«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Миссионерские письма Рабочий и профессор, монах и журналист, солдат и пенсионерка — количество адресатов владыки Николая Сербского поражает — как и охват тем: от смысла зажигания лампады перед иконой до самых глубинных вопросов духовной жизни и богословия. Епископ Шабацко-Валевский Лаврентий говорит, что красота и ценность «Миссионерских писем» Николая Сербского «заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности. Его стиль – поэзия, язык чист, как горный родник. Он сам – носитель святоотеческого Православия, золота, переплавленного в семь Вселенских Соборов. Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией сербского народа. “Миссионерские письма” спасли множество сербских душ от блужданий по пустым нивам, где царит духовный голод, от отпадения от святоотеческого Православия, от уныния и отчаяния в тяжелейших условиях рабства и частых войн. Под влиянием этой книги была создана “Народная православная христианская община”, которую возглавил сам владыка Николай, насчитывавшая более двухсот тысяч зарегистрированных членов и внесшая неоценимый вклад в сохранение веры и нравственности в Сербии.» Николай Сербский. Миссионерские письма К русскому читателю Перед вами сборник писем одного из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Церкви — Николая Велимировича. Православный писатель, создавший такие произведения, как беседы “Над грехом и смертью”, “Омилии”, “Охридский пролог”, “Нагорные проповеди”, “Слово о Всечеловеке”, оставивший после себя и много других подобных духовных жемчужин, отвечает на вопросы верующих. К сожалению, из множества писем сохранилось лишь около трехсот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

П.В. Долгоруков Князья Чарторыжские отцовский ОТ ГЕДЕМИНА КОЛЕНО III: Князь Коригайло, во святом крещении православной веры Константин Ольгердович; потом римско-католик Казимир, князь Черниговский и князь земли Северския, в последствии Великий Князь Литовский † 1392 (см. статью о князьях Хованских) КОЛЕНО IV: Князь Святослав, во святом крещении Глеб Коригайлович † 1390 Князь Василий Коригайлович Чарторыжский (Czartoryski) КОЛЕНО V: Князь Иван Васильевич, герцог Чарторыжский КОЛЕНО VI: Князь Фёдор Михайлович, староста Луцкий Князь Семён Александрович, служил в России КОЛЕНО VII: Князь Александр Фёдорович, воевода Волынский; женат на княгине Магдалине Вишневецкой, рождённой Деспот Князь Иван Фёдорович; женат на княжне NN Кузминишне Заславской Княжна Анастасия Фёдоровна, за Петром Богдановичем Хрептовичем Княжна NN Фёдоровна Княжна Анна Фёдоровна, за великим конюшим литовским, Василием Богдановичем Чижем Князь Василий Семёнович, служил в России КОЛЕНО VIII: Князь Михайло Александрович, староста житомирский; женат на Софие Ходкевич Княжна Марианна Александровна, за Юрием Сапегою, воеводою Смоленским и Полоцким Князь Иван Иванович, сподвижник и друг Стефана Батория; женат на Эвве Боркулаб Князь Юрий, (первый из князей Чарторыжских покинул православную веру предков своих в начале XVII века, и примеру его последовал, в 1638 году, младший сын его князь Николай); женат на княжне Александре Юрьевне Вишневецкой Княжна Екатерина Ивановна, за Василием Загоровским, каштеляном Брацлавским Княжна Елена Ивановна, за Горностаем Князь Михайло Васильевич † в Казани 1544; с кончиною его пресеклась младшая ветвь князей Чарторыжских, имевшая пребывание в России и верная православию КОЛЕНО IX: Князь Юрий Михайлович Князь Александр Юрьевич Князь Адриан Юрьевич Князь Николай, воевода Волынский, православную веру предков своих, в 1638, в римско-католицизм; женат на княжне Изабелле Корецкой КОЛЕНО X: Князь Юрий Юрьевич, с кончиною его пресеклась старшая ветвь князей Чарторыжских, пребывшая непоколебимою в православной вере предков

