Чудеса Николы Мирликийского Подготовка текста и комментарии И. И. Макеевой, перевод Л. В. Соколовой Николай Мирликийский – великий христианский святой. Его почитают католики, православные и даже мусульмане. Культ Николая Мирликийского, пришедший на Русь после принятия христианства, получил здесь широкое распространение. В основном он был известен на севере восточнославянской территории; на юге ему соответствовал культ св. Георгия. По народным представлениям, Никола, как обычно называли его на Руси, именно народный святой, прежде всего крестьянский, добрый угодник, защитник, «милостивый» в отличие, например, от Ильи. Весьма торжественное празднование Николина дня бывает два раза в году: Никола зимний отмечается 6 декабря по старому стилю, в день преставления; Никола вешний – 9 мая, в день прибытия мощей святого в город Бари. Культ Николы зимнего был известен всему христианскому миру. Праздник Николы вешнего, не признанный Византией, но поддержанный Римом, был установлен на Руси в честь перенесения в 1087 г. мощей святого разбойниками-купцами из Мир в южноиталийский город Бари. Там сначала они были положены в церкви св. Евстафия, а позднее – в специально построенном во имя св. Николая соборе. С Николиным днем в разных местах были связаны различные народные обряды и обычаи. Например, запрещение купаться до этого праздника. В Бессарабии Никола зимний – день денежных счетов и наймов; в Белоруссии на Николу вешнего происходил первый выгон лошадей в ночное; в Харьковской области 4, 5, 6 декабря, в «Николины святки», варили кутью и узвар, чтобы на будущий год был урожай плодов и ячменя. С Николой был связан и свадебный обряд; его чествовали в случаях эпидемии в деревне, он упоминается в заговорах, причем предназначенных для лечения любой болезни. Особо следует сказать о его роли покровителя мореплавателей. О жизни Николая, архиепископа Мирликийского, известно немного. По преданию, он жил в IV в. Существуют разные версии жития этого святого, есть по меньшей мере три варианта его биографии, один из которых сильно отличается от двух других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники. – «Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим», – так воскликнул посвящавший его в сан пресвитера Епископ Патарский: – «счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих». Вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов прозорливца-епископа. Св. Николай от самой юности своей весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, защищал несправедливо обиженных, осужденных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся в вере и малодушных – он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям. Он в полном смысле слова был «Правилом веры» и «образом кротости», как именует его Святая Церковь в своих песнопениях, а поэтому нет другого такого угодника Божия, которого бы все так чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Святость его и при жизни и после блаженной его кончины засвидетельствована многочисленными чудесами. Нет другого такого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Николая. Особенно же нежно и свято чтил его всегда наш православный русский народ, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим названием основную черту его христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.8:18-25 Ев.- Ин.6:35-39 свт.: Утр.: Ин.10:1-9 Лит.: Ап.- Евр.13:17-21 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4 Приспе день светлаго торжества,/град Барский радуется,/и с ним вселенная вся ликовствует/песньми и пеньми духовными:/днесь бо священное торжество/в пренесение честных и многоцелебных мощей/святителя и чудотворца Николая,/якоже солнце незаходимое, возсия, светозарными лучами,/разгоняя тьму искушений же и бед/от вопиющих верно://спасай нас яко предстатель наш великий, Николае. Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Загадки жития святителя Николая " Не позднее VI века предание о том, что святитель Николай был на I Вселенском Соборе " Источник:  Татьянин День О святителе Николае может рассказать любой христианин. Почти все знают, что он помогает путешествующим, выдает замуж бедных девиц и приносит подарки на Рождество Христово под именем Санта Клауса. Многие вспомнят о том, что он дал пощечину Арию на I Вселенском соборе в 325 году, а уж число народных легенд и сказок, связанных с именем святого Николы столько, что они сами по себе составят увесистый том на разных языках. Мне нравится 4 Между тем житие святителя Николая заставляет нас по-новому взглянуть на самого известного христианского подвижника. Так получилось, что самым распространенным текстом, посвященным святому, был текст Симеона Метафраста. Написанный в Х веке, почти через 700 лет после кончины праведника он представляет собой компиляцию из жизнеописаний двух святителей Николаев. Первый жил в конце III – первой половине IV века, а второй святой Николай Пинарский жил в VI в. и скончался 10 декабря 564 года. Знакомое нам житие святителя Николая архиепископа Мирликийского, которое можно найти и у святителя Дмитрия Ростовского, называет имена родителей праведника – Феофан и Нонна. На самом деле так звали отца и мать святого Николая Пинарского, о чем еще в XIX веке писал архимандрит Антонин (Капустин). Из жития святителя Николая, жившего в VI веке, в житие другого святого Николая попала и история о путешествии молодого священника в Палестину для поклонения святым местам. Старший святитель Николай скончался не позднее 337 года. Уже будучи епископом он пострадал от гонений Диоклетиана, которые начались в 305 году, а святая Елена – мать Константина Великого обрела Честной и Животворящий Крест Господень не ранее 326 года. Объединение житий двух святых с одинаковыми именами, живших в разное время, в истории христианства случалось не раз. До ХХ века исследователи обычно соединяли образы двух праведников в один, и в результате более известный святой " поглощал " своего менее знаменитого коллегу. В случае со святителем Николаем именно так и произошло. Лишь в начале XXI группа российских ученых издает житие архиепископа Мирликийского, исправленное по древним рукописям. В результате мы можем узнать много нового о жизни самого известного и любимого на Руси христианского подвижника. В ХХ веке были также проведены исследования мощей святого, подтвердившие достоверность жития святителя Николая даже в тех отрывках, которые традиционно считаются агиографическими топосами (общими местами).

