Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сергеевич Никольский (10.02.1898, с. Савцыно Кашинского у. Тверской губ.- 3.11.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Окончил ДС. Приняв священнический сан, служил в сельских храмах Тверской епархии. Местом служения В. перед арестом в 1930 г. было с. Быково Горицкого р-на. Священник был обвинен в «контрреволюционной пропаганде» и сослан на 3 года. В 1934 г. вернулся из ссылки, служил в храме в с. Ивановском Теблешского р-на. 11 окт. 1937 г. В. вновь был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации против мероприятий советского правительства», в частности, в том, что он «27 сент. 1937 г. с целью срыва уборочной кампании среди колхозников активно высказывался за проведение религиозного праздника «воздвижения», вслед. чего часть колхозников, справляя праздник, не работала 2 дня». В. виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Калининской обл. от 1 нояб. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Арх. УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 20389-С. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889-1939), свящ., сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов, свящ., сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Константинович Преображенский (1876-1940), свящ., сщмч. (пам. 1 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Александрович Речкин (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/150589.html

853 Hoffmann. S. 54,18–35. Martin. Actes. P. 121 g. 122. Perry. P. 243–244. Cp. epist. Theodoreti 3 (M. 83, col. 1175, p. 1061–1062), где Киррский епископ при­чину непогрешимости божественного суда указывает, между прочим, в том, что «Бог всяческих видит и цель совершающих и судит больше ее, чем самые дела». 864 О насилиях Диоскора на втором Эфесском соборе см. Mansi, VI, 601. 605. 625. 636. 637. 744. 828–832. Mansi, VII, 68. 579. Деян., Ш, стр. 160. 162. 163. 180. 190. 191. 287. 360. 364. Деян., IV, стр. 63. 585. 865 Особо вотировали: Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарие-Каппадокийский, Евсевий Анкирский, Иоанн Севастийский (из первой Армении), Василий Селевкийский , Диоген Кизический, Флоренций, епископ Сард Лидийских, Селевк Амасийский, Мариниан Синнадский и Евстафий Виритский (Hoffmann. S. 56–57. Martin. Actes. Р. 126–129. Perry. Р. 253–257). Два первые пастыри заявляли на Халкидонском соборе совершенно противное теперешнему суждению о Феодорите (Mansi, VII, 192. С. Деян., IV, стр. 182). 868 Hoffmann. S. 57,43–44; cnf. S. 56,21. Martin. Actes. P. 129 о; cnf. p. 126 c. Perry. P. 258; cnf. p. 253. 869 Hoffmann. S. 58. Martin. Actes. P. 131–132. Perry. P. 273–274. Мартэн (Pseudo-Synode. P. 195) высказывает некоторое сомнение в точности диоскорианской редакции Домнова ответа, хотя и признает ее верною по смыслу. «В самом деле, – пишет он (ibid., note 2), – иные думают, что отказав в своем голосе против Флавиана, Домн обратил этим против себя всю ярость Диоскора. Но чтобы поддержать это мнение, нужно читать у Либерата (Breviarium, cap. XII: Migne, lat. ser. t. 68, col. 1005 A-B) remeantem вместо remanentem de ortodoxorum depositions», как делал Флёри (Hist, eccles., t. II, p. 420–421: I. XXVII, chap. 41) и др. Подобное предположение опровергается уже даль­нейшими словами Либерата: postquam (Domnus) consensit in omnibus Dioscoro, danmavit (Dioscorus Domnum) aegrotum et absentem ilia die (ibid., col. 1005. В). Вообще, поступок Домна не может быть вполне оправдан; кажется, он и сам сознавал себя нравственно преступным, когда не явился на Халкндонский собор и не требовал восстановления. Феодорит, конечно, не одобрял поведения Антиохийского архиепископа, но он ничем не обнаружил своего беспощадного суждения по отношению к своему другу, который этого вполне заслуживал. Кажется, он только причислял Домна к категории тех лиц, коих тяжелое время Эфесских бесчиний изобличило в трусости (Epist. 138: М. 83, col. 1360 р. 1230).