Из последующих Поместных соборов, вынесших решения богословско-догматического характера, следует отметить Константинопольские Соборы, созванные при императоре Мануиле Комнине в 1156 и 1157 гг. для обсуждения евхаристических вопросов и разногласий в понимании заключительных слов молитвы перед Херувимской песнью " Ты бо еси Приносяй и Приносимый " и о том, кому приносится евхаристическая жертва: Богу Отцу или всей Св. Троице. На первом из этих Соборов участвовали два патриарха константинопольский Константин IV и Иерусалимский Николай и 24 архиерея, а на втором тоже два патриарха Константинопольский Лука Хрисоверг и Иерусалимский Иоанн, архиепископы Болгарский и Кипрский и 35 архиереев. Это был первый Собор в Православной Церкви, специально рассматривавший учение об Евхаристии (если не считать Трулльского Собора, косвенно и скорее с обрядовой стороны коснувшегося его в своих 101, 23 и 32 правилах). Он определенно учит об Евхаристии как о жертве, а не только воспоминании о ней, и об единстве этой жертвы с принесенной на Кресте, как это выражено в его соборных анафематствованиях: " Не понимающим правильно слова " воспоминание " и дерзающим говорить, что оно обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови... и потому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала... анафема " . Соборное решение углубляет и уясняет наше понимание искупительного дела Богочеловека Христа и соотношение его с Лицами Св. Троицы. Очень важно, что богословие Собора, верное святым отцам, но не опасающееся вместе с тем освещать новые вопросы, опирается в своих решениях и на литургические тексты, утверждая тем самым их значение как источника церковного богословия. А включение этих решений в провозглашения " вечной памяти " и анафематствования Недели Православия свидетельствует о принятии Церковью догматических определений Собора. Эти анафематствования провозглашались Русской Церковью до 1766 г., когда чин Православия был заменен новым, в котором имена отдельных еретиков и ересей не упоминались и вместо того произносились другие анафематствования, в большинстве случаев более общего характера.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/185/...

Избранный ее сыном Михаилом VΙΙ Парапинаком патриарх Косма Ι (1075–1081 г.), человек не от мира сего, был лишь орудием в чужих руках. Правительство грабило монастыри и церкви, но благочестивый патриарх молчал. Безмолвствовал он и тогда, когда постригали Парапинака, а потом и женившегося на его жене Никифора III Вотаниата... Патриарха как будто и не существовало. Сознав, наконец, неспособность свою к управлению, Косма вскоре после вступления на престол Алексия Комнина добровольно оставил кафедру и удалился в монастырь 923 . Следующие патриархи, занимавшие кафедру при Комниных, Евстратий Гарида, Николай Грамматик, Иоанн Агапит, Лев Стипиот и др. почти не отличались личными или пастырскими доблестями 924 . Среди них встречались даже лица, которые всенародно заявляли, что они занимают совершенно неподходящее им место. Таков был Михаил Оксийский (1143–1146 г.), добровольно подвергший себя наказанию за то, что «сидел на патриаршем престоле, где сидеть ему совсем не подобало» 925 . Косма II (1146–1147 г.) тотчас по вступлении на кафедру оказался к соблазну церкви под весьма неблаговидным влиянием монаха – расстриги, вследствие чего, по соборному решению, и был низвержен 926 . Конечно, благодаря безличию или нравственному несовершенству представителей патриаршей кафедры, императорам открывался широкий простор для вмешательства во внутренние дела церкви. Алексий Комнин подчинил, напр., воле императора установление порядка назначения на церковные должности, надзора за ма- —676— териальным положением