http://religare.ru/2_98703.html

Иркутск. Церковь Николая Чудотворца и Иннокентия, епископа Иркутского. Глазковская церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Иннокентьевский каменный храм возведен в Глазковском предместье Иркутска в 1859 г. Освящена 20.09.1859 г. При советской власти приход разорился, обветшал, был разграблен. Власти передали строение под кинотеатр. В конце 90-х годов прошлого века церковь вернули Иркутской епархии. Реставрационные работы провела ВСДЖ. Восстановление церкви было завершено в 2003 г. Храм 2-х уровневый. В цокольном этаже размещается придел Святителя Иннокентия. В Верхнем, центральном - придел храма освященный в честь свт. Николая Мирликийского, левый, северный — Успения Пресвятой Богородицы. Старое Глазковское предместье моложе Иркутска, известно уже с последней трети XVII в. Кое-кто, вспоминая зимовье на Дьячем острове, даже говорит о том, что именно здесь начинался Иркутск. Тем не менее, до создания сухопутного Кругоморского тракта в начале XIX в. предместье оставалось слабо заселённой, небогатой и достаточно отдаленной территорией, приписанной в приход Троицкой церкви, находившейся за Ангарой и не всегда доступной прихожанам, особенно в осеннее и весеннее время, при замерзании и вскрытии реки. В начале XIX в. у жителей растущего и богатеющего Глазковского предместья появилось желание создать собственный храм. Уже в 1811 г. прошение о постройке на свой счёт каменной церкви во имя Св. Николая в д. Могилево, напротив Иркутска, подавал иркутский купец Н.С. Чупалов. Однако его инициатива практического воплощения не получила, и ещё около полувека Глазково оставалось без церкви. 14 ноября 1857 г. на имя Иркутского и Нерчинского Епископа Евсевия поступило прошение глазковских жителей о построении в предместье каменной церкви, в котором указывалось, что староста Троицкой церкви Я.С. Малков приобрел на собственный счёт приличное место в центре предместья площадью 600 кв. сажен, обнёс его забором, приготовил нужные для построения храма материалы и готов взять на себя все расходы, связанные с его строительством. Кроме того, он готов на личные средства построить и дом для священника. К прошению был приложен план предполагаемой церкви. Жители просили благословения преосвященного на построение однопрестольного каменного храма с деревянной колокольней во имя святителей Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца и Иннокентия I Епископа Иркутского Чудотворца, причисления его к Троицкой церкви и организации при нём православного кладбища. После рассмотрения данного прошения 8 декабря того же года преосвященный Евсевий дал согласие на построение церкви и причисление её к приходской Иркутской Троицкой церкви. Кроме того, он указал на необходимость согласования плана и фасада церкви с Иркутской губернской строительной комиссией, а места строительства – с губернским архитектором.

