В 1862 г. другой староста, купец С.С. Сергеев, украсил храмовые образа серебряными окладами работы известного ювелира Ф.А. Верховцева. Дважды храм основательно ремонтировался: в 1875 г. (под руководством арх. И.И. Демина) и в 1912 г. (к 75-летию со дня освящения). Ежегодно 8 февраля в церкви служился торжественный молебен по случаю основания университета, с молебна начинался и учебный год. Приход церкви состоял главным образом из студентов, прежде всего „казеннокоштных“, преподавателей и обслуживающего персонала. Среди прихожан были известные ученые: ректор А.Н. Бекетов, Д.И. Менделеев, П.П. Семенов-Тян-Шанский, математик В.И. Билибин, философ А. Введенский. 11 апреля 1885 г. епископ Ревельский Арсений отпевал в храме историка Н.И. Костомарова. С 1880 г. почти до революции настоятелем был известный богослов проф. прот. Василий Гаврилович Рождественский (его сменил прот. Александр Смирнов), а затем с 9 апреля 1918 г. служил прот. Николай Кириллович Чуков, бывший ректор Олонецкой семинарии и будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, в 1945 г. восстановивший духовные школы города. Хотя после революции церковь стала приходской и состояла под охраной как памятник искусства, ее закрыли 24 июля 1919 г., однако вскоре в жилом доме по Биржевой линии, 8, в квартире акад. И.И. Срезневского, прихожане по предложению старосты акад. Б.А. Тураева создали просуществовавшую пять лет „малую“ церковь Всех русских святых, иконостас для которой был взят из закрытого соседнего храма 166-го сводного госпиталя. В 1921–1923 гг. настоятелем Всехсвятской церкви был молодой о. Владимир Константинович Лозина-Лозинский, прославленный в 2001 г. как новомученик. После закрытия в январе 1923 г. утварь и колокола отданы на переплавку; иконостас через два года перевезли церкви в расположенный неподалеку Музей отжившего культа. Сейчас в церкви – музей истории университета. В 1989 г. возникла община, благодаря хлопотам которой через шесть лет в помещении начались молебны. В престольный праздник 1997 г. отслужена первая литургия, однако церковь верующим до сих пор не возвращена. Летом 1999 г. в университетском городке в Старом Петергофе начата постройка нового отдельного храма.

http://sobory.ru/article/?object=24640

Из преподавателей Н. Чукову наиболее запомнился П. Н. Сперанцев, «...учитель латинского языка, старый холостяк, живший уединенно, знавший дорогу, кажется, только в училище да в церковь . Он неизменно выписывал газету „Новости“ (Нотовича) 63 и либеральную „Неделю“ Гайдебурова 64 , – вспоминал Владыка Григорий. – Последнею с „Книжками Недели“ я у него постоянно пользовался, и на этой почве „единства вкусов“ мы сошлись с ним и бывали друг у друга (впрочем, больше я у него). Как преподаватель, Павел Никитич был строг, требователен. Он не ограничивался короткими ответами и уж если вызовет кого, то не отпустит, пока не выжмет из него всего, что нужно ему... Зато и экзамен у него продолжался обыкновенно целый день, с 9 часов утра до 6–7 часов вечера» 65 . Опытным педагогом был В. Ф. Дмитриев – он также вел делопроизводство училища. Василий Федорович «...раньше преподавал русский яз[ык] во всех четырех классах, но затем, вследствие требований Устава 1884 г., был оставлен только в первом классе. Между тем, это был отличный преподаватель, урок которого, как образцовый, в свое время ревизовавший училище член Учебного Комитета при Св[ятейшем] Синоде С. И. Миропольский стенографически записал и поместил в журнале „Семья и школа“ 66 » 67 . Войдя в курс дела и ближе познакомившись с корпорацией, Н. Чуков «...снискал к себе очень доброе, вполне благожелательное отношение. К исполнению своих обязанностей я относился очень строго, будучи точным во всех мелочах , – писал он в своих воспоминаниях. – У меня откуда-то сразу явился в отношении учеников и авторитетный тон, и педагогический такт. Никаких конфликтов с учениками в смысле ослушания их или каких-либо насмешливых выпадов с их стороны в отношении меня никогда не происходило. Сразу установились у меня деловые, серьезные и, при строгости, простые отношения с учениками» 68 . Весной первого года службы Николая Кирилловича в училище трое учеников заболели скарлатиной. Их поместили в училищную больницу. Поскольку фельдшера там не было, ухаживать за больными пришлось Н. Чукову. На это время он был свободен от надзирательства и «знал только больницу»: даже продукты выдавала его мать, Анна Ивановна. Болезнь протекала тяжело, и двое заболевших умерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Кириллович Кьяндский (1871–1941 гг.), кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей, земляк отца Н. К. Чукова; настоятель Иоанно-Предтеченской церкви на Выборгской стороне в Петрограде. Хазов Василий Тимофеевич (1875–1937 гг.), священник, земляк отца Н. К. Чукова, служил в Александро-Невской церкви при свечном заводе в Петрозаводске; неоднократно был репрессирован. Расстрелян в Оренбурге. Арсений (Стадницкий; 1862–1936 гг.), 28 февраля 1899 г., будучи инспектором Московской духовной академии, хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, в 1903 г. переведен на самостоятельную кафедру в Псков; в 1905 г. приглашен на пост члена Учебного комитета при Священном Синоде, с 19061–1907 гг. – его председатель и член Предсоборного присутствия, председатель 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений; в 1907 г. возведен в сан архиепископа, избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. С 5 ноября 1910 г. архиепископ Новгородский и Старорусский. На Всероссийском Поместном соборе1917–1918 гг. был заместителем председателя, один из трех кандидатов в патриархи. С 29 ноября 1917 г. митрополит, Поместный Собор избрал его членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В 1919–1920 гг. подвергался арестам, в 1922 г. привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей; год находился в заключении. В 1924 г. вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве; в 1925–1926 гг. находился в ссылке в Ашхабаде, в 1926–1936 гг. – в Ташкенте. С 1927 г. постоянный член временного патриаршего Синода. 11 августа 1933 г. был освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским. Григорий (Чуков), митр. Слово пред отпеванием монахини Дамианы (в мире Валентины Владимировны Соболевой) 28/15 июня 1927 г. в Ленинграде//Избранные Слова, речи и статьи. Строка из стихотворения Н. А. Некрасова «Памяти Добролюбова». Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Спасибо и всем, кто помнил меня и проявлял ко мне любовь и заботливость. Прошу у всех молитв о себе. Верусю прошу с любовью пройти курс Закона Божия с Боречкой (богослужение и катехизис с историей Церкви). Всех прошу помочь Верусе стать на ноги, доучиться, чтобы жить самостоятельно. Храни вас Господь! Записки протоиерея Николая Кирилловича Чукова, написанные во время нахождения в тюрьмах (в Доме предварительного заключения на Шпалерной и во 2-м Исправдоме (б. Пересыльной тюрьме) на Константиноградской ул.,6) с 5 июля (н.с.) 1922 г. по 22 августа (н.с.) 1922 г. Первые дни после приговора. Перевод на Шпалерную. После вынесения приговора, 5 июля вечером, нас, приговоренных к расстрелу (8 человек, кроме митрополита и Преосв. Венедикта, которые все время находились на Шпалерной, в доме предварительного заключения), повезли не в 3-й исправдом, где мы жили, а в первый, в сопровождении целых двух автомобилей (один с агентами ЧК, другой с вооруженными солдатами). Там выстроили, тщательно обыскали (взяли у меня кожаный пояс, подтяжки, ножницы, нож, даже трудовую книжку) и посадили по двое по камерам нижнего этажа, где обыкновенно содержатся " смертники " . Мы согласились с Юрием Петровичем Новицким сесть вместе, и нас посадили во вторую камеру. Разместились - он на койке, я на полу. Отношение было доброе и разговоры с нами через форточку довольно частые. Утром из дому (6-го) мне принесли передачу и вещи из 3-го исправдома (я из суда написал об этом жене заранее), установили кровать, и мы зажили... Сразу же предложили каждому из нас написать " кассацию " в Верховный трибунал, потом принесли копию приговора, который мы по очереди и читали. Прошла и вторая ночь. Наступила пятница, 24 июня/7 июля. Мы уже поуспокоились. Я записал в дневник все свои впечатления и думы, свои завещания и прощальные пожелания и, кстати, все свои бумаги и дневник отправил с обратной передачей домой, решив пока ничего не писать. И хорошо сделал, как потом оказалось. Не успели мы пообедать, как появился отделенный Демин и предложил нам собирать вещи и отправляться. Куда? - Неизвестно. Юрий Петрович несколько растерялся спрашивать: " На полигон? Но ведь днем не возят туда, да и 48 часов еще не истекло, да и кассация подана " ... Демин сначала как будто сказал " нет " , потом, видимо, сам растерянный не знал, что говорить. На вопрос Юрия Петровича " брать ли вещи? " , даже сказал: " Да оставьте вещи " . Видимо думал, что уже все кончено... Я тем временем собрал все свои вещи, сложил частью и вещи Юрия Петровича, завязал. Пришлось торопиться, ибо Демин все понукал. Наконец, все собрано; вышли. Оказывается, комендант трибунала в закрытом автомобиле приехал, чтобы перевозить нас всех по двое на Шпалерную. Поехали. У ворот смотрю какими-то судьбами - Боря и Верочка. Увидели нас, побежали вслед... Я был рад, что хотя домашние сразу узнают, где мы, чтобы не было лишних тревог...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

