На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами. Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника — «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно — в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого. Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

http://pravmir.ru/pochitanie-na-rusi-svy...

Губернатор Московской области Б.В. Громов объявил о награждении ХПП «Софрино» почетным знаком Губернатора Московской области. Затем Святейший Патриарх Алексий и почетные гости торжеств проследовали в цеха предприятия «Софрино», где ознакомились с работой мастерских и образцами производимой в них художественной продукции. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность руководителю ХПП «Софрино» Е.А. Пархаеву и коллективу предприятия за многолетние труды на благо Русской Православной Церкви и деятельное участие в организации и проведении прошедшего юбилея. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного епископа Брянского и Севского Феофилакта о благословении на открытие Клинцовского женского монастыря во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, в г. Клинцы Брянской области и о назначении монахини Зосимы (Полковник) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Клинцовского женского монастыря во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, в г. Клинцы Брянской области. 2) Назначить монахиню Зосиму (Полковник) настоятельницей Клинцовского женского монастыря во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина об освобождении игумена Алексия (Несмеева) от обязанностей наместника Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря п. Горные Ключи Кировского района Приморского края и о назначении на эту должность иеромонаха Василия (Кулакова). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить игумена Алексия (Несмеева) от должности наместника Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря п. Горные Ключи Кировского района Приморского края по состоянию здоровья. 2) Назначить иеромонаха Василия (Кулакова) наместником Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря п. Горные Ключи Кировского района Приморского края. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия об освобождении игумена Кирилла (Коровина) от обязанностей наместника Успенского мужского монастыря о. Свияжска Зеленодольского района Республики Татарстан и о назначении на эту должность игумена Силуана (Хохиашвили), освободив его от обязанностей наместника Кизического мужского монастыря г. Казани.