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не долго рассуждая, все трое решаются отправиться к нему. После первой же беседы с Оригеном , они оказались «как птицы, пойманные в клетку»: привлекательная сила глубокого энциклопедического ума Оригена подействовала на них так обаятельно, что они забыли Бейрут и римское право, и решились быть учениками Оригена. Целых пять лет страстно преданный науке юноша Феодор, позже в крещении получивший имя Григория, провел неотступно при Оригене, пользуясь его руководством в высшем научном образовании. О том, каков был курс Оригена, мы уже говорили: основной тенденцией его было возможно-большее, все стороннее изучение светских наук с целью применения их к задачам и целям христианского Богословия. В похвальном слове Оригену , Григорий подробно знакомит с методом курса Оригенова, а вместе с тем подробно показывает, как путем критического изучения философских систем и других наук, он вполне свободно и сознательно пришел к убеждению в неизмеримом превосходстве философии христианской пред мировоззрениями языческими. Возвратившись (в 239 г.) в Неокесарию великим знатоком внешней мудрости, осмысленной под углом зрения великого христианского учителя, и великим энтузиастом Христианства, Григорий отложил свой прежний помысл о блестящей юридической карьере среди языческого общества и отдал себя на служение Церкви. Вопреки своему желанию вести жизнь уединенную, аскетическую, он Федимом, епископом Амасийским, посвящен был в первого епископа своего родного города и около тридцати лет подвизался в нем на пользу Церкви. Когда он принял епископство, не более семнадцати человек было христиан в Неокесарии, но в первый же день его служения его паства, по словам Григория Нисского , составила «народ», а когда он скончался, язычников в Неокесарии оставалось не более, чем сколько было в ней при начале его епископской деятельности христиан. Служение его было не для своей только паствы, но для всей Церкви. Евсевий (Ц. И. VI, 30) называет его «славнейшим из епископов нашего времени», а Григорий Нисский замечает, что вся жизнь его в священстве была не чем иным, как непрестанным подвигом и борьбой – против всех сил противника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В нояб. 1942 г. создавалось ЕУ для г. Юзовки при благочинническом Александро-Невском храме в пос. Авдотьино (ныне в черте Донецка), настоятель которого прот. Евдоким Пальчевский был избран главой ЕУ. 1 дек. 1942 г. было получено разрешение на организацию ЕУ в Бахмуте, но из-за невозможности совершения богослужений в полуразрушенном кафедральном храме Бахмута центр ЕУ разместился в Енакиеве, его возглавил настоятель местного храма прот. Арсений Кнышев. Юж. часть Донбасса была подконтрольна назначенному 15 дек. 1942 г. епископом Мелитопольским и Таврическим Автономной УПЦ Серафиму (Кушнеруку). Не все приходы признали этого архиерея, стремившегося к сближению с УАПЦ. Часть духовенства на юге Донбасса подчинялась еп. Таганрогскому и Приазовскому Иосифу (Чернову) . Приазовская часть совр. Донецкой обл. 20 мая 1943 г. вошла в новообразованную Мариупольскую епархию, которой управлял архиеп. Николай (Амасийский) . По всей видимости, центр оккупированного Донбасса -Юзовка в Мариупольскую епархию не вошел. В дек. 1942 - янв. 1943 г. Луганск и Бахмут посетил еп. Екатеринославско-Запорожский Димитрий (Маган) . Он служил в кафедральном соборе Луганска, в отдельных документах упоминается как «епископ Екатеринославский и Донецкий». Православная Церковь на Луганщине в 1943-1991 гг. 14 февр. 1943 г. был освобожден от оккупантов Луганск, 8 сент.- Юзовка. Не позднее кон. 1943 г. в пределах Сталинской обл. была образована Сталинская епархия. 31 дек. 1943 г. Синод РПЦ принял решение о поручении еп. Ростовскому и Таганрогскому Елевферию (Воронцову) «разрешать дела и по Сталинской области». К тому времени статус кафедральных церквей в Донбассе имели Николаевский храм в Сталине, Николаевский храм в Ворошиловграде, Николаевский собор в Ворошиловске и Троицкий храм в Славянске. В 1943-1944 гг. церковной жизнью на Луганщине руководили настоятели кафедрального собора Ворошиловграда и благочинные Ворошиловградского окр.: свящ. Иоаким Олексюк (до сент. 1944), прот. Евфимий Качан (с сент. 1944). Петропавловский собор в Луганске. 1793-1795 гг. Фотография. 2010 г.