«Исторический очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии за 25 лет (1884–1909 г.). Петрозаводск, 1910, 40 страниц. «Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь ». Изложение в отношении к глаголемому старообрядзу. Церк. печ. Москва, 1898. Дополнительный план введения всеобщено обучения в Олонецкой губ. с пояснительной запиской к нему. (Доклад Олонецкому Губерн. Земскому Собранию 1899 г.). Рукопись. См. «Труды Губ. Земской Комиссии». Вып. 1-й. Петрозаводск, 1905, стр.17–41. «Панфинская пропаганда среди карел Выборгской, Архангельской и Олонецкой губ. и необходимые меры борьбы с ней». Доклад Олонецк. Губерн. Земск. Собр. 1907 г. Отпечатан в «Трудах Губерн. Земск. Комиссии по выработке плана введения всеобщего обучения в Олонецкой Губернии». Вып.4-й. Петрозаводск, 1907. Руководство по Закону Божию для школ в местностях с карельским населением. Выборг, 1908. Очерк деятельности Православного Карельского Братства в Олонецкой губ. Петрозаводск, 1910, 62 страницы. «В защиту церковных школ». Доклад на общеземском съезде по народному образованию в Москве в 1911 году. Оттиск из «Олон. Епарх. Вед. » за 1911 год. ТРУДЫ: Ряд статей и заметок по народному образованию в Олонецких Епарх. и Олонец. Губерн. Ведомостях за время с 1898–1910 г. Ряд статей руководящего характера и других в издававшемся и редактировавшемся им в течение 6 лет с 1911 по 1917 гг. еженедельном церковно-обществен. органе «Олонецкая Неделя». Ряд статей пастырского и церковно-практического характера в редактировавшихся им в течение 2-х лет (1917–1918 гг.) «Олонецких Епарх. Ведомостях». «Процесс Петроградских церковников 1922 г.» Дневник участника. Петроград, 1922, рукопись, стр.128+68+16. «Мессианское представление иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова». Магистерская диссертация. Рукопись. cmp.VII+273+XV. Ленинград, 1926. «Мои воспоминания». Часть I-я (1870–1889). Детство и годы учения. Рукопись 66 страниц. Ленинград, 1932. «Мои воспоминания». Часть 2-я (1889–1895). На службе в духовном училище. В духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рукописи, над которыми трудился о. Николай в Саратове, были представлены им тогдашнему Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию, который отметил свое уважение к новому епископу особым вниманием: на следующий день после хиротонии возвал его в сан архиепископа. Всем известно, какое значение имела та огромная церковно­патриотическая деятельность, которую во время Великой Отечественной войны под руководством Патриаршего Местоблюстителя развернули все православные русские святители, имевшие возможность служить и общаться с народом. Архиепископ Григорий с первых же дней своего архипасторства стал одним из ближайших помощников Митрополита Сергия по этой работе, причем его деятельность имела ту особенность, что она не оставалась под спудом, а получала широкую огласку. В июле 1942 года архиепископу Григорию было поручено управление соседней Сталинградской епархией. В сентябре 1943 года он участвовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на котором совершилось избрание митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Осенью того же года ему было поручено архипастырское окормление приходов Тамбовской епархии, только что присоединившихся из обновленческого раскола. 15 мая 1944 года неожиданно скончался Святейший Патриарх Сергий, оставив завещание, согласно которому Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. В связи с этим архиепископ Григорий был перемещен на Псковскую кафедру с титулом архиепископа Псковского и Порховского с поручением управлять также Ленинградской и Новгородской епархиями. В конце того же года к этим многосложным поручениям добавились еще новые – временно окормление Олонецкой епархии. В этот период церковно-административная деятельность архиепископа Григория была весьма многообразна и довольно напряженна. На территории епархий, порученных ему, города были разрушены. Население еще не оправилось от неописуемо-тяжелых испытаний вражеского