321 По-видимому, имеется в виду архимандрит Сергий (Гаврилов Константин Михайлович; 1897–1956). Родился в г. Августово Сувалкской губ. Окончил Варшавское духовное училище и Ярославскую духовную семинарию. В 1917 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, откуда с третьего курса перешел в Киевский университет, который окончил в 1921 г. В 1945 г. принял монашеский постриг в Архангельске. В том же году епископ Архангельский Леонтий рукоположил его во иеродиакона, а 25 июня – во иеромонаха и назначил настоятелем Сретенской церкви с. Заостровье. В феврале 1948 г. иеромонах Сергий перешел в Псково-Печерский монастырь, где состоял благочинным. В 1951 г. возведен в сан архимандрита. В 1953 г. был настоятелем в кафедральных соборах Новгорода и Старой Руссы. В 1954 г. назначен наместником Псково-Печерского монастыря. В 1956–1957 гг. нес послушание в Глинской пусты­ни Сумской обл. В 1957 г. назначен настоятелем Покровского кафедрального собора в Астрахани, где одновременно занимал должность председателя епархиального совета. Последние годы отец Сергий служил в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. 325 Григорий (Чуков Николай Кириллович; 1870–1955), митрополит. До 1918 г. служил в Оло­нецкой епархии. С 1918 г. служил в Петрограде. В 1920–1922 гг. ректор Петроградского бо­гословского института. В 1922 г. был осужден по «делу митрополита Вениамина». Досрочно освобожден в 1923 г. В 1924–1928 гг. возглавлял богословские курсы. В 1935 г. выслан из Ле­нинграда, до 1941 г. проживал и служил в Саратове. В 1942 г. принял монашество и хиротонисан во епископа Саратовского, возведен в сан архиепископа. В 1942–1943 гг. временно управлял Астраханской епархией. В 1944–1945 гг. архиепископ Псковский. С 1945 г. митрополит Ленин­градский и Новгородский. 327 Румянцев Сергей Владимирович (1903–1977), протоиерей. Родился в Санкт-Петербурге. В 1925 г. принял обновленческое рукоположение во «иерея». В 1933–1934 гг. арестовывался. В 1943 г. хиротонисан в обновленческого «епископа Ладожского, управляющего Ленинградской епархией». В 1944 г. принес покаяние и принят в общение с Патриаршей Церковью в сане миря­нина. В том же году рукоположен во диакона и затем во иерея. В 1945–1973 гг. настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Весть о кончине привела в глубокое волнение его паству. Многие десятки тысяч православных алмаатинцев провожали гроб с останками своего архиерея на всем семикилометровом пути от кафедрального собора до кладбища. В 1956 г. скончались митрополит Новосибирский Варфоломей (Городцев), близкий друг Патриарха Сергия в пору их учебы в Петербургской Духовной Академии, архиепископ Димитрий (Градусов), в 1954 г. ушедший на покой и за неделю до кончины — 4 апреля принявший постриг в великую схиму с именем Лазаря. Смерть епископа Дрогобычского Михаила (Мельника), одного из сподвижников протоиерея Гавриила Костельника по воссоединению униатов, произошла при загадочных обстоятельствах, вызвавших подозрение, что он стал жертвой органов госбезопасности. Получив в Киеве известие о скоропостижной смерти своего секретаря, снятого с поезда с тяжелым приступом, он, как было сообщено, внезапно и сам скончался от сердечного приступа. Произошло это спустя два дня после его вполне благополучного отъезда вместе с отцом Владимиром Куновским, своим секретарем, из Дрогобыча 9 октября 1955 г. Сподвижник владыки Михаила по воссоединению униатов епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) скончался в 1957 г.    Особенно ощутимой потерей для Русской Православной Церкви была скоропостижная кончина постоянного члена Священного Синода митрополита Ленинградского Григория (Чукова). Митрополит Григорий преставился 5 ноября 1955 г. в возрасте 85 лет в Москве, в здании Патриархии, после поездки в Румынию, где он участвовал в торжествах канонизации новопрославленных святых Румынской Церкви. Погребен в его кафедральном городе. Митрополит Григорий (в миру Николай Кириллович Чуков) родился 1 февраля 1870 г. в Олонецкой губернии. Его прадед и дед были сказителями былин. Отец, поморский крестьянин, стал состоятельным человеком, содержал в Петрозаводске гостиницу и имел средства, чтобы платить за обучение сына в гимназии. В 1882 г. юный гимназист стал прислуживать в алтаре петрозаводского собора епископу Олонецкому Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Однако дополнительные изыскания в частных собраниях и в архиве А.А. Дмитриевского , хранящемся в отделе рукописей российской национальной библиотеки (ф. 253), позволяют иначе посмотреть на эту проблему. В архиве ученого нами были обнаружены учебные программы по литургике 132 и церковной археологии 133 , которые А.