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

При подготовке текста жития мы опирались на публикации ряда исследователей, трудами которых со 2-й пол. XIX в. началось и успешно продолжается систематическое изучение рукописных текстов житий и чудес великого святителя. Отметим, что составление жития свт. Николая – не первый наш опыт в агиографии по написанию житий с использованием разных редакций текстов, представляющих всю совокупность дошедших до нашего времени древних рукописей и других исследований о святых. Нами были составлены и опубликованы как отдельными изданиями, так и в «Журнале Московской Патриархии» 7 жития святых великомученика Георгия и мученицы царицы Александры, преподобномученицы Евгении, а также святых великомучениц Марины и Параскевы и святых преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии 8 . Проблема удаления из жития свт. Николая Мирликийского деяний и сведений, относящихся жизнеописанию архиеп. Николая Пинарского Архим. Антонин (Капустин) показал, что древние агиографы допустили смешение житий двух святителей с одинаковым именем – Николай. Один из них был в Ликии архиепископом Мир в IV в., в годы царствования императоров Диоклетиана и Константина Великого . Другой ликийский св. Николай жил в VI в., стал архиепископом Пинарским при императоре Юстиниане I и скончался 10 декабря 564 г. Он долгое время являлся настоятелем Сионского монастыря. В жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Николае, построившем Сионский монастырь, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели. Кроме того, в тексте жития Николая Пинарского, составленном в VI в., найденном в библиотеке Ватикана 9 и опубликованном кардиналом Фалькони в XVII в., оказалось то же самое повествование о путешествии на Святую Землю, что и в житии свт. Николая Мирликийского, но с множеством дополнительных подробностей. Указанные совпадения привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один свт. – Николай Мирликийский, живший в VI в. при императоре Юстиниане. Только спустя двести лет архим. Антонин (Капустин) установил достоверность факта существования двух ликийских святителей Николаев. Он писал: «Можно дивиться, каким образом, два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, а один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… И так два было свт. Николая ликийских» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Цена книги, соответственно её объёму, невелика. Выписывать её можно от автора – проф. Московской Духовной Академии, и от известных книгопродавцев Москвы и Петербурга. М. Чельцов Булгаков Н. [Рец. на:] Житие и чудеса св. Николаи Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. В 2-х частях с 139 рисунками. Составили А. Вознесенский и Ф. Гусев. СПб. 1899 г. Стр. I–VIII+1–723. Цена 3 рубля.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 290–292 В первой части книги, заглавие которой мы выписали, содержится житие св. Николая Чудотворца, изложенное по св. Димитрию Ростовскому и распадающееся на три отдела: в первом отделе излагается жизнь и чудеса св. Николая до его блаженного успения; во втором отделе говорится о перенесении мощей Чудотворца в Бар – град, причём составитель первой части, г. Гусев, попутно описывает сам город Бари и ту церковь ,, где теперь покоятся мощи Святителя; в третьем отделе – описаны чудеса, совершённые св. Николаем после его успения. «Житию» Святителя предшествует введение, в котором г. Гусев обозревает литературную историю жития Святителя Николая и говорить о времени и причинах установления в Русской Церкви праздника в честь перенесения мощей Святителя Николая из Мир-Ликийских в Бар-град. Вторая часть представляет собой обширное исследование и далеко оставляет за собой по объёму первую часть. В шестнадцати главах второй части составитель её, г. Вознесенский, подробно и обстоятельно рисует то благоговение и ту славу, какими чествует русский народ св. Николая Чудотворца. Здесь трактуется о церковных песнопениях, составленных в честь Святителя, – об иконописных его изображениях. Св. Николай Чудотворец является исконным покровителем Русской земли: начиная с великого князя Владимира и до самых последних лет, св. Архиепископ Мирликийский был тёплым помощником народу русскому во всех трудных обстоятельствах его жизни. В виду этого, сообразно с ходом исторических судеб России, составитель повествует нам о храмах, монастырях и часовнях, устроенных в разное время и в разных местах нашего обширного отечества в честь Святителя Николая, – о частицах святых его мощей, находящихся во многих местах на Руси,– о чудотворных его иконах, с изложением в большинстве случаев истории этих икон и чудес, бывших от них; особые главы посвящены описанию того, как чествуют Святителя Николая наши столицы: Москва (гл. VIII) и С.-Петербург (гл. XI), – и каким благоговением пользуется великий Чудотворец среди сибирских язычников: самоедов, бурят и друг. (XV гл.); во второй же части собраны и любопытные свидетельства иностранных писателей прежнего времени (Петрия, Олеария, Корба, Герберштейна и друг.) о чествовании Чудотворца Николая в России (гл. X); в последней главе этой части составитель изображает славу Святителя Мирликийского по русскому народнопоэтическому творчеству (по народным поговоркам, приметам, былинам, духовным стихам и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Икона Николая Чудотворца: иконография образа Среди множества изображений святых Православной Церкви иконы святителя Николая занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. 18 декабря, 2011 Среди множества изображений святых Православной Церкви иконы святителя Николая занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Инфографика подготовлена порталом « Правмир » Из истории иконографии святителя Николая Среди множества изображений святых Православной Церкви иконы святителя Николая занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Побывавший в середине XVI в. на Руси итальянец А.Гваньини в своем «Описании Московии» писал: «Среди прочих святых они более всего чтят Николая Чудотворца и воздают ему почти что божеские почести: строят особые храмы, названные его именем; рассказывают о его многочисленных чудесах» [Гваньини]. Конечно, не «божескими» были те знаки почитания, с которыми относился к святителю русский народ, но исторический факт – множество посвященных ему храмов, а также чудеса по его молитвенному предстательству, засвидетельствованные Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Чудотворца; появление новой иконографии как раз и связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. Как известно, местное почитание святителя Николая, архиепископа Мирликийского, началось уже во второй половине IV в., вскоре после его смерти. В Византии к VII в. почитание его было распространено весьма широко; древнейшие из известных источников, содержащих сведения о жизни святителя Николая, – это творения преподобного Андрея Критского (VIII в.), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (IX в.), Симеона Метафраста (Х в.). Приведем характеристику Николая Чудотворца, данную последним: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева» (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).

http://pravmir.ru/ikona-nikolaya-chudotv...