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Першотравневое. Церковь Христа Спасителя в Борках. Спасов Скит /// Объект утрачен Оказала влияние на проект церкви Богоявления Господня (1892-1899, арх. В.А. Косяков) на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Христа Спасителя — утраченный кафедральный храм в русско-византийском стиле, воздвигнутый в 1891—1894 годах в селе Борки (Харьковская губерния) на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Проект храма разработал академик архитектуры Роберт Робертович Марфельд, а возведение храма велось на средства местного фабриканта И.Воронина. В церемонии закладки собора участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович и другие члены царской семьи. Храм был рассчитан на 1400 человек и представлял собой величественное строение, с трёх сторон окружённое крытой галереей и увенчанное огромным золотым куполом. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом. К Борковскому храму восходит архитектурное решение многих других церквей начала XX века, включая Богоявленский храм в Санкт-Петербурге и соборную церковь в Харбине. Во время Великой Отечественной войны храм загорелся, обрушился золотой купол. Храм и близлежащая часовня были окончательно взорваны в конце войны. В наше время восстановлена лишь часовня Спаса, находившаяся в 60 м от храма. Царский поезд шел из Севастополя в Москву. Официальной причиной крушения были признаны технические нарушения — превышение численной нормы вагонов и скорости движения состава, приведшие к качке и сходе с пути на изгибе трассы. В результате катастрофы 21 человек погиб, 35 получили ранения. Вагон с царской столовой, в которой находились Александр III и его супруга Мария Федоровна с детьми и свитой, был искорежен, фактически разрушен полностью, но никто из членов Императорской фамилии, по счастью, не пострадал. Большинство пассажиров этого вагона отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами. К слову, в нем находился и будущий российский император Николай II Александрович, старший сын Государя, тогда двадцатилетний цесаревич. Рассказывали, что Александр III, человек богатырского телосложения и незаурядной силы, удерживал на себе крышу сошедшего с колеи и разбившегося вагона, пока пострадавшие выбирались из него. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь Великая княжна Ольга Александровна, впоследствии известная художница, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний Великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков охраной, при помощи самого Государя.

http://sobory.ru/article/?object=32453

Последний славянофил (к 180-летию со дня рождения Ивана Аксакова) Иван Аксаков – один из виднейших теоретиков и практиков славянофильства. Основополагающим принципом его политической теории стала славянофильская формула «Силу мнения – народу, силу власти Царю!», которую Аксаков отстаивал всю свою жизнь. Имя одного из самых поздних русских славянофилов – Ивана Аксакова (1823-1886), брата Константина Аксакова, долгое время было забыто. А между тем, глубокие личные и идейные отношения связывали этого человека с такими великими деятелями русской культуры как Федор Достоевский, Федор Тютчев, Владимир Ламанский, Афанасий Фет, Николай Страхова, Михаил Катков. До сих пор полностью не издано его обширное публицистическое, поэтическое, философское и эпистолярное наследие. В последнее время вышел в свет сборник его публицистики в серии «Из истории отечественной философской мысли» и сборник статей «Из потаённой литературы». Но это – лишь малая часть всех аксаковских трудов: дореволюционное собрание публицистических сочинений составляет семь увесистых томов. Вся жизнь Ивана Аксакова была отрицанием бездействия и самоуспокоения. О каждой его речи в Московском славянском комитете во все концы мира неслись многочисленные телеграммы, и по ним во многих европейских столицах судили, что же думает русский народ о тех или иных шагах русского правительства. А слова «честен как Аксаков» стали своего рода поговоркой. Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября/8 октября 1823 года в селе Куроедово Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Род Аксаковых был одним из самых древних аристократических родов России. Детские годы Аксаков провёл в деревне среди простого народа. В 1827 году вся многочисленная семья Аксаковых переехала в Москву. С этого времени гостеприимный дом старшего Аксакова стал одним из тех мест, где собирались многие известные деятели русской культуры, друзья отца семейства – замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора «Багрова – внука» и сказки «Аленький цветочек». Среди гостей бывали великий русский писатель Николай Гоголь, актёр Михаил Щепкин.