духовенства и исполнением им своих обязанностей 927 . Таким образом действий Алексий достиг того, что и в сознании общества оказался владыкой не только светским, но и духовным: недовольные патриархом Космой требовали для него суда Божия и государева 928 . По поводу образа действий Мануила Комнина (1143–1180 г.) относительно церкви один византийский историк ( Никита Хониат ) говорил, что дари, «не желая занимать второе место, сами бывают в одно и то же время и провозвестниками догматов и судьями, а часто и карателями тех, кто с ними не соглашается» 929 . Даже такому почтенному пастырю, каким был Лука Хрисоверг (1153–1169 г.), приходилось иногда не только угождать затеям Мануила, получавшим и соборное одобрение, но и льстит ему торжественно 930 . Бесцеремонное обращение этого императора с патриархом и другими епископами особенно резко сказалось при решении некоторых догматических вопросов, в которых он хотел быть компетентным судьей 931 . Так, когда авторитетный в обществе патриарх Феодосий (1178–1188 г.) и многие епископы не согласились с указом Мануила об исключении из требника «анафемы Богу Магомедову», царь осыпал их неприличной бранью, назвал «чистыми дураками» и все таки заставил уничтожить соблазнительную для него формулу 932 . Таким образом, даже лучшие патриархи при этом царе, который при том восстановил ограничительный закон Фоки о монастырских владениях 933 , могли лишь мечтать об идеалах Эпанагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изучив песнь, инок стал славословить Богородицу ее словами. Старец, возвратившись со всенощного бдения и застав своего послушника поющим эту чудную песнь, был весьма удивлен и обратился к нему с вопросом, где он выучился такой прекрасной песни. Тогда послушник рассказал старцу все случившееся с ним и в заключение показал ему доску с чудесно начертанными на ней письменами песни. Старец внимательно выслушал рассказ своего ученика о явлении ему ангела Господня. Долго рассматривал он каменную доску, исписанную чудесной рукой, и перечитывал слова песни. Затем он и инок, взяв эту доску, отнесли ее к прету, т. е. начальнику Святой горы, и рассказали подробно о случившемся. Скоро об этом чудесном событии узнали и другие старцы Афона. Все едиными устами и единым сердцем прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь и воспели Ей новую ангельскую песнь, принесенную на землю архангелом Гавриилом. Вслед за этим о явлении архангела было донесено патриарху и царям. Государством тогда правили братья Василий и Константин, называемые порфирородными, а патриахом был Николай Хрисоверг. Донося царям и патриарху, афонские иноки отослали в Константинополь каменную доску с начертанной на ней песнью Богоматери, как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры сия ангельская песнь «Достойно есть», вполне выражающая славу и величие Пресвятой Богородицы, стала звучать и доселе звучит в церкви Христовой на божественной литургии и на прочих службах. Распространившись по всей вселенной, она стала столь общей и столь вожделенной для всех христиан, что теперь даже и самые малые дети христианские с великой радостью поют ее во славу Богородицы. Та икона Богоматери, перед которой небесный посланник воспел свою хвалебную песнь, была взята из кельи отцами Афонской горы и перенесена в соборный протатский храм, где она и доселе видима в алтаре на горнем месте и всем приходящим и поклоняющимся ей с верой и любовью источает благодатные дары исцелений от душевных и телесных болезней. Вместо прежнего названия «Милующая», или «Милостивая», она именуется теперь иконой «Достойно есть». Равным образом, и сама келья со времени описанного чудесного события названа и доселе называется «Достойно есть».

