протоиерей Николай Попов Патриархи народа еврейского Призвание Богом Аврама, первое обетование Божие ему, переселение его в Харран и из Харрана в землю Ханаанскую (3469 год от сотворения мира, 2040 год до Рождества Христова) 71 Когда между людьми стало распространяться идолопоклонство, Бог, для сохранения истинной веры в Него, избрал Аврама, одного из потомков Сима. Отец Аврама, Фарра, жил в Месопотамии, в Уре Халдейском 72 . У него были три сына: Аврам, Нахор и Аран. Аран родил Лота и умер. Бог явился Авраму и сказал: «выйди из земли твоей, и из родства твоего, и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя; и благословятся в тебе все племена земные» 73 . Поэтому Фарра взял Аврама, жену его Сару и Лота и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дошедши до Харрана, остановился там и умер. По смерти Фарры, Аврам, по повелению Божию, с женою своею Сарою и племянником Лотом переселился в землю Ханаанскую 74 . Когда Аврам дошел до дубравы Мамре, до места, где впоследствии был город Сихем, явился ему Бог и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю эту». Аврам создал там жертвенник Богу. Другой жертвенник он поставил около того места, где потом был Вефиль. Отсюда Аврам пошел со своими стадами к полудню, затем, по случаю голода, отправился в Египет. Здесь, боясь, что могут убить его, чтобы отнять у него Сару, которая отличалась красотою, он выдавал ее за сестру свою, и здесь она едва не стала женою фараона 75 . Из Египта он возвратился к Вефилю ( Быт. 11:26–32, 12, 13:1–4 ; Деян. 7:2–4 ; Иудиф. 5:5–9 ). Разлучение Аврама с Лотом. Плен Лота и освобождение его из плена. Мелхиседек. Бог вступает в завет с Аврамом. Агарь. Рождение от Агари Измаила У Аврама и Лота было так много скота, что они не могли жить вместе. Между пастухами Аврамовыми и Лотовыми произошло несогласие; потому Аврам сказал Лоту: «Чтобы не было раздора между нами, отделись от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». Лот выбрал себе равнину Иорданскую, которая была прекрасна, как сад Господень, раскинул на ней шатры свои и поселился в городе Содоме. Аврам двинулся и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Тогда Иона пошел в Ниневию. Придя в город, Иона начал ходить по городу и проповедовать: «Еще остается сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Ниневитяне поверили проповеди Ионы, и наложили на себя и даже на свой скот пост, стали каяться во грехах своих и обратились к Богу с молитвой. Бог, видя их покаяние, не навел на них бедствия, которым грозил. Иона сильно огорчился этим, вышел из города, сделал себе кущу и сел под ней в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог расте ние, и оно поднялось над Ионой, чтобы над головой его была тень. Иона весьма обрадовался этому растению. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда взошло солнце, Бог навел знойный восточный ветер 479 , и солнце стало палить голову Ионы. Он изнемог и стал просить себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневию, этот большой город, в котором более 120000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой (то есть невинных детей), и множество скота?» (Кн. прор. Ионы). Тридневное пребывание Ионы во чреве кита было прообразом тридневной смерти и воскресения Иисуса Христа. Пророк Исаия Пророк Исаия происходил из царского рода. Однажды (в год смерти царя Озии) Исаия увидел Господа, сидящего в небесном храме на престоле, и вокруг Его шестикрылых Серафимов, которые взывали: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф (Господь воинств)! Вся земля полна славы Его!» Верхи врат потрясались от их восклицаний. По всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия воскликнул: «Горе мне; желал бы я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из Серафимов взял клещами с небесного жертвенника горящий уголь, прилетел и коснулся им уст Исаии и сказал: «Вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». После этого Господь сказал: «Кого Мне послать?» Исаия, воспламененный небесным огнем, сказал: «Вот я, пошли меня». Господь послал его проповедовать слово Его. С этого времени Исаия стал пророком и стал проповедовать иудеям, что они забыли своего Господа, Творца и благодетеля, тогда как и вол не забывает хозяина своего; что они только совершают внешние обряды благочестия, а не очищают душ своих от беззаконий; обманывают, притесняют бедных, вдов и сирот; что Бог накажет их пленом, если они не исправятся ( Ис. 1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Во второй год царствования Навуходоносору снился сон, который сильно встревожил его, но который в то же время вышел у него из памяти. Царь созвал тайноведцев, гадателей и чародеев вавилонских и потребовал, чтобы они сказали ему сновидение его и истолковали его, и прибавил: «Если не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины». Когда тайноведцы не могли исполнить