Особое значение в деле формирования личности будущих священнослужителей о. ректор придавал живому примеру. В высшей степени деликатный в обращении с сослуживцами и обслуживающим персоналом семинарии и гуманный по отношению к воспитанникам, он стремился своим собственным примером воздействовать на всех обитателей семинарии. Следует отметить, что его взгляды на жизнь и обязанности священнослужителя имели своеобразный, несколько светский характер. Его бывшие воспитанники рассказывали, что о. Николай любил бывать в театре, и при этом занимал всегда одно из самых видных мест в первых рядах партера, и тем самым как бы подчеркивал, что не видит в этом ничего предосудительного и призывает всех следовать его примеру. Любил бывать в светском обществе, имел большие светские связи. В 1918 году протоиерей Чуков переехал на жительство в Петроград. Его пастырская деятельность в этом городе протекала в период обновленчества, а затем иосифлянства. Широкие либеральные взгляды о. Николая на Церковь закономерно отразились и на его отношении к расколам. Как видно из всей деятельности о. Николая, он принадлежал к «левой группе тихоновского духовенства», то есть, не порывая с Православной Церковью, внутренне был близок к обновленцам и душой тянулся к ним. Отсюда понятно, что иосифляне и другие раскольники из числа правых не пользовались его симпатиями. Иосифлянский раскол о. Николая не смутил и он остался в подчинении законному возглавлению нашей Церкви, и своим примером удержал многих ленинградских пастырей от уклонения в раскол. В то же время о. Николай вступил еще в одну сферу деятельности. После Октябрьской революции, провозгласившей отделение Церкви от государства, вопрос о подготовке кадров просвещенных священнослужителей получил совершенно новую постановку: необходимо было, не ориентируясь на государственный бюджет, разработать пути и методы организации богословского образования в новых условиях. Одним из самых видных деятелей и руководителей этого ответственного дела явился протоиерей Николай Чуков. Занимая поочередно должность настоятеля университетской церкви, Казанского собора и Николо-Богоявленского собора, о. Николай принимал самое активное участие в устроении и в работе Петроградского Богословского института. Избран на должность ректора Советом института, он был утвержден в этой должности Святейшим Патриархом Тихоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В дневнике протоиерей Николай Кириллович Чуков оставил живое свидетельство о тех трудных годах в истории Русской Православной Церкви и летопись церковной жизни Петрограда. Прот.Н.Чуков. Дневник. Фрагменты. 1923 г. 21 января/3 февраля Вчера к Пр[еосвященному] Венедикту приходил Еп. Михаил Попов 9 . Принес «Тезисы предстоящей реформы Православной Церкви на поместном Соборе», составленные пр. Введенским и утвержденные пленумом ВЦУ. Они будут рассматриваться здесь. Тезисы представляют из себя декларацию. Много хороших порывов и мыслей, но мало конкретного материала; они нуждаются в большом развитии, а иные – в оговорках и даже исключении. Потом можно о них поговорить поподробнее. Письмо Пр[еосвященного] Венедикта до них дошло; нашли его объективным и говорящим больше в пользу их, чем автокефалистов. 10 У о. М.П.Чельцова был о. Архангелов 11 ; рассказывал в комических тонах о Живой церкви и «возрожденцах» 12 , что у них мало кто остался; что готовы записаться куда угодно, только бы возвратить прежний мир; что когда приезжает Красницкий – они «съеживаются и признают ВЦУ», а когда уезжает, опять не признают; что Шибов (из Гороховой) 13 выговаривает, зачем у них раздоры, что он «больше не будет высылать никого в угоду им, что тогда за них примется», и т.п. Между прочим, говорил (о.Архангелов – Л.А.), что народ, видя везде раздоры и колебания, говорит, что настоящая Церковь сейчас только в тюрьме, поэтому то каждое слово из тюрьмы ловят и придают большое значение, часто и перетолковывая его – каждый в своих интересах. Так, письмо Пр[еосвященного] Венедикта живоцерковники понимают как признание Пр[еосвященного] Артемия 14 … 10/23 февраля Был на свидании у Пр[еосвященного] Венедикта прот. П.