Другой важной археологической находкой была стела Адад–Нирари III (811–783 гг. до Р. X.), обнаруженная в 1967 году в Телль–эр–Римахе в Северном Ираке. В надписи на этой стеле упоминается имя царя Иоаса, сына Иоахаза. Надпись сделана по указанию ассирийского царя, в ней сообщается о том, что в первый год своего правления он «получил дань от Я’асу (то есть Иоаса) самаритянина, от правителя Тира и правителя Сидона». 317 Таким образом, историчность еще одного израильского царя подтверждается археологически.   Пиры, ложа с отделкой из слоновой кости и дорогие благовония   На время правления израильского царя Иеровоама II и иудейского царя Озии приходится деятельность двух великих пророков, Амоса и Осии, которые в своих проповедях обличали народ за вероотступничество, бичевали князей и народ за грехи, забвение Бога и поклонение идолам. Пророк Амос также порицал бесполезную роскошь и чрезмерное богатство Самарии. Хотя сам он жил в Фекое, находившейся в Иудейском царстве, в 19 км к северу от Иерусалима, и именно там проповедовал покаяние ( Ам. 2, 4, 5 ), тем не менее он обличал и северное царство, и особенно его столицу Самарию ( Ам. 4, 1 ), а также идолослужение в Вефиле, где почитали золотого тельца ( Ам. 4,4 ). О самаритянах Амос сказал следующее: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! Пройдите в Калне и посмотрите; оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? Не обширнее ли пределы их пределов ваших? Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями и не болезнуете о бедствии Иосифа!» ( Ам. 6,1–6 ). Археология пролила свет на эти слова Амоса, резко осуждающего негу, необузданную роскошь и характерное для самаритян материальное благополучие. В результате раскопок, начатых в Самарии в 1931 году группой археологов под руководством англичанина Дж. Кроуфута, в районе крепости и акрополя Самарии были обнаружены многочисленные фрагменты декоративной отделки из слоновой кости, подтверждающие слова пророка о ложах из слоновой кости. Большая часть фрагментов представляет собой пластины или рамки с рельефами. Очевидно, они украшали ложа или другую мебель. На рельефах встречаются изображения цветков лотоса, лилий, папирусов, львов, быков, оленей, крылатых мифологических существ с человеческим лицом, сфинксов и таких египетских богов, как, например, Исида и Гор. Некоторые изображения украшены золотом, полудрагоценными камнями, порошком из цветного стекла. 318

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

«...и оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:13–16; Ис. 9:1 –2). У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» – с гор, из Назарета, в низину, на берег – в Капернаум. Пришел всей семьей, «малой церковью»: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин. 2:12). Переселение объяснялось религиозным конфликтом: помните, при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне», – жители Назарета в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы. Капернаум (Кфар-Нахум: «село Наума») в действительности представлял собой небольшой рыбачий поселок. Но, как подобает городу, был огражден четырехугольником городских стен – почти игрушечных: в 1000 шагов длины, 500 ширины. Благодаря положению на границе двух тетрархов – братьев Иродов, Антипы и Филиппа, а тем паче «на пути приморском» – римской Via Maris, военно-торговой дороге, соединявшей Кесарию Стратонову (на Средиземном море) и Дамаск, в городе была таможня. Таможенную пошлину, «мыт», взимал здесь с пересекавших границу «мытарь Матфей», призванный Господом будущий Евангелист. Был в городке и военный блокпост, во главе с римским центурионом – тем самым «капернаумским сотником», слугу которого исцелил Иисус. Вследствие небольших размеров, Капернаум в большей своей части раскопан и превращен в археологический музей-заповедник, который содержат францисканцы. Здесь все, как во времена Спасителя. Узкие улочки с тесными рыбачьими домами из темного базальта – и синагога, единственное светлое и величественное здание в городе, сложенное из плит белого, отполированного, как мрамор, известняка. Она, конечно, на два века «моложе», – воздвигнута в III в., перестроена в V в., – но стоит на месте той, евангельской, в которой учил Иисус, построенной для горожан центурионом («он любит народ наш и построил нам синагогу», – говорили Христу иудейские старейшины Капернаума).