Поездка митрополита оказалась успешной. 4/17 декабря 1919 последовал указ Высшего Церковного Управления об утверждении Положения о Богословском институте «с тем, чтобы по указаниям опыта в нем делаемы были соответствующие условиям и обстоятельствам жизни изменения и дополнения, согласно параграфу 40 Положения». По возвращении делегации из Москвы Комиссия духовно-учебных заведений, под председательством митрополита избрала 12 наставников для I курса Богословского института: 6 профессоров и 6 преподавателей. Они были утверждены в своих званиях митрополитом Вениамином 2 января 1920 года и образовали Совет института. 23 января 1920 митрополит Вениамин совершил в помещении института молебен и открыл под своим председательством первое заседание Совета. Совет избрал ректором института наместника Александро-Невской лавры архимандрита Николая (Ярушевича) , проректором – И.П. Щербова и организовал Правление. Через неделю, 30 января, архимандрит Николай отказался от должности ректора, и на его место 6 февраля был избран протоиерей Николай Чуков. Согласно представлению митрополита Вениамина ректор и проректор были утверждены в своих должностях на три года Святейшим Патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом 28 марта 1920 года. 13 февраля состоялось третье собрание уполномоченных, которое, одобрив действия Комиссии, избрало 6 представителей от городских приходов в Совет института. После этого Комиссия духовно-учебных заведений закрылась, а вместо нее стали действовать Совет и Правление Богословского института 990 . Великим постом 1920 года корпорация института организовала чтение общедоступных богословских лекций. По крайней мере, на одной из них, прочитанной Б.А. Тураевым на тему «Монотеистическая струя в древних религиях», присутствовал митрополит Вениамин. При обсуждении доклада академика владыка «высказал мысль о желательности второго выступления – более популярного и назидательного» 991 . Официальное открытие Петроградского Богословского института происходило в пятницу на Пасхальной неделе 16 (3) апреля 1920 года. Митрополит Вениамин совершил молебен пред началом учения в помещении института в сослужении наместника Александро-Невской лавры архимандрита Николая (Ярушевича) , управляющего петроградским Троицким подворьем архимандрита Софрония, кафедрального протоиерея Леонида Богоявленского, ректора протоиерея Николая Чукова и секретаря Совета протоиерея Николая Чепурина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В пространстве фундамента, в алтарной части, планируется создать престол Николая Чудотворца в память последнего настоятеля храма Николая Ярушевича. Появится в храме и новый придел - во имя Андрея Первозванного, предназначенный для крещения. http://preobrazheniya.cerkov.ru/ История этой церкви трагична и уникальна одновременно: никогда не закрывавшуюся, её снесли буквально в считанные дни... в середине 1960-х годов. Многие уверены, что село Преображенское основал Пётр I, при нём же там была поставлена полковая церковь его потешного Преображенского полка. Но на самом деле первая церковь упомминалась ещё в документах 1661 года. Вообще, эти земли принадлежали Алексеевскому монастырю, но царь Алексей Михайлович, большой любитель соколиной охоты, уж очень полюбил эти места и выкупил их у обители. На время охоты царь повелел разбивать в Преображенском палаточный лагерь, а в его центре ставить шатёр-храм. В 1747 году некий сержант Иван Елисеевич Третьяков перевёз сюда из Семёновской слободы стоявшую там деревянную постройку, центральный придел которой освятили в честь Преображения Господня. Однако церковь быстро обветшала, и её священники начали собирать средства на каменный храм. Вскоре нашлись и деньги, и строители. Но приход новой церкви оказался невелик - слишком много в этих местах было старообрядцев и единоверцев. Зато после революции Преображенский храм неожиданно стал кафедрой митрополитов Московских. Службы в нём не прекращались. А когда началась Великая Отечественная война и отношение властей к духовенству стало более лояльным, прихожане объявили сбор средств на нужды фронта. В Преображенский храм приходили не только молиться, но даже переночевать - в церковном подвале не было слышно бомбёжек. И конечно, все без исключения в то время внимательно слушали проповеди митрополита Николая (Ярушевича). Его речи записывали и передавали родственникам, друзьям... После войны любовь прихожан к своему храму не угасла: сохранились сведения, что в будни на службу приходило до ста человек, а выходные бывал " полный храм " .