нашествия. В церковных делах во многих местах воцарился беспорядок, вызванный не только немецкой оккупацией, но и расколами, терзавшими тело Церкви в течение многих лет, а также и другими причинами. Церковный организм страдал тяжелыми недугами, которые требовали умелого и терпеливого лечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда в 1923 году Богословский институт, во избежании подчинения раскольникам, вынужден был придти к самоликвидации, протоиерей Николай вновь организует дело высшего богословского образования. Он становится во главе районных богословских округов, вводит в состав корпорации этих курсов профессоров бывшего Богословского института, принимает в число слушателей бывших студентов института и открывает новое высшее богословское учебное заведение – Высшие богословские курсы, являющиеся прямым продолжением Петроградского Богословского института. Помимо этого дела о. Николай уделял время и для научно-исследовательской работы и в 1926 году успешно защитил магистерскую диссертацию на тему: «Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова». В 1928 году курсы, руководимые профессором-протоиереем Чуковым, прекратили свою деятельность, но богатый опыт, накопленный в этой высшей богословской школе нового типа, не пропал даром. Он принес обильные плоды через несколько лет, когда возник вопрос о прочном восстановлении системы богословского образования в Русской Православной Церкви. В 1935 году о. Николай переехал в Саратов и там закончил свой труд «Мои воспоминания», начатый еще в Ленинграде. В этот период он привел в порядок, собрал и систематизировал слова и речи, произнесенные им ранее в разное время и по разным случаям, а также апологетические беседы. По-видимому, в эти годы он не служил, и его участие в церковной жизни заключалось в обработке этих литературных трудов. В октябре 1942 года возвратился к церковной работе. Существует мнение, что война застала его настоятелем Саратовского собора, но это мнение ошибочно. Он не мог быть настоятелем в начале войны, потому что тогда в Саратове не было ни одного действующего храма. Собор был открыт 8 октября 1942 года и, по-видимому, о. Николай был оформлен настоятелем именно в это время. Фактически он пробыл им всего несколько дней, а возможно что и не служил ни одного дня, потому что 13 октября того же года он был в Ульяновске пострижен в монашество с именем Григория, а на следующий день состоялась его хиротония во епископа Саратовского. Незадолго до этого о. Николай овдовел, а дети его погибли во время блокады Ленинграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

прот. Владимир Сорокин Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Митрополит Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, происходил из старинного трудового русского рода Олонецкой губернии. «Происходя из крестьянского сословия, – писал он, – я имею среди крестьян Пудожского и Повенецкого уездов несколько родственников (двоюродных и троюродных; ни братьев, ни сестер родных у меня нет), но таких, которые не занимают решительно никакого общественного положения 3 . Олонецкая земля (современная Карелия, в древности – Обонежье) – суровая, но обильная природными богатствами область, осваивается новгородцами, начиная с XI–XII вв. Край не знал крепостного гнета, и поэтому здесь, как нигде в России, расцветает народная культура – и материальная, и духовная, – творцом которой была сама крестьянская община. Христианство на этой земле возрастало под благотворным влиянием Великого Новгорода. Важную роль в духовной жизни края имели монастыри и пустыни. Из них особое значение приобрели Валаамская 4 и Александро-Свирская 5 обители. Почитаемыми подвижниками веры и благочестия в Олонии стали преподобные Сергий и Герман Валаамские († около 1353, память 28 июня и 11 сентября); Александр Свирский († 1533, память 30 августа и 17 апреля) и его ученики: Адриан Андрусовский († 1550, память 26 августа), Афанасий Сяндемский († XVI в., память 18 января), Геннадий († около 1516) и Никифор († около 1557) Важеозерские (память 9 февраля); Пахомий Кенский († XVI в., переходящее празднование в субботу по Богоявлении); Иона Климецкий († 1534, память 6 июня); Лазарь († 1391) и Афанасий († XV в.) Муромские (память 8 марта); Иона Яшезерский († около 1590, память 5 октября) и многие другие 6 . С конца 1860-х годов было установлено совершать празднование собора Олонецких святых в пещерном храме кафедрального собора в Петрозаводске, на второй день после Покрова, а с 