С 1839 года И.В. Киреевский был почетным смотрителем Бельского уездного училища. – Прим. А.Г. Кравецкого и А.А. Плетневой. Киреевский И.В. О нужде преподавания церковнославянского языка в уездных училищах.//Православное обозрение 1860, т. I . С. 274-275. – Прим. А.Г. Кравецкого и А.А. Плетневой. Соколов Г.А. В защиту церковнославянского языка. - Астрахань, 1910.//Оттиск из Астраханских епархиальных ведомостей. 1-12. 1910. С. 27. – Прим. А.Г. Кравецкого и А.А. Плетневой. Первая всеобщая перепись ... Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения. Ч. I. - СПб., 1905. С. XVI. См. по этой теме: Сазонова Н.И. «За единый Аз...». Книжная «справа» при патриархе Никоне (1653-1666 гг.) и церковный раскол. - М.-СПб, 2016; того же автора: У истоков раскола Русской Церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.) (на материалах Требника и Часослова). – Томск, 2008; Георгий Крылов, прот. Книжная справа XVII века. – М., 2009; статьи тех же авторов. Есть в инете. Наумов С.А. Церковнославянский язык - часть русского национального языка.//Русская народная линия. 16.06.2011; Филолог Александр Кравецкий: Богослужебный язык Русской Церкви совершенно не изучен.//Благовест-инфо. 23.11.2009. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Зачем грекам в Мариуполе церковно-славянский язык? Все великолепно, но опять же тот недочёт, на который я уже указывал ранее - путаница имперского и этнического и подход к Новороссии с мерками Средней полосы Город Мариуполь на тот момент был населен греками, носителями куда более древнего, чем церковно-славянский, литургического языка, и действительно непонятно, зачем им последний был нужен. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/23/...

Глеб Конкин: – Это сотворчество, синергия. Рассказ о книгах ВС Анастасия Горюнова: – В рамках нашей «Горницы», поскольку это гостиная издательства «Вольный Странник», я скажу несколько слов о книгах. Собственно, это тоже искусство – искусство книгоиздания. Ни одна из этих книг в советское время, при той цензуре, не была бы издана. Кроме басен Крылова . Ее проиллюстрировали замечательные художники Глебовы. Они работали еще в советском «Детгизе», они мастера классических книжных иллюстраций. Эта книга басен – с комментариями. Вообще, басня – это притча. И тут рассказано, на чем основывался Крылов, когда писал ту или иную басню. А основывался он на евангельских притчах в основном. Это мало кто знал. У нас в издательстве много детских книг. Что качается искусства книжной иллюстрации, хотелось бы вам показать нашу Библию. Для нее рисовал уникальный художник – Алия Нуракшиева. Она создавала эти иллюстрации 10 лет, изучила все, что связано с библейским сюжетом. Здесь все исторично – до мельчайших деталей одежды. При этом Алия настолько прониклась библейской историей, что у нее были периоды, когда она не пила, не ела, не спала, пока не рождался сюжет. Это сложно. Эти ее работы даже выставлялись в Третьяковской галерее. Вообще, книги ведут человека через слово в совершенно иные душевные пространства. Каждый человек – это вселенная. Например, роман «Утешение» – о маме, которая потеряла сына на Чеченской войне. Она не только смогла через этот непоправимый ужас пройти и найти Бога, но и помогала другим. Николай Гаврилов – замечательный белорусский писатель, за эту книгу он получил много премий. Еще одна удивительная в своем роде книга, тоже лауреат премий – роман Светланы Замлеловой «Блудные дети» . Автор попыталась осмыслить то, что с нами происходило в 1990-е годы, во время перехода от советского времени к якобы свободе. Эта проза, которая дышит, которую человек не придумал, а пересказал. Искусство слова с такой художественной правдой, что, боюсь, цензура была бы огорчена. И, хотя все наши книги имеют разрешение Издательского совета Московской Патриархии, тем не менее это очень смелая книга. Еще она уникальна темой: мало кто сейчас осмысливает 1990-е годы. Это пока еще близко и сложно для рефлексии.