http://sobory.ru/article/?object=23532

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. В храме Преображения Господня на Преображенской площади 5 престолов: главный придел - Преображения Господня; северный придел - святого благоверного великого князя Александра Невского; южный придел - святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Нижние приделы: Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца; святого апостола Андрея Первозванного (крестильный храм). http://www.hram-preobrajeniya.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Никогда " после революции " храм на Преображенской площади не бывал " кафедрой митрополитов Московских " , да и само существование " митрополитов Московских " после восстановления на Москве патриаршества в конце 1917 г. явилось нонсенсом. (Церковный историк свящ. А. Мазырин называет принятие заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) титула митрополита Московского и Коломенского в 1934 г. " попранием основ патриаршего строя " ). В конце 1930-х гг. храм на Преображенской площади стал кафедральным храмом архиепископа Дмитровского Сергия (Воскресенского) - единственного из оставшихся в живых викариев Московской епархии. В феврале архиепископ Сергий получил назначение митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии. Преображенский храм, почетным настоятелем он остался, взял на себя все его содержание в качестве экзарха с секретарем и с расходами по разъездам в помянутых областях и нес эти издержки до конца июня 1941 г. Митрополит-экзарх Сергий оказался в оккупации и с III-ro квартала 1941 начал восстанавливать церковную жизнь в занятых немцами районах Ленинградской области (в состав которой тогда входил и Псков, и Новород). Его имя продолжало возноситься в Преображенском храме до 22 сентября 1942 г., пока Московская патриархия не предписала это возношение " немедленно прекратить вслед до новых распоряжений " . Вскоре после усвоения митрополиту Сергию (Страгородскому) титула патриарха Московского и всея Руси в сентябре 1943 г., Преображенский храм стал кафедральным храмом митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) и оставался им более 16 лет. В сентябре 1960 г., когда митрополит находился в отпуске, его уволили на покой. По возвращению в Москву митрополиту Николаю не позволили совершить прощальную службу в своем кафедральном соборе, а для его преемника по Крутицкой кафедре подобрали другой кафедральный храм. Власти явно запланировали снести храм на Преображенской площади, связанный с памятью митрополитов Сергия (Воскресенского) и Николая (Ярушевича), еще в 1961 г. и лишь поджидали, когда откроется благовидный предлог. Строительство станции метро " Преображенская площадь " развязало им руки.

http://sobory.ru/article/?object=23532

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В те годы такое высказывание могло стоить мне жизни. Кто-то, особенно молодые читатели, возможно, сочтут эти мои слова преувеличением. И, действительно, сейчас трудно представить себе, что одна неосторожно произнесенная фраза или слово могли обречь человека на неимоверные страдания и даже на смерть. Но я хорошо помню такую историю. Митрополит Николай (Ярушевич) Иерарх Русской Православной Церкви, Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) при Сталине промучился в лагерях 8 лет. Спустя несколько лет после его реабилитации, во время правления Н.С. Хрущева, Митрополиту Николаю, занимавшему высокий пост Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, довелось присутствовать на приеме в Кремле. Н.С. Хрущев беседовал с иностранными дипломатами. Один из них спросил его, почему в Советском Союзе преследуются Церковь и верующие. «Это ложь, — ответил Н.С. Хрущев, — и мои слова вам может подтвердить Владыка Николай». Подозвав находившегося среди гостей Митрополита Николая, Н.С. Хрущев обратился к нему: «Владыка Николай, скажите моим собеседникам, что разговоры о преследованиях Церкви и верующих в СССР не соответствуют действительному положению вещей». Жизнь в условиях тоталитарного режима и каторжных лагерей научила Владыку Николая сдержанности. Но на этот раз он, верный служитель Бога, не смог сдержаться и, презрев дипломатический этикет, возразил: «Никита Сергеевич, к большому сожалению, я должен сказать, что у нас до сегодняшнего дня незаслуженно преследуются и Церковь, и верующие». Через несколько дней после этой беседы Митрополит-исповедник был насильственно вывезен из своего дома на машине «скорой помощи» и доставлен в одну из московских психбольниц. Во время посещения его верующими москвичами Владыка Николай просил их: «Не плачьте обо мне, мне дороги отсюда уже нет, кроме как на кладбище; плачьте и молитесь за наш многострадальный и боголюбивый народ». А через шесть недель после рокового для Владыки Николая приема в Кремле его уже отпевали в московском Свято-Преображенском храме, что на Преображенской площади. Но и смерти архипастыря-исповедника богоборческим властям оказалось недостаточно. В одну из ночей после погребения Владыки Николая Свято-Преображенский храм был снесен с лица земли, дабы он не напоминал грядущим поколениям о крестоношении великого иерарха.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikodim-rus...

