Но в таком случае представляется совершенно непонятным, почему составитель хрестоматии обошел послания других мужей апостольских – Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского , а также творения церковных учителей Запада, корифеев западной религиозной мысли – Тертуллиана , Лактанция и особенно блаж. Иеронима, – творения, без изучения которых не обходится ни одна из западных гомилетик и историй проповедничества, авторизованных, в качестве пособий, и для нашего семинарского преподавания. Остается предположить, что составитель хрестоматии держится первого понятия о проповеди, как о пастырском устном собеседовании, почему, между прочим, и старается мимоходом приурочить как послание Климента так и трактат Киприана к беседам (насколько справедливо – увидим ниже). В таком случае читатель остается в недоумении, почему в хрестоматии нет ни одной беседы, ни одного отрывка из бесед Оригена , который, как известно, имел наиболее определяющее, можно сказать законодательное, значение в истории развития проповеди, – Оригена , творца экзегетической и нравоучительной гомилии, от которого заимствовали и содержание и метод для своих бесед такие корифеи христианской проповеди, как Василий Великий , Златоуст, а из западных большинство проповедников-экзегетов, даже сам Григорий Двоеслов ? Отчего у него нет многих других св. отцов церкви, значение которых в истории проповеди далеко немаловажно – Мефодия Патарского , одного из древнейших проповедников, немногие проповеди которого, дошедшие до нас, отличаются замечательным своеобразием изложения, Астерия Амасийского , которому Нессельман (см. его очерка §13, стр. XXVII) придает такое важное значение в истории тематизма в проповеди, Зенона Веронского , Фульгенция, Илария Пиктавийского и многих других. Дело, впрочем, объясняется очень просто: из Оригена , равно как и из других упомянутых выше проповедников ничего нет в русском переводе в тех книжках Христианского (здесь, впрочем, есть нечто из Зенона) и Воскресного Чтений, которыми нашел достаточным ограничиться, при составлении своего «труда», г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В то время в Чигирине гетманом был Юрий Хмельницкий, который, наделив его милостынею и одеждою, отпустил его в город Лысенку на прокормление, и он прожил в тамошнем греческом монастыре четыре года. Когда гетманом сделался Иван Брюховецкий, Даниил прибежал к нему в Конев, куда из Лысенки писал к гетману тамошний полковник о митрополите, питая к нему недружбу, будто он, живя в Лысенке, подговаривал казаков поддаться польскому королю, а у него не только в мысли ничего такого не было, но он не знает даже ни языка черкасского, ни грамоты. Между тем гетман послал его в Москву, где он и был поселен в «убогих дому» и тут терпит неволю многое время неведомо за что, ибо ведает-де и гетман, что он, живя в черкасах, много терпел от изменников, только-де в том воля великого государя, будто он согрешил, а чает он, митрополит, что гетман великого государя об нем не известил, а как известит, то чает к себе царской милости и свободы, а теперь не дают ему жалованья царского и кормят в монастыре. За опального митрополита вступились тогда жившие в Москве греческие власти: Лигарид, Григорий Никейский, Косьма Амасийский, которые подали государю челобитную и в ней заявляли: «Приходим мы, богомольцы твои, к твоему царскому величеству к Москве от нечестивых турок и терпим путем всякие напасти и беды, токмо надеемся утешение приять у твоего царского величества и тыя скорби все забываем; ныне же слышим, что брата нашего Варнского Даниила митрополита посылают молитися в некоторый монастырь, а про что, того нам, богомольцем твоим, неведомо, и мы о том вельми скорбим. Милосердый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалуй нас, богомольцев твоих, вели, государь, про того митрополита Даниила нам, богомольцам твоим, вину его известить предо всем освященным собором и его поставить отвещать, чтоб вина ево явна была и ему и нам, а кроме суда и сыску не велел бы государь его ссылать, чтоб нам о том скорбь и печаль перестала; царь государь, смилуйся, пожалуй!» Просьба челобитчиков была уважена, им были объявлены вины Даниила и в заключение сообщено, что Даниил будет задержан в Москве до приезда Вселенских патриархов, которые на Соборе и рассудят его дело 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

