И в этом, прежде всего, мы должны находить для себя побуждение к благоговейному его усвоению, точному разумению и хранению во всей целости и неизменности для предания, или передачи его грядущим поколениям до конца мира, пока в нем стоит и действует церковь Божия. Вот изъяснение этой истины, данное Самим Иисусом Христом и Его Апостолами. Св. Евангелист Иоанн говорит: „Бога не видал никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Иоан 1, 18 ). И Сам Иисус Христос сказал: „Мое учение – не Мое, но пославшего Меня» ( Иоан. 7, 16 ). „Ибо я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» ( Иоан. 12, 42 ). В чем же состояло служение пророков и Апостолов в деле сообщения Божественного Откровения? Какое отношение к возвещаемому ими учению имели их ум, сердце, совесть и все духовные способности? Они были только верными и твердыми орудиями Слова Божия; они были свидетелями дел Божиих и передавателями учения Божественного. Пророки говорили: еще глаголет Господь Бог ( Ис. 28, 16 ) или: уста Господни глаголаши сия ( Ис. 1, 20 ). А Апостолам заповедал Сам Иисус Христос пред Своим вознесением на небо: „вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетели в Иерусалиме, и до всей Иудее, и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ). И вот сами служители Божественного Откровения говорят о себе не иначе, как о свидетелях. Св. Иоанн Креститель сказал по совершении крещения Господня: „я видел и свидетельствую, что сей есть Сын Божий» ( Иоан. 1, 34 ). Св. Евангелист Иоанн, бывший при кресте во время страданий Господа, говорить: „и видевший свидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» ( Иоан. 19, 35 ). А что это были свидетели верные, честные, неподкупные, благоговейным страхом соблюдавшее точность и совершенную правдивость в словах своих, в этом за всех их довольно удостоверения св. Апостола Павла: „я ни на что не взираю, говорит он, и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще свое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать евангелие благодати Божией» ( Деян. 20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

И кто не имеет ревности по вере православной, тот не искренний последователь Спасителя; кто не защищает своей православной веры, не оберегает чести своих пастырей, тот – не брат своих ближних, желающий им добра истиннаго. Припомним, братие, что вещает нам касательно исповедания веры Сам небесный Учитель, Господь наш Иисус Христос: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным» ( Матф. 10, 32 ); «а кто постыдится Меня и Моихь слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Марк. 8, 38 ). «Ужели, поучает вселенский учитель, святитель Златоуст, тех, которые не считают своею обязанностию помышлять о душевном спасении ближних, ужели ты не поднимешь овча своего соседа, пораженное, лежащее на пути, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближняго, когда бы ты увидал ее пораженною или заблудшею. Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно взирать на это бедствие: почему ж ни мало не трогает твоего сердца состояние другого, когда он в пламени страстей? Если захотите, то вы больше, чем мы, можете исправлять друг друга; вы больше друг с другом находитесь, больше, чем мы, знаете друг друга», (На пос. к Евр. беседа 10). б) Станем подражать также и неистощимой – живой, благотворной любви святителя Николая к страждущему роду человеческому. Мы не заслужили у Господа какого-либо чудесного дара, посредством коего могли бы благотворить своим ближним, но мы можем все же каким-либо способом пособлять несчастным ближним, требующим от нас руки помощи: можем алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть, поддержать невинного страдальца, утешить скорбящаго, ободрить человека в его тяжелых обстоятельствах... Будем же пользоваться этою возможностию – Господь приемлет и лепту вдовицы паче многих сокровищ, награждает и за чашу холодной воды, поданной во имя Его, с усердием. Будем, братие, помнить, что если у кого из нас – духовного или мирянина есть все добродетели, а нет любви, милосердия, сострадания, миролюбия, напротив есть ненависть, злоба, жестокость сердца, злорадование несчастиям ближняго, дух вражды и тайной и явной, то все его добродетели ничто и он будет не сыном и наследником царствия Божия, а напротив осудится на вечные муки, если не покается и не исправится.