Храм святителя Николая Мирликийского (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Николая Мирликийского в городе Тверь — уникальный памятник русской архитектуры, ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли «дивным узорочьем». Возведен храм был в 1902-1909 годах в рабочем поселке при Морозовской мануфактуре. Содержание История и описание [ править править код ] Никольская церковь на Красной слободе расположена на берегу реки Волги и неподалёку от реки Тьмаки, на юго-западной стороне Затьмачья. Название «Красная слобода» происходит от слова «красивая», «прекрасная». Это была уютная слободка Морозовских промышленников, которая возникла в Твери на рубеже 19-20 веков. На слободе жили семьи рабочих Морозовских заводов, их называли Тверские мануфактурщики. Благодаря именно этим людям и возник Свято-Никольский храмовый комплекс. Для детей Морозовской слободы решено было построить церковь святителя Николы с церковно-приходской школой по проекту епархиального архитектора А. П. Фёдорова. Закладка первого камня состоялась в 1902 году. После праздничного богослужения в Тверском Христорождественском монастыре архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) прибыл на Красную слободу с многочисленным народом и освятил место для строительства Свято-Никольского комплекса. В связи с тем, что подрастающему поколению промышленников необходима была церковно-приходская школа, то строительство началось именно с неё. И уже в 1904 году Краснослободская церковно-приходская школа приняла своих первых воспитанников. Из-за волнений 1905 года финансирование, которое поступало с Морозовской мануфактуры, прекратилось. Но даже Морозовские пролетарии понимали, что начатое дело необходимо закончить. И усилиями Морозовских рабочих церковь была достроена, но по упрощённому проекту В. К. Терского: вместо запланированного пятиглавая возвели четырёхскатную, шатровую кровлю с одной главкой, увенчанную крестом. Кроме церкви была построена и звонница с открытым ярусом, которая галереями-папертями соединялась с церковью и школой.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Загадки жития святителя Николая " Не позднее VI века предание о том, что святитель Николай был на I Вселенском Соборе " Источник:  Татьянин День О святителе Николае может рассказать любой христианин. Почти все знают, что он помогает путешествующим, выдает замуж бедных девиц и приносит подарки на Рождество Христово под именем Санта Клауса. Многие вспомнят о том, что он дал пощечину Арию на I Вселенском соборе в 325 году, а уж число народных легенд и сказок, связанных с именем святого Николы столько, что они сами по себе составят увесистый том на разных языках. Мне нравится 4 Между тем житие святителя Николая заставляет нас по-новому взглянуть на самого известного христианского подвижника. Так получилось, что самым распространенным текстом, посвященным святому, был текст Симеона Метафраста. Написанный в Х веке, почти через 700 лет после кончины праведника он представляет собой компиляцию из жизнеописаний двух святителей Николаев. Первый жил в конце III – первой половине IV века, а второй святой Николай Пинарский жил в VI в. и скончался 10 декабря 564 года. Знакомое нам житие святителя Николая архиепископа Мирликийского, которое можно найти и у святителя Дмитрия Ростовского, называет имена родителей праведника – Феофан и Нонна. На самом деле так звали отца и мать святого Николая Пинарского, о чем еще в XIX веке писал архимандрит Антонин (Капустин). Из жития святителя Николая, жившего в VI веке, в житие другого святого Николая попала и история о путешествии молодого священника в Палестину для поклонения святым местам. Старший святитель Николай скончался не позднее 337 года. Уже будучи епископом он пострадал от гонений Диоклетиана, которые начались в 305 году, а святая Елена – мать Константина Великого обрела Честной и Животворящий Крест Господень не ранее 326 года. Объединение житий двух святых с одинаковыми именами, живших в разное время, в истории христианства случалось не раз. До ХХ века исследователи обычно соединяли образы двух праведников в один, и в результате более известный святой " поглощал " своего менее знаменитого коллегу. В случае со святителем Николаем именно так и произошло. Лишь в начале XXI группа российских ученых издает житие архиепископа Мирликийского, исправленное по древним рукописям. В результате мы можем узнать много нового о жизни самого известного и любимого на Руси христианского подвижника. В ХХ веке были также проведены исследования мощей святого, подтвердившие достоверность жития святителя Николая даже в тех отрывках, которые традиционно считаются агиографическими топосами (общими местами).

