м м Василий 13 декабря 2015, 22:07 Спаси вас Господь! Благодарю за публикацию. Присоединяюсь к предыдущим высказываниям, так как тоже хотелось бы прочитать или прослушать последнию проповедь митрополита Николая. НН 13 декабря 2015, 19:15 Мне посчастливилось быть знакомой с крестником митрополита Николая, названным в его честь, внуком знаменитого московского протоиерия Павла Цветкова (Царствие Небесное и Вечный покой им всем троим). Конечно, сам крестник мало что помнил, но рассказов много слышал. Дедушка (О.Павел) говорил, что владыка очень рано поседел до белизны, много страдал и в ссылке, и особенно в войну, приобрёл целый букет болезней; очень любил служить в Преображенском благочинии, в храме Илии Пророка, который никогда не закрывался, а о.Павел Цветков был в нём настоятелем. Доставалось владыке и от своих, и от власти. Владыка безоговорочно был на стороне митрополита Сергия(Страгородского), и если к власти были претензии - он их не скрывал... Последний год жизни владыка жил очень скромно, много болел и умер в Боткинской больнице " то ли от сердца, то ли от отёка лёгких " . Присоединяюсь к просьбам опубликовать последнюю проповедь митрополита Николая. Дмитрий Зубцов 13 декабря 2015, 13:56 Поддерживаю просьбу о публикации проповеди... Самому найти не удалось. Владислав 12 декабря 2015, 23:13 Фотографии с магнитофонами явно недостаточно. Евгений 12 декабря 2015, 19:26 Где найти эту проповедь, которую записал Епископ Василий (Родзянко)? Проповедь митрополита Николая (Ярушевича) Наталья 12 декабря 2015, 15:24 Спаси Вас БОГ! Молите Бога о нашей России. Нельзя ли проповедь Николая (Ярушевича) опубликовать на Вашем сайте и на православном канале " Союз " ? Евгений 12 декабря 2015, 14:06 Дайте ктонибудь ссылку на предсмертную проповедь митрополита Николая (Ярушевича). Где её можно послушать, почитать? С уважением. Марина 12 декабря 2015, 13:25 Спасибо огромное за эту публикацию. Да. только благодаря подвигу новомучеников, подвигу служения действующих тогда отцов Русской Православной Церкви. мы имеем при всей непростой жизни сегодняшний благодатный день церковный. Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/88600.html

В 1996 году, в год 35-летия со дня кончины и 105-летия со дня рождения, в ряде периодических изданий печатаются проповеди Владыки и воспоминания о нем современников. В частности, газета «Православный Санкт-Петербург» публикует проповедь митрополита Николая и в этом же номере в рубрике «Люди Твоя, Господи» статью Л. Самариной «Митрополит Николай» (с. 4). В ней есть слова: «Мы знаем в XX веке множество примеров мученичества за веру – в лагерях, тюрьмах, пытках и изгнании, но были среди духовных лиц люди, жизнь которых выглядела как цепь компромиссов, а была незримым миру мученичеством. И особое место в этом ряду «мучеников совести» занимал... митрополит Николай (Ярушевич) ... На его могиле и по его молитвам происходят чудеса». В следующем году та же газета публикует воспоминания духовной дочери митрополита Николая монахини Евангелии где также приводятся красноречивые факты из его биографии, в частности, содержание диалога, бывшего между Митрополитом Николаем и Н. С. Хрущевым в 1959 году в самолете по пути в Индию. «Он состоял всего из нескольких фраз. Никита Сергеевич подсел к Митрополиту и спросил: «Николай Дорофеевич, а Вы уже подумали о своей замене?» – «О замене? Мы умираем на своем посту.» – «А я все же настоятельно рекомендую подумать Вам о своей замене " ». В 1998 году выходит в свет книга М. Яковлева «Жизнеописание скитоначальника Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры схиархимандрита Феофила (1929–1996)». Киев, 1998. В ней неоднократно идет речь о Митрополите Николае, который рукополагал о. Феофила в иеромонахи. Для нас интересен архивный документ, который приводится автором книги. Это письмо в ЦК КПСС от руководителя Совета по делам Российской Православной Церкви (РПУ) генерал-лейтенанта КГБ Г. Карпова, которое во многом проливает свет на события последних лет жизни Владыки Николая. В нашей книге письмо приведено в Приложении. В канун сорокалетия со дня кончины Митрополита Николая выпущены сразу две книги. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II выходит совместное издание, подготовленное издательской группой «Аксяос» (Одесса) и издательством Московской Патриархии – «Митрополит Николай (Ярушевич) . О православии (из проповедей)», тираж 6000 экземпляров, с предисловием составителя книги протоиерея Бориса Шишко и очерком Т. Веселкиной и М. Анфимовой «Жизненный путь выдающегося иерарха». Автор очерка «О составителе» Юрий Леонов пишет: «В последний период жизни протоиерей Борис Шишко лелеял мечту об издании своего многолетнего труда – сборника избранных проповедей глубоко чтимого им Митрополита Николая (Ярушевича) . О степени почитания сего праведника и яркого проповедника – нового русского Златоуста – свидетельствует обширное и любовно составленное вступительное слово отца Бориса. Помолись за него, читатель!» (с. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В марте в Советском Союзе по приглашению Русской Православной Церкви находилась делегация Национального совета христианских церквей США. В ходе визита делегацию принял председатель ОВЦС митрополит Николай (Ярушевич). Состоялся обмен мнениями по вопросу участия христианских церквей в движении по защите мира. Позиция митрополита Николая, выступившего от имени Русской Церкви, была ясной и твердой: «Следует искать мира и защищать его с христианских позиций без вмешательства в политические и дипломатические международные акции, что не может входить в компетенцию Церкви». (Совет по делам Русской Православной Церкви продолжал думать и действовать в рамках «нового» курса. В февральской справке в ЦК КПСС указывалось, что из 14 Автокефальных Православных Церквей 11 в той или иной мере поддерживают Московский Патриархат. С тремя: Константинопольской, Греческой и Кипрской – отношения, по мнению Совета, носят формальный характер.) Митрополит Николай (Ярушевич), вл.Василий (Кривошеин ) и богослов В. Н. Лосский. Москва, август 1956 15 марта у митрополита Николая состоялась отдельная встреча с председателем Центрального комитета ВСЦ доктором Франклином Кларком Фреем, входившим в состав делегации. Франклин Кларк Фрей был важной церковно-политической фигурой в протестантском мире, являясь также президентом Объединенной Лютеранской церкви в США, насчитывавшей свыше 2 млн. последователей. Фрея интересовало отношение Московского Патриархата к экуменическому движению; он также подчеркнул заинтересованность ВСЦ в присоединении к нему Русской Церкви. Митрополит Николай дал весьма дипломатичный ответ, сказав, что Русская Православная Церковь готова пересмотреть свою позицию в отношении ВСЦ, изложенную в документах Совещания глав и представителей Православных Церквей в 1948 году, но для решения данного вопроса Русской Церкви нужны консультации с Церквями, подписавшими этот документ, для чего потребуется время. С одной стороны, митрополит откладывал решение на неопределенное время, с другой – оценивая политическую ситуацию в стране, предвидел для Русской Церкви необходимость иметь международную трибуну. На заключительной встрече с американской делегацией, состоявшейся 20 марта , было принято совместное коммюнике, явившееся результатом собеседований, ранее имевших место, между членами делегации Национального совета христианских церквей США и представителями Русской Православной, Армянской, Лютеранской Церквей и Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов.

