348. Скоропослушный ревнитель Православия Как счастливы мы, грешные, что можем иметь постоянное общение с небожителями, поведать им свои скорби и нужды, получать от них помощь и утешение в наших скорбях, исцеление в наших недугах, благодатное указание пути в Царство Небесное! Мои читатели помнят недавно сообщенный мною трогательный рассказ Ярославского купца В. Я. Кузне­цова о том, как святитель Христов Николай выручил его из беды в его отрочестве, послав ему теплую шапку; в моей книжке “Чем жива наша православная русская душа” есть рассказы о том, как тот же великий чудотворец поставил лучший балл на экзамене студенту, впослед­ствии знаменитому адвокату Ф. Н. Плевако, по молитве его матери; как спас от беды трехлетнего ребенка, посадив его в постельку, и под. Этот, особенно чтимый Русским народом угодник Божий как бы живой, хотя и незримый телесными очами, ходит среди чад Церкви, слушает их молитвы, благодеет не только православным, но и неправославным, и даже языч­никам. Была бы только вера в силу его молитв, а он всегда уже готов на помощь. Потому и называется “Николою Скоропослушником” на одной его иконе. Вот что сообщает мне один почтенный старец протоиерей Рождественской церкви села Лакаш, Рязанской епархии, о. Николай Петрович Хрущов. Сообщение это записано было со слов священника Даниила Д. Азбукина, жившего в селе Алешне, Орловской епархии, дочерью его Н. Д. Синадскою. “Лет сорок тому назад из Финляндии приехали в Волховский уезд, Орловской губернии два брата Отт и Адольф Ивановичи Брумеры, лютеране по вероисповеданию. Они купили землю, Отт поселился в Алешне, а Адольф в Ветловке. Отт Иванович хорошо, даже друже­ственно относился к духовенству, тогда как Адольф терпеть не мог духовных. Он никогда не принимал их у себя, издевался над ними, когда приходилось ему встречать их в доме брата. Своих служащих штрафовал за то, что они бывали в православной церкви и потому не выполняли работу, а если эта неисправность случалась из-за водки, то штрафа не полагалось. У братьев Брумер в Орловском институте воспитывалась внучка, девочка лет 12–14, Софья, барышня болезненная и очень добрая, и богомольная. По своему болезненному состоянию она подолгу живала в деревне, то у того, то у другого дедушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 22 К оглавлению В конце своего правления Саул полностью расстался с Самуилом. Между ними прекратились те отношения дружбы, которые были в начале. Самуил полностью порвал с царем и ушел к себе в Раму, где жил до самой смерти, не встречаясь с Саулом. «Крестный отец» еврейской монархии своими руками развенчал помазанника. После этого разрыва Саул стал страдать припадками, тяжелейшими заболеваниями, болезненно воспринимал людей и все окружение. Иногда его страхи доходили до безумия и только музыка успокаивала больного. Недавно мне задали вопрос: «Как это, злой дух от Бога был послан?» Это библейское выражение, которое соответствует тому выражению духовности, которое было у Саула. Может ли Бог послать злого духа? Этим показывается, что сам злой дух не имеет никакой силы без попущения Божьего. Надо помнить, что диавол не имеет силы над человеком, если он своими грехами не отдаляет себя от Бога, не делает себя противником Бога; если же такое случается, злой дух приходит и вселяется в человека, как это и было с Саулом. Бывает, что и на доброго человека злой дух нападает, например на Иова. У Саула была поражена именно душа. И эта больная душа вызывает в конце жизни Самуила. Саул мечется, не знает что предпринять, идет к волшебнице и там вызывает дух Самуила. В это время в доме Саула появляется Давид, человек, которому суждено будет сменить его на троне и совершить переворот во всей истории Израиля. Перед нами образ Давида. Ему принадлежит особое место, хотя он не был чистым пророком. Когда мы вспоминаем Давида, мы говорим: «царь, псалмопевец и пророк Давид». На первом месте стоит «царь», на втором — «псалмопевец» и только на третьем — «пророк». Давид — прежде всего основатель Иерусалима, как духовного центра Израиля. Это великий религиозный мыслитель, который свои чаяния, искания Бога выразил в псалмах как поэт-псалмопевец. Его имя связано с зарождением мессианизма и составляет самую суть Священной истории.