А. Дмитриевский составил для последнего года преподавания на Высших Богословских курсах Ленинграда; отзывы слушателей курсов о преподавании профессором литургики и церковной археологии 134 , ряд писем и почтовых карточек. Другой важный и, без сомнения, бесценный источник для реконструкции преподавательской деятельности Алексея Афанасьевича – это дневник настоятеля Николо-Богоявленского собора митрофорного протоиерея Николая Кирилловича Чукова (1870–1955), будущего митрополита Ленинградского и Новгородского Григория. С 1924 г., после освобождения из тюрьмы, где о. Николай содержался по «Делу петроградских церковников», бывший ректор Петроградского богословского института прот. Николай Чуков преподавал апологетику и был заведующим Богословских курсов Центрального городского района. Он организовал комиссию по выработке Положения о Высших Богословских курсах и в августе 1925 г. посетил в Сокольниках Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) , благословившего открытие Высших Богословских курсов в Ленинграде. 25 сентября того же года советом курсов прот. Николай был избран ректором. В октябре митрополит Петр утвердил «Положение о Высших Богословских курсах в Ленинграде», состав преподавателей и прот. Николая Чукова в должности ректора. Высшие Богословские курсы в Ленинграде (1925–1928 гг.) были на тот момент единственным в стране высшим богословским учебным заведением 135 . Именно с Богословскими курсами Центрального городского района и Высшими Богословскими курсами был связан последний период преподавательской и научной деятельности А.А. Дмитриевского . Прот. Николай в своих дневниках освещал события повседневной жизни духовной школы. Порой он давал и нелицеприятные характеристики, с поразительной ясностью мысли излагая сложнейшие вопросы взаимоотношений в профессорско-преподавательской корпорации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

150 Название написано на верхнем листе рукописи от руки и в более позднее время, повторяет оригинальное. 153 Митрополит Григорий (Чуков Николай Кириллович; 1870–1955) родился в г. Петрозаводске Олонецкой губ. Окончил Олонецкую семинарию (1889), Санкт-Петербургскую Духовную академию (1895). Иерей (1897). Ректор Олонецкой Духовной семинарии (1911–1918). Настоятель Казанского собора и ректор Петроградского Богословского института (1920). В 1922 г. арестован по делу “О сопротивлении изъятию церковных ценностей” и приговорён к расстрелу, но приговор заменили тюремным заключением. Амнистирован. В 1935 г. выслан из Ленинграда в Саратов. Овдовел. Принял постриг в монашество, хиротонисан во епископа Саратовского (1942). Возглавлял Астраханскую, Псковскую, Олонецкую епархии. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1945). Неоднократно возглавлял церковные делегации за рубеж. 154 Монах Иувиан (Краснопёров Иван Петрович; 1880–1957) в 1899 г. поступил в Валаамский монастырь, в 1907 г. был определён послушником, в 1910 г. пострижен в монашество. Проходил послушание в монастырской канцелярии (1900–1925). В 1920 г. был утверждён в должности секретаря Монашеского совета. В 1925 г. после осуждения на церковном суде за верность старому календарному стилю был сослан по предписанию Финляндского Церковного управления на островной Тихвинский скит. В 1931 г. ему было разрешено вернуться на проживание в монастырь. Заведовал метеорологической станцией. Его письма опубликованы в 2(58) журнала за 2010 г. 155 Схиигумен Харитон (Дунаев Хрисанф Николаевич; 1872–1947) родился в Костромской губернии. В 1894 г. поступил в Валаамский монастырь, зачислен послушником в 1897 г., пострижен в монашество в 1905 г., рукоположен во иеродиакона в 1908 г., во иеромонаха — в 1910 г. В 1909 г. назначен экономом монастыря, в 1917 г. утверждён в должности и зачислен в состав старшей братии. Назначен и. о. наместника Валаамского монастыря с сохранением должности эконома (1925). В 1933 г. избран настоятелем Валаамского монастыря и утверждён в должности, посвящён в сан игумена. Избран председателем Монашеского совета ФПЦ (1933–1941). Состоял членом Комитета по сохранению монастырей ФПЦ. В 1927 г. опубликовал свой труд “Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях”; в 1936 г. совместно с протоиереем Сергием Четвериковым издал книгу “Умное делание. О молитве Иисусовой”, в 1943 г. — книгу “Аскетизм и монашество”. Незадолго до кончины принял схиму. Награды: набедренник (1912), золотой наперсный крест от Святейшего Синода (1917), палица (1932), Командорский крест Святого Агнца II ст. от Финляндского Церковного управления (1937).