http://pravoslavie.ru/58067.html

У морга собралась толпа верующих, кричавшая людям, приехавшим за телом: «Убийцы». Сохранились анонимные письма в адрес Верховного Совета и правительства СССР с требованием расследовать это «несомненное убийство». Все они пересылались для выявления авторов в КГБ. Кроме того, вскоре был снесен дом, где жил Митрополит Николай, и закрыт храм, в котором он служил. Выдержка из книги М. Яковлева «Жизнеописание скитоначальника Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры Схиархимандрита Феофила (1929–1996)» Стр. 48–50 Думается, что в настоящее время пора прекратить бояться и, сбросив оковы страха, посмотреть правде в глаза. Для того, чтобы до конца оценить ту обстановку, в которой приходилось работать о. Пафнутию, необходимо вспомнить текст «Открытого письма», написанного отдельными священниками в декабре 1965 года. Дело в том, что после опалы и трагической смерти Митрополита Николая Крутицкого, официальная Церковь перестала оказывать видимое сопротивление существующему политическому режиму. Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) не смог стерпеть надругательство над Церковью со стороны советской власти и стал открыто выступать в защиту Православия. Богоборцы всячески пытались устранить его от дел религии. Этому свидетельствует тот факт, что о. Николай (Ярушевич) с 1922 года по июль 1923 года по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде содержался в Бутырской тюрьме, будучи епископом Петергофским, викарием Петербургским, а с 1923 по 1925 год – в ссылке в Коми АССР. В 1957 году, когда здоровье восьмидесятилетнего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия резко ухудшилось, в ЦК КПСС от руководителя Совета по делам Российской Православной Церкви (РПУ) генераллейтенанта КГБ Карпова Г. 18 апреля 1958 года поступила следующая информация: «Представляя медицинское заключение о состоянии здоровья Патриарха Алексия, Совет докладывает, что впервые, кроме болезни ног, он стал жаловаться на сердце. Это обстоятельство ставит перед Советом вопрос о перспективе дальнейшего руководства церковью на случай смены Патриарха, поскольку согласно Положению об управлении РПУ на случай смерти, или иных обстоятельств, в силу которых Патриарх не сможет управлять церковью, местоблюстителем Патриарха становится митрополит Крутицкий и Коломенский, которым ныне есть Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Ввиду отсутствия в Русской Церкви канонического центра, авторы заявления от своего имени и от имени своих сторонников объявляют об образовании автокефальной (независимой) Петроградской Церкви и просят зарегистрировать ее в Петроградском Совете». Епископ Алексий (Симанский) вскоре «переселился» на три года за Урал. Главным вождем автокефалии стал епископ Николай (Ярушевич) . Отдадим должное этому человеку: автокефалия не могла найти себе более талантливого, более умелого и более умного руководителя. Находясь в невероятно трудном положении: не признанный Смольным, травимый обновленцами, испытывающий недоверие со стороны крайне правых элементов в своей собственной среде, молодой епископ осторожно лавировал между Сциллой контрреволюции и Харибдой обновленчества и сумел в короткий срок организовать в Петрограде централизованную организацию. Пользуясь огромной популярностью среди верующих, епископ сумел привлечь на свою сторону также большинство петроградского духовенства... Автокефалия была великим практическим выходом из положения, так как она давала верующим то, что им было более всего нужно: несомненную каноническую церковь вместо обновленческой путаницы... Расширялась популярность Владыки, но вместе с тем мрачные тучи собирались над его головой. В феврале 1923 г. епископ Николай был арестован и выслан в Коми-Зырянский край. Его дело, однако, не прошло даром: автокефалии распространились по лицу всей российской земли 6 . А. Э. Краснов 6 В эти годы положение было такое, что все епископы подвергались арестам, и Петроградская епархия временами оказывалась совсем без епископов. Так, например, в 1923 г. после ареста епископов Алексия и Николая больше никого из епископов не оставалось, и