В тяжелое и страшное военное время Митрополит Николай находится на самых трудных и ответственных участках церковной работы. С февраля 1942 г. до сентября 1943 г. он, по поручению Блаженнейшего Митрополита Сергия, находившегося в эвакуации в Ульяновске, управляет Московской епархией и является Управляющим делами Московской Патриархии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2.11.1942 г. Митрополит Николай был назначен членом Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. С риском для жизни, лично посетил много пострадавших районов, превращенных врагом в «зону пустыни». Активное участие принял Митрополит Николай в подготовке собора епископов Русской Православной Церкви в сентябре 1943 г., где был избран Патриархом Московским и всея Руси Митрополит Сергий и образован Священный Синод, постоянным членом которого стал Митрополит Николай. В марте 1944 г. Владыка Николай выезжает на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Димитрия Донского. С сентября 1943 г. начал издаваться «Журнал Московской Патриархии». Митрополит Николай был сначала членом редколлегии, а затем и председателем Издательского отдела. В этом журнале печатались его многочисленные статьи, проповеди, речи, которые затем были изданы отдельными томами. К 1957 г. было издано 4 тома «Слов и речей» Митрополита Николая. Эти 4 тома переведены на многие иностранные языки. В мае 1945 г. в составе паломнической группы во главе с Патриархом Алексием Митрополит Николай посетил Святую Землю. Другое ответственное послушание Митрополита Николая заключалось в руководстве Отделом Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии, который был создан 4 апреля 1946 г. Церковно-административные и церковно-общественные труды Митрополита Николая как председателя этого отдела во многом определили современную жизнь Русской Православной Церкви, а вдохновенные проповеди и речи Владыки, стяжавшие ему славу «Златоуста нашего времени», сделали его родным и близким миллионам верующих как в нашей стране, так и далеко за ее пределами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Молодой иеромонах успел до Октябрьской революции приобрести известность в богословских кругах, опубликовав пять своих книг: «О проповеднической импровизации», «Гонения на христиан императора Декия», «Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов Древней Вселенской Церкви», «Испытание любви», «Путь к спасению по Святому Григорию Нисскому», кроме того многочисленные стихи, статьи и проповеди были напечатаны в 1913-1918 гг. в журналах «Вера и Разум», «Вера и Жизнь», «Голос Церкви», «Церковные ведомости» и др. После закрытия Духовной семинарии о. Николай с осени 1918 по 1922 гг. преподавал в Петроградском Богословско-пастырском училище. Он был хорошо известен братии Лавры, в мае 1917 г. избравшей его, как уже упоминалось, членом временного присутствия Духовного Собора. Ввиду назначения 23 марта 1918 г. настоятелем церкви при Николаевской детской больнице и избрания председателем совета Свято-Николаевского братства, о. Николай 17 мая был исключен из членов Духовного Собора Лавры, но продолжал участвовать в жизни обители. Так, например, 17 июля 1918 г. его назначили председателем лаврской ревизионной комиссии. Затем с конца 1918 г. иеромонах служил настоятелем Петергофского Петропавловского собора. 15 августа 1919 г. согласно прошению о. Николай был зачислен в состав лаврской братии «для просветительной деятельности» с оставлением преподавателем Богословско-пастырского училища. Одновременно он был назначен митрополитом Вениамином правителем дел Духовного Собора, но в исполнение обязанностей не вступил ввиду возвращения к службе настоятеля Петергофского собора. Сразу после получения указа Патриарха о хиротонии архим. Виктора, 17 декабря 1919 г., митр. Вениамин написал резолюцию о назначении исполняющим должность наместника состоящего в братии иеромонаха Николая (Ярушевича). 28 декабря в Свято-Троицком соборе Лавры митрополит возвел о. Николая в сан архимандрита, а 5 марта 1920 г. он был назначен наместником указом Патриарха Тихона и Свящ. Синода [x] . О жизни и деятельности митрополита Николая (Ярушевича) существует большое количество различной литературы.