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Феодосия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 45.026654; 35.383911 Россия, Республика Крым, Феодосия Феодосия, Республика Крым Россия Православие в Феодосии [ править править код ] Кафа, древняя Феодосия — центр генуэзских владений в Северном Причерноморье была епархиальным центром католической епархии. Католические епископы в Кафе известны с 1318 года. Немецкий путешественник Штильберг в 1421 году пишет, что в Кафе три епископа: католический, армянский и греческий, подразумевая под греческим скорее всего митрополита Сугдеи, случайно оказавшегося там. Город со смешанным населением, состоявшим преимущественно из греков и армян, и при господстве в нём католиков генуэзцев оказался благодатной почвой для унии. Поэтому появление здесь униатского епископа было делом вполне ожидаемым. Первое упоминание униатского епископа относится к 1464 году. После его смерти в 1468 году волей папы Римского и при содействии титулярного униатского патриарха Константинополя Виссариона на Кафскую кафедру был поставлен архиепископ Амасийский Пахомий, но по дороге в 1470 году был убит разбойниками. В 1472 епископом Кафы стал кафинский же священник Николай. Поставленный согласно папской булле для христиан Кафы и Солдайи (Сугдеи), он получил наименование Фулльского. Однако добраться до своей кафедры он смог только в конце 1474 года, а в 1475 году Кафа была захвачена османами. Кроме католиков и униатов в городе большое число армян, принадлежавших к Армянской Апостольской церкви, но многие армяне принимали католицизм. Католическая епархия вряд ли сохранилась после завоевания Кафы османами. Вероятно та же участь постигла и униатскую. Разгром города, который последовал за его захватом, не лишил значения этот важный пункт крымского побережья. Поэтому не удивительно, что в скором времени город был восстановлен уже под властью новых хозяев. Кафская митрополия До учреждения православной Кафской митрополии местное православное население окормлялось митрополитом Сугдеи. Православная епархия Константинопольской церкви возникла здесь уже при турецком владычестве, в 1485 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодосия

Отбыв срок ссылки в 1941 г., проживал в г. Ейске. После занятия Ростова-на-Дону немецкими и румынскими войсками в июле 1942 г. Н. как правящий архиерей Ростовской епархии с разрешения оккупационных властей организовал епархиальное управление. Во время оккупации на территории Ростовской обл., где до войны оставался лишь один действующий храм, было открыто 243 церкви. Н. дважды вызывали в гестапо. Его обвиняли в критических высказываниях в адрес нем. властей, однако никаких карательных мер против него не применялось. Поскольку Ростовская обл. была включена нем. властями в качестве Ростовского генерального округа в состав рейхкомиссариата Украина, Н. в кон. 1942 г. присоединился к автономной Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московской Патриархии. Состоял в переписке с патриархом Румынской Православной Церкви Никодимом . Часть правосл. верующих Ростовской епархии во время оккупации окормлялась румын. военными священниками. Перед освобождением Ростова-на-Дону советскими войсками Н. в февр. 1943 г. был вывезен немцами в Мариуполь. 20 марта того же года патриарший местоблюститель митр. Сергий ( Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) издал послание к правосл. пастве Ростовской епархии, в к-ром осудил организацию во время оккупации в Ростове-на-Дону подконтрольного нем. властям епархиального совета: «В качестве же возглавителя епархии где-то разыскали бывшего ростовского архиепископа Николая Амасийского, еще в 1935 году уволенного нами от управления Ростовской епархии. Жалкий старец едва ли отдавал себе ясный отчет в своих действиях, но тем он и удобнее был для показного возглавления». Подобные действия в послании были названы незаконными, а виновные в них - подлежащими церковному суду. В мае 1943 г. оккупационные власти санкционировали организацию Мариупольской и Приазовской епархии, во главе к-рой был поставлен Н. В мае или июне состоявшийся в Мариуполе под нем. контролем епархиальный съезд духовенства самовольно присвоил Н. титул «митрополит Приазовский». В сент. того же года при дальнейшем отступлении немецко-румын. войск Н. был эвакуирован в Одессу, а затем в Румынию. Проживал в мон-ре Черника близ Бухареста (по др. сведениям, в Яссах). Имеется сообщение о том, что незадолго до кончины Н. перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Ведь если бы было повелено держать