тогда Патриарх Тихон прислал епископа Мануила (Лемешевского) , очень энергичного, пламенного, деятельного епископа, проведшего большую работу по борьбе с обновленчеством. Читать далее Источник: Златоуст XX века (Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников) — СПб: «Нева-Визит», 2003. - 256 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В октябре 1922 года Ярушевич возглавил Петроградскую автокефалию. Церковные историки А. Левитин и В. Шавров так характеризуют его дипломатическую политику в то время: «Основываясь на праве ставропигии, которым обладают Лавры, епископ Николай вел переговоры непосредственно с ВЦУ; следует отметить, что тактика отсрочек и оттяжек применялась им необыкновенно умело и ловко, чему в значительной мере способствовала природная уклончивость его характера». О чувствах же владыки в это время можно судить по рапорту уполномоченного Петроградского губернского отдела ГПУ своему начальству от 15 июля 1922 года. В нём говорится, что 12 июля в Петергофском соборе при большом скоплении верующих епископ Николай провёл богослужение с участием приезжего и местного духовенства. Все присутствующие молились за Патриарха Тихона и митрополита Вениамина и в заключение пропели им «многая лета». Уполномоченный отмечал, что настроение у собравшихся было антисоветское, и просил принять строгие меры. Ярушевич был близок владыке Вениамину. Расстрел митрополита Вениамина стал для владыки Николая огромным потрясением и укрепил желание бороться. Более полугода наместник Невской лавры дипломатически лавировал, желая спасти обитель, оттягивал время, не идя на уступки. Невзирая на усиливающееся давление, он не вступал в евхаристическое общение с обновленцами. Однако в своих страстных проповедях он неустанно обличал безбожников-коммунистов. На Ярушевича поступало множество доносов в ГПУ - и они не могли остаться без внимания. В феврале 1923 года владыку арестовали по обвинению «Организация помощи международной буржуазии, заключающаяся в том, что он, Ярушевич, будучи реакционно настроен против государственной власти, умышленно давал разрешение своим подчиненным на служение молебнов на квартирах верующих, где последние вели антисоветскую агитацию». Комиссия по отделению Церкви от государства при ЦК РКП(б) под председательством Емельяна Ярославского рассмотрела комплекс вопросов, связанных с подготовкой обновленческого собора. Была проанализирована деятельность ВЦУ, изучены предложения по оказанию ему помощи в борьбе с «тихоновщиной». Основное внимание уделялось Петрограду - именно здесь у обновленцев существовали серьёзные противники. Комиссия поручила «намеченных ГПУ питерских священников во главе с епископом Ярушевичем арестовать и выслать».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Говоря об исключительной проникновенности проповедей Митрополита Николая, отец Борис не может отделить их от личности самого Владыки: «Наше представление о проповедях Митрополита Николая, однако, было бы не полным, если бы мы не отметили личных качеств самого проповедника, которые являются главным источником силы и воздействия его проповедей. Эти качества отражены в его проповедях...» (с. 8). В том же году издательство «Правило веры» выпускает в 600 с лишним страниц сборник «Свидетель Православия» состоящий из двух частей: 1. Слова, речи, выступления Митрополита Николая (Ярушевича) и 2. Церковная печать о деятельности Митрополита Николая. В первую часть вошло многое, не публиковавшееся ранее. Вторая часть сводит воедино статьи и отзывы о деятельности Митрополита Николая, напечатанные в разные годы в ЖМП и других периодических изданиях, в том числе и иностранных. В 2001 году – в год сорокалетия со дня смерти Митрополита Николая – альманах «Православный летописец Санкт-Петербурга» в разделе «Петербургский отечник» начал публикацию рукописи православного писателя Валерия Филимонова «Святитель Божией Милостью», которая начинается такими словами: «13 декабря 1961 г. при не выясненных до сих пор обстоятельствах предал свою душу Господу Митрополит Николай (Ярушевич) . Дивный учитель Церкви и блестящий проповедник Слова Божия, которого называли «Златоустом нашего времени», более четверти века отдал служению в северной столице. По сей день с любовью и благоговением вспоминают о нем ныне здравствующие его духовные чада: «Поминая сегодня Владыку, веруем, что он молится за нас во Царствии Небесном», – говорят они, не скрывая искренних слез...» (с. 83). В том же году «Московский журнал» в рубрике «Свет памяти» публикует воспоминания Н. С. Георгиевского «Да ведают потомки православных...». Н. С. Георгиевский – крестник личного секретаря Владыки Алексея Ивановича Георгиевского – говорит: «...