(двукратный и в церкви св. Софии), затем следуют поместные соборы, а за поместными – правила св. отцов. Комментатор с большей подробностью, чем Аристин, сообщает исторические сведения о соборах и о порядке древнецерковной жизни, сопоставляет комментируемое правило с другими, касающимися того же предмета, ссылается на императорские законы и пользуется для своих целей книгами св. Писания и творениями отцов церкви. Основания, которыми руководствовался Зонара, согласуя разноречащие правила и отдавая одному из них предпочтение пред другим в случае столкновения, могут быть сведены к следующим принципам: а) позднейшим правилом отменяется изданное раньше, б) апостольское правило имеет преимущество пред соборным, в) соборное правило преимуществует пред несоборным, г) правило вселенского собора пред правилом невселенского 848 . Третий из комментаторов Феодор Вальсамон, патриарх антиохийский 849 , составил комментарий к номоканону в XIV титулов в полном его составе, т. е. как к императорским законам (χειμενα) 850 , вошедшим в состав номоканона, так и к канонам, составлявшим так называемую синтагму, причем прямо приписал номоканон в XIV титулов патриарху Фотию, как автору. В комментировании законов Вальсамон вполне оригинален, так как ему не приходилось в этом отношении пользоваться трудами каких-либо предшествовавших канонистов. Характер этого комментария определился внешним поводом, которым Вальсамон был вызван на свой труд, и о котором он сам рассказывает в одной из схолий к номоканону 851 , и в предисловии к своему комментарию. Император Мануил Комнен и константинопольский патриарх Михаил Анхиал поручили Вальсамону комментировать сборник канонов с обращением особенного внимания на разъяснение того, что кажется в них неясным и противоречащим законам, и объяснить номоканон преимущественно путем указания на то, приняты, или не приняты известные места номоканона (κεμενα) в базилики, с тем чтобы читатели получили возможность знать, какие законы действуют и какие законы не действуют, и чтобы не считали ошибочно законов не действующих действующими, в каковую ошибку впал даже сам патриарх в деле митрополита Льва амасийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

а) Избрание св. Григория на епископскую кафедру Неокесарии. Григорий Нисский говорит, что св. Григорий, закончивши свое философское и богословское образование, удалился в пустыню. Федим Амасийский прилагал все старание дать ему начальствование в церкви, чтобы он не проводил такой доброй жизни праздно и бесполезно. Но св. Григорий, узнав об этом намерении, решил скрыться, переходя из одной пустыни в другую. Испытавши все средства для достижения поставленной цели, Федим заочно назначает его епископом Неокесарии. Этот город до того времени был совершенно языческим: в многолюдном городе и его окрестностях было не более семнадцати христиан. Вынужденный принять епископское звание, св. Григорий, по совершении. над ним всего узаконенного, испросив у Федима некоторую отсрочку для вступления в возложенное на него служение, просил себе свыше откровения тайн веры. Истина открыта была ему ночью в видении: он увидел сначала мужа, по виду старца, который указал ему на женщину, явившуюся в неземном сиянии; из беседы их между собою он не только научился истинному познанию веры, но и узнал, что явившиеся были апостол Иоанн и Мария Дева. Евангелист Иоанн в кратких словах изрек тайну веры, а Григорий, по окончании видения, записал откровение, текст которого Григорий Нисский сообщает, присовокупляя, что собственноручная запись Григория хранится и до ныне в неокесарийской церкви. Получив чрез это откровение некоторое дерзновение и смелость, Григорий оставил пустыню и устремился в город, в котором должен был устроить Богу церковь . Сообщив об изгнании по пути в город демонов из языческого храма, о передвижении скалы и связанном с этим обращении в христианство жреца (о чем будет сказано ниже), Григорий Нисский описывает вступление св. Григория в Неокесарию. Слава Григория, изгнавшего демонов и ведущего с собою и служителя их, распространилась в городе, и все жители его вышли навстречу: св. Григорий входил в город так теснимый сопровождающими, как будто весь город почтил уже его святительство. Так как в городе не было у Григория ни церковного, ни собственного дома, то спутники его начали беспокоиться, где им найти себе кров. Григорий упрекает их в том, что они забыли, что находятся под кровом небесным, и что нужно заботиться только о том доме, который созидается добродетелями. В это время знатный и