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Конечно, никак. Наоборот, в празднике Покрова Пресвятой Богородицы есть нечто от отношений матери и ребенка. Когда вся Русь, как дитя, взывает к Деве Марии, как к своей родной матери, а Она окутывает нас своим омофором – СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ. Потому Божья Матерь и любит славян, и покровительствует нам. И не оставляет своей лаской… Кстати говоря, есть еще одна интересная историческая теория, которая имеет под собой достаточно крепкое фактическое обоснование. Из жития Андрея блаженного мы достоверно знаем, что Епифаний Божьей волею стал Святейшим Патриархом Константинопольским – главою Византийской Церкви. Конечно, при этом по монашескому обычаю ему было дано другое имя. Вопрос в том, кто из известных нам константинопольских патриархов был в начале своей жизни учеником Андрея Епифанием? Многие ученые считают, что это патриарх Николай Хрисоверг, правивший Константинопольской Церковью 12 лет и 8 месяцев (982–994 гг.) Русь была крещена в 988 году. Значит, к этому патриарху присылал послов святой равноапостольный князь Владимир с просьбой доставить на славянскую землю православного митрополита со священниками. И именно этот патриарх вместе с императором принял историческое решение о необходимости Крещения Руси. У Господа ничего не бывает просто так. Все взаимосвязано, все имеет конечной целью спасение людей. Мальчик-славянин попадает в рабство в Константинополь, становится выдающимся византийским святым – Андреем, юродивым Христа ради, духовно воспитывает своего ученика Епифания, которого позже возводят в сан Святейшего Патриарха Константинопольского, и он напрямую способствует Крещению Руси. Воистину Промысел Божий! Дивны дела Твои, Господи! Нам же в светлый праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии остается воскликнуть со всем остальным православным миром: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла Честным Твоим Омофором!» скрыть способы оплаты Комментарии Женя Кучерова 23 ноября 2017, 01:11 Спасибо за чудесную статьб Ирина 15 октября 2016, 19:09

http://pravoslavie.ru/97822.html

Кончина святой равноапостольной кнг. киевской Ольги. 969–976 Вторичное вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию. Имп. Иоанн I Цимисхий. 970–974 Василий I Скамандрин, патр. Константинопольский. 972–97880 Договор кн. киевского Святослава с греками. 974–979 Ярополк I Святославич, кн. Киевский. 976–1025 Антоний III Студит, патр. Константинопольский. 97880–1015 Имп. Василий II Порфирородный. Святой Владимир I Святославич, кн. Киевский. 979–991 Мученическая смерть в Киеве святых Феодора и Иоанна варягов. Николай II Хрисоверг, патр. Константинопольский. 554 Так, а) в житии Феодосиевом он говорит: «Се елико о Феодосии испытывая слышал от древних мене отец, бывших в то время, то же и вписах аз грешный Нестер»; б) в Повести о Борисе и Глебе замечает: «Се же аз грешный Нестер о житии и о погублении и о чудесех святою и блаженною страстотерпцю сею опасно ведущих исписах я...» (рукоп. Патерики Румянц. (1) и Толстов. (2)). 555 Первая напечатана в Приб. к твор. св. отц. 2. 204 (88); последняя – в Христ. чтен. 1849. 2. 317 (39). 556 Под именем философов в Греции разумели нередко вообще монахов еще с IV в., как можно видеть из сочинений святого Златоуста (Т. 1. Р. 91, 116, 117, 120. Venetiis, 1741 (210)); в VIII же, IX и X вв. – по преимуществу монахов ученых, преподававших в школах какие-либо науки и между ними философию. Какое было личное имя философа, приходившего ко Владимиру, древняя летопись не говорит, но в Патерике Печерском он назван Киром (вероятно, от «господин»), у некоторых писателей – Кириллом и Константином, Стрыйковский думал, что это был Кир Михаил – тот самый, который по крещении Владимира прислан к нам и первым митрополитом (см. в Истор. росс. Татищева. 2, примеч. 177 (124)). Откуда заимствованы все эти сказания, неизвестно. 557 История русского народа Полевого. 