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 25 К оглавлению Третья и Четвертая Книги Царств Постепенно нечестие полностью захватывает северные области Израиля и все цари станов ятся нечестивыми. Особым нечестием отличался царь Ахав и его жена Иезавель. Иезавель пользовалась неограниченным влиянием на своего мужа. Сказано было про ее мужа Ахава: «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который он построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою». (3 Цар. 16, 31-33) В те дни на авансцену ветхозаветной истории выступает великий пророк Божий Илия. «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: пойди оттуда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени поток высох, ибо не было дождя на землю.» (3 Цар. 17, 1—7) Перед нами образ Илии. Жизнь и деятельность этого необычайного человека — какая-то непрерывная цепь загадок. Он пришел с востока и никто не знал, откуда он появился, когда он пришел, с какой-то непостижимой быстротой переходил с места на место, являлся то там, то тут. Тщетно искали его слуги царицы Иезавели, желая умертвить, он оставался для них недосягаемым. Вид его поражал с первого взгляда, у него было смуглое лицо, обрамленное косматой гривой волос. Его иконография очень интересна. В Третьяковской Галерее есть изображение пророка Илии: огромная грива волос и борода на красном огненном фоне, подчеркивая его небесное вознесение. Это новгородская школа, XIV век.

http://sedmitza.ru/lib/text/432138/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 8 К оглавлению Авраам и его потомство Начало Ветхого Завета, диалога между Богом и человеком было лишено всяких признаков величия. События исхода из Месопотамии в землю Ханаанскую передаются очень простыми, лаконичными словами: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» (Быт. 11:31). Земля Ханаанская — это земля нынешней Палестины, названная по имени потомков Хама Ханааном. Слово «Харран» переводится как «остановка». Именно в Харране умирает Фарра, отец Аврама. И далее Аврам идет уже как начальник особого племени. Происхождение завета и происхождение народа сливаются, потому что еврейского народа не существует помимо завета. Поэтому говоря о Ветхом Завете, его нравственных и исторических аспектах, мы должны сказать несколько слов о народе, с которым был заключен этот завет. Итак, евреи как народ появляются на исторической арене примерно за 1900 лет до Рождества Христова. К тому времени, когда Фарра и Аврам вышли из Ура Халдейского, Египет уже пережил несколько фараонских династий. Древние жители Месопотамии шумеры растворились среди окружающих семитских племен. На смену Аккадскому царству выдвигалось царство Вавилонское. В Ханаане к тому времени уже образовались первые цивилизованные города-государства, отвечающие даже современным требованиям цивилизации (имеющие водопровод, канализацию и т.д.). Эти города имели сношения с другими городами и были в числе великих городов древности. Для историка израильский народ должен представляться чем-то загадочным. Действительно: пришелец из далеких древних миров, переживший расцвет и гибель многих цивилизаций, израильский народ до сих пор остается живым и влияет на жизнь современного общества. Кажется, Фридрих Великий сказал: «Покажите мне еврея — я скажу, что Бог есть». Действительно, в еврейском народе явилось действие той благодати, которая была дана Авраму и которая пережила столетия и века.