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда пророк Аввакум понес еду своим жнецам, явился ему Ангел Божий и сказал, чтобы эту еду он отнес в Вавилон (40 дней пути) пророку Даниилу, который был во рву львином. Тогда Ангел Господень поднял Аввакума за волосы головы его и поставил в Вавилоне надо рвом ( Дан. 14:33–36 ). Удивительное видение одного пастора С евангелистским пастором Мелхиором Херцем из немецкого города К. недавно случилось, как об этом рассказано в газетной статье, одна совсем удивительная история. Возвращаясь со своего прихода домой, он вдруг в дверях своего дома увидел самого себя, как он выходит из дома и на руках несет тяжело больную, свою четырехлетнюю дочь. Это видение было и исчезло. Удивленный и испуганный пастор бросился в дом, чтобы увидеть своего ребенка. Подошел к ее постели и видит, что девочка мирно спит, и что она здорова. Но все-таки охвачен каким-то беспокойством и плохим предчувствием, он быстро взял ребенка из кровати и на руках вынес его во двор. И вот чудо, как только Херц вышел из дома, потолок в комнате, где только что спал его ребенок, обрушился со страшным треском. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, ... чтобы не погибнуть тебе за беззакония города... А когда солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор, тогда и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии ( Быт. 19:15–25 ). Рассказ о Сибинянине Янке Когда султан Баязид заключил мир с Джюрджем Смедеревцем и Сибинянином Янкой, отправился он на поклонение святым местам. И тогда Сибинянин Янкопредложил Джюрджю, чтобы они вместе напали на Турцию. Джюрдже отказался в этом участвовать, а Янко со своим войском пошел на Косово. Баязид узнал об этом вероломстве, и как молния вернулся с места поклонения, и с войском пришел на Косово. Затем он взял икону Христа, поднял ее над собой перед целым турецким войском и воскликнул: Если ты Бог , покарай клятвопреступника! Янко был разбит и спасся бегством с одним своим другом. Убегая, Янко остановился на ночь в селе Властелица, это было накануне праздника св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (1 ноября). Хозяин дома, в котором остановился Янко, славил св. Враче (Коему и Дамиана). За ужином хозяин поднял тост и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Молитвой Исаии было совершено и другое чудо: «В те дни Езекия заболел смертельно, и молился Господу, говоря: о, Господи! вспомни, что я ходил перед лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. – И заплакал Езекия сильно. – И было слово Господне к Исаии и сказано: Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я слышал молитву твою, увидел слёзы твои и вот, Я прибавлю к дням твоим 15 лет»; для удостоверения же в этом, по молитве Исаии, тень солнца была возвращена на 10 степеней в солнечных часах... Таким образом Исаия представляется не только пророком, но и чудотворцем. Во время осады Иерусалима, от которого вода была отведена неприятелем и жители томились, не имея воды, Исаия молитвой чудно извёл из горы Сионской источник, по преданию, тот самый Силоам, о котором упоминается в Евангелии и водой которого Христос исцелил слепорождённого. Последующие обстоятельства жизни Исаии неизвестны. По древнему преданию он прожил до времён царя Манассии, по повелению которого был распилен пилой между досками. Главной причиной осуждения пророка на смерть, по сказанию раввинов, было то, что он Иерусалимских князей назвал князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским... Богобоязненные люди похоронили тело его близ источника Силоамского, близ царских гробниц. При этом источнике устроена была купель, в которой впоследствии был исцелён Иисусом Христом слепой от рождения. И до сего дня вода эта имеет целебную силу от разных болезней. Месяцеслов Василия 174 говорит о положении Исаии в церкви св. Лаврентия во Влахернах, по перенесении в Константинополь. Кедрин относит перенесение мощей его к 35 г. импер. Феодосия Младшего (408–450) или 443 по Р. Хр., а Кодин – ко временам императора Маркиана (450–457). Маркиану и Пульхерии приписывается и построение храма пророку 175 . Преподобного Иоанна, Зедазнийского чудотворца, начальника Сирийских отцов Иоанн родился, воспитался и достиг зрелого возраста в Антиохии. По обычаю тогдашнего времени (в начале VI-ro века) и главное, следуя своему внутреннему призванию, он вступил в иночество и был ревностным и смиреннейшим подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таков единственный верный взгляд