1913 года – в храме Петрозаводского Духовного училища, в первое воскресенье после Покрова 7 . Чтимая икона собора Олонецких святых ныне находится в петрозаводском храме св. великомученицы Екатерины, что на Неглинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1942-1943 гг. А. е. временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков) . В 1943 г. на Астраханскую кафедру из ссылки вернулся архиеп. Филипп (Ставицкий), в соответствии с определением Свящ. Синода от 26 июня 1944 г. принявший в церковное управление также Сталинградскую обл., в к-рой насчитывалось 16 правосл. церквей и молитвенных домов; архиеп. Филипп стал именоваться Астраханским и Сталинградским. В июле 1945 г. стараниями владыки в разрушенном Сталинграде возобновились богослужения в Казанской ц., в 1945 г. в Сталинградской обл. насчитывалось 25 действующих церквей и молитвенных домов, в 1947 г.- 42. Серьезным препятствием для возрождения храмов являлся недостаток священнослужителей. Сбор средств в фонды обороны страны, в фонды помощи инвалидам войны и детям-сиротам был одним из основных направлений патриотической деятельности духовенства епархии как в военные, так и в послевоенные годы. В 1947 г. по решению Совета по делам РПЦ взимание церковных средств на патриотические цели прекратилось. Желая подтвердить свою готовность к оказанию помощи гос-ву, в 1948 г., накануне выпуска госзайма, архиеп. Филипп разослал всем настоятелям церквей телеграммы с призывом принять активное участие в подписке на заем, в результате храмы епархии сдали свои облигации в фонд гос-ва. 15 июля 1959 г. Сталинградская обл. была отделена от Астраханской епархии и присоединена к Саратовской, Астраханские архиереи стали вновь именоваться Астраханскими и Енотаевскими. В 60-80-х гг. XX в. А. и Е. е. являлась одной из самых маленьких рус. епархий, число приходов не достигало 20 (в 1988 - 15), большинство священников были людьми немолодыми. В 70-80-х гг. в Астраханском кремле проводились восстановительные работы, в ходе к-рых были отреставрированы Троицкий собор и Кирилловская часовня, потолочная роспись старейшего в Астрахани храма во имя свт. Николая Мирликийского. 90-е гг. XX в. - нач. XXI в. Возрождение церковной жизни в епархии началось в 90-х гг. XX в. В 1990 г. на колокольне Астраханского кремля был установлен трехметровый крест, в 1991 г.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Вход на территорию собора с Никольской ул. Фотография. 1900-е гг. Вход на территорию собора с Никольской ул. Фотография. 1900-е гг. 23 янв. 1918 г. был упразднен институт морского духовенства. 6 апр. 1918 г. комитет бывш. Гвардейского экипажа с разрешения Верховной морской коллегии передал его со всем имуществом и капиталами в распоряжение прихода, т. о. собор перешел в разряд приходских. В 1919 г. все банковские капиталы прихода и церковные здания были национализированы, в 1921 г. прекращено преподавание Закона Божия при храме. В советское время собор не закрывался, хотя в 1922-1926 гг. из него были изъяты мн. ценности (более 500 кг серебра) и святыни, в частности Евангелия в серебряных окладах 1747 и 1759 гг., 3 Тихвинские иконы Божией Матери (XVIII в.) в серебряных ризах, комплект серебряных сосудов 1760 г. В 1922 г., после начала обновленческого раскола, собор вошел в состав Петроградской автокефалии, здесь часто служил еп. Николай (Ярушевич). Во время борьбы с автокефалией ГПУ арестовало настоятеля (с 1919) прот. Александра Николаевича Беляева, и 30 марта 1923 г. он был сослан на 3 года в Коми-Зырянскую автономную обл. По возвращении продолжал службу в соборе († март 1928). На несколько месяцев собор был захвачен обновленцами, но уже 22 июля 1923 г. община изгнала обновленческих священников. Настоятелем был избран прот. Иоанн Дмитриевский, но 4 авг. всех членов причта арестовали, и 20 сент. обновленцы снова захватили собор. 17 янв. 1924 г. он окончательно перешел под управление свт. патриарха Тихона и с этого времени принадлежал Патриаршей Церкви. В нояб. 1923 г. была закрыта ц. вмц. Екатерины в бывш. Имп. уч-ще правоведения, из нее в собор поступила икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (1898; ныне в нижнем храме). Николо-Богоявленский Морской собор. Фотография. 2017 г. Николо-Богоявленский Морской собор. Фотография. 2017 г. В 1924-1935 гг. настоятелем собора служил прот. Николай Кириллович Чуков (впосл. митр. Ленинградский и Новгородский Григорий). 17 марта 1925 г.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010