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов – греко-католиков Источник Издание третье «Якоже единого корене отрасли богосадны, Сын и Дух возсияша: ибо Отец единовиновен есть, безлетный безлетным лицам единочестен». (Из канона св. Патриарха IV века Германа в честь первых шести Вселенских соборов; см. Минея 16 июля) Беседа первая Униат: Скажи мне, прочитал ли ты книжку нашего защитника Юлия Гаджеги о правде католической веры и о главенстве апостола Петра и пастырей римских? Православный:Дважды прочитал эту книжку и до сих пор никогда не слышал, чтобы кто-нибудь осмелился правду защищать ложью. Униат: Какую нашел ты там ложь? Православный: Истины я там не нашел, а лжи очень много. Но так как я знаю, что будешь всякими лживыми хитросплетениями затемнять мои обличения, то укажу тебе прежде всего на те мысли, лживость которых для всех очевидна, и когда автор той книги предлагал эти пустые измышления, то только надеялся на невежество и простоту своих читателей. Униат: Думаю, что не он, а ты лжец и клеветник на автора той книжки. Укажи, какие измышления в той книжке явно ложные? Православный: Сначала скажу не о главнейших заблуждениях униатской и латинской веры, но о нелепейших из них. Читай на стр. 13 следующие бесстыдные слова: «Папа Римский Николай I, которого и Греческая и Русская Церковь почитают святым...». С определенной целью прочитал все наши святцы и великий Требник, но ни этого бесстыдного еретика, ни предшествовавших ему Ария и Македония не нашел там, но зато нашел в Требнике «Чин приятия в Церковь от латинской ереси приходящих» и эту ересь Николаеву повелевающий предать проклятию. Униат: На какую ересь укажешь у Папы Николая I? Православный: Николаеву ересь можно усмотреть в том, что он исказил символ нашей божественной веры. Ибо II Вселенский Собор сказал: «от Отца исходящего». Этот же Папа Николай I, а за ним и все латиняне, униаты и лютеране и прочие еретики западных стран прибавили «и от Сына». И если бы эти слова не содержали в себе никакой ложной мысли, то все-таки читающие в таком виде символ веры осуждены на отлучение от Церкви, потому что III Вселенский Собор налагает анафему (проклятие) на всякого, кто только дерзнет прибавить какое-нибудь слово к Символу. Поэтому Папа Лев III и Адриан, бывшие на римском престоле, осудили это новое и нелепое латинское учение и повесили на соборной стене серебряную доску, на которой написали символ без этих безумных слов, чтобы никто никогда не прибавлял этих слов: «и от Сына исходящего». – И так латиняне и униаты уже за это III Собором, то же, что и Святым Духом, прокляты.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Гаврила Державин. Казанское детство Детство, полное унижений и обид, частенько предшествует победной судьбе выдающегося деятеля. 20 июля, 2014 Детство, полное унижений и обид, частенько предшествует победной судьбе выдающегося деятеля. 20 июля – день смерти Г.Р. Державина,  великого русского поэта и видного государственного деятеля. Однажды графа Фёдора Ростопчина спросили: «А почему вы – не князь? Юсуповы, Шереметевы – выходцы из ордынских мурз – получили княжеское достоинство, а ваши предки – нет» — «Всё дело в том, что мой предок Ростопча прибыл в Москву зимой» — «Разве время года может повлиять на получение титула?» — «Как? Вы не знаете? Когда татарский вельможа в первый раз являлся ко двору, ему предлагали на выбор или шубу, или княжеское достоинство. Предок мой приехал в жестокую зиму и отдал предпочтение шубе». Вот и мурза Багрим (то есть, Ибрагим) довольствовался шубой. Приняли его в Москве на высшем уровне, сам великий князь Василий  Иоаннович крестил своего нового вассала. Ибрагим стал Илией. Но в князья многочисленные потомки мурзы не вышли.  И всё-таки московский правитель расщедрился, и  Багрим получил от него завидные  вотчины и под Владимиром, и под Новгородом и Нижним. На русской земле, обжитой с древних времён. От сыновей Багрима произошли Нарбековы, Акинфовы, Кеглевы. У Дмитрия Ильича Нарбекова был, в числе других детей, сын Алексей, получивший громкое имя Держава.Трудно не приметить, что Державин – говорящая фамилия. С такой фамилией мудрено не стать яростным охранителем империи. От него и пошёл  род Державиных, которые «служили по городу Казани дворянскую службу». Осенью 1552 года Иоанн Грозный штурмом взял Казань и присоединил к Руси татарское царство. Город на Волге оправославливали, там поселились дворяне, которым доверял царь. Казань в те годы была одним из крупнейших городов империи, уступала только двум столицам. Город двунациональный, с восточным колоритом, но с заметным преобладанием русских. В чём заключалась дворянская служба? Державины участвовали в крымских походах, честно проливали кровь за царя. Дед поэта – Николай Иванович – носил прозвание Девятый. Умер он в глубокой старости – 87-ми лет –  однако, не дожил года до рождения внука Ганюшки. Детям своим Николай Иванович оставил скудное наследство – Державины были самым, что ни на есть обедневшим дворянством.

http://pravmir.ru/gavrila-derzhavin-kaza...