http://pravoslavie.ru/157665.html

предоставить митрополиту снабдить архимандрита Порфирия святым антиминсом, об изготовлении же для него ризницы и церковной утвари поручить хозяйственному управлению при Св. Синоде представить надлежащее соображение; 5. для определения круга действий сего архимандрита в Палестине соответственно цели его назначения дать ему, на основании Высочайше утверждённой записки, инструкцию; 6. на содержание архимандрита Порфирия и отправляемых с ним лиц, равно как и на потребности, сопряжённые с их пребыванием в Иерусалиме, назначить семь тысяч рублей серебром в год, а на путевые издержки единовременно четыре тысячи пятьсот семьдесят восемь рублей тридцать пять копеек серебром по особым расписаниям на счёт духовного ведомства 1653 . – „Итак, звезда моя опять воссияла на небе, – писал в дневнике по получении указа Св. Синода о сём архимандрит Порфирий. – Ещё раз Господь зовёт меня на дело святое в Иерусалиме, дело не малое, большее и лучшее того дела, какое я мог бы производить в нашем духовном ведомстве по сану и званию моему. Иду туда, иду с радостью, с самоотвержением, с упованием на помощь Божию“ 1654 . Действительно, как мы и говорили в своё время, архимандрит Порфирий как бы создан был на дело служения православной Церкви и славе Русского имени на востоке, посвятив этому делу самую большую и лучшую часть лет своей долгой жизни 1655 . Сотрудниками архимандрита Порфирия на этот раз были: бакалавр С.-Петербургской духовной академии соборный иеромонах Феофан, известный подвижник, скон- —182— чавшийся в 1894 году затворником в Вышинской пустыни, в сане епископа, и два студента С.-Петербургской духовной семинарии – Николай Крылов и Пётр Соловьев 1656 . Из них первого, т. е. иеромонаха Феофана, сам архимандрит Порфирий рекомендовал на означенное дело, как „мужа благочестивого“ 1657 , как „инока набожного, трезвенного и целомудренного“ 1658 , и он действительно оказался весьма пригодным на это дело, много послужив на пользу православия и ко благу самой миссии. О нём и после, например в 1852 году, в бытность свою временно в России, именно в Киеве на излечении от болезни, архимандрит Порфирий отзывался с прежней похвалой, как о сотруднике своём 1659 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сон 14-й. В туже ночь снилось, будто студент Николай Крылов приехал из Иерусалима в Киев, подошел к моей кровати, перекрестил меня и поцеловал, не сказав ни слова. Этот студент состоял при вверенной мне миссии. В 1861 году, я, до отъезда в Киев, ходатайствовал об увольнении его в родительский дом на шесть месяцев. Его уволили. Увольнение он получил 20 Января 1852 г., обрадовался и был благодарен мне. Душа моя предощущала благодарность его и во сне выразила это по своему. При том, я встретился с Крыловым в Константинополе. Он ехал домой, а я спешил в Иерусалим. Оба мы, прощаясь поцеловались. Это было 14 Апреля 1862 г. Сон 15-й. Ночью под 18 День Марта я видел во сне огромного льва. Вышина ног его была в мой рост. Глаза у него кровавые, а шерсть золотистая. Он неподвижно стоял подле меня. Та сторона его, у которой я находился, была освещена солнцем, а на противоположной стороне мрак покрывал каких-то людей, которых я не мог рассмотреть хорошо. Казалось мне, что между ними были монахи. Эти люди крались на меня. Но лев загораживал меня от них. Он не рыкал, не двигался, а только поворачивал свою косматую голову в ту сторону, где стояли враги мои, и они не отваживались нападать на меня. Кто этот лев? Это – Лев Григорьевич Сенавин, управляющий министерством иностранных дел. Он весьма высок ростом. Волосы его бело-золотистые. Сила его, как высшего государственного сановника, – велика. Из Киева я четыре раза писал ему и в последние два раза, 17 Января и 19 Февраля, просил его ускорить мое возвращение в Иерусалим, но ответов не получал от него. Когда же синодалы, недовольные моим отъездом туда без их дозволения, и, быть может, предполагавшие, что я сделал это по воле министерства иностранных дел, лишили меня половинного жалованья и столового оклада из сумм церковных, и когда я жаловался на это посланнику, тогда Сенявин, как узнал я после от него самого, защитил меня от нападения чернецов так, что