7 Апреля. Поучение о всемогуществе слова Божиего Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ) И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Пока Бог не сказал, света не было. Да и не было никого знавшего, что такое свет, пока Бог не сказал и пока свет не возник. Точно также: когда Бог сказал, тогда возникли вода и суша, и свод звездный, и растения, и животные, а в конце и человек. Пока Бог не сказал, не было ничего из всего этого; и не было никого, кроме Бога, кто бы знал, что все это может существовать. Силой слова Своего Бог сотворил все, что сотворено на земле и на небе. Что Бог ни захочет, чтобы оно было, и скажет, чтобы оно было, это должно быть, и не может не быть, потому что слово Божие необоримо и созидательно. Сотворение света – великое чудо слова Божиего. Создав всю тварь, Бог опять-таки словом Своим установил порядок и способ существования всех тварей, поведения и отношения твари к твари. И эти порядок и способ, установленные Богом, – великое чудо слова Божиего. Между тем, есть порядок в существовании твари для нас, людей, видимый и постижимый, а есть порядок невидимый и непостижимый. В соответствии с этим невидимым и непостижимым порядком и способом существования, которые составляют тайну в Святой Троице, происходили и происходят такие явления, которые люди называют особыми чудесами. Одно из таких явлений – непорочное зачатие Господа Иисуса Христа в утробе Пресвятой Девы Марии. Это кажется несуразицей в видимом и постижимом порядке и способе существования, но это вовсе не так для невидимого и непостижимого порядка и способа. Это рождение воистину является великим чудом – пожалуй, наибольшим чудом, которое нам, смертным, открыто. Но и весь сотворенный мир – это чудо, и весь видимый и постижимый порядок и способ существования – это чудо; и каждое из этих чудес создано словом Божиим, то есть таким же образом, как и Господь был зачат в девичьей утробе. И то, и другое совершено силой слова Божиего. Поэтому дивный Гавриил и отвечал Пречистой на ее вопрос, который является вопросом для всех поколений: Как будет это?, отвечал ей: Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. О Господи Боже, Создателю наш, Бессмертный и Постоянный Чудотворче, вразуми наш разум, чтобы он более не сомневался, а верил, и вразуми наш язык, чтобы он более не спрашивал, а прославлял Тебя. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ярушевич, отозванный с боевых позиций, возвратился к научно-педагогической работе в академии. С 19 августа 1915 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В декабре 1916 года он был назначен священником церкви Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице. Грянула Октябрьская революция. О судьбах верующих людей нашей страны в целом и Николая Ярушевича в частности можно сказать словами Нового Завета: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2:13). Возможно ли было сохранить веру в Бога под игом воинствующего атеизма? Кому-то покажется, что нет. Но не зря великие философские русские умы считали русский народ «богоносцем», единственно сохранившим полноту сердечного постижения Христа. Именно на Русской земле сбылось предрекание Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.,7:18). История Русской церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает эти слова. Несмотря на то что Троцкий и его последователи со знанием дела лепили из Церкви образ врага и сделали всё для её уничтожения, врата ада не одолели её. Невзирая на тревожные годы, Ярушевич не оставлял научных занятий: в 1917 году он защитил диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.», став магистром богословия и удостоившись Макарьевской премии. Следом Ярушевич подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», но не успел её защитить. Рукопись погибла во время блокады Ленинг рада. Одним из ключевых в биографии этого легендарного архиерея Русской православной церкви XX века является период, когда Ярушевич возглавлял Петроградскую автокефалию - самоуправляемое объединение приходов Петроградской епархии, которое в 1922-1923 годах отказалось подчиняться обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ) Антонина (Грановского).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Николая, есть «николаиты», которых Бог ненавидит ( Откр. 2:6,15 ). Апостол Иоанн (+ 101 г.) говорит о николаитах, как о своих современниках; св. Николай Мирликийский жил после ап. Иоанна и умер в 342 г. Еретики николаиты смотрели на все материальное, а в том числе и на свое тело, как на зло, как на препятствие спасению, почему нужно, говорили они, вести борьбу со своим телом, ослабляя и сокращая его жизнь. Средством измождения плоти они избрали распутство, которым и старались истощать себя. Такое нечестивое учение николаитов Господь строго осуждает (сн. Откр. 2:6,15 ). Учение и жизнь св. Николая, прославленного Богом, и еретиков николаитов противоположны. 