http://pravoslavie.ru/58.html

преподобномученик Кронид (Любимов) Небесный покров святых Святитель Николай Чудотворец Наказанный вор Святитель ударил вора рукой по щеке, и тот от удара ослеп Архиепископ Вологодский Никон вспоминал поразительный факт близости святых небожителей к живущим на земле. По его словам, жил в одном селе благочестивый крестьянин, который неопустительно каждый праздник посещал Божию службу. Где бы этот благочестивый человек ни был, услышав звон церковного колокола, собирал своих детей и вместе с ними шел в храм Божий, а жене приказывал не медлить дома с приготовлением пищи, но спешить к богослужению. Однажды в день памяти Святителя Николая его жена так торопилась закончить свои хозяйственные дела, что забыла в суете запереть дверь своего дома. После ее ухода мимо дома случайно проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного. Уже все он связал в узел, и только осталось выйти из комнаты, как вдруг через закрытую дверь входит в этот дом Святитель Николай в полном архиерейском облачении. Грозно взирая на вора, он воскликнул: «Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом?» При этих словах Святитель Божий ударил вора рукой по щеке, и тот моментально почувствовал, что ослеп. Крайне смущенный, он начал бродить по комнате, чтобы найти дверь, но никак не мог выйти из дома. Между тем хозяева, вернувшись из церкви, заметили, что в доме кто-то ходит. Когда они вошли в дом, то их глазам предстал знакомый вор, который с плачем рассказал о явлении ему Святителя Николая, который наказал его за воровство. Вор был осужден на поселение в Сибирь, к радости всего села, тревожимого его грабежами. При этапировании в Сибирь вор проходил мимо села. Он пожелал зайти в храм, где стоял образ Святителя Николая. Здесь, упав перед образом на колени, горько со слезами просил прощения у угодника Божия в своем грехе с обещанием больше его не повторять. Когда он, помолившись, прикладывался к иконе Святителя, его слепые очи вдруг чудесно прозрели. Поразительный сон

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 122 1996 г. 20 февраля. – Патриаршее и Синодальное деяние Константинопольского Патриархата о возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 г. касательно православной Эстонской митрополии 157 Варфоломей, Милостью Божией архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Патриарший и Синодальный акт о возобновлении действия Патриаршего и Синодального Томоса 1923 г. о православной Эстонской митрополии «В обычае менять границы церковных округов в соответствии с изменениями государственных образований и властей», – сказал мудрый Патриарх Фотий Великий. Поскольку православные христиане, проживающие в Эстонии и составляющие достойную часть эстонской нации, попросили Святейшую Константинопольскую Церковь , историческую Матерь Церковь всех православных народов Восточной и Центральной Европы, о духовной защите и урегулировании их дел, она как заботливая мать, выслушав добровольную и единогласную просьбу своих чад, признала и благословила автономию православной Церкви в Эстонии под духовным надзором Вселенского Патриархата посредством Патриаршего и Синодального Томоса, изданного при нашем блаженной памяти предшественнике, Вселенском Патриархе Мелетии IV, в июле 1923 г. Но по прошествии 20 лет, когда была насильственно упразднена свобода и независимость Эстонского государства, вместе с ней была так же насильственно упразднена и церковная автономия православных христиан Эстонии. Их законный митрополит Александр вместе с многими клириками и тысячами мирян бежал в Швецию в марте 1944 г., а автономная Эстонская Церковь была подчинена Церкви Русской, хотя и в согласии с тогдашними политическими переменами, но в противоречии с каноническим порядком. Святейший апостольский Патриарший и Вселенский престол, как хранитель канонической акривии, не приняв деяний, совершенных антиканонически и с применением деспотичной силы, еще долгое время спустя продолжал считать Эстонскую Православную Церковь автономной, канонически представляемой православными эстонцами-беженцами, проживавшими тогда в изгнании за границей Советского Союза. Именно в этом духе в 1978 г. Матерь Церковь Константинопольская, прибегнув к церковной икономии и братолюбиво отвечая на просьбу Русской Церкви, по причине обстоятельств времени, Патриаршим и Синодальным актом объявила