Но сторонники распутинской святости ссылаются на благословения покойного отца Николая Гурьянова … Слухи о добром отношении к этим личностям старца Николая Гурьянова могут оказаться правдой. Но не надо путать свою жизненную ситуацию с ситуацией отца Николая. В жизни человека такого склада, как отец Николай, осталось лишь одно чувство – любовь. Ревнители же прославления Ивана Грозного живут ненавистью, жаждой мести и злобой оттого, что не у них власть в обществе и в Церкви. Любовь же всему верит, по слову апостола Павла и все истолковывает в лучшую сторону 338 . Я по себе помню: лет 20 назад, когда я только приходил в Церковь , среди тех, кто встречал меня у церковного порога, были люди, от которых я впервые услышал о царской семье как о мучениках, о Григории Распутине как об оклеветанном подвижнике. Знаете, я с радостью на это реагировал. Ведь сама установка советского юноши, уходящего из СССР и приходящего в Православие, такова – пропаганда все врет. И когда мне говорили: ты знаешь, на самом деле и вот об этих людях тоже советская пропаганда сказала неправду, – для меня было только радостью сразу же с этим согласиться. Для христианина одна из величайших радостей – узнать, что человек, о котором тебя приучили думать плохо, на самом деле другой, и иметь возможность сказать: «Слава Богу! Число истинных христовых слуг в нашем мире было или есть больше, чем я думал». Конечно, это очень радостное ощущение. Нормальная реакция верующего сердца на такую весть может быть только радостной: «Вот здорово!». Это было на уровне эмоций. Но оказывается, для церковного человека недостаточно просто жить по велению своего сердца, по первой эмоциональной реакции. Даже такие добрые чувства надлежит проверять 339 и смотреть: насколько исторически и богословски обоснованна дошедшая до тебя версия, к каким духовным и иным плодам поведет согласие с ней. Так вот, у отца Николая Гурьянова , я думаю, была нормальная церковная установка на доверие и на приятие доброй информации о другом человеке. А вот возможности проверить эту информацию не было. Не было у него возможности рыться в архивах, расспрашивать историков, и поэтому получилось так, что он (и о возрасте нужно помнить) стал в этом смысле заложником людей, окружавших его и фильтровавших поступавшую к нему информацию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После досрочного освобождения в 1955 году он был направлен на служение в Псковскую область, затем в Рязанскую. Власть, недовольная активным священником, натравливала на него комсомольцев, переводила из одной далекой деревенской церкви в другую, но это лишь приумножало его паству. И когда уже монахом, в 1967 году он стал насельником Псково-Печерской лавры, жизнь монастыря резко переменилась. Далекая обитель стала одним из самых востребованных и посещаемых мест в стране. Здесь «всероссийский духовник» и по послушанию духовник братии в годы яростной атеистической пропаганды, в годы «застоя», в годы «перестройки» занимался духовным просвещением. Он не только выслушивал любого, от старухи из глухой рязанской деревни до епископа. Его просвещение было противозаконным с точки зрения власти, ведь он руководил самиздатом религиозной литературы. Благословлял духовных чад копировать и распространять святоотеческие тексты, которые сам подбирал. «Ничего не бойтесь в жизни, кроме греха, – писал старец в своем духовном завещании незадолго до кончины в 2006 году. – Только грех лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его ». Митрофорный протоиерей Николай Гурьянов: «Вот бы в церковь бегали, как за мной!..» Протоиерей Николай Гурьянов. 1909-2002 гг. Николай Гурьянов родился в крестьянской семье, в селе, прислуживал в алтаре с раннего детства. Хотел стать школьным педагогом, но из Ленинградского пединститута его исключили в 1929 году за публичное выступление против закрытия одного из ленинградских храмов. Несколько лет спустя его арестовали за антисоветскую деятельность и сослали в лагерь в Сыктывкар. Тяжелая работа в ссылке при прокладке железной дороги отразилась на здоровье и не позволила ему отправиться на фронт. В феврале 1942 года в Риге он принял священнический сан. Он не был монахом, но всегда вел очень строгую и подвижническую жизнь. Пятнадцать лет жил как отшельник (служил в одном из храмов литовского благочиния) и, несмотря на малочисленность и бедность прихода, сумел восстановить храм святого Николая в селе Гегобросты.

http://pravmir.ru/chetyire-russkih-start...

