Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Мне хочется всем вам сказать: “Христос Воскресе!”» Монахиня Магдалина (Некрасова) о митрополите Николае (Ярушевиче) Николай Бульчук Митрополит Николай (Ярушевич) (1891–1961) – первый председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, пастырь, богослов, дипломат. На протяжении многих лет он оказывал сопротивление давлению безбожной власти. Монахиня Магдалина (Некрасова), насельница Марфо-Мариинской обители милосердия, поделилась с нами своими воспоминаниями об этом выдающемся владыке, о его роли в соединении трех юрисдикций РПЦЗ, а также о своей непростой судьбе.    Митрополит Николай (Ярушевич)      – Матушка, вы были знакомы с владыкой Николаем с детства, нам очень интересны ваши воспоминания… – Спасибо большое, я рада вашему горячему интересу и отношению к личности владыки Николая. Да, владыка приезжал в Париж, где я родилась, жила и выросла, в 1945 году. Это было сразу после войны, мне к этому времени еще не исполнилось 12 лет. Конечно, это было давно, поэтому многие впечатления стерлись, но владыку я запомнила прекрасно! – Детские впечатления ведь обычно очень яркие? – Да, впечатления неизгладимые. Но впечатления обычно переживают, а как о них рассказать, чтобы их могли хотя бы отчасти пережить другие?.. Не знаю. То, чем владыка Николай был для меня тогда, осталось и сейчас во мне, хотя мне уже вот 83 года. Я никогда ничего не забуду… Вы спросили о впечатлениях, которые он оставил – это были впечатления от его приезда в Париж. Остальные впечатления – когда уже мы вместе с родителями вернулись в Россию и видели владыку на Родине. Мы приехали в СССР в 1947 году… Недавно было где-то опубликовано письмо Сталина, в котором говорилось, что бывшие эмигранты (если только они не участвовали в военных действиях на стороне немцев во время Второй мировой войны) могут совершенно спокойно возвращаться на Родину и никаких проблем у них не будет из-за того, что они попали за границу во время первой эмиграции. В общем, они могут не бояться… – Расскажите немного о своей семье, о родителях. Как попали родители во Францию?

http://pravoslavie.ru/100251.html

Среди слушателей были явно враждебные ему люди, сначала посмеивавшиеся и стоявшие с руками в карманах. Но благолепие торжественной литургии, проникновенное служение Митрополита, сонм духовенства (десять служащих архимандритов и протоиереев при двух протодиаконах, не считая священников, стоящих в алтаре), хиротония нового юного диакона, дивное пение большого хора, – все это захватило толпу. Когда Митрополит Николай начал проповедь, кое-кто вытащил карандаши. Но карандаши исчезли. Руки сами выпростались из карманов. Стали креститься люди, может быть, никогда не крестившиеся. Слезы появились на глазах у многих. Слово Митрополита было о любви, о спасении через Церковь , о будущей «стране», куда мы все придем, – о Царстве Божием и пути к нему, о стойкости Святой Руси, которая не только была, но и есть, и которая, как твердо верят православные, останется собой, Святой Русью, всегда, о том, что наше величайшее сокровище и бесценное наследие предков – веру мы должны передать нашим детям и потомкам. Весь переполненный собор на заключительный возглас Митрополита «едиными усты» громко и мощно ответил «Воистину Воскресе!» Эта единственная служба Митрополита Николая в Америке была большим духовным праздником. Наша разобщенность вызвала у громадного большинства вздох сожаления: жаль было тех, которые по озлобленности своей лишились участия в этом празднике. Н. П-нин, Нью-Йорк Выдержки из книги «История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней» Том I, 1917–1970 гг. Санкт-Петербург: «Воскресение», 1997. Авторский коллектив: Данилушкин М. Б. (редактор), Никольская Т. К., Шкаровский М. В. стр. 324–325 ... С 19/Х 1941 г. до лета 1943 г. митрополит Сергий с рядом сотрудников Патриархии находился в Ульяновске (Симбирске). В это время руководство Московской епархией осуществлял Митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) , человек неутомимой энергии, блестящий проповедник, общий любимец паствы. В тяжелые дни обороны Москвы он совершал Богослужения в московских храмах, пламенными речами поддерживая дух верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