выбор имени для меня был обусловлен личностью Митрополита Николая» (с. 25). В своих воспоминаниях Николай Сергеевич особое внимание уделяет влиянию на паству проповедей Митрополита Николая, «собиравших буквально «всю Москву " » (с. 24); приводит ранее не публиковавшиеся сведения о последних годах жизни Владыки Николая и заканчивает статью знаменательными словами: «Мы обязаны помнить тех, кто до конца прошел свой крестный путь, возделывая ниву Христову. Ныне они со Христом воскресают, прославленные в сонме святых новомучеников, список которых еще далеко не закрыт» (с. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

  По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Митрополит Николай (Ярушевич) (1892–1961) – один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX века, чья жизнь была, по определению одного из наших современников, «незримым миру мученичеством» за веру. Предлагаемая вниманию читателей книга основана во многом на оригинальных материалах, предоставленных духовными чадами Владыки. «Господь наградил его многими талантами духовными, и он эти таланты не зарыл в землю. Поэтому мы имеем возможность думать, что Господь, указавший пределы его земной жизни, примет его в Свои отеческие объятия и даст ему то место в Своем Царствии, которое он заслужил своими земными подвигами...» Святейший Патриарх Алексий I «В словах и поучениях митрополита Николая прозрачным ключом бьет его чистая вера, искренняя преданность Богу, благочестие, и это завладевает душой, потому что действует на нее непосредственно, с силой убеждения, превосходящей земной разум» Патриарх Болгарский Кирилл «Мы обязаны помнить тех, кто до конца прошел свой крестный путь, возделывая ниву Христову. Ныне они со Христом воскресают, прославленные в сонме святых новомученников, список которых еще далеко не закрыт» Н С. Георгиевский От издателей Несмотря на то, что время все больше отдаляет нас от земной жизни Митрополита Николая (Ярушевича) – прошло более сорока лет, – тема значимости жизни и творчества этого человека продолжает нарастать. Об этом говорит непрекращающийся поток людей, приезжающих к нему на могилу в Троице-Сергиеву Лавру, об этом же говорит и все увеличивающееся число публикаций о нем. Патриарх Алексий II на одной из панихид на могиле Владыки сказал: «Митрополит Николай жил в сложное время, и писать о нем было нельзя». Последние же десятилетия знаменательны изменением ситуации. Было широко отмечено 30-летие со дня кончины и 100-летие со дня рождения Владыки Николая. Организована фотовыставка и конференция в СПб Духовной Академии, опубликованы проповеди и очерк жизни в Журнале Московской Патриархии в 1992 году 1 – отчеты об этом см. в 1 части 5 тома «Слова и речи» Митрополита Николая (Ярушевича) : «Светлой памяти Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая» Константина Комарова (с. 4–8) и «Вечер памяти» архимандрита Сергия (с. 10–11). В 1994 году появляется сборник – часть 5-го тома «Слов и речей» (1957–1960) Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) Первые четыре тома вышли еще при его жизни и были переведены на многие иностранные языки. В 5-й том вошли не только собственно «Слова» Владыки Николая, но и «слова» о нем его современников и духовных чад. Эта книга, вышедшая тиражом 10000 экземпляров, сразу разошлась. В Приложении этого тома уместно воспроизведен некролог из Журнала Московской Патриархии за 1962 год «Памяти митрополита Николая» А. Ведерникова. В этом скорбном очерке вся жизнь митрополита Николая отражена как непрерывная цепь трудных и разнообразных послушаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Так Леонид и сделал. Отцу Николаю, как председателю Учебного комитета, стали показывать помещения академии. И в какой-то момент он говорит: «Покажите, где занимается первый курс». Отвели его в те помещения. Отец Николай указал на парту и сказал Леониду: «Ты теперь здесь занимаешься». Так продолжил свое обучение Леонид Ролдугин, несмотря на противодействие соответствующих органов.    