипетром и державою в руках. В верхних углах иконы два клейма: Иова Многострадального, день памяти которого является днем памяти Николая II, и святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя государя. Под образом в овале слова: " Сия святая икона писана к прославлению царя в России " . 6 сентября 1998 года икона заблагоухала в Сретенском монастыре Москвы. По благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая (Гурьянова) с острова Залит и Валаамского старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова) она переносилась из храма в храм для поклонения верующим.

http://pravoslavie.ru/29214.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010