Кирилл, епископ Туровский Климент III, папа Римский Климент Смолятич, митрополит Кирик Новгородец, диакон Климент Римский , св. Константин I, митрополит Константин II, митрополит Константин VII, император Константин Всеволодович, князь Константин Мономах, император Козьма II, патриарх Косьма, епископ Полоцкий Л Лаврентий Печерский, затворник Лазарь, епископ Переяславский Ламанский В.И. Лев VI, папа Римский Лев IX, папа Римский Лев Диакон, писатель Леон, митрополит Леон, епископ Переяславский Леонтий, епископ Ростовский Лука, апостол и евангелист Лука, епископ Ростовский Лука Жидята, епископ Новгородский Лука Хрисоверг, патриарх М Максимиан, император Малуша Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский Максим Исповедник , преподобный Марк, епископ Переяславский Маркс К. Мартин Исповедник, папа Римский Мануил I Комнин, император Мануил, епископ Смоленский Матфей, митрополит Мартынов В.И. Мефодий, св. равноапостольный Мефодий Птарский, св. Мина, епископ Полоцкий Митрофан, архиепископ Михаил I Сирин, митрополит Михаил II, митрополит Михаил III, митрополит Михаил, монах Михаил Керуларий, патриарх Михаил Синкелл Михаил IV Палеолог, император Михаил IV Авториал, патриарх Михаил III Пьяница, император Михаил Черниговский, св. благоверный князь Михаил Юрьевич, князь Моисей, игумен Моисей Угрин, преподобный Мокош, божество Мстислав Великий Владимирович, князь Мстислав Изяславович Волынский, князь Мстислав Мстиславович Удалой, князь Мстислав Ростиславович Храбрый, князь Мстислав Святополчич, князь Мстислав Владимирович Тьмутараканский, князь Н Неофит, митрополит Черниговский Нестор, епископ Волынский Нестор Летописец , преподобный Никита Затворник, епископ Новгородский Никита, митрополит Никита Парфлагонянин, св. Никифор I, митрополит Никифор II, митрополит Никифор, архиепископ Новгородский Николай, митрополит Николай IV Музалон, патриарх Николай Хризоверг, патриарх Николай грек, епископ Николай Угодник, св. Николай-Святоша (Святослав), князь Черниговский, преподобный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и 8 месяцев, поставлен был в патриарха Сисиний в 6503 году, индиктиона восьмого. Этот индиктион и год падает на 995 год с января по конец августа, но месяцы сентябрь, октябрь , ноябрь и декабрь, предшествующие январю 995 года, относятся к концу предыдущего 994 г. А так как память святого Николая Хрисоверга в редакции месяцеслова императора Василия II и в последующих синаксарях согласно полагается под 16 декабря, то это был день кончины или погребения его, следовательно он скончался в декабре 994 года, а Сисиний поставлен в патриарха в январе или несколько позднее уже в 995 году. Так как Николай Хрисоверг управлял константинопольской церковью 12 лет и 8 месяцев, то значит вступил на престол в апреле 982 года. Это близко сходится с мнением Купера, но он не совсем верно временем вступления святого Николая на престол назначает сентябрь 982 года. Так как святой Николай и по нашему вычислению вступил на престол в 982 году, то надобно согласиться с Купером в том, что междупатриаршество пред Николаем продолжалось не четыре с половиной, а четыре года и что патриарх Антоний Студит управлял кормилом константинопольской церкви не 6 лет, а 4 года или 4 года слишком 38 . По одному обстоятельству хронология жизни патриарха Николая Хрисоверга, как нам кажется, не согласуется вполне с житием святого Андрея. Поэтому житию Епифаний познакомился с Андреем ранее великого мороза и мора, бывших в 928 году, в год постановления в патриарха святого Трифона. Но если Андрею дать 90 лет жизни, то Николай (если он же есть Епифаний), по нашему расчислению, познакомился с ним около 946 года, а не до 928 года. В таком случае должно признать, что события в житии святого Андрея расположены в порядке не вполне строгом. Если бы Николай родился около 910 года и, будучи 16 лет, познакомился с Андреем около 926 года, до мороза и язвы, то ему при пострижении в монашество надобно дать около 50 лет, при поставлении в патриарха 71 год, а при конце жизни 84 года. Это возможно, но мало вероятно, особенно пострижение в 50-летнем возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Умер в старости и приложился к своим предкам. 