Два Николая Между митрополитом Николаем (Ярушевичем) и протопресвитером Николаем Колчицким было деликатное соперничество. Как говорили в те времена: «В Москве было два Николая: Ярушевич и Колчицкий». Внешне они общались очень вежливо, интеллигентно. Но какой-то теплоты между ними не было. Если неприязнь и была, то где-то глубоко внутри. Если митрополит Николай (Ярушевич) уходил в отпуск, то отец Николай заменял его на Крутицкой и Коломенской кафедре. А если отец Николай Колчицкий был в отпуске, то высокопреосвященнейший Николай заменял его в Москве. Тогда говорили, что если в Москве владыка Николай делал какое-то назначение, то с течением времени отец Николай Колчицкий переводил этого священнослужителя на другой приход. Последнее богослужение В 1960 году отец Николай перенес инсульт. Летом он всё же был на службе. Рука у него была подвязана, поскольку парализовало всю правую сторону. Во время чтения Апостола он подошел к мощам святителя Алексия, приложился к ним, потом к Казанской иконе Божией Матери. В народе поднялся страшный шум от восторга. Затем он вошел в алтарь и встал на свое настоятельское место. В тот день служил владыка Никодим. Увидев отца Николая, он стремительно сбежал с горнего места и подбежал поздороваться. Ранее отец Николай не допускал, чтобы кто-то служил без его разрешения, а тут смирился и мирно облобызался. Это было последнее посещение отцом настоятелем Богоявленского собора. Отпевали протопресвитера Николая Колчицкого в соборе в январе 1961 году при большом стечении верующих. Похоронен он в Переделкино. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Гордий 1 октября 2017, 22:04 О личности отца Николая Колчицкого написано крайне мало.

http://pravoslavie.ru/106661.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа Главного редактора Радио «Радонеж» Н. Бульчука с монахиней Магдалиной (Некрасовой), посвященная памяти митрополита Николая (Ярушевича). 18.12.2016 22:01 Николай Бульчук 55-ая годовщина кончины Владыки Николая была ознаменована записью в студии монахини Магдалины (Некрасовой), которая помнит Владыку Николая еще со времен эмиграции. Беседовал Н. Бульчук. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 19.12.2016 - 18:03 Н.Бульчук в прямом эфире : Н.Бульчук в прямом эфире заявил, что советская эпоха была построена на страдании, крови и трагедии Русского народа. В советское время нам говорили, что Царская Россия была построена на страдании, крови и трагедии Русского народа, тем самым отсекала свои Русские корни. И мы знаем,что ничего хорошего из этого не вышло. Понимает ли он, что говоря так, он отсекает корни своей Родины, страны в которой он вырос. Нельзя воспитать новое поколение, вымарав свою историю черной краской. И еще: историю свою изучать надо. А если вы достоверно не знаете чего-то, то прислушайтесь к людям. которые старше вас, и опыт жизни у них другой. 20.12.2016 - 15:18 А разве не на страдании, : А разве не на страдании, крови и трагедии? Кто-то может возразить? Не было страданий тысяч Новомучеников и их крови? Не было трагедий миллионов семей, лишенных кормильцев? Русские корни отсекает только тот, кто критикует и обвиняет не по делу, а Радио " Радонеж " преимущественно пытается дать людям картину прошедшего объективно, ничего не " замазывая черной краской " . Как я могу " отсечь корни своей Родины " , если она укоренена в Православии и Преподобном Сергии? А к людям мы прислушиваемся и приглашаем их в студию для беседы, давая возможность прислушиваться к ним не только самим, но и нашим слушателям! 20.12.2016 - 22:03 Опровержением патриотического :

http://radonezh.ru/radio/2016/12/18/22-0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010