Закрыть itemscope itemtype="" > Андрей Рублев и Николай Второй Размышления о сверхзадаче Русской культуры 20.07.2020 879 Время на чтение 4 минуты Не все совпадения в жизни значимы, но некоторые действительно дают повод увидеть в них потаенный смысл. В церковном календаре совпадает день памяти преподобного Андрея Рублева и царя страстотерпца Николая Второго. Есть ли в этом совпадении особая «связь времен»? Есть ли особый дух русской культуры, позволяющий связывать столь отдалённые по времени явления и личности? Можно ли вообще говорить об особом духе русской культуры в эпоху, когда она блуждает среди нулей, почти утратив всякую связь со своей судьбой? Что нам известно про Андрея Рублева? Несколько строк в летописях. Хотя для иконописца той эпохи – это чрезвычайно много. От времени Николая Второго остались тысячи документов, написаны сотни книг. Но тексты не всегда дают главное – понять человека, а лучший способ понять его – просто взглянуть ему в глаза. Однако увидеть другого человека – порой самое трудное в жизни. Обычно мы видим не человека, а его форму, мундир, звание, чаще же всего мы видим не другого, а свои предрассудки. Эпоху Преподобного Андрея Рублева, как и эпоху Николая Второго иногда называют русским Возрождением. Возможно ли такое сравнение? Безусловно в России не было движения подобного Итальянскому Возрождению, хотя был действительно великий духовный и художественный подъем, как и в начале XV, так и в начале ХХ века. Но Возрождение – это не только новое обращение к античности, но и особое отношение к человеку. Гуманизм – вот главное содержание великой эпохи европейской истории. Русская культура также дала нам свой пример своего особого отношения к человеку. Не как норму, а как возвышенный идеал, в основе которого преодоление отчуждения, той ненавистной розни, которая преодолевается воззрением на Пресвятую Троицу, как учил преподобный Сергий Радонежский. Молитва преподобного Сергия Радонежского созидала Дом Пресвятой Троицы, дом, в котором творилось пространство русской культуры – Святую Русь, где главной ценностью было Имя Бога. Спор о природе имени Бога стал главным богословским и философским спором начала ХХ века. Этот последний крупный философский спор русской культуры так и остался до конца неразрешенным.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/20/an...

Закрыть itemscope itemtype="" > Во имя исторической правды Иван Коновалов о безграмотном заявлении Ивана Арцишевского 01.12.2018 3451 17 июля 2018 года в петербургском ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная 100-летней годовщине расстрела Императорской Семьи. Отвечая на вопрос журналистов, официальный представитель в России «Объединения членов рода Романовых» Иван Сергеевич Арцишевский, к большому сожалению, в очередной раз предъявил общественности свою полную историческую безграмотность. В частности, в ходе выступления перед СМИ г-н Арцишевский сказал следующее: «Не может быть Дома Романовых. Даже уважаемый Алексей Венедиктов (главный редактор радиостанции " Эхо Москвы " ) позавчера сказал: " Ольга Николаевна Куликовская-Романова " . Да не Романова она, она Куликовская! Ну, я могу добавить себе ещё какую-нибудь фамилию. Понимаете, она вдова Тихона Куликовского, сына младшей сестры Николая II. Как только она вышла по страшной любви за полковника Куликовского, была лишена фамилии Романова». Думаю, что после услышанного стоит дать Ивану Сергеевичу дельный совет, а именно – запастись временем и хоть немного поизучать историю Дома Романовых, всё же статус как-то должен обязывать. Важно напомнить г-ну Арцишевскому, что Государь Император Николай II Александрович никогда не лишал свою младшую сестру Великую Княгиню Ольгу Александровну фамилии «Романова». Во-первых, члены Российского Императорского Дома вообще не носили никакой фамилии, именуясь лишь соответствующим титулом, а также именем и отчеством. Например: Великая Княгиня Ольга Александровна, Великий Князь Константин Константинович или Княжна Вера Константиновна. Во-вторых, когда Ольга Александровна в ноябре 1916 года вышла замуж за ротмистра Николая Александровича Куликовского, то её старший брат Государь Император не только не выступил против этого брака, но и благословил молодых супругов, сделав в своём дневнике следующую запись: «Дай Бог дорогой Ольге счастья, которого она так достойна». Буквально за несколько дней до начавшейся революции, 4 февраля 1917 года, Император Николай II своим именным рескриптом утвердил личный герб Великой Княгини Ольги Александровны, где она по праву титулуется как Великая Княгиня и Её Императорское Высочество. А это, нужно заметить, произошло уже после заключения брака Великой Княгини с Н.А. Куликовским.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/01/vo...

