- 16 февраля 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение патриарх Алексий (Симанский) выступил с речью, в которой говорил об особой роли Русской Православной Церкви в истории России. Какой практический смысл был в этом выступлении, не было ли оно напрасным? - Здесь важно понимать, что перед этим выступлением патриарх Алексий (Симанский) говорил с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Григорием Карповым.  Интересна эволюция этого человека. С 1943 года он был рядом с архиереями, и это время не прошло для него даром. 21 февраля  1960 года, через пять дней, после выступления патриарха  Карпов был уволен на пенсию, он знал о своей скорой отставке и дал свое согласие на это выступление патриарха Алексия, поскольку у них были очень хорошие человеческие взаимоотношения. Интересно окончание этой речи, которую услышали многие люди и получили надежду на то, что верующие переживут и эти гонения: «Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».   Митрополит Николай (Ярушевич) -Одной из самых известных жертв хрущевских гонений стал митрополит Николай (Ярушевич). Как Вы оцениваете роль этого иерарха в истории Церкви и насколько обоснованы предположения о том, что митрополит Николай умер не без помощи других людей? - У патриарха Алексия и митрополита Николая были довольно сложные отношения в означенные годы, отставка митрополита Николая (Ярушевича) с поста председателя ОВЦС МП  была вынужденной, как и его последующее отстранение с кафедры. Вскоре  первый председатель Отдела внешних церковных сношений умер при странных обстоятельствах, приходили даже телеграммы от верующих с просьбой представить доказательства о том, что митрополит Николай не был отравлен. Что касается оценки его личности. Это был один из выдающихся архиереев ХХ века.  Как и патриарх Алексий, митрополит Николай прожил долгую и трудную жизнь, и  они правильно и глубоко оценивали то, что происходило в стране. Во многом он был прагматиком, и использовал любую  возможность для укрепления Церкви даже в тяжелейших условиях.

http://foma.ru/romantik-xrushhev-i-ego-c...

- 16 февраля 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение патриарх Алексий (Симанский) выступил с речью, в которой говорил об особой роли Русской Православной Церкви в истории России. Какой практический смысл был в этом выступлении, не было ли оно напрасным? - Здесь важно понимать, что перед этим выступлением патриарх Алексий (Симанский) говорил с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Григорием Карповым. Интересна эволюция этого человека. С 1943 года он был рядом с архиереями, и это время не прошло для него даром. 21 февраля 1960 года, через пять дней, после выступления патриарха Карпов был уволен на пенсию, он знал о своей скорой отставке и дал свое согласие на это выступление патриарха Алексия, поскольку у них были очень хорошие человеческие взаимоотношения.   Интересно окончание этой речи, которую услышали многие люди и получили надежду на то, что верующие переживут и эти гонения: «Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его». Мирополит Николай (Ярушевич) - Одной из самых известных жертв хрущевских гонений стал митрополит Николай (Ярушевич). Как Вы оцениваете роль этого иерарха в истории Церкви и насколько обоснованы предположения о том, что митрополит Николай умер не без помощи других людей? - У патриарха Алексия и митрополита Николая были довольно сложные отношения в означенные годы, отставка митрополита Николая (Ярушевича) с поста председателя ОВЦС МП была вынужденной, как и его последующее отстранение с кафедры. Вскоре первый председатель Отдела внешних церковных сношений умер при странных обстоятельствах, приходили даже телеграммы от верующих с просьбой представить доказательства о том, что митрополит Николай не был отравлен. Что касается оценки его личности. Это был один из выдающихся архиереев ХХ века. Как и патриарх Алексий, митрополит Николай прожил долгую и трудную жизнь, и они правильно и глубоко оценивали то, что происходило в стране. Во многом он был прагматиком, и использовал любую возможность для укрепления Церкви даже в тяжелейших условиях.