богатый муж Мусоний просит его остановиться в его доме; другие также стали приглашать его к себе. Григорий пошел к первому. Слушавших слова его сперва было малое число; но прежде чем окончился день и зашло солнце, уверовали многие. В ближайшее время он привлек столько народа, что приступил к построению храма, – все деньгами и трудами содействовали этому начинанию 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Так, например, в 1636 году бахчисарайский дьячок привез мощи св. Анастасии и в челобитной царю по этому случаю заявляет: «Пожалуй меня за те мощи своим царским жалованьем, как тебе, милосердому государю, Бог известит» 66 . В 1652 году Константинопольский патриарх Иоанникий пишет царю о торговом греке Иване Михайлове, что турки причинили ему большие убытки, а он-де «имел на себе едину панагию, а в той панагии мощи св. великомученика Меркурия, яко-же нам свидетельствовали и достоверно ведомо учинилось, и несет к вам, великому государю», – просит поэтому оделить его милостынею 67 . Принося лично или посылая на Русь святыню, греки отлично знали, что делают, знали, что именно за святыню они получают определенную дачу. Так, в 1656 году бывший Константинопольский патриарх Иоанникий благодарит государя за милостыню – «до нас дошли полтораста ефимков за мощи (которые он ранее послал с греком Иваном Юрьевым), да на милостыню 300 ефимков», т.е. цена мощей самим патриархом прямо отличается от милостыни 68 . В письме к нашему константинопольскому послу Толстому Иерусалимский патриарх Досифей говорит между прочим: «Господине мой, время есть зело трудно и по премногу страшно и боимся о роде и о жизни нашей, а о издержке не отягощайся, яко мы держим и ими веру 500 левков, которые изволил к нам прислати вместо милостыни за святые мощи Златоустаго» 69 . Желая получить за святыню большую дачу, отдававшие ее иногда указывали на ее особую важность или какие-либо ее специальные, особенно ценные свойства. Например, бывший Константинопольский патриарх Иоанникий, посылая в Москву главу великомученика Агафоника, пишет относительно нее: «Се есть досточудное и многоценное упования достойно православному вашему царствию в дар; и подобает вам блюсти во святыни и молебствовати о помощи от врагов душевных и телесных, и подобает державе царствия вашего воздвигнути церковь во имя того мученика и праздновати во вся лета» 70 . Иноки афонского Иверского монастыря, посылая государю десную руку священномученика Василия, епископа Амасийского, пишут: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина, и сбираем с православных христиан много милостыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

XIV. ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ От святые иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верой и любовию приходящим к ней. (Тропарь, глас 4) Исчислить все чудотворные иконы невозможно: их ведает разве одна Царица Небесная. Мы приведём названия преимущественно тех, о коих существуют сколько-нибудь определённые сведения; упомянём и о тех, которые известны нам по одному лишь имени. Для удобства же справок предлагаем список их в азбучном порядке. В списке этом указываем годы явления, или принесения в Россию, или прославления икон Божьей Матери, дни празднования им и место нахождения их. При этом заботимся почти исключительно о полноте находящихся в России чудотворных икон и едва касаемся сущих на Западе. «Божья Матерь повсюду едина Божья Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам» – учит нас святитель Московский Филарет. Абалацкая-Знаменская, 1636–1637г. икона Знамения Б.М.: справа святитель Николай, слева преподобная Мария Египетская; в руках Богоматери свиток: радуйся, Царице, матеродевственная славо. Празднование 7 и 20 Июля и 27 Ноября, в Тобольской епархии, в Абалацком монастыре (Изображена в Русском Паломнике. 1892, стр. 49). Абульская, явилась в 692г. в Сербии; с 1570г в г. Абуле, в Испании. Празднование 11 Июня. Азовская... Азуровская, явилась 1 Сентября 856г, близ г. Азуры, в Македонии, в Амасийском монастыре. Акафистная-Зографская, 1276г., на Афоне в Зографском болгарском монастыре. Глас от неё предварил иноков о вторжении в обитель папистов. Называется «акафистной» оттого, что монахи на литургии, вместо причастна, поют пред нею акафист. Празднование 10 Октября. Акафистная-Хиландарская, на Афоне, в Хиландарском монастыре. В 1837г. осталась невредимой при пожаре иконостаса и получила название от читанного тогда пред нею акафиста. Тамошние монахи называют её и «Скоропослушницей». Празднование 12 Января Аксайская,– в Старочеркасской станице. Албазинская, см. «Слово плоть бысть» Александрийская,– 1 Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Аще же и потом противу глаголет, да не имать оправдания. Толкование: Аще который епископ, или презвитер, или диакон, извержен быв от сана собором, и мнит, яко без правды извержен бысть, се правило не возбраняет, но паче повелеваетъ ему к большему собору приступити и судитися, и от того исправитися, в них же мнится прав быти, на превращение изнесеннаго нань суда от собора того“ 21 . 