Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Николай 15 мин., 16.12.2018 Значение и история имени Николай Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λας», что значит «народ». Таким образом, изначально Николай ни кто иной, как «победитель народов». В России же имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, в первую очередь ассоциировалось с любимейшим святым — святителем Николаем Чудотворцем. В дореволюционной же России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I. Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию. Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник. Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами. Потеря интереса к имени Николай наблюдается в России только в 50-60 годы XX века, и то ненадолго. По данным официальной статистики, в последние двадцать лет интерес к имени Николай в России хотя и снижается, но не перестает. Проверьте и убедитесь: из двадцати пяти мужчин в России как минимум один - Николай. Житие святителя Николая Чудотворца Святитель Николай был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай,  они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай. Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.

http://foma.ru/imya-nikolaj.html

Критика: По поводу издания «Лекций» профессоров Н. И. и А. И. Сагарды диакон Андрей Глущенко Рекомендуем использовать научное издание этого труда: Лекции по патрологии I-IV века Содержание Введение Христианская литература. Церковная литература Значение изучения древне-церковной литературы Понятие об отцах Церкви Признаки «отца Церкви» в отличии от других церковных писателей Учители Церкви. Церковные писатели Авторитет отцов Церкви История изучения древне-церковной письменности Господствующий у протестантских церковных историков взгляд на патристическую науку Научно-церковная точка зрения на предмет Состав древне-церковной литературы, подлежащий специальному исследованию в патрологической науке Задача изучения древне-церковной литературы Метод изучения древне-церковной литературы Наименование науки Критическое исследование произведений древне-церковной литературы Период первый. Древне-Церковная литература времени мужей Апостольских Введение I. Учение 12-ти апостолов I. 1. Содержание Учения 12-ти Апостолов I. 2. Древние свидетельства о памятнике I. 3. Вопрос о происхождении «Учения 12-ти Апостолов» I. 4. Время написания памятника I. 5. Место происхождения Διδαχ I. 6. Отношение Διδαχ к Священному Писанию и характеристика памятника со стороны языка и общего тона изложения I. 7. Историко-каноническое и литургическое значение Διδαχ II. Послание апостола Варнавы II. 1. Содержание Послания II. 2. Анализ содержания Послания II. 3. Вопрос об авторе Послания II. 4. Краткие сведения о жизни Апостола Варнавы II. 5. Время происхождения Послания II. 6. Читатели Послания и место его происхождения III. Святой Климент Римский III. 1. Сведения о жизни св. Климента III. 2. Послание к Коринфянам: исторические свидетельства о нем и текстуальное предание III. 3. Содержание Послания III. 4. Анализ содержания Послания III. 5. Время написания Послания III. 6. Характер Послания и его значение III. 7. Так называемое Второе Послание Климента Римского IV. Святой Игнатий Богоносец IV. 1. Сведения о жизни святого Игнатия IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Содержание Предисловие автора I. Царственное священство II. Поставление лаиков III. Служение лаиков I. Служение лаиков, как служение народа Божьего II. Священнодействия в церкви III. Служение лаиков в области священнодействия. IV. Служение лаиков в области церковного управления. V. Служение лаиков в области учительства. IV. Дело служения I. Особые служения II. Апостол. III. Евангелист. IV. Пророк. V. Учитель. V. «Предстоятели в Господе» I. «Все должно бытъ благопристойно и чинно». II. Предстоятель III. Епископы-пресвитеры новозаветных писаний. IV. Происхождение и смысл терминов «пресвитер» и «епископ» V. Служение вспомоществования. VI. «Приносящий благодарение»  I. Проблема возникновения служения епископов-пресвитеров II. Иудейская и Христианская «хабура». III. «Семь» Иерусалимской церкви и их служение IV. Свидетельства первоначальной христианской письменности о старейшем пресвитере V. Служение старейшего пресвитера VI. Поставление старейшего пресвитера VII. Смещение старейшего пресвитера и его заместитель VII. Епископ I. Епископ, как преемник старейшего пресвитера II. Первосвященническое служение епископа. III. Перемены в церковной жизни, вызванные превращением старейшего пресвитера в епископа IV. Апостольское преемство VIII. Власть любви Библиография Указатель святоотеческих и древнехристианских источников Предметный указатель     ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Наименование «Ecclesia Spiritus Sancti» мы находим у Тертуллиана . Оспаривая у епископов, в частности, вероятно, у Каллиста Римского, власть «вязать и разрешать», Тертуллиан утверждал, что она принадлежит «Церкви Духа», а не «церкви психиков». Ему казалось, что «великая церковь » забыла о пророческом вдохновении, и он со всей страстностью своей натуры бросился в объятия монтанизма, в котором пророчество выдвигалось на первый план. Конфликт кафолической церкви с монтанизмом, может быть, самый странный конфликт, какой мы находим в истории церкви. Церковные будни неизбежны в церковной жизни, когда она начинает отстаиваться, но меньше всего церковь конца II-ro века или начала III-ro века думала отказываться от даров Духа. Вступая в борьбу с монтанизмом, Церковь не отвергла пророчества, что она и не могла сделать, но она боролась за саму себя. В поисках вдохновения Тертуллиан не заметил, что он вступал на путь, который выводил его из Церкви, т. к. монтанизм разрушал Церковь, а разрушая Церковь, он отказывался от даров Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинοпольские епискοпы Номер по порядку Константинοпольские епискοпы Время поступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Доген Елевферий Феликс (св. апр. 15) Афиноген Евзовий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константинт) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий) Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (авг. 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел 1 (во второй раз) Македоний (арианин) Павел 1 (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел 1 (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (окт. 24) Флавиан, блажен Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во втор. раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй ра) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфиродный Антоний II Николай IV, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний I, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн III, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II Куркуас Косма II, Антик