Томос 1923 г. недействующим, т. е. не могущим действовать в то время на территории Эстонии, являвшейся тогда частью Советского Союза, но не отменила, не лишила силы и не аннулировала его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов Содержание Предисловие Введение Глава 1. Общее состояние литургической культуры в начале XX века: свидетельства современников Глава 2. Вопрос о богослужебном языке Постановка вопроса в Отзывах епархиальных архиереев Обсуждение на съездах и собраниях духовенства Дискуссия в церковной печати Аргументы «новаторов» Возражения «консерваторов» Контраргументы сторонников русского языка Итоги дискуссии Накануне Собора Епархиальные съезды Предсоборный совет Обсуждение на Поместном Соборе Работа подотдела о богослужебном языке Дальнейшее рассмотрение доклада После Собора Точка не поставлена Глава 3. Вспомогательные переводы Глава 4. Исправление богослужебных книг Обсуждение вопроса в печати До «отзывов епархиальных архиереев» «Отзывы епархиальных архиереев» и продолжение дискуссии в 1906 году Деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг Предыстория Начало работы Попытки противодействия? Усилия С.Д. Войта Издательский совет «Новорожденный Триодион» Пентикостарион Продолжение работы: Октоих Минеи Последний эпизод: политическая справа Восприятие трудов Комиссии Дальнейшая судьба книжной справы Перспективы на будущее Глава 5. Упорядочение богослужебного устава Общие замечания Изменяемость устава Обуздать произвол! «Лучше мало, да хорошо, чем много – да безалаберно» «Успокоить совесть священника» Пришедше на запад солнца... исполним утреннюю молитву? Выявить наиболее ценное Константинопольский устав? Попытки возрождения уставного богослужения Обсуждение проблем устава в Предсоборном совете Уставные вопросы на Поместном Соборе Общий обзор дискуссии Работа в подотделе Продолжение обсуждения в отделе Доклад отдела «Об упорядочении богослужения» Судьба доклада После Собора Частные вопросы богослужебной практики Богослужение постов Служба индикта Календарная проблема Отклики политических перемен Евангельское чтение Страстной Пятницы Актуальное значение уставных проблем Глава 6. Совершение божественной литургии Литургия оглашенных Антифоны и малый вход Чтение Апостола и Евангелия Ектений и молитвы после Евангелия Литургия верных Великий вход Диаконские возглашения Анафора Иконостас и царские врата О веществах для Таинства Евхаристии К более «литургичной» литургии Глава 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 6. Афанасий Александрийский 6.1 Жизнь и труды Главные источники – его труды: 1. Апология против Ариан; 2. Апология к Констанцию; 3. Апология о собственном бегстве; 4. История ариан к монахам. Этот материал носит черты автобиографии. Важное значение имеют и внешние свидетельство: 5. История Афанасия на латинском языке; 6. Похвальное слово (21-е) Афанасию Александрийскому Григория Богослова ; 7. «Древнее коптское слово», дошло на коптском языке. Святой Афанасий родился в Египте, по всей вероятности, в Александрии. Была слишком неопределенная дата его рождения. Благодаря же Древнему коптскому слову удалось же определить дату его рождения. В соответствии с этим документом, Афанасию было 33 года, когда он был избран на Александрийскую кафедру. В отношении последнего события мнения колеблются 2–3 года – между 326 и 328 годами, т.е. Афанасий родился или 293 году, или в 295 году. Обычно признаётся 293 год. Известно, что в 326 году, вскоре после Вселенского Собора, епископ Александр Александрийский скончался, и его преемником был Афанасий. Трудно себе представить, чтобы на протяжении двух лет кафедра пустовала. Источники не дают сведений о родителях Афанасия, неизвестно даже, были ли они христианами. Ничего источники не говорят о детстве и юности Афанасия. Существует лишь апокрифическое сказание о том, что ещё во времена Петра Александрийского (пострадал за Христа в 311 году), когда Афанасию было уже 16 лет (или 18), якобы он, играя, крестил на берегу моря близ Александрии своих сверстников, и якобы епископ Петр признал действительным это крещение. Трудно представить, чтобы он занимался подобного рода играми, да ещё в таком возрасте. Известно, что Афанасий довольно рано стал чтецом, вошел в клир Александрийской Церкви и был на протяжении 6 лет в звании чтеца. Святой Григорий Богослов говорит, что Афанасий получил хорошее