у себя и живущую со многими, чрез это прелюбодеяние как бы попускалось». Здесь исчезает и то препятствие для второго бракозаключения, что пущеница все-таки остается женою отвергнувшего. Христос только усиливает и исправляет древнее учение закона, который не стеснял ненавидящего жену свою удалять ее по разным причинам и затем брать вместо нее другую. В беседе на XIX гл. Ев. Матфея св. отец, утверждая принципиальную неразрешимость брака, не останавливается на оговорке ст. 9-го 93 , – и отсюда ничего вывести невозможно. Посему важнее категорические замечания Златоуста на 1 послание к Коринфянам, где мы читаем: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющей ее муж не осуждается- потому, что брак уже разрушен ( ο» γα μος δη διαλε λυται) и оба лица (живя вместе) растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся блуднице есть одно тело с нею ( 1Kop. VII, 16 ) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты... После прелюбодеяния муж уже не муж» ( μετα τη ν πορνει αν ο α νη ρ ου χ στιν α νη ρ), так что ε πι πορνει " происходит полное расторжение 94 . В силу этого и заповедь о безбрачии разведенной относится к разлучению по воздержанию, по другим причинам или по неудовольствию 95 . Еще энергичнее раскрываются эти мысли в латинских гомилиях, дошедших до нас под именем св. Иоанна Златоуста и, несомненно, очень древних. Здесь сказано: «Как жесток и несправедлив тот, кто отпускает чистую, так безумен и неизвинителен и тот, кто удерживает блудницу (ср. Npumч. XVIII, 23 ), ибо скрывающий преступление жены есть уже покровитель ее распутства» 96 . Современник Златоуста, епископ Амасийский Астерий, не менее решительно считает μοιχει α бракорасторгающим основанием. «Если кто, – замечает он, – выставить на вид вину прелюбодеяния и на нее сошлется в оправдание развода, то я тотчас приму защиту обиженного и, приготовив обвинительную речь против прелюбодейцы, выступлю-вместо противника мужу – добрым защитником его, похваляя бегущего от коварной и разрывающего узы, которыми он связан с аспидом или ехидной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На сем журнале резолюция Его Преосвященства: «1893 г. 26 март. Утверждается». —69— 18 марта 1893 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров: Н. Субботина , Е. Голубинска, В. Ключевского , Протоиерея Д. Касицына и И. Татарского, не присутствовавших по болезни. В собрании сем преподаватель Таврической духовной семинарии, кандидат богословия, священник Николай Ильинский защищал представленные им на степень магистра богословия труды: а) «Синтагма Матфея Властаря ». Исследование. Москва. 1892 г. и б) «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная Синтагма М. Властаря ». Перевод с греческого. Симферополь, 1892. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре греческого языка и его словесности Иван Корсунский и доцент по кафедре церковного права Николай Заозерский . По окончании диспута О. Ректор Академии, собрав голоса членов Совета, объявил, что Совет признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справка: 1) По § 136 устава Духовных Академий кандидаты удостаиваются степени магистра богословия не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительной защите его в присутствии Совета и приглашенных Советом посторонних лиц (коллоквиуме). 2) По § 81 лит. в. п. 6 того же устава удостоение степени магистра богословия значится между делами Совета Академии, представляемыми чрез Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Преосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении преподавателя Таврической духовной семинарии, кандидата богословия, священника Николая Ильинского в степени магистра богословия. 2) Представить Его Преосвященству и в Святейший Синод по экземпляру трудов священника Н. Ильинского и копии с отзывов о них профессора Ивана Корсунского и доцента Николая Заозерского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Погребен 10 декабря в монастыре Грачанице (на Косовом поле), задушбине краля Милутина. 16 января 1901 г. Св. Синод константинопольской патриархии под председательством патриарха Константина V избрал в рашско-призренского митрополита архимандрита-серба Никифора Перича, настоятеля церкви св. Апостолов в Ферикее в Константинополе. Кандидатами, кроме архимандрита Никифора, были: Ириней Панталеон, профессор халкинского богословского училища и Дамаскин Мосхопулос, митрополичий наместник в воденской епархии. Из 12 членов Св. Синода десять подали голос за архимандрита Никифора, а двое за Иринея Панталеона. 