они принуждены были выслать мне в Иерусалим и выслали все удержанные ими оклады. Им поставлено было на вид, что министерство дорожит мною, что я там нужен и полезен, и что если не удовлетворят меня по долгу и справедливости, то дело будет представлено государю, как обидное не только для отличного начальника миссии, но и для министерства. Итак, недруги мои струсили. А сон был в руку. Замечательно проявившееся в нем творчество души моей ясновидящей. Она верно, величественно, картинно нарисовала мощного защитника моего и трусливых недругов моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Достаточно привести небольшой ряд религиозных и художественных имён-явлений, чтобы понять грандиозный масштаб культурного фона Николаевской эпохи. Святые: Серафим Саровский, митрополит Московский Филарет (Дроздов), оптинский старец Амвросий (Гренков). Писатели и поэты: С.Т. Аксаков, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Хомяков, Н.М. Языков... В этот период жили и творили замечательные скульпторы, архитекторы, художники, композиторы: А.А. Алябьев, А.П. и К.П. Брюлловы, А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, А.Г. Венецианов, И.П. Витали, М.И. Глинка, А.А. Иванов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин... С бесспорной очевидностью ясно одно: именно при Николае Павловиче необычайным многоцветием явилась миру самобытная русская культура. Венчают " золотой век " два гения: религиозный - Серафим Саровский и художественный - Александр Пушкин . Царь умел ценить то, что талантливо, светло, значимо, и по праву иерархического старшинства исполнял роль не только наставника, но, так сказать, " прокормителя " . Вопреки тенденциозным домыслам, нет ни одного свидетельства того, чтобы в этот период некое дарование было творчески " задушено " рукой " властелина-тирана " . Николай I был властелином, но никогда не был " тираном " , т.е. правителем, упивавшимся своей безраздельной властной прерогативой, руководствовавшимся своими настроениями, прихотями, сиюминутными желаниями. Подобное ему было совершенно чуждо. Он являлся не только верховным стражем закона, но и первым и самым ревностным его исполнителем. В истории империи он оказался первым, так сказать, " законопослушным самодержцем " . Неукоснительно старался исполнять не только Закон Сакральный, но и закон формальный, написанный его коронованными предшественниками. Как монарх он принимал даже то, что как человек принимать не хотел. В политике никогда не позволял господствовать собственным желаниям, симпатиям и антипатиям, а уж тем более придавать им форму государственного действия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

И.В.Киреевский . Разум на пути к истине. Философские статьи, публицистика, письма... Москва . 2002. С.272 - 273. Скатов Н.Н . Реформы и традиции//Филология и школа. Труды научно-рактическихонференций " Филология и шкала. Вып П. С..14. Н.Н.Бурденко лично рассказывал это покойному профессору МГУ В.В. Попову (1903 - 1975), а им этот рассказ передан мне. Протоиерей Николай Булгаков. Фильм " Матильда " - хула на святого царя " ( " Русь Державная " , 2017) С.Л.Франк . Абсолютно непостижимое: " святыня " или " Божество "http:// Франк С.Л . Сочинения. Л.1990.С.450. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 8. Ответ на 4., Андрей Карпов: Автор пишет: По утверждённому списку в число обязательных авторов не вошли, ранее изучаемые в школе: великий сын русского народа М.В.Ломоносов, замечательный писатель и историк Н.М.Карамзин (его именем В.Г.Белинский назвал целый период русской литературы), А.Н.Радищев, о котором А.С.Пушкин сказал: " Как можно в статье о русской литературе забыть Радищева? Кого же мы будем помнить? " Не было в списке и И.А.Крылова, который " один мог бы быть главою и представителем целого периода литературы " , " ибо первый внёс в русскую литературу элемент народности " (В.Г.Белинский). Отсутствовал К.Ф.Рылеев, автор дум, через которые школьники ранее укрепляли своё знакомство с историей России и насыщались патриотическим духом, Изгнан был из классиков А.С.Грибоедов со своей знаменитой комедией " Горе от ума " . Не упомянут и гениальный А.В.Кольцов, плоть от плоти народной, также самый хрестоматийный поэт А.