http://pravoslavie.ru/69978.html

18 июля , в день памяти преподобного Сергия Радонежского, состоялись торжества в Троице-Сергиевой лавре, в которых приняли участие: Патриарх Александрийский и всей Африки Христофор, Католикос и Патриарх всей Грузии Мелхиседек, Патриарх Румынской Православной Церкви Юстиниан, Митрополит Пражский и всей Чехословакии Елевферий, Митрополит Варшавский и всей Польши Макарий, представители Антиохийской Православной Церкви митрополит Илиопольский Нифон и епископ Сергиопольский Василий, представитель Болгарской Православной Церкви архимандрит Максим. Делегации восьми Православных Церквей приняли послание «К христианам всего мира», в котором звучали призывы поддержать мирные чаяния и надежды человечества. Особое внимание было уделено Александрийскому патриарху Христофору. (В мае 1955 года Совет Министров СССР принял решение о выделении ему 5 тыс. египетских фунтов для создания подворья Александрийской Церкви в Одессе). Материальная поддержка Восточных Патриархатов была традиционной в истории Русской Церкви. В 1955 году упрочение связей с Египтом стало и государственной внешнеполитической задачей . В августе 1955 года митрополит Николай (Ярушевич) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Представление о награждении от Совета по делам Русской Православной Церкви было внесено в ЦК КПСС еще в декабре 1954 года. Интересны, на наш взгляд, аргументы Совета: «В период окончания его [митрополита Николая] работы в Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний обещали наградить, но не наградили… за два-три последних года ждал присуждения Международной Сталинской премии “За укрепление мира между народами”…» Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Дни памяти: 12/25 октября, а также первое воскресенье после 25 января И далее интересный текст: «Несмотря на отрицательные качества, им проделана большая патриотическая работа, и в этом направлении он будет использоваться еще долгое время. С целью ослабить нездоровые настроения митрополита Николая и имея в виду предстоящие в 1955 году его поездки в капиталистические страны – Англию, Западную Германию, – по мнению Совета, было бы целесообразно отметить его патриотическую деятельность и в связи с исполнившимся 13 января 1952 года 60-летием». О каких отрицательных качествах и настроениях писал Г.Г. Карпов? О твердой убежденности, о желании поставить перед властью вопросы о созыве Поместного Собора, об увеличении количества духовных семинарий и академий, о проповеднической деятельности духовенства. Он всегда был неудобен власти, но она с уважением относилась к этому выдающемуся пастырю и большому международному деятелю.

http://pravoslavie.ru/58034.html

4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль иерархов Русской Православной Церкви – митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). Все трое сполна хлебнули арестов и лагерей, но, освободившись из них, продолжали вести православную, патриотическую работу. Сталин сам завёл речь о необходимости возрождения Церковной жизни и скорейшего избрания Патриарха. В ходе двухчасовой беседы обсуждались многие вопросы Русской Православной Церкви: о проведении Собора для избрания Патриарха, об открытии храмов и духовных учебных заведений, возобновлении издания церковного журнала и организации свечных заводов, расширении прав духовенства и снятии ограничений на деятельность религиозных общин. «Русская Церковь, – подчеркнул Сталин, – может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР». По указанию Сталина при Совнаркоме СССР создаётся специальный орган – Совет по делам Русской Православной Церкви, которому отводилась роль посредника между правительством и Церковью. «На этой встрече, – пишет Д. Поспеловский, – был заключён своего рода устный конкордат между патриархией и Сталиным, по которому Сталин обещал благосклонную политику и невмешательство во внутреннюю жизнь Церкви, а церковное руководство брало на себя поддержку Советской политики, особенно внешней политики. Функции квазиминистра иностранных дел Церкви были возложены на митрополита Николая (Ярушевича), ставшего митрополитом Крутицким, по положению и традиции – правой рукой Патриарха. (…) Сталин свои обещания сдержал. Массовых гонений на Церковь уже до самой его смерти не было…». Поместный Собор был проведён в кратчайшие сроки. «Собор состоялся 8 сентября 1943 года, и на нём Сергий (Страгородский) был официально избран Патриархом Московским и всея Руси, хотя он уже 17 лет фактически исполнял эти обязанности. Собор также избрал Священный Синод Русской Православной Церкви. Многие священники были возвращены из тюрем и лагерей. Собор 1943 года завершил процесс послереволюционной перестройки РПЦ, распавшейся в начале 20-х годов на несколько враждовавших между собой ответвлений. На очереди стояла консолидация Церкви по всей территории Советского Союза» (Сергеев А.Г. «Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет»).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ko...