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Кого же обольстит антихрист своею ложью и хитростью? II. Поверят ему лишь те, кто любви истины не приняли (2:10–11) 2:10. Он обольстит погибающих, таких, которые отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди и зная, что они идут к погибели, не хотят свернуть на путь спасения. И они погибнут не потому, что Бог определил их к погибели, а потому, что сами возлюбили пагубный образ жизни и нрав за то, что они не приняли любви истины для своего спасения, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хотя и видят ее. Существенная же истина есть та, что Бог послал в мир Сына Своего, чтобы спасти мир Своею кровью и учением. Кто прилепляется ко Господу и Его учению, тот любит истину, и наоборот. 2:11. Злой дух постоянно порывается завладеть всеми людьми и завладел бы, если бы Господь попустил ему это. Бог же будет хранить людей до того последнего момента, когда люди совсем не захотят бороться со злом, и не будет уже никакой надежды на их исправление и обращение к Богу, тогда Он и отнимет Свою руку, удерживающую злого духа, допустит ему овладеть людьми, и тот овладеет ими вполне. III. За что погибнут неверы? (2:12) 2:12. Все эти не веровавшие истине, сердцем не принявшие живой Евангельской проповеди и не устроившие согласно ей своих чувств и расположений, напротив, всем сердцем предавшиеся лжи и обману антихриста, осуждены будут на вечную гибель. Раздел третий. Источник утешения солунян – быть верными в вере (2:13–15) 2:13. Вам, солунянам, как бы так говорит святой Павел, нечего печалиться и опасаться за свою участь, благодарение и слава Богу, Он возлюбил вас, от вечности предусмотрел вас, избрал и предопределил ко спасению (ср. Рим. 8:28 ). По действию благодати Святого Духа и при готовности вашей принять нашу проповедь, Господь послал вам благодать Святого Духа, которая освятила вас, породила истинную веру и оживила ее. 2:14. К этому освящению вас благодатью Святого Духа, вере и спасению чрез них вы призваны были нашей проповедью. Бог послал нас к вам, дал нам слово, Он же сообщил нашему слову и силу такую, что слушая ее, вы приняли ее как слово Божие, и согласились пойти на его зов. Концом и целью призвания будет достижение славы – прославление здесь на земле, своей доброй жизнью Самого Господа Иисуса Христа (см. 1Кор. 6:20 ), а там, в будущей жизни, прославление себя славою Господа нашего Иисуса Христа (см. Ин. 12:26, 17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Нам известно, что во время пребывания Нерона в Греции (в конце 67 и в первой половине 68 г.) Римом правили префекты Гелий и Поликлет. Это было в двенадцатый год царствования Нерона. При этих префектах и пострадал апостол. Так окончилась большая жизнь великого человека. Предание, идущее от Отцов Церкви III–IV века – Тертуллиана и блаж. Иеронима, гласит, что апостол был усечён мечом. Мученическая смерть апостола произошла за три мили от Рима на Остийской дороге, недалеко от нынешней базилики (храма) St. Paolo. Останки апостола хранятся частью в римском соборе св. Петра, частью – в Латеранском – главных храмах католического мира. Мы дали далеко неполную характеристику жизни и деятельности великого апостола языков. В заключение нам остаётся сказать несколько слов об апостоле. Мы называем св. Павла великим апостолом. Величие ап. Павла открывается, прежде всего, в его личности, а затем и в его деятельности. В истории человечества трудно найти более целостный образ, более целостную личность, чем личность ап. Павла: от первых шагов своей апостольской деятельности до темницы Рима, в течение почти тридцатилетнего служения он сохраняет единство с самим собою, единство в своём учении и деятельности, какое поистине могут сохранять только избранники Божии. Это единство учения и целостность личности апостола созданы его верой в Христа Спасителя, его любовью к Богу и человеку, осветившими всю его жизнь и деятельность. «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» 127 , – говорит о себе апостол. Эта преданность Христу Спасителю и делу распространения благовестия Христова о спасении человека, о любви Бога к человеку, об ответной любви людей к Богу и между собой, о равенстве всех в Церкви Христовой, чуждом национальной ограниченности, о мире людей во всем мире – была целью жизни великого апостола. Ради осуществления её он готов был терпеть всё и терпел. «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь, и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников..., в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» 