18 декабря 1664 года патриарх Никон неожиданно прибыл из Воскресенского монастыря в Москву, явился, во время службы, в Успенский собор, где местоблюститель патриаршего престола, ростовский митрополит Иона, принял от него благословение. По поводу этого поступка митрополита Ионы, который, по заявлению государя, «до бóльшаго собора сообщения с ним (Никоном) не должен иметь“, по повелению царя 22 декабря, в патриаршей крестовой палате, собрался собор «из прилучившихся“ в то время в Москве митрополитов: Павла сарского, Паисия газского, Космы амасийского, Макария гревенского, Феодосия сербского и архиепископа погоянинского Нектория. Собор этот временно отстранил митрополита Иону от местоблюстительства патриаршего престола и даже совершения служб, но в то же время признал, что окончательное решение этого дела требует созвания большего собора. Действительно 10 февраля 1665 года, по делу митрополита Ионы, собрался новый – больший собор из одинадцати архиереев, на котором Иона принес покаяние в своем проступке, оставлен был по-прежнему митрополитом ростовским, но лишен был звания патриаршего местоблюстителя 22 . В 1660 году государь собрал собор, чтобы окончательно решить вопрос о Никоне и выборе ему преемника. На этом соборе, в качестве присутствовавших членов подписалось 16 архиереев, между которыми были три греческих и один сербский, 29 архимандритов, 13 игуменов, 5 протопопов и старец Епифаний Славинецкий. Кроме подписавшихся на соборе были конечно и другие лица, которые не подписывались под соборными деяниями. Собор, значит, был очень многочисленный и разнообразный по своему составу. Продолжался он очень долго, именно: открыт был 17 марта, а закончился 14 августа т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

876 Указатель для обозрения Москов. Патриаршей (ныне Синодал.) ризницы с приложением XV таблиц фотографических снимков с замечательнейших предметов Патриар. ризницы изд. в 1883 г. Москва. 881 Письма напечатаны в издан. Преосв. Саввою сборнике: Письма Филарета, митр. Моск, к Высочайшим особам и разным др. лицам, Тверь, 1888, стр. 306–325. 893 Собранные мною сведения о мощах св. Василия Амасийского напеч. в Указ. Патр. Ризн., изд. 1883 г., стр.3, примеч. под буквою: в. Примечание автора Хроники. 896 Вот некоторые сведения о митроп. Мелетии. В 2522 газеты «Новое Время» (от 7-го марта) помещена телеграмма из Софии (в Болгарии): Сегодня (5-го) секретарь генерала Соболева отправился в Константинополь по делу о высылке митрополита Мелетия Софии». 25-го февраля Мелетий выслан из Софии в монастырь так скоро, что ему не дали даже времени взять с собою хотя самые необходимые вещи (там же 2549). О митрополите Мелетии весьма неодобрительный отзыв в 14 Московских Церковных Ведомостей, 1883 г. В 2570 газеты «Новое Время» (26-го апреля) помещена корреспонденция А. Молчанова, в которой он защищает Митрополита Мелетия и утверждает, что последний потерпл арест от партии консерваторов за приверженность к России и за противодействие этой партии по железнодорожному вопросу и пр... 903 Поучение в день памяти святых триех святителей и поминовения (по случаю столетнего юбилея) святителя Московского Филарета, 30-го января 1883 года. Из «Уфим. Епарх. Ведом.» Уфа. 1883. 904 Константин, в монашестве Николай, мой келейник в Витебске († 1874 г.) Примечание автора Хроники. 905 Зверинский М. П. – мой домашний секретарь, перехавший со мною из Витебска в Харьков и там оставшийся. Примечание автора хроники. Звринский ныне чиновник Харьков, отделения Госуд. банка. 913 Напечатана в сборнике: Речи, говоренные в разное время Саввою архиеп. Тверским, Тверь, 1892, стр. 94–96. 919 Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историею. Апологетический опыт. Москва, 1883. 927 Митрополита Московского – В. В.Назаревского. Москва, 1883. 