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 10902, л. 2 об., 8. ГА РФ, ф. А–353, оп. 6, д. 66, л. 2. Там же, оп. 3, д. 742, л. 9–11; д. 766, л. 201–201 об.; оп. 4, д. 379, л. 30–30 об.; оп. 5, д. 230, л. 12; д. 240, л. 481, 491 и др. Ориентировочно с января 1921 г. по январь 1922 г. (Там же, оп. 3, д. 766, л. 276; оп. 5, д. 240, л. 663). Отделение Церкви от государства…С. 525, 229–230, 231–239, 239–240, 241–243, 244–248, 248–249, 253–258; Конфессиональная политика советского правительства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы. Т. 1: 1917–1924 гг. Кн. 3: Народные комиссариаты СНК РСФСР (1917–1924) и СНК СССР (1922–1924): проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»/Отв. сост. М. И. Одинцов. М., 2017. С. 170–171, 171–180, 180–182, 182–185, 186–190, 191–196; «Церковь отделяется от государства». Доклады эксперта Наркомюста М. В. Галкина. 1918 г./Публ. М. И. Одинцова//Исторический архив. 1993. 6. С. 162–170, 136–138, 139–142, 143–147. 24 августа 1918 г. была принята, а 30 августа опубликована специальная Инструкция Наркомюста РСФСР «О порядке проведения в жизнь Декрета об отделении…». Инструкция еще более (по сравнению с текстом декрета) усиливала ограничительно-запретительную направленность правовых норм, создавая значительные трудности на пути осуществления либо практически делая невозможным для религиозных объединений ведение благотворительной, просветительно-педагогической, миссионерской деятельности. Действие Инструкции распространялось на все вероисповедания (Известия ВЦИК. 1918. 30 августа; Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. 62. Ст. 685; ГА РФ, ф. Р–1235, оп. 35, д. 8, л. 38–39). ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 691, л. 254; Революция и церковь. 1919. 6–8. С. 84. Рогозный П. Г.Духовенство против Церкви в 1917–1918 гг. … С. 389. Николай Кириллович Чуков (18701955 гг.), с февраля 1911 по 1918 г. ректор Олонецкой духовной семинарии. В 1918 г. после двух арестов вынужден был покинуть Петрозаводск и переехать в Петроград.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Григорий (Лисовский Григорий Иванович; 1845–1927), митрополит. В 1921 г. хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. С 1923 г. архиепископ Полтавский. С 1927 г. митрополит. Григорий (Чуков Николай Кириллович; 1870–1955), митрополит. С 1897 г. священник кафедрального собора Петрозаводска. В 1911–1918 гг. ректор Олонецкой духовной семинарии. В 1918 г. дважды арестовывался в Петрозаводске, после второго ареста был выслан из Олонецкой губернии, переехал в Петроград. В 1919–1920 гг. настоятель Петропавловской церкви Петроградского университета. С декабря 1920 г. настоятель Казанского собора. В 1920 г. был избран ректором Петроградского богословского института. В 1922 г. арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей», приговорен к расстрелу, расстрел был заменен на 5 лет тюрьмы со строгой изоляцией. Освобожден в 1923 г. В 1924–1935 гг. настоятель Николо-Богоявленского собора. В 1935 г. был выслан из Ленинграда в Саратов. В 1942 г. хиротонисан во епископа Саратовского. С 1942 г. архиепископ. С 1943 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский. В 1942–1943 гг., одновременно, временно управлял Астраханской епархией. С 1944 г. архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями. С 1945 г. митрополит Ленинградский и Новгородский. Григорий (Яцковский Гавриил Иулианович; 1866–1932), архиепископ, григорианский «митрополит». В 1908 г. хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. С 1917 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 1922 г. архиепископ. В 1922–1925 гг. в заключении. В декабре 1925 г. возглавил названный по его имени григорианский раскол, именовал себя «Блаженнейшим митрополитом». Григорий IV (Аль-Хадцад, † 1928), Патриарх Антиохийский с 1906 г. Григорий VII (Зервудакис или Папаставрианос; 1850–1924), Патриарх Константинопольский. В декабре 1923 г. избран на Патриарший Престол после отречения Патриарха Мелетия IV. При нем была признана автокефалия Польской Православной Церкви и в 1924 г. Константинопольской Церковью был официально принят григорианский календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Григорий (Чуков), митр. Дневник. Тетрадь 47. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Григорий (Чуков), митр. Дневник. Тетрадь 56. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские духовные школы в XX–XXI вв. Т. 2. СПб., 2016. С. 146. Н. Ю. Сухова пишет, что «огромное значение приобрело возобновление в 1964 г. деятельности заочного сектора при МДА» ( Сухова Н. Ю. Московская духовная академия//Православная энциклопедия. Т. 47. М., 2017. С. 153–187). Правильнее же будет назвать это «началом деятельности» (перенесенного, согласно «церковному преданию») закрытого заочного сектора в Ленинградской духовной академии в стены Московской духовной академии. Иоанн (Соколов), митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины//Православная энциклопедия. Т. 23. М. 2010. С. 453–454. Звонарёв С., прот. Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века. Сергиев Посад, 2023. С. 539–540. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения… Ч. 8 (Электронный ресурс: http://bogoslov.ru/person/482393; дата обращения – 1 сентября 2023 г.). По требованию Хозяйственного управления в 1949 г. были ликвидированы признанные «нерентабельными», организованные в 1948 г. митрополитом в Новгородской области собственные епархиальные лесозаготовки. Первые полученные 180 вагонов дров обеспечили все нужды епархии по ценам ниже рыночных, а на ликвидацию лесозаготовок ушло немало средств ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий. С. 114) Григорий (Чуков), митр. Дневник. Тетрадь 56. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Журнал Московской Патриархии. 1954. 12. С. 63–64. Александрова-Чукова Л. К. Григорий (Чуков Николай Кириллович, митр. Ленинградский и Новгородский). С. 592–598; 11 ноября 1954 г. митрополит записал в дневнике: «В “Правде” появилось постановление “Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения”. Впечатление большое и значение громадное. Это, по-видимому, прямой ответ на представленный патриархом правительству (Карпову) мой доклад от 31 августа. За ужином у Карпова были разговоры общего характера по этому поводу. Во время ужина молчал по этому поводу только м[итрополит] Николай… 12 декабря 1954 г. Сегодня по радио сообщили, что патриарх был на приеме у Маленкова. Это хорошо, я усиленно настаивал ему на этом, когда подал ему доклад по поводу травли газетной на Церковь и религию» (Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения… Ч. 12. Поездка на Ближний Восток, совещание глав и представителей Православных Церквей 1948 г. и дальнейшие контакты с Восточными патриархами. История учреждения ордена святого равноапостольного князя Владимира 1947–1958 гг./Публ., вступ. ст. и коммент. Л. К. Александровой-Чуковой (Электронный ресурс: http://bogoslov.ru/article/4642910; дата обращения– 1 сентября 2023г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Василий (Богдашевский; 1861–1933 гг.), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии, ректор Киевской духовной академии, почетный член Московской, Санкт-Петербургской и Казанской духовных академий. «‘‘Род ученых’’ не погибнет на свете»: (переписка из двух столиц профессора Н. Н. Глубоковского и епископа Василия (Богдашевского) 1917–1921 гг.)/Вступ. статья, публ. и примеч. Т. А. Богдановой, А. К. Клементьева//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. Вып. 3(11). С. 121. Иван Павлович Щербов (1873–1925 гг.), в июне 1900 г. назначен преподавателем основного и нравственного богословия в Санкт-Петербургской духовной семинарии, также преподавал Закон Божий в женском Исидоровском училище; участник «Религиозно-философских собраний» в Санкт-Петербруге. С 1918 г. заведущий Богословско-пастырским училищем в Петрограде, с 1920 г. проректор Петроградского Богословского института. Григорий (Чуков), митр. Речь на открытии Ленинградской духовной академии и духовной семинарии. Торжество открытия Ленинградской духовной академии и духовной семинарии//Журнал Московской Патриархии. 1946. 10. С. 9–10; Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 2–3. Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 3–4. Там же. Л. 4–5. Там же. Л. 5. Петроградский церковный вестник. 1919. 14, 15; Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 3, оп. 3а, д. 5, л. 1–4; д. 6, л. 1–4. Александрова-Чукова Л. К.Григорий (Чуков Николай Кириллович, митр. Ленинградский и Новгородский//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 592–598; Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. СПб., 2006. С. 53–54, 56–57; Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), 1945–1955// Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К.Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1913–2013. Т. 2. СПб., 2012. С. 17–52; Александрова-Чукова Л. К. Борьба питомца и последнего ректора Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске протоиерея Н. К. Чукова за Alma mater и епархию//Олонецкая духовная семинария и православная духовность в Олонецком крае: Материалы региональной конференции, посвященной 180-летию Олонецкой духовной семинарии. Петрозаводск, 2012. С. 44–59.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Левитин-Краснов А. Э.