Н.Майков и др.И чуть далее:И сегодня это разрушение цинично продолжается. Создаётся такое ощущение, что и сегодня всех названных нет в программе. А ведь есть - и Грибоедов, и Крылов, и Ломоносов, и Майков даже, по-моему. А Радищева, например, мне не жаль. Его " Путешествие " - один из революционных камешков, кинутых в Россию...Совместить защиту Радищева и Царя-мученика в одном тексте, это нечто странное...Самое же печальное, что уважаемый автор, хочет ли он или нет, воспринимает народ как некоего младенца, который только разевает рот, а что в него вложат, зависит лишь от кормящей руки.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/17/...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Православный радиоуниверситет Уроки русской литературы Понятие свободы. Передача 6. Е.Н. Себина беседует с педагогом и миссионером Н.А. Лобастовым 14.11.2023 23:10 Николай Алексеевич Лобастов Важно отметить, что русская словесность в XIX столетии разделилась. Одна часть — те, кто сохранил верность традиции: Крылов, Жуковский, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Гончаров, а также славянофилы Тютчев, Хомяков, Киреевский. Вторая — либеральное крыло: Карамзин, Тургенев, Толстой, Чехов, Куприн, Бунин и дальше — весь Серебряный век. Рассказывая о литературе, необходимо давать характеристику мировоззрения писателя и нравственную оценку персонажам. Серебряный век — апофеоз либерализма. Почти все представители этого периода пишут в таком ключе: «И Господа и дьявола хочу прославить я». Для них нормально стирание грани между добром и злом. В то время мы по вседозволенности лет на пятьдесят обогнали Запад. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2023/11/14/23-1...

52 Секретное – следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Для связи между Забайкальскою и Приморскою областями Восточной Сибири учреждается на основании Высочайше утвержденного в 27 день октября 1856 года положения, но левому берегу Амура, между Усть-Стрелочным караулом – Забайкальской и Мариинским постом – Приморской области Амурская линия. Амурская линия будет состоять преимущественно из казачьего населения, для образования которого по Высочайшему повелению на первый раз имеет быть переслано из Забайкальского казачьего войска до 15000 душ в составе одного конного полка и 4-х пеших батальонов. Переселение это начнется с нынешнего года и будет совершаться постепенно в последующие годы. В нынешнем году имеют быть поселены на пространстве от Албазина до Гинканского хребта три сотни Амурского конного казачьего полка, а 6-я сотня сего полка переселится с острова Сучи вверх по Амуру, на 90 или 100 верст выше Мариинского поста в окрестности дер. Белер. Сообщая о сем Вашему Высокопреосвященству, имею честь покорнейше просить Вась принять в свою паству новых Амурских казаков и не оставить своим распоряжением о назначении на Амурскую линию одного (на первый раз) священника, для исполнения там духовных треб. Священник этот должен быт послан в течении предстоящего лета в Штаб Начальника Амурской линии, который имеет быть при устьях Зеи. Затем я буду иметь честь ожидать заключения Вашего Высокопреосвященства о том, на каких основаниях предполагаете Вы более удобным устроить на Амурской линии духовную часть и какие для сего потребуются средства. Поручая себя Архипастырским молитвам Вашим, имею честь быть с глубоким уважением и душевною преданностию Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою Николай Муравьев. 56 В тот же 20 день сентября – помечено рукою Высокопреосвященного –последовало и определение напечатать букварь в числе 1200 экземпляров на счет Св. Синода. 59 Мнение Генерал-Губернатора изложено в отдельном письме от 1 ноября того же года следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