1. С. 214 (96): «Что все повествование о приходе в Киев греческого, латинского и магометанского проповедников есть поэма, вроде старинных духовных мистерий, в сем нельзя сомневаться...» и проч. 558 Нестор. историко-критич. рассужд. о начале русских летописей Погодина. С. 189–191. Москва, 1839 (94).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лев, ректор и сингелл............................ †10 ... 1069г. Иоанн Влахернец протосингелл........... †? ноября 1087г. †28 апреля 1103г. †19 февраля 1112г. Георгий в 1156г., когда осужден был Сотирих Пандевген, заседал в синоде патриарха Луки Хрисоверга 220 . Николай Агиофеодорит........................ †? мая 1175г. Он в 1166г., при патриархе Луке Хрисоверге, подписал повторительное определение синода, воспрещавшее брачиться в седьмой степени родства. Atque Nicolaus Atheniensis ille eodem anno aut sequente inchoato sedit in altera synodo, quae Alamannorum de his Domini verbis: Pater major me est. interpetationem approbavit 221 . Idem Allatius 222 laudat officium sancti olei, quod canunt sacerdotes septem apud Graecos, a Nicolao Athenarum metropolita compositum, ac typis Veneticis excusum apud Christophorum Zannetum anno 1559 223 . Георгий Ксирос...................................... †18 января 1182г. Георгий Вурци........................................ †6 мая 1190г. Доселе Антонин. Отселе Леквиен, я и другие. Михаил Акоминат, известный многими сочинениями, оставил Афины в 1205г., когда латины овладели сим городом надолго, и удалился на ближний остров Кео, где и жил до смерти своей, постигшей его в 1220г. Житие его напечатано мною 224 . Во все время господства латинян в Афинах с 1204 по 1456г., в который овладел сим городом турецкий султан Магомет II, и даже до 1520 годов находились там епископы римско-католические, поименованные в христианском Востоке Ле-Квиена. Но в то же время православные христиане афинские имели и своих митрополитов, которые, однако, проживали в Константинополе. Из числа этих пока известны только четыре. Мелетий, заседавший в синоде Вселенского патриарха Иоанна Векка (1274–1283гг.) по делу референдария, который сознался, что он изменил изречение св. Григория Нисского об исхождении Св.Духа 225 . Анфим Исповедник, восхваленный святейшим патриархом Вселенским Нилом (1378–1388гг.) в беседе о нем за твердое исповедание Православия пред латинами, содержавшими его за то в темнице 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Лопухиным, две статьи: Догмат и Догматическое богословие. Ординарный профессор Николай Заозерский напечатал: 1) в „Чтениях Общества Истории и Древностей Российских“: а) „О древнейших редакциях Номоканона Иоанна Постника “ и б) сам Номоканон его в редакциях грузинской, греческой и славянской. – То и другое изданы затем в особой книге; 2) в „Богословском Вестнике“ статьи: а) „О средствах усиления власти нашего высшего церковного управления“, б) „Замечания к проекту православного приходского управления“ (По поводу брошюры: А. Папков . Необходимость обновления православного церковно-обществен- —45— ного строя), в) „Главные направления в научной постановке православно-церковного права“ (Сравнительный обзор курсов церковного права: Преосвященного Никодима Милаша , профессоров H. С. Суворова и А. С. Павлова ) и 2) библиографические заметки об изданиях профессора А. И. Алмазова : Канонические ответы патриарха Луки Хрисоверга, митрополита Родосского Нила и митрополита Ефесского Иоасафа. Ординарный профессор Митрофан Муретов: 1) редактировал перевод творений св. Никифора Исповедника; 2) перевёл и снабдил примечаниями 4-ю книгу толкований св. Кирилла Александрийского на Евангелие Иоанна; 3) напечатал: а) в „Богословском Вестнике“ – отзыв о труде профессора П. И. Цветкова : „Песни Св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу в русском переводе“, Москва, 1901 г. и статьи под заглавиями: „К толкованию текста Пс.103:4 и Евр.1:7 : творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный“, „Есть ли указание на духовные браки в 1Кор.7:36–38,9:5 “ и „К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе“; б) в „Душеполезном Чтении“ – статью: „Бог – Слово и воскресение Христово (толкование пасхального евангелия)“ и шесть статей под заглавием: „Родословие Христа“. Ординарный профессор Сергей Глаголев напечатал: 1) в „Богословском Вестнике“ статьи под заглавиями: „Бессмертие прошедшего“ (1903, 2) и „Памяти о. протоиерея Петра Алексеевича Преображенского“ (к десятилетию со дня его кончины 3 июня 1893 г.) (1903, 6); 2) в журнале „Вера и Разум“ статьи: „Факторы социальных явлений“ (1903, 1) и „Исходные начала логики“ (1903, 13, 14 и 15); 3) в „Православной Богословской Энциклопедии“, издаваемой профессором Лопухиным, статьи: Галилей, Гартман, Гегель, Гоббес, Голубинский Феодор Александрович, Голубинский Димитрий Феодорович —46— Экстраординарный профессор Александр Шостьин продолжал сличение с подлинником и исправление прежнего перевода творений св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Луитпранд, с своей стороны, осуждал бездействие прежних императоров греческих, которые предоставили Рим его судьбе и всем ужасам безначалия, от коих спас его Оттон. «Вы не римляне, а лангобарды» сказал однажды Никифор за столом послу и тот отвечал: «действительно между нами почитается за великое бесчестие назвать кого-либо, из франков или саксов, римлянином». 26 Папа прислал от себя также легатов ходатайствовать о браке юного Оттона, но они не были приняты с честью в Царьграде, в отсутствии императора и даже посажены в темницу, за то что Иоанн, в письме своем, не называл императора римским, а только греческим. Сам Луитпранд был задержан и старался извинить папу, говоря будто он думал угодить кесарю, видя, что самодержец и весь его народ оставили обычаи и одежду римскую, но что впредь будет писаться титул царский как следует, этим утолился гнев императора; он дал от себя Луитпрапду письмо к Оттону, но сановники царские говорили ему, что не признают папу достойным царского письма, и потому только брат кесарев, Курополат по чину, к нему писал, не через его легатов, а через Луитпранда. Вот как невысоко судили тогда в Царьграде о достоинстве папском, после долгого позора римской церкви, хотя и не было еще разрыва. кесарю Западному отказали в браке и, по дивному промыслу, Царевна Анна была предназначена нашему равноапостольному князю Владимиру. Преемниками Полиевкта, долго управлявшего своею паствою, были благоговейные иноки, Василий, Антоний Студит, и Николай Хрисоверх, достойно восседавшие на кафедре к назиданию православных. В Риме же преемником Иоанна был Венедикт, считаемый шестым, хотя предшествовавший Венедикт был лишен сана, как самозванец» и следственно напрасно поставлен в ряду законных пап. 27 По ненависти римлян новый их епископ был схвачен вельможею Кресцентием, сыном знаменитой Феодоры и папы Иоанна, и задушен в темнице. Вонифатий VII, поставленный еще при его жизни из диаконов римской церкви, вскоре был изгнан и бежал в Константинополь, где действительно не могли уважать таких пап; наконец избран Венедикт VII, из родственников Алберика, бывшего властителя римского, потому что светское начало преобладало при назначении первосвященников, но в Риме неспокойна была почти каждая перемена властвующего епископа, на шаткой хотя и державной кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Многие ученые пытались разрешить нелегкую проблему хронологии Симеона, но пришли к разным результатам. К.Холль утверждал, что Симеон родился между 963 и 969 гг., а скончался в 1041 или 1042 г.: см. Holl. Enthusiasmus, 23–26. Позднее И.Озэрр предложил иную хронологию, внеся ис­правления во многие вычисления Холля: см. Hausherr. Mys­tique, LXXX-XCI. Ныне общепринятой является хронология Озэрра, хотя ученые неоднократно ставили под вопрос и ее: см. Stathopoulos. Gottesliebe, 9ff.; Каждан. Замечания, 4–10; Χρστου. Νικτας, 9–11; Idem. Εισαγωγ, 12–24. Важнейшие аргументы против хронологии Озэрра следующие. 1) Она противоречит датировке «Жития Симеона», написанного Ни­китой: Никита указывает, что Симеон был священником в течение сорока восьми лет, а по Озэрру выходит, что он свя­щенствовал только сорок два года, с 980 по 1022. 