о. Николай стал преподавателем в Петроградской Духовной Семинарии, где ведет предметы: литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира от 26 февраля 1915 г. о. Николай награжден набедренником за «отличное несение пастырских обязанностей на театре военных действий». С 9 мая 1915 года о. Николай начинает посещать в г. Новый Петергоф церковь св. мученицы царицы Александры для богослужения и проповедничества, вначале из-за отсутствия священника при этой церкви, а с сентября 1915 г. для совместного с ним служения. 26 сентября 1915 года молодой ученый о. Николай выступает в семинарском храме со словом поучения перед своими питомцами – юными богословами. А вскоре эта проповедь появляется в печати в виде отдельной брошюры «Испытание любви». В 1916 г. выходит новый богословский труд «Путь ко спасению по св. Григорию Нисскому » и издается отдельной книгой. Многие его статьи, заметки и проповеди печатались в журналах, газетах, церковных ведомостях: «Сеятель», «Колокол» и др. периодических изданиях. В духовных журналах печатались и его стихотворения: «Осенний вечер», «Зеленецкой обители», «Вечная славная память» и др. В 1915–1916 гг. о. Николай законоучительствовал в Реальном училище Черняева. 12 декабря 1916 г. был назначен митрополитом Питиримом настоятелем церкви св. Николая Чудотворца при Николаевской детской больнице в Петрограде, с сохранением преподавательской деятельности при Семинарии. С мая по июнь 1917 г. о. Николай состоит членом комиссии при Св. Синоде по делам монастырей и монашества. С 5 июля 1917 года братией Александро-Невской Лавры – академическим монашеством, он избирается членом Духовного собора Лавры. В 1917 году он завершает свой капитальный труд и пред. ставляет его в Совет Петроградской Духовной Академии как магистерскую диссертацию. Труд «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)» получает вид законченной и тщательно обработанной монографии (главнейшие источники и пособия, использованные при написании диссертации: на русском языке – 488, на немецком языке – 48, на латинском – 17, на французском – 15, на греческом – 8, на английском – 3, на польском – 3 и на украинском языке – 1). Защита иеромонахом Николаем отпечатанной в Синодальной типографии магистерской диссертации представляла праздник богословской науки. Так именно назвал эту защиту присутствовавший на диспуте профессор П. Н. Жукович в письме к своему ученику, ждавшему очереди для защиты своей диссертации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Итак, в Москву я снова попал только в октябре 1964 года и всего на две недели. Находясь в Лавре, я захотел посетить могилу митрополита Николая. Мне обещали, но почему-то медлили. Пришлось дважды повторять просьбу, второй раз более энергично. Тогда сопровождавший меня протоиерей Вадим Гришин, служащий Отдела Внешних Церковных Сношений, повёл меня к туристической конторе с надписью на английском языке у врат Лавры, получил письменный пропуск у находившегося в конторе молодого монаха, и мы в сопровождении другого пожилого монаха пошли к одной из церквей лавры. Здесь в крипте находилась могила митрополита Николая. Монах открыл ключами крипту, и мы вошли в неё. Могила митрополита Николая была покрыта белями мраморными плитами с золотой надписью – имя, сан, годы рождения и смерти. Немного цветов... мы помолились. Как мне сказали, в церкви раз в неделю совершается литургия, а иногда и панихиды на могиле митрополита Николая, тогда пускают народ. Но обыкновенно храм закрыт. Я мог бы закончить мои воспоминания, но мне хотелось бы пополнить их тем, что я слышал о митрополите Николае при моих посещениях России в 1964, 1966 и 1969 годах. Особенно интересны рассказы лиц, живущих в современной России и временно находящихся за границей, между 1961–1969 годами. Я совершенно сознательно не упоминаю о каких-либо эмигрантских рассказах из вторых и третьих рук. Подробности об обстоятельствах отставки митрополита Николая наиболее верно, как мне кажется, рассказывал А.