2. Св. Николай Хрисоверг, патриарх Цареградский . Управлял Церковью с 983 по 996 год. Рукоположил в пресвитера великого Симеона Нового Богослова , когда сей духовный исполин был избран настоятелем монастыря святого мученика Маманта в Царьграде. Во время его архипастырства произошло чудесное явление Архангела Гавриила на Карее. Явившись, сей Архангел научил монахов хвалить Пресвятую Богородицу песнопением « Достойно есть », написав его на плите в церкви одной келлии, которая с той поры называется «Достойно» (см. 11 июня). Святой Николай знаменит и как иерарх. [В его правление совершилось Крещение Руси. – Пер.] Мирно упокоившись, перешел он в Царствие Божие. 3. Блаж. царица Феофания . Родом из семьи знатных граждан, Константина и Анны, которые доводились родственниками нескольким царям. Долгое время ее родители были бездетными и молились Пресвятой Богородице о даровании потомства. И Бог дал им сию дщерь, Феофанию. Упоенная христианским духом с самого детства, Феофания превосходила всех своих сверстниц во всех христианских добродетелях. Когда выросла, то вступила в брак со Львом [Мудрым], сыном императора Василия Македонянина. Со своим супругом претерпела она многие скорби и бедствия. Поверив клевете, что Лев носит в сапоге меч, чтобы в удобное время убить собственного отца, доверчивый Василий затворил в темнице и сына, и сноху. Три года томились в подземелье две эти невинные души. Однажды в праздник святого пророка Илии царь созвал всех вельмож на пир во дворец. Внезапно царский говорящий попугай произнес следующие слова: «Увы, увы, господин Лев!» Повторил он их несколько раз. Это чрезвычайно взволновало всех царских сановников, – и едиными устами стали они просить царя, чтобы освободил он сына и сноху. Царь, умилившись духом, исполнил их просьбу. По смерти отца воцарился сей Лев, прозванный Мудрым. Феофания же, ни во что ставя свое царское достоинство и будучи всецело преданной Богу, заботилась о спасении души – постясь, и молясь, и раздавая щедрую милостыню, а также восстанавливая многие монастыри и храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

12 мая 1157 г. в присутствии императора Мануила и многочисленных чиновников состоялся второй собор, в котором участвовало множество епископов и новый патриарх Лука Хрисоверг, этот собор подтвердил решение собора 1156 г. На соборе 1157 г. Сотирих был осужден и, несмотря на то, что он отрекся от своих мнений, был признан недостойным патриаршего и даже диаконского сана; Никифор Василака был отправлен в ссылку. В итоге на соборе были провозглашены четыре анафематизма, затем внесенные в текст «Синодика православия» 1047 . В довольно обширном литературном наследии Николая можно выделить ряд важнейших тем: это пневматологическая, и шире – триадологическая тематика, проявляющаяся, в частности, в антилатинской полемике Николая, затем – евхаристическая проблематика и связанная с ней, но не ограничивающаяся ею полемика с Сотирихом, и далее – полемика с языческой философско-богословской мыслью (философией Прокла). Имеются также произведения, не связанные ни с одной из перечисленных тематик; коснемся сначала их. Таково, в частности, написанное Николаем житие Мелетия Нового (XI в.) – «Житие преподобного отца нашего Мелетия, подвизавшегося на горе Миупольской» 1048 , а также речь, адресованная императору Мануилу, «О разногласии при поставлении патриарха и об иерархии» 1049 в защиту патриаршества Музалона, в которой доказывается, что отречение от некоей кафедры не означает отречения вообще от епископского сана и, таким образом, это не препятствует возможности поставить соответствующего человека в патриархи; также перу Николая принадлежат три Слова «К спросившему: есть ли [предустановленный] предел жизни и смерти, и если есть, то как же Бог не будет виновником зла?» 1050 . Николай опровергает как точку зрения, согласно которой все, чго случается, предопределено Богом 1051 , так и противоположную точку зрения, исходящую из того, что Бог знает будущее