его требования, он приказал истребить всех мудрецов вавилонских 495 . И стали искать Даниила и товарищей его, чтобы и их убить с другими мудрецами. Даниил со своими друзьями помолился Богу, и Господь открыл ему в ночном видении тайну сна Навуходоносора. Тогда Даниил приведен был к царю и сказал ему: «Тайны, о которых спрашивает царь, не могут открыть мудрецы, но есть на небесах Бог, Который открыл царю, что будет в следующие дни. На ложе твоем, царь, ты думал о том, что будет после этого. Открывающий тайны показал тебе то, что будет. Царь! Ты видел огромного истукана. Голова у этого истукана из золота, грудь его и руки из серебра, чрево и его бедра медные, голени железные, ноги его частью железные, а частью глиняные. Наконец, ты видел, как оторвался сам собой от горы камень, ударил в истукана и разбил его в прах, который рассеян был ветром; а камень, разбивший истукана, стал великой горой и наполнил всю землю. Вот сон. Теперь скажем значение его. Царь! Ты – царь царей, ты – эта золотая голова. После тебя будет другое царство 496 , ниже твоего, потом третье царство медное 497 . Царство четвертое будет крепко, как железо, будет раздроблять и сокрушать все. Ноги, частью железные, частью глиняные, означают, что царство это будет разделено и будет частью крепкое, частью слабое 498 . Камень означает царство вечное, которое воздвигнет Бог, и которое разрушит все царства» 499 . Выслушав это, Навуходоносор пал на лицо свое, поклонился Даниилу и сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов», – сделал Даниила начальником над мудрецами вавилонскими и оставил при дворе своем, а трех товарищей его – правителями страны вавилонской ( Дан. 2 ). Анания, Мисаил и Азария в пещи огненной

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда Бог сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет». В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда Бог увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц. В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег 50 , с отверстием вверху 51 и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых 52 по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского 53 . Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему Бог. В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег 54 . Бог затворил за ними ковчег 55 . В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами 56 . Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел Бог ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима 58 , дни и ночи». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови 59 . Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил Бог завет 60 с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. ( Быт. 6, 7, 8, 9, 1 – 17 .) Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди. Неуважение Хама к отцу своему. Пророчество Ноя о судьбе детей своих По выходе из ковчега, Ной начал обрабатывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного вина, не зная его силы 61 , опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Хам, сын его, увидел его и сказал двум братьям своим. Сим и Иафет взяли одежду, положили ее на плечи свои, вошли задом в шатер и покрыли отца своего, не видев его. Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним Хам, тогда пророчески сказал: «проклят Ханаан (сын Хама), раб рабов будет у братьев своих» 62 . Потом продолжал: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Этими словами Ной предсказал, что потомки Хамовы будут рабами потомков Симовых и Иафетовых; в потомстве Сима благословится Бог , будет сохраняться истинное Богопочитание, и от этого племени воплотится Бог; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли, покорят под свою власть и Симовых потомков и вступят в истинную Церковь 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Израильтяне стали делать злое пред Господом, и Бог предал их за это в руки мадианитян на 7 лет. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные кочевые племена стали опустошать их поля и захватывать их скот. Израильтяне обнищали и раскаялись в грехах своих. Бог призвал Гедеона избавить их от врагов. Однажды Гедеон молотил в точиле пшеницу, готовясь скрыться от врагов в безопасное место. Вдруг является ему Ангел Господень 316 и говорит: «Господь с тобою, сильный муж!» Гедеон отвечал: «Если Господь с нами, то от чего нас постигло это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Господь сказал ему: «Иди и спаси Израиля. Я посылаю тебя. Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». Гедеон предложил Господу на камне мяса и опресноки. Ангел Господень коснулся концом жезла своего к мясу и опреснокам, и вышел огонь из камня и сжег их; Ангел же скрылся от глаз его. Тогда Гедеон в страхе сказал: «Беда мне, Господи! Я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе! Не бойся, не умрешь». В следующую ночь Гедеон, по повелению Божию, с десятью слугами своими разрушил жертвенник Ваала, который был у отца его, и срубил дерево при жертвеннике; устроил жертвенник Богу истинному и принес на нем жертву. Утром жители города Офры, где жил Гедеон, узнав, что это сделал Гедеон, потребовали, чтобы отец его выдал сына на смерть. Но отец Гедеона сказал им: «Если Ваал – Бог, пусть сам вступится за себя». Между тем враги израильтян переправились чрез Иордан и стали станом в долине Изреельской. Дух Божий объял Гедеона, он затрубил трубою 317 и собрал войско (32000 человек). Чтобы обнадежить Гедеона, Бог дал ему знамение победы. По прошению Гедеона, Бог в одну ночь послал на разостланное им на гумне руно (стриженую шерсть) такую росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха, а в следующую ночь послал росу на землю, тогда как руно осталось сухо 318 . Но чтобы израильтяне не приписали себе победы, Бог сначала повелел Гедеону отпустить всех боязливых, и осталось 10000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Потом Господь велел вести оставшихся к воде, и тех, которые будут пить воду с руки, ставить особо от тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить. Пивших с руки оказалось 300 человек. Этих 300 человек Господь велел Гедеону удержать у себя для поражения врагов, а прочих отпустить 319 . Когда наступила ночь, Гедеон, по повелению Божию, вошел в стан неприятелей, которые расположились на долине в таком множестве, как саранча (их было 135000 человек). И вот, один из них рассказывает другому свой сон: «Снилось мне, будто ячменный хлеб 320 прикатился к шатру и ударил в него так, что он упал». Другой ему сказал: «Это меч Гедеона: предал Господь в руки его весь стан». Возвратившись в свой стан, Гедеон разделил своих 300 человек на три отряда, дал всем им трубы, кувшины и в кувшины светильники и велел обойти неприятелей со всех сторон и делать то же, что он будет делать. После этого три отряда окружили стан неприятельский, по данному знаку затрубили трубами, разбили кувшины и, держа светильники, закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Спавшие неприятели страшно перепугались, бросились убивать друг друга и обратились в бегство. Гедеон погнался за ними и истребил их. В благодарность за спасение от врагов, израильтяне сказали Гедеону: «Владей нами ты и потомство твое». Но он отвечал: «Господь да владеет вами». И покоилась земля 40 лет ( Суд. 6, 7, 8:1–29 ). После смерти Гедеона, сын его, Авимелех, убил 70 братьев своих 321 , кроме Иофама, и царствовал 3 года в Сихеме, но погиб во время возмущения своих подданных от руки женщины, которая бросила с башни в голову его камень, когда он хотел поджечь башню. После этого был судьею израильтян 23 года Фола, после Фолы – 22 года Иаир ( Суд. 8:30–35, 9, 10:1–5 ). Судья Иеффай Израильтяне стали служить ложным богам соседних народов языческих, а истинного Бога оставили. Бог прогневался на них и предал их в руки филистимлян и аммонитян, которые теснили и мучили их 18 лет. Израильтяне раскаялись в грехах своих, отвергли идолов, стали служить только истинному Богу, и Он помиловал их и дал им вождя, Иеффая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

После этого Саул одержал новые победы над филистимлянами, моавитянами, аммонитянами, идумеянами и царями Совы Сирийской ( 1Цар. 13, 14 ). Через какое-то время Бог через Самуила повелел Саулу предать заклятию и истребить амаликитян со всем скотом их и имуществом за нападение их на израильтян во время путешествия из Египта. Саул поразил амаликитян, но пощадил царя их Агага и лучший скот. По воле Господа, Самуил пришел к Саулу и обличил его за непослушание Богу. Саул хотел оправдаться тем, что лучший скот оставлен для жертвы Богу; но Самуил на это сказал ему: «Послушание Богу лучше жертвы. За то, что ты отверг слово Господа, Он отверг тебя, чтобы ты не был царем». После этого Самуил обратился, чтобы уйти. Но Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее. Тогда сказал Самуил: «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя». Впрочем, по сильной просьбе Саула, Самуил воротился, чтобы принять участие в поклонении царя Господу, потом приказал привести Агага и разрубил его. После этого Самуил ушел в Раму и более не посещал Саула ( 1Цар. 15 ). Помазание Давида на царство. Дух Божий отступает от Саула Объявив Саулу, что Господь отнимет у него царство, Самуил долго печалился о нем у себя дома. Господь сказал ему: «Доколе ты будешь печалиться о Сауле? Наполни рог твой елеем и поди в Вифлеем, к Иессею 346 ; между сыновьями его Я усмотрю Себе царя». Самуил пришел в Вифлеем и пригласил старейшин города вместе с Иессеем и сыновьями его принести жертву Господу. Иессей пришел с семью сыновьями и подвел каждого из них к Самуилу. Но Самуил сказал: «Никого из этих не избрал Господь», и спросил Иессея: «Все ли дети твои здесь?» Иессей отвечал: «Есть еще младший сын, Давид; он пасет овец» 347 . Самуил велел привести его. Привели Давида. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом 348 . Господь сказал Самуилу: «Встань и помажь его: это – он». Самуил взял рог со святым елеем 349 и помазал Давида среди братьев его, и Дух Господень почил на нем с этого дня 350 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