Виноградов (из Иоан[новского] мо[настыр]я) и иподиакон митрополита В.Д.Фомин. Последний – скорбит, что его все ругают за служение с Николаем Соболевым 15 и Пр[еосвященным] Артемием. Да, многие попали в очень странное положение, без вины виноватые. Если бы Пр[еосвященный] Алексий послушал меня во время процесса и признал тогда В.Ц.У., не было бы многого из того, что произошло потом печального (аресты, высылки). Он один нес бы на себе до Собора “вину” признания, а в епархии не было бы разделения: в Духов день духовенство признало его законным заместителем Митрополита. Не было бы и теперешнего разделения в пастве... Но так видно было угодно Богу! А теперь привести к миру труднее. Тем более, что глупые люди еще больше затягивают узел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

1897. С. 8–10). В своей речи о. Николай сказал: «Радуются сердца всех нас особенно потому, что храм сей (первая в первой второклассной школе нашей епархии) освящен пастырем, поистине евангельским „добрым пастырем“, которого вся православная Русь (да и Русь ли только) считает своим молитвенником; пастырем, которого сердце влечется назвать „мужем благодати“ ... Ваше высокопреподобие, одно желание и просьба. Некогда пророк Божий Елисей, расставаясь с учителем своим пророком Илией, просил его: „Да будет дух, иже в тебе, – сугуб во мне“. Эта просьба святого пророка, при настоящих обстоятельствах, невольно приходит на уста. Пусть же тот отличающий вас дух глубокой веры, полный надежды, пламенной и всеобъемлющей любви – пусть этот дух будет „сугуб“ в воспитывающихся при сем храме в здешней школе детях, да будут они истинными христианами и честными и полезными гражданами». Всего в 1896 году было открыто 67 новых школ: 14 церковно-приходских и 53 школы грамоты. Планы по созданию второклассных школ тоже постепенно осуществлялись. Окончательно наметились места для их устройства: село Моша в Каргопольском уезде, Юргилицы – в Олонецком. Подыскивались помещения, намечался преподавательский состав. 16 февраля 1897 года была торжественно открыта первая в епархии второклассная школа в Вытегорском погосте. Открывали ее Н. К. Чуков и председатель епархиального Училищного совета архимандрит Стефан. Весной школа из Вытегорского погоста переехала в выстроенное А. Ф. Лопаревым здание в деревне Шестово. На второй день Пасхи 1897 года, 14 апреля, в жизни Николая Кирилловича Чукова совершилось большое событие: епископ Павел рукоположил его во священника 145 . Иерейский крест о. Николаю предстояло нести долгие 45 лет... Вскоре, 30 мая, молодому священнику довелось сослужить св. праведному Иоанну Кронштадтскому . Освящение школьного храма в Шестове во имя св. князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского было приурочено А. Ф. Лопаревым к проезду о. Иоанна через Вытегру. Всероссийский чтимый пастырь сам возглавил это торжество и тепло напутствовал о. Николая Чукова на «великое и трудное дело истинного просвещения». За службой присутствовал Олонецкий губернатор М. Д. Демидов. Священник Николай Чуков приветствовал о. Иоанна прочувственным словом в храме, а за обедом у А. Ф. Лопарева произнес речь, обращенную к губернатору. Это событие послужило началом вхождения о. Николая в круги местной администрации. В Петрозаводске М. Д. Демидов нанес ему визит, чтобы, как он выразился, засвидетельствовать свое почтение. В сентябре 1897 года были открыты второклассные школы Мошинская и Юргилицкая. 29 ноября 1898 года в Вытегре открылась еще одна церковноприходская школа – женская. Здесь о. Николай Чуков произнес речь о роли женского образования и воспитания. «Если вообще просвещение народа чрезвычайно важно и для Церкви, и для общества и государства, – говорил он, – то просвещение и надлежащее воспитание девочек имеет в этом отношении особенно важное значение...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