В. Ведерников в Москве в 1968 году. По его словам, к Патриарху весной 1960 года явился Куроедов и его сотрудник, кажется, Фуров. В течение нескольких часов они кричали на Патриарха, категорически требуя устранения митрополита Николая от всех должностей. Патриарх долго сопротивлялся, но, наконец, вынужден был уступить, выговорив только, что увольнение митрополита Николая, будет происходить постепенно, с временными промежутками, что и было впоследствии осуществлено. Ведерников был близок к покойному митрополиту Николаю, и потому можно полагать, что этот рассказ основан на его собственных словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В последнюю минуту входит он в зал суда, а судья ему с улыбкой: «Все в порядке, вы свободны, долг ваш уже уплатил какой-то старичок». Так и упал молодой человек на колени прямо в зале суда на глазах изумленных людей, возблагодарил своего милос­тивого помощника – дивного чудотворца Николая. Дивный сторож Жила в г.Запорожье мать-вдова с сыном. Очень любили они ездить по святым местам молиться, укрепляться духовно. А по приезде домой замечали, что кто-то бывает у них в доме и подворовывает по мелочам. Уезжая в следующий раз к святыням, они в простоте сердца попросили святителя Николая: «Святителю отче Николае, будь у нас сторожем!» Перекрестили входную дверь и уехали. Через некоторое время возвращаются домой и только успели войти в дом,– прибегает соседка, спрашивает с нетерпением: «Кого вы нанимали сторожем?! Как ни приду к вам, стоит старичок и говорит: “Я здесь поставлен сторожем”, и в дом не пускает». Соседка ушла, а умиленные этим чудом мать и сын перекрестились и со слезами возблагодарили своего дивного помощника-сторожа. м. Магдалина, г.Хельсинки У проруби Во времена гонений веры православной в одной украинской деревушке привели красноармейцы к проруби священника по имени Николай, чтобы утопить его. Привязали камень к шее, подталкивают штыками к кромке льда. Батюшка приостановился и попросил дозволить ему перед смертью помолиться. Конвоиры кивнули снисходительно: «Давай, молись». С великим усердием стал тут просить батюшка святителя Николая, своего небесного покровителя, ходатайствовать за него у Престола Божия. И так сильна была молитва старца-священника, что мучители его остолбенели и не могли ничего сделать. Уразумев это чудо, священник поднялся с колен, прославил Бога и Его угодника св.Николая и пошел домой. м.Магдалина, г.Хельсинки Вразумление ленивицы Одна девочка, которую мама воспитывала в вере православной и строгости, очень почитала святителя Николая. Но была при том ленива в учебе, особенно не любила разбираться в сложных формулах химии и физики. А на уроках потом, боясь, что ее вызовут к доске отвечать, сидела девочка тихонько и горячо молила святителя помочь ей, искренно обещая ему, что такое случилось в последний раз и теперь-то она обязательно будет учить уроки. И не гневался святитель на неразумного ребенка. Всякий раз помогал. Так, по молитвам св.Николая, у девочки ни двоек, ни троек не было по этим предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Скачать epub pdf Глава 1 До моего переезда из Греции в Оксфорд в конце февраля 1951 года я знал Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая главным образом по журналу «Московской Патриархии», номера которого, доходили до меня в Грецию неаккуратно и с большими пропусками. Из русских парижских газет и ещё более из писем и рассказов лиц, приезжавших из Франции, я много слышал о его роли в деле воссоединения Митрополита Евлогия с Московской Патриархией и о сильном впечатлении, произведённом его личностью и церковным красноречием на русских эмигрантов во Франции. О его выступлениях в так называемой «борьбе за мир», «в защиту мира» или против атомной бомбы и т.