образование, хотя мы можем отметить, что не столь широкое и глубокое, каким обладал св. Григорий Богослов или св. Василий Великий . Его творения – несомненное свидетельство того образования, которое давалось детям из состоятельных семей. По выражению Григория Богослова , Афанасий, будучи молодым, знал все книги Священного Писания так, как другой не знает и одной из этих книг. Он был неутомим в чтении, он стремился к знаниям. Он стремился читать отцов и учителей Церкви, которые были доступны ему. Благодаря этому чтению Слова Божия и святоотеческой литературы, он развил в себе тонкое понимание глубочайших вероучительных истин. Он был аскетического склада, собирался уйти к Антонию Великому , он был знаком с Антонием и другими подвижниками Египта и Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

прот. Николай Сахаров Учение о Боге едином по существу и троичном в лицах. Непостижимость существа Божия. Свойства Божии, открытые в Св. Писания. Христианское учение о вездеприсутствии в отличие от пантеистического всебожия. Триединство Божие. Особенная высота этого догмата и его важность в христианстве. Ветхозаветные указания на Троичность Лиц в Боге и новозаветные свидетельства Непостижимость Существа Божия. – Если религия есть союз между Богом и человеком, между Существом всесовершенным и существом ограниченным во всех отношениях, то очевидно, что для человека в религии должны быть области совершенно недоступные; если бы Бог стал вполне понятен человеку, то с этого момента Он перестал бы быть Богом, Существом неограниченным, а был бы ограничен человеческой мыслью. И первый неразрешимый для человеческого ума вопрос, возникающий при стремлении познать Бога, есть вопрос о том, что такое Бог Сам по Себе, вопрос о существе Божьем. Все попытки религиозных и философских исканий проникнуть в эту великую тайну остались и навсегда останутся бесплодными. «Бог обитает в неприступном свете», говорит Ап. Павел: «Его никто из человек не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ); «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). И св. отцы и учители Церкви, опровергая учение еретиков, утверждающих, что Бог совершенно для нас постижим, что мы знаем Его так же, как Он Сам Себя знает (во 2-ом веке – Валентин, Плотомей, Карпократ, в 4-ом веке – Аеций и Евномий), единогласно доказывали непостижимость существа Божия, называли Бога неизреченным, неописуемым, неизглаголанным и прибавляли, что мы никогда не в состоянии найти для Бога такого имени, которое соответствовало бы самому естеству Его. (Св. Ириней, Григорий Нисский , Григорий Богослов , Василий Великий , Иоанн Златоуст и др.) 9 Свойства Божии, открытые в Св. Писании. – Но если христианство признает непостижимым для человека самое существо Божие, то оно не отрицает возможности познания свойств Божиих, о которых возвещает нам Откровение Божие, и которые отображаются в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 25. Третья и Четвертая Книги Царств Постепенно нечестие полностью захватывает северные области Израиля и все цари становятся нечестивыми. Особым нечестием отличался царь Ахав и его жена Иезавель. Иезавель пользовалась неограниченным влиянием на своего мужа. Сказано было про ее мужа Ахава: «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который он построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою». ( 3Цар. 16:31–33 ) В те дни на авансцену ветхозаветной истории выступает великий пророк Божий Илия. «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: пойди оттуда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени поток высох, ибо не было дождя на землю.» ( 3Цар. 17:1–7 ) Перед нами образ Илии. Жизнь и деятельность этого необычайного человека – какая-то непрерывная цепь загадок. Он пришел с востока и никто не знал, откуда он появился, когда он пришел, с какой-то непостижимой быстротой переходил с места на место, являлся то там, то тут. Тщетно искали его слуги царицы Иезавели, желая умертвить, он оставался для них недосягаемым. Вид его поражал с первого взгляда, у него было смуглое лицо, обрамленное косматой гривой волос. Его иконография очень интересна. В Третьяковской Галерее есть изображение пророка Илии: огромная грива волос и борода на красном огненном фоне, подчеркивая его небесное вознесение. Это новгородская школа, XIV век.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010