21 января архимандрит Никифор хиротонисан в митропо- —741— лита рашско-призренской епархии. Посвящение совершил, по случаю нездоровья патриарха, амасийский митрополит Анфим в сослужении членов Св. Синода и многочисленного высшего духовенства. А 14 февраля получен султанский берат об утверждении новоназначенного митрополита 618 . Высокопреосвященный митрополит Никифор Перич, в Николай, родился 4 декабря 1862 г. в селе Баранде, в Военной Границе, недалеко от Белграда. Основную школу прошел в родном селе, затем учился в Белграде. 17 лет от роду Николай Перич с разрешения и благословения покойного митрополита Михаила принял монашеское пострижение в монастыре Вратьевнице 619 , 14 сентября 1880 г. рукоположен в иеродиакона митрополитом Михаилом и 1 марта 1881 г. в иеромонаха покойным епископом Викентием. Иеромонах Никифор поступил за тем в белградскую семинарию и по окончании курса в 1889 г. поступил для довершения богословского образования в халкинское богословское училище и здесь прошел полный курс, основательно изучив греческий язык. После сего служил некоторое время в архиерейской канцелярии митрополита Михаила и в звании синкелла управлял монастырем Раваницей 620 ; в 1893 г. состоял профессором, а некоторое время начальником сербской константинопольской гимназии. Произведенный в 1896 г. патриархом Анфимом в архимандрита, он был назначен протосинкеллом к престарелому и больному скопийскому митрополиту Мефодию, согласно просьбе последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриотическая позиция митрополита Сергия не оставалась незамеченной оккупантами в Прибалтике. По их указанию всячески пресекалось распространение посланий митрополита Сергия Страгородского . Каждый уличенный в этом или в их чтении заключался в тюрьму. Сам же митрополит объявлялся «врагом номер один рейха» и по планам оккупантов сразу после их победы, как они надеялись, должен был быть арестован и расстрелян. Митрополит Сергий высказывался с осуждением и в отношении некоторых других иерархов и священников, оказавшихся на оккупированной территории и пошедших в услужение к немцам. В Ростове-на-Дону таковыми были архиепископ Николай (Амасийский) и входившие в состав возглавляемого им епархиального управления священники. Длительное пребывание вне Москвы чрезвычайно тяготило Сергия. С лета 1943 года, когда явственно обозначился перелом в ходе войны и враг был отброшен от столицы, митрополит настойчиво ставил вопрос перед властями о своем возвращении в Москву. Наконец, в конце августа пришло сообщение о разрешении вернуться в Москву. В годы вынужденной эвакуации в Ульяновске и сам митрополит Сергий, и бывавшие у него иерархи в ходе частных бесед и во время заседаний Архиерейских соборов неоднократно обращались к теме восстановления патриаршества в Русской церкви. Им казалось, что это не только будет возвращением к традиционно-каноническому устройству церкви, но и послужит росту авторитета русского православия за пределами СССР, а внутри страны поспособствует прекращению существующих церковных расколов и течений и тем укрепит церковь . Не случайно же окружавшие в те годы Сергия люди не раз слышали от него: «Православная Русская церковь не всегда будет находиться в таком плачевном положении… мы еще доживем до времени ее расцвета и объединения». Теперь же, в канун возвращения в Москву, эти надежды казались необычайно близкими. 31 августа поезд, на котором возвращался митрополит Сергий, прибыл на Казанский вокзал. Православные верующие Москвы с почетом встретили истосковавшегося вдали от своей паствы первосвятителя. Среди встречавших были митрополиты Алексий и Николай. Присутствовавший при этой встрече епископ Молотовский Александр (Толстопятов) записал такие впечатления об этом дне: «С нескрываемой радостью Блаженнейший вошел в свои скромные покои в Бауманском переулке. Все было ему любо, все по душе: и привычная мебель, и угольник с иконостасом, и портреты святителей на стенах, и живые лица любезных ему москвичей».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010