на священные догматы веры по отношению к наукам человеческим, установленный с первых веков христианства великими, богопросвещенными и ученейшими отцами и учителями церкви вселенской, свято сохраняемый ею доселе. Он же, и только он, совершенно соответствует особенным свойствам догматов, отличающим их от всяких мыслей и учений человеческих. Укажем эти особенности священных догматов. Прежде всего, как мы сказали, надобно помнить, что они суть вещания Самого Бога, обращенные к нам не для удовлетворения нашего любопытства, не для испытания, не употребления по нашему усмотрению, а согласно с целью, для которой даны, т. е. для нашего спасения чрез усвоение их верою сердца, с покорностью ума, и для постановления их в начала и основания нашей нравственной жизни. Так заповедал Иисус Христос Апостолам пред Своим вознесением на небо: „идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел нам» ( Матф. 28, 19–20 ). Этот характер „повелений», отличающий истины веры от неуверенно предлагаемых мыслей человеческих заметили и Иудеи, слушавшие Спасителя: „и дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» ( Лук. 4, 31 ), ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мат. 7, 29). Далее, – священные догматы веры говорят нам о Боге невидимом и непостижимом, о закрытом для нашего зрения необъятном мире чистых духов, о внутренней природе, так мало известной нам, собственной души нашей, ее состоянии в повреждении грехом и действиях в ней возрождающей ее благодати Божией, о загробной жизни нашей и пр. Следовательно, они преисполнены таин, которые и приемлются и исповедуются только безусловною верою. Поэтому покушения на постижение и произвольное объяснение тайн: внутренней природы Триединого Божества, воплощения Сына Божия, соединения в Его Лице Божества с человечеством, обоготворения природы человеческой во Христе, седящем одесную Бога Отца, – силы крестной жертвы Искупителя, всеобщего воскресения мертвых, страшного суда и т. под., – могут быть названы не иначе, как святотатством. Эту неприкосновенную таинственность догматов веры Сам Господь объяснил Никодиму: „Учитель Израилев», как назвал его Господь, не понял Его учения о возрождении души благодатью Святого Духа и спрашивал? „как может родиться человек, будучи стар?» Господь сказал на его сомнение: „если Я сказал вам о земном (т. е. что совершается на земле в виду вашем, в Богом устроенной у вас церкви) и вы не верите, как поверите, если Я буду говорить вам о небесном?» ( Иоан. 3, 4. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Муж избранный, чудотворец великий, прообраз Господа Иисуса Христа в чудотворстве, победитель в Египте, победитель в пустыне, вождь народа – как не возгордиться? Но если бы возгордился, не был бы Моисей тем, чем он был. Гордятся считающие, что они в мире этом делают свое дело, а не Божие, к тому же своей силой, а не Божией. А великий Моисей знал, что он – делатель Божия дела, и что сила, которой он делает, это сила Божия, а не его. Поэтому он не возгордился ни страшными чудесами, которые сотворил, ни великими победами, которые одержал, ни мудрыми законами, которые дал народу. Господь крепость моя и слава моя ( Исх.15:2 ), – сказал Моисей. Из всего сбора Израилева в пустыне никто не чувствовал свою немощь так, как он, наибольший в этом сборе. В каждом деле, в каждом месте, в каждый момент он ожидал помощи только от Бога. «Что буду делать?» – спрашивал он Бога с воплем, и непрестанно прислушивался к ответу Божию и к силе Божией. Он кроток по сравнению со всеми людьми на земле. Ибо все другие брали что-то на себя, надеялись в чем-то на себя, а он – нисколько. Он весь был поглощен Богом, весь сокрушен пред Богом. Если нужно было народ накормить и напоить, он обращался к Богу; если нужно было с врагами сражаться, он возносил руки к небу; если нужно было возмущение в народе усмирить, он вопиял к Богу. Кроткий, прекроткий Моисей! И Бог наградил слугу Своего верного славой великой. И удостоил Бог его явиться на Фаворе с Илией возле Господа Спасителя. О, Господи, Боже кротких, Пастырю Добрый, сделай и нас кроткими, подобно Моисею и апостолам. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 30 Декабря. Поучение об Иисусе Навине Не уклоняйся от него (всего закона) ни направо, ни налево... Не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь ( Нав.1:7,9 ) Иисус Навин во всем и до конца был послушен Богу, не отступая ни вправо, ни влево от заповедей Господних. Среди больших опасностей и ужасов был он, когда вел народ через незнакомую страну, через плотные ряды врагов, но не устрашился, не ужаснулся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Какое евангелие святителя и чудотворца Николая? Учение Иисуса Христа о блаженстве нищих духом, алчущих и жаждующих правды, многомилостивых и гонимых за веру Христову, каким был и св. Николай чудотворец. Лук. 6, 17–23 . Зач. 24. 17 Стал Иисус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест Тирских и Сидонских. 18 Которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждующие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему; потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведши очи Свои на учеников своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне; ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне; ибо возсмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, когда отлучат и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Объясните евангелие. Ст. 18. Кто такие страждующие от духов нечистых? Это – люди, одержимые злыми, нечистыми духами (диаволами), которые овладевали их душевными и телесными силами. До искупления людей крестными страданиями Спасителя, когда все они находились под властью диавола, особенно много было бесноватых. (См. объясн. еванг. пятой недели по пятидесятнице). Ст. 20. Кто такие нищие духом? Нищие духом, это – унижающие себя, смиренные, считающие себя грешниками. Как нищие телесно, т. е. бедные, не имея собственных средств к жизни, ждут от других и просят у них оных; так и нищие духом, имея в сердце убеждение, что все, что имеют, у них от Бога, и что ничего доброго они не могут сделать без помощи Божией, вменяют себя за ничто и во всем прибегают к милосердию Божию. Пример смирения -каявшийся мытарь. Ст. 21. Кто такие алчущие ныне, и что значит, что им обещается насыщение? Алчущие ныне, это – те, которые, подобно пище, желают спасения для своей души. Алчущим обещается насыщение, т. е. то, что они получат желаемое ими спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Почему Господь Иисус должен был страхом Господним исполниться, ежели Он и Сам – Бог ? Страх Господень Он имел не как Бог, а как человек, ради примера для нас. Он так же, как человек, постился, бодрствовал и трудился ради поучения людей; так же, как человек, и страхом Господним исполнялся ради поучения людей. Что для людей, пораженных грехом, целительно более, чем страх Господень? Он, как здравый, должен был взять средства исцеления у Себя, чтобы поощрить больных к приему этих лекарств. Не то же ли делает родитель с больными детьми, которые очень боятся принимать предписанное лекарство? О, Боже Триединый и Вечный, Коему все Небесные воинства поклоняются, чудесную песнь поя: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Прими и наше поклонение и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 31 Августа. Поучение о мире между волком и ягненком Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... ( Ис.11:6 ) Так пророк истинный предсказывает истину. И еще продолжает: ...И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому... И дитя протянет руку свою на гнездо змеи... Когда произойдет такое чудо, братья? Оно уже произошло тогда, когда явился на землю Христос Чудотворец – этот свет райский, который возобновился среди людей с пришествием Спасителя на землю. Загадочно, однако же понятно говорит пророк; загадочно, поскольку говорит не о зверях, а о людях; ясно, поскольку предсказание его исполнилось в Церкви Христовой. Люди, которые были по нравам как волки, барсы, львы, медведи и волы, ягнята, козлята и змеи, – все стоят пред Младенцем Вифлеемским уравненные верой, укрощенные благостью, осиянные надеждой, ублаженные любовью. Пророк еще предсказывает также, отчего все это произойдет: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море... Плотский человек – как земля, а человек, который уверовал в Христа, воистину пошел за Христом и наполнился ведением Господа, – как море, полное водой. Такими были многие отдельные люди. Были и целые общества такие в Египте, на Святой Горе, на Кипре, в России, в Армении и других странах. Но не только. Ведение Господа распространилось среди всех народов. И мало есть уголков на земле, где не читается Евангелие Христово, где не знают Имени Божия и где не приносится бескровная Жертва Господня. Одни отвергают Христа, другие Его принимают; одни отступают