84–98. Мазырин А., свящ. Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920-х – 1930-х гг.)//XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. М., 2011. С. 293–300. Выражение о. Н. К. Чукова ( Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 27. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Митрополит Иосиф (Петровых) прибыл в город 11 сентября 1926 г., но через два дня убыл проститься с паствой в Ростов, а вернуться власти ему не позволили. Александр Кириллович Флёров (1862–1937 гг.), протопресвитер, в то время служил в соборе Воскресения Христова. После разгрома ленинградских иосифлян «уцелевшие истинно-православные смогли в 1931 г. возобновить контакты с митрополитом Иосифом (Петровых), по совету которого было решено временно не воссоздавать единое централизованное руководство епархии, и его функции выполняли «несколько авторитетных священнослужителей», в том числе о. Александр ( Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб., 2006. С. 314). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 27. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Митрополит Иосиф на допросе 27 января 1930 г. показал: «В самом деле, если Сергию, по пословице, " плюнь в глаза, ему все будет Божья роса " , то мы говорим, что плевок есть плевок, и только. Сергий хочет быть лакеем советской власти, мы хотим быть честными, лояльными гражданами Советской республики с правами человека, а не лакея, и только. Ведь в других областях власть наша (советская) — крепкая и спокойная за свое существование — не боится никакой здоровой самокритики, и даже сама ее ищет и требует. Я никогда не был особым сторонником старого режима, с коим у меня посему даже были в прошлом немалые недоразумения (прекращение мною в 1905 г. всякого поминовения царской фамилии за Богослужением и за это лишение на некоторое время возможности священнослужения, перевод на худшее место, лишение наград и повышений по службе и т.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

95 Протоиерей, председатель Петроградского епархиального миссионерского совета, председатель правления общеприходских советов Петрограда и епархии, преподаватель кафедры истории русского сектантства и раскола Петроградского Богословского института. 96 Священник Симеоновской церкви на Моховой улице. Член Общества православных приходов, председатель вероисповедного отдела. 109 Григорий (Чуков), митрополит. Дневники 1918–1922 годов. (Последние годы святительства митрополита Вениамина.)//СПб ЕВ. [Вып.] 32. 2004. С. 70–73. 119 Митрополит Григорий (Чуков). Дневники 1918–1922 годов. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 32, стр. 76. 123 Всего 5 июля было вынесено десять смертных приговоров: митрополиту Вениамину, Юрию Петровичу Новицкому, Ивану Михайловичу Ковшарову, Леониду Константиновичу Богоявленскому, Михаилу Павловичу Чельцову, Николаю Кирилловичу Чукову, епископу Венидикту (Плотникову), Николаю Александровичу Елачичу, Дмитрию Фроловичу Огневу, архимандриту Сергею (Шеину). 125 Григорий (Чуков), митрополит. Дневники 1918–1922 голов. (Последние годы святительства митрополита Вениамина.)//СПб, ЕВ. [Вып.] 32. 2004. С. 80. 134 В работе над статьей принимала участие Ирина Викторовна Тарасова, к.и.н., зав. архивом Государственного музея истории религии. 137 Последние дни императорской власти/По неизд. документам. Сост. Александр Блок. Петербург, 1921. С. 146. 147 Лихачев А. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 319. 149 Цит. по записи профессора А. А. Жижиленко, члена Комиссии по разработке нового Уголовного кодекса. Архив автора. 150 Памяти Гоголя (Чествование памяти Н. В. Гоголя по случаю пятидесятилетия со дня его смерти). Киев, 1902. 151 Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994; «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922). Регельсон Л. Трагедия русской церкви. 1917–1945. Париж, 1977; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты 20–30 годов ХХ века. М., 1960. Т 1–3; Валентинов А. А. «Черная книга» («Штурм небес»). Париж, 1925; Архимандрит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20–30 годов ХХ столетия: Магистер. дис. Куйбышев, 1966; Революция и церковь . М. 1919–1924 гг.; Коняев Н. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский: (Докум. повествование). СПб.. 1997; Нежный А. Плач по Вениамину: Докум. повесть//Звезда. 1996. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 октября прот.Николай отбыл в Ульяновск на пароходе по Волге, не имея никакого представления о том, куда его пошлют служить. Открытие 7 октября 1942 г. Свято-Троицкого собора в прифронтовом Саратове, в котором более 5 лет не было литургической жизни, явилось крупным и исторически значимым событием в жизни Русской Церкви в период ВОВ. Только в 1944 г. Патриарх Сергий будет ставить вопрос перед Советом по делам РПЦ об открытии Воскресенского собора в Арзамасе. За труды по открытию собора архиеп. Казанский Андрей (Комаров) получил благодарность: «Определение 30 от 10 октября 1942 г. ...Местоблюстителя, Главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского. Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя: " Преосвященный Казанский архиепископ Андрей (Комаров) взял на себя труд поездки в Саратов для устройства там церковных дел. Телеграммами из Саратова Преосвященный архиепископ сообщает, что в Саратове организована община, которой передан «Старый» собор, есть причт и с вечера седьмого октября при общей радости они начинают в соборе богослужение... я бы считал соответствующим церковной пользе: 1) Преосвященному архиепископу Казанскому Андрею за труд устроения церковных дел в Саратове выразить от Московской Патриархии благодарность и предложить незамедлительно отбыть во вверенную ему епархию " ». Определением Патриаршего Местоблюстителя, главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского, от 22 сентября 1942 года, прот. Н.К.Чуков был назначен на Ульяновскую кафедру: «Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о том, что «на вакантную Ульяновскую кафедру в качестве кандидата мог бы быть указан проживающий в Саратове на покое протоиерей Николай Кириллович Чуков, 72 лет, магистр богословия, бывший ректор Богословского института в Ленинграде и настоятель Казанского ленинградского собора, известный лично мне по своей усердной работе в православном Карельском братстве, как епархиальный наблюдатель и потом ректор Духовной семинарии в Олонецкой епархии».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Так, недавно назначил епископа Иоанна Братолюбова в Сарапул (архиепископом); вызывает еп[ископа] Александра Толстопятова для назначения куда-то; вызывает б[ывшего] обновленческого еп[ископа] Фотия для покаяния, перерукоположения и назначения, кажется, на юг… Выяснилось, что, напр[имер], в Москве сейчас 26 прав[ославных] церквей, 8 обновленческих, 3 старообрядческих, в Ленинграде – 8 храмов (с пригородами), что надо бы епископов в Псков, Новгород. Выяснилось, что по епархиям очень разнообразные способы заведывания церк[овным] хозяйством: в иных местах (в Патриархии, у нас ) – все в руках настоятеля, в других – все в руках горсовета, который выделяет на все 9% дохода (Куйбышев), в иных горсовет ставит от себя особых уполномоченных («комендантов»), которые и отчитываются перед горсоветом и ведают всеми доходами по храму (Ленинград и др.). Сообщили, что вышел новый закон, по которому налог на духовенство несколько снизился, и все мы приравниваемся в этом отношении, кажется, к кустарям… Много говорилось о перемещениях… Н. Ф. Кочицкий говорил, что в сентябре ожидается в Москву приезд англ[ийских] епископов и что необх[одимо] их встретить; что для этого приезда вызвать некоторых архиереев в том числе, возможно, меня. Об этом он говорил неоднократно, прибавив, что многих архиереев приходится держать на задворках… Меня лично он пригласил в Москву, послужить в Елохове, а его супруга прямо говорила: «Вам не в Саратове [надо] быть, а в Москве» .   (Продолжение в 3/4(67/68) за 2022 г.)     Литература   Александрова-Чукова Л. К.«Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела 1929–1931 гг.» (По материалам дневников митрополита Григория (Чукова)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. 4(28). С. 353–370. Александрова- Чукова Л. К. Григорий (Чуков Николай Кириллович, митр. Ленинградский и Новгородский//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 592–598. Александрова- Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Григорий IV (Хаддад; 1859–1928), Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий (Чуков), митрополит – см.: Чуков Николай Кириллович. Гурий (Буртасовский Сергей; 1845–1907), епископ Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965), митрополит Гурович Яков Семенович (1869 или 1870–1936) Д Дав Петр Кириллович (1872–1903), священник Даманский Петр Степанович (1859–1916) Дамиан (Красоти Димитрий; 1848–1931), Патриарх Иерусалимский в 1897– 1931 Данилов Иван Тимофеевич Девлеканов Фатихуддин Хасанов, имам Деркаченко Иван Осипович (1876 – расстрелян 1921) Дернов Александр Александрович (1857–1923), протопресвитер Дмитриев Петр, диакон Добровольский Николай Васильевич (1865–1908), врач Доброхотов Николай Семенович – смотритель Каргопольского ДУ в 1885–1890 Добрынин Евфим Федорович – преподаватель Каргопольского ДУ, впоследствии священник Докучаев-Басков Карп Андреевич (1849–1916) – каргопольский краевед 5 Дометий (расстрелян 1918), игумен Дубакин Дмитрий Николаевич (1852-?) Дубровский Александр Александрович (1866 – расстрелян 1918), священник Дыбенко Павел Ефимович (1889 – расстрелян 1938) Дягилев Василий Валентинович (1913–2004) Евгений (Мерцалов Евгений Александрович; 1857–1920), епископ Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович; 1868–1946), митрополит Е Евсевий (Гроздов Евстафий Сергеевич; 1866–1929), архиепископ Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921), профессор Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881– расстреляна 1937), игумения Егор, извозчик Егоров Иоанн Федорович (1872–1921), протоиерей Егоров Николай Михайлович Ежов Олег Викторович, протоиерей Екатерина II Алексеевна (1729 – 1796), императрица Всероссийская в 1762–1796 Елачич Николай Александрович (1872 – расстрелян 1937) Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич; 1870–1940); митрополит Елпидинский Яков Семенович – преподаватель Олонецкой ДС в 1883–1918 Енукидзе Авель Сафронович (1877–расстрелян 1937) Ермоген [Гермоген], св. (около 1530–1612), Патриарх Московский и всея Руси Ж Желобовский Александр Алексеевич (1834–1910), протопресвитер военного и морского духовенства в 1890–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Шкаровский М. В. «Покажите народу лицо батюшки-мученика»: жизненный путь протоиерея Владимира Рыбакова (1869–1934)// Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии . 2018. 1. С. 65–75. Леонид Дмитриевич Аксенов (1876 – после 1941 г.), юрист, участник Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг.; принимал активное участие в церковной политике и при Патриархе Тихоне, и после его кончины; в 1924 г. арестован по делу православных братств, до 1927 г. отбывал заключение на Соловках. Сергий (Тихомиров; 1871–1945 гг.), митрополит Токийский и Японский с 1931 г. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 33. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Прихожанка Николо-Богоявленского собора. Сергий (Ларин; 1908–1967 гг.), архиепископ; в 1923—1943 гг. пребывал в обновленческом расколе. Прихожанка Николо-Богоявленского собора. Из заверенной Начальником штаба т. Брозголь ксерокопии протокола допроса обвиняемого Чукова Николая Кирилловича от 11 марта 1935 г. и заключения от того же числа из архивного дела П-78096 в выданных мне по запросу Службой регистрации архивных документов ФСБ России Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 6 мая 2005 г. Из заверенной Начальником штаба т. Брозголь ксерокопии протокола допроса обвиняемого Чукова Николая Кирилловича от 11 марта 1935 г. и заключения от того же числа из архивного