неопределенно и «приноравливается» к случающимся событиям. Мефонский епископ доказывает, что, хотя Бог хочет спасения всем людям, судьбы людей зависят от реализации данной им способности свободы воли, и Бог предузнает, но не предопределяет человеческие поступки. На аргумент сторонников неопределенности случающихся событий в очах Бога, исходящий из факта существования насильственной смерти (от чужой руки или от своей), Николай отвечает, что убийства и самоубийства бывают как по воле Божией (как в случае Самуила ( 1Цар. 15, 33 ), Илии ( 3Цар. 18, 3–40 ) или святых мучеников), так и против нее. В первом случае убивающие достойны похвалы, во втором – осуждаются, однако в последнем случае следует говорить именно о попущении Бога на пользу страдающим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

183. Из этого видно, что Афон издревле был известен как жребий Богоматери. Почему и Лев приходит сюда с благодарностью к Всенепорочной. — Агиорит Иаков. 184. Он и теперь существует — только в запустении. 185. Поэтому в лавре не бывает эконома, а только подэконом. Впоследствии в лавре была устроена икона Пресвятой Богородицы Экономиссы. Икона эта изображает Ее сидящей на престоле; на Ее лоне — Предвечный Младенец. С правой стороны престола святой Михаил Синадский, с левой — святой Афанасий: оба в молитвенном положении; последний держит на своих руках вид своей лавры, образуя тем особенное свое хранение, покровительство и заботливость о ней. Эта икона — в скромном кивоте и устроена среди монастыря, разделенного на две части. Свет неугасимой лампады тихо разливается пред изображением Божественной Экономиссы. 186. Рассказ об этом заимствован из другой греческой книги: Amartolwn swthria. В память явления на этом месте святому Афанасию Божией Матери воздвигнута в честь Ее небольшая церковь, с неугасимою лампадой пред иконой, изображающей совершившееся здесь чудо. При пути устроена открытая галерея для отдыха пришельцев и поклонников — особенно в летнюю пору, когда жары бывают утомительны и едва выносимы. Иноки соседственной кельи, живописно отсюда рисующейся на значительной высоте прибрежного холма, теплят здесь неугасимую лампаду. 187. Монеты эти у святителя Ростовского называются «златница» и «цата». 188. У святителя Ростовского об этом патриархе Николае сказано: он же назывался и Харитон. Но этого нет ни в эллинской рукописи жития святого Афанасия, ни в нашем источнике. Еп. Порфирий Успенский считает «Харонит» эпитетом патриарха (Истор. Афона, ч. III, 93) и думает, что это был Николай Мистик (901–925); но это будет анахронизм. Вернее, как утверждает г. И. Соколов (рецензия на книгу И.В.Помяловского «Житие преподобного Афанасия Афонского», Спб, 1895. — Визант. Врем., т. III, 658), что был Николай Хрисоверг (983–996). Харонит же (perivohtoz Caronithz) означало отдельное лицо. И, очень может быть (по догадке г. Соколова, см. там же), здесь разумеется основатель афонского монастыря Харонита, или Харона (Monh Carwntoz, Carwnoz), известие о котором есть в актах Русского монастыря под 1048 г. (см. «Акты». Киев, 1873, 26, 36). Что Харонит отдельное лицо, видно и из печатного греческого текста жития св. Афанасия, а также и по славянскому переводу сего жития в сербской редакии половины XV в. (ркп. нашей библиотеки) — где говорится: «от нихже беше и сии великыи в партиарсех Николае, словии харонитин и премудрыи и в воздержании многы Андреа Хрисополит»…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

P. 731; Zonaras. Т. IV. Р. 226; Ephraemius. Р. 405; Joel. P. 65); Евстратий Гаридас (1081-авг. 1084) – константинопольский монах (Zonaras. Т. IV. Р. 237; Anna Comnena. Alexias. Bonnae, 1839. Т. I. Р. 142; Ephraemius. Р. 405); Николай III Грамматик (1084–1 111) – монах константинопольского монастыря Предтечи (Zonaras. Т. IV. Р. 237; Anna Comnena. Bonnae, 1878. Т. И. Р. 4; Glycas. P. 619; Ephraemius. P. 405); Михаил II Куркуас (1143–1146) – монах и игумен монастыря Архангела Михаила на острове Оксии в Пропонтиде (Choniata. Historia. Bonnae, 1835. P. 70; Joannes Cinnamus. Epitome rerum... Bonnae, 1836. P. 33; Ephraemius. P. 