от веры истинной, другие принимают веру истинную. И так по всему миру идет борьба под знаком Господа Иисуса. Полные воды разливаются и заполняют пустые долины; пустые долины заполняются и уравниваются с высокими водами. Не все так прекрасно в мире, как этого мы, христиане, желаем; но пророчество пророка Исаии прекрасно подтвердилось и осуществилось. О, сколь дивно видение Исаии, сына Амосова, пророка истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мало было и того. Преподобный от болезни желудка едва передвигал ноги и однако сам впрягался в соху, чтобы пахать землю для посева хлеба. Он и при этом видимом самоунижении предостерегал душу свою от тщеславия и самоуслаждения. Когда кто из посторонних приходил в пустыню, пустынники немедленно оставляли свою смиренную работу. Тихон не любил разговаривать с мирскими людьми, в том убеждении, что они менее готовы принимать наставления, чем наносить вред неосторожному наставнику своею говорливостью. Так прожил он до глубокой старости, не испрашивая ни у кого подаяния. Он не принял и сана священства до самой кончины, которая последовала 15 июня 1503 г. Бедность старца и учеников его так была велика, что ученики не знали, в чем положить честное тело умершего подвижника: к утешению их, неожиданно суздальский епископ прислал для старца свитку и в ней похоронили св. тело. Вскоре после смерти преподобного на месте его подвигов устроилась обитель в честь свят. Николая. При игумене Константине, начали совершаться исцеления при гробе преподобного; мощи его оказались нетленными: но игумен, поставивший их поверх земли, поражен был слепотою и получил прозрение тогда, когда они опять сокрыты были в землю; с того времени (с 1566 г.) стали торжествовать память преподобного. 457 «Сие глаголет святой, истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворить, затворяет и никто не отворит: ты не много имеешь силы и сохранил слово мое и не отрекся имени Моего. Держи, что имеешь, дабы кто не предвосхитил венца твоего» ( Апок.3,7.8 ). О, когда бы нам сохранить слово Агнца вечного, как сохранил пр. Тихон! Да будет с нами так, его молитвами! Память о преподобных братьях Алфановых: Никите, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исааке Сказание о праведных братьях, написанное в 1606 г., говорит, что родные по плоти Алфановы проводили праведную жизнь и основали сокольницкую обитель. 458 А по летописям, «на Сокольи горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь (девичий) устроиша» в 1389 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на псмят» ( 2Nem. I, 13–15 ). На этом в Церкви основано молитвенное, обращение к святым. В Священном Писании находим несколько указаний для молитвы к святым. »И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 3, 4 ). 192. Говорит ли Священное Писание о явлениях святых с неба? Когда Иисус Христос на Кресте, «возопив громким голосом, испустил дух», то среди великих знамений, после искупительной смерти Спасителя, было и такое: «и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Mф. XXVII, 50–53 ). 193. Творят ли чудеса святые после своего преставления? Жития святых излагают такия чудотворения, напр, святых: святителя Николая Мир-Ликийских, великомуч. Георгия, преп. Серафима Саровского . «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребающее бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и встал на ноги свои» ( 4Цap. XIII, 21 ); «. . так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Дeяh. XIX, 12 ). 194. Обещал ли Христос чудодейственную силу святым? " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит« ( Uoah. XIV, 12 ). 195. Может ли быть святость Церкви нарушена грешниками, со стоящими членами Церкви? Как дым над жилищами, поднимающейся из дымоходов, не может изменить воздушное пространство вокруг земли, так грехи людей не отнимают от Церкви ея святости . Согрешающие и кающиеся, и даже закореневшие в грехе, которые отсекаются от тела Церкви, не нарушают святости Церкви. 196. Что значат наименования, прилагаемыя к Церкви: Соборная, или что то же Вселенская, или что то же Кафолическая? Эти наименования указывают, что Церковь предназначена включать в себя на всей земле и во все времена людей всех состояний, верующих истинно во Христа. Призыв Церкви обращен ко всему человечеству повелением Господа апостолам : " идите, научите все народы..» ( Mф. XXVIII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010