д. я узнал несколько позже. Об этом мне стало известно в конце моего пребывания в Греции, да и то в самых общих чертах, от одного лица, приехавшего из Парижа и прислуживавшего в русской церкви в Афинах. В общем, у меня составилось впечатление о митрополите Николае как о выдающемся церковном деятеле, ближайшем помощнике Патриарха, замечательном проповеднике и вместе с тем обаятельной личности. Прибыв в Англию, я смог систематически ознакомиться с тем, что о нём писалось в ЖМП, а также узнал о нем много подробностей от архимандрита Николая (Гиббса), православного англичанина, бывшего преподавателя английского языка у детей императора Николая II. Он последовал за ним в Тобольск и Екатеринбург и был принят в Московскую Патриархию из карловацкого раскола митрополитом Николаем во время его посещения Англии в 1945 году. На архимандрита Николая (Гиббса) митрополит Николай произвёл самое сильное впечатление, он ценил его ум и находился под действием его привлекательной личности, хотя по свойству своего крайне подозрительного характера и как «заядлый англичанин» относился к нему с некоторой осторожностью. Его смущали «миротворческие» выступления митрополита Николая с их предельно резкими нападками на Западный мир. Я ему много возражал (и это было моё искреннее убеждение), что всем этим «мирным» выступлениям митрополита Николая не надо придавать никакого значения, так как они вынуждены, и он это делает ради блага Церкви и как бы взамен на те льготы и послабления, которые Сталин в послевоенные годы, несомненно, предоставлял Церкви. Должен признаться, что эти политические выступления митрополита Николая на страницах ЖМП я почти не читал, настолько мне они казались малоинтересными. Но я жалел о том вреде, который они приносили доброму имени Русской Православной Церкви на Западе и среди наших церковных раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Оказывается, незадолго до этого Лавру посетил уполномоченный и был возмущен, что к гробнице Митрополита Николая такое же паломничество, как и к раке преподобного Сергия. «Что это у вас – два святителя, двое мощей?» – кричал он и запретил доступ на могилу Митрополита Николая. А в другой раз я проездом оказалась в Лавре. Приехала уже часов в пять вечера, с букетом цветов. О. Феодорит немного меня уже знал, знал, что я из Ленинграда, что я – духовная дочь Владыки Николая, но пустить в усыпальницу отказался. Сам взял букет, отнес его к могиле дорогого Владыки, сам, по моей просьбе, троекратно земно поклонился дорогому гробу, а я могла поклониться только через окошечко. Когда в Лавре уничтожались все труды Владыки Николая, в том числе и книга «Русская Православная Церковь », о. Феодорит украдкой вынес в рукаве рясы эту книгу (на французском языке) без обложки и подарил мне. Она до сих пор хранится у меня в таком ободранном виде. Мария Федоровна Анфимова Приходят монахи из братии Лавры, приезжают священники, среди них бывший его иподиакон и бывший ленинградский прихожанин. Не все желающие могут послужить, т. к. их слишком много. Некоторым удается послужить только на второй день. Всего в день 13.12 бывает 12 панихид. Стараниями московских почитателей устраивается трапеза – кутья, чай с пирожками, фрукты, конфеты, пряники, печенье и пр. и пр., что очень кстати, т. к. люди все приезжие, а службы беспрерывные, так что и в столовую не сходишь. В перерывах между панихидами и в конце дня, прихожане – почитатели Владыки Николая, обычно поют трогательные стишки, посвященные его памяти: Ушел отец наш милосердный, Ушел в загробный мир от нас, Закрылся образ его дивный От наших недостойных глаз. Ушел молитвенник усердный В обитель вечную Христа, Ушел апостол Его верный Носитель тяжкого креста. Ушел преславный словотворец И проповедник Божьих слов, Ушел наш пастырь-миротворец, Великий праведник Христов. Апостол веры вдохновенный, Любви горячей ко Христу, Служитель истины смиренный Ты вел нас к правде и добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Я долго с ней говорила и посоветовала пойти в церковь , помолиться, послушать проповедь Митрополита Николая, изменить свою жизнь. Но она в отчаянии говорит, что обстановка у них такая, что ничего наладить нельзя. Я попросила Митрополита Николая, чтобы он помолился о них. И вот она неожиданно тяжело заболевает, предлагают положить в больницу. Я как страхделегат, приехала к ней навестить. Около дома повстречала ее мужа с младшим сыном, пришли