«Рук твоих жар»: (1941–1956). Тель-Авив, 1979. С. 200–201. Слова И. В. Сталина, сказанные митрополиту Гор Ливанских Илии (Карам) ( Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 150). Николай (Ярушевич), митр. Прием у И. В. Сталина//Журнал Московской Патриархии. 1945. 5. С. 25–26. Постановление СНК СССР от 10 мая 1944 г. 524 об открытии курсов в Саратове ( Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства… С. 123–124). Как известно, внешними церковными сношениями в Московской патриархии (Отделом ОВЦС) руководил митрополит Николай (Ярушевич). В то же время именно владыка Григорий возглавил первую заграничную делегацию Московской патриархии в апреле 1945 г. в Болгарию, затем у него была командировка в Финляндию (с последующим управлением русскими приходами) и в Париж; с ответственными миссиями он дважды совершал поездки на Ближний Восток и в Румынию; в 1947 г. более трех месяцев митрополит провел в Америке ( Александрова- Чукова Л. К. Григорий (Чуков Николай Кириллович, митр. Ленинградский и Новгородский//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 592–598; Васильева О. Ю. «Я хочу сильного православия» (Электронный ресурс http://pravoslavie.ru/5253.html ; дата обращения– 1 сентября 2023 г.). Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий. С. 112. В Ленинграде, кроме двух открытых приходских храмов, службы возобновились в одном домовом храме и одной часовне. В районах области, не подвергшихся оккупации, был открыт один собор – в г. Новая Ладога (два храма – зимний и летний), 4 приходских храма (три каменных – в Рогоже, Сомине и Черном и деревянный – во Всеволожске). В Тихвине прихожанам пришлось довольствоваться рассчитанным лишь для служения молебнов да изредка заказных литургий храмом в башне монастырской ограды. На территории, которую в 1941 – 1944 гг. занимали финские войска, и в Выборгской районе, отошедшем к СССР от Финляндии, удалось открыть по одному храму.Стоит отметить, что в Москве в эти годы было открыто тоже толькодва приходских храма – Всехсвятский в районе Сокол и Преображенский на улице Большой Ордынке (не считая Малого собора Донского монастыря с гробом Патриарха Тихона, не получившего прихода, и Антиохийского подворья с двумянебольшими храмами.( Галкин А. К. Митрополит Григорий (Чуков): открытие храмов в Ленинградской епархии в 1945–1948 гг. (Электронный ресурс: http://bogoslov.ru/article/4790276 ; д ата обращения– 1 сентября 2023 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Александрова-Чукова Л. К. Григорий (Чуков Николай Кириллович, митр. Ленинградский и Новгородский)//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 592–598. В рассматриваемый период временное управление епархией в 1924 г. принял на себя освобожденный из заключения епископ Кронштадский Венедикт во главе Совета епископов, в который входили епископы Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и Колпинский Серафим (Протопопов), а в 1925 г. также епископы Ладожский Иннокентий (Тихонов) и Сестрорецкий Николай (Клементьев). После ареста епископа Венедикта, с декабря 1925 г. по июнь 1926 г. Совет возглавлял епископ ШлиссербургскийГригорий ( Лебедев). В апреле 1926 г. из ссылки вернулся епископ Алексий, которому с июня митрополит Сергий поручил временное управление епархией без Совета епископов, а со 2 сентября он принял управление Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже – Хутынского. В августе в Ленинградскую епархию был, наконец, назначен митрополит. Алексий (Симанский; 1877–1970 гг.), в 1945–1970 гг. Патриарх Московский и всея Руси. После ареста митрополита Вениамина старший викарий епископ Ямбургский Алексий в надежде облегчить участь митрополита и соузников снял с А. И. Введенского наложенное митрополитом запрещение, но решительно отказался от сотрудничества с обновленцами и сложил с себя временное управление епархией; в октябре 1922 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и выслан на 3 года в Казахстан. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 23. Фрагмент. Рукопись (Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Л. К. Александрова. СПб., 2021 (далее — Архив митрополита Григория)). Василий Максимович Верюжский (1874–1955 гг.), протоиерей, бывший профессор Санкт-Петербургской духовной академии, в 1922–1923 гг. профессор Богословского института; идеолог иосифлянства. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб., 2006. С. 16. Автор многочисленных трудов по «иосифлянству» называет этот раскол либо «движением», либо «течением» ( Шкаровский М. В. Иосифлянство//Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 85–91).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010