2-е издание дополненное вышло там же в 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Иерофей, еп. Афинский. (4 окт.) Иоанн Златоустый. (13 ноября). Киприан, еп. Карфагенский. (31 авг.) Кирилл. (Иерусалимский 18 марта, Александрийский 9 июня). Клим многострадальный. (Анкирский 23 янв., Римский 25 ноября). Мелетий Антиохийский. (12 февр.) Митрофан Цареградский. (4 июня). Михаил Синадский. (23 мая). Нектарий. Цареградскиии патриарх, преемник св. Григория Назианзина , предместник св. Иоанна Златоустог о, сконч. около 337 года. (Or. Chr. I. 213. Fabr. IX. 309. Act SS. oct. V. 609). Никифор Цареградский. (2 июля). Николай Мир Ликийских. (6 дек.) Нон, еп. Илиопольский в Сирии, ум. 471. (Чет. Минея 8 окт. в Житии св. Пелагии. Март. Р. 2 дек. Or. Chr. II. 901. Fabr. VIII. 602). Павел исповедник. (6 ноября). Палладий. Еп. Еленопольский, написавший для Лавса историю иноков египетских. сконч. около 430 года. (Or. Chr. I. 479. Fabr. X. 98). Памво (В рукописных греческих минеях, Павв и Пав. В Житии св. Епифания, 12 мая, упоминается епископ «именем Панний, муж свят и прозорлив», который имел 58 лет в епископстве, и страдать за Христа сподобился. Or. Chr. II. 1068. В греч. тексте он называется Павв. Памво, егип. пустынник, 18 июля). Петр Александрийский. (25 ноября). Поликарп Смирнский. (23 февр.) Прокл Цареградский. (20 ноября). Софроний Иерусалимский. (11 марта). Спиридон Тримифунтский. (12 дек.) Тарасий Цареградскиии. (25 февр.) Федим Амасийский, рукоположивший в епископа св. Григория Чудотворца , жил в 3 веке. (Чет. Минея в Житии св. Григория Неокесарийского , 17 ноября. Or. Chr. I. 523). Флавиан Цареградскиии. (18 февр.) Ювеналий Иерусалимский. (2 июля). Феодор, защитник икон. (27 дек.) Феофан, брат его. (11 окт.) Неделя сыропустная. Воспоминается изгнание Адамово из рая. Первая суббота великого поста. Воспоминается чудо коливы, бывшее от св. великомученика Феодора Тирона при Иулиане. Отступник приказал подменить продаваемые, обыкновенно, на торжище брашна идоложертвенные, с намерением осквернить ими христиан. Св. Феодор, явясь архиеп. Евдоксию, открыл ему сие коварство Иулиана, и повелел верующим пропитаться до времени вареной пшеницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

От Ксенофа до Дохиара полчаса ходу, а от Дохиара до Костамонита один час, до Кареи около четырёх часов. Главный храм в Дохиаре в честь св. Архангелов, в котором находится чудотворная икона Божией Матери, так называемой «Скоропослушницы». Кроме части того камня, с которым брошен был мальчик в море, здесь имеются части мощей следующих святых: священномуч. Харалампия, св. муч.: Мины, Кирика, Меркурия; св. Иоанна Златоуста , св. Нила Мироточивого; препод. Петра Афонского, св. Ахиллия, св. великомученика Пантелеимона, св. Давида Солунского: глава св. Филофея; части, от главы св. Иоанна Предтечи, св. Марии Магдалины, св. Мины Калликелада. св. муч. Марины, св. архидиакона Евпла; часть перста св. Иакова Персянина; кость св. Павла Фивийского; часть кости св. Апостола Андрея; кость св. великомуч. Феодора Стратилата; глава св. Дионисия Ареопагита ; глава св. Феодора Начертанного; глава св. Василия Амасийского; кость св. Космы Бессребреника, св. Иоанна Милостивого, Феодора Тирона и другие. Кроме соборного храма св. Архангелов, есть здесь параклисы: 1) Пресвятой Богородицы Скоропослушницы; 2) Успения Пресвятой Богородицы; 3) трёх Святителей; 4) св. 40 мучеников; 5) св. бессребреников Космы и Дамиана; 6) св. муч. Никиты; 7) св. Николая Чудотворца; 8) св. Онуфрия. Дохиар основан Евфимием, бывшим келарем, или дохиаром в лавре св. Афанасия, при жизни самого святого. Впоследствии, удалившись из лавры сюда, Евфимий основал здесь обитель. В намять своего лаврского послушания, он назвал ее Дохиарской или Келарской. Вслед за Евфимием прибыль его близкий родственник Николай, вельможа Византийского двора и, облагодетельствовав новую обитель, почил в ней под именем Неофита. Евфимий и Неофит почитаются в числе преподобных Афонских (см. Афонский Патерик). В обители существует чудотворный источник Архангелов, под именем агиасмы. 4. Костамонит (Киновия) От Костамонита до Кареи – три часа ходу, до Зографа – один час. Соборная церковь посвящена в честь св. первомученика Стефана. Кроме части багряницы Христовой, мощи здесь: св. первомученика и архидиакона Стефана – кость от руки; глава священномученика Власия; часть плеча св. царя Константина; св. Трифона рука и другие части св. мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010