12) Зачем жития святых? Житиями св. мы возвещаем «роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил... чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, чтобы они в свое время возвещали своим детям, – возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его! ( Пс. 77:4,6,7 ). В слове Божием описываются жизнь и подвиги праведников «в наставление нам» ( Рим. 15:4 ). 13) Почему у каждого святого испрашивается особая помощь? Потому что Бог разделяет «каждому особо» Свои дары: «иному дары исцелений... иному чудотворения, иному пророчество» ( 1Кор. 12:4–11 ). Почитание и молитвенное призывание Божией Матери Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией Пророк Исаия о сверхъестественном рождении Иисуса Христа так предвозвещал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева ( παρθνος) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (– 7:14). «Если бы это была не Дева», объясняет св. Иоанн Златоуст , «то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно и называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное; а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей. Так и здесь, – если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно? Потому и в самом начале пророчества он не сказалъ: се, дева (παρθνος), но: παρθνος, прибавлением члена указывая нам на некоторую особенную, единственную Деву...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Дорога на восток от Вифлеема приводит на поле, некогда оглашенное ангельским пением: Слава в вышних Богу. Здесь был храм, возведенный святой царицей Еленой; фундамент его и обломки колонн можно видеть до сих пор. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. Бет-Джала. Храм святителя Николая Чудотворца Тропарь святителю Николаю, глас 2 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая./ Отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. В двух километрах на юго-запад от Вифлеема лежит христианское селение Бет-Джала. В храме в честь святителя Николая находится пещера, где великий святитель и чудотворец подвизался в бытность свою на Святой Земле до своего архиерейства. Кондак, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. Величание Величаем Тя,/святителю отче Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас//Христа Бога нашего. Монастырь святого пророка Илии Тропарь святому пророку Илии, глас 4 Во плоти ангел, пророков основание,/вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный,/свыше пославый Елисееви благодать/недуги отгоняти и прокаженныя очищати.//Темже и почитающим его точит исцеления. Кондак, глас 2 Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/Илие великоимените,/вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,//моли о нас Единаго Человеколюбца. Монастырь основан в V веке в память того, что на этом месте отдыхал святой пророк Илия под можжевеловым кустом после Кармильского жертвоприношения. Ангел пробудил его, принес ему пищу и велел подкрепиться перед долгим путем на гору Хорив (3 Цар 19, 3–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует чрез них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному. разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Сектант: Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. Объяснение православного: Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи – муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого-либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе пред престолом Божиим. 16) Сектант: Правоспавные особенно чтут св. Николая, а ведь он был человек жестокий, ибо известно, что он ударил Ария в лице. Объяснение православного: О необыкновенной доброте и «образе кротости» св. Николая, о его помощи бедным и заступничестве пред сильными мира за слабых и невинно угнетенных знает весь христианский мир. Удар Арию нанесен был св. Николаем за дерзкую хулу еретика на Сына Божия. Вследсгвие ревности по Боге св. Николай не выдержал себя и ударил богохульника, за что и был лишен епископства, пока после покаяния святителя Сам Христос и Богоматерь не восстановили его в епископском достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Чего нам не достаёт, чего ещё не имеем мы, попросим с верою у Господа. Итак, да будет с вами Воскресший Господь наш Иисус Христос утешением и радостью во вся дни живота вашего. Призываю на вас милость Божию и благословение. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Приветствую вас с праздником Святителя и Чудотворца Николая. Молитвенным заступлением и предстательством Святителя Николая да сохранит Господь вас и приумножит всякое благо и милость Свою. Вместе с приумножением внешних благ желаю вам и духовного возрастания и по Апостольскому слову, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны. Не воздавайте злом за зло, напротив, благословляйте, зная, что Вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Этот Апостольский завет христианам да будет и моим пожеланием всем вам. Всегда помнящий вас на молитве, искренний благожелатель вашего спасения. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Мир вам и спасение от Господа. Многие о многом спрашивают, а ответ для всех один. Некий Великий старец рече: «Дети мои возлюбленные! Приветствую вас о Господе и молю Его сохранить Вас от всякого зла и дать Вам терпение, как Иову, благодать, как Иосифу, кротость, как Моисею, и мужество во брани, как Иисусу Навину; обладание помыслами, как Судиям, покорение врагов, как царям Давиду и Соломону, владение землёю, как израильтянам. И в примирение Его с вами, да подаст Он вам прощение грехов и здоровье телесное как расслабленному, да спасет он Вас от волнения, как Петра, да покроет Вас от всякого зла, как чад Своих искренних, и даст Вам прошение сердца Вашего к пользе душевной и телесной о жизни Его и Пречистой Матери Его. Аминь. За всё и всех преискренне благодарю о Христе Иисусе Господе, Который да благословит всех вас и помилует по великой Своей милости. Аминь». Глинская пустынь На день Сергия Радонежского Милость Божия буди с вами! Поздравляю всех вас с Крестопоклонной неделей и желаю всем вам провести остальное поприще поста в духе смирения, кротости и терпения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В святом Евангелии вспоминается об Иерихонском слепце; «когда он сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня» ( Лк. 18, 35– 38 ). Просит у Него прозрения очам. Быть может, кто-либо спросит, почему называет Сыном Давидовым? Некоторые учителя объясняют это тем, что он хотел в этом слове помянуть и Матерь Его, Пречистую Деву Марию, ибо и Она происходила родом Своим от колена Давидова, и что этим он склонил к милосердию Христа Спасителя, Который и даровал ему прозрение. Когда нищие нынешнего времени хотят скорее выпросить у кого-либо милостыню, то имеют обыкновение вспоминать в своем прошении Христа Спасителя или Пречистую Деву Марию Богородицу, или святителя Христова Николая, или же имя какого-либо другого святого, говоря: «Дайте во имя Христа; дайте во имя Пресвятой Богородицы; дайте во имя святителя Христова Николая Чудотворца». Но и этим они не могут склонить к милосердию. Поистине, подобает сказать о таких жестокосердных следующее слово пророка Исайи: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат» ( Ис.6:10 ). Но и о них говорит Господь: «Возопиют ко Мне, и не услышу их» ( Иер.11:11 ). Он, как и убогим девам, скажет им: «Истинно говорю вам: не знаю вас» ( Мф. 25:12 ). О таких-то немилосердных и говорит Господь: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф. 19:24 ). Когда богатые открывают свои очи на нищего, то их очи уподобляются бесчувственным глазам идола, и они не хотят видеть нужды и всяких бед нищего. «Уши они имеют и не слышат» плача замерзающих от мороза и голода, «руки имеют и не осязают», то есть не простирают для помощи ближнему своему ( Пс. 113:13–15 ). Таков был тот евангельский богач, который, имея очи, не видел убогого Лазаря, лежавшего у ворот и облитого гноем, уши имея, не слышал стенаний Лазаря от боли, руки имея, не простер их на то, чтобы ввести в свой дом убогого Лазаря: так что по справедливости богач не был услышан в муках, ибо не хотел при своей земной жизни слушать просившего у него убогого Лазаря (см. Лк. 16:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так же и воеводы с плачем просили милостивого (прощения) за то нерадение и неверие, которым согрешили пред чудотворным образом Пречистой. И весь народ городской стекался на то дивное божественное чудо и, веселясь со слезами, – в радости душевной – воссылал хвалу Богу и Богородице за обретение многобогатого и бесценного сокровища. (Я же тогда, бывши в чине священника у святого Николая, который зовется Гостинным, хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородицину образу и к чудотворной иконе и к превечному Младенцу Спасу Христу, и потом поклонился архиепископу и испросил у него благословения на то, чтобы повелел взять мне пречудную Богородицину икону; архиепископ же благословил меня и повелел мне взять ее). Я же, будучи недостойным, однако со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому образу и взял его с того деревца, которое было воткнуто на том месте, где в земле была та святая и чудная икона. И по повелению архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи Церковь святого Николая, который зовется Тульским и, по совершении там молебного пения, архиепископ опять со всем освященным собором и начальники города и все множество православного народа вместе с женами и детьми, в след за святыми иконами пошли в город с новоявленной иконой