Не стало Бориса Дорофеевича, но появился на ниве Христовой в качестве одного из делателей ее инок Николай. А на другой день 11 (24) октября в храме-усыпальнице Иоанновского женского монастыря, что на р. Карповке за Божественной литургией тот же Преосвященный Анастасий рукоположил инока Николая в сан иеродиакона. Таким образом, первая степень священнослужителя о. Николаем получена под сводами того св. храма во имя св. прп. Иоанна Рыльского, где почивает честными останками своими Всероссийский молитвенник, батюшка отец Иоанн Кронштадтский . Здесь у дорогой гробницы Кронштадтского отца, воплотившего в себе идеал православного пастыря, молодой о. иеродиакон получил благословение на новый жизненный путь, дабы и ему быть идеалом пастырства и красою архипастырства. В воскресенье 12 (25) октября опять в родном храме своей Alma Mater – Духовной Академии – за Божественной литургией Преосвященный Анастасий, рукоположил иеродиакона Николая в сан иеромонаха с причислением его к церкви 12-ти Апостолов, что при СПб Духовной Академии. В совершении этой литургии принимал участие протоиерей Дорофей, который стоял первым одесную архиерея, а потому самому родителю пришлось принять во св. Царских Вратах ставленника от диаконства и, обведя его трижды вокруг св. престола, подвести сына своего к пресвитерскому сану. Монашеский подвиг может выражаться в двух видах. Одни монахи несут свое служение Богу в строгом и внешнем уединении от мира, не выходя из стен монастыря. Другие, отвергнув свое «я», живут в гуще народной жизни и, как возжженный светильник на свещнице, светят миру своею высоконравственной жизнью. Тот и другой вид монашеского подвига равноценен. Иеромонах Николай поднял на себя второй вид монашеского подвига. Христиански настроенный, воспитавший себя на традициях отцов и учителей Церкви, в частности, св. Григория Нисского , иеромонах Николай начал «подвизаться добрым подвигом веры» вне монастыря. Он предается своей личной молитве и самоуглублению, желая опять погрузиться в свои ученые занятия, но высшая церковная власть налагает на него первое монашеское послушание: определением Святейшего Синода от 18 октября 1914 года он командируется на театр военных действий в санитарный поезд в качестве духовника-проповедника, с сохранением звания профессорского стипендиата. Приказом же о. протопресвитера военного и морского духовенства от 27 ноября того же года переведен исполняющим обязанности полкового священника Лейб-гвардии Финляндского полка. В тяжелых условиях походной жизни о. Николай получил простуду в тяжелой форме и, ввиду болезни, освобожден приказом от 27 декабря 1914 г. от обязанностей полкового священника и возвращается к научным занятиям при Академии, где продолжает работу над магистерской диссертацией. В 1915 году