Регулярно прихожане храма Ильи Пророка с Мокрого луга (в том числе юные воспитанники воскресной школы) при участии экскурсионного центра «Троицкий» ездят на остров к старцу Николаю Гурьянову - как и многие другие паломники из Пскова, области, России и зарубежья. «Он же говорил: «Приходите ко мне как к живому», вот и не забывают о нем. Кто из благодарности едет, кто за исцелением, кто в память о духовном отце, - говорит наша собеседница. - Чем дальше - тем большим количеством чад он обрастает. Такое впечатление, что он с нами. Приходишь к нему в келью - мысленно исповедуешься и ощущаешь, что батюшка тебя благословляет». К слову, благословлял он, по воспоминаниям, веточкой сирени. «И помазочек у него был - канцелярская скрепка такая, он ее вытягивал и наматывал на нее то ли бинт, то ли вату, - делится Татьяна. - Он так в пузырьке ею поводит, помажет лоб и кто исцелялся, кто засыпал, забывался, у кого просто грусть отходила, в общем, этого помазания ждали все как манны небесной. А там просто скрепка. Потом эту скрепку он подарил монахине Паисии из Латвии. Она нам как-то говорит: «Вот что у меня есть» - и достает этот пузырек страшный и этот помазок. Мы с благоговением подходили и она мазала нас - это невероятная святыня. Татьяна: «Конечно, этот дар Господь за особые заслуги дал отцу Николаю. Наверное, подрастают уже новые старцы, они уже есть. Как же православие в России без старчества. Потом мы узнаем, услышим о них. Господь не оставит наших людей!» Если впервые прибывшие на остров спрашивали, как пройти к батюшке Николаю, им всегда отвечали просто: «Иди туда, куда идет народ». И пока эта «народная тропа» не заросла, у людей, вне зависимости от их веры или национальности, есть надежда и есть ориентир. И, похоже, с каждым годом свет этого истинно духовного ориентира сияет все ярче. 24 августа, в 17-ю годовщину кончины старца протоиерея Николая Гурьянова, на острове Залит по традиции пройдет заупокойное богослужение. По окончании литургии все собравшиеся крестным ходом, при пении тропаря Преображения Господня, направятся на кладбище к могиле протоиерея Николая Гурьянова, где пройдет панихида по почившему старцу.

http://pravoslavie.ru/123319.html

И это - не преувеличение. В той же Владимирской епархии по приходам и сейчас ходит ксерокопия машинописной листовки под названием " Проповедь епископа Никона на Новый 2000 год " (какого именно епископа - не указано, но судя по упоминанию " Башкитарстана " , возможно, епископа Уфимского и Стерлитамакского). В ней утверждается, что с изобретением " микрочипа " " отнимается (?!!) у нас свобода совести, свобода исповедовать Христа и Бога нашего " и пастве предлагается ужасающий выбор: " Выбирайте, или вы кормите детей, и в погибель, муку вечную уходите, или голодной смертью умираете " . Почему святые отцы (какие - ?!!) сейчас говорят: " время свадеб кончилось " ... И если мы говорим, что через детей многие примут печать антихриста... лучше бы не жениться и не иметь детей " . Понятно, что такая " приятная перспектива " устраивает далеко не всех прихожан, призыв епископа (если это не фальшивка) к отказу от рождения детей может быть на руку только врагам России. Потому " страсти по ИНН " чреваты самым страшным: РАСКОЛОМ в Церкви. На приходах передаются слухи о том, что Патриарха " обманывают " , что " ему задурили голову " , что теперь нельзя слушать даже Патриарха, а только старцев и спасаться хотя бы в одиночку. При этом самые обычные, рядовые священники, не имеющие ни серьезного житейского, ни духовного опыта, торжественно объявляются " старцами " и даже " выше старцев " . Насчет же позиции священноначалия как бы подразумевается, что оно сознательно хочет обмануть и погубить народ Божий, скрывая " правду " о том, что " ИНН - печать антихриста " ). Передаются невероятные слухи о том, что старцев Николая Гурьянова, Кирилла (Павлова) держат взаперти, не допуская к ним даже священников за то, что они выступили якобы " против ИНН " . Вокруг о. Николая Гурьянова действует агрессивная группа " вызво-ленцев " , которые (по сообщению православных, живущих в Москве) врывались в келью о. Николаю и " освобождали " батюшку, выволакивая больного священника. Крайне прискорбно, что для формирования слухов о " заточении " используется авторитет Валаамского монастыря. Так, в Интернете на официальной странице Валаамского монастыря ( www.voskres.ru ) в январе 2001 года опубликована поражающая псевдоцерковными настроениями статья (не священника, не монаха - журналистки!) некоей О. Казанцевой, которая дерзает выступать в роли толкователя якобы " прикровенных " высказываний старца (его вздохов, покряхтываний и т.д.) и низко клевещет на известного московского священника, который много лет является духовником о. Николая Гурьянова - на о. Валериана Кречетова - в статье " ЧТО СКАЗАЛ БАТЮШКА. О фильме А. Крутова об о. Николае Гурьянове " . Вот лишь некоторые цитаты из этой недостойной публикации:

http://zavet.ru/inn-dobros.htm

Отец Александр Захаров Кстати говоря, хочу подчеркнуть известный мне факт, что вся последующая просветительская работа о. Александра Захарова после смерти его духовного отца владыки Иоанна Петербургского шла по благословению старца о. Николая Гурьянова. Отец Александр и доныне продолжает свои труды. Как известно, он первым в новой истории РПЦ возобновил принятие обетов трезвости перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и продолжает это делать в своём приходе. Знаю, что отец Александр ещё не раз после этой поездки бывал у старца о. Николая Гурьянова и получил от него, не сомневаюсь, много доброго для своих дальнейших пастырских трудов. Точно так же старец благословил отца Валериана Жирякова и многих других священников на их чрезвычайно нужные и столь же трудные для исполнения труды. Поэтому сегодня, когда отец Николай Гурьянов покинул наш грешный мир, я особенно радуюсь, что он смог посеять чудные семена своего пастырского служения в души молодых боголюбивых священников. Но вернёмся опять в прошлое, в храм, где отец Николай Гурьянов помазал нас маслицем от святых икон и благословил на будущую жизнь. Все наши паломники находились в умиротворённом состоянии, радовались происходившему в храме. Своим чередом служба завершилась, и мы начали решать задачу ночлега. Она не потребовала от нас особенно больших трудов, в то время денег хозяева за ночлег не брали, насколько я знаю и помню. Да и на лодках в летнее время возили бесплатно или за минимальную плату. Не хочется сравнивать с настоящим временем, когда лодочный перевоз стал достаточно обременительным для паломников в материальном смысле. Воскресным утром мы все дружно пришли на литургию. В общей сложности на службе нас было около 70 человек, большая часть причащались. Хочу отметить, что постоянных прихожан у отца Николая Гурьянова имелось немного. В этом отношении приход мало чем отличался от других приходов Псковской епархии, во всяком случае у меня сохранилось такое впечатление... Вообще, заслуживает особого описания отношение местных жителей к отцу Николаю.

http://pravoslavie.ru/37227.html

В заключении остается лишь напомнить, что говорили по этому поводу почитаемые в народе блаженная старица Пелагея Рязанская, духовная дочь Серафима Вырицкого и старец, епископ Николай Гурьянов. «У Государя был наивысший подвиг, Увенчанный великомученической кончиной - искупление народа русского от греха нарушения соборной клятвы 1613 г.» - поясняла Пелагея Рязанская. О том, что Ему соответствовал особый чин святости у Господа, а именно искупитель, говорил старец Николай Гурьянов: «...Царь образ Божий, живая икона Царя Небесного. Исключительное служение Ему даровано Богом на земле. Исключителен, ни с чем не сравним Его подвиг. Только с Голгофской жертвой Христа». В отношении событий 2(15) марта 1917 г. и участия в них Николая II Николай Гурьянов пояснял: «Святой Царь не отрекался, на Нем нет греха отречения. Он поступил как истинный христианин, смиренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки поклониться за Его милость к нам, грешным. Не Он отрекся, а Его отвергли». + + + Спор об отречении лишь набирает свою остроту. Как видим, он вовсе не так безобиден, как это представляется на первый взгляд, а позиции тех, кто настаивает на установлении его исторического и юридического факта, не безцельны. Неважно, направлены их аргументы на доказательство принуждения Николая II к отречению, или они настаивают на его добровольном характере, который либо выводится из некоего не существовавшего слабоволия Императора, его испуге за Семью, либо из стремления Государя предотвратить грядущее кровопролитное насилие, или основано на иных ничем не подтвержденных выдумках вроде разнообразных версий, оправдывающих, по их мнению, решение Царствующего монарха о Его столь выгодном для заинтересованных лиц отречении. Главное - всеми доступными способами навязать признание факта отречения в его любом варианте. Тогда поругание Царя и Помазанника Божьего последнецарствовавшего Государя Императора Николая II можно будет продолжать, Бога хулить и Россией править. Впрочем, все это до поры до времени. Святой Великомученик Царь Николай Александрович, моли Бога о нас!

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/14/...