чудотворной; бесчисленное множество народа теснилось, попирая друг друга; некоторые же, ходя по головам других, прикасались теменем к чудотворному образу. Когда же я, по повелению архиепископа, вследствие многолюдства медленно шел с чудотворною иконою, то и великое множество народа однако не столкнуло меня ни направо, ни налево, ибо нес я пречудную и чудотворную икону Носящего всю тварь и Родившей Того, и в тот же час образ Пречистой Богородицы показал чудо. Чудо 1-е Некоего человека, по имени Никиту, совсем невидавшего глазами света, сподобила Богородица прозреть, и он с теплою верою припал к чудотворному Ее образу и получил исцеление, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу, и (все), совершивши тотчас молебное пение, разошлись по домам своим со страхом и трепетом и радостию великою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Как говорил апостол Иаков: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4:4 ). Если мы не поймем этот принцип, то мы не спасемся. Если же мы будем, как эти три отрока, служить Богу, несмотря ни на что, то мы войдем в Царствие Небесное. Если даже сотни тысяч людей будут падать на колени перед идолами, то мы должны стоять. Это чувство должно быть в нас, и тогда мы победим. И тогда мы в самый страшный момент, уже в самом сердце печи, как и эти отроки, которые были увенчаны смолой, хворостом и нефтью, встретимся с Тем, Который в этом пламени находится и его «вид подобен Сыну Божию» ( Дан. 3:92 ). Мы Его знаем, после воплощения Его зовут – Иисус Христос, но еще до воплощения Он приходил к трем отрокам в печь, к пророку Даниилу в ров (образ Его собственного Воскресения), придет Он и к нам, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13:8 ). Но Он придет только к тем, кто мужественно проходит через все искушения этого мира, сквозь всю тьму этого мира. Пусть милость Бога будет с вами! Храни вас всех Господь! День памяти святителя Николая Мирликийского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас всех с днем памяти святителя Николая Чудотворца! Древние пророки Иезекииль и Иеремия были посланы Богом для обличения еврейского народа и пастырей Израиля, которым было сказано: «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их» ( Иез. 34:2-7 ). Господь говорит: пастыри мои не пасли народ мой, не пасли овец Божиих, жирных они закалывали, шерстью ее одевались, на пастбище их не водили, убежавшую овцу не отыскивали и пасли они овец с жестокостью. И Господь обещает это беззаконие прекратить и поставить для народа новых пастырей, которые будут поступать по сердцу Божьему.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

«Для меня было бы лучше, если бы я не знал вас и не наслаждался бы приятною беседою и трапезою с вами. Тогда я легко перенес бы разлуку с вами и не скорбел бы так душой о пришедшей на вас напасти. Настанет утро, и нас постигнет последняя и ужасная разлука. Завещайте мне, как поступить с имением вашим, пока есть время и смерть еще не помешала вам выразить вашу волю». Свою речь он прерывал рыданиями. Узнав о своей ужасной судьбе, воеводы разодрали свои одежды и рвали на себе волосы, говоря: «Какой враг позавидовал жизни нашей? Ради чего мы, как злодеи, осуждены на казнь? Что сотворили мы такого, за что надлежало бы предать нас смерти?» И призывали они по именам своих сродников и друзей, поставляя Самого Бога во свидетели, что они не сделали никакого зла, и горько плакали. Один из них, по имени Непотиан, вспомнил о святителе Николае, как тот, явившись в Мирах преславным помощником и благим заступником, избавил трех мужей от смерти. И воеводы стали молиться: «Боже святителя Николая, избавивший трех мужей от неправедной смерти, призри ныне и на нас, ибо от людей не придет нам помощь. Пришла на нас великая беда, и нет никого, кто бы избавил нас от напасти. «Скоро да предварят нас щедроты Твои, Господи. Изыми нас из руки ищущих души наши» ( Пс 78:8 ). Завтра хотят нас умертвить, поспеши же к нам на помощь и избавь нас, неповинных, от смерти». Внимающий молитвам боящихся Его и, как отец, изливающий щедроты на чад своих, Господь Бог послал осужденным на помощь святого Своего угодника святителя Николая. В ту ночь во время сна предстал пред царем святитель Христов и сказал: «Встань скорее и освободи томящихся в темнице воевод. На них тебе наклеветали, и они страдают невинно». Святитель объяснил царю все дело и прибавил: «Если ты меня не послушаешь и их не отпустишь, то я воздвигну на тебя мятеж, подобный бывшему, во Фригии, и ты погибнешь злой смертью ». Удивившись такому дерзновению, царь стал размышлять, как сей муж осмелился войти во внутренние покои ночью, и спросил его: «Кто ты такой, что смеешь угрожать нам и державе нашей?» Тот ответил: «Мое имя Николай, я архиерей Мирской митрополии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010