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В 1944-1946 гг. православным были возвращены 2 храма в Москве и 52 в Московской обл. В Москве в 1945 г. были возвращены Всехсвятский храм на Ленинградском ш. и Успенский собор Новодевичьего монастыря. На 1947 г. в М. е. насчитывалось 210 действующих церквей, из них 33 в Москве и 177 в Московской обл. Имелись 1292 недействующие церкви: 174 в Москве, 1118 в Московской обл. 351 храм в Московской обл. был разрушен или сильно поврежден в ходе боевых действий. В 1945 г. несколько храмов Москвы получили статус кафедральных. 25 февр. патриарх Алексий I подписал указ об усвоении Богоявленскому собору Москвы статуса кафедрального, этим же указом настоятель храма прот. Николай Колчицкий был возведен в сан протопресвитера. C 1946 г. первым викарием М. е. с титулом «епископ Дмитровский» являлся Виталий (Введенский) , принятый в 1944 г. из обновленчества. Его кафедральным храмом стала Воскресенская ц. в Сокольниках. С кончиной еп. Виталия в 1950 г. Воскресенский храм утратил статус кафедрального. Преображенский (Петропавловский) храм являлся кафедрой Крутицкого митр. Николая (Ярушевича). Статус кафедрального имел и Воскресенский храм в Брюсовом пер. Патриах Сергий скончался 15 мая 1944 г. в своей резиденции в Чистом пер. В тот же день Синод в соответствии с завещанием почившего патриарха от 12 окт. 1941 г. назначил на должность местоблюстителя Патриаршего престола митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). 18 мая местоблюститель в сослужении митр. Крутицкого Николая (Ярушевича) и митр. Киевского Иоанна (Соколова) с сонмом пресвитеров и диаконов в Патриаршем Богоявленском соборе совершили литургию и отпевание патриарха Сергия и его погребение в Никольском приделе собора. Период местоблюстительства длился 265 дней. В это время продолжалась активизация церковной жизни в Москве, 14 июня в столице были открыты Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы, ставшие на мн. годы основными учреждениями по подготовке духовенства. М. е. в 1945-1990 гг. Патриарх Алексий I был избран на Поместном Соборе, проходившем 31 янв.- 2 февр.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.). Возобновлено в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии в 2006 г. 2 июля 1917 г., при 1-м богослужении новоизбранного архиеп. Петроградского и Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского ; с 13 авг. 1917 митрополит) в Петропавловском соборе Петергофа, передаваемом из придворного ведомства в епархиальное, у прихожан появилась надежда на то, что когда-нибудь «собор явится кафедральным собором уездного епископа» ( Посунько Н., свящ. Петергофское торжество//Изв. по Петроградской епархии. 1917. 32/33. С. 11). В этот день Петроградскому архиерею сослужил преподаватель столичной семинарии иером. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит). В июле 1920 г. Петроградскому митр. сщмч. Вениамину поступило ходатайство приходского совета петергофского Петропавловского собора о передаче патриаху свт. Тихону (Беллавину) просьбы об учреждении в Петергофе епископской кафедры; в документе подчеркивалось, что все храмы Нов. Петергофа (вост. часть Петергофа) присоединились к этой инициативе. Кандидат на должность викария в обращении не назывался, но подразумевалось, что таковым будет наместник Александро-Невской лавры архим. Николай (Ярушевич). Благочиннический совет Петергофского уездного окр. это начинание встретил скептически: «Насколько благочинническому надзору известно настроение общин на местах, то в таковых, как находящихся вблизи своего архипастыря, вопрос о епископской кафедре не только не обсуждался, но даже и не возникал, как не вызываемый никакой необходимостью» (ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1339. Л. 6). Тем не менее последовало повторное ходатайство правосл. петергофцев и жителей окрестных сел. Митр. сщмч. Вениамин в итоге принял решение ходатайствовать перед патриархом свт. Тихоном о рукоположении архим. Николая во епископа Петергофского по достижении последним канонического 30-летнего возраста с оставлением на должности наместника лавры. Резолюцией патриарха от 27 марта 1922 г. было учреждено П. в. Петроградской епархии, 7 апр. того же года состоялась архиерейская хиротония архим. Николая. На территории вик-ства действовало не менее 35 храмов. Кафедра викария располагалась в Петропавловском (бывш. придворном) соборе Петергофа (1895-1905, архит. Н. В. Султанов). Резиденция архиерея в 1922 г. находилась в Александро-Невской лавре, в 1926-1938 гг. Петергофский архиерей проживал в комнате коммунальной квартиры по адресу: Петергоф, Красный (ныне С.-Петербургский) проспект, 40, предоставленной викарию кнг. А. И. Бебутовой, членом приходского совета собора.