128 , – говорит о себе апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Некоторые из Селевкидов, как Антиох II, IV и VI, присвоили себе имена θες, θες πιφανς, πιφανς Δινυσος 228 . Об Антиохе Епифане в ( Дан.11:36–37 ) говорится, что он «будет считать себя выше и больше всякого бога, и против Бога богов будет говорить чудовищные речи... На бога отцов своих он не будет обращать внимания... и на других богов, потому что выше всех будет считать себя». Не отличался уважением к святилищам подчинённых народов и Антиох III, действовавший, как говорится о нём в пророчестве Даниила ( Дан.11:16 ), «по своему произволу». Во время пребывания своего в Экбатанах, он ограбил находившийся в этом городе храм, обладавший большими богатствами 229 . Самая смерть этого государя была следствием произведённого им разграбления Юпитерова или Белова храма в Елимаиде 230 . Известно также, что сирияне оказывали божеские почести некоторым из своих древних царей, прославившихся благодеяниями по отношению к своему народу, или победами над врагами. Так, они боготворили Адада и Азаила 231 . Описавши покорение многих могущественных народов войсками непобедимого завоевателя, автор книги Иудифь обращается к своему отечеству. Иудеи, недавно возвратившиеся из плена и восстановившие храм и богослужение, очень испугались, «услышав обо всём, что сделал с народами Олоферн», и решились защищаться против врага религии. «Они послали (призыв к защите) во все пределы Самарии и Конии (Κωνς, Κνα, Κλα, Κελα, Κμας) 232 , и Ветерона (Βαιθωρν) 233 , и Вельмена (Βελμν, Βελμαν, Αβελμαεν, сирск. Abel Mecholo, древне-лат. Abelman) 234 , и Иерихона, и в Хову (Χωβ, Χβα, Κοβλλα) 235 , и Эсору (Αισωρ, σσαρν, Βεθουλ, древне-лат. Belon) 236 , и в равнину Салимскую (αλνα Σαλμ) 237 , заняли все вершины высоких гор, оградили стенами находящиеся на них селения и снабдили их запасами только-что собранного с полей хлеба. «А великий священник Иоаким написал жителям Ветилуи и Ветомесфема, лежащего против Ездрилона, на передней стороне равнины, близкой к Дофаиму, чтобы они заняли восходы в нагорную страну, потому что через них был вход в Иудею, и легко было им воспрепятствовать приходящим, так как тесен был проход даже для двух человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Но, как думает святой Златоуст, наряду с истинными пророками, начали появляться мечтатели и даже ложные пророки, которые или свои мечты, или внушения диавола начали выдавать за откровение Божественное, вследствие чего христиане стали пренебрегать, уничижать дар пророчества, может быть, даже запрещали говорить пророкам в собрании. Ввиду этого святой Павел пишет им: по той причине, что у вас есть несколько лжепророков, вы ради них не противодействуйте пророкам истинным и не отвращайтесь от них. 5:21–22. Святой Павел как бы решает недоумение – что же? Неужели нам принимать и лжепророков? Нет, но все искушайте, то есть и ложное и истинное, все с испытанием разбирайте, добрые пророчества принимайте, то есть принимайте их за истинное откровение Божие, а ложные отвергайте (Златоуст, Феодорит). Для распознавания от Бога ли то, что говорят в пророческом духе, или это есть собственное мечтание говорившего и вражеская прелесть, в первенствующей Церкви был особый дар – различения духов ( 1Кор. 12:10 ). Вообще, не только в пророчестве, но и во всяком деле в жизни ревнующего о богоугождении и спасении против всякого доброго начинания возникает злое помышление, а иногда и влечение, происходящие от неочищенного еще от страстей сердца, так что при исполнении первого не обойдешься без того, чтобы не побороться с последним. Поэтому святой Павел пишет: удерживайтесь (в слав. отгребайтесь), отстраняйтесь, отвращайтесь от всякого рода зла, от всякого даже малейшего вида зла, чтобы свободнее держаться доброго. Это для того, чтобы во всем существе человека царствовало одно добро. Об этом святой Павел говорит далее: 5:23. Сам же Бог мира, да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. III. Последняя цель к которой должны все стремиться с обнадеживанием в ее исполнении (5:23–24) Последняя цель, к которой должен стремиться каждый христианин, ревнующий о своем спасении, есть очищение себя от всех страстей, чтобы ни в одной части его природы не осталось ничего нечистого, а чтобы весь он стал чист и непорочен пред лицем всевидящего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Оба отличаются одинаково своеобразным складом речи – в соединении предложений ( 1Ин.2:8, 5:6 – Ин.17:2, 6:34, 37, 7:49 ), в выражении определяющего слова посредством причастия с вспомогательным глаголом ( 1Ин.1:4, 4:12 – Ин.1:34, 5:21, 23–24, 27–28 ), в приведении частиц ( 1Ин.4:17, 2:1, 23 – Ин.2: 50, 15:8, 13:34, 15:17, 16:33 ). Общи тому и другому – сильная любовь писателя к параллелизму и к антитезам (οκ – λλ), demonstrativa с τι или να, элиптическое λλ’ να, καϑς κα и ο καϑς, родит. с κ ( 1Ин.4:13 – Ин.1:35, 6:8 ), дат. орудн. с ν ( 1Ин.2:3, 5:6 и др. – Ин.1:26, 33, 16:30 ), частое употребление ϑεωρεν и ϑεσϑαι, когда от ρν употребляется только perfectum, – и затем отдельные выражения: τν ψυχν τιϑναι πρ, ϑες ληϑινς, σωτρ το κσμου,κσμος, τεκνα, παιδα, φανειν, ντολ καιν, τηρεν (διδναι) τς ντολς (τν λγον), τ ρεστ ποιεν, χειν, ποιεν и αρειν τν μαρταν, πιστεειν в связи с γινσκειν, μολογεν и ρνεσϑαι, μαρτυρα и μαρτυρεν (тогда как μρτυς, μαρτριον ιι μαρτυρεσϑαι не встречается), χειν и μνειν ν, μνειν ες τος ανας, δνασϑαι о нравственной возможности, χρεαν χειν να, γνζειν αυτν, νϑρωποκτνος и др. Такое сходство Евангелия и послания замечено было уже в III в. Дионисием Ал. «Евангелие и послание, – говорит он, – согласны между собою и одинаково начинаются; первое говорит: «в начале было Слово», – последнее: что было от начала; в том сказано: «и Слово стало плотью и обитало с нами и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ), тоже и в этом, с небольшим лишь изменением: возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши о Слове жизни; ибо Жизнь вечная, которая была у Отца, явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). Иоанн верен себе и не отступает от своей цели; он раскрывает все в одинаковых периодах и теми же словами. Приведем вкратце некоторые из них. Внимательный читатель в каждой из упомянутых книг часто встретит слова: жизнь, свет, прехождение тьмы; непрестанно будет видеть истину, благодать, радость, плоть и кровь Господа, суд, оставление грехов, Божию любовь к нам, заповедь о взаимной нашей любви, и о том, что должно соблюдать все заповеди, также осуждение мира, диавола, антихриста, обетование Святого Духа, сыноположение Божие, во всем требуемую от нас веру, везде – Отца и Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Павел был создателем христианства в греко – римском мире не только в смысле привлечении верующих и образовании христианских общин, но и в смысле создания нового христианского вероучения. Он никогда не видал Иисуса и не слышал его учения, познакомился с учением Иисуса по рассказам других. Но он понял учение Иисуса по своему, придал ему совершенно новый вид и такую форму, какая была одинаково привлекательна и доступна для всякого человека, всякой веры и всякой национальности. Конечно, это христианское богословие Павла не было похоже на подлинное учение Иисуса; но оно имело для будущего развития христианства огромное значение. Когда погибла Иудея, перевес среди христианских общин перешел на сторону греко – римских общин, основанных Павлом, и церковные учителя II – III века стали развивать христианское вероучение в том самом направлении, какое наметил Павел. Поэтому, Павла принято называть вторым, после Иисуса, основателем христианства. Проповедь апостолов была обращена к тем же обездоленным и притесненным, к которым обращался со своим учением и Иисус. Апостолы, изложив учение Иисуса, заповеди, которые он велел соблюдать, картину будущего царства, которое он обещал своему „малому стаду“, кончали свои проповеди таким призывом от имени Иисуса: „Приидите ко мне все трудящиеся и обремененные, и я успокою вас. Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашими – ибо иго мое благо, и легко бремя мое“. И в ответ на этот пламенный призыв шли в христианские общины бедные ремесленники и рабы, убогие и калеки, все, кому тяжко и трудно было жить; только единицами считались христиане из людей образованных и с достатком. Апостолы считали такой состав христианских общин вполне соответствующим заповедям Иисуса и промыслу божию. В коринфской общине, по словам её основателя, апостола Павла, было „мало мудрых по плоти, мало могущественных, мало благоразумных; но глупое мира избрал бог, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал бог, чтобы посрамить сильных, и безродное мира и униженное избрал бог и нестоящее, чтобы посрамить стоящее“. Богатым апостолы повторяли изречение Иисуса богатому юноше: „все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище в небесах; возьми крест свой и