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Закрыть itemscope itemtype="" > Император Николай II как истинный христианин и православный Государь Память 17 июля 17.07.2023 4347 Время на чтение 12 минут «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия». Император Николай II Святой царь-мученик Николай Александрович Романов (Николай II) родился 6 (18) мая 1868 года в Царском Селе. Он был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Будущий император получил блестящее образование: знал 5 иностранных языков, изучил русскую и мировую историю, разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Всестороннее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, в чем была несомненная заслуга протопресвитера И.Л. Янышева, его духовника и учителя. И.Л. Янышев преподавал цесаревичу курс канонического права в связи с историей Церкви, знакомил высокородного ученика с главными отделами богословия и историей религии. Кстати, протопресвитер Янышев оставался царским духовником вплоть до кончины, последовавшей в 16-й год правления Николая II. Николай II вступил на престол 21 октября 1894 года в 26-летнем возрасте. Судьба этого благородного, прекрасного человека была глубоко трагичной. Родился будущий царь в день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального; этому совпадению царь придавал особое значение, так как остро чувствовал, что его судьба будет сходна с мученической жизнью праведного Иовы. «У меня более чем предчувствие, - говорил он, - что я обречен на страшные испытания». Николай II с честью прошел эти испытания, предпочитая смерть измене Христу и России. Вера во Христа-Спасителя была основой мировоззрения Императора Николая II. Личная вера для него была связана с обязательным исполнением установленных Церковью правил, посещением храма и молитвой. По свидетельству современников, Николай Александрович начинал и заканчивал свой день молитвой. Протопресвитер Георгий Шавельский, общавшийся с императором в Ставке во время мировой войны, свидетельствовал о «смиренной, простой и непосредственной» религиозности царя, о неукоснительном посещении им воскресных и праздничных богослужений. Николай II часто совершал паломнические поездки в церкви и монастыри во многих местах страны, благоговейно поклонялся местным святыням - святым мощам и чудотворным иконам, участвовал в торжествах в память многих российских святых и церковных событий.18 июля 1903 года царская чета побывала в Сарове на прославлении Серафима Саровского. Как и его прадед, император Николай I, он был покорен Промыслу Божию. Он верил, что само Провидение управляет его поступками.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/26/...

Высокопреосвещеннейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 27 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 21 июня отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, третий по старшинству архиерейской хиротонии иерарх Русской Православной Церкви. Высокопреосвященнейший Николай (в миру — Николай Васильевич Кутепов) родился на хуторе Кутепове Больше-Кал­мык­ского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина. Две его тетки были монахинями в Тульском Успенском монастыре, дяди служили в императорской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался служить в РККА и стал прототипом генерала Серпилина в романе К. Симонова “Живые и мертвые”. Окончив школу в Туле, Николай Кутепов был призван в армию и зачислен в Тульское оружейно-пулеметное училище, из которого в 1942 г. отправился на фронт. Воевал под Сталинградом, получил два пулевых ранения и обморожение ног; демобилизован в 1943 г. после ампутации пальцев ног. Был награжден медалью “За боевые заслуги”, орденом Отечественной войны II cmenehu. В 1944 г. поступил в Тульский механический институт. Будучи студентом, прислуживал за архиерейскими богослужениями как иподиакон, а в октябре 1946 г. был назначен секретарем Тульского архиепископа. В 1947 г. Н. Кутепов выбыл из института и начал готовиться в семинарию. В сентябре 1950 г. поступил в III класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1952 г. В том же году Николай Васильевич уволился с должности секретаря архиепископа и в 1953 г. был принят в штат Вологодской епархии и назначен сверхштатным псаломщиком Череповецкого кафедрального собора. 12 июля рукоположен в сан диакона Казанского храма г. Устюжны. В 1954 г. был отпущен для продолжения образования и поступил в Ленинградскую (ныне — Санкт-Петербургская) Духовную академию, которую окончил в июле 1958 г. Со званием кандидата богословия диакон Николай Кутепов в августе 1958 г. был назначен помощником инспектора и преподавателем Киевской Духовной семинарии; в ноябре 1959 г. рукоположен в сан священника. В декабре отец Николай принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры (закрытой в 1960 г.), и в начале 1960 г. был назначен инспектором Саратовской Духовной семинарии.

http://pravmir.ru/vyisokopreosveshhenney...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Алексеевич Маклаков: последняя надежда Императора Николая II Судьба сановника как зеркало революционной трагедии начала ХХ века 15.10.2017 2829 Время на чтение 20 минут Выступление на Феодоритовских чтениях «Север и революция», Североморск, 13.10.2017 В год 100-летия революционной катастрофы мы невольно задаемся вопросом: а могло ли быть иначе? Можно ли было предотвратить тот роковой ход событий, который привел к февралю 1917 года, порождением которого стал октябрь. Мы вглядываемся в лица сановников и генералов, в поисках людей, которые могли бы помочь Государю поднять контрреволюционную волну. Неужели не было таковых? Неужели горькие слова Царя «Кругом измена и трусость и обман» относятся ко всем представителям высшего слоя, а не только к тем, кто окружал Императора в те роковые дни февраля 1917 года? Такие сановники, несомненно, были и один из самых ярких Николай Алексеевич Маклаков. Это о нём Государь Николай II сказал: «Наконец, я нашел человека, который меня понимает». И именно через судьбу Маклакова можно разглядеть роковую поступь революционной смуты, начавшейся не в феврале 1917 года, а значительно раньше. Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 года в Москве в семье потомственного дворянина, приват-доцента Московского университета, врача-окулиста Алексея Николаевича Маклакова (1837-1895) и писательницы Елизаветы Васильевны Чередеевой (ум. 1881). У него было два брата и две сестры, причём, старший Василий (1869-1957) стал известным адвокатом и политиком, одним из руководителей партии кадетов, членом Государственной думы II, III и IV созывов. До сих пор нет внятного объяснения тайны старших братьев Маклаковых. Василий и Николай, которых разделяло всего два с небольшим года, стали полными политическими антагонистами. Василий был активным участником антимонархического заговора - Николай был одним из самых активных защитников монархии. Василий был масоном - Николай боролся с тайными обществами в России. Василий защищал М.Бейлиса на процессе по расследованию ритуального убийства в Киеве мальчика Андрея Ющинского - Николай в это время был министром внутренних дел и пытался добиться справедливости в этом громком деле. Василий высокомерно именовал своего брата «государственным младенцем». Как могли вырасти в одной семье почти ровесники со столь разными идейными установками, - загадка...

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/16/...