к ней в комнату, разговариваем. Вдруг вбегает ее сынишка, ему уже три года, и радостно кричит: «Смотри, мама, какую мне папа книжку купил!» Я ему и говорю: « Позови папу сюда». Мальчик смотрит на маму, она ему тоже говорит: «Позови папу, скажи, что его тетя зовет». Смотрю – идут папа с сыном, мы поздоровались, и я ему говорю: «Вот, надо Вам отвезти маму в больницу». Он отвечает: «Если врач назначит, я это сделаю». И он отвез ее в больницу. Мы много говорили с ним о том, что надо жить вместе, растить детей. Оба они были хорошие. Вместе с мужем мы навещали ее в больнице. А я просила Митрополита Николая помолиться о болящей. Вскоре она поправилась, вышла из больницы и стала ходить в церковь на службы Митрополита Николая вместе с мужем. Она мне говорила, что когда она первый раз услышала проповедь Владыки, ей казалось, что он говорит именно о ней, грешной. «Я проплакала всю проповедь, а когда он стал благословлять, меня кто-то оттолкнул, и я про себя подумала: «Наверное, я недостойна подойти к Владыке и получить его благословение». А он через головы людей посмотрел на меня так, что меня как током пронзило, все во мне трепетало, и я все-таки подошла под благословение. С тех пор стали мы вместе с мужем посещать Божий храм и дочитать все праздники. В последние годы муж мой был заместителем старосты в церкви Всех Святых у метро «Сокол», и его Господь сподобил перед смертью пособороваться и причаститься Святых Таин, и все это по молитвам Митрополита Николая!» 12. Однажды после службы и дивной проповеди Владыки Николая мы зашли к одной духовной сестре и стали говорить о только что услышанной проповеди Владыки. Муж ее и говорит: «Я слушаю вас, с каким восторгом вы говорите о Митрополите Николае», а жена его говорит: «Вот папе будет 40 дней, пойдем, Леня, в церковь ». Он согласился, это было в воскресенье, пошли в храм, где служил Владыка Николай, подошли под благословенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

12 декабря 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Роман 25 января 2016, 13:41 дорогая редакция и все кто сейчас здесь на этом прекрасном сайте! Я хотел бы услышать ваше мнение.Все дело в том что когда я прихожу в храм меня накрывает чувство что все что здесь происходит мне давно знакомо.Богослужение,песнопения,запах ладана и воска.Это не объяснимое чувство радости ,благодати внутри меня,смирения и покоя.покоя. Токового я не чувствую за пределами стен храма.Я представляю себя в рясе и мне легко и все это знакомо !будь то бы это уже я знаю и участвую в этом ! Чем это объяснить,подскажите мне!жду ваших комментариев. За ранее спасибо! Наталья 15 декабря 2015, 09:16 Верю в победу Духа. Этим и живу. Присоединяюсь к просьбе о публикации проповеди митрополита Николая. Храни Вас Господь! Ирина 14 декабря 2015, 20:11 Пожалуйста, если можно опубликовать полностью предсмертную проповедь Митрополита Николая (Ярушевича). Очень будем благодарны. Спаси Господи! Андрей 14 декабря 2015, 11:12 В свете тех событий, которые происходят на Украине и в мире... проповедь просто необходима. Сегодня на Украине священников УПЦ МП будут отправлять окормлять украинскую армию... Кто имеет уши - услышит... Чръный человек 13 декабря 2015, 23:30 Жизнь митрополита Николая была интересной и трагической. Он был свидетелем самых трагических событий, выпавших на долю нашего народа в XX веке. ольга 13 декабря 2015, 23:20 Догорого батюшку протоиерея Алексия Зотова Владыка рукоположил последним в своей жизни.Служа 52 года в Московских храмах отец Алексий за каждой Божественной Литургией поминал владыку Николая.Особенно это было когда был день хиротонии батюшки.Приезжая в Лавру отец Алексий всегда совершал панихиду около Смоленского Храма. Владыко рукоположил батюшку в храме Преображения Господня.После разрушения Храма батюшка приезжал на место где стоял взорванный храм и молился. Батюшка почитал свего дорогого и любимого наставника митрополита Николая.Царство Небесное митрополиту Николаю и его последнего ставника протоиерея Алексия Зотова.

http://pravoslavie.ru/88600.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010