следуй за мной“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Поклонение на восток было известно евреям, но они смотрели на него, как на обряд языческий, что ясно видно из видения Иезекииля. «И ввел меня – говорит пророк – во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около 25 мужей стоят спинами своими к храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу. И сказал мне: видишь ли сын человеческий? Мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзости, какие они делают здесь?» ( Иез. 8:16,17 ). Отсюда можно с вероятностью предполагать, что у иудеев обращение храма святилищем на запад имело значение отрицания поклонения солнцу, что Моисей, заповедуя, по повелению Божию, ставить скинию входом к востоку, хотел таким образом лишить евреев всякой возможности совершать, хотя бы даже только видимо, поклонение солнцу, что так свойственно было многим язычникам. Но не смотря на то, что в ветхозаветном культе, основанном на откровении, этот обычай, обращения на восток не был принят и даже считался как бы предосудительным, у христиан он получил самое обширное употребление с древнейшего времени. Правда ни в св. писании Нового Завета, ни в писаниях мужей апостольских не упоминается об этом обычае, но тем не менее очень вероятно, что он существовал в церкви уже и при апостолах; таково по крайней мере предание церкви, ясно выраженное многими древними отцами и учителями. Так еще в III в. Ориген писал, что обычай этот принят церковью от великого Первосвященника, т. е. Христа и его сынов, т. е. апостолов 262 . В IV в. св. Василий великий причислял этот обычай к числу тех, которые христианская церковь прияла «от апостольского предания по преемству в тайне 263 . Очень вероятно, что указанный обычай обязан своим происхождением тем символическим представлениям о солнце и востоке, которые нередко встречаются в св. писании. В новозаветных книгах Христос называется напр. светом мира ( Ин. 8:12 ), востоком свыше ( Лк. 1:78 ) и т. п. Отсюда естественно должно было явиться у христиан особенное уважение к востоку, как к символическому образу Христа, а затем и обряд обращения на восток при молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Пр. Исаия, предвозвещая власть и славу Мессии, называет Его Князем мира ( Ис.9:6 ), также Отроком, на Котором Дух Иеговы, но Который и трости уже надломленной не преломит и льна курящася не угасит (42:1–3). Мир, который водворится в царстве Мессии, пророк изображает в таких поразительных образах: И будет препоясанием чресл Его (Мессии) правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда ( Ис.11:5–9 ). Он же изображает царство Мессии, как царство света и боговедения ( Ис.60:1–3; 11:9 ). Пр. Михей называет Мессию – великого царя до краев земли – миром, т. е. водворителем мира (5:3–5). Под вечною Его державою, по словам пророка, перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (4:3). Пр. Захария предъизображает Мессию – Царя над Сионом, – Царем кротким и спасающим, праведным, Который истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушит бранный лук; и возвестит мир народам (9:9–10). Владычество Мессии над народами будет основано не на победах и завоеваниях ( Ос.1:7 ), а на свободной покорности Ему народов. К Нему обратятся язычники ( Ис.11:10 ), Он будет чаянием или желанием всех народов земных ( Агг.2:8 ), будет князем-пастырем ( Иез.34:23–24 ). О духовном характере царства Мессии свидетельствует изображение и наименование оного у пророков царством святых ( Дан.7:18, 27; 12:3 ; ср. Ис.4:2–3; 50:21 ). III. Предсказания пророков о происхождении Мессии по плоти касаются: рода, из которого Он произойдет, образа и места Его рождения, а также времени Его явления миру. По предсказаниям пророков, Мессия имел произойти от корене Иессеова, из рода Давидова. – И произойдет, говорит пр. Исаия, отрасль (βδος – прут, точнее с евр. – ветвь, отпрыск) из корня Иессеева (с евр. точнее – от усеченного дерева, собственно ствола, – предъуказание того униженного состояния, в котором род Давидов находился в год рождения Спасителя мира, сына Давидова), и ветвь произрастет от корня его; ипочиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:1–3 ; сн. 10 ст.). Пр. Иеремия называет Его отраслью Давида (23:5; 33:15). Пр. Иезекииль, возвещая в Мессии пастыря с владычественною властью князя в Израиле, называет Его Давидом ( Иез.34:23, 24 ), в смысле происхождения Его от Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010