http://pravenc.ru/text/2580080.html

Воспоминания о дорогом незабвенном Митрополите Николае На веки веков сохранится память о Владыке Николае Разве можно забыть доброго, любвеобильного нашего дорогого Пастыря. Мы, Стрельнинские жители (в основном, юные), не пропускали службы Владыки в Петергофском соборе святых апостолов Петра и Павла. Мы наслаждались проникновенной службой Владыки Николая. Его чудные проповеди входили в наши юные сердца с глубокой любовью к Богу. По воскресным дням Владыка читал акафисты: «Иисусу или Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Эти акафисты Владыка Николай читал с большим чувством, произнося с любовью каждое слово. В моей памяти эти чтения акафистов остались навсегда. Часто Владыка служил в пригородах Петергофа, а также у нас в Стрельне. Мы старались встретить нашего Владыку с большой любовью и при встрече у входа в храм буквально осыпали Владыку цветами. Сила молитвы Владыки Николая была велика. У меня тяжело заболел папа, и я с глубокой скорбью попросила Владыку помолиться о нем. Вскоре мой папа выздоровел от своего тяжелого недуга. В 1938 г. собор святых апостолов Петра и Павла был закрыт, и Владыка Николай жил и служил в Ленинграде. Последнее служение его было в Москве. Иногда Владыка Николай приезжал в Ленинград. В 1950 г. Митрополит Николай служил литургию в Никольском соборе. После службы Владыка всех благословлял. Благословил и меня с сыном (3 года), а потом долго держал руку на его головке, молясь о сыне. Владыка Николай был ко всем очень внимателен и ни в чем никому не отказывал. После войны Владыка Николай ежемесячно высылал одной бедной женщине (прихожанке Стрельнинской церкви) 200 рублей. Мне по почте Владыка прислал 4 тома «Слова и речи». Всегда поздравлял меня с праздником и днем Ангела. Владыка Николай заочно благословил наш новый дом. В 1989 г. в Петергофе открыли собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Для меня это была великая радость. Я благодарю Господа за Его Милость ко мне, грешной, что я могу присутствовать и молиться в нашем соборе, в котором горячо молился наш незабываемый Владыка Николай, и сейчас мы чувствуем, что дух Владыки с нами здесь, в соборе. Скончался Владыка 13 декабря 1961 года. Вечная память! Царство Небесное, дорогой Митрополит Николай! Нива Сергеевна Конькова Читать далее Источник: Златоуст XX века (Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников) — СПб: «Нева-Визит», 2003. - 256 стр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Вообще Ленин и Хрущев, при всех их внешних различиях очень близки внутренне. Это прежде всего яростные разрушители духовной, да и материальной жизни народа. Вспомним хрущевскую политику по отношению к деревне, добивающую крестьянские хозяйства, внешнеполитические авантюры, разрушение целых родов войск в армии... Одним словом, сатанинскую идею по скорейшему построению «коммунизма» Хрущев проводил по всем направлениям с присущей ему энергией. Однако, чаша терпения вскоре переполнилась. И что, конечно, не может быть случайностью, смещение «кукурузника» со всех постов произошло на Пленуме ЦК 14 октября 1964 года, причем именно в ночь, когда Русская Православная Церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы! Ведь наша Церковь и является воплощением идеи – Дом Пресвятой Богородицы, причем сам Покров – праздник преимущественно русский национальный. Сам Андрей Юродивый, которому в X веке в Константинополе явилась Пресвятая Богородица, держащая Свой Покров над молящимися в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых, был славянином, македонцем. Причем, так торжественно, как у нас на Руси, этот праздник нигде не отмечается, даже в братских Церквях Сербии и Болгарии. Храмов в честь Покрова в России – бесчисленное множество... Тема хрущевских гонений неразрывно связана с именем великого святителя Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) , о котором и хотелось бы рассказать. По национальности он был белорус, его отец служил настоятелем Ковенского кафедрального собора. Этот храм и сейчас стоит в Ковно (Каунасе), но в начале 1920-х годов он был превращен в костел. Что интересно, роспись стен осталась прежней, над органом и сейчас находятся изображения Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Алексия, митрополита Московского и Всея Руси... В начале века это был гигантский для западнорусского края собор. Юноша (в миру Борис Дорофеевич Ярушевич) с детства проявлял незаурядные способности к математике. Еще когда он заканчивал гимназию в Ковно, всех поражало его уникальное дарование. Протоиерей Дорофей хотя и желал, чтобы сын наследовал священство, сдался перед уговорами и отдал сына на математический факультет Петербургского университета. Однако, молодой Борис не пошел по пути, который ему предсказывали. Закончив, причем с блестящими успехами, первый курс университета, он поступает в Петербургскую Духовную Академию, экстерном сдав экзамены за Семинарию. По окончании курса Академии он принимает монашество с именем в честь Святителя и Чудотворца Николая. Вот эти решительность, бесстрашие и ярко выраженное волевое начало были свойственны Владыке от начала его жизни и до конца, когда он единственным из всех русских святителей открыто выступил против хрущевских гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010