Кадр из фильма С. Эйзенштейна " Александр Невский " . В роли святого блг. князя - актер Николай Черкасов. ЖМП 3 март 2021 /  16 апреля 2021 г. 14:00 Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом» КАК СОЗДАВАЛОСЬ ЛЕГЕНДАРНОЕ СОВЕТСТКОЕ КИНОПОЛОТНО «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна.  PDF-bepcuя. Эйзенштейну дали шанс — Вокруг фильма «Александр Невский» ходят всяческие легенды. К примеру, что Эйзенштейн взялся за его съемки, чтобы сделать патриотический фильм и тем самым загладить свою вину за предыдущую картину «Бежин луг», из-за которой его чуть не посадили.   — Действительно, после запрета фильма «Бежин луг», где шла речь о коллективизации и в основу которого легла история убийства Павлика Морозова, был уже подписан приказ об аресте Эйзенштейна. И буквально в последний момент Сталин решил дать ему еще один шанс сделать «правильный» фильм. Режиссеру предоставили на выбор два сценария: «Минин и Пожарский» и «Александр Невский». Оба сценария писались на заказ для съемки «оборонного кино», поскольку было уже ясно, что война неизбежна, и надо было поднимать народный дух, показывая славу русского оружия.

http://e-vestnik.ru/culture/naum_kleyman...

Краткий дневник по миссионерству с 1/13 января 1889 года Начальник Японской Духовной Миссии, Епископ Николай Января 1/13 1889. Воскресенье. За обедней – толпа церковно-японских христиан. Кроме того, с российской канонерской лодки «Кореец» пришли сорок два матроса при офицере (Михаил Федорович Алексеев – чудесно исцеленный о. Иоанном Сергиевым в Кронштадте). Литургия вся, как обычно, была на японском; только на Великом Выходе по-русски помянут был Российский Царствующий дом и прочие. Молебен Нового года был по-русски. Из судовых девять человек певчих подвинулись к клиросу и пропели отлично молебен, я же служил по-русски. Видно, что и японцам это было очень приятно, – молились с усердием, хотя не понимали слов (но понимали порядок служения, ибо за несколько дней виден был тот же молебен по-японски). Матросы были угощены чаем и японским суси, после чего ученики проводили их на железную дорогу. В Посольстве застал страдающего простудой посланника (Д. Е. Шевич). Но, когда приехал с поздравлением Соесима, – нужно было видеть, как сей больной посланник разливался в комплиментах и сладких речах с ним. Именно нужно иметь дипломатические способности, чтобы во всякое время быть в состоянии говорить вещи и умные – дельные, полезные, и говорить их слегка (сообразуясь с обстоятельствами, какие есть). Жаль только, что эта игра остроумия, изящества и ловкости вся терялась от неумелого перевода, каким был перевод Сиги, как видно, очень забывшего русский язык. Соесима кряхтел, молчал или отвечал незначительными фразами именно потому, что Сига не в состоянии был передать ему игривой и умно-изящной речи русского посланника. Мне припомнилось время, когда Соесима играл в остроумие с Посьетом (в 1872 году, когда Великий Князь Алексей Владимирович посещал Японию). Но тогда перевод был другой. Младшая сестра Анны Кванно – начальницы Женской школы, Мария Кису, жена Акилы Кису, в Иигава, привела дочь Веру в Женскую школу. Девочке ныне лет двенадцать-тринадцать. Отец, больной человек, любит дочь до того, что и спит с нею, ни на минуту не может расстаться, ибо единственная дочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010