" Он выше всех Царей земных! " 16.07.2018 12:54:27 Виктор Саулкин " Не знаю преподобный, не знаю мученик? " (Блаженная Паша Саровская) Многие русские подвижники и духоносные старцы ХХ столетия говорили и писали о том, что возрождение России станет возможным, когда русские люди откроют для себя правду о Царе-Мученике Николае Александровиче. Об этом говорили и прп. Кукша Одесский, благословлявший царские рубли с изображением Государя Николая II носить на груди вместе с иконками, и великий старец Николай (Гурьянов), и святитель Иоанн Шанхайский (Максимович), и святитель Серафим (Соболев), и сербский святитель Николай (Велимирович). В 1917 г. прп. Анатолий Оптинский произнес пророческие слова: " Судьба Царя - судьба России. Будет радоваться Царь - будет радоваться и Россия. Заплачет Царь - заплачет и Россия " . " Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай " , - говорил старец Николай (Гурьянов). В 2000 г. от Рождества Христова состоялось торжественное всероссийское прославление Царской Семьи. Но, к сожалению, даже некоторые православные до сих пор не могут осознать смысл духовного подвига Государя Николая II и Августейшей семьи. Поэтому стоит ли удивляться, что многие наши невоцерковленные соотечественники не понимают, почему прошедшее столетие оказалось столь трагическим для России, и тем более не в состоянии понять, почему Церковь призывает наш народ покаяться в отступлении от Бога и предательстве Святого Царя. Нам очень много  предстоит еще  потрудиться для того, чтобы российское общество узнало правду и сумело осмыслить подвиг святых Царственных мучеников и страстотерпцев. Одним из главных соблазнов для тех, кто не принимает прославление Государя в лике святых, является обвинение в мнимом " отречении " Императора Николая II Александровича от престола. Старец Николай Гурьянов ответил всем, кто обвиняет Государя в отречении: «Святой Царь не отрекался, на нем нет греха отречения. Он поступил как истинный христианин, смиренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки поклониться за Его милость к нам, грешным. Не Он отрекся, а Его отвергли».

http://radonezh.ru/2018/07/16/vyshe-vseh...

Развёрнутые безбожной властью гонения на христиан не прошли его стороной. В мае 1930 года он попал под жернова государственной репрессивной машины: Николая обвинили в контрреволюционной деятельности и выслали на два года с территории РСФСР. Прибыв в УССР, в село Сидоровичи, он вновь проявил свою религиозную активность — устроился псаломщиком. Вскоре нашлись «неравнодушные» люди, которые сообщили «куда следует», что Николай Алексеевич ведёт нездоровую агитационную деятельность, развращает людей россказнями о Боге, вербует молодежь в церковный хор. Эти сигналы не остались без внимания. В марте 1931 года Н. Гурьянова взяли под стражу по «делу кулаков». В ходе разбирательства выяснилось, что обвиняемый Гурьянов никакого имущества не имеет, а имеет лишь ревматизм. Да и сам обвиняемый своей вины не признал. Между тем имущественный вопрос и не был приоритетным, ведь дело касалось антисоветской пропаганды. В августе 1931 года Николая приговорили к ссылке на три года в Северный край. Так он попал в Сыктывкар, участвовал там в строительстве железнодорожного пути. Иногда приходилось работать в ледяной воде, отчего заключенные гибли. Работая в этих нечеловеческих условиях, Николай подорвал своё здоровье. Кроме того, он получил повреждение ног при работе со шпалами. По одним сведениям он был освобожден в 1937 году, а по другим — в 1942-м. После освобождения Николай Алексеевич, как не имеющий права жить в Ленинграде, был выслан за пределы города. Какой-то период он работал школьным учителем в Тосненском районе. Священнический путь Во время Великой Отечественной войны Н. Гурьянов, ввиду болезни ног, не был мобилизован в армию. В период фашистской оккупации его принудительно отправили в Прибалтику. В феврале 1942 года митрополит Виленский Сергий посвятил его в сан диакона, а несколькими днями позже — в сан священника. В 1942 году он прошёл обучение на богословских курсах в городе Вильнюсе. Затем какое-то время служил в Рижской женской Троице-Сергиевой обители, после чего — в Виленском Свято-Духовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Уроки старца Архимандрит Кенсорин Вопрос о том, какие они – настоящие старцы – очень серьезный, особенно для нашего времени. Слава Богу, у меня есть примеры, и недавние. В первую очередь, конечно, всем известный приснопоминаемый старец Николай Гурьянов . Батюшка был очень кротким, смиренным, но и прозорливым. В первый раз я приехал к нему с родной сестрой. Я с батюшкой пошел в алтарь, мы с ним там разговаривали. А когда он вышел, то подошел к моей сестре, провел рукой по лицу и спросил: «О чем ты думаешь?» Потом я спросил ее: «А о чем ты думала?» Она созналась: «А я думала: скорее бы уйти из храма и уехать». И вот батюшка прозрел эти мысли и обличил ее: «Не дело ты думаешь». Батюшка меня и в Елеазаровский монастырь назначил. Мы ездили к нему с нашим правящим архиереем, псковским владыкой Евсевием. Посоветоваться, что мне делать. В Святогорском монастыре, где я был настоятелем, продолжались нестроения. Я встал перед старцем на колени, а он меня благословил со словами: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки». А до этого я ездил к старцу с недовольной братией: с келарем, экономом, казначеем и духовником. Я представлял всех по одному батюшке, а сам ему на ушко шепчу: «Батюшка, я хочу уходить из монастыря, у меня тут неприятности». А батюшка вдруг во всеуслышанье говорит: «Если отец Кенсорин будет от вас уходить, держите его за рясу». Семь лет я был наместником в Святых горах, но все-таки уйти пришлось. Но батюшка очень хотел, чтобы Елеазаровский монастырь возродился, потому благословил меня и настоятельницу – мать Елизавету, идти туда служить Господу. И его молитвами здесь  быстро начало возрождаться, за короткое время очень много было сделано. Батюшка нас с настоятельницей и после кончины своей благословил. Мы были на похоронах. Народу было очень много, мы подходили прощаться со старцем издалека, с разных сторон. А у гроба одновременно сошлись и прикладывались к ручкам одновременно. Читать далее Источник: Остров Божественной любви. Протоиерей Николай Гурьянов : [жизнеописание, воспоминания, письма старца Николая Гурьянова]/[сост.: Л. А. Ильюнина]. - Санкт-Петербург : Ладан : Троицкая школа, 2008. - 445, с. : ил., портр. ISBN 978-586983-038-8