«Руководствуясь статьей тов. Сталина от 15 марта 1930 г. о перегибе партийной линии, я просил бы Вас пересмотреть мое дело и изменить мне наказание, которого я не заслуживаю: во-первых, посевная площадь моя была очень мала и по учету комиссии по хлебозаготовке на мою семью не хватало около 30 пудов хлеба (семья моя состоит из жены, 7 человек детей от 14 лет и до новорожденных и сестры жены 58 л., всего 10 человек со мной). Наложенный на меня хлеб в количестве 95 пудов ржи и овса, из которых по моему заявлению было скинуто 30 пудов овса, этот хлеб был моей женой сдан своевременно. В селе и районе хлебозаготовка прошла с превышением. К Советской власти я относился лояльно, О чем свидетельствует протокол общего собрания граждан с. Ельтесунова от 17 октября 1929 г., копия которого вместе с заявлениями подана из изолятора в ОГПУ. Землю я обрабатывал своим трудом. Семья моя многочисленная, по своему составу лишена добычников, без меня обречена нищенствовать. Я как родитель имею нравственную обязанность кормить ее, но теперь лишен этого. Происхождением я сын учителя народной школы, внук крестьянина. Свидетельские показания в моем деле, с которыми меня знакомил судебный следователь, ничего не говорят против меня, а скорее в мою пользу. По всему этому прошу Вас пересмотреть мое дело 58 ст. 10 п., спросить местных граждан обо мне и освободить меня от того наказания, которое я несу. Я же лично считаю это дело перегибом партийной линии». Ответа на это заявление не последовало. Отбыв полностью свой срок, он вернулся из заключения в 1932 году. Сильно постарел, хотя ему было всего 40 лет. На Севере он заболел цингой, потерял часть зубов. 26 февраля 1930 года у матушки Екатерины родились двойняшки: Николай и Маргарита. Маргарита прожила только полтора года - умерла по болезни. С матушкой остались ее сестра Анна и шесть человек детей. Без отца семья жила бедно. Анна Васильевна собирала милостыню по деревням. Продавали вещи, которые достались по наследству от родителей матушки. В школе дочерей отца Александра обзывали кличками, дразнили из-за отца. Семье помогали сестры матушки - Елена и Александра, да и добрые люди не оставляли в беде. Большой дом священника в с. Ельтесуново отцу Александру пришлось продать, и семья переехала в дом на другом конце села.

http://drevo-info.ru/articles/16769.html

Когда такие пламенные молитвы возносились в храмах внутри обители, посмотрим, что происходило вне ее ограды. За братским кладбищем, в кустарниках, на оконечности мыса, два унтер-офицера с десятью инвалидами и горстью охотников, с двумя пушечками, коих ядра были величиной с яблоко, решались до смерти стоять и устояли против двух военных пароходов, которые расположились по обеим сторонам мыса, с сотнями воинов, со 120-ю пушками, с тысячей пудовых и двухпудовых каленых ядер и бомб, с тысячами пуль, гранат и картечей, со всей готовностью к высадке и мечами, жаждущими крови. Кто опишет хотя сотую часть бывших там смертных случаев, обратившихся ни во что? Кто опишет падение не одной ужасной бомбы, как та, что упала в Преображенскую паперть, но сотни бомб, еще ужаснейших, которые осыпали и мыс, и обитель над главами русских витязей? Не один раз засыпало их землей, обдавало осколками ядер; им не давали отдохнуть и на несколько минут, в течение девяти полных часов, под тучей дыма и громов не умолкавших над нами орудий. Смерть заглядывала им прямо в глаза и холодной рукой как бы уже касалась их сердца; храбрые воины едва успевали припадать при появлении огня, и отряхиваться от земли под самыми выстрелами; они ползли по земле к своим пушечкам и, улучив одну минуту, опять их заряжали и откликались: «Мы тут!» На их единый щелчок отзывались громы, содрогалась земля и густая туча дыма превращала для них ясный день в мрачную ночь. Настоятель, видя, сколь велика была опасность для находившихся на батарее, приказал снять оттуда людей, но старший унтер-офицер Пономарев отвечал: «Трудно будет монастырю, а мы готовы умереть!» Воодушевляя всех, продолжал он противиться во сто раз сильнейшему врагу: дважды срывало с него фуражку, неоднократно заваливало землей, по четверти часа нельзя было приподнять головы от земли; так часты были неприятельские выстрелы, что нельзя было даже различать их и что-либо слышать посреди грома и мрака, но горсть храбрых не робела: некогда было бояться. Особенное мужество оказали рядовые Тимофей Антонов и Терентий Рогожин; отставной же унтер-офицер Николай Крылов не только самим делом, но и веселым русским словом не позволял ни на минуту своим товарищам призадуматься.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010