После этого Самуил созвал народ в Массифу для избрания царя. В этом собрании, по указанию Божию, избран был в цари Саул 343 . Когда Самуил представил его народу, народ, увидев Саула, который был выше всех белою головою, воскликнул: «Да живет царь!» Потом Самуил изложил народу права царства, записал в книгу и положил перед ковчегом Господним, а народ отпустил домой (Цар. 8–10). Некоторые негодные люди унижали Саула, говоря: «Ему ли спасать нас?» – и не поднесли ему даров. Но вскоре Саул показал, что он может спасать свой народ от врагов. Царь аммонитский Наас осадил Иавис Галаадский и соглашался заключить союз с жителями его с тем, чтобы выколоть у каждого из них правый глаз 344 . Когда Саул услышал об этом, Дух Божий сошел на него, и разгорелся сильно гнев его; он рассек пару волов, с которыми пришел с поля, на части и разослал их по всей земле Израильской, сказав: «Так поступят с волами того, кто не пойдет за Саулом и Самуилом». Вышли все израильтяне, как один человек; Саул повел их против аммонитян, разбил врагов и спас Иавис. После этого народ потребовал на смерть тех, которые не хотели иметь Саула царем. Но Саул сказал: «Не умерщвлять никого в этот день, потому что этого дня Господь спас Израиля». Тогда Самуил созвал народ в Галгал, и поставили там Саула царем, принесли жертвы Господу и весьма веселились ( 1Цар. 11, 12 ). Царствование Саула: победы его над филистимлянами, амаликитянами и другими народами и неповиновение Богу Саул прославился победами над врагами своего народа, но не всегда был послушен Богу; за это Бог отверг его. Во второй год царствования своего Саул начал войну с филистимлянами, собрал войско в Галгал и ждал Самуила, который до своего прихода и до принесения им жертвы Богу запретил начинать сражение. Наступил уже седьмой день, а Самуил не приходил. Войско Саула, боясь врагов, стадо разбегаться 345 . Тогда Саул, не дождавшись Самуила, сам принес жертву Богу. Едва кончил он жертвоприношение, как пришел Самуил и сказал ему: «Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа. Теперь не устоять царствованию твоему; Господь, найдет Себе человека по сердцу Своему и повелит ему быть вождем народа Своего». Впрочем, на этот раз Господь даровал Саулу победу над филистимлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Вскоре царь Эламский (Кедорлаомер) 77 , со своими союзниками, напал на города в долине Иорданской (Содом, Гоморру, Адму, Севоим и Белу), разграбил их и жителей увел в плен, в том числе и Лота. Аврам, услышав об этом, взял 318 рабов своих и со своими союзниками пошел вслед за неприятелями, напал на них ночью, разбил их и возвратил Лота, народ и разграбленное имущество. Когда он возвращался с победой, царь Содомский вышел ему навстречу, а Мелхиседек, царь Салимский 78 и одновременно священник Бога Всевышнего, вынес ему хлеб и вино и благословил его именем Божиим. Аврам дал ему десятую часть из добычи ( Быт. 13:5–18, 14 ). Аврам, живя на чужой земле, среди хананеев, которые завидовали его богатству и славе, боялся их. Бог явился ему ночью в видении и сказал: «Не бойся, Аврам! Я твоя защита, награда твоя весьма велика». Потом, указав на звезды, возвестил ему: «Столько будет у тебя потомков». Аврам поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность. В следующий день, по повелению Божию, Аврам, готовясь вступить в завет с Богом, рассек пополам жертвенных животных и положил части их одну против другой. Налетели хищные птицы, но Аврам отгонял их. При захождении солнца напал на Аврама крепкий сон, ужас и мрак; Бог явился ему и сказал: «Знай, что потомки твои будут пришельцами земли не своей и в рабстве четыреста лет 79 . После сего они выйдут сюда с большим имуществом». Ночью между рассеченными животными прошел дым, как бы из печи, и пламя огня. В образе пламени Бог вступил с потомством Аврама, которое представлялось в виде дыма, в завет о том, что земля Ханаанская будет отдана ему 80 ( Быт. 15 ). Сара не рождала детей и поэтому предложила Авраму взять в супружество служанку свою, египтянку Агарь. Аврам послушался Сары. Агарь, став женою его и видя, что скоро будет матерью, стала презирать Сару. Сара, с позволения Аврама, стала смирять ее. А она убежала. На пути явился ей Ангел, велел возвратиться к госпоже своей и обещал ей сына Измаила (услышит Бог) и многочисленное потомство. Агарь возвратилась к Авраму и родила Измаила 81 ( Быт. 16 ). Бог подтверждает завет Свой с Аврамом, дает новое имя ему и Саре. Обрезание (3493 год от сотворения мира, 2016 год до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010