дела П-78096 в выданных мне по запросу Службой регистрации архивных документов ФСБ России Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 6 мая 2005 г. Арестован за «создание и руководство контрреволюционной группой фашистски настроенного духовенства»; вины не признал; постановлением ОСО НКВД от 15 июля 1936 г. приговорен к 5 годам тюремного заключения, срок отбывал в Суздальской тюрьме; постановлением тройки УНКВД по Ивановской области от 9 сентября 1937 г. приговорен к смертной казни, расстрелян в тот же день ( Ореханов Г., свящ., Фирсов С. Л. Боярский//Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 133–135). Обновленцы вели переговоры с Советом епископов епархии через о. Н. Чукова, позиция которого состояла в возможно скорейшей ликвидации раскола. В сентябре 1925 г. он посетил в Москве митрополита Петра, который «дал свое послание от 28 июля. Он смотрит на желание обновленцев объединиться с нами для Собора как на способ воспользоваться нашим «флагом» для признания Собора православными, а затем всех разослать, а самим остаться править и вершить свои реформы. Все дело сводится к тому, чтобы они сдали власть. Вот единственный путь к примирению. Тогда мы могли бы организовать Синодальное и Епархиальное управления. Что же касается Собора, то он не может быть созван, пока епископы в ссылке» ( Александрова-Чукова Л. К., Звонарев С., прот.Указ. соч. С. 309).

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Григорий (Чуков Николай Кириллович), митрополит Ленинградский Родился I февраля 1870 года в Олонецкой губернии в г. Петрозаводске в семье крестьянина переписавшегося в класс мещан г. Петрозаводска. О своих родителях митр. Григорий писал: «Отец мой был человек предприимчивый с инициативой, но увлекающийся. Мать являлась сдерживающим началом. Тем не менее широкая натура отца брала верх и при безусловной честности и благородстве, они не всегда сводили «концы с концами». Восприняв от отца его светлый ум, кипучую энергию и широкую общительность, а от матери трудолюбие и тактичность в обращении, будущий митрополит многое получил и от своего деда, талантливого сказителя былин, который научил его любить свою Родину и вызывал в нем интерес к истории своего народа. Что касается религиозного воспитания мальчика, то оно осуществлялось в том же плане, как это делается во всяком русском благочестивом семействе. Но его родители не имели в виду подготовки сына к духовной службе и когда ему исполнилось восемь с половиной лет определили его в гимназию. Учился он хорошо и, без сомнения, по окончании гимназии, как все даровитые гимназисты, поступил бы в университет, но Промысел Божий судил иначе. В 1882 году в Петрозаводск прибыл новый епископ Павел (Доброхотов), который своим одухотворенным обликом и благоговейным служением произвел неотразимое впечатление на мальчика, исполнявшего при церкви обязанности пономаря. Это и решило его судьбу. В 1884 году он оставил гимназию и перешел в духовную семинарию. В 1889 году окончил Олонецкую духовную семинарию, но ввиду тяжелого материального положения родителей он вынужден был временно отказаться от поступления в академию. Окончив семинарию, он получает назначение на скромную должность надзирателя и эконома Петрозаводского духовного училища. Будучи педагогом по призванию, он, однако, и в скромном звании надзирателя быстро завоевал себе авторитет, основанный на справедливой требовательности и чуткой внимательности к нуждам воспитанников. В этих должностях он проработал два учебных года, которые дали ему многое в смысле приобретения педагогических и административно-хозяйственных навыков; вместе с тем условия работы привели его к мысли о необходимости повышения своего образования, хотя материальная база, на которую он мог бы рассчитывать в прошлом, теперь отсутствовала, так как отец его в 1889 году умер и мать осталась без средств, но энергичный, верящий в помощь Божию молодой человек, с согласия матери поступил в Петербургскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010