http://sobory.ru/article/?object=19813

ред. А.И. Плюснин Часть III. Чудеса святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского Буря недоумения смущает ми ум, како достойно есть пети чудеса твоя, блаженне Николае, никтоже бо может я исчести, аще бы и многи языки имел, и глаголати восхотел... Проповедует мир весь тебе, преблаженне Николае, скораго в бедах заступника. Акафист святителю Николаю Чудотворцу, кондак 4 При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого. Не перестал он быть им и по смерти своей, являясь скорым заступником всех находящихся в бедах, спасая от потопления и из глубины морской перенося на сушу, восхищая от пленения и перенося в дом, избавляя от смертной казни мечом и иных родов смерти, подавая исцеления: слепым – зрение, хромым – хождение, глухим – слышание, немым – глаголание. Многих он обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете, голодным подавал пищу и всякому, находящемуся в беде, являлся готовым помощником, усердным заступником и скорым предстателем и защитником. И теперь также помогает всем, с верой прибегающим к нему, и избавляет от постигающих их бед. Невозможно исчислить или описать все его чудеса. Великого чудотворца Николая знает весь Восток и Запад, и все концы земли знают о его чудотворениях. Поэтому и Церковь , прославляя в своих песнопениях угодника Божия Николая, Мирликийского чудотворца, призывает на поклонение ему всех: «цари и князи да стекутся к нему, да восхвалят его пастыри и учители, как доброго пастыря, который является в болезнях врачом, в бедах – избавителем, грешникам – заступником, для нищих – питателем, в скорбях – утешителем, для путешествующих – спутником, плавающим по морю – рулевым, пусть все восхвалят великого святителя Николая». Уже из тех немногочисленных повествований о чудесах святителя Николая, которые помещены ниже и взяты из службы великому Чудотворцу, благочестивые читатели увидят, как разнообразна была помощь великого угодника всем нуждающимся в ней. Спасение корабля от потопления Свет чудес почившего Божия угодника начал сиять вскоре по блаженной его кончине, когда честные его мощи начали источать целебное и благовонное миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучение на пречестную память великого святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, месяца декабря, в 6 день («По имени твоему тако и житие твое» (Стихира после 50 псалма)) Совершая ныне всечестную память великого угодника Божия и чудотворца, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, помышляю я о самом имени его, кроме великих, всем явных чудес его, слушатели возлюбленные! Премногие и превеликие чудеса его известны всем, от востока солнца до запада прославлено чудотворение его. Значение же и сила пречестного его имени не всем ведомы, а известны разве только людям ученым. А потому, чтобы всем были ведомы, истолкуем это имя и узнаем силу его, и тогда увидим, что «по имени его было и житие его». Имя «Николай» не славянское, а греческое, ибо в те древние времена славяне не знали Бога и в нечестии своем назывались не теми именами, которыми называемся мы ныне православные христиане. Имена их, по нечестивому их обычаю, были: Кий, Щек, Аскольд, Дир, Гостомысл, Святослав, Ярополк и прочие, какие носили русские князья. Бояре Вышгородские были: Блуд, Путша, Елович, Телец, Ляшко и другие. Посланные князем Олегом из Киева в Грецию послы для переговоров о мире носили такие имена: Карлофарлос, Велмуд, Рулав, Стелмид, – имена все какие-то дикие. После же святого Крещения приняли имена у греков, которыми и мы ныне называемся. Обращаясь же к пречестному имени святителя Николая, я повторяю: имя это греческое, составленное из двух речений: «никое» или «ника», что значит победа, одоление, и «лаос» – народ, люди. Слово «Николаос» означает: победа людей, одоление народа. Дивно толкование имени сего, но по имени ли было житие Николаево? Если посмотрим на его младенчество, то увидим, что еще в своем детстве он победил само естество человеческое, ибо стоять в купели три часа на ногах самому по себе, без чьей-либо поддержки, будучи еще новорожденным младенцем, – не есть ли это выше естества человеческого? Постыжен здесь всякий мужской возраст, не усердствующий в славословии Божием: младенец стоит три часа во славу Пресвятой Троицы, а совершенные мужи не хотят постоять в церкви и одного часа со страхом Божиим, с благоговением и вниманием, а если и стоят, то стоят как бесчувственные истуканы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А.В. Бугаевский С. А. Черкасова, русская гимнография святителю Николаю: проблемы ее изучения Новую песнь воспеваем ти, священноначальниче Николае, и яко дар многоценный, тебе ю приносим, вемы бо яко капля сия славословия ничто же есть в великом море хваления чудес твоих, их же обильно изливавши всем, верою и любовью тебе зовущим... (Акафист Зарайскому образу свт. Николая. Икос 7) На протяжении всей истории православной России образ свт. Николая вдохновлял и питал духовное творчество нашего народа. «Радуйся, живорасленое ядие негиблющее, воскормивый певцы церковныя...» – поется в одной из русских стихир святителю. Вопросам выявления и изучения русского слоя гимнографии в честь свт. Николая и посвящена настоящая статья. Она состоит из двух частей. В первой части мы выделим русский слой праздников и гимнографии в честь свт. Николая и расскажем о них в целом. Вторая часть статьи посвящена специфическим проблемам изучения русской гимнографии, в том числе вопросам певческого содержания гимнографических текстов. Какие русские праздники в честь свт. Николая существуют? Что такое русская гимнография, и какое место занимает она в ряду церковных песнопений святителю? Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит в целом шесть праздников свт. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Вот эти праздники: память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца декабря в 6 – й день); перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в италийский город Бар (месяца мая в 9 – й день); Рождество иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (преимущественно месяца июля в 29 – й день, по разным источникам может быть 20 мая, 23 августа, 24 августа); принесение чудотворной иконы свт. Николая, именуемой «Зарайская», из града Корсуня в Зарайск (месяца июля в 29 – й день); явление чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца мая в 24 – й день);

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Житие, твердость наших шагов определяющее Житие Николая Чудотворца напоминает нам о мудрости и дерзновении во имя сохранения чистоты нашей веры и крепости духа 21.12.2020 803 Время на чтение 7 минут Мудрости и дерзновения во имя сохранения чистоты нашей веры и крепости духа, какие бы испытания ни выпали на нашу долю! Житие Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийских, любимого святого русского народа, которому на Руси поставлено за все века больше всего храмов, всегда напоминает нам именно о таком стоянии в земной жизни в преддверии Царствия Небесного. Его стоит помнить и знать каждому христианину. Особенно, как архиепископ противостал арианской ереси, не побоялся дать пощечину тому хулителю имени Христа и Его Божественного начала. Был заточен в темницу тут же, поскольку оказался единственным голосом Истины на тот момент, но правда восторжествовала и в итоге спустя длительное время заключения он был выпущен на свободу высшим духовенством и властью, признавшим его правоту. Бог даст, так получится и в моей истории, о которой я рассказал совсем недавно, за несколько дней до своего Юбилея, вот уже третьего по счету в тюрьме, а затем в лагере. Зато не побоялся сказать правду тем в верхах госвласти, включая МИД России, кто пытается ее от нас скрывать . Узник, способный много сделать для страждущих на свободе и предпринять определенные шаги против нечисти, вынужден наблюдать из-за стен колонии, как она лютует там. Его голос теперь приглушен . Но говорить надо, и мы будем говорить . Ибо стараемся быть достойны тех, именем которых наречены. Ниже то, что я не смог сказать, поскольку до меня это прожито и пережито гораздо более духовно крепкими и стойкими людьми, облеченными священнической властью и силой слова. Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца (Архиепископ Аверкий (Таушев) Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/21/zh...

Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА APXIENUCKONA МИРСКОЙ ЛИКИИ В БАР ГРАД «Слово о перенесений мощей Николая Мирликийского» – русский памятник XI в. Его создание связано с установлением на Руси в 1089 г. праздника в честь этого события. Архимандрит Леонид атрибутировал этот памятник Ефрему, епископу Переяславскому (см.: Леонид архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиеп. Мирликийского чудотворца: Памятник древней русской письменности XI в./Труд Ефрема, еп. Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV в. библиотеки Троице-Сергиевой лавры, 9). СПб., 1888 (ПДПИ, 72)). Слово дошло до нас во множестве списков, имеющих значительные расхождения, древнейший список датируется кон. XIII–haч. XIV в. (публикацию двух списков и исследование см.: Шляпкин И. А. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881 (ПДП 19)); входило в состав старопечатных изданий Жития Николая Чудотворца. В ВМЧ текст слова помещен под 9 мая в цикле памятников, посвященных Николаю Мирликийскому. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., 1321, лл. 354–354 об.). 9 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА APXIENUCKONA МИРСКОЙ ЛИКИИ В БАР ГРАД Господи, благослови, отче! Непрестанно должны мы, братья, праздники Божии, почитая, прославлять, и подобиться святым его, и усердно искать спасения. И непрестанно размышляя, помнить, что по образу Божию руками его сотворены мы были, и что славой несказанной увенчаны были, если угодное ему творили, подобно тому, как содеял блаженный, великий и преславный архиерей Христов Никола, чью трапезу ныне хочу вам представить, дабы вкусили от нее и увидели, что милостив Господь к уповающим на него, милостив к надеющимся на него, милостив к творящим волю его, милостив Господь к любящим его. И воздал Мирскому граду и его окрестностям, свои щедроты изливая на них, чудеса творя дивные, исцеляя неоскудно, подавая исцеления сущим в напастях. Великим помощником и заступником показал себя, и на море, и на суше больных исцеляя, пленников избавляя, слепым прозрение подавая, хромым хождение, глухим слышание, и прокаженных очищая, и бесов изгоняя, и всем . Как сказал Господь: «Верующий в меня, дела, какие я творю, и тот творит». Так и сей святой угодник его, архиерей и отец Никола. И когда по благоволению благодати и человеколюбия воссияло над нами праведное солнце, и явилась благодать нам от Владыки Вседержителя Бога, показал нам в нынешнее время, в дни и лета наши и в нашу память чудо преславное и выше ума человеческого о преподобном и великом архиерее святом Николе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010