http://bogoslov.ru/article/3045404

Никогда не возникало достоверных свидетельств о его покаянии, о пересмотре им того, что он сделал. По крайней мере формально, внешне он до конца дней оставался атеистом. Мы знаем, что есть свидетельства, которые говорят об обратном, но эти свидетельства очень ненадежны в плане какого бы то ни было подтверждения. – Про владыку Николая (Ярушевича) говорили, что он вроде бы принимал чуть ли не последнюю исповедь Сталина… – Я знал людей, которые хорошо знали митрополита Николая и работали с ним вместе в этот период. Это были люди весьма и весьма осторожные, но кто-нибудь из них мне об этом бы сказал. Алексей Сергеевич Буевский, отец Виталий Боровой, Анатолий Васильевич Ведерников. Эти люди в той или иной степени были причастны к деятельности митрополита Николая (Ярушевича). С Буевским и отцом Виталием Боровым я общался достаточно много. Кстати, положительных оценок Сталина я от них не слышал. Как и свидетельств о том, что он в какой-то момент начал относиться к Церкви иначе. Не всегда борьба с внутренним недругом – это нелегитимная вещь. Мы знаем, что христианские государи часто боролись с внутренними силами, которые представляли опасность для страны. Если они представляют опасность для личной власти того или иного правителя, то бороться с ними не очень нравственно правильно. Иное дело, если они действительно представляют опасность для будущего, в частности – страны как христианского общества. Тогда борьба оправдана, в том числе с богословской точки зрения. Такую борьбу вели многие христианские государи. Но, еще раз, Сталин виновен в смерти большого количества невинных людей, в антирелигиозных гонениях, в чудовищном эксперименте по индустриализации, который, может быть, и был нужен с точки зрения технологического прорыва, но означал уничтожение или коренную ломку жизни большого количества людей – крестьянства, дворянства, купечества, казачества, значительной части воинского сословия. Причем эта ломка жизни сопровождалась уничтожением христианского наполнения социальных структур, православного образа жизни.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Петроградская Автокефалия Епископ Петергофский Николай – молодой обаятельный архиерей, сделавший «блестящую карьеру», пользовался популярностью в народе за свою мягколирическую манеру служить, за свои изящные по отделке, хотя и строго традиционные по содержанию проповеди, за свою вежливость, «приятность», доступность и простоту в обращении. Рукоположенный всего лишь три месяца назад в епископа, Преосвященный Николай занимал в то время должность Наместника Александро-Невской Лавры. Основываясь на праве ставропигии, которым обладают Лавры, епископ Николай вел непосредственные переговоры с ВЦУ. Следует отметить, что тактика отсрочек и оттяжек применялась им необыкновенно умело и ловко, чему в значительной мере способствовала природная уклончивость Владыки-дипломата . Обновленческий епископ Николай Соболев нанес официальный визит в Лавру. И на этот раз епископ Николай (Ярушевич) , Наместник Лавры, остался верен себе: он осыпал Николая Соболева ласками, комплиментами, любезностями, так что тот уехал совершенно очарованный и, возможно, в первый момент не заметил одной лишь детали: Наместник не пригласил его служить в Лавре, а без этого вся его любезность не имела ровно никакого значения и ни к чему его не обязывала. Затем на протяжении месяца епископ Николай вел все ту же ловкую и умную дипломатическую игру, и, наконец, когда эта тактика недомолвок и проволочек стала совершенно невозможной, потребовалось заявить ясно и недвусмысленно о признании ВЦУ и войти с Николаем Соболевым в евхаристическое общение, епископ «разыграл финал»... Он умудрился одновременно и уйти, и остаться; и все признать, и не признать ничего. В этом легко убедиться, прочтя следующий документ: «В Петроградское Епархиальное Управление Епископа Николая (Я). Будучи вполне и безусловно лояльным в отношении ВЦУ и Петроградского Епархиального Управления, прошу Петроградское Епархиальное Управление об оставлении меня в должности Настоятеля Лавры, чтобы я мог продолжать свою посильную работу на пользу Церкви в новых условиях ее существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Может, именно поэтому такая сатанинская злоба по отношению к нему - враг не хочет признать здесь своего поражения? Так что не будем осуждать Патриархов Сергия и Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича) за то, что они называли его «Богодарованным вождем». Они говорили, как есть. Они знали о нем, о нашей Церкви больше, чем мы. Про этот постриг Патриарх Алексий II мог узнать от Патриарха Алексия I, ближайшим сотрудником которого он был много лет. По свидетельству Католикоса-Патриарха Грузии Илии II, Патриарх Алексий I «очень почитал и очень любил Сталина». Александра Ивановича Иванова я не стал спрашивать, почему Патриарх Алексий II рассказал об этом именно ему. Это и так понятно: Святейшему было легко общаться с этим простым, добрым, верующим человеком, любящим нашу Родину, уважающим того великого человека, тайну которого он ему открыл. Поделиться ею с кем-либо другим Патриарху было бы труднее, а то и просто невозможно. А здесь было самое неофициальное общение, когда не нужно обдумывать каждое слово, когда Святейший, как не трудно догадаться, действительно получал отдохновение от своей ответственной и многотрудной деятельности. Также и Александр Иванович легко принял и сохранил эти слова Патриарха как истину. И передал отцу Валериану, который тоже принял их без тени сомнения, до этого уже зная многое о вере Сталина. Когда я упомянул в разговоре с ним имя матери Иосифа Виссарионовича - Екатерины Георгиевны (ей, молитвеннице, нам еще предстоит воздать должное в истории нашего Отечества), Батюшка отметил просто: - Так он, значит, принял постриг с именем деда... Так же точно отнеслась к этому сообщению и ныне покойная Мария Борисовна, матушка протоиерея Виктора Шиповальникова (1915-2007), который был духовным чадом митрополита Николая (Ярушевича), дружил с Патриархом Пименом. Святейший Пимен передал отцу Виктору на хранение икону Божией Матери «Умиление» преподобного Серафима Саровского, его личные вещи, которые и хранились в советские годы в их доме, у нас в Кратово, до открытия монастыря в Дивеево. И когда я спросил у Марии Борисовны, не слышала ли она об этом постриге, матушка ответила:

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010