Часть вторая. Николаевское время Глава I. Император Николай I Детство в воспитание Николая I. – Впечатления юности. – Характер государя в его царствование. – Влияние на церковную жизнь. Николай I родился 25 июня 1796 года. В тот же день Екатерина II писала одному из своих заграничных друзей: «сегодня в 3 часа утра мамаша родила огромнейшего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него бас и кричит он удивительно. Длиною он аршин без двух вершков, а руки немного только поменьше моих. В жизнь мою в первый раз вижу такого богатыря. Если он будет продолжать, как начал, то братья окажутся карликами перед этим колоссом». Через 10 дней она пишет: «богатырь Николай уже 3 дня кушает кашку , потому что беспрестанно просит есть. Я полагаю, что никогда восьмидневный ребенок не пользовался таким угощением; это неслыханное дело. У нянек просто руки опускаются от удивления. Если так будет продолжаться, то я полагаю, что придется по прошествии шести недель отнять его от груди. Он смотрит на всех во все глаза, голову держит прямо и поворачивает не хуже моего». В этих поэтических строках проницательной императрицы дана меткая характеристика Николая I, каким он остался во всю свою жизнь. В детстве большое влияние на Николая имела няня, шотландка Лайон, женщина характера отважного, твердого, благородного. Вспоминая ее всегда с благодарностью, Николай называл ее львицей. Но с семи лет Николай поступил в неумелые руки воспитателя, генерала, и, вспоминая впоследствии время своего учения и своего воспитателя, Николай говорил: «Бог ему судья за то бедное образование, которое этот несносный человек дал мне и брату моему Михаилу». На уроках у неспособных преподавателей великие князья большею частью дремали, рисовали, вообще занимались делом посторонним, а «к экзамену выучивали что-нибудь в долбежку без плода и пользы для будущего». Законоучитель ничем не отличался от своих сотоварищей. Император Николай говорил впоследствии, в 1847 году, вспоминая детство: «в отношении религии моим детям лучше было, чем нам, которых учили только креститься в известное время обеда, да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делалось в нашей душе». Николай с детства любил рисование, музыку, но особенно любил все военное, и прекрасно изучал только геометрию, чувствуя большую склонность к инженерному искусству. В 1817 году он вступил в брак с дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III Луизой-Шарлоттой-Вильгельмвной, нареченной по принятии православия Александрой Феодоровной; на свадебном балу был назначен генерал-инспектором корпуса инженеров и тотчас же с величайшим усердием занялся своим любимым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Иван Крамской. Портрет Александра III. 1886 В правом приделе собора Владимирской иконы Божьей Матери находится необычная икона. Внизу надпись: «Икона сия сооружена старанием прихожан и молитвенников Свято-Троицкой церкви в память чудесного спасения государя Александра III и его августейшей семьи от угрожающей им опасности 17 октября 1888 года». На ней изображены небесные покровители членов царской семьи — благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, преподобная Ксения — и святые, память которых приходится на 30 октября: пророк Божий Осия и преподобный Андрей Критский. На иконе изображены еще мученики безсребреники Косма и Дамиан (покровители царской семьи), мученики Леонтий и Евтропий, святой праведный Лазарь, а вверху — икона Спаса Нерукотворного. Некогда икона украшала бело-голубую часовню близ Свято-Троицкого Измайловского собора, возведённую в память этого страшного и в то же время поразительного события, всколыхнувшего всю Россию… 17 (30) октября 1888 г. в районе станции Борки, в 49 верстах от Харькова, произошла одна из самых серьёзных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельс царский поезд, в котором Александр III с семьёй возвращался в Петербург после отдыха в Крыму. Во время крушения на императора упала крыша вагона-ресторана, погиб лакей, подававший в минуту трагедии кофе царю. Серебряный портсигар в кармане царя сплющило в лепешку, лежавшая у его ног в момент катастрофы собака была убита. Когда вагон стал разрушаться, нечеловеческим усилием Александр III приподнял рухнувший потолок, дав возможность женщинам и другим пострадавшим выбраться наружу, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица, наследник цесаревич Николай Александрович — будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашённые к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделались лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами. Вагон-ресторан был сброшен на левую сторону насыпи и полулежал на насыпи без колёс, с разрушенными стенами; крыша его частично лежала на нижней раме.

http://pravoslavie.ru/36535.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010