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

     24 августа исполнилось 16 лет со дня кончины незабвенного старца протоиерея Николая Гурьянова. Помещаем не публиковавшиеся ранее воспоминания духовных чад батюшки. Дорога оказалась долгой и трудной. Машина бесконечно ломалась, останавливалась и не хотела ехать. Какую-то часть пути нас на буксире тянул гаишник. Мы с супругой явно не успевали к вечерней службе. И тут на помощь пришел отец Николай Гурьянов. Мы включили кассету с записью акафиста Иисусу Сладчайшему, который на острове Талабск читал наш дорогой батюшка, в течение 10 лет готовивший нас к предстоящему священству и к жизни в сельском приходе… Наша машина, заскрипев, наконец поехала. В половине шестого вечера мы вошли в собор и… успели! Первая икона, которая попалась на глаза, – икона Божией Матери «Знамение». Похожую батюшка Николай подарил нам на венчание. Слава Богу! Все будет хорошо. Батюшка Николай Гурьянов      А после службы начались звонки: «В Москве уже служат панихиды, батюшка умер!» Смерть самого дорогого человека на земле. Ум отказывался верить. Звоним на остров, там тишина. И только ночью набат – протоиерей Николай Гурьянов умер… В голове все смешалось… Что делать? Архиерей оставил отца Александра служить сорокоуст в соборе, а мы с отцом Евгением (нашим кумом) поехали на остров. Над Псковским озером светила огромная луна, большое скопление автобусов, машин, снующих лодочек. Движение, как на Тверской улице. И вот мы уже подбегаем к храму. Одна панихида сменяется другой. Трудно описать свои чувства. В первую очередь, радость, что батюшка рядом. Ведь к нему так трудно было попасть последние два года. И вот он в храме, рядом с нами. А потом уже были похороны, прощание… Около храма тропинка поворачивает, и навстречу буквально летит, как на крыльях, отец Николай      Прошло 16 лет и можно с уверенностью сказать, что самое счастливое время в моей жизни неразрывно связано с батюшкой и Островом. Никогда не было ни до, ни после такого ощущения любви и покоя, как там, на Острове. Слава Богу, что мы поняли это еще тогда и ехали в любую свободную минуту на третьей полке, в тамбуре, на машине, шли пешком, чтобы свернуться клубочком на пороге старенького дома и остаться с батюшкой навсегда. «Вы сейчас в раю», – говорил отец Николай. И сердце чувствовало, душа звала на Остров.

http://pravoslavie.ru/115845.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010