2) Никита указывает, что когда Симеон Новый Богослов установил по­читание Симеона Студита после смерти последнего, он полу­чил на это одобрение от патриарха Сергия, после чего невоз­бранно праздновал память своего духовного отца в течение шестнадцати лет, пока не возник конфликт со Стефаном Никомидийским (Житие 72, 22–73, 15). Сергий занимал Кон­стантинопольский престол в 1001–1019 гг. Даже если он одобрил почитание Симеона Студита в 1001 году, конфликт и удаление Симеона Нового Богослова должны были случиться не ранее 1016 г., тогда как Озэрр датирует конфликт 1003–1005 гг., а удаление 1009 г. 3) Вычисления Озэрра основаны на предположении, что Николай II Хрисоверг, рукоположивший Симеона, занял Константинопольскую кафедру в 979 г., тогда как авторитетные византийские источники датируют это событие 984 г.: см. Gregoire – Orgels. Chronologie; ср. Ostrogorsky. History, 585. Если последняя дата верна и Симеон скончался в 1022 г., то про­должительность его служения в священном сане не составляла ни сорока восьми, ни сорока двух лет. Хронология, выдвину­тая П.Христу, более соответствует датам «Жития Симеона», написанного Никитой, поэтому не следует ее игнорировать. См., однако, возражения В.Грюмеля: Grumel. Chrysoberges, 253ff. Излагая жизнь Симеона, мы будем ссылаться на дати­ровку по Озэрру и сразу же в скобках – на хронологию Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Н. Перетцом, продолжившим работу А.А. Шахматова, известную ему по Корректуре и рукописи. Он выделил две редакции Пространного украинского жития, восходящие к одному архетипу: Лаврскую (первичную) и вторую (в нее помимо неисправного Большаковского и Соловецкого списков входит текст, изданный в 1670 г.). Переработка Пространного жития читается в Киево-Софийских сборниках. 456 Пространное украинское житие. Начало: «Благословенъ Богъ Отец Господа нашего Исусъ Христа, отецъ щедротамъ, который вс мъ челов комъ...». Начало Лаврск.: «Сей святый и великий князь Володимеръ сын был Святославов...». Конец: «...з великою честью и жалемъ вс хъ, яко отца и хожатая спасения на честь въ святой Троици единому Богу Отцу и Сыну и Святому Духу, которому надлежитъ всякая слава и поклонъ и нын и завжды и въ в ки в комъ. Аминь». Текст основан на Густынской летописи. Отсюда взяты сведения: о нескольких крещениях Руси; о том, что патриархом во времена Владимира был Николай Хрисоверг; рассказ о языческих богах, отличающийся от «Повести временных лет»; о пострижении Рогнеды в монахини (читается в списке Киево-Печерск. 370/155); о епископах, посланных патриархом Сергием; об основании Владимира-на-Клязьме и об Авраамии Ростовском; о смерти дочери царя Василия, которая якобы была женой венецианского дожа (по списку Киево-Печерск. 370/155). Рассказы о Рогнеде и об основании Владимира-на-Клязьме были заимствованы в Густынскую летопись из Тверского сборника, вернее, из входившего в него Ростовского свода 1534 г. (см.: Гл. 1.1). Влияние ПрЖ видно в указании на крещение в Почайне (в Густынской летописи – в Днепре). Сам агиограф добавил предание о том, что ручей, текущий по Крещатицкой долине, назван так по месту крещения сыновей св. Владимира. Вторым источником, указанным В. Н. Перетцом, был «Патерикон» Сильвестра Коссова 1635 г. Еще в большей степени он был использован в Переработке жития из Киево-Софийских сборников. Переработка Пространного украинского жития. Начало: «Поневаж чотыри пов сти о крещению Руси в кройниках а л тописцах...». Конец: «...з которих жнут сынове росийские ужиточныи рукояти покаяния, от которих теж уживають неоскудный покарм в царствии небесном, которого и нас воместити рачь Христе Боже наш, яко Тобе належить всякая слава...». Из приведенного материала видно, что на XVI-XVII вв. приходится пик развития Владимирской агиографии. Один из таких текстов был обнаружен в конволюте XVII в. Соф. 1504 из ОР РНБ (см. Приложение 4). 7. Особое (Легендарное) житие

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010