406; Callistus. P. 461 D); Николай IV Музалон (1147–1151) – монах, занимал архиепископскую кафедру на Кипре, потом оставил ее и управлял ( ων επισττης) монастырем Космидия в Константинополе (Cinnamus. Р. 83; Callistus. Col. 461 D; Ephraemius. P. 407); Феодот (Феодосии) (1151–1153) – монах и игумен константинопольского монастыря Воскресения (Cinnamus. P. 84; Choniata. P. 279; Ephraemius. P. 407; Callistus. Col. 464 А); Неофит/(1153) – монах константинопольского монастыря Богородицы Евергетиды ( Γεδεν. Πατριαρχικο πνακες. Σ. 358); Лука Хрисовере (1156–1169) – благочестивый монах (Callistus. Col. 464 A; Ephraemius. P. 408); Харитон Евгениот (1177–1178) – игумен Манганского монастыря в Константинополе (Nicephorus Callistus. P. 464 A; Ephraemius. p. 408); Феодосии Воррадиот (1178–1183) – монах обители апостола Фомы близ Халкидона (Ephraemius. Р. 408; Γεδεν. Σ. 369); Леонтий Теотокитис (1190–1191) – игумен монастыря Свв. апостолов на холме Авксентия (Choniata. P. 530; Callistus. Col. 464 С; Ephraemius. P. 409); Досифей(1191-авг. 1192) – монах Студийского монастыря (Choniata. P. 529; Callistus. Col. 464 С); Максим (1215) – игумен монастыря Акимитов в Константинополе (Georgius Acropolites. P. 32; Callistus. Col. 465 B; Ephraemius. P. 410); Герман II (1222–1240) – монах обители св. Георгия Паневморфа близ Ахираны (Callistus. Col. 465 С; Ephraemius. P. 411; Γεδεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Из этого видно, что Афон издревле был известен как жребий Богоматери. Почему и Лев приходит сюда с благодарностью к Всенепорочной. – Агиорит Иаков. Он и теперь существует – только в запустении. Поэтому в лавре не бывает эконома, а только подэконом. Впоследствии в лавре была устроена икона Пресвятой Богородицы Экономиссы. Икона эта изображает Ее сидящей на престоле; на Ее лоне – Предвечный Младенец. С правой стороны престола святой Михаил Синадский, с левой – святой Афанасий: оба в молитвенном положении; последний держит на своих руках вид своей лавры, образуя тем особенное свое хранение, покровительство и заботливость о ней. Эта икона – в скромном кивоте и устроена среди монастыря, разделенного на две части. Свет неугасимой лампады тихо разливается пред изображением Божественной Экономиссы. Рассказ об этом заимствован из другой греческой книги: Amartolwn swthria. В память явления на этом месте святому Афанасию Божией Матери воздвигнута в честь Ее небольшая церковь, с неугасимою лампадой пред иконой, изображающей совершившееся здесь чудо. При пути устроена открытая галерея для отдыха пришельцев и поклонников – особенно в летнюю пору, когда жары бывают утомительны и едва выносимы. Иноки соседственной кельи, живописно отсюда рисующейся на значительной высоте прибрежного холма, теплят здесь неугасимую лампаду. Монеты эти у святителя Ростовского называются «златница» и «цата». У святителя Ростовского об этом патриархе Николае сказано: он же назывался и Харитон. Но этого нет ни в эллинской рукописи жития святого Афанасия, ни в нашем источнике. Еп. Порфирий Успенский считает «Харонит» эпитетом патриарха (Истор. Афона, ч. III, 93) и думает, что это был Николай Мистик (901–925); но это будет анахронизм. Вернее, как утверждает г. И. Соколов (рецензия на книгу И.В.Помяловского «Житие преподобного Афанасия Афонского», Спб, 1895. – Визант. Врем., т. III, 658), что был Николай Хрисоверг (983–996). Харонит же (perivohtoz Caronithz) означало отдельное лицо. И, очень может быть (по догадке г. Соколова, см. там же), здесь разумеется основатель афонского монастыря Харонита, или Харона (Monh Carwntoz, Carwnoz), известие о котором есть в актах Русского монастыря под 1048 г. (см. «Акты». Киев, 1873, 26, 36). Что Харонит отдельное лицо, видно и из печатного греческого текста жития св. Афанасия, а также и по славянскому переводу сего жития в сербской редакии половины XV в. (ркп. нашей библиотеки) – где говорится: «от нихже беше и сии великыи в партиарсех Николае, словии харонитин и премудрыи и в воздержании многы Андреа Хрисополит»…

http://isihazm.ru/1/?id=1834

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010