http://religare.ru/2_98703.html

В день памяти святителя Николая в Венеции на острове Лидо совершена Божественная литургия Венеция, 22 мая 2006 г.   22 мая, в день памяти святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, в церкви San Niccolo в венеции на острове Лидо на мощах святителя Николая совершена Божественная литургия, сообщается на сайте прихода во имя святых жен-мироносиц в Венеции .   История перенесения мощей святителя Николая Рака с мощами Святителя Николая Мирликийского и свв.Феодора и Николая, Венеция, о-в Лидо Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный – Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе. В 1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие войска и назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в нем участие в своем особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи святого покровителя Венеции. Дело в том, что у Венеции, кроме святого апостола и евангелиста Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и святитель Николай. Епископ Энрико Контарини отправился в поход вместе с войском. Венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины» .

http://pravoslavie.ru/17466.html

Правда и заблуждения о святителе Николае и его мощах 10 фактов, которые подвергались сомнению 11 августа, 2021 10 фактов, которые подвергались сомнению Сколько было святителей Николаев на самом деле, как выглядел Чудотворец и какие факты исключили из его жителя? В Рождество святителя Николая «Правмир» ответил на 10 вопросов о нем. 1. Есть лишь один Николай Чудотворец? Святых Николаев Чудотворцев – два. Святитель Николай Пинарский жил в VI веке и был настоятелем Синайского монастыря. Оба святителя родом из Ликии, архиепископы, почитаемые чудотворцы – эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории Церкви был только один «Святитель Николай Чудотворец». Поэтому в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский. Святой Николай Мирликийский. Фрагмент иконы XIII века Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, – это имена родителей Николая Пинарского. 2. Бил ли святитель Николай по щеке Ария? Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. Это опровергает профессор церковной истории В. В. Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

http://pravmir.ru/pravda-i-zabluzhdeniya...

В Москве в самом начале Звенигородского шоссе возведен и в настоящее время благоукрашается домовый храм Просветительского Фонда во имя Святителя Василия Великого. Этот храм посвящается Рождеству Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Древняя церковная традиция возрождается. 2 Августа 2011 года Тропарь, глас 4 Таинодерзновенне уподобился еси, мудре Царя бо обличил еси Ангелом двократы, избави три мужи от смерти, тем по Успении твоем сияеши чюдесы, отче наш Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4: В Мирех рождейся, Святителю Николае, от благаго корени боголюбиваго отца Феофана из ложесн от богонравныя утробы матере своея Ноны, проразумел еси путь спасения, исполнися множество чюдес преподобне быв сего ради, освятися и явися велий таинник Божия благодати. Использованная литература: Сергий (Спасский), Архиепископ Полный Месяцеслов Востока. М, 1997. Т. II. С. 377. Черкасова Светлана. Русские службы Рождеству Святителя Николая Черкасова Светлана. Слава на Руси Святителя Николая//Музыкальная академия. 2001. 1. С. 1-12. Черкасова Светлана. Русская гимнография Святителю Николаю: проблемы ее изучения// Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М.: изд-во ПСТБИ, 2004. С. 356-369. Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса Святителя Николая чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в России. СПб., 1899 (репринт. изд. 1899 г. СПб., 1994. С. 670). Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С.132. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/09/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010